Научная статья на тему 'Инновационный опыт городского ресурсного центра в формировании виртуального пространства художественного творчества'

Инновационный опыт городского ресурсного центра в формировании виртуального пространства художественного творчества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
246
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CHILDREN''S ART SCHOOLS / ИННОВАЦИОННЫЙ ОПЫТ / ДЕТСКИЕ ШКОЛЫ ИСКУССТВ / РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР / ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ / ПРОЕКТ / САЙТ / INNOVATIVE EXPERIENCE / A RESOURCE CENTER / VIRTUAL SPACE / CULTURAL AND EDUCATIONAL ACTIVITIES / VIRTUAL SPACE VIRTUAL SPACE / THE PROJECT / WEBSITE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Веселова Надежда Евгеньевна

ДХШ № 1 имени П.П. Чистякова Екатеринбурга в статусе Городского ресурсного центра «Изобразительное искусство» через официальный сайт школы и сайт Виртуального музея формирует виртуальное пространство художественного творчества детей города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE EXPERIENCE OF THE CITY THE RESOURCE CENTER IN THE FORMATION OF VIRTUAL SPACE ARTISTIC CREATIVITY

Chistyakovs Children's art school № 1 in Yekaterinburg in the status of the resource center of the City "Fine Arts" through the official website of the school site and the Virtual Museum of virtual space creates artistic city children.

Текст научной работы на тему «Инновационный опыт городского ресурсного центра в формировании виртуального пространства художественного творчества»

УДК 374 ГРНТИ 14.15.15 ВАК 13.00.02

Н. Е. Веселова

Екатеринбург, Россия

ИННОВАЦИОННЫЙ ОПЫТ ГОРОДСКОГО РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА В ФОРМИРОВАНИИ ВИРТУАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: инновационный опыт, детские школы искусств, ресурсный центр, виртуальное пространство, художественное творчество детей, проект, сайт.

АННОТАЦИЯ: ДХШ № 1 имени П.П. Чистякова Екатеринбурга в статусе Городского ресурсного центра «Изобразительное искусство» через официальный сайт школы и сайт Виртуального музея формирует виртуальное пространство художественного творчества детей города.

N. E. Veselova

Yekaterinburg, Russia

INNOVATIVE EXPERIENCE OF THE CITY THE RESOURCE CENTER IN THE FORMATION OF VIRTUAL SPACE ARTISTIC CREATIVITY

KEY WORDS: innovative experience, children's art schools, a resource center, virtual space, cultural and educational activities, virtual space virtual space, the project, website.

ABSTRACT: Chistyakovs Children's art school № 1 in Yekaterinburg in the status of the resource center of the City "Fine Arts" through the official website of the school site and the Virtual Museum of virtual space creates artistic city children.

Отвечая потребностям времени, назрела объективная необходимость перехода к более эффективной и мобильной образовательной системе, в частности, в применении инновационного подхода в реализации художественного образования. В ситуации модернизации художественного образования на базе ведущих образовательных организаций появляются новые структуры, ресурсные центры, выполняющих следующие основные функции: образовательную, методическую, организационно-информационную.

В Екатеринбурге с 2011 года ведущие детские школы искусств стали функционировать в статусе городских ресурсных центов по направлениям искусств. В деятельности Детской художественной школы № 1 имени П.П. Чистякова, которая работает в статусе городского ресурсного центра «Изобразительное искусство», при реализации инновационного подхода приоритетными направлениями в работе выбрана поддержка творческой инициативы, разработка полноценной информационной политики, стимулирование инновационных решений.

Потребность в инновациях в системе художественного образования сегодня во многом базируется на постулатах информационного общества. Для внедрения в учреждениях культуры любых новшеств, от руководителя требу-

ется понимание их сути, а от работников - способность профессионально развиваться.

При формулировании концепции инновационной деятельности городского ресурсного центра «Изобразительное искусство» (далее -ГРЦ ИЗО) основной акцент был сделан на теорию американского социолога Д. МакГрегора, представляющую теорию «людей Х» и «людей У» [3. С. 45-48]. «Люди Х» стремятся изначально уклониться от любой работы; «среднестатистический» человек пассивен и избегает персональной ответственности; человек нуждается в постоянном руководстве и контроле, включая применение принудительных мер. Для «людей Y» трудовая деятельность - это проявление естественной активности; движущей силой развития общества является стремление к самостоятельности, а не принуждение; работник обладает более высоким профессиональным и интеллектуальным потенциалом, чем тот объем знаний и навыков, который он использует на практике; творческие способности, воображение, изобретательность свойственны гораздо большему числу сотрудников, чем представляется руководству. Эти люди и реализуют идеи инновационности.

