Научная статья на тему 'На пути к оптимальной регламентации образовательной деятельности детских школ искусств'

На пути к оптимальной регламентации образовательной деятельности детских школ искусств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
353
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ / РЕГЛАМЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МУЗЫКАЛЬНАЯ / ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ / CHILDREN'S ART SCHOOL / EXTRA CURRICULAR EDUCATION / ART EDUCATION / THE RULES OF EDUCATIONAL ACTIVITIES / MUSIC / CHOREOGRAPHY / ARTISTIC

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аракелова А. О.

В статье определяются цели и задачи образовательной деятельности Детских школ искусств на современном этапе. Формулируются наиболее важные позиции, регламентирующие деятельность Детских школ искусств и предлагаются принципиальные изменения в структуре их Типового положения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE WAY TO OPTIMAL REGULATION CHILDREN'S EDUCATIONAL ACTIVITIES OF ART SCHOOLS

The article identifies goals and objectives of the educational activities of children's art schools at the present stage. The most important positions that regulate children's art schools and suggestsfundamental changes in the structure of the standard regulations are formulated in this article.

Текст научной работы на тему «На пути к оптимальной регламентации образовательной деятельности детских школ искусств»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

УДК 37:7

НА ПУТИ К ОПТИМАЛЬНОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ

© 2011 А.О.Аракелова

Департамент науки, образования и информационных технологий Министерства культуры Российской Федерации. Москва

Статья поступила в редакцию 19.09.2011

В статье определяются цели и задачи образовательной деятельности Детских школ искусств на современном этапе. Формулируются наиболее важные позиции, регламентирующие деятельность Детских школ искусств и предлагаются принципиальные изменения в структуре их Типового положения.

Ключевые слова: дополнительное образование, художественное образование, детская школа искусств, регламент образовательной деятельности, музыкальная, хореографическая, художественная.

Успехи развития нашей страны во многом определяются качеством образования подрастающего поколения, в том числе и в сфере культуры и искусства. Уникальность подготовки творческих кадров обеспечивается с большими трудностями сохранившейся выстроенной системой, которая сложилась в России в ХХ веке и это притом, что история подготовки творческих кадров в России насчитывает уже не одно столетие. Фундаментом этой системы являются Детские школы искусств, закладывающие в раннем возрасте основы постижения профессионального искусства. Слава отечественной исполнительской, дирижерской, хореографической, живописной и других школ была обеспечена во многом благодаря сложившейся в ХХ веке трехступенчатой системе подготовке творческих кадров - начальное, среднее и высшее учебные заведения искусства. Именно в этих образовательных учреждениях десятилетиями оттачивались педагогические методики, из рук мастера ученику или студенту передавалось профессиональное мастерство и особое отношение к великому наследию прошлого и достижениям настоящего. Важнейшую роль в сложившейся системе художественного образования играли Детские школы искусств1. Спецификой образования в области искусства являет-

Аракелова Александра Олеговна, кандидат искусствоведения, доцент, заслуженный работник культуры Российской Федерации, заместитель директора Департамента науки, образования и информационных технологий Министерства культуры РФ. Е-mail: rektor@smrgaki. ru

1 Почти весь XX век в России реализовывалась идея всеобщего начального художественного образования.

Овсянкина Г.П. Музыкальная психология. - М.: 2007. - С.215.

ся то, что с самого раннего детства ребенок проходит «школу мастерства», строго регламентированную, живущую по своим законам с зачетами и экзаменами, академическими концертами, просмотрами, прослушиваниями, позволяющую сформировать творчески активную личность. Овладеть профессиональными навыками, суметь творчески интерпретировать, или создать новое произведение искусства, возможно только путем многолетнего совместного труда преподавателя с ребенком.

