Научная статья на тему 'Рисуночные средства как метод изучения особенностей психики студентов'

Рисуночные средства как метод изучения особенностей психики студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2022
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОРИСУНОК / РИСУНОЧНЫЕ МЕТОДИКИ / DRAWING TECHNIQUES / ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ / РИСУНОЧНЫЕ ТЕХНИКИ / СИМВОЛ / SYMBOL / СОЗНАТЕЛЬНОЕ / CONSCIOUS / БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ / UNCONSCIOUS / ПСИХИКА / PSYCHE / ЛИЧНОСТНАЯ ПРОБЛЕМА / PERSONAL PROBLEM / АКТИВНОЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ / ACTIVE SOCIO-PSYCHOLOGICAL KNOWLEDGE / PSYCHO-DRAWING / DRAWING METHODS / DESIGNING METHODS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Логвинова Ирина Владимировна, Усатенко Оксана Николаевна

В данной статье ставится актуальная проблема использования рисуночных средств при изучении особенностей психики студентов. В статье обосновывается, что рисунок как психодиагностическое средство активно используется психологами в работе со студентами, превращая неявное, недоступное в явное и доступное сознанию и способствует объективированию личностной проблемы студента. В статье обосновывается эффективность использования психорисунков в диагностико-коррекционной работе со студентами по методу активного социально-психологического познания (АСПП). Методологическое обоснование данного метода осуществляется в соответствии с психодинамической теорией академика Т. С. Яценко. Психодинамический подход обеспечивает целостное познание психики с учетом ее символической презентации в рисунке. Содержание работы с использованием психорисунка в глубинной психологии, в группе АСПП, определяется ориентацией психокоррекционного процесса на выявление внутренних противоречий психики субъекта. Соответственно, смысл психологического анализа рисунков в группе АСПП находится в плоскости целостного изучения психики в ее сознательных и бессознательных проявлениях, чем выгодно отличается от психологических исследований с помощью тестовых рисуночных методик. Психорисунком называют рисунок, в котором автор пытается целенаправленно передать психологическое содержание, определенный темой рисунка с целью дальнейшей рефлексии изображения в диалоге с психологом. Рисунок позволяет отображать в образах действительность и проектировать содержание психики в символы. Сильная сторона рисунка заключается в возможности объединить в образах и определенных символах внешний и внутренний миры, а это дает возможность наблюдателю (психологу) проникать во внутренние характеристики психики субъекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Логвинова Ирина Владимировна, Усатенко Оксана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PICTORIAL MEANS AS A METHOD OF STUDYING PECULIARITIES OF STUDENTS’ PSYCHE

The article raises the urgent problem of the drawing tools use in the study of the features of the students’ psyche. The article explains that the picture as a psycho-diagnostic tool is widely used by psychologists to work with students making the implicit, inaccessible into a clear and accessible to consciousness and contributes to objectification of personal student’s problem. The article justifies the efficiency of psycho-drawings use in diagnostic and remedial work with students by the method of active socio-psychological knowledge (ASPK). Methodological study of this method is carried out in accordance with the psychodynamic theory of academician T.S. Yatsenko. Psychodynamic approach provides a holistic knowledge of the psyche taking into account its symbolic presentation in the picture. The content of the work using psycho-drawings in depth psychology, in the ASPK group is determined by the orientation of psycho-correctional process to identify the internal contradictions of the subject’s psyche. Accordingly, the meaning of the psychological analysis of pictures in the ASPK group is in a holistic study of the mind and in its plane of conscious and unconscious manifestations that favorably differs from psychological research using a test of drawing techniques. Psycho-drawing is a drawing, in which the author tries to convey the psychological content specifically defined theme drawing for further reflection images with a psychologist dialogue. A drawing allows reflecting the reality in images and designing the content of the psyche into symbols. The strong side of the drawing is the ability to merge in the images and symbols of certain inner and outer worlds, and it enables the viewer (the psychologist) to penetrate into the internal characteristics of the subject’s psyche.

