УДК 372.874
АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ ПРИ СОЗДАНИИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
© Ирина Владимировна ЛОВЦОВА
специалист
Департамент науки и образования Министерства культуры Российской Федерации 125993, ГСП-3, Российская Федерация, г. Москва, Малый Гнездниковский пер., 7/6, стр. 1, 2 начальник отдела научно-методического обеспечения Институт развития образования в сфере культуры и искусства 121069, Российская Федерация, г. Москва, ул. Поварская, 30/36, стр. 2 E-mail: [email protected]
Рассмотрены вопросы актуализации компетенций, необходимых для успешной профессиональной деятельности преподавателя, реализующего дополнительные образовательные программы в области изобразительного искусства и создания учебно-методического комплекса по учебному предмету. Проведено исследование законодательных основ реформирования образовательной системы детских школ искусств, в особенности, образовательных программ. Проанализированы компетенции преподавателей художественных школ, необходимые для реализации предпрофессиональных и обще-развивающих программ. Впервые рассмотрены вопросы применения профессиональных компетенций, необходимых для создания учебно-методических комплексов учебных предметов данных программ и дифференциация методических материалов в зависимости от цели образовательной программы. Проанализированы задачи современного художественного образования: сохранение традиций, лучших принципов педагогических систем мастеров российской художественной школы и необходимость внедрения современных технологий и подходов в образовательный процесс. Обоснована необходимость актуализации компетенций преподавателей, в связи с созданием учебно-методических комплексов по всем учебным предметам образовательной программы в детских художественных школах и художественных отделениях детских школ искусств. Верность профессиональным традициям, гибкость при решении профессиональных проблем и сотрудничество с профессиональной межличностной средой - основа актуализации компетенций преподавателей.
Ключевые слова: учебно-методический комплекс; учебный предмет; дополнительные предпро-фессиональные; общеразвивающие программы; детские школы искусств; детские художественные школы; преподаватель изобразительного искусства; компетенция
DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-2(166)-63-72
Создание учебно-методического комплекса учебных предметов важно для осознания актуальности и путей совершенствования компетенций преподавателя, реализующего дополнительные образовательные программы в области изобразительного искусства. В данном исследовании анализируются современные условия реформирования образовательной системы детских школ искусств, изучаются условия эффективного функционирования школ и роль совершенствования компетенций преподавателей в современных быстроизменяющихся условиях.
Целью исследования является теоретическое обоснование и проектирование направлений развития профессиональных компетенций преподавателей детских художественных школ для обеспечения создания
учебно-методического комплекса учебных предметов дополнительных образовательных программ.
Нами использованы следующие методы изучения и анализа:
- законов, нормативной документации;
- научных работ, относящихся к данной теме;
- материалов научных конференций;
- документации, учебных планов и программ по подготовке преподавателей;
- опыта работы преподавателей детских школ искусств.
Современное реформирование начального художественного образования основывается на идее сохранения академических традиций и освоении новых техник, приемов и идей.
Образовательное и содержательное поле детских школ искусств преобразуется в соответствии с современными требованиями и подходами к единому образовательному полю. Развитие творческих и педагогических идей ведет к развитию, совершенствованию и актуализации образовательных программ.
Основная цель профессиональной деятельности преподавателя детской школы искусств: как организация деятельности по усвоению знаний, формированию умений и компетенций, так и создание условий для развития «творческих способностей обучающихся, ориентация, мотивация обучающихся на будущую профессию» [1, с. 196].
Но для детских школ искусств выделена особая цель - профессиональная ориентация и подготовка учащихся к поступлению в специальные ссузы и вузы. Значимость данных целей приводит к необходимости целенаправленного повышения и расширения компетенции педагогов детских школ искусств (по всем видам искусств). Оперативная информированность и систематическое повышение квалификации, повышение требований к правовой образованности актуализируют развитие профессиональной компетентности преподавателей.
Основа образовательного процесса детских школ искусств - образовательная программа учреждения. Она состоит из учебного плана, программ учебных предметов, оценочных и методических материалов.
