Научная статья на тему 'Культурно-просветительная деятельность детской художественной школы в современных условиях'

Культурно-просветительная деятельность детской художественной школы в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1044
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / ДЕТСКИЕ ШКОЛЫ ИСКУССТВ / ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ ИСКУССТВ / РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР / КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЕКТ / CHILDREN''S ART SCHOOLS / FEDERAL GOVERNMENT REQUIREMENTS / SUPPLEMENTARY PRE-PROFESSIONAL GENERAL EDUCATIONAL PROGRAM IN THE SPHERE OF ARTS / A RESOURCE CENTER / CULTURAL AND EDUCATIONAL ACTIVITIES / THE PROJECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Веселова Н. Е.

Детские школы искусств России переходят на реализацию дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись», предполагающей качественно новую реализацию образовательной, творческой и культурно-просветительной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL AND EDUCATIONAL ACTIVITIES THE CHILDREN'S ART SCHOOL IN MODERN CONDITIONS

Children's school of arts of Russia implement the supplementary preprofes-sional general educational program in the sphere of arts "Painting", including the implementation of educational, creative and cultural activities.

Текст научной работы на тему «Культурно-просветительная деятельность детской художественной школы в современных условиях»

ГРНТИ 14.15.21

Код ВАК 13.00.02

УДК 374.31

Н. Е. Веселова

Екатеринбург, Россия

КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: федеральные государственные требования, детские школы искусств, дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств, ресурсный центр, культурно-просветительная деятельность, проект. АННОТАЦИЯ: Детские школы искусств России переходят на реализацию дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись», предполагающей качественно новую реализацию образовательной, творческой и культурно-просветительной деятельности.

N. E. Veselova

Yekaterinburg, Russia

CULTURAL AND EDUCATIONAL ACTIVITIES THE CHILDREN’S ART SCHOOL IN MODERN CONDITIONS

KEY WORDS: federal government requirements, children's art schools, supplementary preprofessional general educational program in the sphere of arts, a resource center, cultural and educational activities, the project.

ABSTRACT: Children's school of arts of Russia implement the supplementary preprofessional general educational program in the sphere of arts "Painting", including the implementation of educational, creative and cultural activities.

На протяжении ряда лет специфика деятельности детских школ искусств не была отражена в Законе Российской федерации «Об образовании» и подзаконных нормативных актах. В соответствии с изменениями, внесенными в Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» Федеральным законом от 17 июня 2011 года № 145-ФЗ, детские школы искусств, в том числе детские музыкальные, художественные, театральные, хореографические и другие детские школы по различным видам ис-

кусств получили правовой статус, в большей степени соответствующий их профессиональному предназначению.

А.О. Аракелова отмечает, что в настоящее время в Российской Федерации функционирует 5370 детских школ искусств, что составляет около одной трети всех учреждений дополнительного образования детей. Согласно статистике последних лет число ДШИ (музыкальных, художественных, хореографических и др.) заметно сократилось: в 1985 году ДШИ было 5890, в 1990 году

- 6591, в 2001 году - 5837, в 2008 -

5456. Утрата такого количества ДШИ не может не сказаться отрицательно на всей вертикали отраслевого образования и общекультурной ситуации в стране в целом.

На протяжении XX века детские школы искусств выполняли важную социально-культурную и социальноэкономическую миссию, осуществляя допрофессиональную подготовку детей, выявляя наиболее одаренных, способных в дальнейшем освоить профессиональные образовательные программы в области искусства в средних и высших профессиональных учебных заведениях, и решая задачи общеэстетического воспитания подрастающего поколения, обеспечивающие формирование культурно образованной части общества, заинтересованной аудитории слушателей и зрителей. [3. С. 4-6]. Более чем столетняя практика функционирования детских школ искусств как учреждений допрофессиональной подготовки,

имеющих учебные программы и планы, обязательные на всей территории страны, доказала свою состоятельность.

Федеральным законом № 145-ФЗ предусмотрена реализация в детских школах искусств дополнительных пред-профессиональных общеобразовательных программ в области искусств. Основная цель этих программ - приобщение детей к искусству, развитие их творческих способностей и приобретение ими начальных профессиональных навыков. Основными задачами дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств являются формирование грамотной, заинтересованной в общении с искусством молодежи, а также выявление одаренных детей и подготовка их к возможному продолжению образования в области искусства в средних и высших учебных заведениях соответствующего профиля. [2. С. 3538].

Особые цели и задачи детских школ искусств требуют и единых на территории страны подходов к оценке

качества реализации образовательной деятельности, а также тесно с ней связанных - творческой и культурнопросветительной деятельности.

По федеральным государственным требованиям образовательные учреждения культуры дополнительного образования детей должны создать комфортную развивающую образовательную среду, обеспечивающую возможность: выявления и развития одаренных детей в области изобразительного искусства; организации творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих мероприятий (выставок, конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.); организации посещений обучающимися учреждений культуры и организаций (выставочных залов, музеев, театров, филармоний и др.); организации творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с другими детскими школами искусств, в том числе по различным видам искусств, образовательными учреждениями среднего профессионального и высшего профессионального образования, реализующими основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.