Текст научной работы на тему «Рисуночные средства как метод изучения особенностей психики студентов»

Я • 7universum.com

Ж UNIVERSUM:

/W\ ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ

РИСУНОЧНЫЕ СРЕДСТВА КАК МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХИКИ СТУДЕНТОВ

Логвинова Ирина Владимировна

студент 6 курса, направление подготовки «Психология» Гуманитарно-педагогической академии ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»

298635, РФ, г. Ялта, ул. Севастопольская 2А

E-mail: logvinovai@list.ru

Усатенко Оксана Николаевна

канд. психол. наук, доцент кафедры психологии Института педагогики, психологии и инклюзивного образования, руководитель Научно-исследовательского центра глубинной психологии (Россия)

Гуманитарно-педагогической академии ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»,

298635, РФ, г. Ялта, ул. Севастопольская 2А E-mail: usateoxana@mail. ru

PICTORIAL MEANS AS A METHOD OF STUDYING PECULIARITIES OF STUDENTS' PSYCHE

Irina Logvinova

6-year student, "Psychology " Major, Humanitarian-Pedagogical Academy of FSAEI

HE "Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky", 298635, Russia, Yalta, Sevastopolskaya Street, 2A

Oksana Usatenko

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of Psychology Chair, Institute of Pedagogy, Psychology and Inclusive Education, Head of Research Center of Depth Psychology (Russia), Humanitarian-Pedagogical Academy of FSAEI HE "Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky",

298635, Russia, Yalta, Sevastopolskaya Street, 2A

Логвинова И.В., Усатенко О.Н. Рисуночные средства как метод изучения особенностей психики студентов // Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2016. № 3-4 (22) . URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/3044

АННОТАЦИЯ

В данной статье ставится актуальная проблема использования рисуночных средств при изучении особенностей психики студентов. В статье обосновывается, что рисунок как психодиагностическое средство активно используется психологами в работе со студентами, превращая неявное, недоступное в явное и доступное сознанию и способствует объективированию личностной проблемы студента.

В статье обосновывается эффективность использования психорисунков в диагностико-коррекционной работе со студентами по методу активного социально-психологического познания (АСПП). Методологическое обоснование данного метода осуществляется в соответствии с психодинамической теорией академика Т. С. Яценко. Психодинамический подход обеспечивает целостное познание психики с учетом ее символической презентации в рисунке.

Содержание работы с использованием психорисунка в глубинной психологии, в группе АСПП, определяется ориентацией психокоррекционного процесса на выявление внутренних противоречий психики субъекта. Соответственно, смысл психологического анализа рисунков в группе АСПП находится в плоскости целостного изучения психики в ее сознательных и бессознательных проявлениях, чем выгодно отличается от психологических исследований с помощью тестовых рисуночных методик.

Психорисунком называют рисунок, в котором автор пытается целенаправленно передать психологическое содержание, определенный темой рисунка с целью дальнейшей рефлексии изображения в диалоге с психологом.

Рисунок позволяет отображать в образах действительность и проектировать содержание психики в символы. Сильная сторона рисунка заключается в возможности объединить в образах и определенных символах внешний и внутренний миры, а это дает возможность наблюдателю (психологу) проникать во внутренние характеристики психики субъекта.

ABSTRACT

The article raises the urgent problem of the drawing tools use in the study of the features of the students' psyche. The article explains that the picture as a psycho -diagnostic tool is widely used by psychologists to work with students making the implicit, inaccessible into a clear and accessible to consciousness and contributes to objectification of personal student's problem.

The article justifies the efficiency of psycho-drawings use in diagnostic and remedial work with students by the method of active socio-psychological knowledge (ASPK). Methodological study of this method is carried out in accordance with the psychodynamic theory of academician T.S. Yatsenko. Psychodynamic approach provides a holistic knowledge of the psyche taking into account its symbolic presentation in the picture.

The content of the work using psycho-drawings in depth psychology, in the ASPK group is determined by the orientation of psycho-correctional process to identify the internal contradictions of the subject's psyche. Accordingly, the meaning of the psychological analysis of pictures in the ASPK group is in a holistic study of the mind and in its plane of conscious and unconscious manifestations that favorably differs from psychological research using a test of drawing techniques.

