Научная статья на тему 'Научная школа Т. С. Яценко: достижения и перспективы'

Научная школа Т. С. Яценко: достижения и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
375
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Т. С. ЯЦЕНКО / T. S. YATSENKO / НАУЧНАЯ ШКОЛА / SCIENTIFIC SCHOOL / ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ / DEPTH PSYCHOLOGY / АКТИВНОЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ / ACTIVE SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL COGNITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Усатенко Оксана Николаевна

В статье представлены достижения научной школы глубинной психологии доктора психологических наук, профессора, академика Национальной академии педагогических наук Украины Т. С. Яценко. Выделены теоретико-методологические, практические и прикладные результаты научно-исследовательской деятельности, раскрыто значение результатов научной школы для профессиональной подготовки практических психологов. Отстаивается позиция о необходимости прохождения личностной психокоррекции с целью нивелирования деструктивных и регрессивных поведенческих проявлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific School of Academician T. S. Yatsenko: Achievements and Prospects

The article deals with the achievements of the scientific school of depth psychology, doctor of psychology, Professor, academician of the National Academy of pedagogical Sciences of Ukraine by T. S. Yatsenko. The theoreticalmethodological, practical and applied results of scientific research activity are singled out, the significance of the results of the scientific school for the professional training of practical psychologists is revealed. The position on necessity of passage of personal psychocorrection with the purpose of leveling destructive and regressive behavioral manifestations is upheld.

Текст научной работы на тему «Научная школа Т. С. Яценко: достижения и перспективы»

АННОТАЦИЯ

В период глобализации общества появление и распространение таких явлений, как троллинг, кибербуллинг свидетельствует о девиантном направлении интернет-социализации. Одна из групп пользователей с деви-антным направлением интернет-социализации на основном этапе - коммуникативные девианты. В статье проанализированы подходы к исследованию коммуникативного поведения личности в интернет-сети. Коммуникативное поведение рассмотрено с точки зрения постнеклассической парадигмы с применением субъектно-деятельностного подхода и положений психологии поступка.

Ключевые слова: постнеклассическая парадигма, субъектно-деятельностный поход, поступок, коммуникативное поведение, Интернет.

SUMMARY

In the period of globalization of society, the emergence and spread of such phenomena as trolling, cyberbullying indicates the deviation direction of online socialization. One of the user groups with deviant direction of Internet socialization on the main stage - communicative deviants. The article analyzes approaches to the study of communicative behavior of the individual in the Internet. Communicative behavior is considered from the point of view of postnonclassical paradigm with the use of subject-activity approach and psychology of the provisions of the act.

Key words: postnonclassical paradigm, subject-activity approach, the act of communicative behavior, Internet.

ЛИТЕРАТУРА

1. LaCoursiere Research Methodology for the Internet: External Validity (Generalizability) / LaCoursiere - Advances in Nursing Science. -October/November/December 2003. - Volume 26. - Issue 4. - P. 257-273.

2. Горошко О. И. Интернет-коммуникация в гендерном измерении // Вестник пермского университета. - 2006. - Вып. 3 «Язык - культура - цивилизация». - С. 219-299.

3. Михайлов С. В. Интернет как социальное явление: дис. ... канд. филос. наук. -Ульяновск, 2003. - 169 c.

4. Рогачёва Н. Б. Структура и функционирование вторичных речевых жанров интернет-коммуникации: на материале русского и английского языков. - Саратов, 2011. - 256 с.

5. Сулер Дж. Компьютерная и Интернет-зависимость [Электронный ресурс] / пер. с англ. Е. А. Щепилина. - иКЬ: Шр://ЪаЫе1ш 2. narod.ru/77314.htm.

6. Черемних К. О. Життя як дiалог: пози-щювання i детериторизащя: зб. статей НАПН Укра!ни, 1н-т сощально! та политично! психологи // редакцшна рада: М. М. Слюсаревський (голова), В. Г. Кремень, С. Д. Максименко та ш. - К.: Мшешум, 2012. - Вип. 31 (34). -С. 29.

7. Чепелева Н. В. Самопроектирование личности в дискурсивном пространстве: зб. статей НАПН Украгни, 1н-т сощально! та полпично! психологи // редакцшна рада: М. М. Слюсаревський (голова), В. Г. Кремень, С. Д. Максименко та ш. - К.: Мшетум, 2012. -Вип. 31 (34). - С. 12.

