Научная статья на тему 'Педагогические методы формирования общекультурных компетенций и толерантности личности в процессе художественного образования (на примере проектной методики)'

Педагогические методы формирования общекультурных компетенций и толерантности личности в процессе художественного образования (на примере проектной методики) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
229
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД / PROJECT METHOD / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROJECT ACTIVITY / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / PEDAGOGICAL METHODS / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / GENERAL CULTURAL COMPETENCE / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / TOLERANCE / CREATIVE ABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фролова Марина Ивановна

В статье раскрывается значение проектной деятельности с точки зрения формирования и воспитания личности с развитым интеллектом и высоким уровнем культуры, социально активной, инициативной, творческой, толерантной, подготовленной к жизнедеятельности в гражданском обществе, способной ориентироваться в условиях изменений политической, экономической, социальной жизни социума в целом. Опираясь на разработки ученых-педагогов, занимавшихся проблемами внедрения педагогических технологий в процесс художественного образования с целью подготовки творческой личности, способной к проектной деятельности, автор предлагает комплекс по внедрению метода проекта. Проект является процессом и результатом деятельности обучающихся. Отсюда следует, что хорошо и четко организованная проектная деятельность является возможностью для реализации самых смелых идей и достижения поставленных целей. Проектный метод позволяет целенаправленно подготовить личность обучающегося на всех ступенях его развития: от умения планировать и организовать до этапа реализации на практике творческой деятельности. Применение проектной деятельности направлено на развитие креативного и критического мышления, что способствует становлению творческой личности, которая способна находить нестандартные решения возникших задач, а также позволяет, наиболее эффективно формировать общекультурные компетенции и толерантность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL METHODS OF FORMING OF GENERAL CULTURAL COMPETENCES AND TOLERANCE OF THE INDIVIDUAL IN THE PROCESS OF ART EDUCATION (ON THE EXAMPLE OF PROJECT METHODOLOGY)

The article reveals the importance of project activities in terms of the formation and education of a person with developed intelligence and high level of culture, socially active, initiative, creative, tolerant, prepared for life in civil society, able to navigate in the changes of political, economic, social life of society. The author offers a complex for integration of project method, based on the development of scientists-teachers, dealing with the problems of implementation of pedagogical technologies in the process of art education in order to prepare a creative person, able to project activities. The project is a process and a result of the students' activities. It means that a well-organized project activity is an opportunity to implement the most daring ideas and achieve the goals. The project method purposefully allows to prepare the personality of the student at all stages of its development: from the ability to plan and organize to the stage of implementation in practice of creative activity. The implementation of project activities is aimed at the development of creative and critical thinking, contributing to the formation of a creative personality, which is able to find non-standard solutions to the problems, and allows to form general cultural competence and tolerance more effectively

Текст научной работы на тему «Педагогические методы формирования общекультурных компетенций и толерантности личности в процессе художественного образования (на примере проектной методики)»

Frolova Marina Ivanovna PEDAGOGICAL METHODS .

pedagogical sciences

УДК 378

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ И ТОЛЕРАНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ)

© 2018

Фролова Марина Ивановна, кандидат педагогических наук, докторант кафедры теории и методики профессионального образования Педагогического факультета Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева (369200, Россия, Карачаевск, ул. Ленина, 29, e-mail: mi.frolova@yandex.ru) Аннотация. В статье раскрывается значение проектной деятельности с точки зрения формирования и воспитания личности с развитым интеллектом и высоким уровнем культуры, социально активной, инициативной, творческой, толерантной, подготовленной к жизнедеятельности в гражданском обществе, способной ориентироваться в условиях изменений политической, экономической, социальной жизни социума в целом. Опираясь на разработки ученых-педагогов, занимавшихся проблемами внедрения педагогических технологий в процесс художественного образования с целью подготовки творческой личности, способной к проектной деятельности, автор предлагает комплекс по внедрению метода проекта. Проект является процессом и результатом деятельности обучающихся. Отсюда следует, что хорошо и четко организованная проектная деятельность является возможностью для реализации самых смелых идей и достижения поставленных целей. Проектный метод позволяет целенаправленно подготовить личность обучающегося на всех ступенях его развития: от умения планировать и организовать до этапа реализации на практике творческой деятельности.

Применение проектной деятельности направлено на развитие креативного и критического мышления, что способствует становлению творческой личности, которая способна находить нестандартные решения возникших задач, а также позволяет, наиболее эффективно формировать общекультурные компетенции и толерантность.

