Научная статья на тему 'Кемеровский государственный институт культуры в Сибирском кластере искусств: интеграция науки, образования и творчества для развития человеческого потенциала в регионе'

Кемеровский государственный институт культуры в Сибирском кластере искусств: интеграция науки, образования и творчества для развития человеческого потенциала в регионе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
387
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / "ОТКРЫТОЕ" ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТВОРЧЕСКИЕ ШКОЛЫ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПОДГОТОВКИ ТВОРЧЕСКИХ КАДРОВ / ВЫЯВЛЕНИЕ И ПОДДЕРЖКА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ / STATE CULTURAL POLICY / "OPEN" ART EDUCATION / CREATIVE SCHOOLS / REGIONAL CENTER FOR TRAINING THE CREATIVE PERSONNEL / IDENTIFYING AND SUPPORTING THE GIFTED CHILDREN AND YOUNG PEOPLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шунков Александр Викторович, Пономарёв Валерий Дмитриевич

Актуальность статьи определяется миссией, которую отводит культуре государственная культурная политика это значимый ресурс социально-экономического развития регионов Российской Федерации, так как формирует высокое качество общества и отвечает на вызовы современного мира. Цель статьи раскрыть ключевую роль образования и творчества в трансляции культурного наследия, формировании духовно-нравственных общественных приоритетов как основы цивилизационной самобытности страны, раскрытии творческого потенциала и созидательных начал в человеке. Формирование современных региональных моделей культурной политики обусловлено повышением роли культуры в процессах социально-экономического развития страны. Современные приоритеты государственной культурной политики, а также основные стратегические направления развития Кемеровской области до 2035 года, где речь идет, в первую очередь, о культурно-образовательном и музейно-выставочном комплексе, который станет основой кластера искусств в Кузбассе, а также -о центрах культурного развития на базе клубных учреждений культуры Кемеровской области, создают для культуры Кузбасса необходимость внедрения модели «открытого художественного образования» как решение важнейшей социальной задачи региона воспроизводство творческих профессий на основе преемственной и многоуровневой системы подготовки творческих кадров, компетентной передачи профессиональных традиций. В статье говорится о научном, образовательном и творческом потенциале Кемеровского государственного института культуры, которому и предстоит сыграть главную образовательную роль в реализации этого регионального проекта на основе инновационной модели «открытого» художественного образования. Модель открытого художественного образования в КемГИК раскрывается в статье как «сквозной» процесс становления профессиональной культуры, включающий все уровни: предпрофессиональное образование в области искусства, бакалавриат, магистратура, специалитет, ассистентура-стажировка, аспирантура, дополнительное профессиональное образование. При этом в статье особо подчеркивается преемственный и интегративный характер образовательной, научной и творческой деятельности при подготовке кадров для сферы культуры и искусства. В заключение делается вывод о государственном и общественном признании ценности современной системы профессионального образования в сфере культуры и искусства, в которой сохраняются лучшие традиции отечественной профессиональной школы подготовки высококвалифицированных кадров для отрасли культуры и обеспечивается инновационное развитие системы художественного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шунков Александр Викторович, Пономарёв Валерий Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Kemerovo State University of Culture in the Siberian Cluster of Arts: Integration of Science, Education and Creativity for the Development of Human Potential in the Region

The relevance of the article is determined by the mission that state cultural politics assigns to culture; this is a significant resource for the socio-economic development of the regions of the Russian Federation because it forms the high quality of society and responds to the challenges of the modern world. The purpose of the article is to reveal the key role of education and creativity in the transformation of cultural heritage, formation of spiritual and moral public priorities as the basis of country’s civilizational identity, disclosure of creative potential and creative principles in man. The article substantiates the scientific, educational and creative potential of Kemerovo State Institute of Culture, which will play a major educational role in implementation of this regional project based on the innovative model of “open” art education. The model of open art education in Kemerovo State Institute of Culture is revealed in the article as an “end-to-end” process of the development of professional culture, including all levels: pre-vocational education in the field of art, bachelor’s degree, magistracy, specialty, assistant training, postgraduate study, and additional professional education. At the same time, the article emphasizes the successive and integrative nature of educational, scientific and creative activities in training the personnel for the sphere of culture and art. The article concludes that the state and public recognition of the value of the modern system of vocational education in the field of culture and art preserves the best traditions of national vocational school training the highly qualified personnel for the cultural sector and provides innovative development of the system of art education.