8. Шевченко И. А. «Я» в дискурсе виртуальности // Критика и семиотика. - 2000. -Вып. 1-2. - С. 19-25.

О. Н. Усатенко

УДК: 159.964

НАУЧНАЯ ШКОЛА

Т. С. ЯЦЕНКО: ДОСТИЖЕНИЯ

И ПЕРСПЕКТИВЫ

аука - специфическая отрасль человеческой деятельности, перспективы которой в значительной степени определяются достиже-

20//А/

ниями научных школ. Последние приобретают особое значение для XXI столетия, когда научные проблемы требуют объединения усилий ученых, образования коллективов ученых. Научные школы позволяют комплексно решать задачи научной деятельности в определенном направлении в их единстве и взаимообусловленности.

В современном обществе востребованы достижения психологической науки, в частности, ее практические результаты. Последнее исторически обусловлено доминированием академического подхода в исследованиях советской психологии. Отечественная психология ставит проблему оказания психологической помощи как индивиду, так и группе. В связи с этим возрастают требования к профессионализму практических психологов, критериям, содержанию и формам их профессиональной подготовки.

Цель статьи состоит в том, чтобы осветить результаты и достижения научно-исследовательской деятельности академика Национальной академии педагогических наук Украины Т. С. Яценко и ее научной школы, а также сформировать адекватное представление о теоретико-методологических основах глубинного познания, разработанного Т. С. Яценко, как оптимальной психодинамической модели диагностико-коррекционной, аналитико-диало-гической работы психолога с респондентом.

Научная школа доктора психологических наук, профессора, академика Национальной академии педагогических наук Украины Т.С. Яценко достигла значительных результатов в области практической психологии, в основу которых положено психодинамическое понимание феномена психики в единстве сознательного и бессознательного.

Зарождение данного подхода относится к 1978-1979 гг., когда исследовательское внимание Т. С. Яценко привлек социально-психологический тренинг, который она изучала в Москве и Новосибирске, групповая психотерапия (Ленинград), а также клиент-центри-рованная терапия (Варшава, Гданьск). В результате научных поисков Т. С. Яценко при консультативной поддержке академика РАО

А. А. Бодалева разработан метод активного социально-психологического обучения (АСПО), который со временем приобрел возможности глубинного познания психики для оказания практической помощи субъекту [15-17; 19-20].

В психодинамической парадигме спонтанность и непроизвольность поведения субъекта являются основополагающими принципами организации глубинного познания, открывающего перспективы изучения внутренних детерминант непроизвольной активности психики. В задачи исследований Т. С .Яценко и ее последователей входит совершенствование инструментально-методического аспекта раскрытия содержания психики в ее целостности (сознательное и бессознательное), а также развитие психодинамической теории во взаимосвязи с практикой.

Теоретико-методологические достижения академика НАПН Украины Т. С. Яценко и ее научной школы:

1. Раскрыт когнитивный ракурс процесса глубинного познания психики, стимулирующий субъекта к развитию рефлексивного (социально-перцептивного) интеллекта, на основании реинтегрирования деформированных структур психики, нарушающих взаимосвязи в системе «сознательное - бессознательное» и переходе на более высокий уровень психической интеграции.

2. Исследовано содержание деформаций психики в их эдипальных зависимостях, продуцирующих осложнение отношений с первичными либидными объектами (и с окружающими людьми) из-за непринятия, «отсечения» определенных аспектов их психики, являющихся замещением чувственного к ним притяжения с мортидной валентностью. Установлено, что ситуация взаимодействия усложняется наличием интроектирования такого типа характеристик, актуализирующих их проекцию на других людей.

3. Выявлены ведущие тенденции психики: а) «к силе» и «к слабости»; б) «к людям» и «от людей» («к психологической импотенции»); в) «к жизни» и «к психологической смерти». Выявлена ведущая тенденция защитной системы «от слабости к силе», что влечет

за собой отступления от социально-перцептивной реальности, включая интроектирова-ние социально нежелательных черт.

4. Познание психологической защиты в АСПП центрировано на установлении ее системной упорядоченности с таким образованием, как «субъективная интегрированность психики»; впервые в психологии обобщены и универсализированы разновидности защит во взаимосвязях и автономии функционирования, а именно: ситуативные (периферийные) и базальные (личностные). Доказано, что в каждом поведенческом акте имплицитно содержится информация о сознательном и бессознательном, что необходимо демаркировать в целях познания.