Ключевые слова: проектный метод, проектная деятельность, педагогические методы творческие способности, общекультурные компетенции, толерантность.

PEDAGOGICAL METHODS OF FORMING OF GENERAL CULTURAL COMPETENCES AND TOLERANCE OF THE INDIVIDUAL IN THE PROCESS OF ART EDUCATION (ON THE EXAMPLE OF PROJECT METHODOLOGY)

© 2018

Frolova Marina Ivanovna, candidate of pedagogical sciences, doctoral student of theory and methods of professional education of Pedagogical faculty Karachay-Circassian state University named after U. D. Aliev (369200, Russia, Karachaevsk, Lenin street, 29, e-mail: mi.frolova@yandex.ru) Abstract. The article reveals the importance of project activities in terms of the formation and education of a person with developed intelligence and high level of culture, socially active, initiative, creative, tolerant, prepared for life in civil society, able to navigate in the changes of political, economic, social life of society. The author offers a complex for integration of project method, based on the development of scientists-teachers, dealing with the problems of implementation of pedagogical technologies in the process of art education in order to prepare a creative person, able to project activities. The project is a process and a result of the students' activities. It means that a well-organized project activity is an opportunity to implement the most daring ideas and achieve the goals. The project method purposefully allows to prepare the personality of the student at all stages of its development: from the ability to plan and organize to the stage of implementation in practice of creative activity. The implementation of project activities is aimed at the development of creative and critical thinking, contributing to the formation of a creative personality, which is able to find non-standard solutions to the problems, and allows to form general cultural competence and tolerance more effectively

Keywords: project method, project activity, pedagogical methods , creative abilities, general cultural competence, tolerance.

Для современной педагогики важной задачей является воспитание и формирование личности не просто широко образованной, а социально активной, которая будет инициативой, эстетически развитой, творческой, толерантной, способной легко реагировать на преобразования, происходящие в обществе. Человеку сегодня становится жизненно необходимо умение легко ориентироваться в складывающихся ситуациях, анализировать и проектировать свою дальнейшую деятельность, строить дорожную карту саморазвития. Как известно, личность не может существовать, не взаимодействуя с другими членами общества. В процессе данного взаимодействия происходит восприятие определенного мировоззрения, явлений и обычаев, принятых правил общения, накопленный опыт и знания общества, что естественным образом является определяющим в формировании личности человека. Отсюда следует, что социальные условия, в которых находится личность непосредственно, влияют на ее поведение. При этом, учитывая влияние процесса глобализации на развитие общества в целом, когда с одной стороны любой вид деятельности требует от личности независимо от возраста, индивидуальных способностей, профессиональной подготовки проектировать свой процесс действий, с другой стороны, обладать общей культурой, толерантностью и другими общекультурными компетенциями._

Изложение основного материала. Сегодня не достаточно просто рассуждать о толерантности и общей культуре личности, что и как делать, проводить элементарные тренинги - это подход, который не позволяет увидеть изменения в данной проблематике. Необходимо создавать реальные ситуации, в которых обучающиеся будут, сталкиваясь с проблемами, которые необходимо решать и возможно решения эти будут носить не стандартный характер. Создавать такие ситуационные условия, в процессе образования, возможно применяя одну из педагогических методов - проектную методику (деятельность). Проектная деятельность в повседневной жизни сопровождает человека, он проектирует свои действия, она организует его дела и начинания.

Проектная деятельность в процессе художественного образования является одним из мощных факторов развития творческой деятельности, которая стимулирует формирование и развитие положительных качеств личности: способности к творческой мысли, стремление к духовному самосовершенствованию, независимости, толерантности, обладанию чувством собственного достоинства, умению принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки. Как известно, деятельность способствует наиболее полному раскрытию способностей личности, дает простор для проявления внутренних качеств личности. Деятельность

294

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 2(23)

педагогические науки

Фролова Марина Ивановна ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ...

является основной формой проявления, развития и формирования физических, духовных, моральных и этети-ческих сил [1; 2]. Проект является процессом и результатом деятельности обучающихся. Отсюда следует, что хорошо и четко продуманная, организованная проектная деятельность практически всем ее участникам находит дело по душе и их возможностям, что способствует достижению поставленных целей.

