Научная статья на тему 'Актуальные проблемы преподавания музыкально-исполнительских дисциплин (из практики работы российских музыкальных школ)'

Актуальные проблемы преподавания музыкально-исполнительских дисциплин (из практики работы российских музыкальных школ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1938
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОВРЕМЕННАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / MODERN MUSICAL PEDAGOGICS / АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / НОВЫЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ В МУЗЫКАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. / NEW ASPECTS OF TEACHING AT MUSICAL INSTITUTIONS OF FURTHER EDUCATION. / TOPICAL ISSUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Педченко Н. Е.

В статье раскрыты актуальные проблемы российского дополнительного музыкального образования. Сформулированы три принципиально важных аспекта для старших классов Детских музыкальных школ и Детских школ искусств, которые должны быть положены в основу учебной образовательной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

tOPICAL ISSUES OF TEACHING MUSICAL-RENDERING DISCIPLINES (from practical experience of russian music schools)

The article deals with topical issues of Russian additional music education. Three fundamentally important aspects for senior pupils of children’s music schools and children’s art schools are stated, which should be the basis for the educational practice.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы преподавания музыкально-исполнительских дисциплин (из практики работы российских музыкальных школ)»

УДК 37 ББК 85.31 Р

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ ДИСЦИПЛИН (из практики работы российских музыкальных школ)

TOPICAL ISSUES OF TEACHING MUSICAL-RENDERING DISCIPLINES (from practical experience of russian music schools)

Н. Е. Педченко

В статье раскрыты актуальные проблемы российского дополнительного музыкального образования. Сформулированы три принципиально важных аспекта для старших классов Детских музыкальных школ и Детских школ искусств, которые должны быть положены в основу учебной образовательной практики.

Ключевые слова: современная музыкальная педагогика, актуальные проблемы, новые аспекты обучения в музыкальных учреждениях дополнительного образования.

N. E. Pedchenko

The article deals with topical issues of Russian additional music education. Three fundamentally important aspects for senior pupils of children's music schools and children's art schools are stated, which should be the basis for the educational practice.

Keywords: modern musical pedagogics, topical issues, new aspects of teaching at musical institutions of further education.

Последние десятилетия (начиная с периода перестройки) во многом изменили общую культурную ситуацию в России. Изменили положение дел в российской педагогике и, в частности, в музыкальной педагогике. Все чаще на страницах прессы стали появляться материалы представителей мира искусства, указывающих на снижение вкусов, «агрессию» со стороны поп-арта, уменьшение интереса к академическому музыкальному искусству. Разумеется, все это не могло не отразиться на деятельности детских музыкальных школ и детских школ искусств. Сложилась во многом новая ситуация, потребовавшая опоры на новые подходы к обучению и воспитанию учащейся молодежи.

В настоящее время общественность бурно дискутирует по различным предлагаемым проектам и концепциям музыкального образования. По словам руководителя проекта по разработке Концепции начального музыкального образования в детских музыкальных школах и детских школах искусств (ДМШ и ДШИ), профессора Марка Берлянчика, «проблемы оптимизации российского художественного образования должны решаться не частично, а системно, во взаимосвязи всех значимых компонентов. А это (применительно к сфере музыкального образования) означает и повышение профессиональной, методической, психолого-педагогической культуры преподавателей на современной научной основе, и значительное совершенствование педагогической подготовки музыкантов в училищах и вузах... Перед музыкальными школами, кроме всего, поставлена ответственная задача воспитания личности учащихся-музыкантов и активной пропаганды музыкального искусства» [1].

В конце XX в. приоритетом для музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств провозглашалась профессиональная музыкальная подготовка кадров для средних специальных учебных заведений. В связи с этим Министерством образования были разработаны 7-8-летние и 5-летние программы обучения. Учебные планы, требования на выпускных экзаменах в ДМШ и на вступительных экзаменах в музыкальных училищах рассматривались как начальное звено профессионального музыкального образования. Необходимость получения такого образования в 1970-1980-е годы давала возможность педагогическому коллективу отбирать детей, подростков на конкурсной основе.

В наши дни престижность академического музыкального образования заметно снижается. Чаще всего родители хотят дать ребенку общее музыкальное образование, приобщить к искусству, воспитать эстетический вкус на лучших образцах русского и зарубежного искусства. В этих условиях индивидуальные, частные потребности ребенка, его семьи являются основным источником заказа на образовательную деятельность музыкальной школы.

В связи с изменением социального заказа произошло принятие нового Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 1 сентября 2013 г. для дополнительного музыкального образования. Российское музыкальное образование разделили на об-щеразвивающее и предпрофессиональное [2].

