Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: АНАЛИТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ И ПРИКЛАДНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: АНАЛИТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ И ПРИКЛАДНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

402
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД / СТИМУЛИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Халилов Тимур Александрович, Чалыш Диана Александровна

Статья посвящена изучению психолого-педагогических условий развития креативности у детей младшего школьного возраста. Обозначена краткая характеристика психолого-педагогической категории «креативность». Рассмотрены ключевые теоретико-методологические подходы к исследованиям креативности. Описаны наиболее значимые способы стимулирования творчества детей младшего школьного возраста. Зафиксированы характеристики факторов формирования детского творчества. Произведен разбор творчества сквозь призму атрибуции, которая может быть достигнута в условиях особой психолого-педагогической среды. Обозначен подход к изучению креативности посредством формирования нормальной психики детей младшего школьного возраста (креативность мышления школьников и отношение его к высшим психическим процессам). Проанализирован психолого-педагогический категориальный конструкт «стимулирование творческой активности младшего школьника». Сделан вывод о том, что развитие креативности - важный элемент процесса личностного становления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Халилов Тимур Александрович, Чалыш Диана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE CREATIVITY DEVELOPMENT OF PRIMARY SCHOOL AGE CHILDREN: ANALYTICAL BASIS AND APPLIED PROSPECTS

The scientific article is devoted to the research of the psychological and pedagogical conditions for the creativity development of primary school age children. The article outlines a brief description of the psychological and pedagogical category “creativity”. The key theoretical and methodological approaches to the research of creativity are considered. The most significant ways to stimulate creativity of primary school age children are also described. The characteristics of the factors of the creativity development of primary school age children are fixed. The analysis of creativity is carried out through the prism of attribution, which can be achieved only if the psychological and pedagogical environment allows it. An approach to the creativity development through the formation of a normal psyche of primary school age children (creativity of thinking of student and its attitude to higher mental processes) is outlined. The psychological and pedagogical categorical construct «stimulating the creative activity of a younger student» is analyzed. It is concluded that the development of creativity is an important element of the process of personal formation.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: АНАЛИТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ И ПРИКЛАДНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ»

Психологические науки Psychological Sciences

Научная статья

УДК 159.922

DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-4-90-97 ...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: АНАЛИТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ И ПРИКЛАДНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

Тимур Александрович Халилов

Кубанский государственный университет; Институт развития образования Краснодарского края; научный журнал «Историческая и социально-образовательная мысль»

Аннотация. Статья посвящена изучению психолого-педагогических условий развития креативности у детей младшего школьного возраста. Обозначена краткая характеристика психолого-педагогической категории «креативность». Рассмотрены ключевые теоретико-методологические подходы к исследованиям креативности. Описаны наиболее значимые способы стимулирования творчества детей младшего школьного возраста. Зафиксированы характеристики факторов формирования детского творчества. Произведен разбор творчества сквозь призму атрибуции, которая может быть достигнута в условиях особой психолого-педагогической среды. Обозначен подход к изучению креативности посредством формирования нормальной психики детей младшего школьного возраста (креативность мышления школьников и отношение его к высшим психическим процессам). Проанализирован психолого-педагогический категориальный конструкт «стимулирование творческой активности младшего школьника». Сделан вывод о том, что развитие креативности - важный элемент процесса личностного становления.

Ключевые слова: креативность, младший школьный возраст, развитие креативности, творческий подход, стимулирование творчества

г. Краснодар, Россия https://orcid.org/0000-0002-5806-0351 tkhalilov86@gmail.com

Диана Александровна Чалыш

Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия https://orcid.org/0000-0002-7545-4256 dianachalish@gmail.com

Для цитирования: Халилов Т.А., Чалыш Д.А. Психолого-педагогические условия развития креативности у детей младшего школьного возраста: аналитические основания и прикладные перспективы // Педагогика: история, перспективы. 2021. Том 4. № 4. С. 90-97...

БОТ: 10.17748/2686-9969-2021-4-4-90-97 ...