Psycho-drawing is a drawing, in which the author tries to convey the psychological content specifically defined theme drawing for further reflection images with a psychologist dialogue.

A drawing allows reflecting the reality in images and designing the content of the psyche into symbols. The strong side of the drawing is the ability to merge in the images and symbols of certain inner and outer worlds, and it enables the viewer (the psychologist) to penetrate into the internal characteristics of the subject's psyche.

Ключевые слова: психорисунок, рисуночные методики, проективные методики, рисуночные техники, символ, сознательное, бессознательное, психика, личностная проблема, активное социально-психологическое познание.

Keywords: psycho-drawing; drawing methods; designing methods; drawing techniques; symbol; conscious; unconscious; psyche; personal problem; active socio-psychological knowledge.

Актуальность. Раскрытие темы данной статьи требует выяснения разновидностей и особенностей рисуночных методик, применяемых в психологической практике для исследования психики студентов. Исследование сущности проективных методик интересно тем, что исследователи подчеркивают возможности проективного рисунка в выявлении внутреннего конфликта личности, форм психологической защиты, а также особенностей бессознательной сферы психики (А. Анастази, В. Бауэр, Н.Н. Обозов, Л.Ф. Обухова и др.).

Цель статьи - исследовать особенности использования рисуночных средств в работе со студентами.

Изложение основного материала статьи. Традиционно рисуночные проективные методики делятся на те, которые выполняет субъект в соответствии с заданной темой (одиночные рисунки), и на набор готовых картинок, которые предлагаются человеку для выявления характера проекций, идентификаций (тест пятен Роршаха, ТАТ, САТ, Тест фрустрации Розенцвейга, методика Блэкки и др.). Предлагаются образы с целью исследования вербальных реакций на них. Как разновидность рисуночных методик выделяют трансовый рисунок (В. Яковлев) [10, с. 19-20]. В основе этой методики лежит концепция о параллели между трансовыми состояниями и психорисунками. В частности, утверждается, что каждый человек бессознательно воспринимает собственное энергетическое состояние; неосознанно, однако точно, без искажений, переносит содержание бессознательного на рисунок; бессознательное восприятие контролируется внутренними шкалами -врожденными характеристиками. Основными свойствами трансового рисунка В. Яковлев считает презентацию внутреннего иррационального мира, экспрессивность, психологическую перспективу, символизм, гипногенность,

терапевтичнисть и др. [10, с. 30-55]. Такой подход ценен тем, что обращается внимание на возможности исследования средствами рисунка сферы бессознательного.

Не существует терминологического единства относительно определения проективных методик. Их называют проективными рисунками (Р. Мюррей, Роршах) [7], рисуночными методиками (А. Менегетти, Г. Хоментаускас) [4; 9], графическими приемами (Е.С. Романова, А.Ф. Потемкина) [8], рисуночными техниками (К. Маховер, Л.Д. Лебедева) [3].

Рисуночные техники, независимо от их различий в плане исследовательских задач, объединенные общим методологическим подходом, имеют ряд характерных черт: алгоритмизация процедуры исследования, формальная интерпретация, описание данных и др. Отдельные методики направлены на изучение дискретных психологических свойств, как уровень интеллектуального развития, сформированность психических новообразований, характерологические особенности индивида, и т. п. В психотерапии используется тематическое рисование с целью отражения человеком навязчивых мыслей, страхов, что должно способствовать их преодолению в общем комплексе психотерапевтических мероприятий.

Рисуночные методики традиционно связывают с психодиагностическими задачами в контексте постановки психологического диагноза. Интерпретация авторских рисунков, осуществляющаяся с позиций тестового подхода, исключает понимание многозначности рисунка, выявление его глубинно -психологического содержания. Так, в интерпретации рисунков детей выделяют следующие показатели: особенности изображения членов семьи, размещение фигур (Г. Хоментаускас) [9]; целостный (типологический) и поэлементный анализ рисунка (А.Ф. Потемкина и К.В. Потемкина) [6] по параметрам размера рисунка, его расположения на листе, позиции и направленности фигур, характера штриховки, прорисовки деталей, интерпретации по цвету. Индивид при этом выступает пассивным объектом, который подлежит исследованию.

