Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №3, Том 7 / 2019, No 3, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-3 -2019.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/25PSMN319.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Залевская Я.Г., Усатенко О.Н. Способы применения психорисунка в практической деятельности психолога: анализ проблемы и современная интерпретация // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №3, https://mir-nauki.com/PDF/25PSMN319.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Zalevskaya Ya.G., Usatenko O.N. (2019). Ways of applying psychological drawing in the practical activity of a psychologist: analysis of the problem and modern interpretation. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 3(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/25PSMN319.pdf (in Russian)
УДК 159.9.018.4 ГРНТИ 15.21.69
Залевская Яна Геннадиевна
ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского» Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) в г. Ялте, Ялта, Россия Главный специалист по научно-аналитической работе Научно-исследовательского сектора
E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=833129
Усатенко Оксана Николаевна
ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского» Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) в г. Ялте, Ялта, Россия
Доцент кафедры «Психологии» Кандидат психологических наук, доцент E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary. ru/author_profile.asp?id=759346
Способы применения психорисунка в практической деятельности психолога: анализ проблемы и современная интерпретация
Аннотация. В практической психологии, на данном этапе развития науки, представлен спектр методик, направленных на диагностику личности и личностных свойств. Большинство из них принадлежат к проективным методам исследования личности. Предпочтение рисуночных методов вызвано различными причинами, среди них: простота и доступность в применении, что дает возможность использовать их в качестве экспресс-диагностики; расширение возрастного диапазона для оказания психологической помощи за счет работы с невербальным материалом; применение для работы с детьми дошкольного возраста; не вызывают сопротивления у респондентов и пользуются особым интересом.
В данной статье представлены различные подходы и направления к определению психологического рисунка: их называют рисуночными методиками (А. Менегетти, Г. Хоментаускас), проективными рисунками (Р. Мюррей, Г. Роршах), рисуночными техниками (К. Маховер, Л.Д. Лебедева), графическими техниками (Е.С. Романова, А.Ф. Потемкина), психологическим рисунком/психорисунком (О.Н. Усатенко, Т.С. Яценко).
История проективного метода берет свое начало в 1904-1905 годах с теста словесных ассоциаций швейцарского психиатра, основоположника аналитической психологии К.Г. Юнга, который открыл, что бессознательные переживания личности доступны объективной
https:// mir-nauki. com
диагностике. Применение проективного рисунка для выявления личностных черт человека основано на принципе проекции, изучением которого занимались Л. Беллак, Б. Мюрстейн, Р. Прайер, Ю.С. Савенко, З. Фрейд и др. Впервые термин «проекция» в психодиагностику ввел Л. Франк, однако наибольшего развития трактование проекции приобрело в психоаналитическом ключе.
На использование психологического рисунка в практической деятельности влияет понимание его функций. Основными функциями психологического рисунка, представленными в литературе, являются - диагностическая (получение представлений о личностной проблеме клиента) и терапевтическая или коррекционная (работа над личностной проблемой с помощью искусства, возвращение личности к психологической целостности).
Ключевые слова: психорисунок; психологический рисунок; проективный рисунок; рисуночная методика; графический прием; рисуночная техника; проективный метод; психодиагностика; психокоррекция; метод глубинной психокоррекции; функции психологического рисунка
Проблема поиска эффективных методов исследования бессознательной сферы личности, с целью выявления глубинно-психологических предпосылок личностной проблемы субъекта, не решена окончательно. В практической психологии, на данном этапе развития науки, представлен спектр методик, направленных на диагностику личности и личностных свойств. Большинство из них принадлежат к проективным методам исследования личности. Однако, на сегодняшний день в научной литературе не существует единого мнения относительно определения рисуночных методов их свойств и функций.
Исследованием возможностей проективных рисунков в познании психики субъекта занимались: С.А. Болдырева, Л.Ф. Бурлачук, П. Гоулд, Дж. Дилео, Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева, С.Х. Кауфман, А.И. Копытин, К. Маховер, В.И. Олешкевич, Дж. Остер и др. Рисунки как средство выражения психических особенностей человека изучались Д. Буком, Ф.Л. Гудинаф, С. Кауфманом, Л. Франком, В. Хьюлсом и другими исследователями. Диагностические возможности рисунков исследовали Г.С. Абрамова, Е.Ю. Артемьева, Г.О. Ковалев, В.С. Мухина, О.Ф. Потемкина, О.Г. Романова, О.Г. Юсупов и др.; диагностические и коррекционные возможности рисунка изучали - М.В. Киселева, Е.С. Романова, О.Н. Усатенко, Т.С. Яценко [1].
