Научная статья на тему 'Развитие профессионально-педагогической компетентности преподавателей детских школ искусств в системе дополнительного профессионального образования'

Развитие профессионально-педагогической компетентности преподавателей детских школ искусств в системе дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1311
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ / INCREASE OF TEACHERS' QUALIFICATION OF CHILDREN'S ART SCHOOLS / МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCE / METHODICAL SYSTEM OF QUALIFICATION INCREASE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тормозова Надежда Ивановна

Стратегия экономического и социального развития России, реформирование системы образования и ее состояние на современном этапе ставят задачи по обновлению дополнительного профессионального образования, требуют постоянной корректировки содержания и технологий повышения квалификации педагогических работников. Рассмотрены вопросы, связанные с выбором форм, методов и технологий обучения, способствующих целенаправленному развитию профессионально-педагоги-ческой компетентности преподавателей детских школ искусств в системе повышения квалификации. В этой связи повышение квалификации преподавателей должно рассматриваться с позиций формирования и развития компетенций, отражающих профессиональный стандарт преподавателя и требования квалификационной характеристики. Такой подход позволяет выполнить поставленные перед организациями дополнительного профессионального образования задачи по обновлению содержания повышения квалификации преподавателей детских школ искусств в контексте целенаправленного развития их профессионально-педагогической компетентности. Уточнено понятие «профессионально-педагоги-ческая компетентность», определены причины недостаточного уровня ее сформированности у преподавателей детских школ искусств, рассмотрена возможность применения в организациях дополнительного профессионального образования методической системы повышения квалификации, направленной на повышение уровня профессионально-педагогической компетентности преподавателей детских школ искусств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тормозова Надежда Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCE OF TEACHERS OF CHILDREN’S ART SCHOOLS IN SYSTEM OF ADDITIONAL VOCATIONAL TRAINING

The strategy of economic and social development of Russia, reforming the education system and its condition at the present stage set tasks to update additional professional education, require constant updating of content and technologies of qualification increase of pedagogical workers. The problems associated with the choice of forms, methods and technologies that contribute to the development of targeted professional and pedagogical competence of teachers of children’s art schools in the system of qualification increase are considered. In this regard, the qualification increase of teachers should be considered from the point of the formation and development of competencies that reflect the professional standard of the teacher and requirement of qualification characteristics. This approach allows organizations to perform assigned to additional vocational education tasks for updating the content of qualification increase of teachers of children’s art schools in the context of targeted development of their professional and pedagogical competence. The notion of “professional and pedagogical competence” is specified, the reasons for the low level of its formation of the teachers of children’s art schools is identified, the possibility of use in organizations of additional vocational training of methodical training system aimed at level improving of professional and pedagogical competence of teachers of children’s art schools is considered.

Текст научной работы на тему «Развитие профессионально-педагогической компетентности преподавателей детских школ искусств в системе дополнительного профессионального образования»

УДК 331.363.6

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Надежда Ивановна ТОРМОЗОВА

Саратовская государственная консерватория (академия) им. Л.В. Собинова, Детская музыкальная школа для одаренных детей при консерватории,

г. Саратов, Российская Федерация, директор, e-mail: n.tormozova@yandex.ru

Стратегия экономического и социального развития России, реформирование системы образования и ее состояние на современном этапе ставят задачи по обновлению дополнительного профессионального образования, требуют постоянной корректировки содержания и технологий повышения квалификации педагогических работников. Рассмотрены вопросы, связанные с выбором форм, методов и технологий обучения, способствующих целенаправленному развитию профессионально-педагогической компетентности преподавателей детских школ искусств в системе повышения квалификации. В этой связи повышение квалификации преподавателей должно рассматриваться с позиций формирования и развития компетенций, отражающих профессиональный стандарт преподавателя и требования квалификационной характеристики. Такой подход позволяет выполнить поставленные перед организациями дополнительного профессионального образования задачи по обновлению содержания повышения квалификации преподавателей детских школ искусств в контексте целенаправленного развития их профессионально-педагогической компетентности. Уточнено понятие «профессионально-педагогическая компетентность», определены причины недостаточного уровня ее сформированности у преподавателей детских школ искусств, рассмотрена возможность применения в организациях дополнительного профессионального образования методической системы повышения квалификации, направленной на повышение уровня профессионально-педагогической компетентности преподавателей детских школ искусств.

