Научная статья на тему 'ИНКЛЮЗИВНАЯ КУЛЬТУРА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ'

ИНКЛЮЗИВНАЯ КУЛЬТУРА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
242
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инклюзивное образование / инклюзивная культура / дети с особым типом развития / адаптация / inclusive education / inclusive culture / children with special type of development / adaptation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е А. Шумилова, Н Н. Уварова

Эффективность внедрения идей инклюзии в образовательное пространство России находится в прямой зависимости от квалификации кадров, работающих на разных уровнях образовательной системы, что требует внесения изменений в существующий процесс подготовки будущих педагогов на этапе их профессионального образования. В статье представлен анализ состояния проблемы формирования инклюзивной культуры будущих учителей-дефектологов, рассмотрены основные понятия данного феномена, а также представлен анализ возможных путей решения. Авторы делают вывод о том, что при своевременной нормативно-правовой, психологической, а также методической подготовке педагогов к условиям инклюзивного образования эффективность обучения детей с нарушениями в развитии возрастет, а, следовательно, появится возможность адаптировать «особых детей» к условиям внешней среды, к социуму с помощью ресурсов открытого образовательного пространства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCLUSIVE CULTURE OF THE FUTURE TEACHER-DEFECTOLOGIST AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF INCLUSIVE EDUCATION IN RUSSIA

The effectiveness of implementing the ideas of inclusion in the educational space of Russia is directly dependent on the qualifications of personnel working at different levels of the educational system, which requires changes to the existing process of training future teachers at the stage of their professional education. The article presents an analysis of the state of the problem of forming an inclusive culture of future teachers-defectologists, considers the main concepts of this phenomenon, and also analyzes possible solutions. The authors conclude that with timely regulatory, psychological, and methodological training of teachers for inclusive education, the effectiveness of teaching children with developmental disabilities will increase, and, consequently, it will be possible to adapt the children to the external environment, to society using the resources of an open educational space

Текст научной работы на тему «ИНКЛЮЗИВНАЯ КУЛЬТУРА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ»

Библиографический список

1. Власов М. Гибкость мышления. Available at: https://psichel.ru/gibkost-myshleniya/

2. Гибкие навыки. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B8%D0%B1%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%BD%D0%B0%D0%B2%D1%8B%D0%BA%D0%B8

3. Что такое гибкое мышление. Available at: https://salesacademy.com.ua/content/%D1%87%D1%82%D0%BE-%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B5

4. Амчиславская Е.Ю. Инновационные технологии в обучении студентов-дизайнеров. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 4 (83): 143 - 144.

5. Lippman L.H., Ryberg R., Carney R., Moore K. Key "soft skills" that foster youth workforce success: toward a consensus across fields. Available at: https://www.childtrends.org/ wp-content/uploads/2015/06/2015-24WFCSoftSkills1.pdf

6. Глузман А.В., Горбунова Н.В. Искусство педагогики. Гуманитарные науки. Ялта. 2016; № 4 (36): 11 - 18.

7. Глузман Н.А., Горбунова Н.В. Профессионализм педагога: успешность и карьера: монография. Ялта, 2017.

8. Горбунова Н.В. От выбора профессии к профессиональной карьере и успеху в жизни. Гуманитарные науки. Ялта. 2016; № 2 (34): 28 - 33.

9. Агибова И.М., Сорокопуд Ю.В., Филимонюк Л.А. Инновационные процессы в образовании. Ставрополь, 2014.

References

1. Vlasov M. Gibkost' myshleniya. Available at: https://psichel.ru/gibkost-myshleniya/

2. Gibkie navyki. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B8%D0%B1%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%BD%D0%B0%D0%B2%D1%8B%D0%BA%D0%B8

3. Chto takoe gibkoe myshlenie. Available at: https://salesacademy.com.ua/content/%D1%87%D1%82%D0%BE-%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B5

4. Amchislavskaya E.Yu. Innovacionnye tehnologii v obuchenii studentov-dizajnerov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 4 (83): 143 - 144.