В психологической литературе встречаются различные трактовки психологического рисунка: рисуночные методики (А. Менегетти [2], Г. Хоментаускас [3]), проективные рисунки (Р. Мюррей, Г. Роршах) [4], рисуночные техники (К. Маховер [4], Л.Д. Лебедева [5]), графическими техниками/приемами (Е.С. Романова, А.Ф. Потемкина) [6], психологический рисунок (О.Н. Усатенко, Т.С. Яценко) [7].
В Словаре практического психолога под редакцией С.Ю. Головина под проективным методом понимают «один из методов исследования личности, основанном на выявлении проекций с их последующей интерпретацией» [8, с. 770]. Термин «проекция» для определения метода исследования ввел Лоуренс Фрэнк. Для проективных методов характерно создание экспериментальной ситуации, допускающей множественность возможных интерпретаций при восприятии субъектом [8].
Актуальность
Изложений основного материала
Психологическая энциклопедия под редакцией профессоров Р. Корсини и А. Ауэрбаха выделяет отличительные особенности проективного метода [9]:
1. Проективный метод основан на предъявлении исследуемому стимульного материала сравнительно неопределенного содержания.
2. Проективный метод не имеет правильных и неправильных ответов.
3. Ответы исследуемых анализируются с позиции отражения основных направленностей и аффективных состояний личности.
4. Полученные результаты отражают характеристики когнитивных процессов и личностного стиля субъекта.
Отечественный психиатр, психотерапевт Д.Б. Карвасарский в «Психотерапевтической энциклопедии» определяет психологический рисунок «в качестве одного из методов групповой психотерапии, основная задача которого - получить дополнительную информацию о проблемах отдельных пациентов или всей группы» [10, с. 770]. Психологический рисунок способствует выявлению и осознанию трудновербализуемых переживаний, проблем и конфликтов пациентов. Психотерапевтическое занятие с использованием психологического рисунка опирается на следующую структуру: каждому пациенту предлагают на листе бумаги выполнить рисунок на определенную тему цветными карандашами (мелками, красками или другими изобразительными средствами). В среднем процесс рисования занимает 30 минут. После этого группа переходит к обсуждению рисунков каждого пациента.
Термин «психорисунок» приобрел свое содержательное наполнение в рамках метода глубинной психокоррекции, автором которого является доктор психологических наук, профессор Т.С. Яценко [11]. Психорисунком называют рисунок, в котором автор пытается целенаправленно передать психологическое содержание, определенное темой рисунка с целью дальнейшей рефлексии изображения в диалоге с психологом. Психокоррекционная работа предполагает комплексное рассмотрение рисунков, хотя в отдельных случаях работа может осуществляться с применением одного рисунка.
История проективного метода берет свое начало в 1904-1905 годах с теста словесных ассоциаций швейцарского психиатра, основоположника аналитической психологии К.Г. Юнга, который открыл, что бессознательные переживания личности доступны объективной диагностике. В соответствии с его взглядами, область бессознательного, коллективного или индивидуального может проявиться в искусстве через образы и символы. Следующий этап развития проективной диагностики связан с Г. Роршахом и публикацией им в 1921 г. в Берне на немецком языке «Психодиагностики». Далее развитие проективного метода продолжается в работах Лоуренса Франка 1939-1948 гг., в которых автор выделил основные принципы проективной психологии. Он вводит термин «проекция», под которым понимает особую группу методов исследования личности, которые направлены на раскрытие внутреннего мира человека, мира его субъективных переживаний, мыслей, ожиданий, чувств, а вовсе не на экспресс-диагностику реального поведения. Акцент ставится не на действиях субъекта, а на его чувствах и возможности контролировать эти чувства в процессе рисования [12].
В России исследования с применением рисунка, как тестового материала, начались в 1909 году отечественным психоневрологом Г.И. Россолимо. Изучение элементарных изобразительных способностей с целью выявления индивидуальных различий, как в норме, так и в патологии, проводилось на различных группах обследуемых [1]. Накопление в зарубежной и отечественной психологии материалов по использованию рисуночных методов и развитие знаний о личности сделало очевидным тот факт, что содержание и техника исполнения рисунков определяются не только уровнем интеллекта, но и другими характеристиками. Было экспериментально доказано, что качественные характеристики рисунков определены
личностными особенностями человека, а количественные - интеллектуальными способностями.
