УДК [37.036:76]:371.398
Н. Б. Смирнова, Ю. А. Семенова
О ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У УЧАЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ШКОЛ
Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,
г. Чебоксары, Россия
Аннотация. В статье рассматривается методика формирования предпрофессиональных компетенций у учащихся на уроках декоративной композиции в детской художественной школе в формате экспериментального проекта, главное направление которого - развитие самостоятельности и креативности. Он проводился в рамках оптимизированной программы федеральных государственных требований. Так как проектный метод ориентирован на самостоятельность, учащиеся не только получали на занятиях знания для выполнения декоративной композиции, но и обучались применять их самостоятельно. Приведен также пример методики, предназначенной для выявления потенциала учащихся в их творчестве.
Обладание учащимися художественной школы предпрофессиональными компетенциями способствует развитию их профессиональных компетенций в дальнейшем обучении: как в профессиональных, так и в высших учебных заведениях.
Ключевые слова: предпрофессиональные компетенции, федеральные государственные требования (ФГТ), метод проекта, декоративная композиция, креативность, самостоятельность.
Актуальность исследуемой проблемы. Сегодня актуальна проблема овладения учащимися художественных школ предпрофессиональными компетенциями на уроках декоративной композиции с внедрением проектной методики обучения. Проект является дополнительным звеном для наилучшего достижения поставленных целей федеральных государственных требований (далее - ФГТ), таких как: выявление одаренных детей и формирование у них комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы соответствующего вида искусств [5].
Предпрофессиональная подготовка должна формировать у учащихся комплекс знаний, умений и навыков, что позволит им в дальнейшем осваивать профессиональные
© Смирнова Н. Б., Семенова Ю. А., 2018
Смирнова Наталья Борисовна - доктор педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой изобразительного искусства и методики его преподавания Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: [email protected]
Семенова Юлия Александровна - студентка II курса направления подготовки магистрантов «Педагогическое образование» (магистерская программа «Декоративно-прикладное искусство в системе непрерывного художественного образования») факультета художественного и музыкального образования Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.11.2017
программы в области изобразительного искусства в целом. Принятие Министерством культуры РФ ФГТ к минимуму содержания дополнительных предпрофессиональных программ ведет к оптимизации учебного процесса, к качественной теоретической части знаний, практической и творческой подготовке обучающихся. Как оказалось, этого недостаточно для развития самостоятельной и креативной деятельности. Развитие исследовательских качеств ребенка важно для создания самостоятельной личности. Самообразование и креативность человека невозможны без познания [5].
Материал и методика исследований. В статье использованы теоретические методы по проблеме, изучены законодательные акты Министерства культуры РФ и интернет-источники, проведен анализ и синтез информации печатных изданий, сравнение данных учебных планов и программ для полного понимания проблемы дополнительного пред-профессионального образования, рассмотрена проблема формирования предпрофессио-нальных компетенций у учащихся художественных школ [5], [7].
Результаты исследований и их обсуждение. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 2012 года предусмотрена реализация в детских художественных школах дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области изобразительного искусства. Введение в действие в 2012 г. федеральных нормативных актов закрепило особый статус детских художественных школ как учреждений предпрофессионального образования. В связи с принятием Министерством культуры ФГТ к минимуму содержания дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области изобразительного искусства произошли следующие изменения:
1) увеличился срок освоения программ в художественной школе;
2) содержание, структура и условия программ проработаны с учетом ФГТ для укрепления единого образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства;
3) при приеме на обучение в художественную школу проводится отбор детей в форме творческих заданий, что позволяет определить их способности к рисованию и художественной деятельности;
4) для зачисления в образовательное учреждение необходимо сдать ряд вступительных экзаменов и набрать определенную сумму баллов;
5) выполнение домашнего задания обучающимися является обязательным;
6) проводится промежуточная аттестация в каждом полугодии в форме контрольного урока, зачета, экзамена.
ФГТ ориентированы на формирование у обучающихся предпрофессиональных компетенций, т. е. личностных качеств (что необходимо для духовного и культурного развития личности), эстетического вкуса, нравственности (для духовного развития), умения ценить прекрасное в искусстве (для развития самостоятельности), культуры взаимодействия с окружающим миром (достигается при воспитании детей в эмоционально-доброжелательной атмосфере), комплекса знаний, умений, навыков (для подготовки к обучению в заведениях профессионального образования).
