Научная статья на тему 'Адаптация стандартизированных проективных методов при их использовании в глубинной психокоррекции'

Адаптация стандартизированных проективных методов при их использовании в глубинной психокоррекции Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
417
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКЦИЯ / ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ / ПСИХОРИСУНОК / ГЛУБИННАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИЯ / ДИАЛО / PROJECTION / PROJECTIVE TECHNIQUES / UNCONSCIOUS / PSYCHODRAWING / DEEP PSYCHOCORRECTION / DIALOGUE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Усатенко Оксана Николаевна, Гришина Анастасия Алексеевна

Статья освещает проблемы и перспективы использования проективных методов в практической работе психолога. Раскрывается психоаналитический смысл проекции. Рассмотрены диагностические и коррекционные возможности применения проективных методов в психологической практике. Проанализированы возможности диагностического и коррекционного потенциала проективных методов с основой на психодинамическую методологию Т.С. Яценко.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Адаптация стандартизированных проективных методов при их использовании в глубинной психокоррекции»

Ио/р/ё

9. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития. - М., 2007. - 240 с.

10. Зеер Э. Ф. Психология профессий. -М., 2003. - 347 с.

11. Иванова Н. Л. Профессиональная идентичность преподавателя как фактор внедрения инноваций в вузе // Психология обучения. - 2016. - № 6. - С. 73-85.

12. Иванова Н. Л., Конева Е. В. Профессиональная идентичность и профессиональное пространство // Мир психологии. - 2004. -№ 2. - С. 148.

13. Клименко Л, Посухова О. Социальный аспект профессиональной идентичности социально ориентированных групп в российском обществе // Общество и экономика. -2017. - № 3-4. - С. 17.

14. Климов Е. А. Психология профессионала. - Воронеж, 1996. - 400 с.

15. Манукян В. Р. Психологическое содержание и факторы возникновения кризиса профессионального развития у студентов вуза // Психологическая наука и образование. -2011. - № 4. - С. 109.

16. Маркова А. К. Психология профессионализма. - М., 1996. - 74 с.

17. Овчинникова Ю. Г., Селюгина П. Б. Личностная идентичность: от философских аспектов к психологической сущности // Психология. Журнал Высшей школы экономики. -№ 1. - 2012. - С. 153.

18. Петраш Е. А. Социально-психологическая адаптация личности в структуре профессиональной идентичности на разных этапах профессионализации: автореф. дисс. ... канд. психол. наук // Курск. гос. мед. ун-т. -Курск, 2009. - 28 с.

19. Поваренков Ю. П. Профессиональное становление личности: дисс. ... д-ра псих. наук. - Ярославль, 1999. - 359 с.

20. Родыгина У. С. Психологические особенности развития профессиональной идентичности студентов - будущих психологов: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - Курск, 2007. - 25 с.

21. Фромм Э. Ситуация человек - ключ к гуманистическому психоанализу // Проблема человека в западной философии. - М., 1988. - С. 17-19.

22. Шапошникова И. В. Мотивационная база реформы образования и языковая поли-

тика // Вопросы психолингвистики. - 2016. -№ 1 (27). - С. 256.

23. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг: учеб. пособие. - М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. - 594 с.

24. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность и память: опыт генетической реконструкции // Мир психологии. - 2001. - № 1. -С. 64.

25. Шпота В. А. Профессиональная идентичность будущего специалиста: сущность, этапы формирования // Научное обозрение. - 2008. - № 2. - С. 117.

26. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с английского. - М.: 1996. -344 с.

27. Яшина А. А. Проблема идентичности в социологии // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7. -2007. - Вып. 6. - С. 110.

О. Н. Усатенко, А. А. Гришина

УДК:159.98:159.964 АДАПТАЦИЯ

СТАНДАРТИЗИРОВАННЫХ ПРОЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ГЛУБИННУЮ ПСИХОКОРРЕКЦИЮ

Нужно меньше говорить и больше рисовать

И. В. Гёте

оективные методы получили широкое применение во многих областях психологической практики, что обусловлено возрастающей потребностью в прикладных психологи-

ческих исследованиях личности. Они входят в инструментарий практического психолога и являются эффективным средством диагнос-тико-коррекционной работы с различными категориями населения (дети, подростки, взрослые, люди с ОВЗ).

