ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ PEDAGOGICAL SCIENCES
УДК 78, 37
ДЕТСКИЕ ШКОЛЫ ИСКУССТВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Аракелова Александра Олеговна, доктор искусствоведения, доцент, директор Департамента науки и образования Министерства культуры РФ, заслуженный работник культуры РФ (г. Москва, РФ). E-mail: arakelova@mkrf.ru
В статье анализируется современное состояние детских школ искусств с учетом их исторического предназначения. Поскольку детские школы искусств являются основой в трехуровневой системе художественного образования и их функционирование неизбежно отражается на всей системе подготовки творческих кадров, в данной статье обозначены приоритеты дальнейшего развития всей сети школ искусств. В центре внимания - недооценка детских школ искусств как социального института со стороны их учредителей - муниципальных властей. Отождествление школ искусств с кружками, домами детского творчества и станциями юных натуралистов, то есть с другими учреждениями дополнительного образования детей, приведет к снижению качества образования в последующих звеньях трехуровневой системы художественного образования, не имеющей аналогов в мировом образовательном пространстве. В статье отмечается, что законодательные пробелы 90-х годов ХХ века в отношении ДШИ сказались к началу 2000-х, когда ДШИ стали выполнять функцию досуговых учреждений и единое образовательное пространство в отрасли культуры было нарушено. В результате отечественная система художественного образования, взрастившая целую плеяду деятелей искусств, стала утрачивать свои высокие позиции. С целью сохранения отечественной системы художественного образования в 2011 году в Закон РФ «Об образовании» были внесены изменения в части реализации в ДШИ пред-профессиональных программ в области искусств. При этом предпрофессиональные программы, что обозначено в федеральных государственных требованиях к ним, призваны не только приобщить детей к высокому искусству посредством овладения ими первоначальными профессиональными навыками, сформировать обширную аудиторию будущих ценителей высокого искусства, заинтересованных слушателей и зрителей концертных залов, театров, филармоний, выставочных залов, но и, что не менее важно, подготовить из достаточно большого количества выпускников, обучившихся по единым для всей страны учебно-методическим ориентирам, будущих профессионалов.
Ключевые слова: детские школы искусств, одаренные дети, качество образования, подготовка творческих кадров, предпрофессиональные программы, музыкальное искусство.
CHILDREN'S SCHOOLS OF ARTS IN THE RUSSIAN FEDERATION: MODERN STATUS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT
Arakelova Aleksandra Olegovna, Dr of Art History, Associate Professor, Director of the Department of Science and Education of the Ministry of Culture of Russia, Honorary Worker of Culture of the Russian Federation (Moscow, Russian Federation). E-mail: arakelova@mkrf.ru
The historical purpose is to massively teach children to different types of art through a long-term orderly educational process with a system for monitoring the quality of the education received by children. Since children's art schools are the basis in the three-level system of art education and their functioning inevitably affects the whole system of training the creative personnel in this article are designated priorities for the further development of the entire network of art schools. The focus is on underestimation of children's art schools as a social institution from their institutions, that is, municipal authorities. In the 1990s, children's art schools began to perform the role of leisure institutions, the number of entrants in educational institutions of secondary and higher education in the cultural sector declined sharply, the quality of their education decreased, methodological and creative ties between educational institutions of the cultural sector of different levels of education were lost, a single educational space in branch of culture was violated. Despite the fact that over the past 5 years there have been a number of positive trends in the functioning of children's art schools, in a number of regions the importance of children's art schools as a social institution remains low, the children's art schools continue to be financed by the residual principle, the interaction of children's art schools with the sectoral educational institutions secondary professional and higher education is often absent, and personnel or organizational decisions made by founders of children's art schools In the case of children's art schools, the pedagogical teams and parents of children are more likely to react negatively.
Keywords: children's art schools, gifted children, quality of education, preparation of creative personnel, preprofessional programs, musical art.
Детские школы искусств являются основным, базовым звеном отечественной трехуровневой системы художественного образования («ДШИ -училище - творческий вуз»), а их историческое предназначение заключается в массовом обучении детей разным видам искусств посредством многолетнего упорядоченного учебного процесса с системой контроля качества получаемого детьми образования. Основная задача ДШИ - подготовить выпускника, чьи полученные в ДШИ знания и приобретенные умения способствовали бы либо его дальнейшему профессиональному становлению (обучению в училище и творческом вузе с целью обеспечения отрасли культуры высокопрофессиональными творческими кадрами), либо пополнению рядов грамотной зрительской и слушательской аудитории театров, концертных и выставочных залов, являющейся ядром в формировании гармоничного, духовно развитого российского общества.