Основным содержанием деятельности детских школ искусств в Российской Федерации является реализация дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств.
Основными задачами дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств являются формирование грамотной, заинтересованной в общении с искусством молодежи, а также выявление одаренных детей и подготовка их к возможному продолжению образования в области искусства в средних и высших учебных заведениях соответствующего профиля [2, с. 7].
На современном этапе детские школы искусств реализуют дополнительные пред-профессиональные программы и дополнительные общеразвивающие программы.
Общеразвивающие программы в области искусств должны способствовать эстетическому воспитанию граждан, привлечению наибольшего количества детей к художественному образованию [3, с. 1].
Цель общеразвивающей программы -развитие значимых для образования, социализации, самореализации подрастающего поколения интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его личностных и духовных качеств [3, с. 1].
Детские школы искусств могут воспользоваться разработанными примерными программами учебных предметов (как предпро-фессиональные, так и общеразвивающие), на основании которых детские школы искусств могут разработать свои программы.
Детские школы искусств также могут реализовывать адаптированные (предпро-фессиональные или общеразвивающие) программы. Это программы для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Программы создаются с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей.
В современном образовательном пространстве компетенции преподавателей детских школ искусств требуют совершенствования и получения дополнительного образования или даже переподготовки в данной области. Во многих детских художественных школах разрабатываются и внедряются адаптированные программы, предпринимаются меры по организации и обеспечению инклюзивного образования.
Научный и методический потенциал преподавателей формируется на основе экспериментальной и инновационной деятельности, обеспечивая модернизацию и развитие системы образования в сфере культуры.
ЗНАЧЕНИЕ АКТУАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
В своих исследованиях И.А. Зимняя рассматривает «компетентность» как актуальное проявление компетенции [4, с. 38].
Компетентность характеризуется эффективным использованием способностей, позволяющих плодотворно осуществлять профессиональную деятельность, и развитием харак-
теристик, оптимальных для выполнения трудовой деятельности, так как «сегодня обществу нужны творческие люди, соответствующие изменившимся условиям жизни» [5, с. 3].
Актуализация компетенций - это переход от осознания возможностей и потенциальности к действиям.
Преподавателям, реализующим программы в области изобразительного искусства, необходимо актуализировать все свои компетенции, понять, какие современные знания необходимы для организации реализации предпрофессиональных программ и общеразвивающих программ.
Преподавателям необходимо знать принципиальную разницу в целях и особенностях дополнительных образовательных программ.
В компетенции преподавателей входит умение формировать содержание и сформулировать планируемые результаты программ, уметь вести организацию образовательного процесса по всем современным требованиям.
В результате развития новых технологий в промышленности, структурных изменений в развитии экономики, миграции населения, изменения социально-культурного, нормативно-правового контекста происходит быстрое устаревание полученных профессиональных знаний, потеря их актуальности [6, с. 334].
СОХРАНЕНИЕ АКАДЕМИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ - ОСНОВА СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В 2016 г. в Российской Федерации (г. Москва, г. Санкт-Петербург и т. д.) состоялось несколько значимых научно-практических конференций, посвященных проблемам художественного образования:
- Всероссийская конференция «Методическая служба как необходимое звено в системе художественного образования» (организаторы: Министерство культуры Российской Федерации, Институт развития образования в сфере культуры и искусства);
- Общероссийская конференция «Концепция устойчивого развития детских школ искусств: многообразие и эффективность» (организаторы: Министерство культуры Российской Федерации, Российская академия
музыки им. Гнесиных, Институт развития образования в сфере культуры и искусства);
- Международная научно-практическая конференция «Современное художественное образование: взаимодействие различных видов искусства» (организаторы: Министерство культуры Российской Федерации, Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки);
- Всероссийская научно-методическая конференция «Сохранение традиций и преемственность поколений в развитии российского искусства» (организаторы: Министерство культуры Российской Федерации, Московский академический лицей при Российской академии художеств);
- Всероссийская научно-практическая конференция «Детская школа искусств-2016: образование, управление, развитие», проведенная в рамках V Санкт-Петербургского международного культурного форума (организаторы: Министерство культуры Российской Федерации, Комитет по культуре Санкт-Петербурга, Институт развития образования в сфере культуры и искусства) и т. д.
