_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_
2. Деларю В.В. Вопросы психиатрии, наркологии и неврологии в диссертационных исследованиях по социологии медицины // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М.Бехтерева. - 2013. - №
3. - С.78-80.
3. Деларю В.В., Перепелкина Н.А., Севастьянова И.В. Организация санаторно-курортного лечения в процессе реализации национального проекта "Здоровье" // Социология медицины. - 2007. - № 1 (10). - С.51-54.
4. Деларю Н.В. Институционализация симуляционного обучения как единственная возможность преодоления кризиса практической подготовки медицинских кадров // Социология медицины - реформе здравоохранения: Научные труды IV Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). - Волгоград, 2013. - С.210-212.
5. Деларю Н.В. Симуляционное обучение как неотъемлемый атрибут современной подготовки врачей // Современные научные исследования: теоретический и практический аспект: Сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа, 2016. - Ч.2. - С. 184-185.
6. Деларю Н.В., Мандриков В.Б., Заячникова Т.Е. Симуляционные технологии в постдипломном обучении интенсивной терапии врачей-неонатологов // Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. - 2015. - Вып.1 (53). - С.32-34.
7. Деларю Н.В., Мандриков В.Б., Заячникова Т.Е. Критические состояния в неонатологии и симуляционные технологии // Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. - 2015. - Вып.4 (56). -С.134-136.
8. Юдин С.А., Деларю В.В., Борзенко А.С. Проблема комплаентности во фтизиатрии: позиции врачей и пациентов диаметрально противоположны // Социология медицины. - 2014. - № 1 (24). - С.19-21.
© Деларю Н.В., 2016
УДК 159.964.21
Калашян Яна Геннадиевна,
студентка 4 курса, направление подготовки
«Психология» Е-mail: [email protected] Научный руководитель: Усатенко О. Н., Кандидат психологических наук, доцент Гуманитарно-педагогической академии ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» в г. Ялте
ДИНАМИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ В ПРОЦЕССЕ ГЛУБИННОЙ ПСИХОКОРРЕКЦИИ
Аннотация
В статье освещается понятие «система психологических защит» с позиции психодинамического подхода, дается характеристика базовых и ситуативных защит. Акцентируется внимание на возможности познания системы психологических защит субъекта методами глубинной психокоррекции. Приводятся результаты экспериментального исследования динамики психологических защит субъекта и их связь с показателями личностной коррекции.
Ключевые слова
Психологическая защита, система психологических защит, психодинамический подход, активное
социально-психологическое познание (АСПП).
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_
Annotation
The concept of "system of psychological protection" from a position of psychodynamic approach is covered in article, the characteristic of basic and situational protection is given. The attention to possibilities of knowledge of system of psychological protection of the subject is focused by methods of deep psychocorrection, results of research of dynamics of psychological protection of the subject their communication with indicators of personal correction are given.
Keywords
Psychological protection, system of psychological protection, psychoanalysis, psychodynamic approach, active social and psychological knowledge (ASPK).
Актуальность. Проблема познания глубинно-психологических аспектов психики, связанных с закономерностями функционирования бессознательной сферы, приобретает особую актуальность в познании факторов обуславливающих поведение субъекта. В данном контексте особую роль играет категория психологических защит. Именно психологические защиты поддерживают субъективное чувство целостности личности и одновременно способствуют стабилизации неосознанных внутренних противоречий, снижая тем самым психологическую защищенность человека.
Данная статья выполнена в рамках психодинамической теории, в основу которой положен метод активного социально-психологического познания (АСПП), разрабатываемый профессором Т. С. Яценко [8]. Психодинамический подход основывается на необходимости целостного понимания психики в единстве сознательного и бессознательного с учетом противоречивости их взаимосвязей.
Изложение основного материала. Психологический словарь под редакцией Б.Г. Мещерякова и В.П. Зинченко определяет психологическую защиту как «систему регуляторных механизмов в психике, которые направлены на устранение или сведение к минимуму негативных, травмирующих личность переживаний, сопряженных с внутренними или внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта» [1, с. 153].
В психодинамической теории под термином «защита» подразумевается произвольная активность субъекта, не согласующаяся полностью с провозглашенными намерениями и целями [6]. Психологическая защита не носит одноразовый, локальный характер, а является диспозиционным образованием, имеющим разноуровневую структуру, которая включает когнитивный, эмотивный и поведенческий аспекты. Эти уровни по-разному соотносятся со сферами сознания и бессознательного: когнитивный аспект презентует логику сознания, эмотивный - преимущественно бессознательный ракурс через поведение [9].
В психодинамическом подходе Т. С. Яценко используется термин «система психологических защит», которая имеет свои особенности формирования и функционирования. Работа данной системы отображается в сознательной или бессознательной деятельности человека, которая обеспечивает решение внутрипсихических конфликтов, а также служит адаптации к ситуации «здесь и теперь» [8].