5. Определена архетипически-функциональ-ная способность психики к визуализации латентного ее содержания при раскрытии смысловых нагрузок. Доказано наличие архети-пических способностей психики к символизации и материализации идеальных реалий (путем перекодирования). Раскрыта взаимосвязь архетипа с защитной системой и механизмами символизации (намек, сгущение, смещение, локализация, генерализация и др.), а также с полизначностью символов.

6. Изучены свойства целостной психики во взаимосвязях динамики и статики, влияние эдипальных зависимостей на формирование внутренних противоречий, наличие взаимосвязей (и автономии) сознательной и бессознательной сфер психики, зависимость личностной проблемы субъекта от нарушения информационного обмена между сознательным и бессознательным.

7. Доказано, что глубинное познание становится доступным сознанию благодаря процессу визуализации, т. е. материализованной самопрезентации субъекта при условии спонтанности и непроизвольности его поведения. Т. С. Яценко впервые поставила и обосновала проблему опредмечивания психического (как формы латентного непрямолинейного перекодирования информационных эквивалентов) в категориях осязаемого, доступного наблюдению мира. Процесс метафорично-символической самопрезентации представляет в

синтезированной форме латентные следы вытеснений, не потерявшие свой актуальности, в их доминантно-эмотивных противостояниях и конкуренции тенденций.

8. Определены и усовершенствованы приемы и методы глубинно-психологического познания, основывающегося на диагностико-кор-рекционном процессе. Уточнены основы психодинамической парадигмы и методологии понимания законов функционирования психики в ее целостности. Усовершенствован инструментальный уровень процессуальной диагностики, что способствует расширению методологического потенциала психокоррек-ционной практики.

9. Впервые в формате глубинного познания создана методика психоанализа комплекса тематических рисунков субъекта (30-38 тем), с последующей психоаналитической интерпретацией при диалогическом взаимодействии. Успешность методики предопределена, прежде всего, комплексностью предлагаемых (потенциальному автору) тем рисунков, которые касаются различных сфер жизнедеятельности человека, что соответствует системной упорядоченности психического и диалогическим взаимодействием с автором, раскрывающим взаимосвязи между отдельными рисунками [13; 18].

10. Определены прикладные аспекты психодинамической теории: глубинно-психологический ракурс адаптации; особенности диалогического взаимодействия в системе «психолог - респондент»; воспитание и психокоррекция; глубинные истоки религиозной веры; внедрение АСПП в школе (в работе с подростками); сравнительный анализ проективных и психоаналитических методик познания психики и др. Основные результаты исследований отражены в работах представителей научной школы Т. С. Яценко [10; 11; 14].

11. Разработана «Модель внутренней динамики психики» (рис. 1) [20], которая иллюстрирует целостный взгляд на внутреннюю динамику психического в его противоречивой сущности и единстве сознания и бессознательного. Модель гармонично дополнила структуру психики, введенную З. Фрейдом

Рис. 1. Модель внутренней динамики психики

(Супер-Эго, Эго, Ид). Подструктуры, открытые З. Фрейдом, имеют антагонистическое противостояние, презентуют лишь один ракурс противоречивой сущности психического -«по вертикали». Т. С. Яценко выделила «горизонталь», которая характеризируется сосуществованием противоречий в соответствии с законами антиномии, предполагающей взаимопродолжение и взаимоподмену одной противоречивой тенденции другой. Это актуализирует отличия функционирования психики в ее противоречивой сущности в двух направлениях: «по горизонтали» и «по вертикали» в контексте единства и автономии подструктур («сознание - бессознательное»). В одноактном поведении пересечение «вертикали» и «горизонтали» предопределяет «точку», раскрытие содержания которой требует дополнительных средств, обеспечивающих развертывание ее семантики в диалоге с респондентом. Последнему способствует выход на ассоциативный ряд взаимосвязей, предопределяемый инвариантностью и итеративностью поведения. Процессуальная диагностика предполагает ее встроенность в естественный порядок психического, объективированный непроизвольной активностью респондента.