Ключевые слова: профессионально-педагогическая компетентность; повышение квалификации преподавателей детских школ искусств; методическая система повышения квалификации.

Одной из существенных характеристик современной системы образования является ее перманентное реформирование. Сложившаяся ситуация в сфере образования такова, что значимость дополнительного профессионального образования существенно повышается и определяется новым пониманием важности непрерывного профессионального развития специалиста в течение всей его трудовой деятельности.

Процесс реформирования сферы образования, в т. ч. и системы художественного образования детей, влечет за собой появление новых образовательных ориентиров: разработаны федеральные государственные требования на компетентностной основе [1], осуществляется переход на реализацию дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств (далее - предпрофессиональные программы), появляются различные формы вариативного образования, разрабатывается профессиональный стандарт преподавателя, происходят изменения в подходах к аттестации педагогических работников, возрастает роль информационно-коммуникативных тех-

нологий в образовательном процессе детских школ искусств (ДШИ) и др.

Мониторинг образовательных потребностей преподавателей ДШИ Саратовской области, анкетирование и тестирование, проведенное автором статьи, показали, что уровень их методической, психолого-педагогической и исследовательской компетентности не отвечает требованиям модернизированного образования, большая часть преподавателей испытывают профессиональные затруднения, связанные с разработкой учебно-методической документации, организацией внут-ришкольной методической деятельности, общением с коллегами, обучающимися и их родителями.

В период реформирования художественного образования и перехода на реализацию предпрофессиональных программ в области искусств становление преподавателя ДШИ как полноценного субъекта профессиональной деятельности возможно только в условиях непрерывного процесса совершенствования его профессионально-педагогической компетентности.

Вопросы изучения профессиональной компетентности специалиста привлекают внимание многих российских исследователей. Профессиональная компетентность как готовность к продуктивной деятельности прослеживается в исследованиях Н.В. Кузьминой, Л.М. Митиной и др.; как форма исполнения субъектом педагогической деятельности - в работах Е.В. Арцишевской, М.К. Кабардова [2, с. 36]; как важнейшая характеристика подготовленности педагога - у А.И. Панарина [3, с. 54]; ряд ученых связывают данный феномен с понятием «педагогическая культура».

В работе Н.В. Кузьминой «Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения» [4] компетентность в контексте педагогической деятельности рассматривается как «свойство личности». Автор считает, что профессионально-педагогическая компетентность включает пять элементов или видов компетентности:

- специальная и профессиональная компетентность в области преподаваемой дисциплины;

- методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений у учащихся;

- социально-психологическая компетентность в области процессов общения;

- дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей учащихся;

- аутопсихологическая компетентность в области достоинств и недостатков собственной деятельности и личности.

Анализ исследований профессионально-педагогической компетентности показывает, что в требованиях к современному работнику происходит смещение акцента от формальных факторов его квалификации и образования к социальной ценности его личностных качеств, таких как дисциплинированность, самостоятельность, коммуникативность, стремление к саморазвитию. Мы полагаем, что саморазвитие - это не только осознанный процесс формирования профессионального мастерства, индивидуального стиля преподавателя, самообразования и самосовершенствования, но и мотивированный, целенаправленный, свободный выбор и стремление достичь желаемого уровня профессионально-педагогической компетентности.

В обобщенном виде понятие «профессионально-педагогическая компетентность», в основном, идентифицируется с понятиями о знаниях, умениях, навыках, способах выполнения профессиональной деятельности, а также с развитием профессионально значимых личностных качеств. Профессионально-педагогическая компетентность - это сложная система, в которой множество составляющих элементов не однозначны и находятся в особой взаимосвязи и взаимозависимости, является интегративным качеством по своей природе и одним из самых стержневых показателей методологической и профессиональной культуры.