Существующее на сегодняшний день Типовое положение дополнительного образования детей в части функционирования Детских школ искусств представляется не разработанным по многим позициям. Многое в этом положении требует уточнения, а подчас и коренного изменения, что в конечном итоге должно привести к смене воспитательной парадигмы, изменить ошибочно принятую в 90-е годы прошлого века ориентацию с общего эстетического воспитания на предпрофессиональное обучение детей в школах искусств. О государственном регулировании и регламентации сферы дополнительного образования детей говорят многие специалисты в самых разных областях искусства2. Сегодня мы называем школами искусств различные учреждения дополнительного образования детей. Это - детская музыкальная школа, детская художественная школа, детская хореографическая школа, детская цирковая школа, детская школа

2 Астраханцева С.В. Роль дополнительного образования детей в сохранении и развитии культурного наследия и самобытности народов в поликультурном пространстве России // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. -2007. - №6. - С.70 - 74.

художественных ремесел, детская хоровая школа, детская театральная школа, детская школа эстрадного искусства. Детские школы искусств могут иметь и другие исторически закрепившиеся наименования.

Прежде всего, для коренного пересмотра Типового положения дополнительного образования в Детских школах искусств необходимо определить основные цели и задачи начального предпрофессионального обучения детей. К целям предпрофессионального обучения следует отнести: 1) сохранение и приумножение нравственных и культурных ценностей общества; 2) распространение в обществе эстетической и художественной культуры через приобщение населения к духовным ценностям отечественного и зарубежного искусства; 3) сохранение и развитие уникальных отечественных творческих школ и созданных ими высокоэффективных технологий по обучению одаренных детей и молодежи в области искусства; 4) удовлетворение потребностей личности, проявившей творческие способности в области искусств, в полноценном художественно-эстетическом, интеллектуальном, нравственном и физическом развитии.

Для достижения поставленных целей Детским школам искусств необходимо решать целый ряд задач. Такими задачами нам представляются: 1) выявление одаренных детей в раннем детском возрасте; 2) создание условий для их художественного образования и эстетического воспитания, приобретения ими знаний, умений и навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности; 3) осуществление подготовки одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области искусств; 4) формирование у одаренных детей самостоятельности и творческой активности в области искусства3.

Несомненно, что для детских школ искусств реализация дополнительных предпрофессио-нальных общеобразовательных программ в области искусств является обязательной. При этом необходимо учитывать возрастные, эмоциональные, интеллектуальные и физиологические факторы развития обучающихся. Детские школы искусств могут реализовывать дополнительные образовательные программы и услуги, направленные на эстетическое воспитание,

3В настоящее время, как пишет Тараканова Н.Э. «... большинство исследователей-психологов включают мотивацию в структуру одаренности, рассматривают ее как личностное «ядро» развития одаренности.». Тараканова Н.Э. Психологические методы развития мо-тивационной сферы личности юных музыкантов // Музыкальная психология и психотерапия. - 2008. -№6(9). - С.72 - 88.

формирование общей культуры детей, их творческое развитие. Реализация дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств и дополнительных образовательных программ может осуществляться лишь при наличии соответствующей лицензии. Перечень дополнительных предпрофес-сиональных общеобразовательных программ в области искусств должен устанавливаться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правого регулирования в сфере культуры.

Детская школа искусств может иметь в своей структуре: филиалы, отделения, предметно-цикловые комиссии, учебные кабинеты, подготовительные структурные подразделения (отделения, классы), структурные подразделения художественно-эстетического воспитания, структурные подразделения внеучебной и воспитательной работы, учебные концертные, выставочные, танцевальные залы, учебные театры, учебные манежи, музеи, библиотеки, фоно- и видеотеки, лаборатории, объекты социальной инфраструктуры и иные структурные подразделения, связанные с образовательным процессом. Филиал детской школы искусств создается, реорганизуется, переименовывается и ликвидируется органом исполнительной власти или местного самоуправления, в ведении которого находится образовательное учреждение. Сведения о наличии филиала, месте его нахождения, а также реквизиты документа о его создании, переименовании и ликвидации в установленном порядке отражаются в уставе детской школы искусств. В своей деятельности филиалы детских школ искусств руководствуются уставом детской школы искусств и нормативным локальным актом, принимаемым советом и утверждаемым директором детской школы искусств. Филиал детской школы искусств самостоятельно осуществляет образовательную, хозяйственную или иную деятельность, закрепленную в уставе детской школы искусств.