Термин «психорисунок», хотя и использовался некоторыми авторами для обозначения проективного рисунка, приобрел свое содержательное наполнение в рамках метода активного социально-психологического познания (АСПП), разрабатываемого в научной школе Т.С. Яценко [11-13]. Психорисунком называют рисунок, в котором автор пытается целенаправленно передать психологическое содержание, определенное темой рисунка с целью дальнейшей рефлексии изображения в диалоге с психологом. Предполагается комплексное рассмотрение рисунков, хотя в отдельных случаях работа может происходить и по одному рисунку. Исходя из сложившейся терминологии, можно видеть различия в подходах к применению рисуночных методик: тестовый и глубинно-психологический. Этим ведущим отличием определяются возможности рисуночных методик целостно познавать психику. Проективные рисунки, по утверждению Т.С. Яценко, освещают только «некоторую специфическую грань, но не структурную основу и логическую организацию внутренне психологических феноменов» [13, с. 32]. Психоаналитическая работа по применению рисунка имеет ряд существенных отличий от применения проективных методик в классическом их варианте.

Большинство авторов отмечают, что лечебно-терапевтические возможности рисунка недостаточно исследованы. Е.С. Романова и А.Ф. Потемкина определяют такие разновидности графических приемов: психографический анализ текста и психодиагностические рисуночные тесты. Акцентируется внимание на том, что рисунки воплощают многообразие «сигналов», которые используются психологом для построения диалога, отмечается, что графические методы не должны применяться изолированно от других методов. Учитывая это, исследователи утверждают, что возникает проблема создания нового типа методик, существенно отличаются от тестовых или проективных. Отмечается, что работа с проективным рисунком требует специальной подготовки и понимания «изобразительного языка» [8, с. 38-41]. Такая позиция согласуется с психодинамическим подходом Т.С. Яценко, согласно которому бессознательное имеет «свой язык», что выражается

в символах, подлежащих дешифровке. «Язык бессознательного» представлен в образах рисунков, к которым причастна рука автора. Мы солидаризируемся с исследователями в том, что применение рисуночных приемов требует диалога с автором рисунков.

Существуют обобщения особенностей интерпретации проективного рисунка, которые считаются основой диагностики внутриличностных характеристик субъекта (Л.Д. Лебедева, К. Маховер, Ю.В. Никонорова, Н.А. Тараканова) [3]. А. Менегетти также отмечал, что «лучшим источником для толкования символов неизменно остается руководство по имагогике «Мир образов», где «"в готовом виде"» предлагаются устоявшиеся значения символов» [5, с. 335]. Исследователь утверждает: «Если на рисунке постоянно повторяется символ круга с точкой, то можно не сомневаться в его шизофреническом характере ... Если на рисунке появляются два солнца, это свидетельствует о раздвоенности, шизофрении, но может быть и признаком разделения больных клеток ... Иногда клиент может нарисовать ветку с одним или несколькими листочками вместо целого дерева. Это может свидетельствовать об избытке идеализма, энтузиазма, большое количество планов при недостатке конкретности» [5, с. 336]. При таком понимании содержания образов рисунка их символическая природа неправомерно сводится к знакового аспекта. C учетом упрощенного способа интерпретации рисунков, в деятельности психологической службы образовательных учреждений получили популярность методики «Дом - дерево - человек», «Автопортрет», «Рисунок семьи», «Дерево», «Любимая игрушка», претендующие на комплексное изучение личности. Однако тестовая интерпретация рисунков не предусматривает длительного диалогического взаимодействия с их автором, когда каждый следующий коммуникат психолога способствовал бы прояснению личностной проблемы протагониста на основе его слов и символики рисунка. Абсолютизируется визуальное изображение, которое толкуется согласно стандартизированной таблице проективных признаков. При таком подходе нивелируется глубинное понимание психики, а значит, нет

возможности диагностировать защитные тенденции психики, отсутствует психокоррекционных эффект.