Под проективными методами понимается «... совокупность методик, направленных на исследование личности и разработанных в рамках проективного диагностического подхода» [1, с. 250]. Популярная энциклопедия психоанализа характеризует проективный метод как «.позволяющий составить наиболее полное представление о психологических особенностях того или иного человека» [4, с. 353]. Исследователи, обращающиеся к проективным методам диагностики, отмечают, что в их основе лежит такой психический феномен, как проекция.

Проективные методы - психодиагностический инструмент, характеризующийся созданием экспериментальной ситуации, допускающей множественность возможных интерпретаций при восприятии ее испытуемыми. Наиболее существенным признаком проективных методик является использование в них неопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать, развивать и т. д. В процессе взаимодействия личности со стимульным материалом происходит его структурирование, в ходе которого личность проецирует особенности своего внутреннего мира: потребности, конфликты, тревогу и т. д. Изучение личности с помощью проективных методик представляет собой замаскированное тестирование, так как респондент не может знать, что именно в его ответе является предметом интерпретации исследователя.

Традиционно различают несколько групп проективных методик: методики интерпретации, методики дополнения; методики катарсиса; методики изучения экспрессии; методики изучения продуктов творчества. Подобное многообразие методик предоставляет психологам широкий выбор и почти неограниченные возможности изучения личности и ее свойств.

Проективные методы обладают целым рядом преимуществ: испытуемый обладает относительной свободой в выборе ответа или тактики поведения благодаря неопределенности инструкции или стимульного материала; отсутствие «неправильных» ответов, т. е. безоценочное отношение со стороны психолога; диагностическая направленность не на ту или иную психическую функцию, а на тенденции личности во взаимодействии с ее социальным окружением; менее подвержены фальсификации, чем опросники, построенные на сведениях о личности респондента.

Вместе с тем существующие достоинства не исчерпывают некоторых проблем, возникающих при использовании этих методов на практике или в научном исследовании. В частности, к проективным методам не применимы в полной мере требования валидности и надежности. К этому следует добавить, что при интерпретации проективных методов, имеющих качественную обработку данных, некорректно проводить однозначную связь между отдельным диагностическим признаком и особенностью личности испытуемого. Для проективных методик принципиально важной оказывается роль психолога-практика, что связано с необходимостью выдвижения гипотез, осуществления интерпретаций, что, по мнению ряда авторов, неизбежно приводит к субъективизму выводов. Последнее, на наш взгляд, не так очевидно, потому что за ним стоят бессознательные проявления психики, к которым психологи иногда относятся достаточно скептично или настороженно, потому что не понимают и воспринимают как нечто хаотичное и инстинктивное, недоступное анализу. Такой вид субъективизма можно упредить путем освоения психологом методологии глубинного познания психики в единстве сознательного и бессознательного. Второй вид субъективности, на наш взгляд, зависит от личностных свойств психолога, которые он привносит в свои интерпретации, поэтому для работы с проективными методиками первостепенное значение имеет личностная проработка психологом собственных проблем, опыт работы и профессионализм. Ска-

занное выше акцентирует внимание на основательности и глубине теоретической и практической подготовки практических психологов к работе с проективными методами.

При работе с проективными методиками важно учитывать задачи и концепции, положенные в основу их создания (общепсихологические, клинические и др.). Расширение сферы применения проективных методик, характерное для современного состояния психологии, требует осознания теоретической основы проективных методов, что в противном случае может повлечь их некорректное использование. Анализ и теоретическое обоснование применения проективных методов с позиции глубинно-психологического подхода и представляет цель нашего исследования.

Термин «проекция» получил наиболее широкое распространение именно в контексте проективных психологических методов. Однако проективная психология не исчерпывает области исследования проекции, и в современной психотерапии и практической психологии этот термин используется несколько шире.

