_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_
Из таблицы видно, что у студентов преобладает эмоциональный канал эмпатии, что характеризует возможность понять внутренний мир человека, прогнозировать его поведение и эффективно воздействовать на него при энергетической подстройке к партнёру. Сопереживание и соучастие выполняют роль связующего звена между людьми.
Сопоставив значения мотивации и уровни эмпатических способностей, получили следующие результаты: мотивация боязни неудачи совпала с одним случаем среднего уровня и с двумя случаями заниженного уровня эмпатии; при ярко невыраженном мотивационном полюсе обнаружен средний уровень у 6 студентов, заниженный уровень эмпатии - у 4-х; при определенном тяготении к мотивации успеха 4 человека имеют средний уровень и 2 человека - заниженный уровень эмпатии; при определенном тяготении к мотивации боязни неудачи по одному человеку со средним и заниженным уровнем эмпатии; мотивация успеха в 2-х случаях сочетается со средним уровнем эмпатии, 6 - с заниженным уровнем эмпатии, в одном - с очень низким уровнем эмпатии. Из полученных данных мы видим, что у студентов с мотивацией успеха преобладает заниженный уровень эмпатии, такой же уровень эмпатии преобладает у девушек с мотивацией боязни неудачи. Только у респондентов с неярко выраженным мотивационным полюсом выше представлен средний уровень эмпатии.
Неустойчивые жизненные позиции молодых людей направляют их на поиск идентичности, опоры в жизни не только в социальной, но и в профессиональной сферах. Для достижения собственных целей иногда проявляется жестокость, негативное оценивание окружающих, отсутствие проявлений эмпатии как способ психологической защиты и социальной адаптации. В связи с этим возникает необходимость уже на начальном этапе профессиональной подготовки формировать у будущих специалистов нравственный мотив в пользу другого человека. Умение проявлять альтруистическое поведение в ответ на переживания, т.е. культивировать развитие эмпатических способностей.
Результаты, полученные в исследовании, позволяют сделать предположение о том, что с данной группой необходимо работать с целью повышения уровня эмпатических способностей, поскольку эмпатия в педагогической профессии является одним из факторов мотивации успешного воспитательно-образовательного процесса и ее развитие должно происходить в специально организованных условиях на занятиях и во внеурочных видах деятельности.
Список использованной литературы:
1. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В.В. Бойко. - М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996.
2. Конюхов Н.И. Словарь-справочник по психологии / Н.И. Конюхов. - М.: Полиграфресурсы, 1996.
3. Основы психодиагностики и коррекции: учеб.-метод. пособие / авт.-сост. Л.В. Сибилёва. - Челябинск: изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2004.
© Сибилёва Л.В., Прохорова А.А., 2016
УДК 15:61:618.3
Стажков А.А.
кандидат медицинских наук, преподаватель ВФ МГЭИ, г.Волгоград, РФ
E-mail: [email protected]
КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И РЕПРОДУКТИВНАЯ МЕДИЦИНА
Аннотация
Рассматривается проблема подготовки клинических психологов по доабортному консультированию женщин.
Ключевые слова
Клиническая психология, репродуктивная медицина.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_
В настоящее время не вызывает сомнений эффективность деятельности медицинских (клинических) психологов не только в психиатрии и наркология, но и практически во всей соматической медицине [ 1-3, 57, 12]; не является исключением и репродуктивная медицина [ 4, 8-11 ]. Неблагополучная демографическая ситуация способствовала появлению в женских консультациях должности «медицинский психолог», в первую очередь для доабортного консультирования, направленного на отказ женщины от проведения процедуры прерывания беременности. Для методического обеспечения Минздравом РФ была разработана рассчитанная на 72 часа дополнительная профессиональная программа повышения квалификации медицинских психологов, психологов и социальных работников по теме «Доабортное консультирование», утверждённая первым заместителем Министра здравоохранения И.Н.Каграманяном 10.03.2016г. (№ 162/10/2-1345).
Однако данная Программа вызывает ряд замечаний как организационного, так и содержательного плана. В частности, насколько она обязательна и на какой основе она должна реализоваться; перечисление того, что должен знать медицинский психолог по окончании обучения кроме собственно «доабортного консультирования» предполагает изучение (и знание) практически всей учебной программы вуза по «клинической психологии» (но в Программе всего за 72 часа); среди приведённых примеров тестовых заданий только отдельные имеют крайне косвенное отношение к доабортному консультированию, а подавляющее большинство не имеют никакого отношения (типа вопросов о том, в чём «в наибольше степени нуждается умирающий пациент»; с чем, «как правило, сопряжена стойкая терапевтическая резистентность аддиктивного расстройства»); правильность предлагаемых ответов на многие тестовые задания вызывает, по меньшей мере, недоумение (например, на вопрос «В ситуации психологического консультирования специалист» правильным является ответ «Не отвечает за практический результат консультирования»).
