УДК 331.363.6
Тормозова Надежда Ивановна,
директор Детской музыкальной школы для одаренных детей при Саратовской государственной консерватории (академии) имени Л.В. Собинова. [email protected]
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ В ПЕРИОД РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья посвящена проблеме реализации компетентност-ного подхода в дополнительном профессиональном образовании преподавателей детских школ искусств в условиях реформирования художественного образования.
Компетентностное обучение преподавателей детских школ искусств имеет свою специфику, без осмысления которой невозможна перестройка образовательного процесса в организациях дополнительного профессионального образования в соответствии с новыми требованиями.
В статье рассмотрены сущностные характеристики ком-петентностного подхода, выявлены факторы, побуждающие его использование в построении новой модели повышения квалификации преподавателей детских школ искусств, определены актуальные задачи, стоящие перед организациями дополнительного профессионального образования, среди которых наиболее значимыми являются индивидуализация образования и интеграцион-ность накопительного характера приобретения знаний.
Ключевые слова: профессионально-педагогическая компетентность, повышение квалификации преподавателей детских школ искусств, методическая система повышения квалификации.
Tormozova Nadezhda Ivanovna,
the director of Children's music school for exceptional children at the Saratov state Conservatory (Academy) of name L.V. Sobinova.
IMPLEMENTATION OF THE COMPETENCY APPROACH IN TEACHER TRAINING CHILDREN'S ART SCHOOLS IN REFORMING THE SYSTEM OF ART
EDUCATION
The article is devoted to the implementation of the competency approach in additional professional education of teachers of children's art schools in terms of reforming art education.
Kompetentnostnyj teacher training children's art schools has its own specifics, which is impossible without understanding the restructuring of the educational process in the organizations of additional vocational training in accordance with the new requirements.
The article describes the essential characteristics of the competence approach , identified factors that encourage its use in the construction of a new model of teacher children's art schools identified current challenges facing organizations of additional vocational training , among which the most important are the individualization of education and integration incremental nature of knowledge acquisition .
Keywords: professional and pedagogical competence, professional development of teachers of children's art schools, methodical system of training.
Глобальные преобразования во всех сферах социальной и культурной жизни общества, а также процессы мировой интеграции и информатизации, повлекли за собой существенные изменения в образовании и обусловили разрыв между возможностями сложившейся системы образования и потребностями общественного развития. Современная российская действительность характеризуется активно идущими процессами модернизации, важнейшим фактором успешности которых является специалист, ориентированный на инновационное развитие, способный к самосовершенствованию и саморазвитию.
Модернизация образования в целом не может не отразиться на дополнительном профессиональном образовании (далее - ДПО), одним из основных направлений которого является обеспечение повышения эффективности профессионального развития педагогических работников образовательных организаций культуры и искусства. Интерес данной статьи лежит в плоскости изучения особенностей применения компетентностного подхода в образовании взрослых, а именно, в повышении квалификации преподавателей детских школ искусств (далее
- ДШИ).
В настоящее время становится очевидным, что в России нарастает тенденция формирования новых рациональных подходов к развитию ДШИ с целью повышения качественного уровня их деятельности, основанной на приоритете личностных и профессиональных характеристик преподавателя. Можно с уверенностью говорить о потребностях практики в расширении функций педагога, который должен быть компетентным, ответственным, свободно владеющим своей профессией, готовым к профессиональному росту и эффективной работе на уровне мировых стандартов.
В Национальной доктрине образования Российской Федерации (2000-2025 гг.) идея поиска новой концепции образования, отражающей изменения в социально-экономическом и культурном развитии общества, связывается с реализацией компетентностного подхода, который активно разрабатывается сегодня в педагогике и психологии, ориентирует субъектов каждого профессионального сообщества на непрерывное совершенствование профессионализма деятельности и личности.
Исследования в области компетентностно-ориентированного образования были начаты еще в конце 1970-х годов (В.А. Адольф, И.В. Гервальд, И.В.Гришина, Т.В. Добудько, Е.П. Тонконогая и др.) и объективно заложили фундамент для формирования нового исследовательского направления, которое впоследствии получило развитие на основе новых научных концепций. В исследованиях Э.Ф. Зеера, А.В. Хуторского и др. рассмотрены ведущие конструкты компетентностного подхода в образовании и взаимосвязь этих конструктов; идеи компетентностного подхода рассматривались исследователями В.В. Давыдовым, П.Я. Гальпериным, В.В. Краевским, С.Т. Шацким, Г.П.Щедровицким, Д.Б. Элькониным и др.