Текст научной работы на тему «Кемеровский государственный институт культуры в Сибирском кластере искусств: интеграция науки, образования и творчества для развития человеческого потенциала в регионе»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ PEDAGOGICAL SCIENCES

УДК 37

КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ В СИБИРСКОМ КЛАСТЕРЕ ИСКУССТВ: ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ, ОБРАЗОВАНИЯ И ТВОРЧЕСТВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В РЕГИОНЕ

Шунков Александр Викторович, доктор филологических наук, доцент, ректор, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]

Пономарёв Валерий Дмитриевич, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников, проректор по научной и творческой деятельности, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: ponomarev63@mail

Актуальность статьи определяется миссией, которую отводит культуре государственная культурная политика - это значимый ресурс социально-экономического развития регионов Российской Федерации, так как формирует высокое качество общества и отвечает на вызовы современного мира. Цель статьи - раскрыть ключевую роль образования и творчества в трансляции культурного наследия, формировании духовно-нравственных общественных приоритетов как основы цивилизационной самобытности страны, раскрытии творческого потенциала и созидательных начал в человеке.

Формирование современных региональных моделей культурной политики обусловлено повышением роли культуры в процессах социально-экономического развития страны. Современные приоритеты государственной культурной политики, а также основные стратегические направления развития Кемеровской области до 2035 года, где речь идет, в первую очередь, о культурно-образовательном и музейно-выставочном комплексе, который станет основой кластера искусств в Кузбассе, а также -о центрах культурного развития на базе клубных учреждений культуры Кемеровской области, создают для культуры Кузбасса необходимость внедрения модели «открытого художественного образования» как решение важнейшей социальной задачи региона - воспроизводство творческих профессий на основе преемственной и многоуровневой системы подготовки творческих кадров, компетентной передачи профессиональных традиций.

В статье говорится о научном, образовательном и творческом потенциале Кемеровского государственного института культуры, которому и предстоит сыграть главную образовательную роль в реализации этого регионального проекта на основе инновационной модели «открытого» художественного образования. Модель открытого художественного образования в КемГИК раскрывается в статье как «сквозной» процесс становления профессиональной культуры, включающий все уровни: предпрофес-сиональное образование в области искусства, бакалавриат, магистратура, специалитет, ассистентура-стажировка, аспирантура, дополнительное профессиональное образование. При этом в статье особо подчеркивается преемственный и интегративный характер образовательной, научной и творческой деятельности при подготовке кадров для сферы культуры и искусства.

В заключение делается вывод о государственном и общественном признании ценности современной системы профессионального образования в сфере культуры и искусства, в которой сохраняются лучшие традиции отечественной профессиональной школы подготовки высококвалифицированных

кадров для отрасли культуры и обеспечивается инновационное развитие системы художественного образования.

Ключевые слова: государственная культурная политика, «открытое» художественное образование, творческие школы, региональный центр подготовки творческих кадров, выявление и поддержка одаренных детей и молодежи.

KEMER0V0 STATE UNIVERSITY OF CULTURE IN THE SIBERIAN CLUSTER OF ARTS: INTEGRATION OF SCIENCE, EDUCATION AND CREATIVITY FOR THE DEVELOPMENT OF HUMAN POTENTIAL IN THE REGION

Shunkov Aleksandr Viktorovich, Dr of Philological Sciences, Associate Professor, Rector, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]

Ponomarev Valeriy Dmitrievich, Dr of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professor of Department of Directing Theatrical Performances and Festivals, Vice-rector for Scientific Research and Creative Activities, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: ponomarev63@mail

The relevance of the article is determined by the mission that state cultural politics assigns to culture; this is a significant resource for the socio-economic development of the regions of the Russian Federation because it forms the high quality of society and responds to the challenges of the modern world. The purpose of the article is to reveal the key role of education and creativity in the transformation of cultural heritage, formation of spiritual and moral public priorities as the basis of country's civilizational identity, disclosure of creative potential and creative principles in man.

