СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИКИ Хвостикова А.А.
Хвостикова Алёна Александровна — учитель-логопед, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 5, ст. Крыловская, Краснодарский край
Аннотация: формирование фонематического слуха начинается на первых стадиях логопедической деятельности и является составляющей частью в многочисленных способах коррекционной работы.
Ключевые слова: фонематический слух, ребенок, дидактические игры.
В окружающем мире нас охватывает многообразие поразительных звуков. Все, без исключения, что мы слышим, то, что говорим - все это звуки! Наша речь, фразы, которые любой из нас говорит, также состоят из звуков.
С помощью физического слуха мы можем услышать шум моря, пение птиц, мелодию, стук колес поезда и т.д. Но есть еще и фонематический слух, благодаря которому мы можем отличать и распознавать фонемы родного языка.
Недоразвитие фонематического слуха притормаживает этап звукообразования у ребенка, что впоследствии, приводит к нарушению анализа и синтеза слов и, следовательно, к нарушению письма в школе. Дошкольники с нарушениями фонематического слуха зачастую искажают в словосочетаниях даже те звуки, которые изолированно выговаривают правильно.
Чтобы выяснить, нарушен ли фонематический слух у ребенка, необходимо выполнить следующие задания:
1. Предложите ребенку воспроизвести слоги: ша-са, ца-са, ащ-ач, ла-ра, жа-ша. В случае если дошкольник неверно говорит определенные звуки, предложите ему хлопнуть в ладоши, к примеру, если он услышит звук «ша», среди слогов «ща», «ча», «са».
2. Предложите ребенку подобрать картинку среди: киска-миска, дом-дым и т.д.
3. Предложите ребенку повторить схожие слоги: да-та-да, га-ка-га.
При подобных патологиях речи необходимо непрерывное внимание и поддержка родителей, педагогов и логопеда. И здесь нам на помощь приходят дидактические игры.
Что же такое дидактическая игра, которая развивает фонематический слух ребенка с общим недоразвитием речи? Это разновидность игр с правилами, одна из форм обучающего влияния взрослого на ребенка.
Предлагаю вашему вниманию несколько занимательных и полезных дидактических игр:
1. "Что же это звучит?"
Цель: формировать способность на слух узнавать звучащий предмет.
Материал: колокольчик, бубен.
Ход игры:
Ребенок выбирает удобное для него место, взрослый стоит сзади него. Ребенок не должен видеть предмет, который находится в руках у старшего. Ребенок должен угадать, что за предмет звучит в руках у взрослого.
2. "Похлопаем - потопаем"
Цель: Развитие слухового внимания, развитие наблюдательности, внимательности, координации движений.
Ход игры:
На столе несколько звучащих игрушек. в ответ на определенное звучание ребенок должен производить определенные действия, например, когда играет гармошка - хлопать в ладоши, при звуках бубна - топать, колокольчика - хлопать, барабана - топать.
3. «Зоркий глаз»
Цель: развитие фонематических представлений, анализа, слухового внимание и памяти.
Ход игры: Детям предлагается отыскать в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, определить его место в слове.
4. Послушай и назови нужное слово.
Цель: совершенствовать фонематический слух, учить называть слова с определённым звуком в тексте.
Ход игры: Взрослый читает стихотворение или рассказ, наполненный определённым звуком, дети должны назвать слова, в которых есть заданный звук.
Например:
Жук жужжит в железной банке -Жук не хочет жить в жестянке. Жизнь жука в плену горька. Жалко бедного жука.
Своевременное формирование фонематического слуха - гарантия правильной речи и успешного обучения в школе. По этой причине, весьма немаловажно, ликвидировать все недочеты еще в дошкольном возрасте, пока они не преобразовались в стойкий недостаток.
Список литературы
1. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: Академия, 2002.
ДЫХАНИЕ И РЕЧЬ Хвостикова А.А.
Хвостикова Алёна Александровна — учитель-логопед, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 5, ст. Крыловская, Краснодарский край
Аннотация: проблема формирования речи ребенка считается одной из более важной в педагогике, т.к. речь занимает особое положение в становлении личности ребенка. Ключевые слова: речевое дыхание, упражнения, речь, дети.
Речевое дыхание - это начало красивой и чистой речи, основа создания звуков и голоса. Хорошо выработанное речевое дыхание гарантирует четкую дикцию и правильное произношение звуков.
Формирование речевого дыхания у малышей начинается уже в возрасте 3-6 месяцев. На данном этапе происходит подготовка дыхательной системы к становлению голосовых функций.
В дошкольном возрасте у детей интенсивно развивается связная речь и речевое дыхание. В норме у пятилетних детей тип физиологического дыхания - диафрагмальный с продолжительностью речевого выдоха - 5 слов. Но иногда после физических или эмоциональных нагрузок они могут дышать и по смешанному типу, поднимая при этом плечи.
У большинства деток дошкольного возраста с речевой патологией наблюдаются нарушения дыхательной функции и определены некоторыми факторами:
- маленький объем легких.
- патологии носовой полости (полипы, аденоиды , риниты и т.д.)
- незрелость клеток дыхательного центра.
С такими детьми следует заниматься с помощью определенных игр, которые дают возможность развивать объем легких и формировать диафрагмальный тип дыхания. В логопедической работе обширно используются упражнения, которые представлены в специальной литературе Стрельникова А.Н., Семенова Н. и др.
Приступая к формированию речевого дыхания, следует иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют детей и могут спровоцировать головокружение. По этой причине подобные игры необходимо ограничить по времени! А также контролировать подъем плеч, при дыхании ребенок не должен их поднимать.
Детский вариант дыхательного комплекса состоит из 3-х стадий:
1. Разминка.
- «Насос». Дети изображают процесс накачивания шин насосом. Встают ровно, руки внизу. Округляют спину, расслабляют шею, голову опускают, наклоняются вниз. Одновременно с наклоном делают небольшой вдох, как будто качаем насос. В момент вдоха следует сжать грудную клетку, согнуть спину так, чтобы она мешала расширению мышц груди от воздуха. Вдыхаем 4 раза без перерыва на выдох. Выдыхают, поднимаются, выпрямляют спину, расслабляют мышцы груди.
- «Ладошки». Дошкольники стоят прямо, руки согнуты в локтях, ладошки смотрят вверх. Держать руки нужно перед собой. Совершается небольшой вдох, ладони равномерно сжимаются. Втягиваем воздух 4 раза шумно, активно, резко. Кулачки сжимаются также 4 раза.