УДК [371.398:75]:37.011.31-051
И. В. Ловцова
К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММЫ
В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В УСЛОВИЯХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ
Московский городской педагогический университет, г. Москва, Россия
Аннотация. В данной статье рассматриваются компетенции, необходимые для успешной профессиональной деятельности преподавателя, реализующего дополнительные образовательные программы в области изобразительного искусства в условиях современного реформирования образовательной системы детских школ искусств. В работе проведено исследование законодательных основ реформирования образовательной системы детских школ искусств, в особенности образовательных программ.
Автором анализируются новые компетенции преподавателей художественных школ, необходимые для реализации предпрофессиональных и общеразвивающих программ. Впервые рассматривается дифференциация компетенций преподавателя в зависимости от цели образовательной программы.
В статье анализируются задачи современного художественного образования: сохранение традиций, лучших принципов педагогических систем мастеров российской художественной школы и необходимость внедрения современных технологий и подходов в образовательный процесс.
Ключевые слова: предпрофессиональные, общеразвивающие программы, детские школы искусств, детские художественные школы, преподаватель изобразительного искусства, компетенция.
Актуальность исследуемой проблемы. Данная проблема важна для осознания актуальности и путей совершенствования профессиональных компетенций преподавателя, реализующего дополнительные образовательные программы в области изобразительного искусства. В данном исследовании анализируются современные особенности реформирования образовательной системы детских школ искусств, изучаются условия эффективного функционирования школ и роль совершенствования компетенций преподавателей в современных детских школах искусств (в том числе школах искусств по видам искусств).
Целью данного исследования являются теоретическое обоснование и проектирование направлений развития знаний преподавателей детских художественных школ для обеспечения эффективного освоения учащимися дополнительных образовательных программ.
© Ловцова И. В., 2016
Ловцова Ирина Владимировна - аспирант кафедры живописи и композиции Института культуры и искусств Московского городского педагогического университета, г. Москва, Россия; e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 13.09.2016
Материал и методика исследований. В данном исследовании изучению и анализу подверглись следующие источники:
- законы, нормативная документация;
- научные работы по данной теме;
- материалы научных конференций;
- документация, учебные планы и программы по подготовке художников-педагогов;
- материалы общероссийского конкурса «50 лучших детских школ искусств».
Также были проведены опросы, анкетирование и обмен опытом с преподавателями,
реализующими предпрофессиональные и общеразвивающие программы.
Результаты исследований и их обсуждение. В современном обществе большое значение имеют ценности самовыражения и самосовершенствования человека. Художественное творчество порождает новые идеи, формы и ценности. Это деятельность, в которой человек может выразить себя, создать что-то совершенно новое, найти ответы на многие вопросы.
Художественное образование дает возможность приобщиться к творческому опыту, знаниям и способам самовыражения предыдущих поколений. Сегодня «...образование принципиально расширяет возможности человека, предполагая большую свободу выбора, чтобы каждый смог для себя определить цели и стратегии индивидуального развития» [9].
Согласно формулировке в Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» «образование -единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенного объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [11].
На основании потребностей общества разработаны и заложены в закон принципы особого направления в развитии современного образования. В том числе и современное художественное образование направлено в сторону персонализации, учета индивидуальных потребностей и траекторий развития учащихся.
Системное разнообразие и содержание образовательных программ в области искусства должны быть ориентированы и на создание необходимых условий для личностного развития учащихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения, на удовлетворение индивидуальных потребностей учащегося в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии [9].
Сегодня «художественное образование лежит в основе формирования социально полноценной личности; оно воспитывает толерантность в современном многообразии культур нашего общества; пробуждает стремление к нравственному и духовному развитию. Оно стимулирует освоение культурного наследия своей страны и других народов» [8, с. 11].
В настоящее время «актуальность художественного образования в контексте лич-ностно ориентированного образования обусловлена необходимостью интегративно-комплексного, системного подхода. Не так давно вопросы художественного образования нередко рассматривались как нечто второстепенное» [2, с. 7].
На современном этапе система начального художественного образования находится в периоде серьезного реформирования. Преобразуется содержательное поле детских школ искусств. Количество, качество и актуальность программ, реализуемых в детских школах искусств, приводятся в соответствие с современными растущими потребностями общества в интеллектуальном и творческом развитии.
Вследствие интенсивности и важности данных процессов необходимо целенаправленное повышение компетенции педагогов детских школ искусств (по всем видам искусств). Оперативная информированность и систематическое повышение квалификации актуализируют развитие профессиональной компетентности преподавателей.