На данных конференциях было организовано обсуждение вопросов сохранения и развития художественного образования, а именно развития детских художественных школ, проблем и перспектив проблем методического обеспечения и реализации образовательных программ в области изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, а также преемственность предпрофессионального и профессионального образования. Участниками конференции были ведущие эксперты культуры, искусства и художественного образования.
На конференциях были рассмотрены многие современные проблемы первой ступени художественного образования - детских художественных школ и художественных отделений школ искусств. Были актуализированы острые вопросы и рассмотрены перспективы развития методики и методического обеспечения преподавания изобразительного искусства, архитектуры и дизайна.
Формирование современных педагогических систем на основе сохранения академических традиций - важная задача для современного художественного образования. Эти принципы должны быть положены в основу
на всех уровнях данного образования, в том числе в детских художественных школах.
Директора художественных школ в целом отмечают, что основной проблемой в организации образовательного процесса в области изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна является полное отсутствие учебников и комплекса наглядно-методических пособий.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ -УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Реализация дополнительных образовательных программ невозможна без учебно-методического обеспечения, а именно: раздаточного материала, дидактических, информационных и справочных материалов, тематических учебных и методических пособий, специальной и методической литературы и т. п.
Поэтому одним из важных направлений организации образовательной деятельности в детских школах искусств является создание учебно-методического комплекса по учебному предмету.
Учебно-методический комплекс (УМК) -это совокупность нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной реализации дополнительных образовательных программ в соответствии с учебным планом.
Профессиональная деятельность преподавателя включает в себя разработку компонентов УМК по преподаваемым предметам. Так, одна из трудовых функций педагога дополнительного образования - организационно-методическое обеспечение реализации программ.
Уровень требований к учебным предметам, заложенный в федеральных государственных требованиях, должен быть учтен при разработке УМК. Знание этих требований и ориентация в современных рекомендациях и нормативных актах необходимы для компетентной разработки программно-методического обеспечения реализации программы.
Учебно-методический комплекс представляет собой сложную систему, состоящую из множества взаимосвязанных элементов.
Целью разработки УМК является: обеспечение полноты и качества реализации программы учебного предмета, достижения планируемых результатов ее освоения в соответствии с федеральными государственными требованиями и рекомендациями по реализации предпрофессиональных общеобразовательных программ, рекомендациями по организации методической и образовательной деятельности при реализации общеразви-вающих программ в области искусств, создания механизмов, технологий, методик оснащения педагогического процесса в детских школах искусств.
Задачи УМК:
- создание комфортной развивающей образовательной среды;
- создание условий для выявления и развития творческих способностей обучающихся, реализации индивидуального подхода в образовательном процессе;
- организационно-методическое обеспечение учебного процесса, направленное на эффективное освоение знаний, умений, навыков.
Преподаватели художественных школ или детских школ искусств реализуют дополнительные образовательные программы в области изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна.
КОМПОНЕНТЫ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ
Отсутствие учебно-методических комплексов в детских школах искусств приводит к тому, что в учебном процессе используются комплексы, разработанные для общеобразовательных школ, и наглядные пособия, созданные самими педагогами в меру их возможностей и компетентности.
В связи с этим преподавателям необходимо приобретать и совершенствовать собственные компетенции по созданию учебно-методических комплексов по всем предметам учебных планов, особенно высока потребность в создании учебных пособий, в том числе мультимедийных пособий по истории изобразительного искусства и истории народной культуры.
Институтом развития образования в сфере культуры и искусства разработаны «Ме-
тодические рекомендации по разработке учебно-методического комплекса для реализации предпрофессиональных и общеразви-вающих программ в области искусств» (составители: И.В. Ловцова, И.Е. Домогацкая).
Рекомендации разработаны с целью создания условий для эффективного учебно-методического обеспечения реализации дополнительных предпрофессиональных и об-щеразвивающих программ в области искусств.