К освоению дополнительных общеразвивающих программ допускаются любые лица без предъявления специфических требований к их природной музыкаль-

ной одаренности, к уровню развития профессиональных технических умений и навыков. Программы реализуются в целях всестороннего и общеэстетического, просветительского, гармоничного развития личности обучающегося.

Дополнительное предпрофессиональное образование направлено на приобретение детьми с раннего возраста знаний, умений и навыков в области выбранного вида искусства. Программой предусмотрено выявление одаренных детей, работа как на основе проверенных временем методик, так и по новым, современным теоретико-методическим разработкам. В соответствии с ней осуществляется подготовка обучающихся к поступлению в музыкально-образовательные учреждения, реализующие профессиональные программы в области музыкального искусства. Все это требует более организованной, четко ориентированной работы педагогов, увеличение часов занятий (как классных, так и домашних) с учетом индивидуального подхода к возможностям обучающегося. Важную роль играет психологическая подготовка ребенка к публичным выступлениям, к естественному восприятию конкурсных ситуаций.

Перед отечественной музыкальной педагогикой, несмотря на ее богатые многовековые музыкальные традиции, возникли проблемы, которые достаточно трудно решаются как на теоретическом, так и на практическом уровне. Одной из главных проблем является приобщение молодого поколения к классическому искусству, к художественно-творческой деятельности. Современные дети и подростки значительно отличаются от своих сверстников прошлых лет. Отличается и их мотивация, потребности, желания, интересы в педагогическом процессе. Так, для достижения вышеуказанной цели педагог может и должен знакомить подростка не только с классической музыкой, но и с лучшими образцами эстрадно-джазового искусства.

Из результатов нами проведенного анкетирования детей старших классов ДМШ и ДШИ 65% респондентов проявили желание изучать и исполнять эстрадно-джазовую музыку (рис. 1).

Сегодняшнее стремительное развитие всех технических средств обучения, электронных ресурсов создают благоприятную возможность для самостоятельной работы учащихся. Тем более что в результате настоящего исследования выяснилось, что свыше 77% респондентов используют

■ желают исполнять (да]

■ не шелэк>тчспо/1 нчтъ (нет)

■ не дали четкчй ответ

Рис. 1. Результаты анкетирования учеников старших классов о желании изучать и исполнять образцы эстрадно-джазовой музыки

интернет-ресурсы для поиска необходимой музыкальной информации (рис. 2). Поэтому одна из главных задач педагога-музыканта - научить детей, подростков пользоваться ими в целях саморазвития, отличая высокохудожественные образцы от низкопробной эстрадной продукции. Этот процесс должен способствовать формированию высокого вкуса и вырабатыванию разносторонних художественно-творческих интересов и потребностей у учащегося.

Необходимы также изменения в стилистике взаимоотношений педагогов-учеников. Зачастую в музыкальной практике превалирует авторитарный стиль преподавания музыкальных предметов на протяжении всего периода обучения детей. Для этого стиля характерны жесткость, чрезмерная требовательность к учащимся без учета их возможностей, реальных условий. Авторитарный стиль подавляет инициативу и самостоятельность в педагогическом процессе, ученик лишается права находить собственный вариант трактовки разучиваемых произведений. Преподавание осуществляется не методами разъяснения и убеждения, а методами принуждения, которые зачастую приводят к прямо противоположному результату (после окончания ДМШ человек не может самостоятельно реализовывать свои исполнительские возможности и т. д.). Таким образом, учащийся уже в детстве лишается возможности выработки собственных отношений к музыкальным произведениям. Чтобы избежать этого, отношение к авторитарному стилю занятий как доминирующему методу в практике преподавания должно быть пересмотрено. Педагогу необходимо владеть различными стилями работы с учениками. По мере овладения ими музыкальной программой авторитарный стиль должен заменяться гуманистически ориентированным стилем. Нами выявлено 22% учащихся средних и старших классов ДМШ, желающих и готовых иметь право выбора собственного варианта исполнительских действий в ходе работы над произведением (рис. 3). Между тем многим из них через 1-2 года предстоит самостоятельно, без подсказок, разбирать и работать над музыкальным материалом, к чему они практически не подготовлены.

Учащийся должен чувствовать право на свободу и самостоятельность в творческих проявлениях. Нелишне вспомнить, что с последней четверти XIX в. на Западе Мария Монтессори, Рудольф Штайнер и другие начинают развивать педагогику свободного воспитания, именуемую сегодня реформаторской педагогикой. Ее основной принцип: свобода ученика - это тот рычаг, который позволит решить все проблемы образования [3].