В основе личностных качеств должна быть самостоятельность - в планировании домашней работы, контроле своей учебной деятельности, умении адекватно оценить свой труд, обладании навыками взаимодействия с окружающими (одноклассниками и преподавателем), уважении иного мнения, взглядов, получении навыков анализа собственного успеха или неудачи в учебной деятельности, определении лучшего способа в повышении результата [7].
В условиях интенсивного развития инновационных процессов в общественной, экономической и политической жизни страны возрастает потребность в формировании самостоятельной и креативной личности учащегося, готового к самостоятельности и ответственности во взрослой жизни. Это предполагает и концепция российского образования, подразумевающая включенность учащихся в процесс обучения [1].
Согласно приказу Министерства культуры РФ от 12 марта 2012 г. № 156 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства», учреждение имеет право реализовы-вать программу в сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам [7].
В 2012 г. введены федеральные нормативные акты, закрепившие особый статус детских художественных школ как учреждений предпрофессионального образования. В связи с этим есть потребность раскрытия формулировки, что же такое - предпрофессио-нальное обучение. Предпрофессиональное является начальным образованием, основой профессионального образования. Этот термин объясняет качество образования в детских художественных школах, где есть календарно-тематические планы, графики обучения, промежуточные и итоговые аттестации, все как в среднем и высшем учебном заведении.
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» цель предпрофессионализации - в выявлении одаренных детей и формировании комплекса знаний, навыков и умений для дальнейшего освоения профессиональных компетенций на следующей ступени обучения.
Проанализировав информацию о проблеме предпрофессионального обучения учащихся, мы пришли к выводу, что «Требования к минимуму содержания дополнительной предпрофессиональной программы» (достигнутые знания, сформированные умения, навыки в предметных областях и по предметам) подводят к оптимизации учебного процесса как такового и дают возможность корректировки имеющихся планов. С введением в реализуемую программу ФГТ блока занятий на проектный метод становится целесообразным сочетание теоретических знаний с их применением на практике.
Если проанализировать разные исторические периоды, то увидим, что идея проектирования всегда актуальна в эпохи перемен. Именно они определяют географию и хронологию преемственности развития проектной деятельности в мировой культуре. На современном этапе развития общества, который характеризуется необычайной подвижностью и изменчивостью, проектный тип культуры начинает доминировать. Он становится одним из центральных культурных механизмов преобразования действительности [4, с. 32].
Что же такое метод проектов? Доктор педагогических наук, профессор Е. С. По-лат пишет, что «это способ достижения дидактической цели через детальную разработку, которая завершается практическим результатом, оформленным тем или иным образом» [9, с. 193-200]. Это и совокупность приемов, действий в определенной последовательности для достижения поставленной цели, и своеобразное средство «упражнения в творчестве» [3, с. 28-33], [11].
Проектный метод обучения предоставляет учащимся возможность приобрести знания в процессе работы над декоративной композицией, интегрируя полученные навыки, применяя их в собственной работе. Декоративная композиция имеет высокую степень выразительности и модифицированности, стилизованности или же абстрактности элементов, которые придают ей вид, усиливающий чувственное восприятие [2, с. 11-75].
В дополнение к программе ФГТ был проведен экспериментальный проект, направленный на формирование у учащихся предпрофессиональных компетенций в создании декоративной композиции, с учетом возрастной группы учащихся второго класса, обучающихся по программе ФГТ. Основой исследования является формирование предпро-фессиональных компетенций учащихся по критериям развития личности - самостоятельность и креативность.
