мире набирает обороты в качестве модного тренда, что говорит о развитии гуманного общества и понимании личной ответственности каждого человека за окружающий их мир, готовности активно действовать и улучшать его.
Библиографический список
Подводя итоги можно отметить, что у волонтёрства и добровольческого движения достаточно достижений, к тому же есть огромный потенциал и масса перспектив по благотворительности.
1. Васильковская М.И. Социально-культурное творчество участников молодёжных объединений в формировании института волонтёрства: монография. М.И. Васильковская, В.Д. Пономарев; Министерство культуры Российской Федерации, Кемеровский государственный институт культуры. Кемерово, 2017.
2. Материалы пятого молодёжного форума «Благотворительность и волонтёрство в современном мире». Под редакцией Е.П. Агапова. Москва-Берлин, 2016.
3. Словарь по волонтёрству. сборник статей. Под редакцией Е.П. Агапова. Москва; Берлин, 2015.
References
1. Vasil'kovskaya M.I. Social'no-kul'turnoe tvorchestvo uchastnikovmolodezhnyh ob'edinenij v formirovaniiinstituta volonterstva: monografiya. M.I. Vasil'kovskaya, V.D. Ponomarev; Ministerstvo kul'tury Rossijskoj Federacii, Kemerovskij gosudarstvennyj institut kul'tury. Kemerovo, 2017.
2. Materialy pyatogo molodezhnogo foruma «Blagotvoritel'nost' i volonterstvo v sovremennom mire». Pod redakciej E.P. Agapova. Moskva-Berlin, 2016.
3. Slovar'po volonterstvu: sbornik statej. Pod redakciej E.P. Agapova. Moskva; Berlin, 2015.
Статья поступила в редакцию 27.05.18
УДК 159.964.28
Katkova A.S., postgraduate (Psychology), Humanities and Education Science Academy, Branch of V.I. Vernadsky Crimean
Federal University (Yalta, Russia), E-mail: katkova.aleksasha@mail.ru
PROFESSIONAL FORMATION OF THE FUTURE PSYCHOLOGIST IN THE PROCESS OF DEPTH PSYCHO-CORRECTION. The relevance of the article is in the study of the influence of a method of active socio-psychological cognition on the development of a personality of future psychologist in the process of professional development. Particular attention is paid to the disclosure of the specifics of the method of the active socio-psychological cognition in the study of the individual-unique characteristics of a specialist. The presence of a personal problematic subject directly affects the formation of a professional. The interrelation of personal and professional aspects is the central link in ensuring the effectiveness of training psychologists. The main approaches to the study of the direction and development of the personality in the process of professional formation are considered.
Key words: vocational training, active social and psychological cognition, deep psycho-correction, professional formation.
А.С. Каткова, аспирант Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный
университет им. В.И. Вернадского», г. Ялта, E-mail: katkova.aleksasha@mail.ru
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ БУДУЩЕГО ПСИХОЛОГА В ПРОЦЕССЕ АКТИВНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ
Актуальность статьи заключается в исследовании влияния метода активного социально-психологическое познания на развитие личности будущего психолога в процессе профессионального становления. Особое внимание уделено раскрытию специфики метода активного социально-психологического познания в исследовании индивидуально-неповторимых особенностей личности специалиста. Наличие личностной проблематики субъекта напрямую влияет на становление профессионала. Взаимосвязь личностного и профессионального аспектов является центральным звеном в обеспечении эффективности подготовки психологов в условиях высшего профессионального образования. Рассматриваются основные подходы к изучению направленности и развития личности в процессе профессионального становления.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, активное социально-психологическое познание, глубинная психокоррекция, профессиональное становление.
На современном этапе развития профессионального образования значимость приобретает качественная подготовка психологов. С целью совершенствования профессиональной подготовки будущих психологов необходимым является достижение личностной откорректированности, обуславливающее способность к конструктивному взаимодействию, развитию профессионально значимых личностных качеств и рефлексии, достижению гармонизации одновременно личностного и профессионально-социального аспекта, в чем и заключается обретение профессионализма.
В связи с этим, актуальность исследования проблемы профессионального становления будущего психолога на этапе вузовской подготовки обусловлена поиском эффективных современных методов обучения и их внедрения в процесс профессиональной подготовки. Одним из таких методов является активное социально-психологическое познание (АСПП), направленное не только на овладение профессиональными знаниями и навыками, но и предусматривающее, прежде всего, личностную психокоррекцию будущего специалиста, с целью нивелирования регрессивных тенденций, препятствующие профессиональному становлению.