The article substantiates the scientific, educational and creative potential of Kemerovo State Institute of Culture, which will play a major educational role in implementation of this regional project based on the innovative model of "open" art education. The model of open art education in Kemerovo State Institute of Culture is revealed in the article as an "end-to-end" process of the development of professional culture, including all levels: pre-vocational education in the field of art, bachelor's degree, magistracy, specialty, assistant training, postgraduate study, and additional professional education. At the same time, the article emphasizes the successive and integrative nature of educational, scientific and creative activities in training the personnel for the sphere of culture and art.

The article concludes that the state and public recognition of the value of the modern system of vocational education in the field of culture and art preserves the best traditions of national vocational school training the highly qualified personnel for the cultural sector and provides innovative development of the system of art education.

Keywords: state cultural policy, "open" art education, creative schools, regional center for training the creative personnel, identifying and supporting the gifted children and young people.

Актуальность поставленного вопроса в настоящей статье определяется тем фактом, что в массовом восприятии прочно укоренены стереотипы о Кузбассе как о крупном угледобывающем регионе на юге Западной Сибири, а, следовательно, углехимия, перерабатывающие технологии угольной отрасли, металлургия, фундаментальная наука, обеспечивающая исследования этих отраслей промышленности, - основа экономики региона. Именно эти направления как стратегиче-

ские всегда являлись основой политики развития региона. Культура же до сегодняшнего времени особо не рассматривалась как серьезный ресурс, определяющий и влияющий на развитие экономики региона. Культура выступала как сопутствующее начало в социально-экономическом развитии области. Поэтому представление о культуре в большей степени было сформировано культурными мероприятиями и событиями различного уровня, проводившимися в регионе.

Основы государственной культурной политики, утверждённые Президентом РФ В. В. Путиным в 2014 году, определяют культуре совершенно иную роль. Государственный подход призван обеспечить приоритетное культурное развитие как основу «государственного суверенитета и ци-вилизационной самобытности страны» [5, с. 3]. Об этом говорилось всегда. Достаточно вспомнить точку зрения А. Я. Флиера, который еще в конце 90-х годов XX века сформулировал принцип культурного аспекта общественной безопасности: «...чем меньше средств вкладывает правящая элита в культуру и образование сегодня, тем больше она должна будет вложить их в милицию, юстицию и пенитенциарную систему завтра» [11].

Исходя из этого понимания роли культуры, ей отводится не меньшее значение, нежели экономическим показателям и военной мощи, она выполняет миссию раскрытия в человеке созидательных начал. Через культуру человек приобщается к исторически сложившейся системе духовных ценностей, приобщается к ней и передает эту систему ценностей уже новому поколению. В итоге только культура и может быть названа духовной скрепой нации. «На протяжении всей отечественной истории именно культура. обеспечивала единство многонационального народа России.» [5].

Эта культуротворческая миссия есть подтверждение известной мысли Ю. М. Лотмана, согласно которой человек живет в мире идей, воплощенных и материализованных искусством: «Искусство не отражает жизнь, искусство создаёт жизнь, оно порождает жизнь, которая фиксируется уже через текст» [4]. Следуя этой идее, у каждого человека есть свой текст (в семиотическом понимании этого термина), который он пишет для себя: либо упрощенный, либо осложнённый знаниями живописи, музыки, архитектуры, кино, литературы и т. д. Таким образом, вполне объяснимо, почему один человек ходит в музей и испытывает острую необходимость в его посещении, а другой нет. И развитие культуры идет за счет обогащения ее новыми «текстами», которые не могут не влиять на нее. «Введение внешнего текста в имманентный мир данного текста играет огромную роль. Мощные внешние текстовые вторжения в культуру, рассматриваемую как большой текст, приводят не только к адаптации внеш-

них сообщений и введению их в память культуры, но и служат стимулами ее саморазвития, дающего непредсказуемые результаты» [4].

Здесь важно понимать миссию искусства, о которой писал Ю. М. Лотман: «Искусство нельзя отнести к области забав или же наглядных иллюстраций к высоким моральным идеям. Искусство - форма мышления, без которого человеческого сознания не существует, как не существует сознания с одним полушарием» [3]. В этом же контексте необходимо и понимать культуру, которая не сводится к песням и пляскам, увеселениям и развлечениям. Культура - это социальный механизм передачи системы ценностей, «производства базовых образцов и ценностей общественной жизни» (Черняховский С. Ф.).