В настоящее время условия работы образовательной организации в сфере культуры быстро меняются, трансформируется и сама

культурная среда. В этой ситуации специалистам ресурсных центров «крайне важно не слепо внедрять в работу все новшества, а понимать, какие из них следует применять, как это делать и, главное, зачем, то есть какой результат можно будет получить от внедрения той или иной новинки. Это особенно важно в связи с тем, что разработчики новых норм и требований исходят из предполагаемого роста профессионального сознания и активной позиции гражданина и специалиста» [1. С. 23-31].

Инновационность работы заключается в организации работы ГРЦ ИЗО в виртуальном пространстве. Освещение работы ГРЦ ИЗО происходит на официальном сайте ДХШ № 1 имени П.П. Чистякова - http://pionerart.ru/. Использование современных коммуникационных технологий позволяет не только выйти на более широкую целевую аудиторию, а и решать некоторые другие, принципиально важные для школы вопросы идентификации в культурном и образовательном пространстве города и области.

При подготовке данного интернет-проекта был проведен анализ целевых аудиторий школы, потребительских предпочтений, интернет-ресурсов учреждений культуры города Екатеринбурга. Исходя из основной цели развития ДХШ № 1, создание необходимых условий для личностного творческого развития обучающихся, преподавателей и профессионального самоопределения талантливых детей и подростков для воспроизводства и развития культурной составляющей города, и применяя бизнес технологии, было определено целью продвижения бренда ДХШ № 1 в городском информационном пространстве - информирование потребителей о творческом продукте учреждения культуры, убеждение в его преимуществах и целесообразности приобретения, закрепление положительного мнения о предприятии и его продукции на основе интегрированных маркетинговых коммуникаций, создание открытой образовательной среды [2. С. 23].

Основой для реализации программы интернет-продвижения ДХШ № 1 был взят сложившийся за более чем полувековую историю образ образовательного учреждения.

Важные составляющие сайта ДХШ № 1 имени П.П.Чистякова: открытость, оперативность, наглядность. С момента создания сайт http://pionerart.ru/ помогает решать множество тактических и стратегических задач. Сайт школы - это: открытая, постоянно обновляемая информация о художественном образовании Екатеринбурга в целом, и о культурных событиях

жизни ДХШ № 1 имени П.П.Чистякова, в частности; возможность рассказать об уникальной истории школы, преподавателях, работавших и работающих в ней, традициях и принципах академической школы изобразительного искусства (цифровая летопись жизни старейшей на Урале школы и ее достижений); укрепление и развитие отличительного образа Первой художественной на профессиональном и эмоциональном уровне благодаря внедрению информационных технологий в деятельность школы; увеличение заинтересованной в творчестве аудитории; создание социальных связей школы благодаря расширению контактов со всеми целевыми аудиториями (дети, родители, коллеги, выпускники, партнеры); анализ и мониторинг деятельности школы благодаря регулярной обратной связи с целевыми аудиториями; создание условий и мотивации к новым формам деятельности и самореализации учащихся и преподавателей; возможность публичного признания достижений и успехов преподавателей и учащихся, формирование и укрепление гордости за причастность к Первой школе; улучшение качества предпрофессио-нального образования [2. С. 24-25].

С 2011 года на сайте функционирует новый большой раздел ГРЦ ИЗО, где освещаются нормативные документы по внедрению Федеральных государственных требований и пред-профессиональных программ в ДХШ и ДШИ России; планирование работы, методические публикации, и отчеты ГРЦ ИЗО; материалы ежегодной НПК по художественному образованию «АртЕкатеринбург»; углубленная образовательная программа «Ранняя профессиональная ориентация»; работа городской методической секции, городские конкурсы и проекты, ресурсные центры художественного образования Екатеринбурга и школы-партнеры, а также материалы по художественному образованию библиотеки школы и Интернет-ресурсов.

Информационная поддержка деятельности ГРЦ ИЗО в виртуальном пространстве помогает решать основные проблемы по обеспечению информационно-методической поддержкой административных и педагогических работников по вопросам художественного образования: создания условий по выявлению одаренных детей, условий для их художественного образования и эстетического воспитания, приобретения ими знаний, умений, навыков в области изобразительного искусства, опыта творческой деятельности и осуществления их подготовки к получению профессионального образования в области искусств; проведения мониторинга ка-

чества образования; непрерывного повышения квалификации педагогов через организацию семинаров и мастер-классов по обмену опытом, проведение научно-практических конференций и городских методических советов по созданию новых форм и методов для реализации пред-профессиональных программ в режиме онлайн; организации виртуальных творческих конкурсов и фестивалей для учащихся и преподавателей.

Итак, за пять лет функционирования сайт образовательного учреждения стал мощным информационным интерактивным ресурсом, выполняющим образовательную, коммуникационную и организационную функции, ресурсом, который вывел школу на новый уровень развития. Говоря о количественных показателях, можно привести статистические данные на начало 2014 года: количество посетителей в день составляет 553 человека, количество посещений в месяц - достигает до 17000 человек. По мониторингу востребованности материалов сайта можно констатировать, что количество просмотров некоторых новостей и материалов доходит до 1,5 тысяч раз.