Согласно современным исследованиям, развитие личности психологов в процессе их профессиональной подготовки является необходимым условием профессионального становления. Данный вопрос рассматривался с позиции деятельност-ной составляющей направленности личности (К.А. Абульхано-ва-Славская [1], Б.Г. Ананьев [2]), в контексте определяющей роли деятельности в процессе развития личности (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский [3], Л.А. Головей), в аспекте достижения акме в личностно-профессиональном становлении (А.А. Бодалев [4], А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина), с точки зрения развития и становления личности в профессиональной деятельности (Н.Н. Захаров, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов [5]). В современных научных психологических исследованиях развитие личности связывается с процессом профессионального становления [6, 7]. Успешность профессиональной деятельности, кроме обязательных профессиональных знаний, умений, которые составляют профессиональную компетентность, определяется личностными, индивидуально-неповторимыми особенностями субъекта профессиональной деятельности, способствующее личностному развитию специалиста.
Исследование выполнено в рамках психодинамической теории и авторском методе активного социально-психологического
познания (АСПП), разработанном Т.С. Яценко. Метод обеспечивает личностную психокоррекцию будущего психолога путем целостного его включения в процесс познания целостной психики в единстве сознательного и бессознательного, глубинных источников его личностной проблематики и внутренней стабилизированной противоречивости психики. Ценность метода АСПП заключается в его ориентированности на познание индивидуальной неповторимости психики субъекта, что остается без внимания в группах социально-психологического тренинга (СПТ). В основе метода АСПП лежит ассимиляция различных подходов психологии (гуманистический, феноменологический, психоанализ, бихевиоризм), ориентированные на процесс оказания помощи человеку. Психодинамическая парадигма централизирует внимание на предсознательное, которое формируется на основе интеграции вытесненных очагов психики. Диагностика и коррекция в данном методе ориентированы на понимание бессознательных предпосылок внутренних противоречий личности и его трудностей в взаимоотношениях. Работа по методу АСПП направлена на выявление внутренних конфликтов личности и создание основ для оптимизации личностного потенциала будущего специалиста, раскрытие смысла его эмоционального переживания, развитие рефлексии и создание оптимальных взаимоотношений с другими людьми [8].
Необходимым аспектом диагностико-коррекционной работы по методу АСПП является визуализированная самопрезентация субъекта с помощью использования вспомогательных средств (репродукции художественных полотен, комплекс авторских психорисунков, игрушки, предметные модели,ка мни, песочница).В условиях спонтанной и непринужденной активности личности, происходит раскрытие и осознание личностной проблемы при помощи визуализированной самопрезентации [9]. Проекция как механизм психологической защиты личности зависит от «сти-мульного» материала, то есть от тех вспомогательных средств, которые ему предлагаются. Респонденту (субъекту) предлагается выбрать визуализированное средство с ориентацией на собственную, эмоционально-спонтанную реакцию. Психолог создает условия для диалогичности взаимодействия с респондентом, что открывает возможность катализации процесса глубинного познания и самопознания в процессе самопрезентации. Взаимодействие в системе «психолог-респондент» осуществляется пошагово, многоуровнево, в единстве положительно-дезинтегра-ционных и вторично-интеграционных процессов. Поэтому весь процесс глубинного познания проходит так, чтобы психолог стимулировал вопросами импульс активнооти личностиктем,что-бы в их совокупности подвергнуть интерпретации с целью выявления расхождений между декларируемой логикой и сущностной - в условиях анализа совокупны товединчтсиого материала в его вербальных и невербальных формах [10]. Диагностичность вопросов зависит от учета всего предшествующего поведенческого материала в его вероятностоо-пригностиоенкоманпекте: «Если вопрос пробуждает у респондента импульс энергии, это может быть косвенным свидетельством верности направления диалогического взаимодействиы поохолыга с респондентом» [Н, с. 96]. Благодаря этому, происходит диагностика, направленная на актуализацию спонтанной активности субъекта, приближающая внутренним эмотииныекомпенеитом.
Представим одну из стенограмм диагностико-коррекцион-ной работы по методу АСПП с обучающимся психологического факультета. Для конфиденциальности, имя респондента обозначаем заглавной буквой А. Реплики психолога обозначаем буквой П. С целью анализа эмпирического материала, полученного в диагностико-коррекционной работе о роопондентим А.кримеилн научно-обобщающий анализ стенограммы. Сущность научно-обобщающего анализа состоит в последовательном психологическом анализе комминнкнтов (.тексте пбоиночтн ы соиращенио «к-т») психолога и респондента в процессе диалогического взаимодействия, которые обозначены цифрами в стенограмме [9].
Фрагмент стенограммы психоаналитической работы с респондентом А с использованием репродукции художественнтго полоына
П.: Как вы чувствуете себя на этом рисунке? (рис. 1.)
1_А.: Я чувствую, что уже ырооел этнт путь. Эоочширфи бросил себе сам (рис. 1, шарф от фигуры Мадонны к фигуре человека). Я хочу, чтобы люди видели, что это справедливо, и я заслужил эти муки.
