Научная статья на тему 'Взаимодействие вуза культуры и краеведческого музея в контексте современных подходов к профессиональной коммуникации'

Взаимодействие вуза культуры и краеведческого музея в контексте современных подходов к профессиональной коммуникации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
169
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕОЛОГ / МУЗЕЙ / КРАЕВЕДЕНИЕ / ПРОЕКТ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / МОДЕЛЬ ТРОЙНОЙ СПИРАЛИ / MUSEOLOGIST / MUSEUM / LOCAL HISTORY / PROJECT / MODERNIZATION OF HIGHER EDUCATION / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / PRACTICE-ORIENTED LEARNING / TRIPLE HELIX MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Феофанова Ольга Александровна, Родионова Дарья Дмитриевна

Современные направления развития высшего музееведческого образования и государственная политика в этой области требуют от вузовского сообщества регулярного совершенствования подходов к подготовке не только грамотного, всесторонне эрудированного интеллектуала, но и востребованного работодателем практика. В настоящее время широко обсуждаются вопросы профессиональной компетентности музейного специалиста, а вместе с тем и характер образовательных программ подготовки кадров. Сегодня на всех уровнях обсуждаются требования к музейному профессионалу, разрабатываются профессиональные стандарты, ведется работа по их внедрению как в образовательную, так и профессиональную деятельность музеолога. Авторами статьи рассматриваются конкретные примеры разработки проектов в рамках обучения по различным направлениям подготовки на базе Кемеровского государственного института культуры для Кемеровского областного краеведческого музея. Обосновывается, что в условиях модернизации высшего образования эффективным становится подготовка музейных специалистов с учетом современной модели «тройной спирали». Являясь одним из ведущих музеев Кузбасса, Кемеровский областной краеведческий музей дает возможность создания и реализации проектов обучающихся, направленных на сохранение и актуализацию историко-культурного и природного наследия, что особо способствует профессиональному самоопределению и профессиональной самоадаптации, что в совокупности позволяет получить востребованного на рынке труда музеолога-профессионала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interaction of the University of Culture and Local History Museum in the Context of Modern Approaches to the Professional Communication

Modern directions of development of higher museological education and state policy in this area require that the university community regularly improve approaches to preparing not only a competent, fully erudite intellectual, but also an employer-required practice. Currently, the issues of professional competence and, at the same time, the nature of educational programs for personnel training the museum specialist are widely discussed. Today, at all levels, the requirements for the museum professional are being discussed, professional standards are being developed, work is underway to introduce them in the educational and professional activities of the museologist. The authors of the article consider specific examples of project development in the framework in various areas of training on the basis of Kemerovo State Institute of Culture for the Kemerovo Regional Museum of Local Lore. It is substantiated that, in the context of the modernization of higher education, training of museum specialists becomes effective, taking into account the modern “triple helix” model. As one of the leading museums in Kuzbass, the Kemerovo Regional Museum of Local Lore is for the creation and implementation of students’ projects aimed at preserving and updating the historical, cultural and natural heritage, which is particularly conducive to professional self-determination and professional selfadaptation, which together allow to get a professional museologist in demand in the labor market.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие вуза культуры и краеведческого музея в контексте современных подходов к профессиональной коммуникации»

3. Мартынов А. И. Современные вопросы музеефикации археологических памятников // Наука, образование, музеи: формы освоения наследия. - Барнаул; Новосибирск, 2016. - С. 131-135.

4. Мартынов А. И., Абросимова Ю. А. Проблемы музеефикации материального историко-культурного наследия сельских территорий Сибири // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2017. - № 40. - С. 62-66.

5. Мартынов А. И., Каплунов В. А. Музеи и музеефикация материального историко-культурного наследия сельских территорий Сибири // Культура в евразийском пространстве: традиции и новации. - 2017. - № 1. -С. 74-78.

References

1. Kulemzin A.M. Raznonapravlennye tendentsii v sokhranenii i ispol'zovanii istoriko-kul'turnogo naslediya [Multidirectional trends in the preservation and use of historical and cultural heritage]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstven-nogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin Herald of the Kemerovo State University of Culture and Arts], 2018, no. 42, pp. 152-160. (In Russ.).