Original article

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE CREATIVITY DEVELOPMENT OF PRIMARY SCHOOL AGE CHILDREN: ANALYTICAL BASIS AND APPLIED PROSPECTS

Timur A. Khalilov

Kuban State University; Institute for Educational Development of Krasnodar Region; Scientific Journal "Historical and Social-Educational Idea" Krasnodar, Russia https://orcid.org/0000-0002-5806-0351 tkhalilov86@gmail.com

Diana A. Chalysh Kuban State University Krasnodar, Russia https://orcid.org/0000-0002-7545-4256 dianachali sh@gmail .com

Abstract. The scientific article is devoted to the research of the psychological and pedagogical conditions for the creativity development of primary school age children. The article outlines a brief description of the psychological and pedagogical category "creativity". The key theoretical and methodological approaches to the research of creativity are considered. The most significant ways to stimulate creativity of primary school age children are also described. The characteristics of the factors of the creativity development of primary school age children are fixed. The analysis of creativity is carried out through the prism of attribution, which can be achieved only if the psychological and pedagogical environment allows it. An approach to the creativity development through the formation of a normal psyche of primary school age children (creativity of thinking of student and its attitude to higher mental processes) is outlined. The psychological and pedagogical categorical construct «stimulating the creative activity of a younger student» is analyzed. It is concluded that the development of creativity is an important element of the process of personal formation.

Key words: creativity, primary school age, creativity development, creative approach, stimulation of creativity

For citation: Khalilov T.A., Chalysh D.A. Psychological and Pedagogical Conditions for the Creativity Development of Primary School Age Children: Analytical Basis and Applied Prospects. Pedagogy: History, Prospects. 2021. Vol. 4. No. 4. Pp 90-97 (In Russ.). DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-4-90-97 ...

Введение

Проблема формирования креативности у детей младшего школьного возраста является областью многих психолого-педагогических исследований. Можно сказать, что развитие креативности совершенно необходимо для формирования нормальной психики ребенка. Это универсальный психический процесс, входящий в состав любого вида деятельности человека в той мере, в какой этого требует творчество. Теперь обозначим научно-исследовательский дизайн данной статьи.

Объект исследования - развитие креативности детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования - психолого-педагогические условия развития креативности у детей младшего школьного возраста.

Цель исследования - выявить и обозначить психолого-педагогические условия развития креативности у детей младшего школьного возраста.

Методы исследования - теоретический анализ психолого-педагогической литературы.

Креативность - это самый трудный для приобретения навык мышления, также он является и самым востребованным. Креативность ценится в музыке, развлечениях, технологиях и других аспектах нашего существования. Общество ценит эту способность, стремится к ней, потому что она обогащает сущностное понимание, генерирует новые оптики познания и может облегчить жизнь.

Многие исследователи понимают под творчеством особую способность конструировать необычные идеи, отклоняющиеся от традиционного нормативного, программного мышления, необходимые для быстрого решения проблемных ситуаций. Креативность включает в себя определенные психофизиологические качества, культу-ральные основания и мыслительные технологии, которые помогают развивать творческие способности [1].

Л.С. Выготский, Н.Я. Михайленко, В.В. Подъякова, Д.Б. Эльконин и другие ученые занимались проблемой развития креативности. Проводили исследования в рамках психологии творчества такие авторитетные специалисты как Дж. Гилфорд, В. Смит, Е. Торренс, Д. Хэлперн и др.

Л.Б. Ермолаева-Томина выявляет значимые компоненты креативности: открытость опыту, широта категоризации, беглость мышления, оригинальность мышления.

Е. Торренс пишет: «Креативность - это как возникновение особой чувствительности к проблемам, которые связаны с недостатком знаний, идентификацией трудностей, процессом возникновения предположений и формированием гипотез».

В.Н. Дружинин в своих трудах отмечает следующее: «Творчество - это атрибут, который может быть достигнут только в том случае, если это позволяет среда. Для формирования творческих способностей необходимо выполнение следующих условий:

- отсутствие образцов стандартизованного поведения;

- наличие положительных образцов творческого поведения;

- создание условий для имитации творческого поведения;

- социальное подкрепление творческого поведения» [2, 3].