Педагоги-художники - это преподаватели художественных школ или детских школ искусств, реализующих дополнительные образовательные программы в области изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна.
Компетенции и компетентность педагога-художника имеют важное значение для реформирования детских художественных школ и художественных отделений детских школ искусств и формирования нового образовательного пространства. С точки зрения исследователей, «каждый работник компетентен в той степени, в какой выполняемая им работа отвечает требованиям, предъявляемым к конечному результату данной профессиональной деятельности; оценка или измерение конечного результата - это единственно научный способ судить о компетентности» [7, с. 228]. Компетентность характеризуется эффективным использованием способностей, позволяющим плодотворно осуществлять профессиональную деятельность, и развитием характеристик, оптимальных для выполнения трудовой деятельности.
И. А. Зимняя рассматривает компетентность как актуальное проявление компетенции. В связи с тем что многие исследователи не разграничивают понятия «компетентность» и «компетенция», она предлагает придать данным понятиям единое смысловое значение («компетенция / компетентность»), ибо «компетенции как некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования (знания, представления, программы (алгоритмы) действий, системы ценностей и отношений), выявляются в компетентностях человека» [6, с. 38].
Все компетентности социальны в широком смысле этого слова, так как они вырабатываются, формируются в социуме. Компетенции педагогов также изменяются под влиянием трансформации мировоззрения, политических, общественных и профессиональных тенденций [5, с. 24].
Педагоги должны знать особенности функционирования детских школ искусств на современном этапе, государственные требования, ориентироваться в видах образовательных программ, их целях и задачах, учебно-методических и организационных особенностях.
Так, в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» было введено новое понятие: «Федеральные государственные требования (ФГТ) - обязательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам, утверждаемые в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченными федеральными органами исполнительной власти». ФГТ осуществляют государственную политику в данной области и обеспечивают гарантию качества предпрофессиональных программ, реализуемых детскими школами искусств, и контроль государства за соблюдением всех требований согласно направленности программ [11].
Основным содержанием деятельности детских школ искусств в Российской Федерации является реализация дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств. Предпрофессиональные программы учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлены на выявление одаренных детей в области искусства в раннем детском возрасте, подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области искусства.
Основными задачами дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств являются формирование грамотной, заинтересованной в общении с искусством молодежи, а также выявление одаренных детей и подготовка их к возможному продолжению образования в области искусства в средних и высших учебных заведениях соответствующего профиля [1, с. 7].
На современном этапе детские школы искусств реализуют дополнительные предпрофессиональные программы и дополнительные общеразвивающие программы. Обще-развивающие программы в области искусств должны способствовать эстетическому воспитанию граждан, привлечению наибольшего количества детей к художественному образованию. Цель общеразвивающей программы - развитие значимых для образования, социализации, самореализации подрастающего поколения интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его личностных и духовных качеств [10].
Преподавателям необходимо знать принципиальную разницу в целях и содержании данных программ. Умение правильно поставить цели, скорректировать содержание и сформулировать планируемые результаты образовательных программ - это залог успешной организации образовательного процесса в детской школе искусств.
Основным содержанием деятельности детских школ искусств в Российской Федерации является реализация дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств.
Система предпрофессиональных и общеразвивающих программ, разработанная с учетом государственной политики в области образования в сфере культуры и искусства, в соответствии с возможностями детской художественной или детской школы искусств и с учетом потребностей детей и их родителей (законных представителей), позволяет создать оптимальные условия для развития значимых для образования, социализации, самореализации интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его личностных и духовных качеств; способствует возникновению условий для выявления одаренных детей в раннем возрасте и подготовки одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области искусства.
Преподавателю, реализующему дополнительные образовательные программы в области изобразительного искусства, необходимо постоянно развивать свои профессиональные компетенции для обеспечения эффективных и благоприятных условий для разностороннего художественного развития учащихся.
Преподаватель должен быть готов к переменам, уметь адаптироваться к новым условиям в соответствии с требованиями времени и спецификой учреждения. На современном этапе перед детскими школами искусств ставится серьезная задача. Каждая школа, каждый педагогический коллектив решает, по какой траектории развития строить образовательный процесс в учреждении. Какие предпрофессиональные программы будет реализовывать школа, в каком объеме и какие предметы ввести в вариативную
часть программы - все это важнейшие решения, которые зависят от специфики учреждения. От каждого преподавателя зависят успешность учреждения и диапазон предоставляемых услуг.