2. Martynov A.I. O kontseptsii sovremennogo otnosheniya k prirodno-arkheologicheskim landshaftam Yuzhnoy Sibiri [On the Concept of the Modern Attitude to the Natural-Archeological Landscapes of Southern Siberia]. Monitoring arkheologicheskogo naslediya i zemel'nyy kadastr [Monitoring of the Archaeological Heritage and Land Registry]. Moscow, 2002, pp. 190-192. (In Russ.).

3. Martynov A.I. Sovremennye voprosy muzeefikatsii arkheologicheskikh pamyatnikov [Modern issues of museumifi-cation of archaeological monuments]. Nauka, obrazovanie, muzei: formy osvoeniya naslediya [Science, education, museums: forms of heritage development]. Barnaul; Novosibirsk, 2016, pp. 131-135. (In Russ.).

4. Martynov A.I., Abrosimova Yu.A. Problemy muzeefikatsii material'nogo istoriko-kul'turnogo naslediya sel'skikh territoriy Sibiri [Problems of the Museumification of the Material Historical and Cultural Heritage of the Rural Territories of Siberia]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts], 2017, no. 40, pp. 62-66. (In Russ.).

5. Martynov A.I., Kaplunov V.A. Muzei i muzeefikatsiya material'nogo istoriko-kul'turnogo naslediya sel'skikh territoriy Sibiri [Museums and museumification of the material historical and cultural heritage of rural areas of Siberia]. Kul'tura v evraziyskom prostranstve: traditsii i novatsii [Culture in the Eurasian space: traditions and innovations], 2017, no. 1, pp. 74-78. (In Russ.).

УДК 069.68

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВУЗА КУЛЬТУРЫ И КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Феофанова Ольга Александровна, директор Кемеровского областного краеведческого музея (г. Кемерово, РФ). E-mail: feofanova42@yandex.ru

Родионова Дарья Дмитриевна, кандидат философских наук, доцент, заведующая кафедрой музейного дела Кемеровского государственного института культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: kafedramd@ yandex.ru

Современные направления развития высшего музееведческого образования и государственная политика в этой области требуют от вузовского сообщества регулярного совершенствования подходов к подготовке не только грамотного, всесторонне эрудированного интеллектуала, но и востребованного работодателем практика. В настоящее время широко обсуждаются вопросы профессиональной компетентности музейного специалиста, а вместе с тем и характер образовательных программ подготовки кадров. Сегодня на всех уровнях обсуждаются требования к музейному профессионалу, разрабатываются профессиональные стандарты, ведется работа по их внедрению как в образовательную, так и профессиональную деятельность музеолога. Авторами статьи рассматриваются конкретные примеры разработки проектов в рамках обучения по различным направлениям подготовки на базе Кемеров-

ского государственного института культуры для Кемеровского областного краеведческого музея. Обосновывается, что в условиях модернизации высшего образования эффективным становится подготовка музейных специалистов с учетом современной модели «тройной спирали». Являясь одним из ведущих музеев Кузбасса, Кемеровский областной краеведческий музей дает возможность создания и реализации проектов обучающихся, направленных на сохранение и актуализацию историко-культурного и природного наследия, что особо способствует профессиональному самоопределению и профессиональной самоадаптации, что в совокупности позволяет получить востребованного на рынке труда музеолога-профессионала.

Ключевые слова: музеолог, музей, краеведение, проект, модернизация высшего образования, высшее профессиональное образование, практико-ориентированное обучение, модель тройной спирали.