Определяя сущностное содержание психолого-педагогического концепта «креативность», можно сказать, что это качество, которое «подпитывает будущее». По нашему мнению, креативность служит для вдохновения учащихся и должна быть интегрирована в каждую область обучения.

Дж. Гилфорд для того, чтобы стимулировать творческую активность у школьников, выделяет такие способы как:

- создание благоприятной атмосферы;

- обогащение окружающей среды различными предметами и стимулами;

- поощрение выражения оригинальных идей;

- предоставление возможности для упражнений и практики;

- использование личного примера творческого подхода к решению проблем

[4].

Принято считать, что креативность мыслительного процесса относится к высшим психическим процессам, которая обнаруживается в плотном контакте с перцепцией, запоминанием, мечтательностью, эмоциями.

Творчество личности, как известно, инициирует ее развитие в дошкольных учреждениях и в школе и продолжает формироваться на протяжении всей жизни. В исследованиях ученых-педагогов раскрываются сущностно-смысловые характеристики детских работ, пути формирования и развития творческих способностей дошкольников и младших школьников [5].

И.И. Вивдич определяет следующие факторы, позволяющие детям младшего школьного возраста развивать творчество:

- обеспечение среды, в которой ребенок сможет исследовать и играть без чрезмерных ограничений;

- адаптация к идеям ребенка;

- принятие необычных идей от ребенка;

- использование творческих решений проблем во всех частях учебной программы;

- возможность для ребенка изучить все альтернативы;

- акцентирование внимания на самом процессе [6;7].

Также очень важным компонентом остается поощрение творчества. Так, например, учителя и родители могут помочь детям научиться мыслить и решать проблемы творчески, давая им свободу делать ошибки и уважая их идеи. Чтобы решить проблему творчески, дети должны уметь видеть разные точки зрения и находить несколько решений. Работая над проблемой, важно научить детей исследовать свое окружение в поисках «подсказок», которые помогут им создать возможные решения. Кроме того, взрослые могут поощрять творческое мышление, просто предоставляя:

- выбор (школьники, которым предоставлен выбор, проявляют больше творческих способностей, чем дети, у которых все варианты выбора сделаны за них);

- стимуляцию (физическая среда, призванная стимулировать чувства, может способствовать творческому решению проблем; пространство, сочетающее новизну и разнообразие, очень поможет творчеству);

- время для игр и фантазий (драматическая игра непосредственно перед тем, как приступить к решению задач, может привести к более творческому мышлению);

- независимость с разумными ограничениями (родители и учителя должны поощрять детей думать и действовать свободно без указаний взрослых, но в рамках правил);

- знакомство с разнообразным сообществом (дать детям возможность увидеть и познакомиться с другими культурами и образами жизни, чтобы научиться уважать выбор других людей);

- мозговые штурмы (метод brainstorming может проводиться между ребенком и взрослым или между двумя или более детьми);

- время оставить реальность позади (объединение двух или более несущественных элементов, называемых синектиками, может привести к творческим ответам. Процесс синектики может принимать самые разные формы: поощрение, честная критика, среда, в которой нет одного правильного решения для каждой проблемы) [8].

В ходе реализации учебного процесса педагоги могут планировать и формировать учебный план и предоставлять педагогические инструменты, которые дают учащимся возможность выбора и голоса, чтобы они могли проявлять творческий подход к тем или иным задачам. В развитии творческих способностей детей следует выделять такие компоненты:

- организация учебных мероприятий, позволяющих учащимся раскрыть собственные творческие способности актуальным, интересным и стоящим образом;

- оценка креативности и вознаграждение ее;

- обучение детей другим навыкам, необходимым им для творчества;

- устранение барьеров для творчества;

- предоставление детям пространства для развития [7].

Стимулирование творческой активности младшего школьника - актуальная задача образования и воспитания. Образование во всех его аспектах и формах может и должно быть важным средством развития творческого потенциала личности [9; 10].

Достаточно часто дети младшего школьного возраста не могут проявить себя наилучшим образом из-за определенных внешних влияний, которые заставляют их чувствовать психологическое давление или неуверенность в своих силах. Родители и педагоги-психологи должны совместными усилиями способствовать преодолению этих трудностей, так как от этого во многом будет зависеть дальнейший уровень креативного развития личности ребенка.