Компетентностный подход - неотъемлемая составляющая научно-методического обеспечения образовательного процесса системы ДПО преподавателей ДШИ и ориентирован на формирование необходимого квалификационного уровня взрослых обучающихся с учетом специфики функционирования образовательных организаций данного вида. Практическая реализация компетентностного подхода в повышении квалификации преподавателей ДШИ имеет свою специфику, без осмысления которой невозможна выработка оптимальных решений, обеспечивающих перестройку образовательного процесса в организациях ДПО сферы культуры и искусства. Важнейшим преимуществом является то обстоятельство, что компетентностный подход способен предоставлять обучаемым для выбора варианты образовательных программ, маршрутов, видов образовательных услуг. Организация повышения квалификации на основе компетентностного подхода позволяет осуществлять обучение по индивидуальным образовательным траекториям в соответствии с возможностями личности, изменяющимися потребностями, карьерными перспективами. Реализация данного подхода опирается на внутренние ресурсы личности преподавателя, дает возможность разрабатывать перспективные проекты его профессионально-личностного роста.
Главная интенция компетентностного подхода - существенное расширение содержания знаниевого подхода личностными составляющими, его практико-ориентированность на результат образования.
Если судить по имеющимся публикациям и исследованиям в настоящее время наступает переходный этап, когда общие принципы и методологические установки компетентностного подхода должны подтвердить себя в различных прикладных разработках. Речь идет, в частности, об образовательных стандартах нового поколения, а также о федеральных государственных требованиях к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусств, которые были внедрены в образовательный процесс детских школ искусств (по видам искусств) с сентября 2013 года [8].
Теоретический анализ исследований, посвященных компетентностному подходу, позволяет сделать предположение о том, что применение данного подхода в повышении квалификации преподавателей ДШИ будет способствовать усилению деятельностной и практикоориентированной сущности обучения, активному развитию мотивационной составляющей и личностных качеств обучающихся. Компетентностное образование обусловливает актуализацию профессионально-педагогической компетентности преподавателей ДШИ, проектирование индивидуальной траектории профессионально-личностного развития каждого обучающегося, применение принципиально иных оценочных средств развития преподавателей в системе повышения квалификации.
В современной педагогической науке накоплен большой опыт создания новых образовательных технологий, направленных на развитие педагогических компетенций, но эта тенденция все еще недостаточно внедряется в практику повышения квалификации преподавателей ДШИ.
Анализ сущностных характеристик компетентностного подхода выявил его возможности для дополнительного профессионального образования преподавателей ДШИ, в том числе:
- возможность обновления содержания образования и разработка новых форм повышения квалификации;
-организация процесса повышения квалификации по модульной системе с акцентом на требования к результату образовательного процесса;
lSl
-возможность дифференцированного подхода к развитию личности преподавателя на основе применения вариативных образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов.
Анализ дополнительных профессиональных программ, реализуемых организациями ДПО, показал, что современные эффективные модели повышения квалификации преподавателей ДШИ, направленные на развитие их профессионально-педагогической компетентности, практически отсутствуют.
Существующие организации ДПО на региональном уровне во многом не отвечают сегодняшним образовательным потребностям преподавателей ДШИ: упрощенное ежегодное планирование; неумение (или нежелание) ставить долгосрочные цели; информационная необеспеченность; отсутствие деятельности по изданию материалов аналитического, методологического, исследовательского характера; недостаточное количество квалифицированных педагогов-андрагогов; отсутствие самого направления научной деятельности как основы постоянного мониторинга проблем развития и анализа результатов деятельности детских школ искусств - вот далеко неполный перечень проблем, не позволяющих организациям ДПО организовывать повышение квалификации преподавателей ДШИ в соответствии с современными требованиями социума.