Доктор психологических наук, профессор ДА. Леонтьев, изучая различные возможности теоретического обоснования Тематического Апперцептивного Теста, отмечает, что в традиционном проективном подходе, в деятельности субъекта находят отражения его личностные свойства, определяющие особенности его поведения [13].
Отечественные психологи А.А. Бодалев и В.В. Столин отмечают: «психологам и психиатрам давно было известно, что рассказы по сюжетным картинкам, специально подобранным для исследуемого континента, позволяют судить о склонностях людей и нередко выявляют болезненные состояния психики» [12, с. 55]. Специалист в области медицинской психологии, психологии личности и психодиагностики Л.Ф. Бурлачук указывает, что с конца XIX века психологи экспериментировали с аморфными цветными и монохромными чернильными пятнами, а также со специально подобранными сюжетными картинками, с целью исследования воображения [13].
На опыте применения проективных методов российский специалист в области психодиагностики и психологии индивидуальности Л.Н. Собчик, отмечает, что проективные методы чувствительны к широкому спектру психологический особенностей: преобладание эмоционального или рационального подхода к действительности, импульсивность, недостаточность самоконтроля и планирования действий, тревожность (как черта личности) и тревога (как состояние на момент тестирования), демонстративность, страхи и фобии, депрессивные тенденции, агрессия (и ее формы: физическая, вербальная и невербальная, косвенная агрессия, аутоагрессия, негативизм, обида), неудовлетворенность потребности в общении, антисоциальные тенденции, отношение к семье в целом и к отдельным ее членам [14].
Известный арт-терапевт, специалист по работе с детьми М.В. Киселева в своей работе «Арт-терапия в практической психологии и социальной работе» отмечает характеристики самого процесса рисования:
• в процессе рисования происходит развитие чувственно-двигательной координации, для которой требуется согласованное участие многих высших психических функций;
• процесс рисования участвует в согласовании межполушарных взаимодействий, так как в момент рисования активизируется конкретно-образное мышление (работа правого полушария), и абстрактно-логическое (работа левого полушария);
• рисование способствует развитию межличностных навыков и отношений, изучению эмоций, чувств, целей и событий, укреплению самооценки и уверенности в себе;
• рисование способствует выражению мыслей и чувств освобождению от негативных переживаний прошлого;
• процесс рисования не только отражает окружающую действительность, но и моделирует ее, отражая отношение к этой действительности [15].
Российский психолог А.А. Осипова отмечает эффективность использования проективного рисунка в работе с детскими страхами и фобиями, т. к. управляя тематикой рисунков и ходом рисования, психолог перенаправляет внимание ребенка с беспокоящих его элементов на гармоничные. Автор также выделяет два способа работы с рисунками в психокоррекционной группе:
• демонстрация всех рисунков участников одновременно, нахождение общих элементов и сюжетных линий;
• детальный анализ каждого рисунка по-отдельности [16].
Е.С. Романова в своих работах отмечает возможность психологического исследования личности человека по результатам его графического продукта, в этом ключе автор рассматривает два варианта методов психодиагностики соответственно видам графического продукта - методы психографического анализа текста и психодиагностические рисуночные тесты. Автор делает акцент на значимости рисуночных методов для психологического консультирования, т. к. «в рисунках содержится обилие «сигналов» для психолога, которые можно использовать для построения диалога с клиентом» [6, с. 31]. Кроме того, обладая яркими индивидуальными различиями и формами работы, рисунки дают возможность построения на их основе психологических классификаций и топологий.
Г.М. Прошанский подвергает критике концепцию Л. Франка, в частности его классификацию проективных методов (отсутствие критерия в основе классификации, пересечение между видами проективных методик). Исследователь предлагает критерий для классификации - цель их применения (психодиагностическая или психотерапевтическая) [17]. Также, занимаясь исследованием истории проективных методов, Г.М. Прошанский отмечает, что первоначально проективные методы предназначались для работы с клиническими пациентами, т. е. были ориентированы на людей с различными психиатрическими заболеваниями, но ряд особенностей построения проективных методик и организации самого исследования значительно расширяет их диапазон применения.