З. Фрейд рассматривал проекцию через призму внутренней динамики психики. Ученый считал, что в организме возможны два вида возбуждений, порождающих напряжение: те, от которых можно уберечься и защититься, и те, которых невозможно избежать, поскольку необходимого механизма зашиты не существует, - это является первым критерием различения между внутренним и внешним.

Проекция, по З. Фрейду, выступает как первоначальное средство защиты от внутренних возбуждений, которые могут быть слишком сильными, и тогда субъект проецирует их вовне, чтобы уклониться (фобическое избегание), защититься от них. Возникает «. побуждение видеть в них не внутреннее, а внешнее воздействие, так как в последнем случае можно ввести в действие особый слой защиты от возбуждения и так возникает «проекция» [3, с. 442].

В своих первых текстах З. Фрейд трактовал проекцию при паранойе как первичный

защитный механизм, по сути своей противоположный вытеснению при неврозе навязчивости. При этом неврозе первичная защита представляет собой вытеснение в бессознательное всей совокупности патогенных воспоминаний и замещение их «первичным симптомом защиты» - недоверием самому себе. При паранойе же первичная защита действует иначе: вытеснение здесь также имеет место, однако оно направлено во внешний мир, а первичный симптом защиты выступает как недоверие другим людям.

Несмотря на все эти сложности, суть проекции, как мы видим, показана у З. Фрейда достаточно однозначно. Всякий раз речь идет об отщеплении части себя вовне, об отказе принять нечто в себя или быть чем-то. Проекция характеризуется как бессознательный процесс, спонтанный поведенческий акт. Именно проекция отвечает за восприятие человеком мира таковым, как он его видит, а людей таковыми, как он их себе представляет, т. е. вовне проецируется субъективное внутреннее содержание психики человека. Проекция наряду с интроекцией структурирует внутренний и внешний мир человека. Интериори-зируется то, что вызывает удовольствие, т. е. соответствует принципу удовольствия, проецируется же то, что не соответствует («хорошие», «плохие» объекты).

Психоаналитики утверждают, что проекция широко представлена в межличностном общении в виде оценочных суждений, предрассудков, мифов и суеверий, в художественной литературе и кинематографии, политике и др. Проекции опасны тем, что приводят к ошибочному восприятию реальности. П. С. Гуревич отмечает, что проекция может быть «. и общей причиной враждебности, и единственным источником жизненной энергии» [4, с. 356]. Отечественные исследователи выделяют два вида проекции: позитивные и негативные. В случае позитивной проекции предполагается наличие в другом положительных качеств, ценностей или чувств, в случае негативной - отрицательных [4, с. 356].

Ж. Лапланш и Ж.-Б. Понталис обращают внимание на то, что в проективных методах

субъект проецирует «...вовне не только то, что он есть, но и то, чем он отказывается быть» [3, с. 446]. В психоанализе проективные методы используются в основном как дополнительные методы в индивидуальной работе, когда «. необходимо уделить внимание мельчайшим нюансам их внутреннего мира, составить как можно более подробный психологический портрет человека» [4, с. 355].

Таким образом, проективные методы имеют значительный диагностический потенциал. В то же время недостаточно раскрыты их коррекционные возможности в современной психологической практике, что обусловлено тем, что психологами-практиками недостаточно учитываются динамические особенности бессознательного, которые и подлежат проекции. Методология, ориентированная на раскрытие диагностико-коррекционных ресурсов проективных методов, должна быть глубинно ориентированной, учитывающей внутреннюю динамику психики и ее зависимость от системы психологических защит. Таким условиям соответствует представленный ниже современный психодинамический подход.

Психодинамический подход к глубинной психокоррекции в авторстве Т. С. Яценко [2] интегрирует работу в группе (групповую динамику), активные методы обучения, глубинно-психологический анализ и ориентирован на потребности практической психологии. Глубинная психокоррекция является адекватной и целостной системой познания психики в аспекте оказания психокоррекционной помощи человеку в нивелировании личностных проблем и гармонизации внутреннего мира.