Преподавателям необходимо актуализировать все свои компетенции, понять, какие знания, умения и навыки необходимы при реализации предпрофессиональных программ, а какие можно использовать при создании разнообразных общеразвивающих программ. Так, например, навыки в области декоративно-прикладного искусства или знания современных новых техник и технологий могут быть основой новых образовательных программ, направленных на развитие учащихся в области искусства.
Кроме того, растет число детей дошкольного возраста, вовлеченных в дополнительные образовательные программы. Возможности художественных школ необходимо максимально реализовать в деятельности по приобщению детей в раннем возрасте к творчеству в области изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна. При организации и проведении исследований рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых руководителям художественных школ и преподавателям необходимо ориентироваться на данный факт. Педагогам нужно повышать свои знания в области возрастной психологии, методики преподавания и совершенствовать профессиональные компетенции в области художественного образования детей дошкольного возраста.
Педагогу-художнику необходимо обладать компетенциями, направленными на распознавание потребностей каждого ребенка, на умение скорректировать программу обучения в соответствии с его возможностями и потребностями. Преподаватель должен заранее продумать возможность вариативности при обучении, заложить разноуровне-вость в задания и критерии оценки.
Обучение в современной детской школе искусств строится на основе свободы выбора сфер и видов деятельности, ориентации на личностные интересы, потребности ребенка, возможность свободного самоопределения и самореализации.
Педагогам детской художественной школы необходимо знать проблемы художественного образования и эстетического воспитания, касающиеся детей и подростков. В связи с этим требуется продумывать воспитательные задачи обучения, развивать убеждения культурной личности.
В ноябре 2015 года в г. Екатеринбурге состоялась Первая Всероссийская научно-практическая конференция руководителей детских художественных школ и художественных отделений детских школ искусств «Детская художественная школа: проблемы, опыт, перспективы». В ходе работы конференции было организовано обсуждение вопросов сохранения и развития детских художественных школ, проблем и перспектив реализации образовательных программ в области изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, а также преемственности предпрофесси-онального и профессионального образования. Среди участников конференции были ведущие эксперты культуры, искусства и художественного образования.
На конференции были рассмотрены многие современные проблемы первой ступени художественного образования - детских художественных школ и художественных отделений школ искусств - в связи с тем, что «социально-экономические и политические изменения в России вызвали необходимость решения целого ряда сложных проблем в системе эстетического воспитания и художественного образования, касающихся детей и подростков» [2, с. 7]. Были актуализированы острые вопросы и рассмотрены
перспективы развития методики преподавания изобразительного искусства, архитектуры и дизайна. Сегодня «художественное образование лежит в основе формирования социально полноценной личности; оно воспитывает толерантность в современном многообразии культур нашего общества; пробуждает стремление к нравственному и духовному развитию. Оно стимулирует освоение культурного наследия своей страны и других народов» [7, с. 336].
Согласно федеральным государственным требованиям к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы доля преподавателей, имеющих высшее профессиональное образование, должна составлять не менее 25 процентов в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс.
Также на конференции обсуждались вопросы профессиональной компетентности преподавателей детских художественных школ и художественных отделений школ искусств. Проблема качества образования и дефицита кадров с высшим художественным образованием поднималась представителями всех регионов нашей страны.
Сохранение традиций, лучших принципов педагогических систем мастеров российской художественной школы - важная задача для современного художественного образования. Эти принципы должны быть положены в основу на всех уровнях такого образования, в том числе в детских художественных школах.
В последнее десятилетие наблюдается рост заинтересованности детей и их семей в получении дополнительного образования в области изобразительного искусства, архитектуры и дизайна. Этот интерес обусловлен как развитием и потребностями рынка труда (профессии в данной области востребованы), так и особенностями развития культуры и искусства [3].
Поступающих в ссузы и вузы художественной направленности после окончания художественных школ и художественных отделений детских школ искусств больше, чем поступающих по другим направлениям.
По результатам анализа материалов участников общероссийского конкурса «50 лучших детских школ искусств», проведенного Институтом развития образования в сфере культуры и искусства, процент поступивших в ссузы и вузы по отношению к количеству выпускников в представленных на конкурс художественных школах - 29,4 %. Средний показатель в детских школах искусств в Российской Федерации - 11,9 %.