12. Выделены предпосылки глубинного исследования психики в плоскости сознательного, к которым относятся:

- спонтанность и непринужденность поведения субъекта (при минимизации внешних стимулов);

- нивелирование периферийных (ситуативных) защит, что оптимизирует условия исследования их базовых (личностных) форм;

- учет определяющего фактора активности - потребности, которая может быть вытеснена, фиксирована и представлена в «следовых» эффектах;

- экспликация глубинных детерминант путем использования архетипически-метафо-рических средств (рисунки, игрушки, камни и др.);

- объективация психического в материализованных саморепрезентантах «Я» является посредником в познании целостности психического путем диалогического взаимодействия психолога с респондентом, обнаруживающего связь «внешнего» и «внутреннего»;

- внедрение в профессиональную подготовку супервизии и интровизии как необходимой предпосылки профессиональной саморефлексии будущего психолога;

- встраивание диалогического взаимодействия (в системе «психолог-респондент») во внутренний порядок психического (в его феноменологическую целостность), что обуславливает «транзит» следовых аспектов психики и их познание в процессе развертывания семантики диалогического взаимодействия;

- учет активности внеопытной сферы психики, которая базируется на синтезе вытесненных ячеек при условиях потери связи с конкретно-сюжетными аспектами пережитого опыта.

Научная школа академика Т. С. Яценко способствует развитию практической психологии и теоретико-методологическому обоснованию психологической службы. Достижения Научной школы нашли отражение в организации и обеспечении системы профессиональной подготовки практических психологов на основе разработанного творческим коллективом под руководством Т. С. Яценко отраслевым стандартом высшего образования для бакалавров, теоретико-методологической базой которого является психодинамический подход [1]. За время работы академика НАПН Украины Т. С. Яценко в Республиканском высшем учебном заведении «Крымский гуманитарный университет» (г. Ялта) в Институте педагогики, психологии и инклюзивного образования были открыты специальность «Практическая психология», аспирантура и докторантура по специальности «Педагогическая и возрастная психология».

Достижения Научной школы глубинной психологии в научном мире представлены деятельностью Научно-исследовательского центра глубинной психологии, который Т. С. Яцен-ко возглавляла в период с 2006 по 2014 гг. Научно-исследовательский центр глубинной психологии был основан по инициативе и при поддержке ректора Крымского гуманитарного университета доктора педагогических наук, профессора, академика НАПН Украины А. В. Глузмана.

На базе Центра осуществляется проведение научных исследований и разработка на их основе методов групповой и индивидуально-личностной коррекции, опирающейся на

^¿имм итмм ны с- ндшд.

целостное понимание психики личности в ее сознательных и бессознательных проявлениях; формирование теоретических основ практической психологии, которая способствует целостному познанию психики субъекта, личностному развитию индивидуума; совершенствование форм подготовки практических психологов; организация работы обучающих школ-семинаров для преподавателей высших учебных заведений, а также всех заинтересованных организаций; усиление теоретических основ профессиональной деятельности психологов-практиков путем формирования психодинамической концепции, которая имела бы практическое воплощение в конкретных методиках групповой психокоррекции и индивидуально-личностного познания; обобщение эмпирических данных, проведение психоко-рекционных занятий специалистами и научное обоснование методик глубинной психологии; предоставление профилактически-консультативной помощи преподавателям и студентам с целью оптимизации их психического благополучия; проведение научных исследований в области глубинной психологии по методу групповой психокоррекции (АСПП); координирование научных исследований аспирантов и докторантов по проблемам глубинной психокоррекции. Научные исследования в Центре основаны на видео- и аудиозаписях эмпирического материала диагностико-психо-коррекционной практики, которая проводится со студентами и психологами, что способствует формированию базы практических исследований.

Обозначим разновидности научно-практической деятельности Центра:

- проведение диагностико-коррекционных занятий по глубинной психологии (в виде групповой психокоррекции) для будущих психологов-практиков и практикующих психологов;

- совершенствование профессионализма школьных психологов и работников психологических служб вузов по глубинной психологии;

- определение проблем тематики научных исследований по глубинной психологии и

20//А/

оказание помощи молодым исследователям в этой области;

- ежегодное проведение авторских школ под руководством академика Т. С. Яценко по глубинной психологии;

- ежегодное проведение научно-методических семинаров с целью повышения квалификации психологов в области глубинной психологии;

- публикация научной продукции как результата исследований в области глубинной психологии.