Деятельность по приему в ДШИ требует своей регламентации. Объем и структура приема детей на дополнительную предпрофессио-нальную общеобразовательную программу в области искусств на обучение за счет средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации должны определяться в соответствии с заданиями (контрольными цифрами), устанавливаемыми органом исполнительной власти или местного самоуправления, в ведении которого находится образовательное учреждение. Прием детей на дополнительную предпрофессиональ-ную общеобразовательную программу в области искусств осуществляется в первый класс с 6-ти

и более лет в соответствии с федеральными требованиями к дополнительным предпрофес-сиональным общеобразовательным программам в области искусств на основании результатов индивидуального отбора детей, проводимого с целью выявления лиц, имеющих творческие способности и физические данные, необходимые для освоения соответствующей образовательной программы. Прием детей может осуществляться в другие классы при наличии у поступающих достаточного уровня развития творческих способностей и физических данных, а также вакантных мест в соответствующих классах. Детская школа искусств самостоятельно разрабатывает и утверждает правила приема на соответствующий учебный год, определяющие их особенности, условия и форму проведения индивидуального отбора детей. До начала приема документов приемная комиссия детской школы искусств объявляет следующее: 1) правила приема в детскую школу искусств на дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств; 2) перечень дополнительных предпрофессио-нальных общеобразовательных программ в области искусств; 3) условия и формы проведения индивидуального отбора детей для поступающих на дополнительные предпрофессио-нальные общеобразовательные программы в области искусств; 4) особенности проведения индивидуального отбора для детей с ограниченными возможностями здоровья; 5) общее количество мест для приема в первый класс на дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств; 6) количество вакантных мест для приема в другие классы.

Организация учебного процесса в детской школе искусств осуществляется в соответствии с расписанием занятий и образовательными программами по дополнительным предпрофес-сиональным общеобразовательным программам в области искусств, которые разрабатываются и утверждаются детской школой искусств самостоятельно на основании примерных образовательных программ по дополнительным пред-профессиональным общеобразовательным программам в области искусств и установленных к ним федеральных государственных требований. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере культуры, обеспечивает разработку примерных образовательных программ по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусств. Образовательная деятельность детской школы искусств регламентируется учебным планом,

календарным учебным графиком, рабочими программами учебных дисциплин и другими материалами, обеспечивающими воспитание и качество подготовки обучающихся.

Сроки освоения дополнительных предпро-фессиональных общеобразовательных программ в области искусств устанавливаются федеральными государственными требованиями. При реализации дополнительных предпрофессио-нальных общеобразовательных программ в области искусств допускается сокращение срока освоения образовательных программ при условии разработки детской школой искусств сокращенной образовательной программы и готовности обучающегося к ее освоению. Решение об освоении обучающимся сокращенной образовательной программы принимается советом Детской школы искусств при наличии соответствующего заявления родителей (законных представителей) обучающегося.

Дополнительные образовательные программы, направленные на эстетическое воспитание, формирование общей культуры детей, их творческое развитие, разрабатываются детской школой искусств самостоятельно. При реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусства максимальный объем учебной нагрузки обучающихся составляет 26 часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки. Недельная нагрузка обучающихся обязательными учебными занятиями педагогического работника с обучающимся устанавливается в соответствии с учебными планами и не должна превышать 16 часов в неделю.

В детской школе искусств устанавливаются основные виды учебных занятий, такие, как урок, прослушивание, творческий просмотр, творческий показ, технический зачет, спектакль, пленэр, репетиция, академический концерт, мастер-класс, лекция, семинар, контрольная работа, практическое занятие, лабораторное занятие, самостоятельная работа. Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся является неотъемлемым продолжением и составной частью образовательной программы. Внеаудиторная (самостоятельная) работа может быть использована на выполнение домашнего задания обучающимися и репетиционную работу, посещение ими учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях, проводимых образовательным учреждением. В области хореографического и циркового искусства внеаудиторная репетиционная работа обучающихся может проходить под руководством преподавателя.

Детская школа искусств самостоятельна в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся. Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся утверждается детской школой искусств. В процессе промежуточной аттестации обучающихся количество экзаменов не должно превышать четырех в учебном году, а количество зачетов - шести.