Основной характеристикой образования в образовательной организации является образовательная программа - комплекс документации, который представлен в том числе учебным планом, программами учебных предметов, оценочными и методическими материалами.
Реализация дополнительных образовательных программ невозможна без учебно-методического обеспечения, а именно: наличия учебников и учебных пособий, раздаточного материала, дидактических, информационных и справочных материалов, тематических учебных и методических пособий, специальной и методической литературы и т. п.
Поэтому одним из важных направлений организации образовательной деятельности в детских школах искусств является создание учебно-методического комплекса по учебному предмету.
Разработка УМК учебного предмета является одним из элементов профессиональной деятельности преподавателя.
УМК разрабатывается по всем учебным предметам с учетом необходимости повышения качества усвоения содержания учебного материала на уровне определенных требований.
УМК представляет собой сложную систему, состоящую из множества взаимосвязанных элементов.
УМК следует рассматривать как систему, части которой находятся во взаимосвязи.
УМК как совокупность систематизированных материалов, обеспечивающих успешность обучающихся в познавательной, творческой, коммуникативной и других видах деятельности, необходим для осуществления образовательного процесса.
Таким образом, УМК - это система, все компоненты которой образуют единое целое
и взаимодействуют для достижения цели образовательной программы.
КОМПОНЕНТЫ УМК В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ
И ДЕТСКИХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ШКОЛАХ
Основные компоненты УМК в детских художественных школах и художественных отделениях детских школ искусств:
- учебные - учебники, учебные пособия, рабочие тетради;
- учебно-методические - учебно-методические пособия;
- методические - методические рекомендации, методические разработки, методические пособия;
- учебно-наглядные - наглядные пособия, учебно-наглядные пособия, наглядно-иллюстративные материалы;
- учебно-справочные - словари, глоссарии, справочники, энциклопедии;
- учебно-библиографические - учебно-вспомогательные, библиографические пособия, справочники, списки литературы.
Учебник - учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины, ее раздела, части, соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания [7, с. 8].
Учебное пособие - учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания [7, с. 8].
Обычно выпускается в дополнение к учебнику, может охватывать не весь предмет, а лишь один или несколько разделов учебной программы. В содержание учебного пособия включается новый более актуальный материал, чем в учебнике, так как пособие создается более оперативно, тем не менее, материал должен подаваться в русле фундаментальных знаний, изложенных в учебнике. В отличие от учебника может включать спорные вопросы, демонстрирующие разные точки зрения.
Опытные преподаватели, методисты могут быть авторами и разработчиками учебников и учебных пособий, реализуя свои профессиональные компетенции в данном методическом труде.
Программное изложение учебного курса в данных компонентах должно соответствовать структуре учебного пособия, которое в свою очередь, расширяет дидактическое содержание примерной программы учебного предмета.
Например, учебное пособие по учебному предмету «Живопись» (авторы: И.В. Ловцо-ва, С.А. Горчаков), части учебных предметов дополнительных предпрофессиональных программ в области изобразительного искусства «Живопись» и «Декоративно-прикладное творчество» дополнены по сравнению с программой возможностью выбора материалов и техники выполнения практической работы. При этом практическая часть содержит примеры в двух вариантах решений: акварель и гуашь. Также важной частью данного учебного пособия является знакомство с произведениями мировой художественной культуры, которое формирует познавательный интерес к великим произведениям живописи, развивает способности анализировать колористические особенности произведений искусства.
Учебный комплект. Набор учебных изданий, предназначенный для определенной ступени обучения и включающий учебник, учебное пособие, рабочую тетрадь, справочное издание [7, с. 8].
Так, в комплекте к учебному пособию по учебному предмету «Живопись» (авторы: И.В. Ловцова, С.А. Горчаков) создано мультимедийное приложение (включающее электронный аналог учебного пособия, наглядно-демонстрационные приложения и словари).
УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ
Учебно-практическое пособие содержит систематизированные задания прикладного характера, предназначено для закрепления и проверки знаний, умений, навыков. Основными разновидностями учебно-практических изданий являются практикумы.
Практикум - учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного [7, с. 8].