Т. С. Яценко выделено два вида защит: ситуативные (периферийные) и базовые (личностные). Базовые защиты - это внутренне обусловленное структурное образование психики, которому свойственна системность функциональных проявлений, что выражается в логике бессознательного. В них находит отражение весь инфантильный эмоционально-значимый опыт субъекта, связанный с либидными объектами. Ситуативные или периферийные, хотя и связаны с базовыми, в большей степени служат адаптации к ситуации «здесь и теперь», чем завершению дел, порождаемых позывами детства [8, с. 43].
Психодинамический подход к проблеме психологических защит сосредотачивает внимание на выявлении глубинно-психологических основ защитной системы субъекта. Основными аспектами психодинамических исследований психологических защит является объединение феноменологического, целостного и психоаналитического подходов [6].
Цель нашего исследования заключалась в изучении динамики психологических защит в процессе психокоррекции. Для достижения цели нами были использованы методы глубинной психокоррекции: психоанализ комплекса тематических психорисунков [8], психокоррекционная работа с использованием психорисунка «Мое тату» [2], психоанализ диалогического взаимодействия с субъектом с использованием камней [4], психокоррекционная работа с использованием неавторских рисунков [8], а также тестовые
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»
№3/2016
ISSN 2410-700Х
методы.
Результативность нашего исследования обеспечивается с помощью тестовых методик: «Дифференциальный тип рефлексии» (Д.А. Леонтьев, Е.М. Лаптева) [3], «Методика исследования самоотношения» (С.Р. Пантелеев) [5]. «Дифференциальный тип рефлексии» позволяет выявить тип рефлексии как устойчивой личностной черты. Шкалы теста: системная рефлексия, интроспекция, квазирефлексия. «Методика исследования самоотношения» предназначена для изучения структуры самоотношения личности, а также отдельных показателей, таких как: замкнутость, самоуверенность, саморуководство, отраженное самоотношение, самоценность, самопринятие, самопривязанность, внутренняя конфликтность, самообвинение. Показатели данных методик соотносятся с показателями личностной откорректированности, выделенными Т.С. Яценко в учебном пособии «Основы глубинной психокоррекции: феноменология, теория и практика» [8, с. 31]. Личностная откорректированное^ предполагает понимание собственных защитных тенденций, достижение состояния психологической зрелости, осознание отступлений от реальности и высокий уровень рефлексии, что невозможно при действии системы психологических защит.
Для проведения тестового исследования были сформированы контрольная и экспериментальная группы, общей численностью 43 человека. В контрольную группу вошли 17 человек, которые не проходили группы АСПП (К группа) и 26 человек после разового или многократного прохождения групп АСПП (Е группа). Исследование проводилось на базе Гуманитарно-педагогической академии ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского» (г. Ялта) и Научно-исследовательского центра глубинной психологии.
Анализ проведенного исследования показывает, что после прохождения групп АСПП увеличился показатель системной рефлексии с 60% в К группе до 63% в Е группе, что свидетельствует о лучшей способности к самодистанцированию и взглядом на себя со стороны, позволяющим одновременно охватить полюс субъекта и полюс объекта. В шкале «интроспекция» показатель вырос групп вырос с 51% в К группе до 65% в Е группе, что говорит о сосредоточенности на собственном состоянии, переживаниях. Показатель квазирефлексии не связан с окружающей жизненной ситуацией, а характеризует отрыв от актуальной ситуации бытия в мире, данный показатель в Е группе находится на более низком уровне (69%), чем в группе К (72%).
Рисунок 1 - Гистограмма изменения типов рефлексии в исследованных группах
Гистограмма, представленная на рис. 2, демонстрирует разницу в показателях самоотношения в К и Е группах. Снижение показателя замкнутости с 63% в К группе до 58% свидетельствует о развитии тенденции «к людям», стремлении к социальному одобрению, тенденции к расширению круга значимых близких. Снижение показателя самоуверенности с 70% в группе К до 63% в группе Е, свидетельствует об адекватной самооценке и уровне притязаний, умении правильно оценивать свои силы и способности. Шкала «саморуководство» отражает представления субъекта об источнике собственной активности, о результатах и достижениях в К группе этот показатель составляет 66%, в группе Е - 63%. Снижение показателя
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_
отраженного самоотношения с 61% в К группе до 52% в Е группе, позволяет утверждать о более адекватном восприятии сложившихся отношений с окружающими у людей проходивших группы АСПП. Увеличение показателя самоценности с 67% до 69% свидетельствует о развитии тенденции ощущать ценность собственной личности и собственного «Я». Показатель самопринятия позволяет судить о согласии со своими внутренними побуждениями, принятия себя таким, какой есть, в К группе данный показатель составляет 61%, в группе Е - 68%. Сходным с показателем самопринятия по интерпретации является показатель самопривязанности (характеризует направленность человека на личностное развитие и личностный рост); в Е группе этот показатель выше (55%) по сравнению с К группой (49%). Показатель внутренней конфликтности характеризует внутренние противоречия личности, определяет наличие внутренних конфликтов, деструктивных тенденций психики, среди участников групп АСПП этот показатель составляет 44%, что говорит о снижении действий психологических защит и нивелировании внутренних противоречий, в сравнении с К группой (49%). Показатель самообвинения свидетельствует выраженность отрицательных эмоций в адрес своего «Я» и наличии чувства вины. Снижение самообвинения в группе Е (43%) говорит о более положительном образе «Я», умении оценивать свои недостатки и принимать критику без актуализации ситуативных защит (в группе К данный показатель составляет 49%).