5. Lippman L.H., Ryberg R., Carney R., Moore K. Key "soft skills" that foster youth workforce success: toward a consensus across fields. Available at: https://www.childtrends.org/ wp-content/uploads/2015/06/2015-24WFCSoftSkills1.pdf

6. Gluzman A.V., Gorbunova N.V. Iskusstvo pedagogiki. Gumanitarnye nauki. Yalta. 2016; № 4 (36): 11 - 18.

7. Gluzman N.A., Gorbunova N.V. Professionalizmpedagoga: uspeshnost'ikar'era: monografiya. Yalta, 2017.

8. Gorbunova N.V. Ot vybora professii k professional'noj kar'ere i uspehu v zhizni. Gumanitarnye nauki. Yalta. 2016; № 2 (34): 28 - 33.

9. Agibova I.M., Sorokopud Yu.V., Filimonyuk L.A. Innovacionnyeprocessy v obrazovanii. Stavropol', 2014.

Статья поступила в редакцию 07.12.20

УДК 378

Shumilova E.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Defectology and Special Psychology, Kuban State University (Krasnodar); Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected] Uvarova N.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Pedagogy and Health Culture, Financial and Industrial University "Synergy" (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

INCLUSIVE CULTURE OF THE FUTURE TEACHER-DEFECTOLOGIST AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF INCLUSIVE EDUCATION IN RUSSIA.

The effectiveness of implementing the ideas of inclusion in the educational space of Russia is directly dependent on the qualifications of personnel working at different levels of the educational system, which requires changes to the existing process of training future teachers at the stage of their professional education. The article presents an analysis of the state of the problem of forming an inclusive culture of future teachers-defectologists, considers the main concepts of this phenomenon, and also analyzes possible solutions. The authors conclude that with timely regulatory, psychological, and methodological training of teachers for inclusive education, the effectiveness of teaching children with developmental disabilities will increase, and, consequently, it will be possible to adapt the children to the external environment, to society using the resources of an open educational space.

Key words: inclusive education, inclusive culture, children with special type of development, adaptation.

Е.А. Шумилова, д-р пед. наук, доц., зав. каф.дефектологии и специальной психологии, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар, проф. ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: [email protected] Н.Н. Уварова, канд. пед. наук, доц., зав. каф. педагогики и культуры здоровья НОЧУ ВО «Финансово-промышленный университет «Синергия», г. Москва, E-mail: [email protected]

ИНКЛЮЗИВНАЯ КУЛЬТУРА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Эффективность внедрения идей инклюзии в образовательное пространство России находится в прямой зависимости от квалификации кадров, работающих на разных уровнях образовательной системы, что требует внесения изменений в существующий процесс подготовки будущих педагогов на этапе их профессионального образования. В статье представлен анализ состояния проблемы формирования инклюзивной культуры будущих учителей-дефек-тологов, рассмотрены основные понятия данного феномена, а также представлен анализ возможных путей решения. Авторы делают вывод о том, что при своевременной нормативно-правовой, психологической, а также методической подготовке педагогов к условиям инклюзивного образования эффективность обучения детей с нарушениями в развитии возрастет, а, следовательно, появится возможность адаптировать «особых детей» к условиям внешней среды, к социуму с помощью ресурсов открытого образовательного пространства.

Ключевые слова: инклюзивное образование, инклюзивная культура, дети с особым типом развития, адаптация.

Современная система образования России на протяжении нескольких десятилетий характеризуется активным развитием интеграционных процессов, задаются новые смыслы-векторы, появляются новые формы образования, что обеспечивает серьезный эволюционный скачок в развитии инклюзии как реальной возможности для формирования модели российского образования, которая основывается на принципах гуманизации, толерантности, обеспечения всеобщего доступа к образованию. За последние десятилетия количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) значительно возросло. Значительная часть из них (дети с сохранным интеллектом) могут получать образование наравне со сверстниками, не имеющими отклонений в развитии. Следует отметить, что на государственном уровне серьезное внимание заслуженно уделяется проблеме обучения, воспитания, социальной адаптации и реабилитации детей с ОВЗ, включенных в систему инклюзивного образования. В образовательных организациях создаются специальные условия для успешного освоения ими соответствующего образовательного маршрута. Современные изменения в образовании, связанные с идеей инклюзии и законодательным закреплением