В ходе реализации экспериментального проекта был проведена диагностика результатов освоения программы обучения до начала проекта и на стадии завершения. Критериями оценки предпрофессиональных компетенций были выбраны два: креативность и самостоятельность. Показатели креативности - самореализация учащегося, принятие и создание новой идеи, отход от традиционных схем мышления; самостоятельности - самодисциплина, личная ответственность, удовлетворение от процесса самосовершенствования и самопознания, выполнение действий в последовательности. Способ диагностики креативности - свобода выбора действия, тест на выявление гибкости, оригинальности и т. п.; самостоятельности - анкетирование на выявление способности к независимости действий и суждений, обладание инициативностью и решительностью, контрольная самостоятельная работа. Уровни развития креативности учащихся: низкий (боязнь критики, некоммуникабельность), средний (неопределенность), высокий (умение создавать не по шаблону, гибкость, оригинальность, сопротивление стереотипам); самостоятельности: низкий (боязнь, безответственность), средний (средняя самооценка, неорганизованность в планировании действий), высокий (самоконтроль, инициативность, понимание поставленной цели, умение запланировать и реализовать, получить результат).
Результаты диагностики исходного уровня сформированности предпрофессиональ-ных компетенций у учащихся экспериментальной группы по критерию креативности: низкий и средний, по критерию самостоятельности: средний. Для повышения уровня развития учащихся по указанным критериям в учебной деятельности была применена система технологии, где нужно рассказать, показать и сделать самому.
Проект «Спрячь/найди букву» предназначен для выявления потенциала у учащихся в творчестве, рассчитан на 8 занятий, по 2 академических часа в каждом. Первые четыре занятия проводятся как обучающие навыкам: учащиеся делают упражнения, используя технологию, показанную им в начале занятия, и творческий подход, находят букву и прорисовывают ее (рис. 1), т. е. применяют навыки и приемы рисования. На пятом занятии учащиеся приступают к эскизу предполагаемой декоративной композиции, применяют креативные идеи, самостоятельно решают, как будут использоваться полученные знания в ее создании; на шестом - начинают рисовать композицию на листе формата А3, прячут букву (рис. 2), применяя знания, навыки, методы и проявляя способности к оригинальности создания декоративной композиции и самостоятельному решению проблем.
Выполняя творческие упражнения проекта, учащиеся художественной школы получают возможность вариативности решения задач: воспроизвести задание двумя способами и более. Креативность как критерий компетентности является творческой способностью создания новой идеи с иной схемой мышления. Как упомянуто Г. Гарднером, человек с креативным типом мышления может расширить сферу свой деятельности, нежели тот, у кого такого типа мышления нет [4, с. 110-125], [12].
Общество ждет креативных специалистов, обучающихся сейчас быть креативными или остающихся таковыми. Неизученность механизма того, является ли человек креатив-
ным изначально или нужно этому учить, дает возможность эксперимента в проекте. Профессор психологии Р. Эпштейн ввел в научный обиход понятие «креативная компетенция», по его мнению, потенциал личности универсален и, возможно, безграничен [3].
Важно инициировать процесс появления оригинальных идей у учащихся художественной школы на своем примере: ознакомить учащихся с несколькими способами; показать, что возможно сделать одним способом или иным; вооружить средствами для осуществления творческой деятельности; ознакомившись с несколькими способами, придумать большее количество [11].
Рис. 1. Результаты прорисовки дракона, съевшего букву «а», и буквы «с», ставшей лошадью
Рис. 2. Буква «Д» стала дверью
Творческий потенциал личности учащегося зависит от уровня сформированности навыков, которыми он обладает. В нашем экспериментальном проекте каждое задание состоит из этапов: техника выполнения, тематика и способ подачи, выполнение собственной работы. При ознакомлении с технологией исполнения учащиеся художественной школы обучаются определенным навыкам создания своей будущей декоративной композиции. При рассмотрении способа исполнения фиксируется навык исполнения, а тематика задания мотивирует к оригинальности разработки своей идеи. В определенном смысле выполнение собственной работы является тренировкой-игрой.
Тест и анкетирование как стимулирующие элементы для формирования предпро-фессиональных компетенций дополняют обучение навыкам.
Итоговая работа учащихся по декоративной композиции является продуктом самостоятельного, креативного решения. Алгоритм создания работы ведет к проявлению у учащихся предпрофессиональных компетенций как таковых и к самостоятельному креативному решению задач на уроках декоративной композиции в художественной школе [10, с. 82].