Значительный вклад в изучение интерпретации проективных методов исследования личности внес американский психолог Д. Рапапорт, который рассматривал проективную продукцию как результат сложной когнитивной деятельности, в которой объединены познавательные моменты и аффективно-личностные факторы [18].
Как отмечает специалист по социальной работе Грегг М. Ферс, автор книги «Тайный мир рисунка»: «необходимо определить отличия между спонтанными рисунками и произведениями искусства, создаваемыми великими мастерами. Содержание и тех, и других имеет источником близкие области бессознательного. Спонтанные рисунки содержат примитивный материал, извлеченный непосредственно из бессознательного, тесно соединенный с комплексами автора данного рисунка. Вполне возможно, таким путем могут родиться и настоящие шедевры. Однако, профессиональные мастера, создающие художественные полотна, используют как сознательную, так и бессознательную области своего творческого потенциала и заключенный в них мир противоположностей» [19, с. 25]. Таким образом, автор проводит грань между спонтанным рисунком и рисунком, как предметом творчества, указывая на непосредственное присутствие элементов бессознательного и возможности работы с ним.
В современной практической психологии актуальность приобретает психодинамический подход доктора психологических наук, профессора Т.С. Яценко, в котором присутствуют разные формы работы с психорисунком: рисунок на заданную тему с использованием психокоррекционного диалога; психоанализ комплекса тематических психорисунков, психоанализ неавторского рисунка, психокоррекционная работа с использованием татуировки. Работа с рисуночными методами в данном подходе базируется на следующих принципах: использование феноменологического подхода при работе с респондентом; целостное понимание психики в единстве сознательного и бессознательного с учетом противоречивости их взаимосвязей, что проявляется в направленности сознания «к силе», а бессознательного - к инфантильным ценностям («к слабости»), обусловливая отличия между «логикой сознания» и
«логикой бессознательного» [20]; процессуальности диагностики и ее единстве с коррекцией, основывающихся на диалогическом взаимодействии психолога и респондента [21].
Исследования многих ученых (Л.Ф. Бурлачук, А.И. Копытин, Д.А. Леонтьев, Г.М. Прошанский, С.Ю. Савенко и др.) показывают, что применение проективного рисунка для выявления личностных черт человека основано на принципе проекции, т. е. «методического принципа, лежащего в основе особого класса психодиагностических методик - проективных техник или методик. Особенности анализа и интерпретации человеком объективно неоднозначных событий, ситуаций и приписывания определенных черт и мотивов персонажам, действующим в этих ситуациях, позволяют делать диагностические заключения о структурах личности исследуемого, обусловивших именно такую, а не иную интерпретацию» [22, с. 372]. Рисуя какой-либо объект или выбирая готовый рисунок, человек передает свое отношение к нему. Рисунок воспринимается как какое-либо сообщение, зашифрованное в образах. Основная задача психолога состоит в том, чтобы расшифровать его, понять, что говорит ему исследуемый.
Как отмечалось ранее в психодиагностическом ключе термин «проекция» ввел Л. Франк, подразумевая, что, исходя из неопределенности стимульного материала исследуемый переносит на него свои качества как на экран. Такое определение проекции не удовлетворило исследовательский интерес его современников.
Далее наибольшего развития определение проекции приобрело в психоаналитическом ключе, после определения этого механизма основателем психоанализа Зигмундом Фрейдом. Впервые понятие «проекция» 3. Фрейд использовал в 1896 г. для толкования патологических симптомов паранойи, а после, в 1911 г. при анализе «случая Шребера». В данных исследованиях проекция трактовалась как приписывание социально неприемлемых желаний окружающим, которые человек не принимает в себе. В данном контексте проекция изучалась З. Фрейдом как механизм защиты против асоциальных бессознательных влечений, лежащих в основе бредообразования при паранойе. В дальнейших своих исследования, кроме концепции защитной проекции, входящей в состав различных патологических состояний, З. Фрейд вводит понятие проекции, как нормального психологического процесса, который участвует в формировании нашего восприятия внешнего мира [23]. Такое трактование проекции в психодиагностике было определено как «классическая проекция».
Австро-американский психолог, психоаналитик Л. Беллак, автор концепции «апперцептивного искажения», рассматривает проекцию как приписывание окружающим собственных тенденций, которые не могут быть реализованы самим индивидом. Концепция «апперцептивного искажения» рассматривает механизмы проекции в качестве защиты «я» и отчасти относит его к сфере бессознательного. Проективное поведение («апперцептивное искажение») представлено им как отражение индивидуальных различий в восприятии, которые обусловлены чувствами и мотивами [4].