Рисование выступает средством обобщения опыта (Ф. Гудинаф, С. Степанов, Н. Семаго [см. 7]). Так, Л.С. Выготский указывал, что дети рисуют не конкретный предмет, а обобщенные знания о нем, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками [1]. В связи с этим изображение выступает своеобразным аналогом языка - графической речью. Процесс рисования, по утверждению А.И. Захарова, тесно связан с эмоциями: «... в процессе рисования объект страха все меньше и меньше представляет собой застывшее психическое образование, он подвергается манипуляции и превращается; интерес, что появляется, постепенно гасит эмоцию страха, заменяя ее сосредоточением и творческим удовольствием от выполненного задания» [2, с. 95]. Эта мысль подтверждает гипотезу, что рисование как таковое, отвечает побуждениям бессознательной сферы «проявиться наружу» и, в частности, в этом заключается его психотерапевтический эффект. В исследованиях отмечается, что большинство людей склонны к рисованию независимо от имеющихся навыков и интеллектуального уровня, рисование уменьшает опоры. С помощью рисунка, как утверждает А. Менегетти, открываются возможности выявления стремлений Ин-се (эмоционально-чувственные и ментальные установки и т. д.) [4].

Как видим, рисуночные техники, представленные в работах многих авторов, претендуют на исследование бессознательной сферы. Имеется противоречие: с одной стороны, исследователи соглашаются, что рисунок представляет бессознательное, а с другой - крепко держатся за тестовую интерпретацию символов рисунка как за спасательный круг. Тормозом на пути развития диагностико-коррекционных возможностей психорисунка выступает отсутствие глубинного подхода к пониманию символики психорисунков; попытки классифицировать проективные признаки, подобно тестам, ориентация на установление соответствующего диагноза, что нивелирует исследовательские цели; неучет факта взаимосвязей сознательной

и бессознательной сфер психики и архетипной символики как «языка бессознательного» и т. п. Игнорируется тот факт, что бессознательная сфера психики имеет свои законы функционирования (находится вне времени, пространства и стати, имеет иррациональный характер; доминирует психическая реальность и др.) [см. 11; 13]. При стандартном подходе недостаточно учитывается иррациональная природа бессознательного, которое имеет тенденцию к выражению в образной, символической продукции (в частности, в рисунке) [13], нивелируется возможность системного и феноменологического подхода к пониманию внутренней динамики психики. Т.С. Яценко утверждает, что «слабым местом проективных методов является установление связи критериев интерпретации психолога с реакциями клиента, его личностными характеристиками» [13, с. 25]. Из выше представленного анализа различных подходах к использованию рисуночного материала можно сделать вывод, что проективные рисуночные методы не ориентированы на выявление системных характеристик психики в единстве сознательного и бессознательного. С учетом сложности взаимосвязей внутри психического, которые определяют магистральное направление психики индивида, в нашем случаи студента, необходимы другие пути применения и интерпретации рисунка, отличающиеся от стандартизированного проективного подхода, позволяющие познавать глубинные аспекты психики студента.

Выводы. Таким образом, рисунок как психодиагностическое средство активно используется психологами в работе со студентами: «Дом-дерево-человек» (Дж. Бук), «Дерево» (К. Кох), рисунок человека (Ф. Гудинаф), рисунок семьи (В. Вульф), кинетический рисунок семьи (Р. Бернс и С. Кауфман). Стандартизация интерпретации психологического содержания рисуночной символики свойственна указанным методикам, не полностью показывает их диагностические и коррекционные возможности. При формализованном подходе не учитывается символ в его возможности выражения сознательного и бессознательного содержания психики.

Психодинамический подход обеспечивает целостное познание психики

с учетом ее символической презентации в рисунке.

Список литературы:

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1991. - 93 с.

2. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков / А.И. Захаров. -Л.: Наука, 1982. - 360 с.

3. Лебедева Л.Д., Никанорова Ю.В., Тараканова Н.А. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии / Л.Д. Лебедева, Ю.В. Никанорова, Н.А. Тараканова. - СПб.: Речь, 2006. - 336 с.

4. Менегетти А. Образ и бессознательное / А. Менегетти. - М.: Онтопсихология, 2000. - 448 с.

5. Оклендер В. Окна в мир ребенка / В. Оклендер. - М.: Класс, 1997. - 267 с.