Государственный подход, который был озвучен Президентом России В. В. Путиным в его Послании Федеральному Собранию 1 марта 2018 года, формулирует, наконец, задачу перед культурой: «Нам нужно создать современную среду для жизни, преобразить наши города и посёлки». Выдвинутый тезис стал актуальной перспективой для Кемеровской области в связи с разработкой и принятием «Социально-экономической стратегии развития Кемеровской области - 2035», в которой заложен приоритет «Культура» [9].

Речь идет, в первую очередь, о культурно-образовательном и музейно-выставочном комплексе, который станет основой кластера искусств в Кузбассе, а также - о реализации культурных приоритетов и проектов, в число которых входят и развитие музея-заповедника «Томская Писаница» на основе создания архитектурно-этнографического комплекса «Русские Притомья», и создание регионального центра подготовки творческих кадров как основы для выявления и поддержки одаренных детей и молодежи. Конечно же, реализация этого приоритета «Культура» в Кузбассе невозможна без подготовки высокопрофессиональных кадров по направлениям и профилям «Культура и искусство».

КемГИК - вуз, которому предстоит сыграть главную образовательную роль в реализации этого проекта, основу которого составляет инновационная модель «открытого художественного образования», представленная в программе развития вуза до 2020 года и утверждённая Министерством культуры РФ.

Модель, позволяющая реализовывать творческие, научные и профессиональные потребности человека на протяжении всей жизни, сохранять и осуществлять преемственную политику и уникальные отечественные традиции подготовки высококвалифицированных кадров в сфере культуры и искусства.

Как образовательный и научно-творческий комплекс с 50-летней историей КемГИК легко вписывается со своими предложениями в реализацию «Социально-экономической стратегии развития Кемеровской области - 2035».

Инвестиционный потенциал вуза определяется его возможностями: во-первых, вуз обладает формацией креативного класса - ведущими и авторитетными деятелями науки и культуры (доктора наук, профессора, заслуженные артисты и деятели искусств, заслуженные работники культуры, лауреаты международных и всероссийских конкурсов), молодыми учеными, способными выступать в роли генераторов научных идей; во-вторых, интеллектуальный ресурс вуза (НИИ и исследовательские лаборатории) - это возможность генерации инновационных технологий в области культуры и социальной сферы, трансферта исследовательских разработок и их коммерциализация; наконец, в-третьих, научно-творческий комплекс КемГИК - это эффективная арт-лаборатория для различных проектных технологий (научных форумов и творческих фестивалей, профессиональных конкурсов, арт-проектов, проведение выставок, создание галерей, дизайн-проектов и т. д.) [7, с. 208].

Все это - интеллектуальный капитал вуза как в осуществлении творческих проектов Сибирского кластера искусств, так и в обеспечении деятельности системы профессионального образования в сфере культуры и искусства на основе инновационной модели «открытого образования», которая положена в основу программы развития вуза.

Для Кемеровской области «открытое образование» - это решение важнейшей социальной задачи - воспроизводство творческих профессий на основе преемственной и многоуровневой системы подготовки творческих кадров, компетентная передача профессиональных традиций, развитие культурной среды региона и решение поставленной задачи по модернизации клубных учреждений, определения для них новой перспективы - стать «центрами культурного развития».

Это совершенно иной подход в понимании роли культуры в регионе.

Инновационная модель «открытого художественного образования», по которой вуз ведет подготовку с 2016 года, обеспечивает системность, непрерывность и преемственность в формировании профессиональной культуры специалистов, стабильность и высокое качество набора абитуриентов на творческие специальности, качество художественного образования. Обучающиеся как непосредственные участники реализации предлагаемой модели уже на ранних этапах художественного образования получают возможность своей профессиональной адаптации и устройства будущей карьеры.

Именно эта образовательная и просветительская стратегия заложена в проекте Министерства культуры РФ «Детские школы искусств - достояние России», призванном способствовать развитию отечественной системы художественного образования [10]. Инновационным подходом КемГИК в модели «открытого» художественного образования являются созданные на базе вуза творческие школы. Это - пример практической реализации на территории Кузбасса проекта ранней профориентации «Билет в будущее» (проект в РФ реализуется по инициативе Президента РФ В. В. Путина).