Практикумы предназначены для закрепления пройденного материала и проверки знаний различными методами.
Разработка систем упражнений - одна их важных возможностей для преподавателей
обогатить образовательный процесс в детской художественной школе. Компьютерные технологии помогают преподавателям как хранить, так и транслировать свои разработки в данной области.
Рабочая тетрадь - учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета
[7, с. 8].
Многие художественные школы ведут активную работу по созданию рабочих тетрадей по изобразительному и декоративно-прикладному искусству. В основном данный вид учебно-практических пособий предназначен для детей дошкольного или младшего школьного возраста.
УЧЕБНО-НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ
Данный компонент составляют пособия, ориентированные на поддержку освоения содержания дополнительной образовательной программы.
Наглядное пособие - пособие, содержание в котором передается в основном при помощи изображения [7, с. 8].
Особое место среди источников наглядности занимают наглядные учебные пособия. Одним из самых главных назначений наглядных учебных пособий в процессе обучения является конкретизация содержания учебных программ, конкретного учебного материала, преподносимого учащимся в иллюстрированном изложении или в словесной форме [8, с. 215].
К сожалению, при посещении детских художественных школ нашей страны часто можно констатировать недостаточную обеспеченность учебного процесса наглядными пособиями. Качество и объем используемых наглядно-иллюстративных материалов очень часто не соответствует современным требованиям, а порой и не соответствует содержанию образовательной программы. В связи с этим «возникла потребность теоретической разработки специальных методик» обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству, соответствующих современным требованиям к образовательному процессу [5, с. 4].
В компетенции преподавателя входит подбор, создание и контроль за качеством,
объемом и соответствием наглядного материала при организации образовательного процесса визуальных видов искусств.
Учебно-наглядное издание - материалы, выраженные изобразительными средствами, может, кратким поясняющим текстом. Основными разновидностями учебно-наглядных изданий для детских художественных школ являются альбомы.
Альбом - книжное или комплектное листовое изоиздание, имеющее, как правило, пояснительный текст [7, с. 3].
К средствам обучения относят печатные пособия - таблицы, плакаты, картины, фотографии, а также раздаточный материал - дидактические карточки, учебные модели, видеофильмы, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства.
В основном обеспеченность данными видами учебно-наглядных изданий зависит от богатства и разнообразия содержания библиотеки детской школы искусств.
Также школа обязана обеспечить свободный доступ учащихся к наглядным изданиям во время учебного процесса.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ
Учебно-методическое пособие - учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебного предмета, его раздела, части или воспитания [7, с. 8].
Учебно-методическое пособие может содержать (содержит) систематизированные материалы по методике самостоятельного изучения учебного предмета, тематику и методику различных практических форм закрепления знаний (контрольных, итоговых работ).
Применение того или иного компонента как основного в учебно-методическом комплексе зависит от специфики учебного предмета. Для учебных предметов предметной области «История и теория искусства» соответствующими содержанию учебного процесса компонентами учебно-методического комплекса являются учебники и учебные пособия. Для учебных предметов, имеющих преобладающую практическую часть (предметы, связанные с исполнительством, например), наиболее соответствующими являются учебно-методические пособия.
Учебно-методическое пособие обычно отражает многолетний опыт работы с детьми, это конкретные пути достижения педагогических задач.
Учебно-методическое пособие содержит дидактические материалы для учащегося и методическую часть, в которой представлены методы и приемы освоения данного учебного материала. Таким образом, учебно-методическое пособие сочетает признаки как учебного, так и методического пособий.
Учебно-методическое пособие используется в урочной и самостоятельной работе учащихся, а также наиболее удобно в педагогической работе.
Учебно-методическое пособие является одним из основных компонентов УМК и в некоторых случаях может заменить учебник.
Методические рекомендации представляют собой особым образом структурированную информацию, определяющую порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятия и серии занятий.
Педагоги излагают в методических рекомендациях методику, методические принципы, подходы, сложившиеся на основе положительного педагогического опыта.