понятия «инклюзивное образование», приобрели системный характер. Однако для повышения эффективности освоения вариативных моделей образовательной инклюзии необходимо в первую очередь решить проблему формирования инклюзивной культуры педагога, обучающего и воспитывающего детей с разными индивидуальными характеристиками физического или психического состояния. Система образования меняется не только на административном или организационном уровнях, модифицируется и ее смысловое и ценностно-содержательное наполнение, что справедливо выдвигает новые требования к квалификации педагога. Именно поэтому вполне закономерно, что вопросы профессиональной подготовки будущих педагогов для работы в условиях инклюзивного взаимодействия актуализированы и высвечены в проблемном поле обсуждаемых идей. Необходимость изучения требований Федерального образовательного стандарта высшего образования и ценностно-смыслового содержания профессиональной подготовки студентов дефектологических специальностей обусловлено потребностью образовательной практики в педагоге, не только обладающем высоким уровнем профессиональных компетенций, но и характеризующемся выраженной

субъектной позицией, способностью к саморазвитию и самосовершенствованию. Важная роль в выполнении этой задачи принадлежит именно системе профессионального образования, поскольку прежде всего педагогические кадры будут выполнять миссию перевода системы образования на качественно новый уровень. Кроме того, иллюстрацией профессионального портрета педагога, работающего с детьми, имеющими особые образовательные потребности, является сформированная система профессионально-ценностных ориентаций: признание ценности личности ребенка, независимо от степени, формы и тяжести его нарушения; направленность деятельности не только на получение образовательного результата, но и на развитие личности ребенка с нарушением в развитии в целом; осознание себя как носителя культуры и ее транслятора для детей с нарушениями в развитии; понимание творческой сущности педагогической деятельности с особыми детьми, требующей огромных интеллектуальных, моральных, духовных и энергетических затрат [1 - 12]. Совершенно очевидно, что наличие положительной профессионально-ценностной ориентации будущего дефектолога является свидетельством сформированности у него компонентов инклюзивной культуры и может стать условием позитивной профессиональной социализации молодого специалиста, а ее отсутствие - причиной деформации профессионального портрета педагога, краха перспектив на успешное профессиональное становление и развитие в условиях инклюзивного образовательного пространства.

В процессе анализа литературных источников структурно-сущностное наполнение понятия «инклюзивная культура» может быть представлено следующими взаимосвязанными компонентами:

1. Когнитивный компонент предполагает общие теоретические и прикладные знания об особенностях детей с разными нозологиями из области междисциплинарного пространства - педагогики, психологии, медицины, философии, социологии и др.; представления о сущности инклюзивного образования, вариантах осуществления инклюзивного взаимодействия, коррекционно-педагогических средствах, обеспечивающих организацию не только учебного процесса, но и актуализацию ресурсного пространства вне учебной деятельности: возможности дополнительного образования, культурные практики, учреждения социальной сферы и др.

2. Ценностно-мотивационный компонент включает, прежде всего, личностную ценность образовательной деятельности в инклюзивном образовании. Данный компонент предполагает осмысленный, сознательный выбор и устойчивую мотивацию как ясно выраженную направленность интересов и потребностей субъекта в решении профессиональные вопросов и задач с опорой на ценностные ориентации, о которых мы упоминали чуть раньше. Структурно этот компонент может быть представлен мотивацией к инклюзивной образовательной деятельности, стремлением к самосовершенствованию и самореализации в профессиональной деятельности, потребностью в достижении профессиональной цели.

3. Аффективный компонент заключает в себе эмоции, чувства, переживания, возникающие в ходе реализации идей инклюзии в образовательном пространстве, в социуме. Данный компонент обеспечивает регуляцию переживаний, связанных с разрешением ситуаций инклюзивного взаимодействия, выработку собственного отношения (принятие или отторжение) к принципам и ценностям инклюзивного взаимодействия.

4. Социально-коммуникативный компонент отражает способность организовывать и поддерживать эффективное взаимодействие и общение с каждым участником инклюзивного образовательного пространства, находить и реализо-вывать адекватные ситуации средства и техники эффективной коммуникации (традиционные и альтернативные), позволяющие выстраивать «горизонтальные» и «вертикальные» схемы инклюзивного взаимодействия.

5. Операционально-деятельностный компонент является актуализацией интегративной совокупности всех компетенций и профессионально значимых личностных качеств, соотнесением их с решением конкретных педагогических задач и трансформацией идей образовательной инклюзии в способы профессиональной деятельности.

6. Рефлексивный компонент предполагает анализ и осмысление процесса взаимодействия субъектов инклюзивного образовательного пространства (дети с ОВЗ, их сверстники без ОВЗ, родители детей с ОВЗ, родители детей без ОВЗ, педагоги и администрация образовательной организации, специалисты психолого-педагогического консилиума (учителя-дефектологи, учителя-логопеды, социальные педагоги, педагоги-психологи и т.д.); образовательные результаты (образовательные эффекты); собственная деятельность и др.