В КемГИК уже ведут свою образовательную и творческую деятельность школы за счёт бюджетных средств, выделяемых учредителем, детская хореографическая школа-студия «Начало», музыкальная школа по направлениям: хоровое пение, музыкальный фольклор, народные инструменты, фортепиано, духовые и ударные инструменты, струнные инструменты. Сегодня в вузе обучается 90 детей по программам предпро-фессионального образования. Второй год в институте на коммерческой основе проводятся занятия с детьми и по театральному искусству. Но только на перечисленных направлениях образовательной деятельности предпрофессионального уровня подготовки ресурсы вуза не исчерпываются.

В июле 2018 года Министерству культуры РФ был представлен проект культурно-образовательного центра поддержки и развития творчески одаренных детей и молодежи в сфере искусства «СИРИУС-42», который предлагается открыть с участием КемГИК. Данный проект актуален для вуза и региона, хотя бы потому, что в стране уже

есть опыт, который активно транслируется и передаётся заинтересованным лицам и организациям. Отметим, что на VII Санкт-Петербургском Международном культурном форуме (15-17 ноября 2018 года) заявлена программа «Школа Сириус в Академии Художеств». Это доказывает правильность нашего видения развития художественного образования в регионе с участием института и при поддержке ведущих вузов культуры страны, а также ведущих театров РФ - партнеров КемГИК.

Другим важным моментом в реализации основных идей национального проекта «Культура» является создание на базе вузов Российской Федерации Центров непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры. Именно такую задачу для творческих вузов определяет Министерство культуры РФ. И это проект федерального значения, в рамках которого на базе 15 вузов Минкультуры России создаются Центры непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры. В связи с этим в вузе будет разработана концепция создания и деятельности Центра. Требования к образовательным программам будущего Центра определены, и они должны быть соблюдены в процессе разработки образовательных программ. В период 2019-2020 годов освоить программы центра должно от 10 000 до 15 000 слушателей. И это реальный шаг в реализации государственной культурной политики на региональном уровне за счёт федеральных ассигнований.

Современное высшее профессионально-художественное образование не исчерпывается лишь достижением учебных целей. Высшее профессионально-художественное образование связано с общественным предназначением и общественной миссией института. Важно, что об этом применительно к университетам России было заявлено в Постановлении XI съезда Российского Союза ректоров «Университеты в эпоху больших вызовов» и представлено в Московском международном рейтинге «Три миссии университета: образование, наука, общество» [1].

И такой общественной миссией вуза должно стать участие Кемеровского государственного института культуры в реализации приоритетных проектов в сфере культуры в Кемеровской области до 2020 года. Это развитие музея-заповедника

«Томская Писаница» с проектом «Русские При-томья»; Сибирский кластер искусств с проектами музейно-выставочного комплекса с открытым фондохранилищем и Кузбасской сцены Мариин-ского театра и уже представленный выше приоритет регионального центра подготовки творческих кадров.

Итак, участие КемГИК в осуществлении проекта создания архитектурно-этнографического комплекса «Русские Притомья» нами предлагается в следующих формах:

1. Создание презентаций традиционной культуры русских студентами и преподавателями вуза на основе социально-культурной реконструкции утраченных в среде бытования объектов этнокультурного наследия по материалам музейных собраний и включение этих объектов в современную музейную деятельность.

2. Разработка проекта «Круглый год», включающего различные формы культурно-образовательной деятельности: экскурсии (в том числе театрализованные), мастер-классы, исторические игры, фестивали, музейные праздники, приуроченные к смене календарных циклов или солнцеворотам (Святки, Масленица, Пасха, Троица, Иван Купала, Покров и др.), а также - интерактивные музейные программы актуализации культурного наследия с обязательным использованием подлинных музейных предметов, архивных материалов.

3. Разработка специальных интерактивных театрализованных форм для детской аудитории, адаптированных к образовательному процессу общеобразовательной школы - «живые уроки» по темам: культура русского народа, игровые традиции русских, обрядовая культура русских и т. д.