В данном контексте хотелось бы подчеркнуть важность компетенций преподавателей детских художественных школ и художественных отделений школ искусств, направленных на профориентацию и профессиональную подготовку учащихся. Преподавателям необходимо постоянно повышать свою компетентность в данной области: совершенствовать свои знания, умения и навыки, знать требования к поступающим в вузы и ссузы.
Также важной современной особенностью запросов к компетенциям преподавателей является требование обладать компетенциями, позволяющими подготовить учащихся к поступлению в учебные заведения разных направлений. Например, в одной группе выпускников могут быть учащиеся, стремящиеся подготовиться к поступлению и в архитектурный вуз, и в художественное или педагогическое учебное заведение, и в учреждение, готовящее специалистов в области декоративно-прикладного искусства.
Директора художественных школ и художественных отделений детских школ искусств высказывают мнения о недостаточной компьютерной оснащенности школ и недо-
статочной компетентности педагогов в области мультимедийных технологий. Особенно эта проблема актуальна при реализации предпрофессиональных программ «Архитектура» и «Дизайн».
Также необходимо отметить обеспокоенность директоров существенным различием средств обучения в ДШИ и общеобразовательных школах. Общеобразовательные школы, в отличие от художественных, обеспечены современным оборудованием (мебель, компьютеры, мультимедийные доски, проекторы) и достаточно полными, постоянно совершенствующимися комплексами учебников, мультимедийных пособий и рабочих тетрадей. Директора художественных школ в целом отмечают, что основной проблемой в организации образовательного процесса в области изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна является полное отсутствие учебников и комплекса наглядно-методических пособий.
Отсутствие учебно-методических комплексов в детских школах искусств приводит к тому, что в учебном процессе используются комплексы, разработанные для общеобразовательных школ, и наглядные пособия, созданные самими педагогами в меру их возможностей и компетентности.
В связи с этим преподавателям необходимо приобретать и совершенствовать собственные компетенции по созданию учебно-методических комплексов по всем предметам учебных планов, особенно высока потребность в создании учебных пособий, в том числе мультимедийных, по истории изобразительного искусства и истории народной культуры. В том числе в преподавании основ изобразительного искусства важны обеспеченность учебного процесса наглядно-методическими пособиями по всем предметам и наличие у преподавателей навыков работы с информационными и другими электронными ресурсами.
Резюме. В связи с вышесказанным необходима регулярная и эффективная система повышения квалификации и переподготовки преподавателей, реализующих дополнительные образовательные программы в области изобразительного искусства. Важны также мобильность и высокая квалифицированность методических служб на всех уровнях: от методистов школ, методических служб субъектов Российской Федерации до методических центров федерального значения.
Развитие компетенций предопределено исторически и связано с изменениями мировоззрения, стиля и темпа жизни социума: «.человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы» [4, с. 31].
Понимание профессиональной деятельности как процесса применения развитых компетенций можно представить в качестве основы для построения модели совершенствования профессиональной деятельности преподавателей детских художественных школ и художественных отделений школ искусств. В основе данной модели лежат одновременно и верность профессиональным традициям, и гибкость при решении профессиональных проблем, и развитое сотрудничество с коллегами и профессиональной межличностной средой.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аракелова А. О. О реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств : сборник материалов для детских школ искусств. - М. : Институт развития образования в сфере культуры и искусства, 2012. - 239 с.
2. Буровкина Л. А. Научно-методологические условия художественного образования учащихся в учреждениях дополнительного образования. - М. : МГПУ, 2011. - 320 с.
3. Буровкина Л. А. Художественно-творческая деятельность учащихся в учреждениях дополнительного образования как средство формирования социально-культурной личности // Strategiczne pytania swia-towej nauki. - 2012. - Vol. 13. Pedagogiczne nauki. - C. 69-73.
4. Домогацкая И. Е. Компетентностный подход в повышении квалификации руководителей детских школ искусств : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - М., 2006. - 189 с.
5. Домогацкая И. Е. Повышение квалификации руководителей детских школ искусств: к вопросу о компетентностном подходе // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. -2006. - № 3. - С. 21-28.
6. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42.
7. Зимняя И. А. Педагогическая психология : учебник для вузов. - Изд. второе, доп., испр. и пере-раб. - М. : Логос, 2003. - 384 с.
8. Концепция развития дополнительного образования детей (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf.
