Научная статья на тему 'Некоторые аспекты совершенствования системы художественного образования в России в контексте современных социокультурных реалий'

Некоторые аспекты совершенствования системы художественного образования в России в контексте современных социокультурных реалий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
480
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕТСКИЕ ШКОЛЫ ИСКУССТВ / ТВОРЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / ART EDUCATION / CHILDREN''S ART SCHOOLS / CREATIVE EDUCATION / NON-FORMAL EDUCATION / ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гетманенко Анастасия Олеговна

В статье рассматриваются проблемы и перспективы развития художественного образования в Российской Федерации в контексте разработанного и утвержденного Министерством культуры Российской Федерации 24 января 2018 г. Плана мероприятий («дорожная карта») по перспективному развитию ДШИ на 2018 2022 годы. Представленные материалы отражают реальное положение ДШИ в современной системе Российского образования, характеризуют причины и актуальные проблемы художественного образования, определяют возможные последствия и результаты выполнения вышеуказанного Плана. Исследование данной проблемы проведено автором на основе практической управленческой деятельности в сфере художественного образования в городе Москве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты совершенствования системы художественного образования в России в контексте современных социокультурных реалий»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ РЕАЛИЙ Гетманенко А.О. Email: Getmanenko658@scientifictext.ru

Гетманенко Анастасия Олеговна - кандидат психологических наук, магистр, Институт государственной службы и управления Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Научно-образовательный центр «Гражданское общество и социальные коммуникации»,

г. Москва

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы и перспективы развития художественного образования в Российской Федерации в контексте разработанного и утвержденного Министерством культуры Российской Федерации 24 января 2018 г. Плана мероприятий («дорожная карта») по перспективному развитию ДШИ на 2018 - 2022 годы. Представленные материалы отражают реальное положение ДШИ в современной системе Российского образования, характеризуют причины и актуальные проблемы художественного образования, определяют возможные последствия и результаты выполнения вышеуказанного Плана. Исследование данной проблемы проведено автором на основе практической управленческой деятельности в сфере художественного образования в городе Москве.

Ключевые слова: художественное образование, детские школы искусств, творческое образование, неформальное образование, дополнительное образование детей.

SOME ASPECTS OF IMPROVING THE SYSTEM OF ART EDUCATION IN RUSSIA IN THE CONTEXT OF MODERN SOCIO-CULTURAL REALITIES Getmanenko A.O.

Getmanenko Anastasiia Olegovna - Candidate of psychological Sciences, Master,

INSTITUTE OF PUBLIC SERVICE AND MANAGEMENT RUSSIAN PRESIDENTIAL ACADEMY OF NATIONAL ECONOMY AND PUBLIC

ADMINISTRATION,

RESEARCH AND EDUCATION CENTER "CIVIL SOCIETY AND SOCIAL COMMUNICATIONS",

MOSCOW

Abstract: the article deals with the problems and prospects of development of art education in the Russian Federation in the context of the developed and approved by the Ministry of culture of the Russian Federation on January 24, 2018 action Plan ("road map") for the long-term development of DSHI for 2018-2022. The presented materials reflect the real situation of DSHI in the modern system of Russian education, characterize the causes and actual problems of art education, determine the possible consequences and results of the implementation of the above Plan. The research of this problem is carried out by the author on the basis ofpractical management activity in the sphere of art education in Moscow. Keywords: art education, children's art schools, creative education, non-formal education, additional education of children.

УДК 37.072

DOI: 10.20861/2312-8089-2019-58-005

Приоритеты развития художественного образования в современной России

Сложившаяся в России и имеющая многовековую историю система художественного образования поистине уникальна и не имеет аналогов в мире. Развиваясь изначально в сфере церковной жизни (искусство иконописи и церковного хорового пения), вбирая в себя лучшие образцы народного творчества (музыкальный фольклор, инструментальное исполнительство на народных инструментах, народная хореография), став неотъемлемой частью светского образования, признаком высокой духовной культуры и разносторонней развитости личности, оно развивается и в наши дни. «Оплотом» художественного образования в нашей стране традиционно считаются детские школы искусств, относящиеся сейчас, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 26.12.2012 (далее - Закон об образовании), к учреждениям дополнительного образования детей.