Для осуществления проекта музейно-выста-вочного комплекса с открытым фондохранилищем в рамках приоритета «Сибирский кластер искусств» Кемеровский государственный институт готов обеспечить свое участие в разработке и реализации виртуальных туров (3D-туры или 3D-галереи), включающих в себя тематические показы 3D-моделей уникальных музейных экспонатов, представленных в различных музеях Кемеровской области.

«Виртуальный тур» - это преобразование помещений с помощью современных компьютерных технологий (3D-моделирование, 3D-мапинг)

с целью погружения посетителя в соответствующее виртуальное пространство, демонстрации медиаконтента, интерактивных инсталляций (знакомство с произведениями изобразительного искусства, просмотр интерьеров старинных домов и их ценных экспонатов).

В виртуальной Арт-галерее можно будет посмотреть 3D-версии тематических выставок: рассмотреть экспонаты вблизи, прочитать подписи и комментарии к экспонатам, арт-объектам, инсталляциям. Вместе с 3D-туром будут публиковаться онлайн-каталоги выставок, интервью с кураторами и организаторами проектов, фотогалереи.

Данный проект открывает возможность для начала подготовки по инновационной профессии будущего - «Дизайнер виртуальных миров» по созданию концептуальных решений для виртуального мира: ландшафт, архитектура, ощущения (в том числе запахи и звуки), живой мир и социальный мир и др.

КемГИК обладает уникальным и первым в Кемеровской области опытом создания картины для незрячих и слабовидящих с использованием современных технологий 3D-печати. При исполнении пилотного варианта одной из картин («Аттракцион» А. Г. Поздеева) была проведена работа по компьютерному трехмерному моделированию, созданию трафаретов, необходимых для печати и монтажа картины - бумажная имитация холста, из пластика созданы 3D-детали картины, для каждого цвета была задана определенная высота [6].

В КемГИК также ведется дальнейшая работа по созданию передвижной экспозиции для данной категории лиц с ОВЗ, включающей в себя репродукции картин из художественной коллекции КемГИК и сопровождаемые тифлокомменти-рованием.

Вуз готов использовать свой опыт для презентаций художественного наследия музеев Кемеровской области для незрячих и слабовидящих посредством современных 3D-технологий - создание репродукций картин с помощью 3D-печати. И это может стать уже отдельным направлением деятельности вуза.

Для Кузбасской сцены Мариинского театра КемГИК, имеющий статус федерального учреждения, обладает возможностью, а теперь и обоснованным письмом Минкультуры правом подготовки, переподготовки и повышения квалификации

кадров для сферы музыкальной культуры Кемеровской области в академическом, народном, эстрадном направлениях музыкального искусства по 16 образовательным программам.

Ресурсный центр на базе КемГИК, реализующий образовательные программы в области музыкального искусства, станет инновационным центром для обеспечения методической и творческой координации деятельности всех трех уровней профессионального музыкального образования в Кузбассе, обеспечит сетевое взаимодействие и партнерство с музыкальными колледжами, детскими школами искусств (ГПОУ «Кемеровский областной музыкальный колледж», ГПОУ «Кемеровский областной колледж культуры и искусств», ГПОУ «Прокопьевский колледж искусств», ГПОУ «Новокузнецкий областной колледж искусств», ДМШ, ДТТТИ и т. д.).

Для раннего выявления, развития, предпро-фессиональной подготовки и дальнейшего профессионального образования одарённых детей и молодежи, проявивших выдающиеся способности в области искусств, а также добившихся успеха в художественном творчестве у вуза есть ряд творческих проектов, проверенных временем. Одним из таких является Международный фестиваль «Сибириада», который уже за 6 лет своего существования стал центром практического и научно-методического сопровождения развития одаренных детей и молодежи в области музыкального искусства. В конкурсах «Сибириады» компетентную экспертную оценку жюри ежегодно получают около 3500 исполнителей из 18 стран мира, приблизительно, 80 % которых - это дети и творческая молодежь.

В заключение отметим, что в «Основах государственной культурной политики» государство признает культуру в качестве национального достояния и духовно-нравственной основы развития современного гражданского общества в РФ, а значит - и развития человеческого капитала.

Этот безусловный факт требует государственного и общественного признания ценности самой системы профессионального образования в сфере культуры и искусства как механизма сохранения и трансляции российской культуры, то есть - наличия государственной политики, обеспечивающей как сохранение лучших традиций отечественной профессиональной школы подготовки

высококвалифицированных художественных кадров, так и инновационное развитие системы художественного образования [8, с. 177].