9. Корешков В. В., Новикова Л. В. Художественная педагогика на современном этапе // Академическая наука - проблемы и достижения : материалы III Международной научно-практической конференции. -North Charleston, 2014. - С. 109-111.
10. Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусства. Приложение к письму Минкультуры Российской Федерации от 21.11.2013 г. № 191-01-39/06-ГИ [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://273-фз.рф/akty_minobrnauki_rossii/pismo-minkultury-rf-ot-21112013-no-191-01-3906-gi.
11. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html.
UDC [371.398:75]:37.011.31-051
I. V. Lovtsova
ON THE IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL CAPACITIES OF TEACHERS WHO IMPLEMENT THE PROGRAMMES IN THE FIELD OF FINE ARTS AT CHILDREN'S ART SCHOOL
Moscow City Pedagogical University, Moscow, Russia
Abstract. The article discusses the competencies necessary for a successful professional activity of a teacher who implements extracurricular programmes in the field of arts within the framework of the current reform of the educational system at children's art school.
The study analyzes the legislative basis for the reform of educational system of children's art schools and educational programmes in particular.
The author considers the new competencies of art school teachers required to implement pre-professional and general educational programmes. For the first time the paper studies the differentiation in competencies of a teacher depending on the objectives of an educational programme.
© Lovtsova I. V., 2016
Lovtsova, Irina Vladimirovna - Post-graduate Student, Department of Painting and Composition, Institute of Culture and Arts, Moscow Sity Pedagogical University, Moscow, Russia; e-mail: [email protected]
The article was contributed on September 13, 2016
The article analyzes some problems of contemporary art education: the preservation of traditions, the best principles of educational systems of the masters of Russian Art School, as well as the need to implement modern technologies and approaches in the educational process.
Keywords: pre-professional, general development programmes, children's art school, art schools for children, art teacher, competence.
REFERENCES
1. Arakelova A. O. O realizacii dopolnitel'nyh predprofessional'nyh obshheobrazovatel'nyh programm v oblasti iskusstv : sbornik materialov dlja detskih shkol iskusstv. - M. : Institut razvitija obrazovanija v sfere kul'tury i iskusstva, 2012. - 239 s.
2. Burovkina L. A. Nauchno-metodologicheskie uslovija hudozhestvennogo obrazovanija uchashhihsja v uchrezhdenijah dopolnitel'nogo obrazovanija. - M. : MGPU, 2011. - 320 s.
3. Burovkina L. A. Hudozhestvenno-tvorcheskaja dejatel'nost' uchashhihsja v uchrezhdenijah dopolnitel'nogo obrazovanija kak sredstvo formirovanija social'no-kul'turnoj lichnosti // Strategiczne pytania swiatowej nauki. - 2012. - Vol. 13. Pedagogiczne nauki. - C. 69-73.
4. Domogackaja I. E. Kompetentnostnyj podhod v povyshenii kvalifikacii rukovoditelej detskih shkol iskusstv : dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.01. - M., 2006. - 189 s.
5. Domogackaja I. E. Povyshenie kvalifikacii rukovoditelej detskih shkol iskusstv: k voprosu o kompetentnostnom podhode // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. - 2006. -№ 3. - S. 21-28.
6. Zimnjaja I. A. Kljuchevye kompetencii - novaja paradigma rezul'tata obrazovanija // Vysshee obrazovanie segodnja. - 2003. - № 5. - S. 34-42.
7. Zimnjaja I. A. Pedagogicheskaja psihologija : uchebnik dlja vuzov. - Izd. vtoroe, dop., ispr. i pererab. -M. : Logos, 2003. - 384 s.
8. Koncepcija razvitija dopolnitel'nogo obrazovanija detej (utv. Rasporjazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 04.09.2014 g. № 1726-r) [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf.
9. Koreshkov V. V., Novikova L. V. Hudozhestvennaja pedagogika na sovremennom jetape // Akademicheskaja nauka - problemy i dostizhenija : materialy III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - North Charleston, 2014. - S. 109-111.
10. Rekomendacii po organizacii obrazovatel'noj i metodicheskoj dejatel'nosti pri realizacii obshherazvivajushhih programm v oblasti iskusstva. Prilozhenie k pis'mu Minkul'tury Rossijskoj Federacii ot 21.11.2013 g. № 191-01-39/06-GI [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://273-fz.rf/akty_ minobrnauki_rossii/pismo-minkultury-rf-ot-21112013-no-191-01-3906-gi.
11. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 g. № 273 «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html.