В работах российского психиатра Ю.С. Савенко представлены следующие понятия проекции:
• имманентное свойство нашего восприятия, его субъективность, индивидуальность, личностность (в широком смысле);
• идентификация с собой, самоотождествление, отнесение к себе, одно из частных проявлений активной личностной переработки (в узком смысле).
Итак, проекция рассматривается как личностный компонент психической деятельности, такая детальная трактовка проективного образа обнаруживается только в некоторых исследованиях [12].
Далее рассмотрим функции психологического рисунка. К наиболее распространенным функциям рисунка современные исследователи относят:
1. Диагностическую, цель которой - получение представлений о личностной проблеме клиента. Российская исследовательница Л.Д. Лебедева указывает, что для использования рисунка в целях диагностики важно понимать, что он отражает, бессознательные импульсы и переживания человека, а не его сознательные установки. «Именно поэтому, используя рисунок, мы имеем дело с истинными чувствами и переживаниями человека, а не теми, какими он бы хотел их представить» [24, с. 133].
Ученые В.Н. Мельников, Л.Т. Ямпольский отмечают, что в отличие от большинства тестовых методик, методы, основанные на рисунке, могут быть использованы многократно, не утрачивая своего диагностического потенциала. Они применяются в работе с клиентами разного возраста, позволяя использовать их для наблюдения за ходом психического развития в течение длительного периода, а также для оценки динамики состояния.
2. Терапевтическую/коррекционную - собственно «исцеление» личности с помощью искусства, возвращение личности к психологической целостности. В процессе работы с рисунком агрессивные и враждебные чувства находят приемлемые способы самовыражения.
В добавление к вышеперечисленным функциям, А.А. Осипова отдельно выделила функции рисунка в работе с детьми: создание атмосферы психологической безопасности, постановка креативной задачи и принятие ее ребенком в ходе занятия, эмоциональная поддержка, отражение чувств, эмоций и переживаний ребенка, которые актуализируются в ходе рисования и представлены в продукте его творчества [16].
Исследователи отмечают, что искусство анализа и интерпретации проективных рисунков требует от психолога знакомства со значительным количеством различных вариантов выполнения заданий, что связано с приобретением психологом опыта практической работы.
На сегодняшний день, не существует такого руководства или перечня правил, которые могли б содержать полноценное описание той уникальной комбинации характеристик, которую обнаруживает психолог в рисунке, поэтому он должен полагаться на приобретенный практический опыт при определении значения рисунка. Однако существуют общие рекомендации при интерпретации психологического рисунка:
• ознакомиться со стандартным руководством по интерпретации психологических рисунков;
• использовать все возможности для анализа того, что скрыто внутри рисунка;
• брать во внимание все противоречия в процессе анализа рисунка;
• объединить всю информацию, известную о респонденте;
• интерпретировать рисунки в процессе диалога с респондентом, учитывая его комментарии и виденье собственного рисунка [1].
Овладение различными способами понимания другого человека через изобразительное искусство, литературу, музыку, изучение различных психологических теорий, совершенствование своих аналитических способностей, собственный опыт и самопознание в значительной мере способствуют анализу и интерпретации психорисунка. Также, значительную роль в анализе и интерпретации рисунка играют теоретические установки психолога.
В психодинамическом подходе разработан ряд авторских методов работы с психорисунками: психоанализ комплекса тематических психорисунков [11], психоанализ
https://mir-nauki.com
неавторского рисунка [11], психокоррекционная работа с использованием татуировки [25]. Психоанализ комплекса тематических психорисунков - является одним из основным методов глубинной психокоррекции и составляет 40-45 рисунков одного автора. Темы рисунков подобраны так, чтобы при их выполнении актуализировались эмоциональные аспекты опыта, отношение к пережитым ситуациям, субъективное видение себя и отношений с другими людьми, среди них: «Кризис и этапы выхода из него», «Я-реальное, я-идеальное», «Мой партнер», «Дорога моей жизни» и др. Авторский тематический психорисунок позволяет отображать в образах действительность, возможность объединить внешний и внутренний мир, проектируя содержание психики в символы. В психокоррекционном диалоге проясняется субъективная значимость определенного цвета, символа, их роль в рисунке и содержание самого изображения. При работе с психорисунком учитывается не столько тестовое значение изображения, сколько возможности образного изображения в проявлении внутреннего, личностно-неповторимого психологического содержания, которое передает его автор. Целостная интерпретация всех психорисунков и полученного в таком диалоге вербального материала позволяет раскрыть логику бессознательного и выявить глубинно-психологические причины личностной проблемы респондента.
