В ПОМОЩЬ ПРАКТИЧЕСКОМУ ВРАЧУ
УДК 618:378.661
ОБУЧАЮЩИЙ СИМУЛЯЦИОННЫЙ ЦЕНТР ПО АКУШЕРСТВУ, ГИНЕКОЛОГИИ И ПЕРИНАТОЛОГИИ ВОЛГОГРАДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА: ВКЛАД В РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Н. В. Деларю, В. Б. Мандриков, Т. Е. Заячникова
Обучающий симуляционный центр по акушерству, гинекологии и перинатологии ВолгГМУ,
Ректорат ВолгГМУ, кафедра педиатрии и неонатологии ФУВ ВолгГМУ
Охарактеризованы основные итоги трехлетней деятельности (2014-2017 гг.) Обучающего симуляционного центра по акушерству, гинекологии и перинатологии Волгоградского государственного медицинского университета, отмечен его вклад в решение задач регионального здравоохранения и предложены перспективные направления его эффективного использования.
Ключевые слова: симуляционный центр по акушерству, гинекологии и перинатологии, Волгоградский государственный медицинский университет, региональное здравоохранение.
DOI 10.19163/1994-9480-2017-4(64)-135-137
THE OBSTETRICS, GYNECOLOGY AND PERINATOLOGY SIMULATION TRAINING
CENTER OF VOLGOGRAD STATE MEDICAL UNIVERSITY: A CONTRIBUTION TO THE SOLUTION OF PROBLEMS OF REGIONAL HEALTHCARE
N. V. Delaryu, V. B. Mandrikov, T. E. Zayachnikova
Volgograd State Medical University, the Obstetrics, Gynecology and Perinatology Simulation Training Center,
Volgograd State Medical University, the rectorate,
Volgograd State Medical University, the pediatry and neonatology of the Faculty of Physicians ' Improvement
This article contains the description of basic overall results of three year activity (2014-2017) of the Obstetrics, Gynecology and Perinatology Simulation Training Center of Volgograd State Medical University and its contribution to the solution of problems of regional healthcare and the prospective ways of its effective using.
Key words: Obstetrics, Gynecology and Perinatology Simulation Training Center, Volgograd State Medical University, regional healthcare.
Использование технических имитационных устройств позволяет коренным образом улучшить практическую подготовку специалистов [1-4]; соответственно, симуляционные обучающие технологии в последние годы стали неотъемлемой частью как до-, так и постдипломного медицинского образования.
18 февраля 2014 года как самостоятельное структурное подразделение в ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава России начал функционировать Обучающий симуляционный центр по акушерству, гинекологии и перинатологии (далее -Центр), где стали проходить постдипломную подготовку специалисты системы родовспоможения и детства.
Подведены основные итоги деятельности Центра за 3-летний период (2014-2017 гг.) с акцентом на оказание помощи региональному здравоохранению и представлены перспективные направления его эффективного использования.
Центр оснащен высокотехнологичным специализированным учебным оборудованием, в том числе высших, V и VI уровней реалистичности (роботы-симуляторы, манекены-имитаторы, электронные фантомы, модели-муляжи, другое интерактивное компьютеризированное оборудование), а также реальным современным оборудованием отделений реанимации и интенсивной терапии (аппараты ИВЛ, кювезы, открытые реанимационные
Выпуск 4 (64). 2017
135 ^^^^
©äSmpfä ©©CöFflM]^
системы и т.д.), которые необходимы при отработке требуемых практических навыков.
Всего за анализируемый 3-летний период в Центре повысили свою квалификацию 659 врача и 62 средних медицинских работника:
• по направлению «Интенсивная терапия в неона-тологии - практические навыки и умения» 197 врача-неонатолога (в объеме 72 часов);
• по направлению «Клиническое акушерство» 242 работающих в родильных домах и перинатальных центрах акушера-гинеколога (в объеме 72 часов);
• по направлению «Лапароскопия в акушерстве и гинекологии» 98 акушера-гинеколога (в объеме 72 часов);
• по направлению «Анестезия, интенсивная терапия и реанимация в акушерском и гинекологическом стационарах» 66 работающих в родильных домах и перинатальных центрах анестезиологов-реаниматологов (в объеме 72 часов);
• в рамках реализации региональной программы по созданию бригад инструкторов по первичной реанимации новорожденных в учреждениях родовспоможения было обучено 27 врачей-неонатологов и педиатров, 6 врачей анестезиологов-реаниматологов, 18 врачей акушеров-гинекологов, 30 акушерок, 32 медицинские сестры (с каждой бригадой инструкторов1 из 43 лечебных учреждений Волгограда и Волгоградской области однократно 2 часа практических занятий и 4 часа 1 раз в 3 месяца в формате группового тренинга);
• в рамках пилотного проекта реализации программы повышения квалификации (непрерывного медицинского образования) «Актуальные вопросы реанимации и интенсивной терапии в перинатологии» 5 врачей скорой медицинской помощи (в объеме 36 часов).
При предаттестационном тестировании уровня практических навыков по первичной реанимации новорожденных (перед получением / подтверждением / повышением квалификационной врачебной категории) проведены оценки знаний 25 врачей-неонатологов и врачей-педиатров учреждений родовспоможения Волгоградской области.