Максимальные условия для формирования общекультурных компетенций и толерантности предоставляет метод проектов (проектная деятельность) исследовательская и творческая деятельности и т. д. с учетом психолого-педагогических условий построения как аудиторной, так и внеаудиторной деятельности на основе системно-деятельностного подхода, личностно-ориентированного, диалогового, культурологического, творческого подходов. Применение проектного метода позволяет целенаправленно подготовить личность обучающегося на всех ступенях его развития: от умения планировать и организовать до этапа реализации на практике творческой деятельности.

В.Х. Килпатрик, внедривший в педагогическую практику метод проектов, рассматривал его как метод планирования. Автор подчеркивал, что задание должно быть связано с реальностью, т. е. должно быть личност-но-смысловым для проектанта [3]. Отсюда следует, что в освоении обучающимися метода проекта, основным деятельностным компонентом является мотивированная работа над заданием. Таким образом, мотивация - это одно из определяющих условий для продуктивного творчества [4]. Для учащейся молодежи наибольшее значение имеют мотивы [5] самоутверждения и саморазвития. Именно период обучения в вузе, образовательная среда мотивирует студента, но мотивация требует поддержки по средствам внедрения различных видов деятельности, в том числе и проектной.

Метод проектов базируется на совокупности следующих методов: исследовательском, поисковом и проблемном. Вовлекая обучающихся в процесс работы над проектом, создаются условия, которые основываются на сочетании семиотической и интеллектуальной деятельности, что позволяет активизировать все виды мыслительных операций - анализ, синтез, абстракцию, конкретизацию, сравнение и обобщение в целом, которые формируют не только проектную культуру, но и влияют на развитие личности и ее творческих способностей. Проектная деятельность позволяет решать блок интегрированных задач, которые направлены на развитие и формирование личности обучающегося в целом и, в частности, на их общую культуру, творческий потенциал, толерантность. В процессе работы над проектом возникают противоречия и проблемы не только творческого характера, но и межкоммуникационного, внутри- и межличностного, которые необходимо решать. Постоянный поиск путей решения данных проблем и задач активизирует познавательную, мыслительную деятельности обучающегося с использованием ранее полученных знаний на практике и с пониманием того, для чего эти знания будут применяться. В процессе проектной деятельности происходит критический анализ возникшей проблемы, что позволяет обучающимся выявить не только противоречия, но и обосновать с разных позиций пути решения проблемы, вследствие чего, работа над проектом становится личностным значением для него. Человек, который готов к их решению, формируется как владеющий общей культурой, толерантный, креативный, творческий.

Мы разделяем мнение доктора педагогических наук В.В. Корешкова, который отмечает: «Проектная деятельность активно влияет на развитие индивидуальных особенностей личности, проявляющихся в основных качественных показателях ума: глубина, широта, быстрота, гибкость, критичность, самостоятельность которые тесно взаимосвязаны, дополняют друг с друга, формируя творческий потенциал. Глубина ума помогает

понять суть происходящего и предвидеть пути его развития. Характерной особенностью широты ума является многогранное знание окружающего мира. Быстрота ума позволяет человеку быстро разобраться в сложной ситуации, принять правильное решение, что также характеризует признак и его гибкость. Критический ум позволяет объективно оценить как собственные, так и чужие успехи и недостатки. Для творческой личности необходимым качеством ума является самостоятельность мышления. Развиваясь в процессе проектной деятельности качество ума, формирует творческую активность личности. Из этого следует, что система проектного образования, наряду с профессиональным интересом, развивает универсальное творческое мышление, опирающиеся на интегрированные компетенции и эмоционально-ценностное отношение личности к окружающей среде» [6, с. 17].

Ученые и педагоги (практики) В.И. Кирикаш [7], В.В. Корешков [8], Е.С. Полат [9], О.Б. Чепурова [10], Т. А. Челнокова [11] и другие [12-20] исследователи выделили следующие требования к применению проектного метода в процессе образования (в том числе и художественного):

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность обучающихся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий: выявление проблемы, формулирование цели и задач; выдвижение гипотез, обсуждение методов исследования, отбор, группировка, систематизация информации, оформление результатов, их презентация.

Обучение проектному методу построено по принципу последовательного усвоения понятий, составляющих основу проектного мышления [21] и направленно на формирование исследовательских умений обучающихся включающих в себя: изучение и анализ предложенной ситуации (задачи); определение проблемы; сбор необходимой информации и контент-анализ аналогичных ситуаций; умение выдвигать, обосновывать и проверять на практике гипотезы; обобщать и анализировать полученные результаты; формулировать выводы с учётом критических замечаний.