Именно эти две основные задачи ДШИ зачастую со стороны учредителей ДШИ или их директоров имеют неправомерное толкование. Некоторые считают, что ДШИ должны своей деятельностью подменять кружки и дома детского творчества, массово закрывшиеся за последние двадцать пять лет, а другие, наоборот, думают, что ДШИ должны заниматься только подготовкой будущих профессиональных музыкантов и художников.
Перекос в ту или иную сторону неминуемо отрицательно сказывается на всей системе художественного образования, исторические примеры имеются.
Законом РФ «Об образовании», изданным в 1992 году, ДШИ были отнесены к учреждениям дополнительного образования (ранее, в советский период истории страны, такой дифференциации не было), перед которыми ставились задачи в области досуговой деятельности, характерной для клубов, кружков, творческих центров и др. Специфика деятельности ДШИ в данном законе отражения не нашла, а ранее изданные министерствами культуры СССР и РСФСР нормативные правовые акты утратили силу (Типовое положение о ДШИ, единые для всей страны учебные планы и др.).
Законодательные пробелы 90-х годов ХХ века в отношении ДШИ сказались к началу 2000-х, когда ДШИ стали выполнять роль досуговых учреждений: резко уменьшилось количество абитуриентов в образовательных учреждениях среднего и высшего образования отрасли культуры, снизилось качество их подготовки, были потеряны методические и творческие связи между образовательными учреждениями отрасли культуры разного уровня образования, единое образовательное пространство в отрасли культуры было нарушено. В результате отечественная система художественного образования, взрастившая целую плеяду деятелей искусств, стала утрачивать свои высокие позиции.
С целью сохранения отечественной системы художественного образования, возвращения исторической миссии ДШИ как первого звена трехуровневой системы подготовки творческих кадров, вычленения ДШИ из числа других учреждений дополнительного образования детей (кружков и станций юных натуралистов) в некую особую группу, в 2011 году в Закон РФ «Об образовании» были внесены изменения в части реализации в ДШИ предпрофессиональных программ в области искусств, федеральные требования к которым должны устанавливаться Минкультуры России. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» расширил специфику реализации образовательных программ в области искусств.
За последние 5 лет в функционировании ДШИ наметился целый ряд положительных тенденций. Однако в некоторых регионах значимость ДШИ как социального института остается низкой, ДШИ продолжают финансироваться по остаточному принципу, взаимодействие ДШИ с отраслевыми образовательными учреждениями среднего профессионального и высшего образования зачастую отсутствует, а принимаемые учредителями ДШИ кадровые или организационные решения в отношении ДШИ в большей мере вызывают негативный отклик у педагогических коллективов и родителей детей (на руководящие должности
назначаются лица, не имеющие профильного отраслевого образования, муниципальные задания для ДШИ формируются без учета исторической миссии этих образовательных учреждений -прием детей на 2/3 осуществляется на общераз-вивающие, а не на предпрофессиональные программы, что указывает на отношение к ДШИ со стороны их учредителей как к учреждениям досуговой направленности, то есть как к кружкам и домам детского творчества).
В 2016 году трехуровневая система худо -жественного образования была представлена следующим образом (см. табл. 1):
Таблица 1
Трехуровневая система художественного образования в России
5306 образовательных учреждений 1 687 713 обучающихся
ДШИ 5007* 1 555 118 чел.
ПОУ 236 69 485 чел.
ВУЗЫ 63 63 110 чел.
* 170 ДШИ в ведении органов управления образованием
В 2010-х годах тенденция к сокращению сети ДШИ в стране сохраняется (см. рис. 1).
5270
2012 2013 2014 2015 2016
Рисунок 1. Сокращение сети ДШИ в России 198
За последний год количество ДШИ уменьшилось на 101 единицу: было закрыто 11 детских школ искусств, в том числе в Республике Дагестан (4 ед.), Алтайском крае (5 ед.), Псковской области (1 ед.), Ямало-Ненецком автономной округе (1 ед.).
Однако сокращение ДШИ связано не столько с их закрытием, сколько с реорганизацией путем присоединения малокомплектных ДШИ в качестве филиалов к более крупным ДШИ. Процессы реорганизации затронули 69 ДШИ, в том числе в Московской области (7 ДШИ), Республике Бурятия (6 ДШИ), Алтайском крае (5 ДШИ), Краснодарском, Пермском и Хабаровском краях (по 4 ДШИ).