Таким образом, структурно-содержательное наполнение инклюзивной культуры педагога как в целом, так и каждого ее компонента в частности представлено совокупностью академических, профессиональных компетенций и социально-личностных характеристик. Мы понимаем, что инклюзивное образование может быть построено только педагогами - носителями инклюзивной культуры, однако, как показывает практика, ее компоненты формируются далеко не у всех педагогов на этапе их профессионального образования и, к сожалению, не всегда обнаруживаются у педагогов, уже имеющих опыт собственной профессиональной деятельности. Напротив, значительная часть представителей профессионального педагогического сообщества испытывают большие трудности при адаптации в стремительно изменяющихся социальных, экономических, профессиональных условиях, и тогда отсутствие инклюзивной культуры может стать причиной серьезных социально-психологических проблем личности - от внутренней неудовлетворенности до социальной конфронтации и агрессии. Для

того чтобы задать четкие ориентиры в понимании направлений деятельности по формированию инклюзивной культуры будущего дефектолога, обратимся к характеристике уровней ее сформированности. На наш взгляд, критериями в данном случае могут выступить следующие: осознание необходимости инклюзивной образовательной практики, эмпатичность, педагогический оптимизм и позитивная оценка своего предыдущего опыта в сфере инклюзивной деятельности, способность к профессиональной рефлексии, готовность к преодолению неудач, гибкость мышления и поведения в зависимости от ситуации, склонность к творчеству и предвосхищение искомого педагогического результата еще на стадии выбора стратегии воздействия. Обобщив диагностические показатели, условно можно охарактеризовать высокий, средний, и низкий уровни сформированности инклюзивной культуры. Рассмотрим подробнее каждый из них.

Высокий уровень: системность академических, профессиональных и социально-личностных компетенций, определяющих содержание инклюзивной готовности; сформирован рефлексивно-ценностный опыт достижения позитивного социального и образовательного инклюзивного результата; выражена нацеленность на обеспечение эффективной профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образовательного пространства: демонстрируется готовность к использованию вариативных стратегий инклюзивного образования, представлена осознанная мотивированность и владение способами реализации социализирующей, адаптационной и коррекционно-развивающей функций инклюзивного образования. Профессионально важные качества педагога инклюзивного образования сформированы в полном объеме.

Средний уровень: академические, профессиональные и социально-личностные компетенции, определяющие содержание инклюзивной готовности в целом сформированы, однако могут носить фрагментарный, ситуативный характер: проявляется готовность опираться в практической деятельности на философию и методологию инклюзивного образования, принимать и позиционировать его ценности и принципы. Демонстрируется способность к содержательно-смысловому анализу профессиональной деятельности, принятию ценности инклюзивного образования, однако не всегда профессиональная деятельность осуществляется на их основе. В целом понимание и принятие позиции «педагог инклюзивного образования».

Низкий уровень: минимальный набор профессиональных и социально-личностных компетенций, при этом академические компетенции, характеризующие феномен инклюзивного образования, практически не сформированы; отсутствует результативность профессиональных достижений в области инклюзивного взаимодействия. При организации и реализации инклюзивной практики отсутствует опора на методологию и философию инклюзивного образования, отрицание ценностей и принципов инклюзивного образования. Демонстрируются глубокие затруднения в выявлении образовательных потребностей детей с ОВЗ.

Обозначенные уровни не представляют собой научный диагностический инструментарий, а служат исключительно для осмысления стратегических целей и определения тактических задач по формированию инклюзивной культуры будущих учителей-дефектологов в образовательном пространстве вуза.

Очевидно, что необходимым условием для обеспечения положительных образовательных результатов детей с ОВЗ является сформированная инклюзивная культура педагога, а потому обращение к данной теме актуально именно в аспекте повышения качества профессиональной подготовки студентов, формирования их готовности к профессиональной деятельности в условиях инклюзии.

