_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_
УДК 378.661:616-053:159.9:61
Деларю Наталья Викторовна
канд. мед. наук, доцент ВолгГМУ, г.Волгоград, РФ E-mail: [email protected]
НОВОЕ ПРЕДМЕТНОЕ ПОЛЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ: СОПРОВОЖДЕНИЕ
СИМУЛЯЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ВРАЧЕЙ
Аннотация
Обосновывается выделение нового предметного поля медицинской психологии - сопровождение симуляционного обучения врачей.
Ключевые слова
Симуляционные технологии в здравоохранении, медицинская психология.
Должности психологов стали появляться в штатном расписании психиатрических учреждений в 1960-х гг., в соматических медицинских учреждениях - с конца 1990-х гг. В настоящее время деятельность медицинских психологов в самых различных медицинских специальностях отражена в многочисленных публикациях [ 1-3, 8 и др.], в которых, преимущественно, рассматриваются вопросы психодиагностики и психокоррекции, а также организационно-правовые проблемы. К последним, в частности, относится обсуждение не только традиционных «полей» профессиональной деятельности данных специалистов, но и новых, обусловленных самим развитием медицинской науки. Одним из таких новых направлений становится сопровождение психологами симуляционного обучения врачей.
На рубеже XX-XXI веков появляются и бурно развиваются симуляционные обучающие технологии -в качестве альтернативы непосредственному обучению на людях стало возможным приобретение необходимых практических профессиональных навыков и умений с помощью технических имитационных устройств. Особенно актуальным это является для медицины критических состояний, где многие навыки у врачей должны быть доведены до автоматизма [ 4-7 ]. Соответственно, в начале 2000-х гг. при медицинских вузах и НИИ в России начинают появляться различные обучающие симуляционные центры.
Вне зависимости от «чисто медицинской» оснащенности симуляционных центров, определяемой ориентацией на подготовку тех или иных специалистов, общим для подобных структур должно являться наличие аудиторного класса, оснащенного мультимедийным оборудованием с компьютеризированной системой видео-мониторинга, которая позволяет записывать действия курсантов и в последующем проводить дебрифинг (анализ отработанных практических навыков путем задаваемых преподавателем в определенной последовательности вопросов), что существенно повышает эффективность образовательного процесса.
Однако проведение дебрифинга вызывает ряд психологических затруднений. В частности, группа курсантов, состоящая, чаще всего из 7-10 человек, включает специалистов разных возрастов и квалификации, с разными самооценками своей компетентности (чаще завышенной, особенно у стажированных врачей) и не всегда желающих публично демонстрировать свои практические навыки. Соответственно, встаёт вопрос о необходимости подготовки сотрудников симуляционных центров к подобным ситуациям, т.е. о наличии у них знаний в области социальной психологии применительно к подобным ситуациям. Очевидно, что наиболее эффективно проводить подобные краткосрочные курсы повышения квалификации могут медицинские психологи и, таким образом, сопровождение симуляционного обучения врачей может стать новым предметным полем медицинской психологии.
Список использованной литературы 1. Аверин Е.Е., Лопатин Ю.М., Деларю В.В. Реабилитация кардиохирургических больных в России: медицинские, социальные, психологические и правовые аспекты // Журнал Сердечная Недостаточность. -2012. - Том 13.- № 1 (69). - С.40-45.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_
2. Деларю В.В. Вопросы психиатрии, наркологии и неврологии в диссертационных исследованиях по социологии медицины // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М.Бехтерева. - 2013. - №
3. - С.78-80.
3. Деларю В.В., Перепелкина Н.А., Севастьянова И.В. Организация санаторно-курортного лечения в процессе реализации национального проекта "Здоровье" // Социология медицины. - 2007. - № 1 (10). - С.51-54.
4. Деларю Н.В. Институционализация симуляционного обучения как единственная возможность преодоления кризиса практической подготовки медицинских кадров // Социология медицины - реформе здравоохранения: Научные труды IV Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). - Волгоград, 2013. - С.210-212.
5. Деларю Н.В. Симуляционное обучение как неотъемлемый атрибут современной подготовки врачей // Современные научные исследования: теоретический и практический аспект: Сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа, 2016. - Ч.2. - С. 184-185.
6. Деларю Н.В., Мандриков В.Б., Заячникова Т.Е. Симуляционные технологии в постдипломном обучении интенсивной терапии врачей-неонатологов // Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. - 2015. - Вып.1 (53). - С.32-34.
7. Деларю Н.В., Мандриков В.Б., Заячникова Т.Е. Критические состояния в неонатологии и симуляционные технологии // Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. - 2015. - Вып.4 (56). -С.134-136.
8. Юдин С.А., Деларю В.В., Борзенко А.С. Проблема комплаентности во фтизиатрии: позиции врачей и пациентов диаметрально противоположны // Социология медицины. - 2014. - № 1 (24). - С.19-21.
© Деларю Н.В., 2016
УДК 159.964.21
Калашян Яна Геннадиевна,
студентка 4 курса, направление подготовки
«Психология» Е-mail: [email protected] Научный руководитель: Усатенко О. Н., Кандидат психологических наук, доцент Гуманитарно-педагогической академии ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» в г. Ялте
ДИНАМИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ В ПРОЦЕССЕ ГЛУБИННОЙ ПСИХОКОРРЕКЦИИ
Аннотация
В статье освещается понятие «система психологических защит» с позиции психодинамического подхода, дается характеристика базовых и ситуативных защит. Акцентируется внимание на возможности познания системы психологических защит субъекта методами глубинной психокоррекции. Приводятся результаты экспериментального исследования динамики психологических защит субъекта и их связь с показателями личностной коррекции.
Ключевые слова
Психологическая защита, система психологических защит, психодинамический подход, активное
социально-психологическое познание (АСПП).