Мы придерживаемся подходов А.И. Мищенко, понимающего профессиональную компетентность как «единство... теоретической готовности и практической готовности педагогически действовать» [5]. Понятие «профессионально-педагогическая компетентность» рассматривается нами как совокупность профессиональных компетенций, включающих наличие знаний, профессионального и жизненного опыта, способностей преподавателя действовать в конкретной ситуации, решать профессиональные задачи разного уровня сложности и неопределенности, его готовности к достижению высокого качества результатов [6, с. 44].

Основными причинами недостаточного уровня сформированности профессионально-педагогической компетентности, на наш взгляд, являются, прежде всего, «пробелы» в профессиональной подготовке, а также неэффективная организация повышения квалификации преподавателей, которые проходят обучение, как правило, один раз в пять лет по «универсальным» программам, одинаковым для всех и не учитывающим условий профессиональной деятельности и личностных особенностей самих преподавателей.

Повышение квалификации преподавателей ДШИ в системе дополнительного профессионального образования станет более эффективным и выйдет на новый качественный уровень, если повышение квалификации будет основано на принципах, позволяющих получать и продолжать дополнительное профессиональное образование (самообразование) на любом этапе профессиональной деятельности.

Совершенствование профессионально-педагогической компетентности в условиях развивающейся практики ДШИ можно обес-

печить путем создания условий для максимально возможной адаптации и развития конкретной личности в системе повышения квалификации. Оптимальный результат профессионального развития преподавателя ДШИ может быть достигнут, если в образовательный процесс организации ДПО будет внедрена методическая система повышения квалификации, основанная на компетентност-ном подходе и индивидуально-ориентированной организации учебного процесса.

Предлагаемая методическая система повышения квалификации представляет собой научно управляемый многоэтапный процесс, который имеет целью достижение высокого уровня профессионально-педагогической компетентности преподавателей ДШИ и их готовности к выполнению функций обучения, развития и воспитания учащихся; готовности к профессиональному развитию, к принятию компетентных решений в изменяющейся педагогической ситуации. Непрерывность процесса развития профессионально-педагогической компетентности преподавателей ДШИ обеспечивается согласованностью целей, содержания, способов деятельности, системой диагностики и контроля результатов на всех этапах повышения квалификации.

Основанная на компетентностном подходе модель методической системы повышения квалификации обусловливает создание модульных программ обучения, важным элементом и показателем эффективности которых является актуализация развития компетенций, представленных в профиле профессиональной компетентности и входящих в структуру профессионально-педагогической компетентности преподавателей детских школ искусств.

Концептуально-организующим началом при разработке модели методической системы повышения квалификации преподавателей ДШИ выступают следующие принципы:

- обеспечение системной интеграции знаний, включая весь спектр многообразных видов знаний в их взаимообусловленности: специальных, теоретических, эмпирических, личностных, межличностных и др.;

- обеспечение деятельностно-практи-ческой направленности знаний путем максимального использования всего потенциала знаний для обеспечения его практического применения в образовательной деятельности в интересах каждого преподавателя ДШИ, а

также развития образовательной системы художественного образования в целом;

- групповое обучение, обеспечивающее возможности для скоординированных действий, а также индивидуального развития на основе диалога и полилога и выступающее в формах конференций, семинаров, мастер-классов, педагогических мастерских, «круглых столов» и др.

Методическая система повышения квалификации предполагает определенные принципы построения, а именно:

- принцип интегративности системы при автономности входящих в нее учебных предметов, обеспечивающий постановку общих задач развития профессионально-педагогической компетентности преподавателя ДШИ при сохранении специфики каждого предмета;

- принцип модульности и гибкости, обеспечивающий вариативность системы повышения квалификации, возможность выбора преподавателями индивидуальных образовательных маршрутов, включением в содержание образования видов деятельности, определенных федеральными государственными требованиями к предпрофессиональ-ным программам в области искусств;

- принцип дифференцированности, определяющий различный исходный уровень профессионально-педагогической компетентности преподавателей.