В методических рекомендациях преподавателей, реализующих учебные программы в области изобразительного искусства, обязательно наличие практических иллюстраций, взятых из конкретного педагогического опыта.
Методическая разработка - методические материалы, содержащие конкретные материалы по проведению занятия в системе детских школ искусств, включающие в описание хода и последовательности его проведения.
Методическое пособие - вид методической работы, содержащий обобщение значительного опыта, накопленного в детской художественной школе, и рекомендации по его использованию и развитию.
Так, в комплекте к учебному пособию по учебному предмету «Живопись» (авторы: И.В. Ловцова, С.А. Горчаков) сформированы также методические рекомендации для преподавателей. Методические рекомендации являются важным помощником для педагога, разъясняя методические технологии, приемы или особенности программы.
Методическое пособие включает программное изложение учебного курса, методические рекомендации и пояснения, позволяющие преподавателю эффективно применить программные требования в педагогической практике.
Учебно-справочные издания - источники, расположенные в порядке, удобном для их быстрого отыскания, и предназначенные для обучения. Основными разновидностями учебно-справочных изданий в детских художественных школах являются словарь, справочник, энциклопедия.
Энциклопедии, библиографические пособия и справочники являются также содержанием библиотек детских школ искусств. Могут использоваться в учебном процессе как в печатном, так и в электронном виде.
Педагогам необходимо вводить данные материалы в учебный процесс, обеспечивать доступ к печатным или электронным версиям учебно-справочных изданий и научить учащихся ориентироваться и пользоваться данными источниками информации.
В преподавании изобразительного искусства важно обеспечение учебного процесса наглядно-методическими пособиями по всем предметам и наличие у преподавателей навыков работы с информационными и другими электронными ресурсами.
Электронные средства обучения -компьютерные средства, предназначенные для предъявления информации, служащие для группового или индивидуального обучения, а также позволяющие тестировать полученные знания и умения обучаемого (например, по истории изобразительного искусства или по цветоведению).
Электронный учебник может содержать как теоретический, так и практический материалы в соответствии с учебной программой предмета, с использованием элементов мультимедиа-технологий.
Электронный учебник должен соответствовать по структуре, содержанию и художественному оформлению печатной форме учебника, содержать мультимедийные элементы и интерактивные ссылки, расширяющие и дополняющие содержание учебника.
Мультимедийные пособия и приложения - это современный язык изложения материала, понятный, знакомый и интересный для учащихся. Важной компетенцией препо-
давателей детских художественных школ является владение компьютерными технологиями и умение грамотно применять в учебном процессе.
Педагогам детских художественных школ необходимо создавать учебно-методические комплексы без излишней информативности и научности, материалы должны быть достаточными и удобными для использования в учебном процессе. Но также методические материалы должны быть мобильными и отвечать современным условиям динамично меняющегося мира, ориентироваться на изменения информационного общества и индивидуальные потребности личности учащихся.
Итак, развитие компетенций преподавателя связано с историческими изменениями, с изменениями в науке, стиле и темпе жизни социума.
В связи с вышесказанным для обновления образовательной системы детских школ искусств необходимы актуализация и совершенствование компетенций преподавателей.
Для этого необходима регулярная и эффективная система повышения квалификации переподготовки педагогов. Преподаватели, реализующие дополнительные образовательные программы в области изобразительного искусства, должны поддерживаться квалифицированными методическими службами на всех уровнях: от методистов школы, методических служб субъектов Российской Федерации до методических центров федерального значения.
К тому же сами преподаватели должны стремиться к самосовершенствованию, личностному и профессиональному росту и развитию.
Содержание учебного материала и формы его трансляции должны быть выстроены на позициях соответствия современности, систематичности, основываться как на принципах сохранения академических традиций, так и на праве уважения к профессионализму и возможности самореализации самого педагога.
Необходимо понимать, что «объективные возможности, заложенные в содержании учебного материала, при специальных методических разработках и определенных условиях могут способствовать эффективному формированию личностных качеств учащихся, их творческих способностей, художест-
венному образованию и эстетическому воспитанию» [5, с. 29].