Трехлетнее функционирование Центра позволило:
• выявить основные пробелы в знаниях специалистов (недостаточное знание основных регламентирующих документов, в первую очередь, методического письма МЗиСР РФ «Первичная и реанимационная помощь новорожденным детям» 15-4/10/2-3204 от 21.04.2010 г. и рекомендованных РАСПМ протоколов лечения критических состояний новорожденных; нарушение последовательности основных реанимационных мероприятий; выполнение их не в полном объеме; отсутствие мониторинга основных витальных функций при проведении реанимации; неправильное заполнение листа первичной реанимации и др.);
• повысить квалификацию специалистов системы родовспоможения и детства;
• наряду с другими реализованными в регионе мероприятиями (улучшение оснащения диагностическим и лечебным оборудованием родильных домов и перинатальных центров, совершенствование маршрутизации беременных высокой степени риска) постоянно снижать уровень младенческой смертности в Волгоградской области, который в 2013 г. составлял 9,9 %о; в 2014 г. - 8,1 %; в 2015 г. - 6,4 %: в 2016 г. - 5,8 % (общероссийские показатели 8,2 %, 7,4 %, 6,4 % и 6,0 %% соответственно).
Научно-практические результаты деятельности Центра регулярно представлялись на Всероссийских (в том числе на секциях РОСМЕДОБР / РОСОМЕД, посвященных симуляционному обучению) и региональных конференциях, отражены в 7 публикациях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В рамках расширения деятельности Центра представляются перспективными следующие направления, ориентированные как на работающих в системе родовспоможения и детства специалистов (более широкое обучение среднего медицинского персонала; в том числе, в формате мастер-классов; проведение отдельных занятий с клиническими ординаторами профильных специальностей), так и вне ее в рамках непрерывного медицинского образования (в частности, отработка практических навыков и реанимационных мероприятий врачами-педиатрами, неонатологами, врачами общей практики и скорой медицинской помощи, анестезиологами-реаниматологами, акушерами-гинекологами) и более широкое внедрение пре-даттестационного тестирования врачей-педиатров, неонатологов, акушеров-гинекологов. Реализация указанных направлений будет способствовать более эффективному решению проблем регионального здравоохранения в дальнейшем.
ЛИТЕРАТУРА
1. Апухтин А.Ф., Деларю В.В., Егоров В.Н., Прочная Е.Л. Мнения врачей о разработках и внедрениях отечественных инновационных технологий в здравоохранении // Социология медицины. - 2010. - № 2 (17). - С. 28-30.
2. Деларю Н.В. Институционализация симуляционного обучения как единственная возможность преодоления кризиса практической подготовки медицинских кадров // Социология медицины - реформе здравоохранения: Научные труды IV Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). - Волгоград, 2013. - С. 210-212.
3. Симуляционное обучение в медицине / Под ред. проф. А.А. Свистунова; сост. М.Д. Горшков. - М.: Изд-во Первого МГМУ им В.М. Сеченова, 2013. - 288 с.
4. Gaba D.M. The future vision of simulation in health care // Quality and safety in Health Care 2004; 13 (Suppl 1): i2-i10. doi: 10.1136/qshc.2004.009878.
1В зависимости от уровня лечебного учреждения (I, II или III уровня) бригады состояли из одного врача и одной медицинской сестры; одного врача и одной акушерки; двух врачей.
^^^^ 136
Выпуск 4 (64). 2017
REFERENCES
1. Apuhtin A.F., Delarju V.V., Egorov V.N., Prochnaja E.L. Mnenija vrachej o razrabotkah i vnedrenijah otechestvennyh innovacionnyh tehnologij v zdra-voohranenii [Opinions of doctors about development and implementation of the domestic innovative technologies in health care]. Sociologija mediciny [Sociology of medicine], 2010, no. 2 (17), pp. 28-30. (In Russ.; abstr. in Engl.).
2. Delarju N.V. Institucionalizacija simuljacionnogo obuchenija kak edin-stvennaja vozmozhnost' preodolenija krizisa prakticheskoj podgotovki medi-cinskih kadrov [Institutionalization of simulation training as the only way to overcome the crisis in practical training
of medical staff]. Sociologija mediciny - reforme zdravoohranenija: Nauchnye trudy IV Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii (s mezhdunarodnym uchastiem) [Sociology of medicine to health care reform: Scientific Works of the IV All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation]. Volgograd, 2013, pp. 210-212.
3. Svistunova A.A., Gorshkov M.D. (ed.) Simuljacionnoe obuchenie v medicine [Simulation training in medicine]. Moscow: MGMU im V.M. Sechenova Publ., 2013. 288 p.
4. Gaba D.M. The future vision of simulation in health care // Quality and safety in Health Care 2004; 13 (Suppl 1): i2-i10. doi: 10.1136/qshc.2004.009878.
Контактная информация
Деларю Наталья Викторовна - к. м. н., доцент, руководитель Обучающего симуляционного центра по акушерству, гинекологии и перинатологии ВолгГМУ; [email protected]
Выпуск 4 (64). 2017
137