Психика рассматривается в целостности сфер сознательного и бессознательного при сохранении их функциональной автономии и асимметрии. Личностная проблема субъекта понимается как результат внутренней рассогласованности логики сознания и логики бессознательного, которая маскируется системой психологических защит (в направлении идеализации Я), обеспечивающей субъективную интеграцию психики на иллюзорных основаниях. Последнее обусловливает психическую дезадаптацию субъекта, глубинно-пси-

хологические предпосылки которой могут быть выявлены лишь с помощью специалиста в процессе диалогического взаимодействия на спонтанном визуализированном материале протагониста в ситуации «здесь и сейчас».

Использование визуализированных средств самопрезентации в глубинном познании психики основано на глубинно-психологическом понимании проекции и предполагает создание необходимых условий для ее проявления согласно принципу дополнительности: вариативность метафорических визуализированных средств самопрезентации в ситуации спонтанности и непринужденности поведения с их последующим анализом в процессе диалогического взаимодействия. Метафорические средства приближены к образности языка бессознательного и, как показывает эмпирический опыт, предметная самопрезентация Я доступна каждому человеку. Избирательность же форм спонтанно диктуется опытом и внутренним императивом активности субъекта. При этом нет существенных отличий в том, выбирает ли человек готовый «презентант» (игрушку, неавторский психорисунок) или создает его сам (лепит, рисует, моделирует из камней). Более того, респондент может непроизвольно сочетать эти средства.

В глубинной психокоррекции наработан значительный опыт применения проективных рисунков в познании групповой динамики и глубиннопсихологических предпосылок личностных проблем. Разработана и методологически обоснована Т. С. Яценко авторская методика психоанализа комплекса тематических психорисунков [5], включающая более 40 тем, а также методика психоанализа неавторских психорисунков. Среди тем психорисунков, включенных в комплекс, представлены и несколько, относящихся к проективным.

Психорисунок является своеобразным актом коммуникаций и дает возможность выражать и передавать индивидуальное содержание в символах, цветах, формах, которые касаются значимых событий или переживаний. При выполнении рисунка автор всегда руководствуется собственными предпочтени-

ями при выборе цветов, формы, размещения и сюжета, что помогает исследовать значимые этапы жизни субъекта. Процесс психологического изображения является внутренне детерминированным и системно упорядоченным на бессознательном уровне.

Работа с психорисунком не ограничивается реализацией только психодиагностических целей - она всегда объединяется с пси-хокоррекционным заданием [2]. Эффективность психоанализа рисунков состоит в том, что он, благодаря символичности, содержит большее количество смыслов и информации, чем те, которые автор сознательно вкладывал во время их выполнения. В работе с рисуночным материалом психолог нацелен не на выявление отдельных символов как таковых, а на установление в процессе диалога с автором рисунков повторяемости символов в бесконечном их разнообразии наряду с их индивидуально неповторимым смыслом.

В процессе диалогического взаимодействия у респондента всегда остается возможность защитить себя от «рискованной для Я информации» (интерпретации) и представить свой вариант. В диалоге проявляется значимость определенного цвета, формы и символа, их роль в рисунке и содержание самого изображения. Вербальный материал также необходим для понимания логики бессознательного, как и образы рисунков, поскольку он обеспечивает возможность более глубокой интерпретации символов рисунков, исходя из их понимания автором [2]. Благодаря психодиагностическому диалогу с автором, психолог имеет возможность максимально приблизится к его внутреннему миру. Свои интерпретации психолог строит на итеративности индивидуально неповторимого вербального и визуализированного материала, они выражают глубиннопсихологические тенденции, определяющие бессознательную направленность психики, противоречащую логике сознания.

Практическому психологу, работающему с проективными методами в психодинамической парадигме, важно учитывать в работе функциональные особенности сознательной и бессознательной сфер психики - их отли-

чие, взаимозависимость и автономность; единство сознательного и бессознательного, которое имеет место быть в любом психическом акте; внутреннюю противоречивость психики, которая обусловлена противоречивостью «логики бессознательного» по сравнению с «логикой сознания».