Публикации Научной школы Т. С. Яцен-ко объединены подходом к разработке психодинамической теории соответствующей методологии, введению в профессиональную подготовку практического психолога курсов глубинного познания, которые имеют теоретическое и инструментально-методическое обоснование. За период существования Научно-исследовательского центра глубинной психологии опубликовано более 30 монографий и учебных пособий, 14 из которых имеют гриф МОН Украины; 15 тематических сборников (ВАК Украины) по результатам проведения семинаров. Ряд пособий посвящен религиозной вере, применению метода активного социально-психологического обучения в школе (с учениками, учителями, родителями), освещению воспитательных аспектов метода и применению его отдельных методик с детьми. Особое внимание заслуживают книги, в которых представлены концептуальные основы гуманизации служебных взаимоотношений в вузе, особенно в системе «преподаватель -студент».

Научно-исследовательским центром при поддержке академика А. В. Глузмана начато издание серии пособий под рубрикой «Глубинная психология», целью которых является освещение научного обобщения эмпирического материала глубинной психокоррекции, в частности: «Агрессия: психодинамическая теория и феноменология», «Тенденция к психологической смерти: диагностика и коррекция» и др. Работы рекомендованы МОН Украины в качестве пособия для изучения студентами глубинной психологии [12; 21].

Монография «Методология профессиональной подготовки практического психолога» [2] представляет решение проблемы оптимизации подготовки практических психологов с позиций психодинамического подхода. В работе доказана эффективность психодинамического подхода в познании психического в индивидуализированости и целостности; значимость личностной психокоррекции будущего специалиста в динамике гармонизации его внутреннего мира как предпосылки оптимизации профессиональной деятельности практического психолога.

Результативность и обоснованность научно-практических исследований Научной школы по глубинной психологии подтверждается защищенными диссертациями по данной проблеме [9]. Исследования представителей Научной школы Т. С. Яценко проводятся по следующим направлениям: глубинно-психологические феномены; тенденции психики; психологические защиты; особенности символического объективирования психики; глубинно-психологическая коррекция; свойства целостной психики; приемы и методы глубинно-психологического познания. За период существования Научной школы академика Т. С. Яценко защищено 38 кандидатских и 2 докторские диссертации, из них сотрудниками Центра защищено 11 кандидатских диссертаций.

На базе Научно-исследовательского центра глубинной психологии ежегодно проводятся учебно-методические семинары «Теоретические и методические основы практической психологии». Со временем семинары приобрели тематическую заданность - конкретизируются отдельные проблемы практической психологии, в частности: глубинный ракурс познания; профессиональная подготовка психолога-практика; формирование концептуальных основ практической психологии; совершенствование инструментально-методических аспектов диагностико-коррекционной практики; определение глубинно-психологических аспектов проблемы социализации личности, признаков ее откорректированности и психического здоровья в целом; раскрытие методо-

логических основ единства вербальных и невербальных методов в контексте целостности психического и взаимосвязей сознательного и бессознательного; объективирование методологических принципов единства диагностики и коррекции в контексте познания целостности психики и взаимосвязей сознательного и бессознательного. В основу семинаров положена психодинамическая теория академика НАПН Украины Т. С. Яценко.

Работа семинаров направлена на совершенствование диагностико-коррекционной практики в контексте психодинамической методологии; обобщение практики отечественных и зарубежных специалистов в сфере оказания психологической помощи субъекту; обмен опытом и изучение работы специалистов, которые внедряют авторский подход Т. С. Яценко в глубинной коррекции; проведение супервизии глубинной коррекции в единстве с диагностикой, консультативной практики и др.

Особый толчок развитию теоретико-методологических проблем глубинной психологии дали авторские школы академика НАПН Украины Т. С. Яценко. Обучение в авторской школе прошло более тысячи психологов. Издана серия пособий по «Авторским школам академика НАПН Украины Т. С. Яценко» благодаря усилиям А. В. Глузмана как составителя теоретических и практических материалов (аудио- и видеозаписей), что расширяет возможности квалифицированной подготовки практических психологов и открывает перспективы дистанционного их образования (пособия получили гриф МОН Украины) [3-8]. Прохождение практическими психологами курса глубинной коррекции расширяет возможности пользования стенографическим материалом групп АСПП (см. пособия по школам), способствующего повышению квалификации в области глубинной психологии. Эмпирический формат презентации материала обеспечивает его индивидуальную неповторимость, соответствующую феноменологии психики каждого участника процесса АСПП. Стенограммы процесса активного социально-психологического познания отражают непо-

средственный диагностико-коррекционный процесс психоаналитической работы с использованием визуализированных средств: комплекса тематических рисунков, предметных моделей, камней, неавторских рисунков, игрушек, топологического моделирования. Возможность расширения формата реализации глубинной коррекции (работа в большой группе с видеотрансляцией) открыла перспективы ее апробации с психологами, аспирантами и преподавателями из Украины, России, Армении, Грузии, Латвии и др. Пособия обобщают указанный опыт, знакомят читателя с психодинамической теорией, соответствующей методологией, диагностикой и непосредственным процессом коррекции личностных характеристик практических психологов в направлении их гармонизации.