Количественные изменения сети ДШИ происходят также за счет смены ведомственной принадлежности. Так, в 2015-2016 годах 22 ДШИ были переведены из органов управления культурой в органы управления образованием.
Однако имеются и противоположные, позитивные тенденции:
- в 2016 году 48 ДШИ были переведены из органов управления образованием в ведение органов управления культурой (например, в Республике Мордовия это коснулось 43 ДШИ);
- за последние 5 лет было открыто 13 новых ДШИ, в том числе Мордовская республиканская хореографическая школа (2012, г. Саранск) и Орловская детская хореографическая школа (2013, г. Орел).
С целью повышения качества предпрофес-сионального образования, выявления наиболее одаренных детей не менее важным является от-
крытие детских школ искусств или детских музыкальных школ в качестве структурных подразделений на базе подведомственных Минкультуры России вузов. По состоянию на 01.01.2017 такие структурные подразделения были созданы в 18 вузах Минкультуры России, в которых обучалось 3265 детей (бюджетная и внебюджетная формы обучения).
Несмотря на сокращение сети ДШИ в целом по стране количество обучающихся в них ежегодно растет, что указывает на востребованность ДШИ как социального института. В 2016 году контингент обучающихся составил 1 555 118 чел., что на 21 764 чел. (1,4 %) больше показателя 2015 года - 1 533 354 чел. (см. рис. 2):
Рисунок 2. Количество обучающихся в ДШИ за 2015-2016 годы
Охват детского населения в возрасте от 7 до 15 лет обучением в ДШИ от общего числа детей данного возраста в 2016 году составил 11,6 %, в 2015 году - 11,8 % (см. рис. 3).
11,6 %
2012
2013
2014
2015
2016
Рисунок 3. Количество обучающихся в ДШИ от общего числа детей (от 7 до 15 лет)
ш Дальневосточный И Северо-Кавказский и Северо-Западный и Уральский ■ Южный н Сибирский И Приволжский и Центральный
66914
81439
10,9 % 6,5 %
144797
147311
181695
12,8 % 12,3 %
11,1 %
217618 11,2 % 11,6 %
311593
403751
13,0 %
Рисунок 4. Охват детей обучением в ДШИ по федеральным округам
На рисунке 4 представлен охват детей обучением в ДШИ по федеральных округам.
Однако следует отметить, что с 2014 года данный показатель уменьшается на одну-две десятые процента в связи с увеличением общей численности детей, проживающих в Российской Федерации (с 2015 года рост численности детей составил 2,1 %).
Принимая во внимание основную миссию ДШИ, важнейшим показателем их деятельности является качество реализации предпрофессио-нальных программ в области искусств.
В 2016 году по дополнительным предпро-фессиональным программам в ДШИ обучалось 518 756 человек (33,4 % от общего количества обучающихся в ДШИ), из них за счет бюджетных средств - 510 773 человека, за счет внебюджетных средств - 7 985 человек.
На 2016/17 учебный год на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам было принято 171 897 человек (36,6 % от общего приема). Средний конкурс при приеме составил 1,37 человек на место. Самый высокий конкурс - на обучение по программе «Архитектура» (2,28 человека на место), самый низкий - по программе «Музыкальный фольклор» (1,19 человек на место) (см. табл. 2).
Таблица 2
Сведения о приеме в ДШИ (рейтинг образовательных программ по конкурсу)
Подано документов Принято всего В том числе: Общий конкурс
Бюджет Вне-бюджет
Архитектура 433 190 183 7 2,28
Инструменты эстрадного оркестра 1229 769 755 14 1,60
Акварельная живопись 257 162 162 0 1,59
Дизайн 1051 677 668 9 1,55
Искусство цирка 400 271 220 51 1,48
Духовые и ударные инструменты 12536 8666 8523 143 1,45
Фортепиано 49141 34223 33507 716 1,44
Живопись 71129 51162 47824 3338 1,39
Хоровое пение 15956 11585 11394 191 1,38
Окончание таблицы 2
По сравнению с 2014 годом при поступлении детей на обучение по предпрофессиональным
программам конкурс вырос на 0,12 чел. на место (бюджетная и внебюджетные формы обучения) -с 1,25 в 2014 году до 1,37 в 2016 году.
При этом наиболее востребованными как среди родителей, так и детей являются предпро-фессиональные программы «Живопись» (контингент обучающихся составил 29,8 % от всех обучающихся по предпрофессиональным программам), «Фортепиано» (21,0 %), «Народные инструменты» (14,5 %), «Хореографическое творчество» (11,0 %), «Хоровое пение» (6,3 %).