Профессионализм психолога в работе с психорисунками состоит в умении дешифровать символические формы проявления бессознательного в глубинном познании. Интерпретации психолога базируются на понимании им метафоричности языка бессознательного и механизмов символизации бессознательных смыслов; универсальности символов и архетипов, их единстве с символикой мифов и сказок; динамичности архетипа в его способности интегрироваться со всеми инстанциями психики, включая механизмы символизации и защитную систему. Психолог в психодинамическом подходе учитывает и универсальные, и индивидуальные особенности архе-типической символики в метафорически-образном материале психорисунков.

Психологу необходимо создать доверительную атмосферу для работы с респондентом с использованием психорисунков. Этому способствует принятие респондентом (участниками группы в случае групповой работы) принципов обращения друг к другу на «ты» и «по имени», на уровне «человек - человек», принципы открытости, «здесь и сейчас», активности, добровольности, безоценочнос-ти, конфиденциальности, восприятия себя и других такими, какими они есть, а также принцип обратной связи. Их принятие является необходимым условием для создания психологического микроклимата, важного для самопознания и познания другого.

Диалог является основой психоаналитической работы с психорисунками, опирается на психодинамическую теорию, соответствующую методологию и базируется на умении психолога анализировать семантику актуальной активности субъекта в ситуации «здесь и сейчас». Диалогическое взаимодействие базируется на способности психолога к обеспечению контекстности, процессуальности и

целостности познания. Процессуальная диагностика внутренних устоявшихся закономерностей психики осуществляется путем выявления противоречий в материале респондента в условиях спонтанности и непроизвольности поведения субъекта в процессе визуализации психического в его индивидуализиро-вано-символическом выражении.

Начинающие психологи и студенты-психологи имеют ограниченное понимание феномена и роли проекции в процессе оказания психологической помощи проективными методами, опираясь на предложенные «готовые» показатели для интерпретации. Это негативно сказывается на развитии ими собственных способностей к интерпретации на основе понимания целостности психики в единстве сознания и бессознательного; анализу архетипически-символического материала респондента на основе его индивидуальной неповторимости; диалогическому взаимодействию с респондентом в ситуации «здесь и сейчас» в единстве визуальных и вербальных средств познания.

АННОТАЦИЯ

Статья освещает проблемы и перспективы использования проективных методов в практической работе психолога. Раскрывается психоаналитический смысл проекции. Рассмотрены диагностические и коррекционные возможности применения проективных методов в психологической практике. Проанализированы возможности диагностического и кор-рекционного потенциала проективных методов с основой на психодинамическую методологию Т.С. Яценко.

Ключевые слова: проекция, проективные методы, бессознательное, психорисунок, глубинная психокоррекция, диалог.

SUMMARY

The article highlights the problems and prospects of using projective methods in the practical work of a psychologist. The psychoanalytic meaning of the projection is revealed. Diagnostic and correctional possibilities of projective methods application in psychological practice are considered. The possibilities of diagnostic and correction potential of projective methods based

on T. S. Yatsenko's psychodynamic methodology are analyzed.

Key words: projection, projective techniques, the unconscious, psychodrawing, deep psycho-correction, dialogue.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бурлачук Л. Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. -СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 528 с.

2. Глубинная психология. Агрессия: психодинамическая теория и феноменология: монография / Т. С. Яценко [и др.]; под ред. Т. С. Яценко. - К.: ВИЩА ШКОЛА-XXI, 2010. - 271 с.

3. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу / пер. с франц. и науч. ред. Н. С. Автономовой. - СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2010. - 751 с.

4. Психоанализ. Популярная энциклопедия / сост., науч. ред. П. С. Гуревич. - М.: АСТ / Олимп, 1998. - 592 с.

5. Яценко Т. С., Кмит Я. М., Мошенская Л. В. Психоаналитическая интерпретация комплекса тематических психорисунков (глубинно-психологический аспект). - М.: СИП РИА, 2000. - 194 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.