Особенности творческого развития обучающегося в детской школе искусств могут предполагать перевод обучающегося с одной образовательной программы на другую. Порядок перевода и критерии оценки творческого развития обучающегося определяется уставом и нормативными локальными актами, принимаемыми советом детской школы искусств.

Освоение дополнительной предпрофессио-нальной общеобразовательной программы в области искусств завершается итоговой аттестацией обучающегося. Состав аттестационной комиссии утверждается приказом директора образовательного учреждения. Кандидатура председателя аттестационной комиссии согласовывается детской школой искусств с учредителем из числа специалистов в соответствующих видах искусств, имеющих среднее профессиональное или высшее профессиональное образование. Председатель аттестационной комиссии не должен являться работником данного образовательного учреждения. Дата проведения итоговой аттестации и состав комиссии устанавливается приказом директора детской школы искусств по согласованию с председателем аттестационной комиссии.

Детская школа искусств выдает выпускникам, освоившим дополнительную предпрофес-сиональную общеобразовательную программу в области искусств в полном объеме и прошедшим итоговую аттестацию, свидетельство по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере культуры, заверенное печатью детской школы искусств. Знания и умения выпускников определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «зачтено» («зачет»), которые указываются в свидетельстве об освоении дополнительной пред-профессиональной общеобразовательной программы в области искусств. Лицу, не завершившему образование, не прошедшему итоговую аттестацию или получившему на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, выдается справка об обучении в детской школе искусств по установленной детской школой искусств форме. Копия свидетельства об освоении

дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области искусств или справки об обучении в детской школе искусств остается в личном деле выпускника.

Детская школа искусств осуществляет учебно-методическую и художественно-творческую деятельность. Учебно-методическая деятельность детской школы искусств имеет целью сохранение и совершенствование методик обучения и воспитания одаренных детей в области искусств, ориентированных на получение ими предпрофессиональных знаний, умений и навыков с учетом развития творческой индивидуальности обучающегося. Художественно-творческая деятельность детской школы искусств должна быть направлена на формирование начальных предпрофессиональных навыков обучающихся, а также пропаганду среди различных слоев населения лучших достижений отечественного и зарубежного искусства, их приобщения к духовным ценностям4.

Требования к учебно-методической и художественно-творческой деятельности, порядок оценки их результатов определяются нормативными локальными актами образовательного учреждения. С целью реализации художественно-творческой деятельности в детских школах искусств создаются учебные творческие коллективы (учебные оркестры, ансамбли, хоровые, вокальные, хореографические и танцевальные коллективы). Деятельность учебных творческих коллективов регулируется нормативными локальными актами детской школы искусств и осуществляется как в рамках учебного времени, так и за его пределами.

В образовательном процессе детской школы искусств используются учебники, учебно-методические пособия, хрестоматии и нотные издания, определенные нормативными локальными актами детской школы искусств с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры. Финансирование расходов на такие учебники, учебно-методические пособия, хрестоматии и нотные издания осуществляется учредителем детской школы искусств.

Устав детской школы искусств и изменения, которые вносятся в него, принимаются общим собранием работников и представителей из числа родителей (законных представителей) обу-

4 Эстетическое переживание, в свою очередь, может стать «основой для самостоятельной созидательной деятельности». Пикалова Т.В. Нравственно-эстетическое воспитание средствами музыки // Дополнительное образование и воспитание. - 2009. - №9. -С.16 - 20.

чающихся и утверждаются учредителем детской школы искусств. Порядок выдвижения делегатов на общее собрание из числа родителей (законных представителей) обучающихся и их количественный состав определяются советом детской школы искусств.

В детской школе искусств создается выборный представительный орган - совет детской школы искусств (далее - совет). В состав совета по должности входят директор детской школы искусств, заместители директора, главный бухгалтер, руководители структурных подразделений и творческих коллективов. Представители других категорий работников детской школы искусств избираются на общем собрании тайным голосованием. Председателем совета является директор детской школы искусств. Срок полномочий совета не может превышать пяти лет. Численность совета и его полномочия определяются уставом детской школы искусств. В детской школе искусств могут создаваться и иные органы самоуправления, в том числе педагогический, художественный, методический и попечительский советы, деятельность которых и полномочия определяются нормативными локальными актами или уставом детской школы искусств.