В целом большинство показателей детского творчества сосредоточено на беглости мышления - и это очень важное методологическое основание рассматриваемого вопроса. Задачи на беглость мышления требуют, чтобы дети генерировали как можно больше ответов на конкретный стимул, как это делается, например, в мозговом штурме [11].

Для маленьких детей в центре творческого внимания должен оставаться сам процесс генерации идей и предложений. Принятие взрослыми нескольких идей в атмосфере без оценки поможет детям генерировать больше предложений или перейти к следующему этапу самооценки. По мере развития у детей способности к самооценке вопросы качества и производства продуктов становятся все более важными. Акцент в этом возрасте следует делать на самооценке, поскольку эти дети исследуют свои способности генерировать и оценивать гипотезы и пересматривать свои идеи на основе этой оценки. Оценка другими и критерии для действительно значимых продуктов, как отмечает В.Н. Дружинин, должны использоваться только подростками старшего возраста или взрослыми [2, 12]. По мнению В.С. Става, В.К. Игнатович в дошкольном возрасте интенсивно продолжает развиваться общение со взрослыми и сверстниками, появляются новые формы коллективной деятельности и, главным образом, сюжетно-ролевые игры приводят к дальнейшему развитию симпатии, сопереживания, формированию товарищества [13].

Выводы

Таким образом, развитие креативности можно определить в качестве важного элемента процесса личностного становления. Возможно, лучше всего думать об этом как о процессе, требующем комбинации психолого-педагогических технологий, средств и методов, в том числе личностных качеств, мыслительных способностей и поведенческих навыков. Взрослые могут поощрять творчество детей, делая упор на генерацию и выражение идей и предложений в не оценочной структуре. Взрослые также могут попытаться предоставить детям возможность самостоятельного познания, под-

держать их уверенность в себе, создать пространство для безопасного риска, сконструировать дискуссионное поле и поощрять нестандартный взгляд на традиционные суждения.

В завершение стоит отметить, что изучение креативности в настоящее время все более значимое место занимает в общем корпусе психолого-педагогических исследований. Сегодня фундаментальная наука и прикладные отрасли не могут игнорировать роль творчества в процессе принятия управленческих решений, разработке программ организационных трансформаций и стратегий развития человеческого капитала. Именно поэтому следует уделить серьезное внимание формированию креативности детей младшего школьного возраста как представителей нового поколения российского общества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Вивдич, И.И. Творческое воображение / И.И. Вивдич. - Казань, 1993. - 238 с.

2. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2008. - 3-е изд. - 328 с.

3. Лук, А.Н. Психология творчества / А.Н. Лук. - М.: Наука, 1978.

4. Злотин, Б. Месяц под звездами фантазии. Школа развития творческого воображения / Б. Злотин, А. Зусман. - Кишинев. 1998.

5. Гатанов, Ю.Б. Курс развития творческого мышления / Ю.Б. Гатанов. СПб.: Има-тон,1996.

6. Бушуева, Л.С. Методы активизации творческого мышления младших школьников / Л.С. Бушуева // Начальная школа. - 2008. - № 3. - 87с.

7. Оганесян, Н.Т. Практикум по психологии творчества / Н.Т. Оганесян. - М.: МПСИ, Флинта, 2007. - 157 с.

8. Урунтаева, Г.А. Диагностика психических особенностей младшего школьника. Практикум / Г.А. Урунтаева. - М. - 1997. - 239 с.

9. Бушуева, Л.Е. Активизация творческого мышления школьников / Л.Е. Бушуев // Начальная школа плюс до и после. - №5, 2006.

10. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - СПб.: Союз, 1997.

11. Страунинг, А. Методы активизации творческого мышления / А. Страунинг // Дошкольное вос питание, 1997. - № 3.

12. Падалко, А.Е. Задачи и упражнения по развитию творческой фантазии учащихся (IV - V классы): Кн. для учителя / А.Е. Падалко. - М.: Просвещение, 1985. - 127 с.