Необходимо отметить, что специфика отечественного трехуровневого художественного образования наиболее ярко проявляется при подготовке музыкантов, в основе которой многолетнее, с раннего детского возраста, постижение основ данного вида искусства (на протяжении 16 и более лет). В связи с этим одним из приоритетов для учредителей ДШИ должно стать сохранение наметившейся в последние годы положительной динамики по количеству обучающихся по пред-профессиональным программам в области музыкального искусства.
Так, например, по сравнению с 2015 годом количество обучающихся по предпрофессиональ-ной программе «Струнные инструменты» выросло на 10 638 чел. (93 %) (см. рис. 5).
Подано документов Принято всего В том числе: Общий конкурс
Бюджет Вне-бюджет
Струнные инструменты 10236 7543 7456 87 1,36
Декоративно- прикладное творчество 7399 5591 5165 426 1,32
Хореографическое творчество 23729 18102 17263 839 1,31
Народные инструменты 33783 26244 25821 423 1,29
Искусство балета 314 251 126 125 1,25
Искусство театра 3621 2900 2692 208 1,25
Музыкальный фольклор 4242 3561 3537 24 1,19
ИТОГО: 235456 171897 165296 6601 1,37
Всего - 22 089 чел.
(бюджет - 21 958 / внебюджет - 131)
в том числе:
12016 год 12015 год
альт
арфа
виолончель
скрипка
Конкурс -1,4
18367
Рисунок 5. Рост количества обучающихся в ДШИ по предпрофессиональной программе «Струнные инструменты» (2015-2016 годы)
Подобное увеличение контингента в ДШИ благоприятно сказывается на конкурсной ситуации при приеме абитуриентов на аналогичные программы среднего профессионального и высшего образования, а также на контингенте студентов в целом. В 2016 году в профессиональных образовательных учреждениях (далее - ПОУ) -училищах и колледжах - число обучающихся по виду инструментов «Оркестровые струнные инструменты» по сравнению с 2015 годом увеличилось на 29 %.
Количественное соотношение обучающихся в разрезе всех уровней образования выглядит следующим образом: в ПОУ по классу оркестровых струнных инструментов в 2016 году обучалось 2 219 чел., что составляло 10 % от обучающихся в ДШИ по программе «Струнные инструменты», в свою очередь, в творческих вузах обучалось 1 502 студента или 67,7 % от контингента ПОУ (см. рис. 6).
Количественно соотношение обучающихся по данной программе от ДШИ до творческого вуза в целом соответствует исторической практике в системе музыкального образования, когда от 10 до 15 % выпускников детских музыкальных школ становилось профессиональными музыкантами, что позволяло формировать творческие коллективы (симфонические и камерные оркестры, духовые и эстрадные оркестры, оркестры народных инструментов, ансамбли) и комплектовать
Рисунок 6. Количество обучающихся всех уровней образования по классу оркестровых струнных инструментов
штат педагогических работников образовательных учреждений отрасли культуры.
При этом в разрезе классов инструментов оркестровой струнной группы проблемным полем остается весьма небольшое для всей страны количество обучающихся по классу арфы, что требует особого внимания со стороны учредителей ДШИ и педагогических коллективов.
Количество обучающихся в ДШИ по пред-профессиональной программе «Народные инструменты» по сравнению с 2015 годом увеличилось на 33 641 чел. (87 %) и составило 75 254 чел. (см. рис. 7).
Рисунок 7. Количество обучающихся в ДШИ по предпрофессиональной программе «Народные инструменты» (2015-2016 годы)
В ПОУ по классу инструментов народного оркестра в 2016 году обучалось 3 103 чел. (4,1 % от обучающихся в ДШИ по программе «Народные инструменты»), а в образовательных учреждениях высшего образования - 1 414 чел., или 45,6 % от контингента ПОУ (см. рис. 8):
Рисунок 8. Количество обучающихся всех уровней образования по классу инструментов народного оркестра
Однако, несмотря на увеличение количества детей в ДШИ, только малая доля выпускников,
обучившихся по программе «Народные инструменты», продолжили обучение в ПОУ (4,1 %).
С середины 90-х годов ХХ века вплоть до 2015 года значительно снизился интерес к исполнительству на духовых инструментах, что неизбежно привело к сокращению количества духовых оркестров и ансамблей. С целью возрождения отечественных традиций духового исполнительства по поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О. Ю. Голодец от 16.06.2016 № ОГ-П44-142ПР была создана Ассоциация духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество», которая призвана решать различные вопросы, связанные с развитием и сохранением лучших традиций подготовки музыкантов-исполнителей на духовых инструментах, улучшением состояния материально-технической базы творческих коллективов (оркестров), поддержкой творческих проектов.