Непосредственное управление детской школой искусств осуществляет директор. Порядок назначения на должность директора определяется уставом детской школы искусств в соответствие с законодательством Российской Федерации. Совмещение должности директора с другой оплачиваемой руководящей должностью (кроме методического и художественного руководства) внутри и вне образовательного учреждения не разрешается. Разграничение полномочий между директором и советом детской школы искусств определяется уставом.

Обучающиеся имеют право бесплатно пользоваться библиотекой, фонотекой, аудио- и видеоматериалами детской школы искусств, информационными ресурсами, услугами социально-бытовых, лечебных и других подразделений детской школы искусств в порядке, установленном уставом. Обучающиеся имеют право на перевод в другую детскую школу искусств, реализующую аналогичные образовательные программы, при наличии согласия этой детской школы искусств. Обучающиеся имеют право на восстановление в детскую школу искусств, в которой он обучался до отчисления, при наличии в детской школе искусств вакантных мест и успешного прохождения творческих испытаний. Порядок и условия восстановления на обучение лица, отчисленного из детской школы искусств, а также приема для продолжения обучения лица, ранее обучавшегося в другой детской школе

искусств и отчисленного из нее до окончания обучения, определяются уставом детской школы искусств.

Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся как участников образовательного процесса определяются уставом детской школы искусств и иными предусмотренными уставом нормативными локальными актами. Родители (законные представители) обучающихся обязаны выполнять устав детской школы искусств в части, касающейся их прав и обязанностей. Родители (законные представители) обучающихся несут ответственность за воспитание своих детей и создание необходимых условий для получения ими образования в детской школе искусств. Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся, не предусмотренные настоящим положением и уставом детской школы искусств, могут закрепляться в заключенном между ними и детской школой искусств договоре.

К работникам детской школы искусств относятся руководящие и педагогические работники, учебно-вспомогательный и обслуживающий персонал. Педагогические работники обязаны обеспечивать высокую эффективность образовательного процесса, систематически заниматься повышением своей квалификации, в том числе посредством осуществления художественно-творческой деятельности. Увольнение педагогических работников детских школ искусств по инициативе администрации, связанное с сокращением штатов работников, допускается только после окончания учебного года.

Финансовое обеспечение образовательной деятельности детских школ искусств, связанной с реализацией дополнительных предпрофессио-нальных общеобразовательных программ и дополнительных образовательных программ, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с учетом установленных заданий (контрольных цифр) на основе государственных и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного обучающегося и предусмотренных для детских школ искусств.

Детская школа искусств имеет право осуществлять международное сотрудничество в области образовательной, художественно-творческой, научно-методической и иной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации. Международное сотрудничество может осуществляться на основе договоров, заключенных с иностранными физическими и (или) юридическими лицами. Регламентация образовательной деятельности детских школ искусств вовсе не означает ущем-

ление свободы образовательного учреждения. В первую очередь она направлена на устранение многочисленных споров и коллизий, которые возникали в деятельности детских школ искусств за последние годы. Деятельность детских школ искусств регламентируется в целях сохранения академических традиций обучения

детей и по причине отсутствия необходимых для этого нормативов. Мы надеемся, что предложения по регламентации образовательной деятельности детских школ искусств войдут в уставы ДШИ и новое Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей.

ON THE WAY TO OPTIMAL REGULATION CHILDREN'S EDUCATIONAL

ACTIVITIES OF ART SCHOOLS

© 2011 A.O.Arakelova

Department of Education, Science and Information Technology Ministry of Culture of the Russian Federation. Moscow

The article identifies goals and objectives of the educational activities of children's art schools at the present stage. The most important positions that regulate children's art schools and suggestsfundamental changes in the structure of the standard regulations are formulated in this article.

Keywords: extra curricular education, art education, children's art school, the rules of educational activities, music, choreography, artistic.

Alexandra Olegovna Arakelova, Ph.D., associate professor, honored worker of Russian Federation, Deputy Director of Education, Science and Information Technology Ministry of Culture. E-mail: rektor@smrgaki. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.