П.: Есть опасность, что они вам будут мешать.
Рис. 1. Н. Рерих «Мадонна Лаборис»
2_А.: Это закономерность прохождения пути, где кто-то мешает.
П.: Вы заслужили своими страданиями, чтобы открылась какая-то дорога?
А.: Да, я много пережил и жизнь мне задолжала.
П.: Представьте, если так случилось, что брошенный вами шарф попал к Мадонне и она смотрит на вас. Чтобы вы ей сказали, ведь в ее руках шарф? (Далее представлен элемент психодрамы: респондент А. обращается к фигуре Мадонны).
3_А.: Я бы сказал: «Что бы ты ни сделала, Мадонна, я все равно пойду, это твой выбор отпустить шарф или держать».
П. Она спросит: «Куда ты пойдешь, если я его брошу?».
3_А.: Поставлю ее перед выбором или она меня пропускает, или бросает шарф.
П.: Она спросила бы: «Почему ты считаешь, что я хочу бросить шарф и что такое, вообще, возможно?».
А.: Я иду против правил, этого шарфа не должно быть, такие законы и их нужно соблюдать.
4_П.: Своими усилиями, страданиями ты заслужил, чтобы эеооша .ф ^щентиовал, эоо кокиродолыение ттоих страданий и жизненных неурядиц?
А.: Если ты это понимаешь, тогда пропусти меня.
ШпМто бираеась птогесемть, сыумаешь,ете я о0онвУ шарф. Кто тебя напугал?
4_А.: Нужно готовиться к худшему.
4_П., Тыоамсебинаирсдояишь еозможниспн ускеоа, ллг-кость прохождения пути, усложняешь, поскольку нужно испытывать силу, продолжать эти страдания.
и_ф . : Мадоинт,язаслумил этитпнтл.тыилкиму ничего не должна, но меня должна пропустить, пожалуйста, помоги. (На этом элемент психодрамы завершен).
и_П.: Оиа долшлавесирлпнспттн из-за тнго, нтовыужене-режили. Вы говорите, что заслужили своими страданиями.
5_А.: Как я сказал, это шарф или уже был там, или я его сам зибрнсил. он а выпнлняла смою миесию.
6_П.: В том, что ты сказал, есть такая тонкость. Она тебя такого, какой ты есть, не может любить, поддерживать, а вот за твонстнанания, теднисныйпнте тмааслужилподднржку,пначе Мадонна попадет в категорию нехороших людей
6_А.: Да. Я делал плохие дела, и шел по головам, мне при-ходисосп страд аси
П.: Какие ты можешь сказать комплименты Мадонне?
А.: Мадонна, ты прекрасная женщина и если ты здесь нахо-дишьео,тнаиио,тыоо бра и достойна там находиться.
7_П.: Мадонна, напоминает твою маму?
7_А.: Нет, я не всегда был уверен в ее душевной доброте. 0oздoжни, ик-знэтегоу мтнн ееПлаи трсдеости и сорнданоя в жизни.
П.: Надеюсь, наша работа поможет в этом разобраться.
А.: Длн алпиктн1нсизноюесн.Спысобн!
Представленная стенограмма психоаналитической работы с респондентом А. объективировала тенденцию к самонаказа-ни, похоыая пеоеоляотсои ценпрецио иа ныгатинныхчнвстсах и переживаниях. У респондента объективируется зависимость от мнения окружающих, ощущение опасности (к-ты 1-3), что ыбусловлено травмой детства (недоверие к любви со стороны матери). Респондент ощущает удовольствие в прохождении
страданий и может на бессознательном уровне быть заинтересованным в их переживании, как залога хорошего отношения окружающих, уважения и сочувствия (к-ты 4-6). В процессе психодраматической работы наблюдается разочарование респондента в любви и доброте матери (к-т 7), что проецируется на окружающих людей и осложняет взаимоотношения. В процессе психоаналитической работы раскрывается сущность личностной проблемы, которая проявляется в деструкции поведения субъекта. Наличие таких тенденций поведения у психолога притормаживает его самореализацию, способность объективно анализировать поведение другого, искажает социально-перцептивную реальность и блокирует личностный рост в процессе профессионального становления. Вышеперечисленное является барьером достижения состояния психологической зрелости,
Библиографический список
профессиональной самореализации и ведения психологической практики.
Таким образом, профессиональное становление будущих психологов напрямую зависит от их личностной откорректи-рованности и самопознания, что способствует развитию социально-перцептивного интеллекта и мотивации к личностному, а также профессиональному самосовершенствованию. Глубинная психокоррекция по методу АСПП способствует нивелированию личностной проблемы, что предполагает гармонизацию личности путем объективирования внутренних противоречий, способствует развитию саморефлексии и адаптации к профессиональной деятельности. В связи с этим является необходимым внедрение в систему высшего образования курсов личностной психокоррекции будущих психологов.