Эффективность развития профессионально-педагогической компетентности преподавателей ДШИ обеспечивается функционированием данной методической системы, основанной на принципах функционирования:

- принцип открытости, который реализуется в постоянном информационном взаимообмене с образовательной средой организации ДПО и ДШИ;

- принцип непрерывности, определяющий ориентацию на межкурсовое взаимодействие участников учебного процесса и на саморазвитие преподавателя;

- принципы управляемости и самоуправляемости системы, которые позволяют методической системе повышения квалификации перестраиваться и самоорганизовываться, реализовывать общие цели и наращивать креативный потенциал;

- принцип диалогичности системы, проявляющийся в ее ориентации на диалог между всеми участниками образовательного

процесса, на их отношения, основанные на взаимопонимании и эмоциональном комфорте;

- принцип этапности методической системы, который обеспечивает в процессе повышения квалификации переход от исходного состояния к более высокому уровню профессионально-педагогической компетентности и творческого саморазвития [7, с. 13].

Методическая система повышения квалификации предполагает прохождение каждым преподавателем ДШИ нескольких этапов обучения, переходя от репродуктивной стадии к интегративной и творческой, где переход из одной стадии в другую будет фиксироваться с помощью специально разработанных критериев.

В качестве основных критериев при входном контроле определены: объем фундаментальных и специальных знаний; осознанность применения профессиональных умений; самостоятельность в принятии решений; отношение к полученным результатам в профессиональной деятельности, мотивированность на развитие компетенций, необходимых в педагогической деятельности.

Критериями определения уровня профессионально-педагогической компетентности по окончании освоения дополнительной профессиональной программы являются: способность преподавателя к определению целей и задач для успешного осуществления образовательной, методической, творческой и культурно-просветительской деятельности; стремление к удовлетворению потребности в самоактуализации, самореализации через профессиональную деятельность; владение комплексом методов для развития творческих способностей учеников, способность к эффективным действиям в различных неопределенных ситуациях.

Разработанные критерии позволяют фиксировать индивидуальные показатели уровня профессионально-педагогической компетентности у каждого конкретного преподавателя ДШИ и определить индивидуальный образовательный маршрут на перспективу.

Эффективность функционирования методической системы повышения квалификации во многом зависит от реализации педагогических условий, которые: соответствуют целям и задачам повышения квалификации преподавателей ДШИ и носят инновационный характер (организационные условия); позволяют управлять процессом повышения

квалификации, проводить контроль за обучением слушателей и корректировать программу при необходимости (управленческие условия); обеспечивают методическую поддержку индивидуальной работе слушателей и формирование стойкой мотивации к самосовершенствованию (дидактические условия) [7, с. 12].

Одним из важнейших дидактических условий является создание особой креативной среды обучения, в основе которой лежат два принципа:

1) открытость и доступность информации для всех участников образовательного процесса;

2) индивидуализация обучения, выражающаяся в использовании активных методов обучения, обеспечивающих развитие самостоятельности, приобретение исследовательских навыков, развитие личностных качеств и интересов.

Основным компонентом методической системы повышения квалификации, определяющим содержание обучения, является информационно-методическое обеспечение участников образовательного процесса, включающее в себя кроме традиционных печатных материалов, все виды современных источников информации, такие как медиаре-сурсы педагогической и музыкальной направленности, энциклопедии по искусству, различные справочники, электронные книги, ноты, учебники, ресурсы сети Интернет и др.

Открытый характер информационно-методического обеспечения предусматривает постоянную корректировку и дополнение его содержания новыми материалами, причем в этом процессе могут принимать участие непосредственно сами обучающиеся.

