Научная статья на тему 'Роль городского ресурсного центра по направлению «Изобразительное искусство» в процессе внедрения новых федеральных государственных требований'

Роль городского ресурсного центра по направлению «Изобразительное искусство» в процессе внедрения новых федеральных государственных требований Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
264
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР / ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / CHILDREN'S ART SCHOOLS / RESOURCE CENTER / ART EDUCATION / FINE ARTS / FEDERAL GOVERNMENT REQUIREMENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Веселова Надежда Евгеньевна

Анализируется инновационная деятельность городского ресурсного центра по тематике «Изобразительное искусство». Обозначены основные направления деятельности и перспективы развития. Обобщен опыт работы детской художественной школы № 1 г. Екатеринбурга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Веселова Надежда Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of Urban Resource Center in the Course of “Fine Arts” in the Implementation of the New Federal Government Requirements

The article presents an analysis of urban innovation resource center in the course of “Fine Art”. The basic directions of activity and prospects are described. The experience of the art school in Ekaterinburg is summed up.

Текст научной работы на тему «Роль городского ресурсного центра по направлению «Изобразительное искусство» в процессе внедрения новых федеральных государственных требований»

УДК 37.035.461 ББК Щ10+Ч40.058.7

ГСНТИ 14.27.01

Код ВАК 13.00.02

Веселова Надежда Евгеньевна,

аспирант, Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург); 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26, к. 254; e-mail: [email protected].

РОЛЬ ГОРОДСКОГО РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» В ПРОЦЕССЕ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ресурсный центр; детская школа искусств; художественное образование; изобразительное искусство; федеральные государственные требования.

АННОТАЦИЯ. Анализируется инновационная деятельность городского ресурсного центра по тематике «Изобразительное искусство». Обозначены основные направления деятельности и перспективы развития. Обобщен опыт работы детской художественной школы № 1 г. Екатеринбурга.

Veselova Nadezda Evgenievna,

Post-graduate Student, Ural State Pedagogical University (Ekaterinburg).

THE ROLE OF URBAN RESOURCE CENTER IN THE COURSE OF “FINE ARTS” IN THE IMPLEMENTATION OF THE NEW FEDERAL GOVERNMENT REQUIREMENTS

KEY WORDS: a resource center; children’s art schools; art education; fine arts; federal government requirements.

ABSTRACT. The article presents an analysis of urban innovation resource center in the course of “Fine Art”. The basic directions of activity and prospects are described. The experience of the art school in Ekaterinburg is summed up.

Н

а современном этапе развития России идет активная модернизация системы образования, нацеленная на унификацию, стандартизацию. Этот процесс затронул и систему художественного образования, носящего обособленный характер. К художественному образованию социумом предъявляются повышенные требования в силу особого места культуры и искусства в жизни общества. Постоянно обновляется гуманистическая парадигма, без которой немыслимо воспитание эстетически развитых личностей, меняется понимание смысла педагогической деятельности в области художественного образования, его форм и методов, обусловленных разработкой, внедрением информационных, инновационных технологий и использованием в педагогической практике обновленных нормативных моделей.

Потребности времени диктуют объективную необходимость перехода к более эффективной и мобильной образовательной системе, основанной на применении инновационного подхода, в частности при реализации художественного образования.

Утвержденные в 2013 г. изменения в ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» и «Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств» (далее - федеральные государственные тре-

бования) являются своевременной и актуальной мерой поддержки развития системы художественного образования, так как учитывают потребности родительской общественности как основных заказчиков услуг по обучению детей в соответствии с общеразвивающими программами и по предпрофес-сиональной подготовке одаренных детей в детских школах искусств (далее - ДШИ).

С учетом вышеуказанных потребностей, особенностей работы с педагогическими кадрами в сфере художественного образования, а также проекта «Концепции развития детских школ искусств в Российской Федерации» (2013 г.), в котором предусматривается организация федерального ресурсно-методического центра с представительством в каждом регионе [12, с. 7], для обеспечения устойчивого развития сложившейся в России уникальной системы образовательных учреждений дополнительного образования детей в процессе перехода необходимо предусмотреть следующие механизмы трансформации детской школы искусств: механизмы апробации передового педагогического опыта, инновационных программ и технологий на базе ведущих ДШИ, функционирующих в режиме ресурсных центров, инновационных площадок, с последующим созданием на их базе представительств федерального ресурсно-методического центра; механизмы сетевого, межведомственного взаимодействия ДШИ с другими организациями для

© Веселова Н. Е., 2014

развития инновационной и социокультурной деятельности в рамках художественного образования; механизмы комплексной системы мониторинга эффективности деятельности сети ДШИ, мониторинга востребованности услуг ДШИ.