Такой инновацией в Кемеровской области выступает модель «открытого художественного

образования», разработанная в Кемеровском государственном институте культуры и искусств, и эта модель в полной мере готова обеспечивать интеграцию науки, образования и творчества в Сибирском кластере искусств.

Литература

1. Выступление Виктора Антоновича Садовничего на Пленарном заседании съезда Российского союза ректоров [Электронный ресурс]. - URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/57367.

2. Выступление Татьяны Владимировны Черниговской на Дискуссии в Эрмитажном театре. Тема выступления «Для чего нужно искусство?» [Электронный ресурс]. - URL: https://www.youtube.com/watch?v= Ge4DZ1DDxA8.

3. Лотман Ю. М. О природе искусства // Лотман Ю. М. Об искусстве. - СПб.: Искусство-СПБ, 1998. - 704 с.

4. Лотман Ю. М. Текст в тексте // Лотман Ю. М. Об искусстве. - СПб.: Искусство-СПБ, 1998. - 704 с.

5. Основы государственной культурной политики. - М.: М-во культуры РФ, 2015. - 72 с.

6. Побожакова А. А., Родионова Д. Д. Презентация художественного наследия слепым и слабовидящим посредством современных 3D-технологий // Культура и искусство: поиски и открытия: сб. науч. ст. - Кемерово: Кемеров. гос. ин-т культуры, 2018. - С. 92-97.

7. Пономарев В. Д. «Экономика творчества» как инновационная стратегия развития туризма в регионе: проектный подход (на примере Кемеровской области) // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - № 2 (33). -С. 207-209.

8. Пономарев В. Д., Шунков А. В. Социально-культурная деятельность: государственная культурная политика и качество профессионального образования // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2016. - № 37. -С. 175-184.

9. Послание Президента Владимира Владимировича Путина Федеральному Собранию в Центральном выставочном зале «Манеж» 1 марта 2018 года [Электронный ресурс]. - URL: http://kremlin.ru/events/president/ news/56957.

10. Сообщение директора Департамента науки и образования Минкультуры России Александры Олеговны Ара-келовой [Электронный ресурс]. - URL: https://www.mkrf.ru/press/news/detskie_shkoly_iskusstv_trekh_regionov_ budut_peredany_s_munitsipalnogo_na_regionalnyy_uroven_/.

11. Флиер А. Я. Культура как фактор национальной безопасности // Общественные науки и современность. -1998. - № 3. - C. 181-187.

References

1. Vystuplenie Viktora Antonovicha Sadovnichego na Plenarnom zasedanii s"ezda Rossiyskogo soyuza rektorov [Speech by Viktor Antonovich Sadovnichy at the Plenary meeting of the congress of the Russian Union of Rectors]. (In Russ.). Available at: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/57367.

2. Vystuplenie Tatyany Vladimirovny Chernigovskoy na Diskussii v Ermitazhnom teatre. Tema vystupleniya "Dlya chego nuzhno iskusstvo?" [Tatyana Vladimirovna Chernigovskaya's speech at the Hermitage Theater. The theme of the speech is "What is art for?"]. (In Russ.). Available at: https://www.youtube.com/watsh?v=Ge4DZ1DDxA8.

3. Lotman Yu.M. Ob iskusstve. O prirode iskusstva [On art. On the nature of art]. St. Petersburg, Iskusstvo-SPB Publ., 1998. 704 p. (In Russ.).

4. Lotman Yu.M. Ob iskusstve. Tekst v tekste [On art. Text in the text]. St. Petersburg, Iskusstvo-SPB Publ., 1998. 704 p. (In Russ.).

5. Osnovy gosudarstvennoy kul'turnoy politiki [Basics of state cultural policy]. Moscow, Ministry of Culture of the Russian Federation Publ., 2015. 72 p. (In Russ.).

6. Pobozhakova A.A., Rodionova D.D. Prezentatsiya khudozhestvennogo naslediya slepym i slabovidyashchim posred-stvom sovremennykh 3D-tekhnologiy [Presentation of the artistic heritage to the blind and visually impaired through modern 3D technologies]. Kul'tura i iskusstvo: poiski i otkrytiya: sb. nauch. st. [Culture and art: searches and discoveries. Collection of scientific articles]. Kemerovo, Kemerovo State University of Culture Publ., 2018, pp. 92-97. (In Russ.).

