Научная статья на тему 'Эмпатия как фактор мотивации успеха в педагогической деятельности'

Эмпатия как фактор мотивации успеха в педагогической деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
489
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эмпатия как фактор мотивации успеха в педагогической деятельности»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070

преобладающим аналитическим типом мышления, возникают трудности, связанные с аудированием и фонетикой. Им сложно сделать первый шаг, чтобы заговорить на чужом им языке, а также у них вызывает проблемы восприятие иностранной речи на слух. Причиной этому может послужить то, что аналитикам свойственно тщательно продумывать каждый свой шаг, поэтому в общении на иностранном языке они довольно медлительны, ведь им нужно проанализировать все слова с точки зрения фонетики и логического содержания, прежде чем произнести их вслух, чтобы не попасть впросак.

Синтетики наоборот никогда не испытывали никаких трудностей, что можно связать со свойственным их стилю мышления отсутствием страха перед чем-то новым и неизведанным.

Прагматики бросали изучение языка, если он им не нравился и вызывал трудности, связанные с грамматикой. Это можно связать с отсутствием интереса к деталям и желанием как можно быстрее получить результат.

Реалисты уставали от иностранного языка и испытывали неприязнь к нему. Ведь чтобы реалист успешно занимался какой-либо деятельностью, ему полностью нужно окунуться в эту среду, приобрести свой собственный опыт. Поэтому, нелюбимый немецкий язык, изучаемый в российском университете, полюбится, если учащийся будет постигать его азы в Германии.

У идеалистов сложностей при изучении иностранного языка не возникало. Это объясняется перфекционизмом, свойственным идеалистам, их умением доводить все начатое до логического завершения.

Исследование имеет практическую значимость для педагогов не только иностранных языков, но и других специальностей. Если учителя будут интересоваться стилями мышления своих учеников, то им будет проще выстроить максимально эффективную линию работы с ними. Зная стили мышления, можно лучше понимать сильные и слабые стороны интеллекта ученика; избежать конфликтные ситуации; быстрее находить общий язык и устанавливать взаимопонимание.

Список использованной литературы: Алексеев А.А., Громова Л.А. Поймите меня правильно. - СПб.: Экономическая школа, 2013. - 352 с.

© Маштакова Я., Питанова М.Е., 2016

УДК 159.9.072.43

Л.В. Сибилёва

к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии детства Челябинский государственный педагогический университет

А.А. Прохорова

студентка 2 курса факультета дошкольного образования Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск, Российская Федерация

ЭМПАТИЯ КАК ФАКТОР МОТИВАЦИИ УСПЕХА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В педагогической профессии эмпатия является, пожалуй, одним из факторов мотивации успешного воспитательного процесса. Педагог, мотивированный на положительные результаты своей работы, использует эмпатию как ценнейшее орудие познания человеческой индивидуальности с целью воздействия на воспитанников в нужном направлении, а не просто как способность демонстрировать соучастие и сопереживание.

Эмпатия как качество личности педагога, позволяет не просто общаться, внимательно выслушивать и понимать человека, но является ценным вкладом в профессию, позволяет направлять соответствующее поведение в профессиональное русло. Безусловно, ни один специалист не в состоянии полностью погрузиться в мир другого человека, но приблизиться к этому вполне возможно [3].

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_

Проблема эмпатии затронута во многих публикациях. Интересно в связи с этим отметить мнение американского психолога Карла Роджерса, который утверждал, что помощь человеку базируется на эмпатии, уважении, естественности и отзывчивости специалиста. Роль эмпатии в педагогическом процессе раскрывается в работах А.В. Мудрика, А.А. Бодалёва, О.И. Цветковой, Е.А. Климова, Н.В. Кузьминой и др. В ряде исследований эмпатия рассматривается как отношение одной личности к другой, как процесс, как социальная установка, как свойство и способность личности. В социальной работе эмпатия рассматривается как базовый навык общения.

В.В. Бойко полагает, что люди часто оказываются перед необходимостью глубинного постижения другого человека. «Без этого невозможно воспитывать его, добиваться расположения и доверия, создавать условия для самореализации, побуждать к хорошим поступкам, убеждать быть дисциплинированным...Часто случается так, что ни формальная логика, ни профессиональные знания, ни вспоминания о типичном и подобном не позволяют понять и упредить человеческую индивидуальность. И тогда в ход идет эмпатия - древнее, испытанное средство рационально-эмоционально-интуитивного отражения Я другого» [цит. по 1 с. 73].

В нашем исследовании мы предприняли попытку соотнести наличие определенного уровня эмпатии с мотивацией успеха в педагогической профессии. Для изучения уровня эмпатических способностей взята методика В.В. Бойко и тест-опросник МУН А. Реана.

Мотивация рассматривается как совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения [2, с.81]. Мотивация успеха является позитивной мотивацией. Личности, имеющие такую мотивацию, уверены в себе, в своих возможностях, активны и ответственны. Они также отличаются целеустремленностью и упорством в достижении своих целей. Люди с мотивацией боязни неудачи часто в себе не уверены, излишне тревожны, всеми силами пытаются избежать ответственности. При необходимости решения сложных задач могут впадать в паническое состояние, не избегая ответственности.