Принимаемые Правительством Российской Федерации меры по развитию духового искусства, а также увеличение на 11 817 чел. (96,0 %) обучающихся в ДШИ по предпрофессиональной программе «Духовые и ударные инструменты», по сравнению с 2015 годом, будут способствовать возрождению у российского общества интереса к духовому исполнительству, созданию новых творческих коллективов в будущем (см. рис. 9).
Рисунок 9. Количество обучающихся в ДШИ по предпрофессиональной программе «Духовые и ударные инструменты» (2015-2016 годы)
Контингент обучающихся в ДШИ ПОУ и творческих вузах по классу духовых инструментов составил (см. рис. 10):
Рисунок 10. Количество обучающихся всех уровней образования по классу духовых инструментов
В целом в 2016 году доля выпускников, освоивших образовательные программы в области различных видов искусств и поступивших после окончания ДШИ в профессиональные образовательные учреждения и учреждения высшего образования для обучения по образовательным программам соответствующего профиля, составила 7,62 % от общего количества выпускников.
Высокий показатель поступления в профильные училища и вузы (более 15 %) отмечен в следующих регионах: Санкт-Петербург, Республика Северная Осетия - Алания и Татарстан, Приморский и Ставропольский края, Белгородская, Ленинградская, Орловская, Свердловская, Тюмен-
ская, Челябинская области, Ханты-Мансийский автономный округ.
Целевая направленность в реализации ДШИ предпрофессиональных программ как приоритетных обозначена не только в ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ст. 83), но и методических рекомендациях Минобрнауки России (письмо Ми-нобрнауки России от 04.05.2016 № АК-650/02, с изменениями от 08.08.2016 № АК-1841/02), согласно которым охват детей (от общего количества детей в Российской Федерации) обучением по предпрофессиональным программам должен составлять 12 %.
Однако в 2016 году по предпрофессиональ-ным программам в ДШИ обучалось только 2,7 % от общего количества детей в Российской Федерации (по отношению к общему количеству детей, которые обучаются в ДШИ - 33,4 %), тогда как по дополнительным общеразвивающим программам детей обучалось в два раза больше - 1 036 362 чел. (см. рис. 11).
Наибольший конкурс при приеме детей на предпрофессиональные программы на 2016/17 учебный год был в следующих регионах:
1. Москва: 2016 год - 2,6 чел. на место; 2015 год - 1,7 чел. на место;
2. Санкт-Петербург: 2016 год - 2,2; 2015 год - 2,1;
3. Костромская область: 2016 год - 1,9; 2015 год - 1,1;
4. Республика Карелия: 2016 год - 1,7; 2015 год - 1,3;
5. Республика Алтай: 2016 год - 1,6; 2015 год - 1,4.
Рисунок 11. Количество обучающихся в ДШИ по видам программ (чел.)
Минимальная конкурсная ситуация сложилась в Республике Мордовии, Ростовской, Новгородской, Челябинской, Пензенской, Тульской областях, Забайкальском и Камчатском краях.
Соотношение финансовых средств в рамках государственных (муниципальных) заданий для ДШИ на реализацию предпрофессиональных программ составляет 38,3 %, а общеразвиваю-щих - 61,7 %.
Если тенденция к увеличению количества бюджетных мест на общеразвивающие программы будет продолжаться, то это приведет к ситуации, аналогичной периоду рубежа столетий, когда многие ДШИ стали занимать нишу досуговых учреждений. В этой связи отношение некоторых
учредителей ДШИ к предпрофессиональным программам как к весьма затратным не имеет основания, поскольку реализуемые в настоящее время предпрофессиональные программы - это прямая аналогия программ ДШИ середины ХХ века, по которым училось не одно поколение великих деятелей искусства.
По результатам 2016 года выявились регионы, в которых объем финансирования, предусмотренный учредителями ДШИ на реализацию общеразвивающих программ, в несколько раз превышает объем финансирования, выделенный на реализацию предпрофессиональных программ (см. табл. 3).