INTERACTION OF THE UNIVERSITY OF CULTURE AND LOCAL HISTORY MUSEUM IN THE CONTEXT OF MODERN APPROACHES TO THE PROFESSIONAL COMMUNICATION

Feofanova Olga Aleksandrovna, Director of the Kemerovo Regional Museum of Local Lore (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: feofanova42@yandex.ru

Rodionova Darya Dmitrievna, PhD of Philosophy, Associate Professor, Department Chair of Museum Sciences, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: kafedramd@ yandex.ru

Modern directions of development of higher museological education and state policy in this area require that the university community regularly improve approaches to preparing not only a competent, fully erudite intellectual, but also an employer-required practice. Currently, the issues of professional competence and, at the same time, the nature of educational programs for personnel training the museum specialist are widely discussed. Today, at all levels, the requirements for the museum professional are being discussed, professional standards are being developed, work is underway to introduce them in the educational and professional activities of the museologist. The authors of the article consider specific examples of project development in the framework in various areas of training on the basis of Kemerovo State Institute of Culture for the Kemerovo Regional Museum of Local Lore. It is substantiated that, in the context of the modernization of higher education, training of museum specialists becomes effective, taking into account the modern "triple helix" model. As one of the leading museums in Kuzbass, the Kemerovo Regional Museum of Local Lore is for the creation and implementation of students' projects aimed at preserving and updating the historical, cultural and natural heritage, which is particularly conducive to professional self-determination and professional self-adaptation, which together allow to get a professional museologist in demand in the labor market.

Keywords: museologist, museum, local history, project, modernization of higher education, higher professional education, practice-oriented learning, triple helix model.

На современном этапе развития общества постоянно расширяется спектр объектов наследия, а музей занимает одну из ведущих позиций в сохранении культурной памяти. В этой связи особо актуальным становиться вопрос подготовки кадров для современного музея.

В условиях модернизации высшего образования ключевой целью является подготовка выпускников, способных предлагать и реализовывать новые виды деятельности, создавать современные и

опережающие время продукты и услуги, решать задачи, которые ранее не имели решения, гибко адаптироваться к условиям изменяющейся конъюнктуры [11]. Это особо актуально и для музейной деятельности в целом.

Одной из основных современных тенденций высшего образования является подготовка востребованных специалистов в рамках модели «тройной спирали». Говоря о «модели тройной спирали» отметим, что современные ученые

с методологической точки зрения рассматривают «тройную спираль» трансдисциплинарности в обществе знания, которая работает по следующему принципу: каждые две из трех спиралей образуют по отношению к третьей пограничные условия интервальной ситуации - они задают ограничения, рамки деятельности, а третья (переменная) - средовое образование «между» ними, превращаясь частично в главный объект, где будут развертываться события. Причем эти рамочные функции могут исполнять попарно каждая из выделенных переменных. То же самое относится и к роли среды взаимодействия. Проще говоря, все эти три спирали могут оказаться на любой из позиций [1].

Основываясь на модели, разработанной Г. Ицковицем [2], акцентируем внимание на том, что на начальном этапе генерации знаний взаимодействуют власть и образовательная организация. На этом этапе идет разработка образовательных и профессиональных стандартов, а также основных образовательных программ по направлению подготовки. Затем образовательная организация высшего образования сотрудничает с учреждениями культуры, а затем на рынок выводится результат сотрудничества организаций. Таким образом, основываясь на нормативных документах, образовательные организации осуществляют подготовку музеологов. Качественная подготовка музеологов в рамках практико-ориентированного обучения возможна лишь при тесном сотрудничестве образовательной организации и музея. Продукты их совместной деятельности разрабатываются в ходе проектной деятельности [3; 4].

В этой связи необходимо отметить, что высокую значимость в условиях активной модернизации высшего профессионального образования в области культуры и искусства на современном этапе развития общества приобретает актуализация потенциала и востребованность краеведческой работы [6; 11]. На наш взгляд, продуктивное раскрытие культурного ресурса краеведческих музеев содействует развитию личности на всех уровнях образования. Изменить отношение к краеведческому музею как некоему скучному, утомительному и неизбежно повторяющемуся в каждом городе учреждению и сформировать его своеобразие и индивидуальность в новом историческом и социокультурном контексте - приоритетные за-

дачи развития культуры региона. Краеведческие музеи включают индивида в культурное пространство, формируют познавательную активность и интерес к изучению родного края, воспитывают уважительное и бережное отношение к своему историко-культурному наследию, духовно обогащают, совершенствуя знания о малой родине [5; 12].

В этой связи подготовка будущих специалистов для музея (музеологов, культурологов, искусствоведов, менеджеров социально-культурой деятельности и др.) на базе института культуры невозможна без такого вида музея, как краеведческий.