Проектная технология как вид деятельности интерактивна, создана на основе взаимосвязи теории и практики [7, с. 13]. Результатом использования проекта на уроках в художественной школе является способность учащихся применять полученные навыки для создания декоративной композиции. Заключительным этапом проекта является анализ проделанной работы, подведение итогов тестирования и анкетирования учащихся.
Результаты проведенных уроков доказывают, что учащиеся обладают высоким уровнем развития предпрофессиональных компетенций в творческой деятельности (креативность), высоким уровнем личностных компетенций (самостоятельность). Способность к планированию и организации деятельности трансформируют личность учащегося по экспоненте интеллектуального уровня, умение сопротивляться стереотипам порождает оригинальные, отличные от традиционных схем мышления идеи.
Резюме. Анализируя свой опыт, можем сказать, что экспериментальный проект содействует формированию предпрофессиональных компетенций у учащихся.
Результатом эмпирического исследования является закрепление знаний. Проект в эмоциональном плане служит определенным толчком в осознании того, как важно уметь самостоятельно принимать решения и быть креативным, чтобы создать определенно новое и совершенное.
Нам представляется, что применение в предпрофессиональном образовании разработанного экспериментального проекта по декоративной композиции есть проверенный и практичный путь развития самостоятельности и креативности учащихся художественных школ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Афанасьева Т. В. Развитие интеллектуальных способностей младших школьников во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2016. - № 2(90). - С. 90-97.
2. Бесчастнов Н. П. Сюжетная графика : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Графика». - М. : Владос, 2012. - 399 с.
3. Водяха С. А. Креативная компетентность: подходы к измерению // Оценка качества обучения в образовательных учреждениях : сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции / сост. Ю. В. Братчикова ; науч. ред. С. А. Минюрова. - Екатеринбург, 2012. - 132 с.
4. Гарднер Г. Великолепная пятерка. - М. : Альпина Бизнес Букс, 2008. - 160 с.
5. Колесникова И. А., Горчакова-Сибирская М. П. Педагогическое проектирование : учебное пособие для высших учебных заведений / под ред. И. А. Колесниковой. - М. : Издательский центр «Академия», 2005. - 288 с.
6. Литвинова Э. С. Специфика обучения по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в детских художественных школах [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Мир науки». - Режим доступа : https://mir-nauki.com/PDF/35PDMN216.pdf.
7. Матяш Н. В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение : учебное пособие для студентов учреждений высшего образования. - М. : Издательский центр «Академия», 2012. - 160 с.
8. Министерство культуры Российской Федерации : федеральные государственные требования к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://old.mkrf.ru/.
9. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров. - М. : Издательский центр «Академия», 1999. - 224 с.
10. Русинова Н. П. Формирование профессиональных компетенций в процессе обучения студентов вуза проектной деятельности // Казанская наука. - 2017. - № 6. - С. 82-85.
11. Семенова Ю. А. Сюжетная композиция в системе эстетического воспитания // Вестник КазНПУ им. Абая. Серия «Художественное образование: искусство - теория - методика». - 2016. - № 3(48). - С. 213-215.
12. Черниговская Т. В. Гении слишком дорого платят за свою гениальность [Электронный ресурс] // Электронная газета «Вечерний Петербург». - Режим доступа : http://www.vppress.ru/stories/1atyana-chernigovskaya-gemi-slishkom-dorogo-platyat-za-svoyu-genialnost-6404.
UDC [37.036:76]:371.398
N. B. Smirnova, Yu. A. Semenova
ON THE FORMATION OF PRE-PROFESSIONAL COMPETENCES OF STUDENTS
OF ART SCHOOLS
I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia
Abstract. The article discusses the methods of the formation of pre-professional competences at students at the lessons of ornamental design in art school for children in terms of the pilot project, the main stream of which is the development of independence and creativity at students. The pilot project is being conducted in the framework of the optimized programme of the federal state requirements. Since the project method is focused at independence, the students were both taught some new skills and knowledge in ornamental design and to act independently. The article also provides the example of the method aimed at identification of the potential of students.
Students' having pre-professional competences contributes to the development of professional competences in further education both at vocational and higher educational institutions.