Искусство учит пониманию и приятию другого человека, способствует становлению толерантного сознания, гуманистической направленности личности. Художественное образование, во всем своем многообразии, влияя на морально-духовное, эстетическое, интеллектуальное развитие личности, необходимо каждому человеку для его успешной и полноценной жизни в современном обществе [9, с. 268].
В основе актуализации компетенций преподавателей детских художественных школ и художественных отделений школ искусств должны лежать верность профессиональным традициям и гибкость при решении профессиональных проблем, развитое сотрудничество с коллегами и профессиональной межличностной средой.
Преподаватели детских школ искусств -это важный ресурс культуры, они держат в своих руках ее ресурсы, имеют непосредственное влияние на формирование будущего нашей страны.
Список литературы
1. Буровкина Л.А., Шматко Т.В. Проблема художественного образования в условиях поликультурного образовательного пространства города Москвы // Современные тенденции развития изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна: сб. статей. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2015. Вып. 13. С. 192-196.
2. Аракелова А.О. О реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств: сборник материалов для детских школ искусств. М.: Ин-т развития образования в сфере культуры и искусства, 2012. 239 с.
3. Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусства: приложение к письму Минкульту-ры России РФ от 21.11.2013 г. № 191-01-39/06-ГИ. Доступ из справочно-правовой системы КонсультантПлюс.
4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.
5. Буровкина Л.А. Теоретико-методологические условия художественного образования учащихся в учреждениях дополнительного обра-
зования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2011. 38 с.
6. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2003.
7. ГОСТ 7.60-2003. СИБИД. Издания. Основные виды. Термины и определения. М., 2003.
8. Беляков А.А., Буровкина Л.А. Философско-педагогическая рефлексия принципа наглядности // Вестник ТГТУ. 2010. Т. 16. № 1. С. 212-218.
9. Корешков В.В. Художественное образование для всех // Современные тенденции развития изобразительного, декоративно-прикладного искусств и дизайна: сб. ст. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2015. Вып. 13. С. 267-273.
References
1. Burovkina L.A., Shmatko T.V. Problema khu-dozhestvennogo obrazovaniya v usloviyakh polikul'turnogo obrazovatel'nogo prostranstva goroda Moskvy [Problem of artistic education in conditions of multicultural educational space]. Sovremennye tendentsii razvitiya izobrazitel'nogo, dekorativno-prikladnogo iskusstva i dizayna [Modern Tendencies of Development of Applied Art and Design]. Novosibirsk, Publishing House of Novosibirsk State Pedagogical University, 2015, no 13, pp. 192-196. (In Russian).
2. Arakelova A.O. O realizatsii dopolnitel'nykh predprofessional'nykh obshcheobrazovatel'nykh programm v oblasti iskusstv [On Realization of Additional Preprofessional Programmes of General Education in the Sphere of Art]. Moscow, Institute of Development of Education in the Sphere of Culture and Art, 2012, 239 p. (In Russian).
3. Russian Federation. Supplement to the Letter of Ministry of Culture of the Russian Federation no. 191-01-39/06-GI of November 21, 2013, Re-komendatsii po organizatsii obrazovatel'noy i metodicheskoy deyatel'nosti pri realizatsii ob-shcherazvivayushchikh programm v oblasti iskusstva [Recommendation to the organization of educational and methodical activity in the process of realization the programs of general education in the sphere of art]. (In Russian). Available at: http://www.consultant.ru (accessed 20.11.2016).
4. Zimnyaya I.A. Klyuchevye kompetentsii - no-vaya paradigma rezul'tata obrazovaniya [Key competences - new paradigm of the results of education]. Vysshee obrazovanie segodnya -Higher Education Today, 2003, no. 5, pp. 34-42. (In Russian).
5. Burovkina L.A. Teoretiko-metodologicheskie usloviya khudozhestvennogo obrazovaniya
uchashchikhsya v uchrezhdeniyakh dopol-nitel'nogo obrazovaniya. Avtoref. diss. ... dokt. ped. nauk [Theoretical and Methodological Conditions of Artistic Education. Dr. ped. sci. diss. abstr.]. Moscow, 2011, 38 p. (In Russian).
6. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psikhologiya [Pedagogical Psychology]. Moscow, Logos Publ., 2003. (In Russian).
7. GOST 7.60-2003. SIBID. Izdaniya. Osnovnye vidy. Terminy i opredeleniya [State Standard 7.60-2003. System of Standards on Information, Librarianship and Publishing. Publication. Basic Types. Terms and Definitions]. Moscow, 2003. (In Russian).
8. Belyakov A.A., Burovkina L.A. Filosofsko-pedagogicheskaya refleksiya printsipa naglyad-nosti [Philosophical and pedagogical reflection
of visualization concept]. Vestnik Tambovskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta -Transactions of the Tambov State Technical University, 2010, vol. 16, no. 1, pp. 212-218. (In Russian).
9. Koreshkov V.V. Khudozhestvennoe obrazovanie dlya vsekh [Artistic education for all]. Sovre-mennye tendentsii razvitiya izobrazitel'nogo, de-korativno-prikladnogo iskusstv i dizayna [Modern Tendencies of Development of Applied Art and Design]. Novosibirsk, Publishing House of Novosibirsk State Pedagogical University, 2015, no. 13, pp. 267-273. (In Russian).
Поступила в редакцию 08.12.2016 г. Received 8 December 2016
UDC 372.874
THE ACTUALIZATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF TEACHERS AT CHILDREN'S ART SCHOOLS AS PART OF THE CREATION OF EDUCATIONAL AND METHODICAL COMPLEX OF THE CURRICULUM IN THE FIELD OF FINE ARTS Irina Vladimirovna LOVTSOVA Specialist
Science and Education Department of Ministry of Culture of Russian Federation
7/6 Bldg. 1, 2, GSP-3, Malyi Gnezdnikovskiy Ln., Moscow, Russian Federation, 125993
Head of Scientific and Methodological Support Department
Institute of Education Development in the Field of Culture and Art
30/36 Bldg. 2 Povarskaya St., Moscow, Russian Federation, 121069
E-mail: [email protected]
The issues of improving the competences required for a successful professional activity of an art teacher implementing additional educational programs in the field of fine arts and creating an educational and methodical complex of a specific subject are discussed. The legislative basis of the reform of educational system at children's schools of arts, especially their curricula is studied. The competences of arts teachers required to implement pre-professional and general developmental programs are analyzed. For the first time the academic study considers the issues of applying professional competences to create educational and methodical complexes for these programs, as well as the differentiation of teaching materials based on a specific curriculum's goals. The problems of modern art education, e. g.: the preservation of traditions and the best practices of teaching systems of the masters of Russian art school, and the necessary implementation of modern technologies and approaches in the educational process are analyzed. The importance of improving the competences of teachers, which stems from the necessity to create educational and methodical complexes for all academic subjects in the curriculum at children's fine art schools and art departments of children's schools of arts is discussed. It is stated that the basis for improvement of the abovementioned consists in the loyalty to professional traditions, flexibility in solving professional problems, and cooperation with other professionals in this field.
Key words: educational-methodical complex; educational subject; additional pre-professional and general developmental programs; children's art schools; children's fine art schools; teacher of fine arts; competence DOI: 10.20310/1810-0201 -2017-22-2(166)-63-72
Информация для цитирования:
Ловцова И.В. Актуализация профессиональных компетенций преподавателей детских школ искусств при создании учебно-методического комплекса учебных предметов в области изобразительного искусства // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2017. Т. 22. Вып. 2 (166). С. 63-72. DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-2(166)-63-72.
Lovtsova I.V. Aktualizatsiya professional'nykh kompetentsiy prepodavateley detskikh shkol iskusstv pri sozdanii uchebno-metodicheskogo kompleksa uchebnykh predmetov v oblasti izobrazitel'nogo iskusstva [The actualization of professional competences of teachers at children's art schools as part of the creation of educational and methodical complex of the curriculum in the field of fine arts]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2017, vol. 22, no. 2 (166), pp. 63-72. DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-2(166)-63-72. (In Russian).