Кемеровский государственный краеведческий музей является визитной карточкой Кемеровской области. Ежегодно музей посещает более 140 тыс. человек, более 22 тыс. приходят на выставки вне музея, сотрудники музея проводят более 3000 экскурсий, более 60 массовых мероприятий, более 140 выставок. Именно здесь аккумулируется информация о природе и истории нашего края. К настоящему моменту в структуре музея функционируют: отдел природы, отдел истории, отдел военной истории, которые являются мощной базой для практико-ориентированного обучения будущих музейных специалистов.

На сегодняшний день в рамках сотрудничества с КемГИК на базе вышеперечисленных отделов Кемеровского областного краеведческого музея ежегодно проходят практику по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской и профессиональной деятельности, а также преддипломную практику студенты направления подготовки «Музеоло-гия и охрана объектов культурного и природного наследия», «Культурология», «Теория и история искусств».

В рамках программ подготовки музейных специалистов по данным направлениям одним из объектов будущей профессиональной деятельности является культурное и природное наследие, его сохранение, актуализация и популяризация, особое внимание уделяется проектному виду деятельности. На него направлено формирование компетенций, связанных с разработкой выставочных и экспозиционных проектов, участием в организации отдельных проектов региональных

программ сохранения и освоение культурного и природного наследия, в том числе и в туристической сфере. Анализируя компетенции стандартов бакалавриата и магистратуры, можем с уверенностью сказать, что они ориентированы именно на организацию работы музея нового типа в современных условиях. Например: применять современные информационные технологии при разработке новых культурных продуктов; использовать нормативные документы, определяющие параметры и стоимость проведения работ в разных сферах социокультурной деятельности и др. [7; 8; 9]. С учетом того, что развитие рынка труда в современном обществе выдвигает определенные требования к уровню квалификации специалистов с высшим образованием в различных сферах деятельности, в том числе и музейной, на наш взгляд, необходимы инновационные подходы и к процессам подготовки специалистов в области музееведения, чья деятельность направлена на сохранение, актуализацию и развитие традиционной региональной культуры и внутреннего туризма. Сегодня как никогда в музее востребован не линейный (технический) работник, не профессионал узкой специализации, а «универсальный солдат» - коммуникабельный сотрудник, умеющий ориентироваться в ситуации, обладающий знаниями по всем направлениям музейной деятельности в соответствии с областью и объектами профессиональной деятельности. Подготовить такого востребованного специалиста возможно лишь при условии консолидации усилий всех участников «тройной спирали» и согласовании требований к выпускнику. Подготовка музейного специалиста в рамках проектной деятельности - одно их форвардных направлений высшего образования в сфере культуры и искусства. Однако особо отметим, что проекты должны сочетать в себе теорию и практику и находить конкретную реализацию. И в этой связи один из ведущих музеев Кузбасса - Кемеровский областной краеведческий музей - является эффективной площадкой для подготовки специалистов по нескольким направлениям подготовки в области культуры и искусства.

Так, например, предстоит работа по систематизации материалов к каталогу художественной коллекции А. Кирчанова студентами-искусствоведами. Данная коллекция представляет для му-

зея не только художественную ценность, но и ценность мемориальную, так как в здании, где сегодня расположен краеведческий музей, раньше располагалась мастерская художника.

Сегодня высокую актуальность приобретают проекты, связанные с продвижением наследия в информационной среде, так выпускниками-музеологами, сотрудниками музея, разработан проект по продвижению маршрутов религиозной направленности. Создание подобного ресурса, на наш взгляд, даст возможность решить несколько задач, таких как: презентация и продвижение объектов религиозной направленности в информационной среде, формирование интереса у потенциальных пользователей, говорит о востребованности краеведческого ресурса в развитии данного направления туризма, происходит формирование идеологической базы, то есть единое видение проекта у всех участников. Данный ресурс планируется разместить на официальном сайте музея.

