Научная статья на тему 'Детские школы искусств в системе многоуровневого художественного образования'

Детские школы искусств в системе многоуровневого художественного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
403
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНОГОУРОВНЕВОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / КАДРОВЫЙ РЕЗЕРВ / ПОДГОТОВКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАДРОВ / MULTILEVEL ART EDUCATION / PROFESSIONAL TRAINING / NETWORK INTERACTION / PERSONNEL ALLOWANCE / PROFESSIONAL PERSONNEL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зауэрвайн Лариса Теодоровна

В статье рассматриваются вопросы многоуровневой системы подготовки кадров в сфере художественного образования в Кемеровской области как способа формирования кадрового резерва специалистов художественного творчества. Автор отмечает, что учреждения художественного образования выполняют две важные функции: они являются ступенью профессионального образования в сфере культуры и искусства и уникальной формой развития творческих способностей обучающихся. Поэтому реализация дополнительных предпрофессиональных программ позволяет укрепить связи многоуровневой подготовки профессиональных кадров, используя возможности сетевого взаимодействия. Для укрепления позиций многоуровневой подготовки профессиональных кадров в Кемеровской области был создан Координационный совет по художественному образованию, работа которого позволяет говорить о значительной активизации профориентационной работы и увеличении количества поступающих в ссузы из школ искусств. Анализируя работу учреждений художественного образования, автор резюмирует, что Кемеровская область имеет одну из лучших в стране и Сибирском федеральном округе многоуровневую систему подготовки кадров. Свидетельство этого высокая востребованность выпускников на рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зауэрвайн Лариса Теодоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHILDREN'S ART SCHOOLS IN THE SYSTEM OF MULTILEVEL ART EDUCATION

The article examines the questions of multilevel training system in the sphere of art education in Kemerovo region as a method for forming personnel allowance of art creativity specialists. The author notes that institutions of art education carry out two important functions: they are a step of professional education in the sphere of culture and art, and a unique form for developing creative capabilities of students. Therefore implementation of additional preparatory professional programs allows to strengthen relations of multilevel professional personnel training, using possibilities of network interaction. For strengthening the multilevel professional personnel training in Kemerovo region, the Coordination Council on Art education was created, its work allows to speak about the considerable improving the professional orientation work and increasing the quantity of entrants in special professional educational institutions from art schools. Analyzing the activity of art education institutions, the author summarizes that Kemerovo region has one of the best in the country and Siberian Federal District multilevel system of training. The high demand of graduates in the labor market proves this statement.

Текст научной работы на тему «Детские школы искусств в системе многоуровневого художественного образования»

УДК 37

ДЕТСКИЕ ШКОЛЫ ИСКУССТВ В СИСТЕМЕ МНОГОУРОВНЕВОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Зауэрвайн Лариса Теодоровна, кандидат философских наук, начальник Департамента культуры и национальной политики Кемеровской области (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]

В статье рассматриваются вопросы многоуровневой системы подготовки кадров в сфере художественного образования в Кемеровской области как способа формирования кадрового резерва специалистов художественного творчества. Автор отмечает, что учреждения художественного образования выполняют две важные функции: они являются ступенью профессионального образования в сфере культуры и искусства и уникальной формой развития творческих способностей обучающихся. Поэтому реализация дополнительных предпрофессиональных программ позволяет укрепить связи многоуровневой подготовки профессиональных кадров, используя возможности сетевого взаимодействия.

Для укрепления позиций многоуровневой подготовки профессиональных кадров в Кемеровской области был создан Координационный совет по художественному образованию, работа которого позволяет говорить о значительной активизации профориентационной работы и увеличении количества поступающих в ссузы из школ искусств.

Анализируя работу учреждений художественного образования, автор резюмирует, что Кемеровская область имеет одну из лучших в стране и Сибирском федеральном округе многоуровневую систему подготовки кадров. Свидетельство этого - высокая востребованность выпускников на рынке труда.

Ключевые слова: многоуровневое художественное образование, профессиональное образование, сетевое взаимодействие, кадровый резерв, подготовка профессиональных кадров.