Резюме: правомерно предположить, что реализация данной Программы относительно медицинских психологов будет очень ограничена (при этом содержание Программы по специальности «Социальная работа» еще более спорно).
Список использованной литературы:
1. Аверин Е.Е., Лопатин Ю.М., Деларю В.В. Реабилитация кардиохирургических больных в России: медицинские, социальные, психологические и правовые аспекты // Журнал Сердечная Недостаточность. -2012. - Том 13. - № 1 (69). - С.40-45.
2. Деларю В.В. Вопросы психиатрии, наркологии и неврологии в диссертационных исследованиях по социологии медицины // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М.Бехтерева. - 2013. - №
3. - С.78-80.
3. Деларю В.В., Вершинин Е.Г. Комплаентность: клинический, социологический и психологический подходы к ее оценке // Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. - 2015. - № 3 (55).- С.100 - 102.
4. Деларю В.В. Психология отклоняющегося поведения: Учебно-методическое пособие. - Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2004. - 53 с.
5. Деларю В.В., Горбунов А.А. Анкетирование населения, специалистов первичного звена здравоохранения и врачей-психотерапевтов: какой вывод можно сделать о перспективах психотерапии в России? // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М.Бехтерева. - 2011. - № 3. - С.52-55.
6. Деларю В.В., Перепелкина Н.А., Севастьянова И.В. Организация санаторно-курортного лечения в процессе реализации национального проекта "Здоровье" // Социология медицины. - 2007. - № 1 (10). - С.51-54.
7. Деларю В.В., Рыбак В.А., Бабушкин С.Я. Ответственность больных с дорсопатиями за состояния своего здоровья (в оценках врачей и пациентов) // Социология медицины. - 2006. - № 2 (9). - С.31-35.
8. Деларю Н.В. Вопросы здоровья детей и подростков в диссертационных исследованиях по социологии медицины // Российский вестник перинатологии и педиатрии. - 2010. - № 5. - С.112-113.
9. Деларю Н.В. Новое предметное поле медицинской психологии: сопровождение симуляционного обучения врачей // Символ науки. - 2016. - № 3-4. - С.153-154.
10. Деларю Н.В., Прочная Е.Л. Педиатры и родители о проблемах амбулаторного немедикаментозного
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_
лечения детей раннего возраста // Детская и подростковая реабилитация. - 2010. - № 1 (14). - С.18-21.
11.Туровская Н.Г., Курушина О.В., Деларю В.В. Неврологическая и психологическая оценка развития ребёнка первого года жизни // Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. -2015. - Вып.4 (56). - С.3-8.
12.Юдин С.А., Деларю В.В., Борзенко А.С. Проблема комплаентности во фтизиатрии: позиции врачей и пациентов диаметрально противоположны // Социология медицины. - 2014. - № 1 (24). - С.19-21.
© Стяжков А.А., 2016
УДК 316.774
Е.Д. Шапорева
студентка 4 курса Исторического факультета ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет»
А.А. Черникова к. пед. н., доцент кафедры психологии ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет»
г. Барнаул, Российская Федерация
РОЛЬ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Аннотация
Статья посвящена проблеме изучения, формирования и совершенствования невербального аспекта
политической коммуникации.
Ключевые слова Невербальное поведение, невербальная коммуникация.
Особенностью современного этапа развития общества является приоритет социальной сферы, переориентация политических, социальных и экономических задач на человека, на развитие его личности. Это делает особо актуальными исследования, направленные на получение целостных представлений о человеческой деятельности и межличностном общении, важным элементом которых является невербальное поведение.
Примечательно, но до второй половины ХХ столетия все работы, так или иначе связанные с областью невербального общения, были эпизодическими и не относились к определенной области науки. С 50-х годов ХХ века количество исследований значительно возросло, и уже в 70-х годах появляется огромное количество литературы, авторы которой пытались сделать знания по невербальной коммуникации доступными для широкой публики.
Невербальные аспекты политической коммуникации рассматривались в работах П. Экмана, А.В. Авдеева, М.Н. Барышникова, М.М. Гуревича, Ю.М. Жукова, Л.А. Кокотова, Л.А. Лазутина, Е.В. Морозовой, Д.Р. Нельсона, М. Портера, Г.Г. Почепцова, Н.Н. Фирсова, А.И. Щербинина и др.
Особенности политического пиара, в том числе невербальные коммуникации в этой сфере, исследовались Е.М. Бортник, А.Б. Василенко, О.В. Варламовой, И.Л. Викентьевым, А.В. Лукашевым, Г.Г. Почепцовым и др.
Под невербальной коммуникацией (в узком смысле) следует понимать систему неречевых средств -символов, знаков, кодов, использующихся для передачи сообщения. Основные функции этой системы -экспрессивная, дополнительного сопровождения, замещения или опровержения слов. В зависимости от