Комфортная развивающая образовательная среды должна быть создана с целью обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовнонравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности.

Детская художественная школа № 1 им. П. П. Чистякова г. Екатеринбурга (одна из первых десяти школ, появившихся в Советском Союзе в первые послевоенные годы) много лет в своей образовательной деятельности успешно реализует компетентностный подход и предлагает участникам образовательно-

го процесса комплекс культурнопросветительных мероприятий.

Миссия Детской художественной школы №1 - создание современной открытой культурно-образовательной среды, основанной на лучших традициях академического художественного образования и способствующей всестороннему развитию творческого потенциала всех участников образовательного процесса. Школа как образовательное учреждение в сфере культуры, считает одной из основных в своей деятельности воспитательные задачи, в том числе, приобщение учащихся к культуре, как опыту народа, содействие процессу сохранения российских традиций и развитие опыта предыдущих поколений.

С 2007 года в Детской художественной школы № 1 им. П. П. Чистякова реализуется городская образовательная программа «Ранняя профессиональная ориентация» («РПО»). Главной целью программы является создание условий эффективного обучения и развития одаренных учащихся для дальнейшего получения профессионального образования в сфере искусства. В программе участвуют 12 школ искусств по направлениям музыкальное, хоровое, эстрадно-джазовое, изобразительное, фольклорное, хореографическое и театральное искусство.

Основные задачи городской программы «РПО»:

реализация системы непрерывного художественного образования в условиях городского пространства;

развитие и воспитание личности, способной к творческой самореализации и саморазвитию;

оказание выпускнику профессиональной поддержки, психологической помощи в самоопределении и выборе будущей профессии в сфере культуры и искусства;

формирование допрофессиональной компетентности обучающихся.

Детской художественной школы № 1 совместно с Управлением культуры

Екатеринбурга является идейным вдохновителем и координатором данной образовательной программы. Наряду с традиционными формами учебной работы с подростками развивается творческое содружество с родственными учреждениями культуры Екатеринбурга; проводятся мастер-классы, семинары и творческие встречи с ведущими преподавателями и признанными мастерами в своей профессии; реализуются внутришкольные проекты (в том числе мультимедийных); учащиеся и педагоги принимают участие в профессиональных конкурсах и выставках различных уровней, в том числе в творческих и социокультурных проектах в пространстве города.

С 2011 года в Екатеринбурге осуществляется проект летнего выездного пленэра для учащихся Детской художественной школы № 1

им. П. П. Чистякова в Германию.

Базовой площадкой для проведения выездного пленэра стал Kinder und Elternzentrum «Kolibri» e.V. (Dresden), который является школой для детей русскоязычных семей, проживающих в Германии. Обучение ведется, в том числе, и на русском языке. Образовательная программа школы объединяет как предметы общеобразовательного цикла, так и предметы общеэстетического цикла (изобразительное, музыкальное, театральное, хореографическое искусство).

Культурно-образовательный проект является не только выездным пленэром, он обогащает учащихся школы разного возраста творческими впечатлениями, знакомит российских детей с историей и культурным наследием Германии и Европы в целом. Содержание включает в себя как практическую деятельность для юных художников, так и музейную практику. Такой комплексный подход расширяет искусствоведческий кругозор и стирает границы для общения подрастающего поколения разных стран. Экскурсионная программа и проживание в непосредственной

языковой среде позволили одаренным учащимся из России быстро погрузиться в культуру немецкого народа. «Изюминкой» программы традиционно является посещение ежегодных итоговых мероприятий школы «Колибри», например, праздника Пушкина.

Социальная значимость и продуктивность международной деятельности пробудили у организаторов обеих сторон желание расширить содержание программы и включить в команду участников юные дарования других творческих направлений. В 2013 году в данный проект планируется привлечь ода-

ренных музыкантов и театралов. Результатом «Школы для одаренных детей «АртПоколение: Россия - Германия» станет комплекс совместных культурных продуктов - выставки, концерты, мастер-классы и культурные акции.

В результате расширения списка и географии участников разных творческих направлений искусства, данная поездка не только укрепляет международные связи и создает новые условия для работы школы-ресурсного центра, но и обеспечивает условия для реализации предпрофильной подготовки с учетом международного опыта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Заключительный документ Гражданского Конгресса «За качественное, совре-

менное и свободное творческое образование в России»: Приложение к письму НАИ № 631 от 13.06.2012 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.nai-

inform.ru/conference/congress2012/resheniecongressa.htm

2. О внесении изменений в закон Российской Федерации «Об образовании»: Закон Российской Федерации N 145-ФЗ от 17.06.11 // «Собрание законодательства РФ».

- М., 2011. - Вып. 25.

3. О реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств: в 2 ч.: монография: сборник материалов для детских школ искусств / Авт-сост. А.О. Аракелова - М.: Минкультуры России, 2012.

- Ч1. - с.4-6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.