Причинами (факторами), побуждающими использование компетентностного подхода в построении новой модели повышения квалификации также являются:
- внедрение рыночных механизмов в образовании;
- сокращение социальной защиты граждан;
- усиление фактора динамизма и неопределенности;
-отсутствие эффективных форм повышения квалификации определенной категории слушателей - преподавателей ДШИ.
Вышеперечисленные факторы определяют необходимость создания условий формирования адекватной современным требованиям модели повышения квалификации, мобильно и эффективно выполняющей запросы профессионального развития преподавателей ДШИ.
Таким образом, можно сделать вывод, использование компетентностного подхода в повышении квалификации преподавателей ДШИ позволяет выйти на новую образовательную модель, основывающуюся на личностной готовности слушателей к восприятию нового, формированию и развитию качеств, необходимых современному педагогу.
Важным для нашего исследования является определение условий «включения» взрослого в учебную деятельность. Существует ряд факторов, влияющих на «естественный» переход взрослого от профессиональной к учебной деятельности и обратно: социальный статус взрослого, его система ценностей; возрастные и индивидуально-психологические особенности; познавательные процессы; уровень мотивации; жизненный, когнитивный и профессиональный опыт и т.д.
Основным элементом учебного процесса в повышении квалификации становится информация, а результатом образовательного процесса - присвоение информации, которая становится необходимым знанием. При этом ценность знания для взрослых обучающихся определяется:
1) временем и трудом, потраченным на их получение;
2) возможностью использования полученных знаний в профессиональной деятельности.
Сегодня потребителем знания, как правило, высоко оценивается то, что отвечает его потребностям. Более того, истинные знания, не отвечающие актуальным образовательным потребностям, могут игнорироваться взрослыми обучающимися и даже отвергаться. Поэтому мотивированность преподавателей ДШИ на непрерывное образование определяется, прежде всего, актуальностью предлагаемого знания, его сиюминутной применяемостью.
Научно-практический опыт проводимого исследования позволяет утверждать, что модель повышения квалификации на основе компетентностного подхода будет построена, если будут учтены:
- положения гуманистической психологии;
-системные подходы к задачам современного образования, являющиеся основой Болонского процесса (образование через всю жизнь) [2];
- особенности непрерывного образования;
- положения теории контекстного обучения [3];
- достижения андрагогики как науки обучения взрослых [5];
-подходы акмеологии как науки о закономерностях, условиях, факторах и стимулах, содействующих самореализации творческих потенциалов зрелых людей в процессе движения к вершинам профессионализма;
- условия реализации компетентностного подхода согласно теории контекстного обучения [3];
- принципы контекстного обучения;
- положения теории проективного образования [6].
Таким образом, рассмотрение повышения квалификации преподавателей детских школ искусств с точки зрения применения компетентностного подхода показало следующее: компе-тентностный подход реализуется на основе принципов контекстного обучения, проективного образования, с учетом основных положений акмеологии и андрагогики, и оказывает адекватное влияние на дополнительное профессиональное образование преподавателей ДШИ.
Компетентностное обучение в системе повышения квалификации может быть направлено на реализацию индивидуальных профессионально-образовательных траекторий развития профессионально-педагогической компетентности преподавателей ДШИ; совершенствование взаимосвязи теоретической и практической готовности преподавателей к профессиональной деятельности; совершенствование контрольно-оценочных, квалиметрических процедур определения качества дополнительных профессиональных образовательных программ.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): Методическое пособие. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005, с.25.
2. Болонский процесс: на пути к Берлинской конференции (европейский анализ). Под науч. ред. В.И.Байденко. -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский Новый Университет, 2004.
3. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения: Материалы к четвертому заседанию методологического семинара. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
4. Зеер. Компетентностный подход к образованию. http://www.urorao.ru.
5. Змеев С.И. Андрагогика: основы теории и технологии обучения взрослых. - М.: ПЕР СЭ, 2003.
6. Ильин Г.Л. Теоретические основы проективного образования: Автореферат дис. док. пед. наук. - Казань, 1995.
7. Исаев В.А. Образование взрослых: компетентностный подход. Монография. - Великий Новгород, 2005
8. Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» и сроку обучения по этой программе, утв. приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12.03.2012 №163. - 23 с.