В соответствии с принятым в мае 2015 г Федеральным законом №122, начиная с 2016 года, в России для целого ряда профессий и специальностей последовательно вводятся «профессиональные стандарты». Так, уже действуют профессиональные стандарты «Педагог», «Специалист в области воспитания», «Психолог». Эти нормативные документы позволяют привести в соответствие требования работодателя и запросы реальной образовательной практики с содержанием профессиональной подготовки будущих молодых специалистов. При этом вопрос о введении в действие профессионального стандарта «Дефектолог» остается открытым. До настоящего времени дискуссионным остается определение набора и содержания обобщенных трудовых функций и трудовых действий. Вероятно, данная ситуация не является случайной. Совершенно очевидно, что современный дефектолог - это не «узкий» специалист, как было принято называть его раньше, а профессионал, обладающий системными знаниями из междисциплинарного пространства.

Таким образом, проблема формирования инклюзивной культуры педагога является весьма актуальной и в силу своей важности и сложности требует глубокого комплексного изучения. Становится очевидным, что при решении актуальных задач реализации идей инклюзивного образования следует уделять особое внимание не только детям с ограниченными возможностями здоровья, обучающимся в условиях инклюзии, но и педагогам, обучающим их. При своевременной нормативно-правовой, психологической, а также методической подготовке педагогов к условиям инклюзивного образования эффективность обучения детей с нарушениями в развитии возрастет, а, следовательно, появится возможность адаптировать «особых детей» к условиям внешней среды, к социуму с помощью ресурсов открытого образовательного пространства. Резюмируя вышесказанное, уточним, что инклюзивную культуру, наполнение педагогов ее ценностно-смысловым содержанием можно рассматривать в качестве наиважнейшего основания для развития инклюзивного образования.

Библиографический список

1. Шумилова Е.А., Чернышенко Н.С. Профессиональный портрет педагога - компонент бренда инклюзивной дошкольной образовательной организации. Гуманитарные технологии в современном мире: материалы VIII Международной научно-практической конференции: в 2 ч. Калининград, 2020.

2. Алехина С.В. Инклюзия как мировоззрение и образовательная концепция. Инклюзивное образование: история и современность. Москва: Педагогический университет «Первое сентября», 2013.

3. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М., Хотылева Т.Ю. и др. Нейропсихологический подход в инклюзивном образовании. Инклюзивное образование: методология, практика, теория: материалы научно-практической конференции. Москва: МГППУ, 2011: 71 - 73.

4. Егорова Е.И. Дифференцированный подход в обучении русскому языку детей с разными возможностями на коррекционно-развивающих занятиях - один из методов инклюзивного образования. Инклюзивное образование: сборник научно-методических материалов. Москва: Спутник+, 2015: 96 - 102.

5. Конвенция ООН о правах инвалидов. Принята Генеральной Ассамблеей ООН - 13 декабря 2006 года. Подписана Российской Федерацией - 24 сентября 2008 года Ратифицирована Российской Федерацией - 25 сентября 2012 года. Available at: https://base.garant.ru/2565085/

6. О федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 220 годы. Постановление Правительства РФ от 23 мая 2015 года № 497. Available at: https://base. garant.ru/71044750/

7. Профессиональный стандарт педагога. Утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г № 544н. Available at: https://base.garant.ru/70535556/

8. Сластенин В.А. и др. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических ученых заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 2002.

9. Сыромятникова Л.И., Борисова Л.П. Актуальность инклюзивного образования в современном мире. Молодой ученый. 2016; № 5: 741 - 743.

10. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон-273. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

11. Послание Президента России В.В. Путина к Федеральному собранию от 12 декабря 2013 года. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/38057

12. Шумилова Е.А. Педагог и родитель цифровой эпохи в призме инклюзии. Преемственная система инклюзивного образования: теоретические и практические аспекты: материалы IX Международной научно-практической конференции. Казань, 2020: 12 - 17.

References

1. Shumilova E.A., Chernyshenko N.S. Professional'nyj portret pedagoga - komponent brenda inklyuzivnoj doshkol'noj obrazovatel'noj organizacii. Gumanitarnye tehnologii v sovremennom mire: materialy VIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 2 ch. Kaliningrad, 2020.

2. Alehina S.V. Inklyuziya kak mirovozzrenie i obrazovatel'naya koncepciya. Inklyuzivnoe obrazovanie: istoriya i sovremennost'. Moskva: Pedagogicheskij universitet «Pervoe sentyabrya», 2013.