Сайт http://pionerart.ru/ стал авторитетным и посещаемым ресурсом для профессионального сообщества Екатеринбурга, а также, востребован педагогами художниками и искусствоведами таких городов России как Москва, Санкт-Петербург, Краснодар, Челябинск, Ростов-на-Дону, Новосибирск, Самара, Пермь, Красноярск и другие. Сайт регулярно посещается пользователями Китая, Украины, Беларуси, Казахстана, Узбекистана, Азербайджана, Молдавии, Германии, США, Чехии и других стран.

Исходя из вышесказанного, можно констатировать факт, что сайт образовательного учреждения, из виртуального представительства ДХШ № 1 имени П.П. Чистякова перерос в интернет-портал по художественному образованию в сфере изобразительного искусства города Екатеринбурга.

Инновационный опыт ГРЦ ИЗО заключается в стратегическом задаче формирования и развития виртуального пространства художественного творчества детей Екатеринбурга через дополнительные виртуальные проекты. Например, в 2012-2013 учебном году ГРЦ ИЗО работал над созданием проекта «Виртуальный музей изобразительного творчества учащихся детских школ искусств муниципального образования «Город Екатеринбург» - http://ekaart.ru/.

Цель виртуального музея детского творчества Екатеринбурга - создать условия для сохранения и распространения имеющегося в МО

«Город Екатеринбург» положительного инновационного и практико-ориентированного опыта в соответствии с целями развития системы художественного образования детей по направлению «Изобразительное искусство».

Творческий проект «Виртуальный музей» призван решать следующие задачи: создать условия для трансляции результатов деятельности ДХШ и ДШИ МО «Город Екатеринбург» в интернет-пространство; организовать информационное сопровождение деятельности МОУК, внедряющих инновации в системе художественного образования детей города Екатеринбурга и Свердловской области по направлению «Изобразительное искусство»; организовать конкурсно-выставочную деятельность в МО «Город Екатеринбург» по направлению «Изобразительное искусство» с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Пилотным проектом работы Виртуального музея стал Всероссийский конкурс детского художественного творчества «Град возвышенный, град вдохновенный», в котором приняли участие учащиеся школ искусств из 38 городов, 22 регионов, 8 Федеральных округов России от Калининграда до Владивостока. Конкурс проводился в виртуальном пространстве, голосование вело не только профессиональное жюри, но и интернет-аудитория выбирала победителя в номинации «Приз зрительских симпатий». Выставка работ победителей была представлена в Екатеринбургском музее изобразительных искусств. Церемония награждения победителей и профессиональный разговор с преподавателями - художниками детских школ искусств о работе системы художественного образования по направлению изобразительное искусство состоялся в очном формате в рамках VII Открытой научно-практической конфереции «АртЕкатеринбург». Тематика работа секции «Изобразительное искусство» в рамках НПК стала одной из актуальных на конференции. Секция «Изобразительное искусство» также стала и самой посещаемой, так как в ее работе приняло участие более 100 педагогов - художников и искусствоведов. В настоящий момент на сайте Виртуального музея осещаются городские выставки и конкурсы и транслируются работы победителей гордских конкурсных мероприятий.

Все перечисленные действия помогают создавать дополнительные условия для качественного перехода на реализацию нового содержания дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в статусе обра-

зовательных организаций предпрофессиональ-ного начального художественного образования. Пройдя сложный 5-х летний путь строительства интернет-коммуникаций в области художественного образования с уверенностью можно сказать, что использование бизнес-технологий интернет-продвижения бренда ДХШ № 1 имени П.П. Чистякова в статусе ГРЦ ИЗО в сфере культуры можно добиться больших результатов.

Представленный инновационный опыт городского ресурсного центра «Изобразительное искусство» в формировании виртуального пространства художественного творчества детей Екатеринбурга позволяет позиционировать образовательное учреждение как социальнозначимую организацию.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вандышева Е.Е. С чего начать внедрение инноваций в библиотеке: практика, примеры, выводы / Вандышева, Е.Е., Мурашко, О.Ю. // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2014г. - № 2 февраль - С. 23-31.

2. Рогозина Е.В. Сайт художественной школы: опыт работы Детской художественной школы № 1 имени П.П. Чистякова города Екатеринбурга / Рогозина, Е.В., Веселова Н.Е. // Художественная школа. - 2012. - № 2 (47). - С. 23-26.

3. Чуприна Н.Т. Универсальная библиотека: инновационная деятельность в профессиональной практике / Н.Т. Чуприна. - М.: Изд-во Либерея, 2004. - 120 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.