Главная идея школы Марии Монтессори в создании педагогической системы, в центре которой находится ребенок, вокруг которого создается специальная среда, в ней он живет и учится самостоятельно. Основа педагогики Монтессори, ее девиз: «помоги мне это сделать самому» [4].

Цель развития, по Штайнеру, в созданной им Валь-дорфской педагогике, в том, чтобы предоставить ребенку возможности для естественного раскрытия его способностей [5].

Педагогическую проблему свободы воспитания в России развивали такие ученые, как С. Т. Шацкий и К. В. Вентцель.

■ пользуются интернет ресурсами (да)

■ не пользуются интернет ресурсами (нет)

Рис. 2. Результаты анкетирования учеников старших классов ДШИ об использовании интернет-ресурсов для поиска необходимой музыкальной информации

В педагогической концепции С. Т. Шацкого в обучении был сделан акцент на усвоении практически значимых для жизни детей знаний. Отношения между педагогами и детьми понимались как отношения между единомышленниками. Большое значение придавалось воспитанию у детей чувства товарищества, солидарности, коллективизма, самоуправления [6].

К. Н. Вентцель особое внимание уделял производительному творческому труду как средству развития воли ребенка. Он понимал, что в условиях начала XX в. концепция свободного воспитания может быть реализована только частично, поэтому он детально разработал план организации особого образовательно-воспитательного учреждения, получившего название «Дом свободного ребенка» [7]. Объединенные общими целями и делом учащиеся, воспитатели и родители создавали общество, основанное на равноправии, уважении и любви. В основе жизни такого учреждения был разнообразный творческий производительный труд, а учеба не регламентировалась, к ней дети обращались, когда у них появлялась необходимость в знаниях или интерес к какому-либо предмету. Такой педагогический процесс строился на поисковых, исследовательских методах, а учитель создавал условия, при которых ребенок самостоятельно добывал знания. Предназначение учителя, по К. Н. Вентцелю, заключалось в ограждении от дурного влияния среды, создания условий для умственной и сознательной, нравственной деятельности детей, подаче личного примера [8].

Современная гуманистически ориентированная педагогика есть продолжение развития реформаторской педагогики, задача которой - найти свой идеальный вариант оптимального соотношения свободы и дисциплины.

Однако в музыкальной педагогике идеи свободного образования своего научного обоснования не нашли. Данный вопрос о стилистике взаимоотношений педагога и ученика по-прежнему остается актуальным в современных условиях. Между тем, по словам Д. И. Бахтизиной: «Музыка представляет собой реализацию сферы свободы. Она дает человеку возможность оставаться самим собой, воплощать свою индивидуальность. Музыка предоставляет человеку свободу выбора, которая состоит в актуализации его личных приоритетов в области духовной жизни. Свобода му-

зыки есть проявление ее творческой природы» [9]. Однако на начальных этапах музыкального обучения для его полноценной реализации ученик должен строго выполнять рекомендации педагога-музыканта.

В старших классах ДШИ и ДМШ, по мере освоения учащимся навыков, умений, приобретения определенных знаний, им должна быть предоставлена определенная свобода выбора в работе над музыкальным материалом. Самостоятельность в работе над музыкальным материалом может заключаться в выборе музыкального репертуара, создания собственного ассоциативного ряда, в отборе выразительных приемов и средств передачи музыкального образа и др. Задача педагога в этом случае не допускать профессиональных ошибок и приобщить подростка к свободе, которая, в определенном смысле, стала бы необходимостью и по завершении музыкальной школы, школы искусств.

Исходя из сказанного в настоящем исследовании, акцент ставится на трех принципиально важных аспектах для старших классов ДМШ и ДШИ, которые, будучи детерминированными условиями места и времени, должны быть положены в основу учебной образовательной деятельности (практики). Среди них:

а) дополнения в репертуаре, в соответствии со вкусами, потребностями, запросами подрастающего поколения;

б) изменения в методах работы преподавателя и учащихся, возникающие как результат быстрого развития ТСО (электронных ресурсов);

в) расширение стилистики взаимоотношений педагогов и учеников, отражающие общие тенденции, характеризующие современную российскую молодежь.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. К модернизации музыкального образования в ДШИ // Играем с начала. 2010. № 9. С. 4-5.

2. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации № 273-Ф3 «Дополнительное образование детей и взрослых» [вступил в силу: 1 сентября 2013 г.]

3. Меньшиков В. М. Свобода образования как системное педагогическое явление // Слово: обра-

3%_..