Таким образом, процесс совершенствования профессионально-педагогической компетентности преподавателей ДШИ в системе дополнительного профессионального образования будет более эффективным, если в образовательный процесс организаций ДПО будет внедрена методическая система повышения квалификации, разработанная на основе компетентностного подхода и индивидуально-ориентированной организации учебного процесса и представляющая собой совокупность взаимосвязанных элементов: цели, содержания, форм, методов и средств учебной деятельности, направленных на самосовершенствование личности и на разви-

тие профессионально значимых качеств, востребованных обществом.

1. Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессио-нальной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» и сроку обучения по этой программе, утв. приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12.03.2012 г. № 163.

2. Кабардов М.К., Арцишевская Е.В. Типы языковых и коммуникативных способностей и компетенций // Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 259-288.

3. Панарин А.И. Многоуровневое педагогическое образования // Педагогика. 1990. № 11. С. 53-57.

4. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.

5. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 2000.

6. Домогацкая И.Е. Компетентностный подход в повышении квалификации руководителей детских школ искусств: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2006.

7. Георге И.В. Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов на основе организации самостоятельной работы студентов при обучении в вузе: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2013.

1. Federal'nye gosudarstvennye trebovaniya k minimumu soderzhaniya, strukture i usloviyam realizatsii dopolnitel'noy predprofessional'noy obshcheobrazovatel'noy programmy v oblasti muzykal'nogo iskusstva "Fortepiano" i sroku obucheniya po etoy programme, utv. prikazom Ministerstva kul'tury Rossiyskoy Federatsii ot 12.03.2012 g. № 163.

2. Kabardov M.K., Artsishevskaya E.V. Tipy yazykovykh i kommunikativnykh sposobnostey i kompetentsiy // Voprosy psikhologii. 1996. № 1. S. 259-288.

3. Panarin A.I. Mnogourovnevoe pedagogicheskoe obrazovaniya // Pedagogika. 1990. № 11. S. 53-57.

4. Kuz'mina N.V. Professionalizm lichnosti prepo-davatelya i mastera proizvodstvennogo obucheniya. M., 1990.

5. Slastenin V.A., Isaev I.F., Mishchenko A.I., Shiyanov E.N. Pedagogika. M., 2000.

6. Domogatskaya I.E. Kompetentnostnyy podkhod v povyshenii kvalifikatsii rukovoditeley detskikh shkol iskusstv: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 2006.

7. George I.V. Formirovanie professional'noy kom-petentnosti budushchikh spetsialistov na osnove organizatsii samostoyatel'noy raboty studentov pri obuchenii v vuze: avto-ref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 2013.

Поступила в редакцию 14.04.2014 г.

UDC 331.363.6

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCE OF TEACHERS OF CHILDREN'S ART SCHOOLS IN SYSTEM OF ADDITIONAL VOCATIONAL TRAINING

Nadezhda Ivanovna TORMOZOVA, Saratov State Conservatory (Academy) named after L.V. Sobinov, Children's Music School for gifted children at the Conservatory, Saratov, Russian Federation, Director, e-mail: n.tormozova@ yandex.ru

The strategy of economic and social development of Russia, reforming the education system and its condition at the present stage set tasks to update additional professional education, require constant updating of content and technologies of qualification increase of pedagogical workers. The problems associated with the choice of forms, methods and technologies that contribute to the development of targeted professional and pedagogical competence of teachers of children's art schools in the system of qualification increase are considered. In this regard, the qualification increase of teachers should be considered from the point of the formation and development of competencies that reflect the professional standard of the teacher and requirement of qualification characteristics. This approach allows organizations to perform assigned to additional vocational education tasks for updating the content of qualification increase of teachers of children's art schools in the context of targeted development of their professional and pedagogical competence. The notion of "professional and pedagogical comp e-tence" is specified, the reasons for the low level of its formation of the teachers of children's art schools is identified, the possibility of use in organizations of additional vocational training of methodical training system aimed at level improving of professional and pedagogical competence of teachers of children's art schools is considered.

Key words: professional and pedagogical competence; increase of teachers' qualification of children's art schools; methodical system of qualification increase.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.