Важными ежегодными совместными проектами, проводимыми на базе Кемеровского областного краеведческого музея, являются «Ночь искусств» и «Ночь музеев». Участие студентов в данных всероссийских акциях, направленных на привлечение посетителей в музей, стало неотъемлемой частью практико-ориентированного обучения. Под руководством преподавателей профильной кафедры и сотрудников музея разрабатываются мероприятия, направленные на актуализацию традиционного наследия коренных малочисленных народов, изучение истории Кузбасса и т. д.

Традиционно особый интерес вызывают акции, направленные на популяризацию природного наследия. Это, прежде всего, связано с палеонтологическим наследием. Особо отметим, что именно Кемеровский областной краеведческий музей несколько лет назад выступил с инициативой организации палеонтологических раскопок в с. Шестаково. Так было положено начало широкомасштабному проекту по пропаганде уникальной страницы истории нашего края - эпохи господства динозавров. Музеем была разработана программа научных исследований «Палеонтологическое изучение ископаемых остатков из палеозойских и мезозойских отложений территории Кемеровской

области». В рамках этой программы музеем получена лицензия на право пользования недрами с целью сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов. В рамках данной программа была разработана экспозиция «Кузбасс - уникальный памятник природы», которая ежегодно пополняется новыми экспонатами [10]. На базе данной экспозиции проводятся мероприятия, направленные на актуализацию природного наследия.

Таким образом, в рамках модели «тройной спирали» на уровне взаимодействия образова-

тельной организации, выпускника и работодателя мы видим, что за счет сотрудничества решается кадровая потребность конкретного учреждения, в свою очередь у обучающегося происходит профессиональное самоопределение, профессиональная адаптация и возможность профессионального роста, а образовательная организация имеет возможность эффективно реагировать на изменение запросов рынка труда и создавать индивидуальную траекторию обучения на основе компетентностного подхода в условиях многоуровневой системы обучения.

Литература

1. Гумаргалиев И. Е. Модель «тройной спирали» как стимул повышения инновационной активности вузов // Вестн. Казан. технол. ун-та. - 2014. - № 3. - С. 383-392.

2. Ицковиц Г. Модель тройной спирали // Инновации. - 2011. - № 4. - С. 5-10.

3. Кагакина Е.А. Обновление содержания образования в вузе в условиях компетентностного подхода // Мир науки, культуры, образования. - 2011. - № 4-1 (29). - С. 101-105.

4. Кагакина Е. А., Родионова Д. Д. Применение технологий практико-ориентированного обучения при подготовке специалистов направления «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» // Науч. диалог. - 2016. - № 3 (51). - С. 329-340.

5. Мастеница Е. Н. Культурное пространство города: пути постижения и интерпретации // Тр. С.-Петерб. гос. ин-та культуры. - 2015. - Т. 212. - С. 223-237.

6. Мастеница Е. Н. Музей в условиях глобализации // Вестн. С.-Петерб. гос. ун-та культуры и искусств. - 2015. -№ 4(25). - С. 118-122.

7. Нежинская Т. А. Обоснование специальных профессиональных компетенций студентов-бакалавров и роль вузовской практики в их формировании // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2018. - № 42. -С. 96-103.

8. Родионова Д. Д., Мастеница Е. Н. Проблема проектирования содержания программы профессиональной подготовки специалистов-музеологов в магистратуре: опыт, условия, принципы // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2018. - № 43. - С. 241-250.

9. Сапанжа О. С. Музейное образование и музейная педагогика в российской академической традиции и практике музейного дела: границы использования понятий и их содержание // Общество: социология, психология, педагогика. - 2017. - № 1. - С. 75-78.

10. Феофанова О. А., Демиденко Н. В., Кузьмина Е. А. Организация палеонтологических научных исследований Шестаковского комплекса Кемеровским областным краеведческим музеем // Вестн. Кемеров. гос. ун-та. -2015. - № 2(62). - С. 24-29.

11. Чурекова Т. М., Кагакина Е. А Основные направления модернизации российского университетского образования // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2014. - № 29-2. - С. 171-177.

12. Шестак О. В. Источники для изучения имиджа музея: к формированию междисциплинарного подхода // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2018. - № 44. - С. 85-91.