CHILDREN'S ART SCHOOLS IN THE SYSTEM OF MULTILEVEL ART EDUCATION

Zauervayn Larisa Teodorovna, PhD in Philosophy, Head of the Regional Culture and National Policy Department of Kemerovo Region (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]

The article examines the questions of multilevel training system in the sphere of art education in Kemerovo region as a method for forming personnel allowance of art creativity specialists. The author notes that institutions of art education carry out two important functions: they are a step of professional education in the sphere of culture and art, and a unique form for developing creative capabilities of students. Therefore implementation of additional preparatory professional programs allows to strengthen relations of multilevel professional personnel training, using possibilities of network interaction.

For strengthening the multilevel professional personnel training in Kemerovo region, the Coordination Council on Art education was created, its work allows to speak about the considerable improving the professional orientation work and increasing the quantity of entrants in special professional educational institutions from art schools.

Analyzing the activity of art education institutions, the author summarizes that Kemerovo region has one of the best in the country and Siberian Federal District multilevel system of training. The high demand of graduates in the labor market proves this statement.

Keywords: multilevel art education, professional training, network interaction, personnel allowance, professional personnel training.

Современная образовательная система в России испытывает особое внимание со стороны государства и помещена в разряд общенациональ-

ных приоритетов. Как и во всей стране, в Кемеровской области учреждения художественного образования занимают особое место, поскольку

выполняют две важнейшие функции: и как ступени профессионального образования в сфере культуры и искусства, и как уникальная форма развития творческих способностей и воспитания общей культуры подрастающего поколения.

Практически все стороны деятельности учреждений регламентируются законами и подзаконными актами. Со своей стороны и региональная система управления адаптирует существующие нормативы в соответствии с потребностями, возможностями и особенностями области.

Так, в Кузбассе Департаментом культуры и национальной политики приняты документы стратегического значения: Закон Кемеровской области «О культуре», «Концепция развития культуры Кемеровской области на 2014-2025 годы», программа Кемеровской области «Культура Кузбасса», включающая подпрограмму «Социально-экономическое развитие наций и народностей».

Кемеровская область обладает значительным творческим потенциалом, и система художественного образования детей органично входит в единый культурный комплекс региона. Достижения школ искусств неоднократно отмечались на всероссийском и международном уровнях.

Уже к 2014 году 100 % школ Кузбасса перешли к реализации дополнительных предпрофес-сиональных программ, и на сегодняшний день по ним обучаются около 25 % детей. Департамент культуры и национальной политики ставит задачу сохранить эту тенденцию, укрепить связи многоуровневой системы подготовки профессиональных кадров, использовав возможности сетевого взаимодействия.

Решение вопросов профессиональной ориентации одаренных учащихся начинается уже на этапе поступления в школу. Конкурсная ситуация по набору в первый класс на предпрофессиональ-ные программы в 2015 году сложилась следующим образом: традиционно высокие цифры поступления на специальности: «Изобразительное искусство» - 1,9 человека на место, на фортепиано и народные инструменты - по 1,15 человека на место. Наименьший конкурс - по 0,8 человека на место - на театральные и хоровые отделения. Пока сохраняется небольшой конкурс на отделение «Хоровое пение» - 0,6 человек на место.

Не решена проблема с набором на такие специальности, как балалайка - всего обучается 173 человека, виолончель - 185 учащихся.

Духовые отделения в школах малочисленны или их нет вовсе. Только в 11 территориях из 34 прошел набор на духовые инструменты, а всего обучается 561 человек. Активизация работы в этом направлении остается вопросом первостепенной важности, не решив эту задачу на начальном профессиональном образовании мы будем испытывать трудности и на других уровнях обучения.

Формирование кадрового резерва специалистов художественного творчества - это стратегическая управленческая задача, которую необходимо решать на уровне региона. В 2014 году Департаментом был создан Координационный совет по художественному образованию. В состав совета вошли руководители ведущих школ области, директора всех колледжей, специалисты органов управления культурой в территориях. Работа совета позволяет говорить о значительной активизации профориентационной работы и, как следствие, происходит увеличение количества поступающих в ссузы из школ искусств. Статистика такова: на сегодняшний день около 12 % выпускников школ продолжают учиться в профильных ссузах области. Но сюда хотелось бы прибавить процент выпускников, которые успешно поступают в ведущие столичные профильные учебные заведения. Таким образом, этот показатель увеличивается до 25 %. Фактически каждый четвертый выпускник ДШИ становится студентом профильного учебного заведения, а уже 50 %, то есть каждый второй выпускник колледжа, продолжают обучение в профильном вузе. Это позволяет говорить об эффективно работающей в области системе многоуровневой подготовки специалистов.