7. Ponomarev V.D. "Ekonomika tvorchestva" kak innovatsionnaya strategiya razvitiya turizma v regione: proektnyy podkhod (na primere Kemerovskoy oblasti) ["Economy of creativity" as an innovation strategy for the develop-

ment of tourism in the region: a project approach (on the example of the Kemerovo region)]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [World of science, culture, education], 2012, no. 2 (33), pp. 207-209. (In Russ.).

8. Ponomarev V.D., Shunkov A.V. Sotsial'no-kul'turnaya deyatel'nost': gosudarstvennaya kul'turnaya politika i kachestvo professional'nogo obrazovaniya [Socio-cultural activities: state cultural policy and the quality of vocational education]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts], 2016, no. 37, pp. 175-184. (In Russ.).

9. Poslanie Prezidenta Vladimira Vladimirovicha Putina Federal'nomu Sobraniyu v Tsentral'nom vystavochnom zale "Manezh" 1 marta 2018 goda [Message of President Vladimir Vladimirovich Putin to the Federal Assembly in the Central Exhibition Hall "Manege" on March 1, 2018]. (In Russ.). Available at: http://kremlin.ru/events/president/ news/56957.

10. Soobshchenie direktora Departamenta nauki i obrazovaniya Minkul'tury Rossii Aleksandry Olegovny Arake-lovoy [Report of the Director of the Department of Science and Education of the Ministry of Culture of Russia Alexandra Olegovna Arakelova]. (In Russ.). Available at: https://www.mkrf.ru/press/news/detskie_ shkoly_iskusstv_trekh_regionov_budut_peredany_s_munitsipalnogo_na_regionalnyy_uroven_/.

11. Flier A.Ya. Kul'tura kak faktor natsional'noy bezopasnosti [Culture as a factor of national security]. Obshchestvennye nauki i sovremennost' [Social Sciences and the present], 1998, no. 3, pp. 181-187. (In Russ.).

УДК 37

БИБЛИОТЕКА КАК ЦЕНТР СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АНИМАЦИИ И ОБЩЕСТВЕННОЙ САМООРГАНИЗАЦИИ

Ярошенко Николай Николаевич, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой социально-культурной деятельности, Московский государственный институт культуры (г. Москва, РФ). E-mail: [email protected]

С позиции современной теории социально-культурной деятельности современная публичная библиотека рассматривается как центр социально-культурной анимации и общественной самоорганизации. Технология социально-культурной анимации способствует поддержке и развитию чтения, а также социальной интеграции населения в регионе. Показаны различия в трактовках понятия «социально-культурная анимация»: российские исследователи ограничивают социально-культурную анимацию набором организованных культурных практик, в центре которых организация досуговых занятий и отдыха; в зарубежной литературе дается широкая трактовка анимации как способа реализации инициативного общественного действия, гражданской активности групп и личностей, включая процессы создания, сохранения и развития институтов гражданского общества. Анализируется современное содержание социально-культурной анимации в контексте концепции «Цивилизации досуга» Ж. Р. Дюмазедье. Значимым фактором глубинных изменений в образе жизни всех социально-демографических групп стали такие тенденции, как автономизация досуга и повышение его значения в системах ценностей населения, особенно молодежи. Сделан вывод о том, что современные культурные практики библиотек, как, впрочем, и других учреждений культуры, обусловлены, с одной стороны, изменением сущности и содержания досуговых занятий современного человека, а с другой -становлением библиотек как субъектов общественной самоорганизации, центров культуры и досуга. Реализация в библиотеке различных форм социально-культурной анимации (театральная анимация, игровая анимация, анимация коммуникативная и др.) способствует реальному повышению социального статуса чтения, продвижению чтения среди различных социальных групп общества, в первую очередь, в молодежной среде.

Ключевые слова: досуг, социология досуга, организация досуга, социально-культурная деятельность, библиотека, работа с читателями, общественная самоорганизация, социально-культурная анимация, Ж. Р. Дюмазедье, «цивилизация досуга».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.