Согласно Закону об образовании, дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования, включающий в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование. Основой осуществления образовательной деятельности являются дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы и дополнительные предпрофессиональные программы. И если дополнительные предпрофессиональные программы направлены на выявление, поддержку и создание условий для обучения и дальнейшей профессиональной ориентации одаренных детей, то дополнительные общеразвивающие должны основываться на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей и молодежи, обеспечивать развитие творческих способностей подрастающего поколения, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности [3]. Реализация программ данных видов позволяет, с одной стороны, произвести отбор тех детей, которые изначально ориентированы на дальнейшую профессиональную деятельность в сфере искусств, а с другой - расширить охват аудитории за счет общеразвивающих программ, способствуя тем самым росту общекультурного уровня российского общества.

Именно такая позиция находит свое отражение в Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации N 1726-р от 04.09.2014 г.: «Ключевая социокультурная роль дополнительного образования состоит в том, что мотивация внутренней активности саморазвития детской и подростковой субкультуры становится задачей всего общества, а не отдельных организационно-управленческих институтов: детского сада, школы, техникума или вуза. Именно в XXI веке приоритетом образования должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа» [2]. В настоящее время завершен I этап реализации Концепции, и Россия вступает во II этап - 2018-2020 гг. Показателем достижения поставленных в Концепции целей и задач является обеспечение занятости 75% детей в возрасте от 5 до 18 лет в учреждениях дополнительного образования.

Приоритеты дальнейшего развития на II этапе реализации Концепции для отдельного вида учреждений дополнительного образования - детских школ искусств - закреплены в «Плане мероприятий («дорожная карта») по перспективному развитию ДШИ на 2018-2022 годы». Здесь подчеркивается аутентичность сложившейся в России системы художественного образования и необходимость сохранения заложенных в ней традиций. Детская школа искусств при этом

рассматривается, с оной стороны, как центр художественного образования и просветительства, с другой - как первая ступень образования в области искусств в системе «школа-училище-ВУЗ». Подчеркнутая в данном Плане социокультурная ценность детских школ искусств, их значимость для развития дополнительного образования детей и для возможности обеспечения выхода учреждений на качественно новый уровень вызывает ряд вопросов при ее сопоставлении с реалиями деятельности детских школ искусств в настоящее время.

Актуальные проблемы реализации «Плана мероприятий по перспективному развитию ДШИ на 2018-2022 год»

По данным доклада НИУ ВШЭ «О состоянии системы дополнительного образования детей» [1], по состоянию на 2015 год, в организациях дополнительного образования детей обучалось 10861391 ребенок, что составляло порядка 42%, положительная динамика отмечается и в настоящее время. Программы художественной направленности, которые и реализуются в детских школах искусств, составляют порядка 37% от общего числа реализуемых в рамках дополнительного образования детей программ. Однако, намечаются некоторые негативные тенденции: сокращается доля старшеклассников, охваченных дополнительным образованием, в силу их занятости в общеобразовательных организациях и подготовкой к мероприятиям государственной итоговой аттестации.

В этой связи отметим, что перспективные планы развития детских школ искусств во многом оторваны от реалий. В ходе анализа практической детальности детских школ искусств нами были выявлены следующие проблемы:

1) В ряде детских школ искусств большую часть объема государственных (муниципальных) услуг в соответствии с государственным (муниципальным) заданием составляет реализация дополнительных общеразвивающих программ.

Так, к примеру, из 834 учащихся учреждения, практическая деятельность которого анализируется нами, 734 - обучающиеся за счет бюджетных средств в рамках государственного задания по дополнительным общеразвивающим программам, и только 100 - по дополнительным предпрофессиональным программам, то есть, 88% и 12% соответственно. Согласно Плану, реализация в детских школах искусств предпрофессиональных программ в области искусств, а не общеразвивающих, позволит вернуть историческую миссию ДШИ как первого звена трехуровневой подготовки творческих кадров [4]. Однако в контексте распространенной практики деятельности детских школ искусств сокращение и выведение в сектор внебюджетной реализации дополнительных общеразвивающих программ приведет к сокращению охватываемого ДШИ контингента учащихся целевого возраста (от 5 до 18 лет), что, как следствие, приведет к снижению доступности дополнительного образования для детей, не имеющих выдающихся способностей, а также для семей, чей уровень дохода не позволит осваивать программы на платной основе.