Таким образом, сформулированные государственные установки на предпрофес-сиональный статус ДШИ и реализацию программ по выявлению одаренных детей в раннем возрасте ставят перед администрацией школ задачу по организации научнометодического и информационного сопровождения деятельности ДШИ, внедряющих инновации в систему художественного образования детей.

В ситуации модернизации образования на базе ведущих образовательных организаций появляются новые структуры - ресурсные центры, выполняющие следующие основные функции: образовательную, которая заключается в реализации части основных программ пред- или профессионального образования; методическую, заключающуюся в учебно-методическом обеспечении образовательного процесса по профилю подготовки образовательной организации (программы, тесты, разработки, экспертиза, методические рекомендации, повышение квалификации преподавателей и др.); организационно-информационную, которая касается сети учреждений профобразования муниципального или регионального уровня и состоит в их информационной, информационно-аналитической, маркетинговой, организационной поддержке, обеспечении внешних связей и в сети в целом.

Понятие «ресурсный центр» достаточно полно раскрыто в трудах Н. Ю. Пос-талюка, В. П. Топоровского, В. В. Ветрова, М. В. Никитина, Н. Н. Петрова, Е. В. Васиной, Е. В. Иванова и других. Развитию представлений о роли ресурсных центров в образовании как инновационной форме непрерывного образования специалистов посвящены работы Н. Ю. Посталюка, С. Ю. Мар-кулис, В. Ф. Зивы, А. В. Егоровой и других исследователей.

Организация городских ресурсных центров поможет решать проблемы с обеспечением информационно-методической поддержкой административных и педагогических работников по вопросам создания условий для выявления одаренных детей, условий для их художественного образования и эстетического воспитания, приобретения ими знаний, умений, навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности и осуществления подготовки к получению профессионального образования в области искусств; проведения мониторинга качества образования; непрерыв-

ного повышения квалификации педагогов через организацию семинаров и мастер-классов для обмена опытом, проведение научно-практических конференций и городских методических советов по созданию новых форм и методов для реализации пред-профессиональных программ; организации творческих конкурсов и фестивалей для учащихся и преподавателей. Все перечисленные действия будут создавать условия для качественного перехода на реализацию нового содержания дополнительных пред-профессиональных общеобразовательных программ в статусе образовательных организаций предпрофессионального начального художественного образования.

Так, при выстраивании модели и стратегии обновленной системы художественного образования, если учесть объективно существующие противоречия [6, с. 6-7] и особенности работы с педагогическими кадрами в сфере художественного образования [Там же, с. 20-21], деятельность ресурсных центров должна быть направлена на решение задач повышения квалификации педагогов и руководителей образовательных учреждений, научно-методическое и информационное обеспечение деятельности образовательных учреждений, проведение опытно-экспериментальных работ, формирование рынка образовательных услуг через маркетинг потребностей территорий с налаживанием коммуникаций и развертыванием службы сервиса ресурсов [1, с. 11-12].

Система дополнительного образования изначально представляла собой особое социально-педагогическое явление, и эта система предполагает усиление адресности образовательных услуг, ориентированных на специфику социальных потребностей одаренных детей и подростков, семей, социальных групп, и создание условий для расширения возможностей самореализации специалистов педагогической деятельности в системе дополнительного образования детей при соответствующей системе переподготовки кадров, повышения квалификации и научно-методического сопровождения [5, с. 333].

Качественное функционирование ресурсного центра в сфере дополнительного образования детей по направлению «Изобразительное искусство» как формы объединения, интеграции и концентрации ресурсов обеспечивается за счет работы высококвалифицированных педагогов - художников и искусствоведов, которые владеют современными средствами обучения и применяют их в образовательном процессе, а также менеджеров сферы культуры и искусства, выстраивающих эффективную информационную политику, маркетинговую

стратегию и создающих привлекательный и конкурентоспособный имидж учреждения культуры.

Поскольку результативность образования по дополнительным предпрофессио-нальным общеобразовательным программам в сфере изобразительного искусства оценивается в том числе и с точки зрения создания условий для социального становления личности подростка, так как появляются государственные требования к качеству подготовки выпускников ДШИ, на законодательном уровне конкретизируются задачи художественного образования в целом, основным направлением деятельности городского ресурсного центра по направлению «Изобразительное искусство» (ГРЦ ИЗО) является стратегическое планирование в новых нормативно-правовых условиях.