3. Ahutina T.V., Pylaeva N.M., Hotyleva T.Yu. i dr. Nejropsihologicheskij podhod v inklyuzivnom obrazovanii. Inklyuzivnoe obrazovanie: metodologiya, praktika, teoriya: materialy nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva: MGPPU, 2011: 71 - 73.

4. Egorova E.I. Differencirovannyj podhod v obuchenii russkomu yazyku detej s raznymi vozmozhnostyami na korrekcionno-razvivayuschih zanyatiyah - odin iz metodov inklyuzivnogo obrazovaniya. Inklyuzivnoe obrazovanie: sbornik nauchno-metodicheskih materialov. Moskva: Sputnik+, 2015: 96 - 102.

5. Konvenciya OON o pravah invalidov. Prinyata General'noj Assambleej OON - 13 dekabrya 2006 goda. Podpisana Rossijskoj Federaciej - 24 sentyabrya 2008 goda Ratificirovana Rossijskoj Federaciej - 25 sentyabrya 2012 goda. Available at: https://base.garant.ru/2565085/

6. O federal'noj celevoj programme razvitiya obrazovaniya na 2016 - 220 gody. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 23 maya 2015 goda № 497. Available at: https://base.garant. ru/71044750/

7. Professional'nyj standartpedagoga. Utverzhden Prikazom Ministerstva truda i social'noj zaschity Rossijskoj Federacii ot 18 oktyabrya 2013 g. № 544n. Available at: https://base. garant.ru/70535556/

8. Slastenin V.A. i dr. Pedagogika: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih pedagogicheskih uchenyh zavedenij. Moskva: Izdatel'skij centr "Akademiya", 2002.

9. Syromyatnikova L.I., Borisova L.P. Aktual'nost' inklyuzivnogo obrazovaniya v sovremennom mire. Molodojuchenyj. 2016; № 5: 741 - 743.

10. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon-273. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

11. Poslanie Prezidenta Rossii V.V. Putina kFederal'nomu sobraniyu ot 12 dekabrya 2013goda. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/38057

12. Shumilova E.A. Pedagog i roditel' cifrovoj 'epohi v prizme inklyuzii. Preemstvennaya sistema inklyuzivnogo obrazovaniya: teoreticheskie i prakticheskie aspekty: materialy IX Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Kazan', 2020: 12 - 17.

Статья поступила в редакцию 05.12.20

УДК 378

Ehaeva R.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University (Grozny, Russia),

E-mail: [email protected]

Musaeva I.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Education Management, Dagestan State Pedagogical University

(Makhachkala, Russia)

Ibragimova T.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Chemistry and Methods of Teaching Chemistry, Chechen State Pedagogical

University (Grozny, Russia)

FORMATION OF THE IMAGE OF THE PROFESSION IN THE CONSCIOUSNESS OF STUDENT YOUTH. The article studies the process of forming the image of the profession in the minds of student youth. The formation of a young person, his social maturity, the choice of a further life path passes through all spheres of life. Realization is carried out through training and education, through the assimilation of the experience of previous generations. The future profession is a difficult and responsible step taken by every student in his life. Everyone wants to find their calling in the future. When choosing a profession, several factors must be taken into account, first of all, the student's interest in the chosen one, as well as in the age of modern technologies, the chosen activity should be relevant for the future. The organization of the educational process in the educational organization should be based on knowledge of the psychological characteristics of the student's personality on different courses of study, which should be approached comprehensively, exploring different areas: motivational, strong-willed, emotional, cognitive, etc.

Key words: image of profession, professional self-determination, student youth.

Р.М. Эхаева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: [email protected]

И.П. Мусаева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала

Т.В. Ибрагимова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный

ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА ПРОФЕССИИ В СОЗНАНИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ

В статье изучен процесс формирования образа профессии в сознании студенческой молодёжи. Становление молодого человека, его социальная зрелость, выбор дальнейшего жизненного пути проходят через все сферы жизнедеятельности. Реализация осуществляется через обучение и воспитание, через усвоение опыта предшествующих поколений. Будущая профессия - это сложный и ответственный шаг принимаемый каждым студентом в своей жизни. Каждый хочет найти свое призвание в будущем. Безусловно, при выборе профессии надо учитывать несколько факторов, прежде всего, заинтересованность в выбранном пути самого студента, а также в век современных технологий выбранная деятельность должна быть актуальна для дальнейшего будущего.

Ключевые слова: образ профессии, профессиональное самоопределение, студенческая молодёжь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.