^^ ^^^ Р желают иметь право

^^^^ выбора

22% ■ не желают иметь прэво

I не дали четкого ответа

75%

Рис. 3. Результаты анкетирования учеников старших классов ДМШ о желании иметь право выбора собственного варианта действий в работе над музыкальным произведением

зовательный портал. 21.06.2011 [Электронный ресурс]. URL: http://www.portal-slovo.ru/pedago gy/44373.php (дата обращения: 17.04.2014).

4. Данилова Л. О методиках раннего развития // Раннее развитие детей: Сайт Лены Даниловой [Электронный ресурс]. URL: http://danilova.ru/publi cation/early8.htm (дата обращения: 17.04.2014).

5. Чинарова Е. Рудольф Штайнер и Вальдорфская педагогика // Smart Kids.ru [Электронный ресурс]. URL: http://smartkids.ru/metodiki-razviti ya/rudolf-shtayner-i-valdorfskaya-pedagogika. html (дата обращения: 17.04.2014).

6. Беляев В. И. Педагогическая концепция С. Т. Шацкого: эволюция идей, принципов и целей: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. М., 1998. 350 с.

7. Вентцель К. Н. Новые пути воспитания и образования детей. М., 1910. 110 с.

8. Вентцель К. Н. Идеальная школа будущего и способы ее осуществления // Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. М., 1974. С.428-439.

9. Бахтизина Д. И. Свобода и музыка // СибАК [Электронный ресурс]. URL: http://sibac.info/ 10819 (дата обращения: 17.04.2014).

REFERENCES

1. About the modernization of musical education at children's school of art [K modernizatsii muzykal-nogo obrazovaniya v DShI]. Igraem s nachala (Playing from the beginning), 2010, no. 9, pp. 4-5.

2. Rossiyskaya Federatsiya. Zakony. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii № 273-FZ «Dopolnitelnoe obrazovanie detey i vzroslykh». (The Russian Federation. Laws. About the education in the Russian

Federation. No. 273-FZ "Additional education of children and adults") [in operation since 1st September 2013].

3. Menshikov V. M. Freedom of the education as a system-defined pedagogical phenomenon [Svoboda obrazovaniya kak sistemnoe pedagogicheskoe yav-lenie]. Slovo: obrazovatelnyy portal (Slovo: educational portal). Available at: http://www.portal-slo-vo.ru/pedagogy/44373.php (accessed 17.04.2014).

4. Danilova L. About the methods of forwardness [O metodikakh rannego razvitiya]. Rannee razvitie detey: Sait Leny Danilovoy (The forwardness of a child: Lena Danilova's website). Available at: http://danilo-va.ru/publication/early8.htm (accessed 17.04.2014).

5. Chinarova E. Rudolf Shtayner i Valdorfskaya pedagogika (Rudolf Steiner and Waldorf pedagogics). Available at: http://smartkids.ru/me-todiki-razvitiya/rudolf-shtayner-i-valdorfskaya-pedagogika.html (accessed 17.04.2014).

6. Belyaev V. I. Pedagogicheskaya kontseptsiya S. T. Shatskogo: evolyutsiya idey, printsipov i tseley (Pedagogical concept of T.S. Shatsky: development of ideas, principles and aims). Moscow, 1998. 350 p.

7. Venttsel K. N. Novye puti vospitaniya i obrazovaniya detey (New ways of upbringing and educating children). Moscow, 1910. 110 p.

8. Venttsel K. N. Perfect school of the future and ways of its organizing [Idealnaya shkola budushchego i sposoby ee osushchestvleniya]. Khrestomatiya po istorii shkoly i pedagogiki v Rossii (Reading-book on history of school and pedagogics in Russia). Moscow, 1974, pp. 428-439.

9. Bakhtizina D. I. Svoboda i muzyka (Freedom and music). SibAK. Available at: http://sibac.info/10819 (accessed 17.04.2014).

УДК 378 ББК 74.489.8

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА

PSYCHOLOGICAL, PEDAGOGICAL AND METHODICAL BASES OF FORMING THE ARTISTIC IMAGE OF DECORATIVE ART WORKS

С. Рахимов, Б. Ю. Усманов

В статье рассматриваются задачи подготовки учителей изобразительного искусства не только в качестве педагогов, но и прежде всего в воспитании художников-профессионалов. Уделяется внимание

S. Rahimov, B. Yu. Usmanov

The article deals with the task of training teachers of fine arts not only as educators, but mainly in the education of professional painters. Development of image thinking at the lectures in decorative and applied arts

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.