В соответствии с новыми требованиями, особую актуальность приобретает такое направление деятельности, как методическая работа. Целями методической работы ГРЦ ИЗО стали координация совместной методической деятельности педагогов по внедрению новой модели дополнительного предпрофессионального художественного образования и обеспечение качества методической поддержки образовательного процесса школы, отвечающие актуальным потребностям системы дополнительного художественного образования. В результате стратегического планирования преподавателями ведется персональный учет реализации творческих возможностей учащихся классов, формирует портфолио класса, а также ведутся учет собственной творческой (персональной выставочной) деятельности и методическая работа. В итоге повышается мотивация сотрудников, которая поощряется администрацией с помощью стимулирующих выплат, что в комплексе повышает качество образования в ДШИ в целом, а это соответствует стратегическим целям федеральных государственных требований.

Важными задачами ГРЦ ИЗО являются корректировка образовательной программы учреждения в соответствии с системой требований к учебно-методическим, кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации программы «Живопись» и создание качественных условий для непрерывности профессионального развития педагогических работников. Для этого были разработаны фонды оценочных средств по всем учебным дисциплинам, сформулированы критерии комплексной оценки знаний выпускников. Тем самым, в соответствии с федеральными государственными требованиями, была прописана комплексная «модель выпуск-

ника», в которой были смещены акценты со знаниевого (ремесленнического) на компе-тентностный подход.

Опыт функционирования ГРЦ ИЗО в Екатеринбурге показывает, что успешность реализации предпрофессионального образования на базе этого учреждения (67 % выпускников продолжают свое обучение в профильных вузах и спузах художественного направления, что является высоким показателем выявления образовательных потребностей, уровня предпрофессио-нальной подготовки и осознанного выбора будущей профессии) достигается за счет многолетнего сотрудничества с профильными учебными заведениями, что позволяет использовать потенциал высшей школы, опыт их педагогов-художников.

Важной задачей, поставленной перед ГРЦ ИЗО, было внедрение системы управления качеством образования (мониторинг и экспертиза качества), определение содержания деятельности всех подсистем, комплексное совершенствование педагогических ресурсов и кадрового потенциала. Под внедрением системы управления качеством подразумевается переход на совершенно новую ступень организации труда, контроля и управления качеством подготовки выпускника ДШИ с учетом федеральных государственных требований. Внедрение системы менеджмента качества в сфере художественного образования рассматривается как мощный инструмент повышения конкурентоспособности выпускников, статуса учебного заведения, удовлетворенности потребителей [4, с. 242-243].

Для совершенствования педагогических ресурсов и кадрового потенциала детская художественная школа № 1 г. Екатеринбурга много лет успешно взаимодействует с другими образовательными учреждениями, реализующими образовательную программу в области изобразительного искусства, в том числе и профессиональными, с целью компенсации недостатка кадровых ресурсов, ведения постоянной методической работы, получения консультаций по вопросам реализации программы «Живопись», использования передовых педагогических технологий.

ГРЦ ИЗО определил, что задача создания условий, направленных на усиление роли общественности (в частности, родительской) в формировании и реализации образовательной политики, оценке качества подготовки выпускников, может быть решена с опорой на сложившиеся семейные традиции, в рамках совместной творческой деятельности детей и взрослых и проведения массовых социокультурных мероприятий.

Применение такого инновационного подхода к художественному образованию осуществляется в условиях перехода к более эффективной и мобильной образовательной системе. В связи с этим обмен информацией обеспечивается в ГРЦ ИЗО как традиционными очными формами работы (городские семинары, совещания, методические советы), так и посредством дистанционных форм, в частности на официальном сайте детской художественной школы № 1 г. Екатеринбурга [3], где создан раздел, посвященный деятельности ГРЦ ИЗО. Там содержатся актуальные сведения о нормативно-правовом обеспечении процесса перехода на дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в соответствующей сфере, выкладываются планы работы ГРЦ ИЗО и подведомственных структурных подразделений по учебным годам, методические публикации, ежегодные годовые отчеты и другие документы.

