Научная статья на тему 'ДЫХАНИЕ И РЕЧЬ'

ДЫХАНИЕ И РЕЧЬ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
625
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ / УПРАЖНЕНИЯ / РЕЧЬ / ДЕТИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Хвостикова Алёна Александровна

Проблема формирования речи ребенка считается одной из более важной в педагогике, т.к. речь занимает особое положение в становлении личности ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДЫХАНИЕ И РЕЧЬ»

Например:

Жук жужжит в железной банке -Жук не хочет жить в жестянке. Жизнь жука в плену горька. Жалко бедного жука.

Своевременное формирование фонематического слуха - гарантия правильной речи и успешного обучения в школе. По этой причине, весьма немаловажно, ликвидировать все недочеты еще в дошкольном возрасте, пока они не преобразовались в стойкий недостаток.

Список литературы

1. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: Академия, 2002.

ДЫХАНИЕ И РЕЧЬ Хвостикова А.А.

Хвостикова Алёна Александровна — учитель-логопед, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 5, ст. Крыловская, Краснодарский край

Аннотация: проблема формирования речи ребенка считается одной из более важной в педагогике, т.к. речь занимает особое положение в становлении личности ребенка. Ключевые слова: речевое дыхание, упражнения, речь, дети.

Речевое дыхание - это начало красивой и чистой речи, основа создания звуков и голоса. Хорошо выработанное речевое дыхание гарантирует четкую дикцию и правильное произношение звуков.

Формирование речевого дыхания у малышей начинается уже в возрасте 3-6 месяцев. На данном этапе происходит подготовка дыхательной системы к становлению голосовых функций.

В дошкольном возрасте у детей интенсивно развивается связная речь и речевое дыхание. В норме у пятилетних детей тип физиологического дыхания - диафрагмальный с продолжительностью речевого выдоха - 5 слов. Но иногда после физических или эмоциональных нагрузок они могут дышать и по смешанному типу, поднимая при этом плечи.

У большинства деток дошкольного возраста с речевой патологией наблюдаются нарушения дыхательной функции и определены некоторыми факторами:

- маленький объем легких.

- патологии носовой полости (полипы, аденоиды , риниты и т.д.)

- незрелость клеток дыхательного центра.

С такими детьми следует заниматься с помощью определенных игр, которые дают возможность развивать объем легких и формировать диафрагмальный тип дыхания. В логопедической работе обширно используются упражнения, которые представлены в специальной литературе Стрельникова А.Н., Семенова Н. и др.

Приступая к формированию речевого дыхания, следует иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют детей и могут спровоцировать головокружение. По этой причине подобные игры необходимо ограничить по времени! А также контролировать подъем плеч, при дыхании ребенок не должен их поднимать.

Детский вариант дыхательного комплекса состоит из 3-х стадий:

1. Разминка.

- «Насос». Дети изображают процесс накачивания шин насосом. Встают ровно, руки внизу. Округляют спину, расслабляют шею, голову опускают, наклоняются вниз. Одновременно с наклоном делают небольшой вдох, как будто качаем насос. В момент вдоха следует сжать грудную клетку, согнуть спину так, чтобы она мешала расширению мышц груди от воздуха. Вдыхаем 4 раза без перерыва на выдох. Выдыхают, поднимаются, выпрямляют спину, расслабляют мышцы груди.

- «Ладошки». Дошкольники стоят прямо, руки согнуты в локтях, ладошки смотрят вверх. Держать руки нужно перед собой. Совершается небольшой вдох, ладони равномерно сжимаются. Втягиваем воздух 4 раза шумно, активно, резко. Кулачки сжимаются также 4 раза.

2. Выполнение основных упражнений.

- «Повороты». Дети фиксируют голову прямо. Необходимо поворачивать голову влево-вправо. Туловище в это время остается на месте, руки внизу. В начале поворота вдыхаем, при возвращении головы в исходное положение выдыхаем. Делаем по 4 поворота, затем следующий цикл. Между ними отдых 3 секунды.

- «Кошечка». Ребята расставляют чуть-чуть ноги, ручки сгибают в локтях и прижимают к телу. Необходимо сжать бока, чтобы они не раздувались при вдохе. Следите за спиной, она должна быть прямой. На вдохе приседаем не до конца, чуть разворачиваем тело вбок, выбрасываем руки вперед, как будто что-то хватаем. На выдохе встаем. Повороты чередуем.

- «Обними плечи». Дошкольники держат руки на плечах, локти параллельно полу, в стороне. На вдохе руки обнимают плечи, сжимая грудь с максимальной силой. На выдохе возвращаются в исходное положение. Глаза должны смотреть вперед, голова - не изменять положения.

- «Ушки». Дети стоят ровно, голова прямо. На вдохе уши приближаются к плечу поочередно, на выдохе возвращаются в исходное положение.

- «Шаги». Дети стоят прямо. Поднимают одну ногу вверх, согнув в колене, вдыхают, опускают ногу — выдыхают. Ноги нужно чередовать. Руки можно держать на поясе или опустить вниз.

3. Игры.

- «Водолаз». Предложите деткам представить себя водолазами в поисках сокровищ, без кислородного баллона. Им необходимо набрать воздух, делать это необходимо несколько раз, не выдыхая. Вдох делается носом, коротко и шумно (2-3 раза). Потом они задерживают дыхание и ныряют (садятся на корточки). Одержит победу тот, кто выплывет последним.

- «Собираем грибочки». Читайте стихотворение про сбор грибов в лесу. Воспитанники идут по кругу, при каждом наклоне за грибом шумно вдыхают через носик, разгибаются — выдыхают. Каждый должен собрать по 10 грибочков.

С помощью данных упражнений мы сможем сформировать правильное речевое дыхание и выработку удлиненного и плавного речевого выдоха.

Систематические процедуры по формированию речевого дыхания, которые проводят педагоги или родители гарантируют улучшение звукопроизношения, силы голоса, соблюдение паузаций. Помимо этого они укрепят состояние здоровья детей, увеличат интеллектуальные возможности ребенка!

Список литературы

1. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой. Рипол Классик. Москва, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.