6. Потемкина О.Ф., Потемкина Е.В. Психологический анализ рисунка и текста / О.Ф. Потемкина, Е.В. Потемкина. - СПб.: Речь, 2005. - 524 с.

7. Проективная психология / пер. а англ. - М.: Апрель Прессе, Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2000. - 528 с.

8. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике / Е.С. Романова, О.Ф. Потемкина. - М.: Дидакт, 1992. - 256 с.

9. Хоментаускас Г.Т. Использование детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений / Г.Т. Хоментаускас // Вопросы психологии. -1986. - № 1. - С. 165-171.

10. Яковлев В. Виртуальные миры трансового рисунка, или «Я требую, чтобы меня пожалели» / В. Яковлев. - М.: Независимая фирма «Класс», 2006. -304 с.

11. Яценко Т.С. Теория и практика глубинной психокоррекции: Четвертая и Пятая авторские школы академика НАПН Украины Т.С. Яценко / [сост. В.П. Андрущенко, А.В Глузман; под ред. Т.С. Яценко]. - К.: Изд-во НПУ имени М.П. Драгоманова, 2011. - 261 с.

12. Яценко Т.С. Теория и практика глубинной психокоррекции: Шестая авторская школа академика НАПН Украины Т.С. Яценко / [сост. В.П. Андрущенко, A.B. Глузман; под ред. Т.С. Яценко]. - К.: Изд-во НПУ имени М.П. Драгоманова, 2012. - 226 с.

13. Яценко Т.С., Кмит Я.М., Мошенская Л.В. Психоаналитическая интерпретация комплекса тематических психорисунков (глубинно -психологический аспект) / Т.С. Яценко, Я.М. Кмит, Л.В. Мошенская. - М.: СИП РИА, 2000. - 194 с.

References:

1. Vygotskii L.S. Imagination and creativity in children. Psychological essay. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1991. 93 p. (In Russian).

2. Zakharov A.I. Psychotherapy neuroses in children and adolescents. Leningrad, Nauka Publ., 1982. 360 p. (In Russian).

3. Lebedeva L.D., Nikanorova Iu.V., Tarakanova N.A. Encyclopedia of signs and interpretation in the projective drawing and art therapy. St. Petersburg, Rech' Publ., 2006. 336 p. (In Russian).

4. Menegetti A. Image and unconscious. Moscow, Ontopsikhologiia Publ., 2000. 448 p. (In Russian).

5. Oklender V. The windows to the child's world. Moscow, Klass Publ., 1997. 267 p. (In Russian).

6. Potemkina O.F., Potemkina E.V. Psychological analysis of the drawing and text. St. Petersburg, Rech' Publ., 2005. 524 p. (In Russian).

7. Projective psychology. Moscow, Aprel' Presse, EKSMO - Press Publ., 2000. 528 p. (In Russian).

8. Romanova E.S., Potemkina O.F. Graphical methods in psychological diagnostics. Moscow, Didakt Publ., 1992. 256 p. (In Russian).

9. Khomentauskas G.T. The use of children's drawings for the study of family relations. Voprosy psikhologii. [Questions of psychology], 1986, no. 1, pp. 165-171 (In Russian).

10. Iakovlev V. Virtual worlds of trance drawing, or "I demand that I have some pity". Moscow, Nezavisimaia firma «Klass» Publ., 2006. 304 p. (In Russian).

11. Iatsenko T.S. Theory and practice of deep psychological correction: The fourth and fifth copyrights school of NAPN Ukraine academician T.S. Yatsenko. Kiev, NPU named after M.P. Dragomanov Publ., 2011. 261 p. (In Russian).

12. Iatsenko T.S. Theory and practice of deep psychological correction: The sixth copyrights school of NAPN Ukraine academician T.S. Yatsenko. Kiev, NPU named after M.P. Dragomanov Publ., 2012. 226 p. (In Russian).

13. Iatsenko T.S., Kmit Ia.M., Moshenskaia L.V. The psychoanalytic interpretation of the complex theme psychodrawings (deep psychological aspect). Moscow, SIP RIA Publ., 2000. 194 p. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.