Keywords: pre-professional competences, federal state requirements (FSR), project method, ornamental design, creativity, independence.
© Smirnova N. B., Semenova Yu. A., 2018
Smirnova, Natalya Borisovna - Doctor of Pedagogics, Associate Professor, Head of the Department of Decorative Arts and Methods of Teaching Arts, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: [email protected]
Semenova, Yulia Aleksandrovna - Second-year Master's Degree Student of «Pedagogical Education» Training Programme (Master's Programme «Applied and Decorative Arts in the System of Continuous Art Education»), Faculty of Arts and Music Education, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: [email protected]
The article was contributed on November 15, 2017
REFERENCES
1. Afanas'eva T. V. Razvitie intellektual'nyh sposobnostej mladshih shkol'nikov vo vneurochnoj dejatel'nosti v uslovijah realizacii FGOS NOO // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ja. Jakovleva. - 2016. - № 2(90). - S. 90-97.
2. Beschastnov N. P. Sjuzhetnaja grafika : uchebnoe posobie dlja studentov vuzov, obuchajushhihsja po spe-cial'nosti «Grafika». - M. : Vlados, 2012. - 399 s.
3. Vodjaha S. A. Kreativnaja kompetentnost': podhody k izmereniju // Ocenka kachestva obuchenija v obra-zovatel'nyh uchrezhdenijah : sbornik nauchnyh statej Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii / sost. Ju. V. Bratchikova ; nauch. red. S. A. Minjurova. - Ekaterinburg, 2012. - 132 s.
4. Gardner G. Velikolepnaja pjaterka. - M. : Al'pina Biznes Buks, 2008. - 160 c.
5. Kolesnikova I. A., Gorchakova-Sibirskaja M. P. Pedagogicheskoe proektirovanie : uchebnoe posobie dlja vysshih uchebnyh zavedenij / pod red. I. A. Kolesnikovoj. - M. : Izdatel'skij centr «Akademija», 2005. - 288 c.
6. Litvinova Je. S. Specifika obuchenija po dopolnitel'nym predprofessional'nym obshheobrazovatel'nym pro-grammam v detskih hudozhestvennyh shkolah [Jelektronnyj resurs] // Internet-zhurnal «Mir nauki». - Rezhim dos-tupa : https://mir-nauki.com/PDF/35PDMN216.pdf.
7. Matjash N. V. Innovacionnye pedagogicheskie tehnologii. Proektnoe obuchenie : uchebnoe posobie dlja studentov uchrezhdenij vysshego obrazovanija. - M. : Izdatel'skij centr «Akademija», 2012. - 160 s.
8. Ministerstvo kul'tury Rossijskoj Federacii : federal'nye gosudarstvennye trebovanija k dopolnitel'noj pred-professional'noj obshheobrazovatel'noj programme v oblasti izobrazitel'nogo iskusstva [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://old.mkrf.ru/.
9. Polat E. S., Buharkina M. Ju., Moiseeva M. V., Petrov A. E. Novye pedagogicheskie i informacionnye tehnologii v sisteme obrazovanija : uchebnoe posobie dlja studentov pedagogicheskih vuzov i sistemy povyshenija kvalifikacii pedagogicheskih kadrov. - M. : Izdatel'skij centr «Akademija», 1999. - 224 c.
10. Rusinova N. P. Formirovanie professional'nyh kompetencij v processe obuchenija studentov vuza proektnoj dejatel'nosti // Kazanskaja nauka. - 2017. - № 6. - S. 82-85.
11. Semenova Ju. A. Sjuzhetnaja kompozicija v sisteme jesteticheskogo vospitanija // Vestnik KazNPU im. Abaja. Serija «Hudozhestvennoe obrazovanie: iskusstvo - teorija - metodika». - 2016. - № 3(48). - S. 213-215.
12. Chernigovskaja T. V. Genii slishkom dorogo platjat za svoju genial'nost' [Jelektronnyj resurs] // Jelek-tronnaja gazeta «Vechernij Peterburg». - Rezhim dostupa : http://www.vppress.ru/stories/tatyana-chernigovskaya-genii-slishkom-dorogo-platyat-za-svoyu-genialnost-6404.