Итак, за последние десять лет в авторских школах и на семинарах по теоретическим и методологическим проблемам практической психологии приняли участие более 2 000 студентов, практических психологов, аспирантов, преподавателей из Украины, России, Армении, Грузии, Латвии.

В рамках деятельности научной школы Т.С. Яценко разработаны:

- основы психодинамической теории и соответствующей ей методологии, методы и инструментальные аспекты осуществления глубинной психокоррекции в процессе подготовки практических психологов;

- метод активного социально-психологического познания (АСПП), который имеет широкий спектр применения для оптимизации общения в личностном и профессиональном росте;

- прикладные аспекты метода АСПП, реализуемые в сферах психологической службы, психотерапии, медицины, спорта; учебно-воспитательных аспектах в школе с детьми, учителями, родителями; в вузах - в процессе профессиональной подготовки психологов, социальных педагогов, психопрофилактике студентов с ограниченными возможностями и т. п.;

- сформирован методический инструментарий практического психолога, направлен-

20//А/

ный на целостное познание и гармонизацию психики.

Перспективы исследований научной школы Т. С. Яценко связаны:

- с познанием голографических основ психического как функциональной системы;

- с исследованием специфики перекодирования идеальных (психических) реалий в визуализированные, материализовано-симво-лические формы самопрезентации;

- с раскрытием характера взаимосвязей между категорией смысла и «информационным эквивалентом»;

- с познанием архетипа в его соотнесенности с защитной системой, механизмами символизации и ценностными параметрами личности и др.;

- с интровизией глубинного познания и др.

АННОТАЦИЯ

В статье представлены достижения научной школы глубинной психологии доктора психологических наук, профессора, академика Национальной академии педагогических наук Украины Т. С. Яценко. Выделены теоретико-методологические, практические и прикладные результаты научно-исследовательской деятельности, раскрыто значение результатов научной школы для профессиональной подготовки практических психологов. Отстаивается позиция о необходимости прохождения личностной психокоррекции с целью нивелирования деструктивных и регрессивных поведенческих проявлений.

Ключевые слова: Т. С. Яценко, научная школа, глубинная психология, активное социально-психологическое познание.

SUMMARY

The article deals with the achievements of the scientific school of depth psychology, doctor of psychology, Professor, academician of the National Academy of pedagogical Sciences of Ukraine by T. S. Yatsenko. The theoretical-methodological, practical and applied results of scientific research activity are singled out, the significance of the results of the scientific school for the professional training of practical psychologists is revealed. The position on necessity of passage of personal psychocor-

rection with the purpose of leveling destructive and regressive behavioral manifestations is upheld.

Key words: T. S. Yatsenko, scientific school, depth psychology, active social and psychological cognition.

ЛИТЕРАТУРА

1. Галузевий стандарт вищо! освгти (роз-роблено щд KepiBHrnTBOM Т. С. Яценко). На-прям щдготовки: 0101 - Педагогична освгга. Спещальтсть: 6.010100 - Практична психо-лопя. Освiтньо-квалiфiкацiйний piвeнь: бакалавр. - К.: МЫстерство освгти i науки Укра!-ни, 2005. - 325 с.

2. Методолопя пpофeсiйноi тдготовки практичного психолога / О. В. Глузман, Т. С. Яценко, О. М. Усатенко. - Дтпропетровськ, 2014. - 192 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Теория и практика глубинной психокоррекции: Первая Авторская школа академика АПН Украины Т. С. Яценко / Сост.: А. В. Глузман (и др.); под ред. Т.С. Яценко. -Донецк: ДИПиП, 2008. - 268 с.

4. Теория и практика глубинной психокоррекции: Вторая Авторская школа академика АПН Украины Т. С. Яценко / Сост.: А. В. Глузман (и др.); под ред. Т.С. Яценко. -Ялта: РИО КГУ, 2009. - 221 с.