Таблица 3
Финансовое обеспечение реализации предпрофессиональных и общеразвивающих программ в ДШИ
Наименование субъекта РФ Финансовое обеспечение реализации предпрофессиональных и общеразвивающих программ в области искусств в рамках государственного (муниципального) задания (%)
Дополнительные предпрофессиональные программы Дополнительные общеразвивающие программы
САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ 29,5 70,5
МУРМАНСКАЯ ОБЛАСТЬ 28,9 71,1
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ 25,4 74,6
ТАМБОВСКАЯ ОБЛАСТЬ 25,1 74,9
МАГАДАНСКАЯ ОБЛАСТЬ 25,0 75,0
ЧУВАШСКАЯ РЕСПУБЛИКА 24,9 75,1
ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ 22,8 77,2
УЛЬЯНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ 21,8 78,2
ТВЕРСКАЯ ОБЛАСТЬ 21,0 79,0
ЧУКОТСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ 20,0 80,0
МОСКВА 14,8 85,2
РЕСПУБЛИКА ТЫВА 14,1 85,9
ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ 11,0 89,0
НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ 6,0 94,0
ПЕНЗЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ 3,0 97,0
Совершенно очевидно, что ежегодный прием детей на предпрофессиональные программы, даже при сохранении цифр приема на уровне 2016 года, приведет к увеличению общего количества обучающихся по этим программам, поскольку в 2016 году, учитывая, что федеральные требования к предпрофессиональным программам были изданы только в период с 2012 по 2014 годы, дети, в основном, обучались в 3-4 классах, тогда как срок обучения по этим программам составляет 8 (9) лет.
Однако сохранение количества цифр приема и их соотношения между предпрофессиональны-ми и общеразвивающими программами на уровне 2016 года в дальнейшем может привести к стагнации всей системы художественного образования, поскольку сложившая к настоящему времени приоритетность общеразвивающих программ не позволит говорить о выполнении ДШИ своей исторической миссии.
Стоит в очередной раз отметить, что обще-развивающие программы являются аналогом программ, которые в советский период истории
нашей страны реализовывались на художественно-эстетических отделениях ДШИ и, соответствен но, составляли второстепенную направленность в их деятельности (художественно-эстетические отделения стали открываться в ДШИ, в основном, только в 80-е годы ХХ века).
В 2016 году кроме диспропорции в государственных (муниципальных) заданиях для ДШИ в части финансового обеспечения предпрофес-сиональных и общеразвивающих программ, указывающей на отсутствие в ряде регионов страны у учредителей ДШИ необходимых приоритетов, наметилась тенденция к сокращению бюджетных мест для детей в ДШИ в целом (и по пред-профессиональным и по общеразвивающим программам)1, что неминуемо приведет к общему сокращению контингента обучающихся в ДШИ в будущем.
Одним из важных показателей эффективности ДШИ является сохранение контингента обучающихся: по состоянию за 2016 год сохранность контингента составила 46,6 % (по всем программам, в том числе бюджет и внебюджет) (см. рис. 12).
46,6 %
44,7 % 4M %
2014 2015 2016
Рисунок 12. Динамика сохранения контингента обучающихся
1 В частности, в 4 ДШИ г. Саяногорска (Республика Хакасия) ежегодный набор учащихся в 1-й класс составлял около 250 человек. В 2017 году учредитель сократил набор на бюджетные места до 60 (более чем в 4 раза).
Несмотря на положительную динамику полный курс образовательной программы осваивают меньше половины от поступивших в ДШИ детей. Тому несколько причин: утрата у ребенка интереса к обучению, кадровые, методические, а также материально-технических проблемы в самой ДШИ, отсутствие у ребенка возможности полноценно выполнять домашнее задание (нет музыкального инструмента или ДШИ не расположена в шаговой доступности).
Финансирование ДШИ по остаточному принципу во многих регионах страны негативно отражается на материально-техническом обеспечении образовательного процесса. В 2016 году в среднем на 1 ДШИ на капитальный ремонт приходилось всего по 107,2 тыс. руб. (см. рис. 13).
В целом по стране количество зданий, требующих капитального ремонта, уменьшилось. В 2016 году общее число зданий, в которых располагались ДШИ составляло 7505 ед., а количество зданий, нуждающихся в капитальном ремонте -1 522 ед. (20,3 % от общего количества зданий), что на 119 единиц меньше аналогичного показателя 2015 года. При этом 56 зданий находились в аварийном состоянии (в 2015 году было 64 аварийных здания).