1. Абдульханова-Славская К.А. Соотношение индивидуальности и личности в свете субъектного подхода. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2011.
2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. Санкт-Петербург: Питер, 2001.
3. Выготский Л.С. Психология развития человека. Москва: Смысл; Эксмо, 2005.
4. Бодалёв А.А. Личность и общение. Москва: Международная педагогическая академия, 1995.
5. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 2010.
6. Дубровина И.В. О профессиональной подготовке практического психолога. Психологическая наука и образование. 2012. Available at: psyedu.ru
7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Под редакцией Д.А. Леонтьева. Москва: Смысл; Академия, 2004.
8. Яценко Т.С. Методология глубинно-коррекционной подготовки психолога. Днепропетровск: Инновация, 2015.
9. Усатенко О.Н. Структурно-семантический анализ диагностико-коррекционного диалога как разновидность супервизии. The Caucases. Тбилиси, Грузия 2014; Т. 05; № 6: 48 - 53.
10. Усатенко О.Н., Каткова А.С. Диалог как средство глубинно-психологического познания психики. Проблемы современного педагогического образования Серия: Педагогика и психология. Сборник статей: Ялта: РИО ГПА, 2016; Вып. 53; Ч. 2: 382 - 390.
References
1. Abdul'hanova-Slavskaya K.A. Sootnoshenie individual'nosti i lichnosti v svete sub'ektnogo podhoda. Mirpsihologii. Nauchno-metodicheskij zhurnal. 2011.
2. Anan'ev B.G. O problemah sovremennogo chelovekoznaniya. Sankt-Peterburg: Piter, 2001.
3. Vygotskij L.S. Psihologiya razvitiya cheloveka. Moskva: Smysl; 'Eksmo, 2005.
4. Bodalev A.A. Lichnost' i obschenie. Moskva: Mezhdunarodnaya pedagogicheskaya akademiya, 1995.
5. Klimov E.A. Psihologiya professional'nogo samoopredeleniya: uchebnoe posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2010.
6. Dubrovina I.V. O professional'noj podgotovke prakticheskogo psihologa. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 2012. Available at: psyedu.ru
7. Leont'ev A.N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. Pod redakciej D.A. Leont'eva. Moskva: Smysl; Akademiya, 2004.
8. Yacenko T.S. Metodologiya glubinno-korrekcionnojpodgotovkipsihologa. Dnepropetrovsk: Innovaciya, 2015.
9. Usatenko O.N. Strukturno-semanticheskij analiz diagnostiko-korrekcionnogo dialoga kak raznovidnost' supervizii. The Caucases. Tbilisi, Gruziya 2014; T. 05; № 6: 48 - 53.
10. Usatenko O.N., Katkova A.S. Dialog kak sredstvo glubinno-psihologicheskogo poznaniya psihiki. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya Seriya: Pedagogika i psihologiya. Sbornik statej: Yalta: RIO GPA, 2016; Vyp. 53; Ch. 2: 382 - 390.
Статья поступила в редакцию 04.06.18
УДК 159.9.072
Pilishvili T.S., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, RUDN University (Moscow, Russia), E-mail: pilishvili_ts@pfur.ru
Alieva S.A.M., bachelor student, Department of Psychology and Pedagogy, RUDN University (Moscow, Russia), E-mail: s.alieva96@gmail.com
FEATURES ABOUT HAPPINESS IN ADOLESCENCE OF RUDN UNIVERSITY STUDENTS. The study is dedicated to ideas about happiness in adolescence among students of RUDN University. The research included 120 students of the 1st year of RUDN University (Moscow). The age of the subjects is 18 to 22 years, the average age is 20 years. Five methods of questionnaire type have been used, the data is processed using the statistical program IBMSPSS 22.0. As a result of the correlation analysis, the connection is revealed between the features of the concept of happiness and basic beliefs in adolescence at students of RUDN University have been revealed. It is found that for young students with a pronounced perception of the management of the environment, a favorable perception of the world is characteristic, and it is characteristic to girls to value oneself. For girls with a high level of feeling of affect a negative perception of the world is more typical. The young men are more typical to perceive events in life as random, and the degree of self-control is quite low. Four factors of the conception of happiness and loneliness are revealed. The results of the study are planned to be used on the basis of RUDN University psychological support desk in individual and group counseling for students to improve the quality of life.
Key words: happiness, psychological well-being, ideas of happiness, adolescence, students.
Т.С. Пилишвили, канд. психол. наук, доц. каф. психологии и педагогики Российского университета дружбы народов, г. Москва, E-mail: pilishvili_ts@pfur.ru
С.А.М. Алиева, студент-бакалавр направления «Психология», каф. психологии и педагогики, Российский университет дружбы народов, г. Москва, E-mail: s.alieva96@gmail.com