Психоаналитическая работа с неавторским рисунком используется во время активного социально-психологического познания как диагностический и психокоррекционный прием. Материалом для работы выступают известные художественные картины. Респонденту предлагаю не самому нарисовать рисунок, а выбрать из ряда предложенных картин тот, который находит у него эмоциональный отклик. Использование приема работы с неавторским рисунком базируется на механизме проекции, метафоричности и архетипической символике. Образы картины наполняются индивидуальным содержанием благодаря психокоррекционному диалогу.
Работа с татуировками, как и с неавторскими рисунками, базируется на приеме метафоры, механизмах проекции, идентификации и перенесения внутреннего содержания инфантильного опыта. Использование тату в рамках глубинной психокоррекции возможно в нескольких формах: как «присвоение» сюжета иллюстрации в качестве татуировки протагонистом; индивидуальный рисунок татуировки; семантическое переструктурирование (расстановка собственных акцентов в рисунке тату).
Ниже представлен фрагмент работы с респондентом, методом психоанализа неавторского рисунка. В качестве рисунка респондентом была выбрана картина Д. Тодда «Разбить вдребезги» (см. рис. 1). Далее, П. - психолог, Ю. - респондент.
Рисунок 1. Д. Тодд «Разбить вдребезги» П.: Что обратило ваше внимание на этом рисунке? Ю.: Центральная фигура, потому что она разбита камнем.
25PSMN319
https:// mir-nauki. com
П.: Вы можете представить как это произошло?
Ю.: Камень летел с этой стороны (указывает траекторию полета с правого верхнего угла в левый нижний угол) и он разбил какую-то оболочку, где находилась эта фигурка (показывает на центральную фигурку).
П.: Где вы себя ощущаете?
Ю.: Я себя ощущаю здесь (фигурка, расположенная в правом верхнем углу), самой дальней.
П.: Как вы думаете, почему они в небеса поднялись и ко всему приобрели автономию?
Ю.: Точно не знаю, скорее всего, их что-то подняло. Они сначала были вместе, а потом что-то произошло и они разъединились, поднялись в небеса.
П.: Вы можете предположить, что произошло? Возможно вихрь набежал на шахматную доску. Откуда у них «защитные ящички», в которых они находятся?
Ю.: Я предполагаю, что погода резко испортилась. Когда они поднимались в небеса, у них сработала защитная реакция и образовалась такая оболочка.
П.: Как образовалась «защитная оболочка»?
Ю.: Как будто сработал инстинкт самосохранения и они отгородились.
П.: Наверное, в жизни для Вас очень важна защита?
П.: Видимо, поэтому вы обратили внимание, на фигурку где нарушена защита. Поэтому Вы и чувствуете себя вот здесь (показывая на фигурку расположенную в правом верхнем углу) где защита не нарушена и находитесь вдалеке и может в безопасности, так как угроза миновала, шар пролетел мимо и не затронул Вас. Какая перспектива у этих фигурок? Куда они дальше полетят? И что с ними будет дальше?
Ю.: У меня предположение, что когда-то эти фигурки были одним целым, их связывала их эта фигурка (фигурка, находящаяся в центре), а когда камень влетел и разбил оболочку, они сразу же разъединились. Мое внимание обратила центровая фигура, это как семья, в ней есть и белые и черные фигурки, а когда камень влетел, с этого момента все разделилось.
П.: Можно предположить, что в вашей семье что-то произошло и началось такое отделение членов семьи или один кто-то очень важный дистанцировался от семьи?
Ю.: В моей семье, происходит то, что со временем все дистанцируются друг от друга, как на рисунке, каждая фигурка в своем ящичке и на расстоянии друг от друга.