Необходимо отметить положительный опыт ряда регионов по строительству для ДШИ новых зданий или расширению площадей у имеющихся, например:
- в сентябре 2016 года в с. Успенском Краснодарского края состоялось открытие нового здания детской школы искусств (7,2 тыс. кв. м.) на 600 учащихся (ранее - 370 учащихся) за счет долевого участия региона (около 200,0 млн руб.) в рамках государственной программы Краснодарского края «Социально-экономическое и инновационное развитие Краснодарского края»). Кроме того, в Краснодарском крае новые здания получили детские художественные школы в ст. Ленинградской и г. Курганинск, увеличились учебные площади в Школе искусств п. Венцы Гулькевич-ского района, в ДШИ ст. Полтавской Красноармейского района, станицах Староджерелиевской, Марьянской, Вознесенской, Чамлыкской;
- в Московской области проведен капитальный ремонт и техническое переоснащение в двенадцати детских школах искусств и введены в эксплуатацию два новых учебных корпуса ДШИ им. П. И. Чайковского (г. Клин);
- в Новосибирской области в процессе реконструкции и ремонтных работ новые помещения получили ДМШ № 3 и ДШИ № 12 города Новосибирска;
Капитальный ремонт
180 160 140 120 100 80 60 40 20 0
161,3
ЛП Л
10 7 ?
ь. *
Шу1
ш
2010 2014 2015
Рисунок 13. Бюджетные ассигнования на 1 ДШИ (тыс. руб.)
2016
- в Омске отремонтированное здание ДШИ № 12 позволило увеличить контингент обучающихся с 200 до 600 человек.
Однако во многих регионах учебных помещений ДШИ не хватает - отсутствуют концертные, хореографические и выставочные залы, что препятствует полноценной реализации федеральных государственных требований к предпрофес-сиональным программам.
Достаточно остро стоят вопросы, связанные с оснащением ДШИ современным учебным оборудованием и обновлением парка музыкальных инструментов. Если во второй половине ХХ века (до середины 80-х годов) ДШИ обеспечивались музыкальными инструментами посредством государственных поставок от отечественных производителей, то результатом последних двух десятилетий стал износ музыкальных инструментов более, чем на 60 %, а в некоторых ДШИ на 80-90 %. За последние годы со стороны федеральных и региональных органов власти средства на приобретение музыкальных инструментов ДШИ выделялись, но объем выделенных средств позволил с 2013 года улучшить показатель изношенности музыкальных инструментов в ДШИ только на 3,7 %.
Неотъемлемым показателем качества образования является укомплектованность библиотечных фондов ДШИ учебно-методической литературой и, согласно профильности реализуемых образовательных программ, нотными изданиями. В 2016 году на пополнение библиотечных фондов в среднем одна ДШИ могла себе позволить из-
расходовать около 5,3 тыс. руб., при этом более 20 % ДШИ не имели даже такой возможности (например, в Кабардино-Балкарской Республике) (см. рис. 14).
Не менее важным аспектом, от которого зависит качество образования, является имеющийся в ДТТТИ кадровой потенциал. По состоянию на 2016 год в ДШИ работало 96 107 преподавателей, при этом с непрофильным высшим образованием 21,2 % от их количества, а со средним непрофильным образованием - 12,7 % (см. рис. 15).
По сравнению с учителями общеобразовательных школ со стороны субъектов Российской Федерации льготы для молодых специалистов (преподавателей) ДШИ практически не предусматривались, а уровень заработной платы у преподавателей ДШИ был ниже не только, чем уровень заработной платы у учителей общеобразовательных школ, но и педагогов дополнительного образования других ведомств (у педагогов дополнительного образования всех отраслей заработная плата в среднем по стране составила 28 000 руб. в месяц, а у преподавателей ДШИ согласно официальной статистике - 25 036 руб. или 76,7 % от среднемесячного дохода от трудовой деятельности в том или ином регионе).
В то же время в ряде регионов по итогам 2016 года заработная плата преподавателей ДШИ даже превысила 100 % от среднемесячного дохода от трудовой деятельности (например, в Московской области и Республике Бурятия), а в Камчатском крае, где заработная плата преподавателей так-
Рисунок 14. Приобретение учебно-методической литературы (тыс. руб.) в Кабардино-Балкарской Республике
Рисунок 15. Уровень образования преподавателей ДШИ (чел., %)
же превысила 100 % от среднемесячного дохода от трудовой деятельности, молодым специалистам - преподавателям ДШИ, оказывается поддержка в виде 50 % надбавки к окладу в первые два года работы.