В этой связи можно отметить яркие творческие проекты, объединяющие школы искусств и профессиональные колледжи: в 2014 году в г. Кемерово в ЦДМШ № 1 состоялось выступление сводного камерного оркестра учеников школы и студентов Кемеровского музыкального колледжа, с 2013 года Новокузнецкий колледж искусств проводит смотр музыкальных отделений школ искусств, в Кемеровском областном художественном колледже есть интересный опыт совместных художественных выставок школьников и студентов. Работает программа проведения педагогической практики студентов на базе школ, стали традиционными творческие конкурсы, организованные колледжами.

Многолетний опыт работы показал эффективность индивидуальной работы с одаренными детьми: получая внимание и поддержку в детском возрасте, значительное количество ребят впоследствии выбирают профессию художественной направленности.

Так, в области 24 года работает Губернаторский культурный центр «Юные дарования Кузбасса». Его деятельность - это выявление талантливых детей по всему региону, проведение выездных детских конкурсов, в том числе и в малых городах, организация мастер-классов и семинаров ведущих специалистов России и зарубежья. Одним из масштабных проектов для одаренных детей стал областной фестиваль искусств «Музыкальный Олимп». Уже третий год его концерты охватывают около 30 % территорий Кемеровской области, собирая более 10 000 зрителей.

Ежегодно область находит средства на финансирование самых ярких ребят для участия во всероссийских и международных проектах. Наши таланты покорили Америку, Италию, Испанию, Францию. В октябре 2015 года юный саксофонист из города Мыски Артем Никоноров стал участником первой творческой смены для музыкантов-духовиков, открывшейся во Всероссийском образовательном центре «Сириус», созданном по инициативе Президента Российской Федерации в городе Сочи.

В течение последних пяти лет 25 одаренных детей из Кемеровской области приняли участие в работе Летней творческой школы Международного благотворительного фонда «Новые имена» в Суздале.

На протяжении нескольких лет реализуется Губернаторская оздоровительная программа, позволяющая одаренным детям выехать на летний отдых в детский центр в Греции, ВДЦ «Орленок», «Океан». На территории региона, на наших зимних курортах «Танай», «Шерегеш», ставших уже знаменитыми на всю страну, в рамках губернаторской программы в период школьных каникул работают творческие смены для юных талантов.

Ежегодно 300 одаренных ребят получают Губернаторскую стипендию «Юные дарования Кузбасса» в размере 1000 руб. ежемесячно, а всего за 24 года помощь и поддержку области получили более 2600 юных дарований: музыканты, художники, литераторы, хореографы, артисты. Талантливым детям выплачиваются единовременные

губернаторские премии «Достижения юных» и «Надежда Кузбасса» в размере 10 000 руб. Многие школы поддерживают ребят школьными и именными спонсорскими стипендиями. Неоднократно творческие достижения наших юных талантов отмечались премией президента «Талантливая молодежь».

Вся эта работа охватывает детей не только в крупных промышленных городах Кузбасса, но и в сельских школах, и в малых городах. Это видится очень важным, так как позволяет раскрыть дарование даже в глубинке.

Важную роль играет проведение конкурсов среди преподавателей и творческих коллективов школ. Кемеровским областным УМЦ культуры и искусства за последнее время организованы и проведены областные конкурсы среди ДТТТИ Грант на открытие экспериментальной площадки получили школы Междуреченска, Кемерово, Прокопьевска, Осинников, а также Тяжинского и Новокузнецкого районов. Состоялся конкурс пленэрных работ преподавателей ДТТТИ, ДХШ, конкурс учебно-методических работ. По результатам конкурса лучшие работы были изданы и стали достоянием педагогической общественности. А победители конкурса пленэрных работ были премированы Департаментом культуры и национальной политики и представляли Кузбасс на общероссийском конкурсе в г. Сочи, где завоевали Гран-При и звания лауреатов.