References

1. Gumargaliev I.E. Model' "troynoy spirali" kak stimul povysheniya innovatsionnoy aktivnosti vuzov [The "triple helix" model as an incentive to increase the innovative activity of universities]. VestnikKazanskogo tekhnologicheskogo universiteta [Bulletin of Kazan Technological University], 2014, no. 3, рр. 383-392. (In Russ.).

2. Itskovic G. Model' troynoy spirali [Triple Helix Model]. Innovatsii [Innovation], 2011, no. 4, рр. 5-10 (In Russ.).

3. Kagakina E.A. Obnovlenie soderzhaniya obrazovaniya v vuze v usloviyakh kompetentnostnogo podkhoda [Updating the content of education at the university in a competence-based approach]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [The world of science, culture, education], 2011, no. 4-1 (29). рр. 101-105. (In Russ.).

4. Kagakina E.A., Rodionova D.D. Primenenie tekhnologiy praktiko-orientirovannogo obucheniya pri podgotovke spetsialistov napravleniya "Muzeologiya i okhrana ob"ektov kul'turnogo i prirodnogo naslediya" [Application of practice-oriented learning technologies in the training of specialists in the field of "Museology and protection of objects of cultural and natural heritage"]. Nauchnyy dialog [Scientific dialogue], 2016, no. 3 (51), рр. 329-340. (In Russ.).

5. Mastenitsa E.N. Kul'turnoe prostranstvo goroda: puti postizheniya i interpretatsii [Cultural space of the city: ways of comprehension and interpretation]. Trudy Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury [Proceedings of the St. Petersburg State Institute of Culture], 2015, vol. 212, рр. 223-237. (In Russ.).

6. Mastenitsa E.N. Muzey v usloviyakh globalizatsii [Museum in the context of globalization]. Vestnik Sankt-Peter-burgskogo gosudarstvennogo universiteta kul 'tury i iskusstv [Bulletin of St. Petersburg State University of Culture and Arts.], 2015, no. 4 (25), рр. 118-122. (In Russ.).

7. Nezhinskaya T.A. Obosnovanie spetsial'nykh professional'nykh kompetentsiy studentov-bakalavrov i rol' vuzovs-koy praktiki v ikh formirovanii [Justification of the special professional competencies of bachelor students and the role of university practice in their formation]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University ofCulture and Arts], 2018, no. 42, рр. 96-103. (In Russ.).

8. Rodionova D.D., Mastenitsa E.N. Problema proektirovaniya soderzhaniya programmy professional'noy podgotov-ki spetsialistov-muzeologov v magistrature: opyt, usloviya, printsipy [The problem of designing the content of the professional education program of museologists in graduate school: experience, conditions, principles]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul 'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts], 2018, no. 43, рр. 241-250. (In Russ.).

9. Sapanzha O.S. Muzeynoe obrazovanie i muzeynaya pedagogika v rossiyskoy akademicheskoy traditsii i praktike muzeynogo dela: granitsy ispol'zovaniya ponyatiy i ikh soderzhanie [Museum education and museum pedagogy in the Russian academic tradition and the practice of the museum: the boundaries of the use of activities and their content]. Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika [Society: sociology, psychology, pedagogy], 2017, no. 1, рр. 75-78. (In Russ.).

10. Feofanova O.A., Demidenko N.V., Kuzmina E.A. Organizatsiya paleontologicheskikh nauchnykh issledovaniq Shestakovskogo kompleksa Kemerovskim oblastnym kraevedcheskim muzeem [Organization of paleontological scientific research of the Shestakovsky complex by the Kemerovo Regional Museum of Regional Studies]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Kemerovo State University], 2015, no. 2 (62), рр. 24-29. (In Russ.).

11. Churekova T.M., Kagakina E.A. Osnovnye napravleniya modernizatsii rossiyskogo universitetskogo obrazova-niya [The main directions of modernization of Russian university education]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstven-nogo universiteta ku'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts], 2014, no. 29-2, рр. 171-177. (In Russ.).

12. Shestak O.V. Istochniki dlya izucheniya imidzha muzeya: k formirovaniyu mezhdistsiplinarnogo podkhoda [Sources for studying the image of the museum: to the formation of an interdisciplinary approach]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul 'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts], 2018, no. 44, рр. 85-91. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.