2) Список направлений, по которым подразумевается реализация дополнительных предпрофессиональных программ, ограничен.

Министерством культуры Российской Федерации Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы и сроку обучения по этой программе утверждены лишь по 12 направлениям: живопись, дизайн, фортепиано, народные инструменты, хоровое пение, струнные инструменты, инструменты эстрадного оркестра, духовые и ударные инструменты, музыкальный фольклор, декоративно-прикладное творчество, искусство театра, хореографическое творчество. Таким образом, такие направления как сольное народное пение, сольное эстрадно-джазовое пение, эстрадный ансамбль, современная хореография могут реализовываться только в рамках дополнительных общеразвивающих программ. При этом данные направления являются одними из

самых востребованных среди иных, реализуемых творческими средними профессиональными и высшими образовательными учреждениями.

3) Федеральные государственные требования к минимуму содержания дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств и разрабатываемые на их основе учебные планы подразумевают постепенное увеличение максимальной учебной нагрузки на каждом последующем году обучения.

Несмотря на то, что нормы СанПин для учреждений дополнительного образования детей подразумевают, что максимальный объем учебной недельной нагрузки по дополнительным предпрофессиональным программам не может превышать 14 часов, даже установленный в указанным рамках объем нагрузки становится чрезмерным для детей старшего школьного. Это приводит к тому, что дети принимают решение о прекращении освоения программ до окончания полного срока обучения.

4) Длительный срок реализации дополнительных предпрофессиональных программ (составляющий 8 лет для детей от 6,5 до 9 лет и 5 лет для детей от 10 до 12 лет с возможностью увеличения указанного срока на 1 год в случае, если ребенок планирует поступление в учреждениях среднего профессионального и высшего образования в соответствии с профилем программы) на практике сталкивается с проблемой «текучки» контингента в силу описанной выше ситуации с занятостью детей в общеобразовательных организациях.

5) Классно-урочная система организации учебного процесса и необходимость регулярной сдачи зачетов и экзаменов зачастую являются причиной снижения интереса к творческой деятельности и приводят многих детей и родителей к принятию решения о прекращении занятий.

6) В сознании большинства членов российского общества сформирован стереотип о том, что получение высшего образования в творческих вузах предрекает молодежи невозможность дальнейшего трудоустройства на высокооплачиваемую работу, делает его неконкурентоспособным в условиях рынка труда.

Пути преодоления трудностей

В контексте обозначенных проблем, на наш взгляд, оптимальным решением является разработка концепции детской школы искусств нового типа, деятельность которой будет основана на реализации дополнительных общеобразовательных программ, построенных на системе модульного освоения учебных предметов, позволяющей в рамках вариативной части программы изменять предмет по истечении срока осваиваемого модуля.

Перспективным также представляется развитие сетевого взаимодействия детских школ искусств с общеобразовательными школами, в частности, использование материально-технической базы учреждений данного вида для реализации творческих проектов ДШИ и выводимых за рамки ДШИ дополнительных общеразвивающих программ.

В современных социокультурных условиях детская школа искусств должна остаться оплотом реализации дополнительных общеразвивающих программ обоих видов - как общеразвивающих, так и предпрофессиональных - на высоком профессиональном уровне, охватывающим максимально возможной количество детей целевого возраста, независимо от уровня развития у них специальных творческих способностей, а также центром поддержки одаренных детей.

Список литературы /References

1. Доклад о состоянии системы дополнительного образования детей в Российской

Федерации. М.: НИУ ВШЭ, 2016. 55 с.

2. Концепция развития дополнительного образования детей. Утв. распоряжением

Правительства РФ от 04.09.2014 № 1729-р.

3. Письмо Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 г. № 191-01-39/06-ГИ «О направлении рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеобразовательных программ в области искусств».

4. План мероприятий («дорожная карта») по перспективному развитию ДШИ на 2018-2022 гг. Письмо Министерства культуры Российской Федерации № 217-06-02 от 24.01.2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.