Кузбасс активно откликнулся на проведение общероссийских конкурсов «Молодые дарования России», «Лучший преподаватель детской школы искусств» и «50 лучших детских школ искусств», проводимых по инициативе Министерства культуры РФ. Ежегодно эти конкурсы приносят нам достойные победы. В 2016 году на областном этапе конкурса лучшей стала сельская школа пос. Новостройка.

Реализация региональной программы «Культура» позволяет значительно улучшить материальную базу школ художественного образования. Практически во всех школах выполнены ремонтные работы, приобретены музыкальные инструменты, улучшено состояние библиотечного фонда. В значительной мере это помогло школам впоследствии успешно подойти к реализации программ в соответствии с федеральными государственными требованиями.

Однако мы вынуждены констатировать, что процессы оптимизации затронули и нашу сферу. Мы как учредители прекрасно понимаем, что главный аргумент в этом вопросе - разумная экономия средств. Но анализируя итоги этого процесса в Кузбассе, мы можем сказать, что количество учащихся даже увеличилось по сравнению с прошлым годом на 196 человек, так как переход школ от узконаправленных художественных и музыкальных в формат школ искусств позволил расширить и спектр образовательных услуг. Сегодня в Кузбассе 111 ДШИ.

Количество педагогических ставок сохранено на 100 %. Все школы сохранили за собой помещения. При этом сокращение управленческого персонала позволило перераспределить средства, направить их на стимулирование преподавателей, методическое обеспечение школ.

В прошедшем учебном году школы освоили на капитальный и текущий ремонты 84 171 274,3 руб. Обновляются инструменты, костюмы. Это не просто школы - это дворцы музыки, танца, живописи. Материальная база не только обновляется, но и содержится в идеальном порядке, в школах удивительная эстетика, чистота, уют. Причем, это характерно и для школы крупного города, и для маленькой сельской школы.

Кемеровская область имеет одну из лучших в стране и Сибирском федеральном округе многоуровневую систему подготовки кадров. Сеть образовательных учреждений культуры и искусства Кузбасса представлена 5 профильными колледжами, которые ежегодно выпускают порядка 200 специалистов, и профильным вузом - Кемеровским государственным институтом культуры.

Ежегодная востребованность выпускников на рынке труда составляет 100 %. Кроме того, в регионе создана эффективная образовательная сеть для повышения квалификации преподавателей: 4 колледжа и областной УМЦ, институт дополнительного образования КемГИК, охватывая север и юг Кузбасса, позволяют полностью удовлетворить данные потребности. Результаты мониторинга говорят о 100-процентной обученности педагогических работников ДШИ.

Стратегические планы в области художественного образования - это формирование и развитие системы сетевого взаимодействия с общеобразовательными школами, которые позволят увеличить контингент учащихся в соответствии с дорожной картой. На сегодняшний день в Кемеровской области охват дополнительным образованием детского населения от 5 до 18 лет составляет 68,5 %. Выполняя задания дорожной карты, мы планируем к 2018 году увеличить эту цифру до 71 %. Второй важной задачей является создание по-настоящему работающей системы многоуровневой непрерывной подготовки кадров, включающей все звенья. Это возможно сделать, вернувшись к прошлому опыту сотрудничества ДШИ, колледжей и вуза, через согласование образовательных программ и, как результат, обеспечение преемственности в обучении.

Занятие любым видом искусства - это огромный труд, и только когда он достойно оценен на самом высоком уровне, всесторонне поддержан, созданы условия для его развития, мы можем рассчитывать на качественную подготовку в системе художественного образования и творчества в целом.

Литература

1. Бородай А. И. Художественное образование в современной России: опыт структурного анализа // Знание. Понимание. Умение. - 2013. - № 2. - С. 24-29.

2. Ирхен И. И. Векторные процессы культурной политики и художественное образование в современной России // Вестн. Москов. гос. ун-та культуры и искусств. - 2010. - № 5. - С. 152-156.

3. О Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 20082015 годы (с изм. и доп.) [Электронный ресурс]: распоряж. Правительства РФ от 25 авг. 2008 года № 1244-р // Гарант: информ.-прав. портал. - URL: http://base.garant.ru/193788 (дата обращения: 21.06.2016).