В процессе проектной деятельности развивается важное качество личности - креативность, которую можно сравнить с такими чертами характера как: дисциплинированность, прилежность, старательность, настойчивость, мотивацию и потребность к самосовершенствованию, саморазвитию, самообразованию, способность критически обоснованно оценивать не только результаты деятельность других, но и результат собственной деятельности, проявление самостоятельности, независимости характера, умения убеждать, восприимчивость, интерес к окружающей среде, её единству и многообразию.

Одним из ключевых в проектном методе является воспитание и формирование качеств необходимых творческой личности для работы в коллективе: толерантность, коммуникабельность, умение работать в команде, сохраняя при этом личную уверенность в своих способностях и потенциале. Вовлечение обучающуюся молодежь в организацию и работу над проектами необходимо еще и потому, что роли педагога и обучающегося в данном аспекте меняются. Обучающиеся из безынициативных, инертных, пассивных, скучных исполнителей превращаются в активных проектантов, которые самостоятельно определяют проблему, производят отбор

Frolova Marina Ivanovna pedagogical

PEDAGOGICAL METHODS ... sciences

необходимой информации, изучают и анализируют её. Выполняя проектное задание, проектант видит не только результат и практическую пользу своей деятельности, но и повышает интерес к самообразованию, осознанно применяет полученного опыта в различных реальных ситуациях, происходит формирование навыков работы как в микрогруппе, так как и в социуме. Впоследствии студенты становятся не просто участниками разных проектов, но и являются инициаторами новых площадок для своих проектов.

В рамках нашего исследования большое значение в учебно-воспитательной работе со студентами Института культуры и искусств Карачаево-Черкесского Государственного университета им. У.Д. Алиева отводится проведению различных бесед, круглых столов, веб-квестов, проектов, и других мероприятий, призванных формировать эстетический вкус, культуру, толерантного сознания. Приведем ряд примеров. Так в процессе работы над творческим проектом «Орнамент -письмо в будущее», которое представляет зашифрованное послание в орнаментальных символах, обучающиеся выполняют не просто творческие зарисовки, создают орнаментальную композицию, им необходимо донести до зрителя информацию. Студенты должны проанализировать используемые элементы, так как орнамент всегда выражал определённые этнические традиции; рассмотреть различные стили и эпохи не только своего региона или страны, но и национальное искусство других стран - Китая, Японии, Греции и т. д. Данная работа может быть выполнена в микрогруппах. По завершению творческой работы группы обмениваются посланиями для анализа и расшифровки. В процессе данной деятельности в комплексе формируются и развиваются не только профессиональные компетенции, но и общекультурные. Следующий пример: - разработка проекта по созданию виртуального этномузея «Северный Кавказ - частичка России». Данный проект включает комплексные задания, которые поэтапно решаются и выполняются обучающимися - это и разработка эскиза виртуального музея, подборка блоков экспозиции музея, сбор полевого материала, встречи с народными мастерами, художниками-прикладниками, посещение краеведческого музея и встречи с искусствоведами, воссоздание экспонатов и т. д. В процессе работы, над проектом обучающиеся развивают не только свои профессиональные навыки в рисунке, живописи, композиции, компьютерной графики и т.д., но знакомятся с культурой этносов, его обычаями, погружаются в эпоху, происходит стимулирование познавательного интереса, креативного мышления, развитие воображения, фантазии, осуществление диалога культур, что в совокупности позволяет формировать общекультурные компетенции. Проекты данного плана помогают обучающимся научится межкультурному, межэтническому, толерантному взаимодействию, улучшить понимание общества, в которое они входят, его традиции, ментальность, восприятие себя как полноправного члена общества, его неотъемлемой частью.

В заключении можно отметить, что проектный метод сегодня это не просто словосочетание, а педагогическая методика, представляющая собой комплекс идей. Нельзя однозначно сказать, что проектная работа может решить все образовательные проблемы, но она является эффективным средством, представляющим собой интерактивную площадку, активизирующую мотивационную сферу обучающегося для творческой деятельности. Она также направлена на формирование и профессиональную подготовку не просто специалиста, а профессионала своего дела, обладающего широкой эрудицией, способного и стремящегося к самообразованию, имеющего не просто глубокие профессиональные знания, а умеющего донести эти знания до потребителей в доступной форме, что в свою очередь предполагает развитие у него не только профессиональных компетенций, но и овладение на высоком уровне общекультурными компетенциями и толе-296

рантностью [22].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Рубинштейн С. Л. Избранные философско-психо-логические труды. Основы онтологии, логики, психологии. М., 1997. 463 с.

2. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1982. 304 с.

3. Килпатрик В.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. Л., 1925. С. 43.

4. Кузин В.С. Психология. М.: Высшая школа, 1974. 280 с.

5. Петровский А. В. Введение в психологию. М., 1995. 496 с.

6. Корешков В.В. Проектное образование - основа формирования творческой личности // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 3 (64). С. 17.

7. Кирикаш В.И. Особенности проектной деятельности студентов художественно-графического факультета на занятиях специального курса «художественная керамика». Художественно-эстетическое образование: опыт, проблемы, перспективы: материалы региональной научно-практической конференции 28-30 марта 2007 года. Хабаровск - Комсомольск-на-Амуре. - Ч. 5 С. 112-119.

8. Корешков В.В. Проектное образование - основа формирования творческой личности // Мир науки, культуры, образования. - 2017 - № 3 (64). С. 16-18.

9. Полат Е.С. Метод проектов: типология и структура // Лицейское и гимназическое образование. 2002. № 9. С. 9-17.

10. Чепурова О.Б. Концепция развития проектно-образного мышления (из опыта дизайн-образования в Оренбурге). Развитие Российского и зарубежного дизайн-проектирования: теория и практика: материалы научно-практической конференции, посвященной 10-летию кафедры художественного проектирования 25-26 апреля. Магнитогорск: МаГУ. 2003. С. 62-65

11. Челнокова Т.А., Кадырова Х.Р. Участие в проектной деятельности как фактор социального И профессионального развития личности студента: Социокультурный подход // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 5. № 4 (21) С. 239-243.

12. Богданова А.В., Глазова В.Ф. Реализация проектной технологии в обучении студентов гуманитарных направлений подготовки с использованием современных технологий // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 34-36.

13. Пучкова Н.Н. Дизайнерское проектирование и приобретение студентами специальных умений и навыков в ходе обучения. Перспективы художественно-образовательного и социокультурного развития столичного мегаполиса: материалы международной научно-практической конференции, г. Москва, 23 марта - 14 апреля 2016 г.: в 2 ч. Редколлегия: И.Д. Левина, Л.И. Уколова, Е.А. Бодина, Л.А. Буровкина, В.В. Корешков, С.П. Рощин, Э.И. Медведь, С.М. Низамутдинова. Москва: МГПУ. 2016. Ч. 1. С. 188-190.

14. Пойдина Т.В. Проектная культура: современные подходы к осмыслению феномена.//Мир науки, культуры, образования. 2012, № 5 (36). С. 10-12.

15. Корешков В.В., Новикова Л.В. Формирование и развитие личности в процессе дизайн образования. Фундаментальная наука и технологии: материалы XI Международной научно-практической конференции 21 век. North Charleston, USA, Том 1. С. 102-107.

16. Сичко И.А. Использование проектной деятельности в процессе формирования экологической культуры младших школьников // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 39-42.

17. Буланова Д.Д. Формирование у дошкольников семейных ценностей посредством проектной деятельности // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 95-96._

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 2(23)

педагогические науки

Фролова Марина Ивановна ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ...

18. Богданова А.В., Глазова В.Ф. Реализация проектной технологии в обучении студентов гуманитарных направлений подготовки с использованием современных технологий // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 34-36.

19. Сысоева Ю.Ю. Проектная методика в контексте компетентностного подхода при обучении иностранному языку студентов неязыкового вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 3 (12). С. 69-71.

20. Ясаревская О.Н. Проектная деятельность - один из способов развития коммуникативной компетенции студентов (на примере иностранного языка) // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 3. № 6 (28). С. 170-173.

21. Чепурова О.Б. Концепция развития проектно-образного мышления (из опыта дизайн-образования в Оренбурге). Развитие Российского и зарубежного дизайн-проектирования: теория и практика: материалы научно-практической конференции, посвященной 10-летию кафедры художественного проектирования 25-26 апреля. Магнитогорск: МаГУ. 2003. С. 62-65

22. Фролова М.И. Формирование общекультурных компетенций и толерантности студентов в процессе художественного образования посредствам проектной деятельности // М.И. Фролова / Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2016. № 8 (138). С. 240-246.

Статья поступила в редакцию 22.04.2018

Статья принята к публикации 27.06.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.