Рисунок 2 - Гистограмма изменения показателей самоотношения в исследуемых группах
Таким образом, динамика изменений в экспериментальной группе (повышение уровня рефлексии, улучшение показателей самоотношения) по отношению к контрольной группе (согласно результатам исследования по методикам «Дифференциальный тип рефлексии» и «Методики исследования самоотношения») свидетельствует о личностно-конструктивных изменениях участников групп АСПП после прохождения глубинной психокоррекции.
Список использованной литературы: 1. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - 3-е изд. - М.: Прайм-Еврознак, 2003. - 632 с.
2. Бекетова Е. С. Глубинно-психологические особенности выбора татуировки / Е. С. Бекетова // Науковийчасопис НПУ iменi М. П. Драгоманова, Серiя № 12. Психолопчш науки: Зб. Наукових праць. - К.: НПУ iменi М. П. Драгоманова, 2011. - № 33 (57). - С. 349 - 357.
3.. Леонтьев Д. А. Рефлексия «хорошая» и «дурная»: от объяснительной модели к дифференциальной диагностике / Д. А. Леонтьев, Е. Н. Осин // Журнал Высшей школы экономики. - 2014. - Т. 11. - № 4. - С. 110-135.
4. Маик М. С. Архетип камня в познании деструкций психики субъекта / М. С. Маик // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2013. - №12. - С. 80-83.
5. Настольная книга практического психолога / Сост. С. Т. Посохова, С. Л. Соловьева. - М.: АСТ:Хранитель; СПб.: Сова, 2008. - 671 с.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_
6. Шавровская Н. В. Особенности изучения психологических защит субъекта с помощью психоанализа рисунков / Н. В. Шавровская. - Ялта: РВВ КГУ № 21, 2008. - 34 с.
7. Яценко Т. С. Психодинамическая теория: методология и научно-практические результаты / Т. С. Яценко, Л. Я. Галушко, Н. В. Дметерко, И. В. Евтушенко, Е. Г. Максименко, А. В. Педченко, Е. Н. Поляничко, Л. Г. Туз, О. Н. Усатенко // Психотерапия. - М.: ООО «Гениизус Медиа», 2012. - № 10 (18). - С. 81 - 91.
8. Яценко Т. С. Основи глибинно! психокорекци: феноменолопя, теорiя i практика: навч. пошб. / Т. С. Яценко. - К.: Вища шк., 2006. - 382 с.
9. Яценко Т. С. Теорiя i практика групово! психокорекци: активне сощально-психолопчне навчання: навчальний пошбник / Т. С. Яценко - К.: Вища школа, 2006. - 382 с.
© Калашян Я.Г., 2016
УДК 616:364-002.5:616.89:301
Кондратьев Геннадий Владимирович
канд. психол. наук, преподаватель ВолгГМУ,
г.Волгоград, РФ E-mail: [email protected]
СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ ВО ФТИЗИАТРИИ И ПРИ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ (ПО МАТЕРИАЛАМ ИССЛЕДОВАНИЙ В СОЦИОЛОГИИ МЕДИЦИНЫ)
Аннотация
Показан низкий уровень оказания социальной помощи пациентам при таких социально значимых заболеваниях как туберкулёз и умственная отсталость.
Ключевые слова Социальная помощь, фтизиатрия, умственная отсталость.
В настоящее время в медицине признается приоритетным биопсихосоциальный подход, провозглашающий значимость совместного влияния биологических, психологических и социальных факторов на здоровье и болезнь человека, в частности, как на развитие того или иного расстройства, так и на реализуемые реабилитационные мероприятия. В этой связи возрастает значение социальной помощи пациентам - относительно нового направления в отечественном здравоохранении (при этом социальная помощь предполагает более широкий спектр услуг социального, материального, юридического и образовательного характера, чем только пенсия по инвалидности). Особое значение имеет оказание социальной помощи при социально значимых заболеваниях.
Исходя из вышеизложенного, были проанализированы выполненные в категориальном поле социологии медицины работы, рассматривающие вопросы оказания данного вида помощи при таких социально значимых заболеваниях как туберкулёз (А15-А19) и легкая умственная отсталость (F70). В соответствии с современными методологическими подходами [ 1, 4 ] авторами было проведено анкетирование:
• 584 больных туберкулезом лиц, 92 врачей-фтизиатров, 144 врачей общесоматической сети и 49 врачей пенитенциарной системы;
• 219 преподавателей государственных казенных образовательных учреждений специального (коррекционного) образования, 134 педагогов образовательных учреждений начального профессионального образования, осуществляющих начальное профессиональное образование выпускников школ VIII вида, 67 врачей-психиатров, 39 медицинских (клинических) психологов, 24 специалистов по социальной работе.
Обобщенные результаты данных исследований показали, что:
• значительное количество больных туберкулёзом лиц имеет серьезные социальные проблемы и нуждается в получении соответствующей помощи, однако она оказывается в очень ограниченном объёме [ 5-7 ];