4. Об образовании в Российской Федерации (с изм. и доп.) [Электронный ресурс]: федеральный закон от 29 дек. 2012 года № 273-Ф3 // Гарант: информац.-прав. портал. - URL: http://base.garant.ru/70291362 (дата обращения: 21.06.2016).

5. Сухарев А. И. О сущности и целях художественного образования в современных социоусловиях // Омск. науч. вестн. - 2010. - № 6. - С. 163-166.

References

1. Boroday A.I. Khudozhestvennoe obrazovanie v sovremennoy Rossii: opyt strukturnogo analiza [Art education in modern Russia: the experience of structure analysis]. Znanie. Ponimanie. Umenie [Knowledge. Understanding. Skill], 2013, no. 2, pp. 24-29. (In Russ.).

2. Irkhen I.I. Vektornye protsessy kul'turnoy politiki i khudozhestvennoe obrazovanie v sovremennoy Rossii [Vector processes of cultural policy and art training in modern Russia]. VestnikMoskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin ofMoscow State University ofCulture andArts], 2010, no. 5, pp. 152-156. (In Russ.).

3. O Kontseptsii razvitiya obrazovaniya v sfere kul'tury i iskusstva v Rossiyskoy Federatsii na 2008-2015 (s izmeneniyami i dopolneniyami). Rasporyazhenie pravitel'stva RF ot 25 avgusta, 2008, № 1244r [About the Concept for developing education in the sphere of culture and art in Russian Federation 2008-2015 (with changes and additions). Order of the Government of the Russian Federation of August 25, 2008, no. 1244r]. Garant: informatsionno-pravovoy portal [Garant: legal information portal]. (In Russ.). Available at http//base. garant.ru/193788 (accessed 21.06.2016).

4. O Kontseptsii razvitiya obrazovaniya v sfere kul'tury i iskusstva v Rossiyskoy Federatsii na 2008-2015 (s izmeneniyami i dopolneniyami). Federal'nyy zakon ot 29 dekabrya 2012 № 273-FZ [About the Concept for developing education in the sphere of culture and art in Russian Federation 2008-2015 (with changes and additions). Federal order of December 29, 2012, no. 273-FZ]. Garant: informatsionno-pravovoy portal [Garant: legal information portal]. (In Russ.). Available at http//base.garant.ru/193788 (accessed 21.06.2016).

5. Sukharev A.I. O sushchnosti i tselyakh khudozhestvennogo obrazovaniya v sovremennykh sotsiousloviyakh [About the essence and aims of art education in modern social and cultural environment]. Omskiy nauchnyy vestnik [Omsk Scientific Bulletin], 2010, no. 6, pp. 163-166. (In Russ.).

УДК 37

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ГОСУДАРСТВЕННАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА И КАЧЕСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Пономарёв Валерий Дмитриевич, доктор педагогических наук, профессор, исполняющий обязанности проректора по научной и творческой деятельности, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]

Шунков Александр Викторович, доктор филологических наук, доцент, исполняющий обязанности ректора, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: alexandr_ [email protected]

В статье общенациональная задача развития сферы культуры, поставленная в «Основах государственной культурной политики» сопрягается с необходимостью совершенствования качества образования и обеспечения учреждений культуры профессиональными кадрами.

Общественное измерение качества образования квалифицированных специалистов сферы культуры - это совокупность личностных качеств, духовно-нравственных ценностей и ориентиров, общекультурных и профессиональных компетенций выпускников для их успешной профессиональной карьеры в обществе. Высшее образование в сфере культуры ориентировано сегодня на компетенции в области художественно-творческих технологий. В перечне же требований работодателей к молодым специалистам остаются на первом плане компетенции, ориентированные на личностно-мотивационные характеристики: стремление к саморазвитию, умение работать в команде, лояльность к работодателю, управление конфликтами и др. Важнейшим опытом для вузов культуры в области образования и обеспечения качества подготовки специалистов социально-культурной деятельности выступает проектно-ориентированная политика, в которой тесно связаны образование, культура, экономика, бизнес и социальная политика - ведущие типы социально-культурной, творческой и деловой активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.