Таким образом, на сегодняшний день в научной литературе существуют разные определения и подходы к пониманию психологического рисунка: основной и наиболее эффективный метод для исследования бессознательных тенденций психики субъекта (Г. Мюррей, Г.М. Ферс, О.Н. Усатенко, Т.С. Яценко), метод исследования, позволяющий выявить широкий спектр психологических особенностей личности (М.В. Киселева, А.А. Осипова, Е.С. Романова, Л.Н. Собчик), метод исследования личности, основанный на выявлении проекций с последующей их интерпретацией (С.Ю. Головин), один из методов групповой психотерапии, предназначенный для сбора дополнительной информации о проблеме пациента (Д.Б. Карвасарский), метод исследования личностный свойств, определяющий поведение (Д.А. Леонтьев). Психологический рисунок относится к проективным методам исследования личности, однако, имеют ряд преимуществ перед другими проективными методами.
Ю.: Да.
В основе применения психорисунка для выявления личностных черт человека лежит феномен проекции. Впервые термин «проекция» в психодиагностику ввел Л. Франк, однако наибольшего развития трактование проекции приобрело в психоаналитическом ключе, после определения этого механизма З. Фрейдом в ряде его работ. Первоначально З. Фрейд описал концепцию защитной проекции, входящей в состав различных патологических состояний. Однако, вскоре он ввел понятие проекции, как нормального психологического процесса, участвующего в формировании нашего восприятия внешнего мира.
В современной литературе выделены две основные функции проективного рисунка: диагностическая (получение представлений о личностной проблеме клиента) и терапевтическая или коррекционная (работа над личностной проблемой с помощью искусства, возвращение личности к психологической целостности). Вместе с тем, мы считаем, что современными психологами недостаточно учитываются коррекционные возможности психорисунка. По нашему мнению, концепция психологического рисунка приобрела наибольшее свое развитие в психодинамическом подходе Т.С. Яценко, в котором разработан ряд авторских методов работы с психорисунками: психоанализ комплекса тематических психорисунков, психоанализ неавторского рисунка, психокоррекционная работа с использованием татуировки. В этом подходе диагностико-коррекционная работа с психорисунком выступает как самостоятельный метод, направленный на познание бессознательных тенденций психики субъекта, а также позволяющий исследовать проекции, которые имеют инфантильный характер и переносятся на актуальную ситуацию взаимодействия личности с другими людьми.
ЛИТЕРАТУРА
1. Kalashyan Ya.G. The possibilities of using the psychological drawing method in the work of the modern Russian psychologist / Ya.G. Kalashyan, O.N. Usatenko // Modern Science [Text]: scientific publication journal. - № 03 (March) / scientific information publishing center «Strategic Studies Institute»; Editor-in-chief - A.N. Zotin. - Moscow, 2017. - p. 166-169.
2. Менегетти А. Образ и бессознательное / А. Менегетти. - М.: Онтопсихология, 2000. - 448 с.
3. Хоментаускас Г.Т. Использование детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений / Г.Т. Хоментаускас // Вопросы психологии. - 1986. - № 1. - С. 165-171.
4. Проективная психология / пер. а англ. - М.: Апрель Прессе, Изд-во ЭКСМО -Пресс, 2000. - 528 с.
5. Лебедева Л.Д., Никанорова Ю.В., Тараканова Н.А. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии / Л.Д. Лебедева, Ю.В. Никанорова, Н.А. Тараканова. - СПб.: Речь, 2006. - 336 с.
6. Романова Е.С. Графические методы в психологической диагностике / Е.С. Романова, О.Ф. Потемкина. - М.: Аспект Пресс, 2011. - 400 с.
7. Усатенко О.Н. Методология саморефлексии профессиональной подготовки практического психолога: монография / О.Н. Усатенко. - Симферополь: ИТ «Ариал», 2012. - 290 с.
8. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога / С.Ю. Головин. - Мн.: Харвест, 1998. - 409 с.
9. Психологическая энциклопедия. 2-е изд. / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. -СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.
10. Карвасарский Д.Б. Психотерапевтическая энциклопедия / Д.Б. Карвасарский. -М.: Юпитер-Интер, 2000. - 797 с.
11. Яценко, Т.С. Методология глубинно-коррекционной подготовки психолога / Т.С. Яценко, А.В. Глузман. - Днепропетровск: Изд-во «Инновация», 2015. - 396 с.
12. Бодалев, А.А. Общая психодиагностика / А.А. Бодалев, В.В. Столин, В.С. Аванесов. - СПб.: Изд-во «Речь», 2000. - 440 с.
13. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика / Л.Ф. Бурлачук. - СПб.: Питер, 2006. - 351 с.
14. Собчик, Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики / Л.Н. Собчик. - СПб.: Речь, 2005. - 624 с.
15. Киселева, М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе / М.В. Киселева. - СПб.: Речь, 2007. - 336 с.
16. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие / А.А. Осипова. - М.: Сфера, 2002. - 510 с.
17. Прошанский, Г.М. Классификация проективных методов / Г.М. Прошанский // Проективная психология. - М.: Апрель Пресс, 2000. - С. 98-105.
18. Шляпникова И.А. Проективные методы психодиагностики / И.А. Шляпникова. -Челябинск: ЮУрГУ, 2012. - 71 с.
19. Грегг М.Ферс Тайный мир рисунка / Грегг М. Ферс. - СПб.: Деметра, 2014. -168 с.
20. Усатенко, О.Н. Личностная проблема субъекта с позиции психодинамического подхода / О.Н. Усатенко // Black Sea Scientific Journal of Academic Research. -TBILISI, GEORGIA. - NOVEMBER. - 2014. - VOL. 18. - ISSUE 11. - P. 51-54.
21. Калашян Я.Г. Психологическая защита в глубинной психокоррекции / Я.Г. Калашян. - Германия: LAP Lambert Academic Publishing, 2016. - 56 с.
22. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. -3-е изд. - М.: Прайм-Еврознак, 2003. - 632 с.
23. Фрейд, З.Я и Оно. По ту сторону принципа удовольствия: [пер. с нем.] / Зигмунд Фрейд. - М.: АСТ: Астрель, 2011. - 156 с.
24. Лебедева, Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий / Л.Д. Лебедева. - СПб.: Речь, 2003. - 256 с.
25. Бекетова, Е.С. Выявление личностной проблематики субъекта средствами глубинно-психологического анализа татуировок / Е.С. Бекетова // Гуманитарно-педагогическое образование. - Севастополь, 2016. - Т. 2. - № 2. - С. 10-15.
Zalevskaya Yana Gennadievna
V.I. Vernadsky Crimean federal university Humanities and pedagogical academy (branch) in Yalta, Yalta, Russia
E-mail: [email protected]
Usatenko Oksana Nikolaevna
V.I. Vernadsky Crimean federal university Humanities and pedagogical academy (branch) in Yalta, Yalta, Russia
E-mail: [email protected]
Ways of applying psychological drawing in the practical activity of a psychologist: analysis of the problem and modern interpretation
Abstract. In practical psychology, at this stage of science development, there are a range of methods aimed at diagnosing of personality and personal traits. Most of them belong to the projective methods of personality research. Preference of drawing methods is caused by various reasons, such as: simplicity and accessibility in application, which makes possible to use them as an express diagnostic; expansion of age range for providing psychological assistance due to work with non-verbal material; application for work with children of preschool age; they do not cause resistance among respondents and cause particular interest.
This article presents various approaches and ways to definition of a psychological drawing: they are called drawing methods (A. Meneghetti, G. Homentauskas), projective drawings (R. Murray, G. Rorschach), drawing techniques (K. Mahover, L. Lebedeva), graphic techniques (E.S. Romanova, A.F. Potemkin), psychological drawing/psycho-drawing (O.N. Usatenko, T.S. Yatsenko).
History of the projective method dates back to 1904-1905 from verbal associations test of Swiss psychiatrist, the founder of analytical psychology, K.G. Jung, who discovered that unconscious experiences of an individual are available for objective diagnosis. The use of projective drawing to identify personality traits of a human is based on the principle of projection, which was studied by L. Bellak, B. Myurstein, R. Pryor, Yu.S. Savenko, Z. Freud, and others. The term "projection" in psychodiagnostics was for the first time introduced by L. Frank, however, interpretation of the projection acquired the greatest development in a psychoanalytic way.
The use of psychological drawing in practical activity is influenced by the understanding of its functions. The main functions of psychological drawing presented in literature are - diagnostic (obtaining ideas about client's personal problem) and therapeutic or correctional (work on personal problem with the help of art, returning personality to psychological integrity) functions.
Keywords: psycho-drawing; psychological drawing; projective drawing; drawing methods; graphic technique; drawing technique; projective method; psychodiagnostics; psychocorrection; deep psychocorrection method; psycho-drawing functions