Информационно-методическая функция ГРЦ успешно реализуется через систему традиционных форм работы с применением инновационных приемов работы с одаренными детьми (очные и заочные конкурсы по рисунку, живописи, композиции и истории искусств, взаимодействие с культурными и образовательными учреждениями Екатеринбурга, культурные акции и пиар-мероприятия, форумы юных дарований и открытые мастер-классы, выездные пленэры, а также краткосрочные курсы повышения квалификации для педагогов и учащихся). Эта работа строится на единстве теории и практики. ГРЦ ИЗО системно ведет научно-практическую деятельность в сфере изобразительного искусства, публикуя материалы ведущих педагогов в профессиональных журналах.

Несмотря на то, что вышеперечисленные формы работы являются традиционными и в настоящее время хорошо отработаны в системе общего образования, для художественного образования как системы они становятся инновационными и востре-

бованными только сейчас. Их инновационность заключается в переносе форм деятельности из одной системы в другую - из общего образования в систему дополнительного художественного образования с обязательным системным применением этих форм. Ресурсные центры художественного образования, в свою очередь, выступают как площадки перехода из одной систему в другую, как ретрансляторы инновационного опыта и форм работы.

По результатам трехлетней работы детской художественной школы № 1 имени П. П. Чистякова (г. Екатеринбург) в статусе городского ресурсного центра по направлению «Изобразительное искусство» в условиях перехода на реализацию дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» можно сделать вывод о том, что комплексный подход к сопровождению образовательной деятельности в новых нормативно-правовых условиях, описанный выше, значительно повышает показатели эффективности деятельности образовательных учреждений культуры по выявлению и развитию одаренных детей в области изобразительного искусства, обеспечивает непрерывность профессионального развития педагогических работников, а также повышает качество начального художественного образования в целом, чем подтверждается статус детских школ искусств как предпрофессио-нальной ступени образования.

Приоритетным направлениям работы ГРЦ ИЗО становится создание условий для подготовки и формирования преподавателя инновационного типа, развития у него систематизирующих составляющих профессиональной педагогической компетентности, важнейшими из которых считаются аналитическая и исследовательская. Очевидно, что создание оптимальных организационно-педагогических условий для обучения и развития одаренных детей требует новых подходов к переподготовке, повышению квалификации педагогических кадров.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алашеев С. Ю., Голуб Г. Б., Посталюк Н. Ю. Нормативно-правовое и организационноуправленческое обеспечение деятельности ресурсных центров профессионального образования / под общей ред. Н. Ю. Посталюк. М. : Логос, 2005.

2. Ветров В. В. Как организовать ресурсный центр. М. : Изд. центр НОУ ИСОМ, 2005.

3. Детская художественная школа № 1 им. П. П. Чистякова : офиц. сайт. URL: http://pionerart.ru.

4. Дондокова Г. Г. Ресурсные центры как основа образовательного бизнес-инкубатора // Проблемы и перспективы развития образования в России : сб. материалов 6-й Междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск, 2010. С. 239-243.

5. Егорова А. В. Будущее дополнительного образования детей - в социально-педагогической стратегии его развития // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 11. С. 331-340.

6. Зива В. Ф. Прогностическая модель и стратегия построения инновационной системы художественного образования в России : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01. М., 2009.

7. Колодий Н. А., Егорова Н. Н., Зеленин А. А., Юматов К. В. Ресурсные центры индустрии туризма: концептуальные модели и реальность // Вестн. КемГУ. 2013. № 3 (55), т. 1. С. 42-46.

8. Маркулис С. Ю. Модель повышения информационно-коммуникационной компетентности педагогических работников в условиях ресурсного центра : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01. М., 2009.

9. Никитин М. В. Ресурсный центр как функциональная модель развития непрерывного образования. М. : Изд. центр НОУ оСоМ, 2004.

10. Петров Н. Н., Васина Е. В., Иванов Е. В. [и др.]. Управление ресурсным центром профессионального образования : учеб.-консультац. пособие. М. : Логос, 2005.

11. Посталюк Н. Ю. Модели ресурсных центров // Профессиональное образование. 2006. № 12. С. 6-8.

12. Проект «Концепции развития детских школ искусств в Российской Федерации». М., 2012. URL: http://iroski.ru/node/405.

13. Топоровский В. П. Ресурсные центры как инновационная форма непрерывного образования специалистов // Человек и образование : академ. вестн. Ин-та образования взрослых Российской акад. образования. 2009. № 3 (20). С. 143-147.

14. Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств : «Живопись». URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70053526/.

15. Федеральный закон от 29.12.12 № ФЗ-273 (ред. 23.07.13) «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=l49753.

Статью рекомендует д-р культурологии, проф. И. Я. Мурзина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.