Немало мер принимается и Минкультуры России для стабилизации деятельности ДШИ: утверждаются нормативные акты; выделяются средства на проведение творческих мероприятий для одаренных детей; проводятся всероссийские конкурсы - «Лучший преподаватель ДШИ» «50 лучших детских школ искусств», «Молодые дарования России», - охватывающие все регионы страны; выделяются средства подведомственным вузам и училищам на проведение повышения квалификации работников ДШИ (за последние два года за счет средств Минкультуры повысило квалификацию 1,5 тыс. преподавателей ДШИ), организуется целевое обучение студентов, среди которых и будущие профессиональные
кадры для ДШИ (за последние два года количество обучающихся на условиях целевого приема и целевого обучения увеличилось на 469 человек (в 2014 году - 491, в 2016 году - 960), подведомственными Минкультуры России творческими вузами и училищами заключаются договора с муниципальными ДШИ о проведении именно на базе ДШИ различных творческих мероприятий и прохождении студентами практики (в 2016 году с ДШИ было заключено 134 договора) и др.
Значительную поддержку ДШИ оказывают и региональные учебно-методические центры, которые проводят форумы, педагогические чтения, научно-практические конференции, ярмарки педагогических технологий, творческие школы. Большая работа проводится по обеспечению участия детей в региональных, всероссийских и международных конкурсах, выставках и других творческих мероприятиях, поскольку одним из аспектов мотивации детей к продолжению
обучения и самореализации является конкурсная ситуация. В 2016 году состоялось 25 511 таких мероприятий, на проведение которых было израсходовано около 1,0 млрд руб. В этих мероприятиях приняло участие 67,1 % от общего количества детей, обучающихся в ДШИ. Из общего количества участников творческих мероприятий 42 972 ребенка стали стипендиатами (лауреатами), а общий объем средств на выплаты стипендий и премий из всех источников финансирования составил 324,0 млн рублей.
С целью выявления и поддержки молодых талантов в регионах страны активно применяются современные технологии, например:
- в 2016 году Министерство культуры Республики Татарстан совместно с АНО «Казанский открытый Университет Талантов 2.0» приступили к формированию Республиканской базы одаренных детей и молодежи из числа победителей и призеров республиканских конкурсов;
- в Камчатском крае продолжает деятельность открытый в 2014 году Центр поддержки и развития одаренных детей и молодежи, созданный на базе Камчатского колледжа искусств, на развитие которого выделено 1,07 млн руб. (данные средства были направлены на обслуживание сайта
darovaniya.info, сбор информации по одаренным детям, культурно-просветительскую работу);
- в Московской области внедрена единая информационная система дополнительного образования (ЕИСДОП), позволяющая информировать население об организациях дополнительного образования, реализуемых образовательных программах, а также осуществлять запись в эти организации в электронном виде (за исключением приема детей на предпрофессиональные программы, поскольку такая технология актуальна только при реализации программ досуговой, кружковой деятельности).
Подобные технологии дают возможность обеспечивать увеличение контингента обучающихся в ДШИ.
В настоящее время роль и значение ДШИ значительно шире, нежели только реализация образовательных программ. ДШИ - это творческие и просветительские центры, деятельность которых направлена на духовное и интеллектуальное развитие подрастающего поколения путем приобщения к высокому искусству. Именно поэтому крайне важно, чтобы дальнейшее развитие ДШИ соотносилось с их историческим предназначением.
Литература
1. Аракелова А. О. О некоторых особенностях возникновения и развития системы профессионального музыкального образования в России // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2012. - № 19/1. - С. 45-54.
2. Справка к заседанию коллегии Министерства культуры Российской Федерации по вопросу «О современном состоянии и перспективах развития детских школ искусств» [Электронный ресурс]. - URL: https://www. mkrf.ru/documents/k-zasedaniyu-kollegii-ministerstva-kultury-rossiyskoy-federatsii-po-voprosu-o-sovremennom-sostoyanii002 (дата обращения: 19.09.17).
References
1. Arakelova A.O. O nekotorykh osobennostyakh vozniknoveniya i razvitiya sistemy professional'nogo muzykal'nogo obrazovaniya v Rossii [On some features of the emergence and development of the system of professional music education in Russia]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts], 2012, no. 19/1, pp. 45-54. (In Russ.).
2. Spravka k zasedaniyu kollegii Ministerstva kul'tury Rossiyskoy Federatsii po voprosu "O sovremennom sostoyanii i perspektivakh razvitiya detskikh shkol iskusstv" [Reference to the meeting of the collegium of the Ministry of Culture of the Russian Federation on the issue "On the current state and prospects for the development of children's art schools"]. (In Russ.). Available at: https://www.mkrf.ru/documents/k-zasedaniyu-kollegii-ministerstva-kultury-rossiyskoy-federatsii-po-voprosu-o-sovremennom-sostoyanii002 (accessed 19.09.17).