Анализ результатов изучения мотивации показал, что из числа обследованных девушек, студенток факультета дошкольного образования, у 3 из них выражена мотивация боязни неудачи, у 10 -мотивационный полюс ярко не выражен, есть определенное тяготение к мотивации боязни неудачи у двух девушек, определенное тяготении к мотивации успеха - у 5-ти. Ярко выражена мотивация успеха у девяти человек.

Изучение эмпатии показало, что у большинства респондентов уровень эмпатии заниженный (12 ч.), средний - у 9 и лишь у одного человека выявлен очень низкий уровень. Лиц с высоким уровнем эмпатии в данной выборке не выявлено. В ряде исследований доказано, что субъекты, имеющие низкий уровень развития эмпатии, предпочитают эгоистические стратегии взаимодействия с другими, используют окружающих в собственных целях и подчас снижают качество взаимодействия с людьми.

В таблице представлена значимость конкретного параметра в структуре эмпатии каждого участника опроса.

Название канала Характеристика Кол-во чел.

Рациональный канал эмпатии Спонтанный интерес к другому, открывающий шлюзы эмоциональ-ного и интуитивного отражения партнера 4

Эмоциональный канал эмпатии Эмоциональная отзывчивость стано-вится средством вхождения в энергетическое поле партнера 11

Интуитивный канал эмпатии На уровне интуиции замыкаются и обобщаются различные сведения о партнерах 5

Установки, способствую-щие или препятствующие эмпатии Эффективность эмпатии снижается, если человек старается избегать личных контактов, считает неуместным проявлять любопытство к другой личности, убедил себя спокойно относиться к переживаниям и проблемам окружающих 9

Проникающая способность в эмпатии Расценивается как важное коммуни-кативное свойство человека, позво-ляющее создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности 4

Идентификация Умение понять другого на основе сопереживаний, постановки себя на место партнера. В основе идентификации - легкость, подвижность и гибкость эмоций, способность к подражанию 3

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_

Из таблицы видно, что у студентов преобладает эмоциональный канал эмпатии, что характеризует возможность понять внутренний мир человека, прогнозировать его поведение и эффективно воздействовать на него при энергетической подстройке к партнёру. Сопереживание и соучастие выполняют роль связующего звена между людьми.

Сопоставив значения мотивации и уровни эмпатических способностей, получили следующие результаты: мотивация боязни неудачи совпала с одним случаем среднего уровня и с двумя случаями заниженного уровня эмпатии; при ярко невыраженном мотивационном полюсе обнаружен средний уровень у 6 студентов, заниженный уровень эмпатии - у 4-х; при определенном тяготении к мотивации успеха 4 человека имеют средний уровень и 2 человека - заниженный уровень эмпатии; при определенном тяготении к мотивации боязни неудачи по одному человеку со средним и заниженным уровнем эмпатии; мотивация успеха в 2-х случаях сочетается со средним уровнем эмпатии, 6 - с заниженным уровнем эмпатии, в одном - с очень низким уровнем эмпатии. Из полученных данных мы видим, что у студентов с мотивацией успеха преобладает заниженный уровень эмпатии, такой же уровень эмпатии преобладает у девушек с мотивацией боязни неудачи. Только у респондентов с неярко выраженным мотивационным полюсом выше представлен средний уровень эмпатии.

Неустойчивые жизненные позиции молодых людей направляют их на поиск идентичности, опоры в жизни не только в социальной, но и в профессиональной сферах. Для достижения собственных целей иногда проявляется жестокость, негативное оценивание окружающих, отсутствие проявлений эмпатии как способ психологической защиты и социальной адаптации. В связи с этим возникает необходимость уже на начальном этапе профессиональной подготовки формировать у будущих специалистов нравственный мотив в пользу другого человека. Умение проявлять альтруистическое поведение в ответ на переживания, т.е. культивировать развитие эмпатических способностей.

Результаты, полученные в исследовании, позволяют сделать предположение о том, что с данной группой необходимо работать с целью повышения уровня эмпатических способностей, поскольку эмпатия в педагогической профессии является одним из факторов мотивации успешного воспитательно-образовательного процесса и ее развитие должно происходить в специально организованных условиях на занятиях и во внеурочных видах деятельности.

Список использованной литературы:

1. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В.В. Бойко. - М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996.

2. Конюхов Н.И. Словарь-справочник по психологии / Н.И. Конюхов. - М.: Полиграфресурсы, 1996.

3. Основы психодиагностики и коррекции: учеб.-метод. пособие / авт.-сост. Л.В. Сибилёва. - Челябинск: изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2004.

© Сибилёва Л.В., Прохорова А.А., 2016

УДК 15:61:618.3

Стажков А.А.

кандидат медицинских наук, преподаватель ВФ МГЭИ, г.Волгоград, РФ

E-mail: mgei-volga@yandex.ru

КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И РЕПРОДУКТИВНАЯ МЕДИЦИНА

Аннотация

Рассматривается проблема подготовки клинических психологов по доабортному консультированию женщин.

Ключевые слова

Клиническая психология, репродуктивная медицина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.