13. Става В.С., Игнатович В.К. Проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста. Педагогика: история, перспективы. 2020. Том. 3. №4. С. 37 - 43 DOI: 10.17748/2686-9969-2020-3-4-37-43

REFERENCES

1. Vivdich, II Creative imagination. II. Vivdich. Kazan, 1993. 238 p.

2. Druzhinin, V. N. Psychology of general abilities. V.N. Druzhinin. SPb.: Peter, 2008. 3rd ed. 328 p.

3. Onion, A.N. Psychology of creativity. A.N. Onion. M.: Nauka, 1978.

4. Zlotin, B. A month under the stars of fantasy. School for the development of creative imagination. B. Zlotin, A. Zusman. Chisinau. 1998.

5. Gatanov, Yu.B. Creative thinking development course. Yu.B. Gatanov. St. Petersburg: Imaton, 1996.

6. Bushueva, LS Methods of activating creative thinking of younger schoolchildren. Bushueva. Elementary school. 2008. No. 3. 87p.

7. Oganesyan, N. T. Workshop on the psychology of creativity. N.T. Hovhannisyan. Moscow: MPSI, Flinta, 2007. 157 p.

8. Uruntaeva, GA Diagnostics of the mental characteristics of a younger student. Workshop. G.A. Uruntaeva. M. 1997. 239 p.

9. Bushueva, L.E. Activation of the creative thinking of schoolchildren. L.E. Bushuev. Primary school plus before and after. No. 5, 2006.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Vygotsky, L.S. Imagination and creativity in childhood. L.S. Vygotsky. SPb .: Soyuz, 1997.

11. Strawing, A. Methods of enhancing creative thinking. A. Strawing. Preschool education, 1997. №3.

12. Padalko, A. E. Tasks and exercises for the development of creative imagination of students (IV-V classes): Book for teachers. A. E. Padalko. M.: Prosveshchenie, 1985. 127 p.

13. Stava V.S., Ignatovich V.K. The problem of emotional development of pre-school children. Pedagogy : history, prospects. 2020. Vol. 3. No.4. P. 37-43. DOI: 10.17748/26869969-2020-3-4-37-43

Информация о соавторах: Халилов Тимур Александрович, кандидат политических наук, доцент кафедры педагогики и психологии факультета педагогики, психологии и коммуникативистики ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», доцент кафедры общественных дисциплин и регионоведения ГБОУ «Институт развития образования» Краснодарского края, заместитель главного редактора - научный редактор научного журнала «Историческая и социально-образовательная мысль», член редакционного совета журнала «Педагогика: история, перспективы» г. Краснодар, Россия https://orcid.org/0000-0002-5806-0351 tkhalilov86@gmail.com

Чалыш Диана Александровна, студент кафедры педагогики и психологии факультета педагогики, психологии и коммуникативистики ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» г. Краснодар, Россия https://orcid.org/0000-0002-7545-4256 dianachalish@gmail.com

Соавторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Information about the co-authors: Timur A. Khalilov, Cand. Sci. (Political Science), Associate Professor of Pedagogy and Psychology Department of Faculty of Pedagogy, Psychology and Communication Studies of Kuban State University, Associate Professor of Social Disciplines and Regional Studies Department of Institute for Educational Development of Krasnodar Region, Deputy Editor-in-Chief - Scientific Editor of Scientific Journal "Historical and Social-Educational Idea", Member of the Editorial Board of the Scientific Journal "Pedagogy: History, Prospects" Krasnodar, Russia

https://orcid.org/0000-0002-5806-0351 tkhalilov86@gmail.com

Diana A. Chalysh, Student of Pedagogy and Psychology Department of Faculty of Pedagogy, Psychology and Communication Studies of Kuban State University Krasnodar, Russia

https://orcid.org/0000-0002-7545-4256 dianachalish@gmail. com

The co-authors have read and approved the final manuscript.

Статья поступила в редакцию / Received: 04.07.2021.

Одобрена после рецензирования и доработки / Revised: 22.08.2021.

Принята к публикации / Accepted for publication: 27.08.2021.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов / The co-authors declare no conflicts of interests

© Халилов Т. А. 2021 © Чалыш Д. А. 2021

© «Педагогика: история, перспективы». 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.