5. Теория и практика глубинной психокоррекции: Третья Авторская школа академика НАПН Украины Т. С. Яценко / Сост.:

A. В. Глузман (и др.); под ред. Т. С. Яценко. -Ялта: РИО КГУ, 2010. - 200 с.

6. Теория и практика глубинной психокоррекции: Четвертая и Пятая Авторская школа академика НАПН Украины Т. С. Яценко / Сост.: Андрущенко В. П., Глузман А. В. (и др.); под ред. Т. С. Яценко. - Изд-во НПУ имени М. П. Драгоманова, 2011. - 261 с.

7. Теория и практика глубинной психокоррекции: Шестая Авторская школа академика НАПН Украины Т. С. Яценко / Сост.:

B. П. Андрущенко, А. В. Глузман; под ред. Т. С. Яценко. - К.: Изд-во НПУ имени М. П. Драгоманова, 2012. - 226 с

8. Теория и практика глубинной психокоррекции: Седьмая Авторская школа академика НАПН Украины Т. С. Яценко / Сост.

В. П. Андрущенко, А. В. Глузман; под ред. Т. С. Яценко. - К.: Изд-во НПУ имени М.П. Драгоманова, 2013. - 236 с.

9. Усатенко О. М. Наукова школа акаде-мша НАПН Украни Т. С. Яценко / О. М. Уса-тенко (та шш1). - Черкаси: ЧНУ iменi Б. Хмельницького, 2010. - 243 с.

10. Яценко Т. Глибинна психокорекця та упередження психiчного вигорання: в 3-х ч. / Т. Яценко (та шш). - К.: Главник, 2008.

11. Яценко Т. С. Активне сощально-пси-хологiчне навчання у системi освiти / Т. С. Яценко (та шш^: монограф1я.- Черкаси: Видавець Чабаненко Ю. А., 2010. - 292 с.

12. Яценко Т. С., Глузман А. В. Глубинная психология. Агрессия: психодинамическая теория и феноменология: монография / Т. С. Яценко, А. В. Глузман (и другие); под ред. Т. С. Яценко. - К.: Вища школа - XXI, 2010. - 271 с.

13. Яценко Т. С. Психоаналитическая интерпретация комплекса тематических психорисунков (глубинно-психологический аспект) / Т. С. Яценко (и др.). - М.: СИП РИА, 2000. -193 с.

14. Яценко Т. С. Релтйна вiра в свил глибинно! психокорекцп / Т. С. Яценко (та шш^.- К.: Вид-во НПУ iм. М. П. Драгоманова, 2013. - 305 с.

15. Яценко Т.С. Активная социально-психологическая подготовка учителя к общению с учащимися: кн. для учителя. - К.: Освпа, 1993. - 208 с.

16. Яценко Т. С. Активное социально-психологическое обучение: теория, процесс, практика. - Хмельницький: Вид-во НАПВУ; М.: Издательство СИП РИА, 2002. - 792 с.

17. Яценко Т. С. Концептуальт засади i методика глибинно! психокорекцц / Т. С. Яценко, Б. Б. 1ваненко, С. М. Аврамченко. - К.: Вища школа, 2008. - 342 с.

18. Яценко Т. С. Малюнок у психокорекцш-нш робоп психолога-практика [на матерiалi психоаналiзу комплексу тематичних малюн-к1в. - Черкаси: Брама, 2003. - 216 с.

19. Яценко Т. С. Основи глибинно! психокорекцп: феноменолопя, теор1я i практика: навч. посб. - К.: Вища школа, 2006. - 382 с.

20. Яценко Т. С. Теор1я i практика групо-во! психокорекцп: Активне сощально-психо-

лопчне навчання: навч. поаб. - К.: Вища школа, 2004. - 679 с.

21. Яценко Т. С., Глузман А. В. Глубинная психология. Тенденция к психологической смерти: диагностика и коррекция (на рус. языке) / Т. С. Яценко, А. В. Глузман, И. В. Ка-лашник; под ред. Т. С. Яценко. - К.: Вища школа - XXI, 2010. - 231 с.

22. Яценко Т. С. Фахове вступне випро-бування зi спещальностей «Психолопя», «Практична психолопя» / Т. С. Яценко, О. В. Глузман, О. М. Усатенко. - Черкаси -Ялта: РВВ КГУ, 2008. - 128 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.