га, психолога, тьютора, социального педагога, педагогов дополнительного образования. Цель работы КПС должна заключаться в планировании и организации жизнедеятельности группы детей, а также каждого ребенка в отдельности на момент прохождения лечения в санаторно-курортном учреждении. Процесс сопровождения начатый в оздоровительном санаторном учреждении должен будет перенесен на психолога школы, интерната и т. д., где в последствии этот ребенок будет находиться для дальнейшего оказания психологической помощи.
Основные направления деятельности КПС: проводить диагностику детей; разрабатывать индивидуальные планы с учетом данных диагностики; проводить коррекционную работу; помогать в планировании и организации жизнедеятельности групп детей и каждого ребенка в отдельности с учетом образовательной программы; планировать распорядок повседневных дел и занятий детей в группе; планировать действия по включению детей в группу в учебный процесс, не зависимо от времени учебного года, так как время прохождения лечения не зависит от учебного времени; обсуждать и планировать действия по сотрудничеству и взаимодействию с родителями, опекунами детей и с работниками социальных служб; анализировать экстренные ситуации и организовывать действия по их разрешению и предотвращению; проводить профилактическую работу. Ребенок, оказавшийся в санатории, попадает в новые условия, ограничения и требования, влияющие и воздействующие на его психоэмоциональное состояние. Наблюдения за психологическим состоянием детей выявили:
- проявление агрессии к другим детям (драки, применение физической силы, травмирование друг друга, и даже совершение побега из санатория;
- из-за ограничения дееспособности проявлялась замкнутость;
- из-за смены социальной среды проявление отчужденности;
- ревностное отношение других членов семьи, в связи с повышенных вниманием или с точностью да наоборот, отсутствие внимания со стороны родителей;
- проявление отрицательной реакции (капризы, слезы, нежелание что-либо выполнять и т. д.) на пребывание в лечебном учреждении;
- дети из неблагополучных социально неустойчивых, асоциальных семей;
- присутствие родителей в процессе лечения и др.
Данный вопрос возник в связи с тем, что у большинства
детей находящихся не продолжительном лечении в соответствующих медицинских учреждениях (сроком от года и более)
Библиографический список
по истечению срока лечения выявляется разного рода психические расстройства. Проявление расстройств может повлиять на становление ребенка в социальной среде на всю оставшуюся жизнь и поломать его как личность оставив неизгладимый след.
Итак, при продолжительном прохождении санаторно-курортного лечения в санаториях Крыма, не зависимо от профиля санатория и рода выявленного заболевания у ребенка возникает ряд проблем, рассмотрение которых на сегодняшний день является актуальным.
Комплексная психологическая помощь детям, должна представлять собой личностно-ориентированно психологическое сопровождение.
Система комплексной психологической помощи в условиях санаторно-курортного оздоровления и реабилитации детей; впервые была разработана и апробирована в санаториях Крыма (И.М. Мирошник, Е.В. Гаврилин, Вестник физиотерапии и курортологии, 2008, №2, №3), которая основывалась на традициях отечественной психологии:
1. Личностно-ориентированном и субъектно-деятельност-ном подходах (С.Л. Рубинштейн и А.Н. Леонтьев др.);
2. Концепции зоны ближайшего развития (Л.С. Выготский);
3. Теории многоплановой социально признаваемой деятельности (Д.И. Фельдштейн);
4. Координационной парадигме развития, координационной теории деятельности и системе комплексной психологической помощи с мотивационным эффектом обратной связи (И.М. Ми-рошник).
Многочисленные многолетние исследования, проведенные, в том числе, в крупнейших санаториях Крыма: И.М. Мирошник, Е.В. Гаврилин, 1993-2014; Н.В. Сакун, 2001 (санаторий для детей с родителями «Приморье», г. Евпатория); В.А. Журавлев, 2003 (кардиологический санаторий «Роща»); Г.Д. Кулик, 2006 (детский оздоровительный санаторий «Смена», г. Евпатория); И.Н. Соболь, 2007-2008 (детский санаторий им. Т.Г. Шевченко, г. Евпатория); Б.В. Михайлов, А.И. Сердюк, 2008-2012 (санаторий «Курорт Березовские минеральные воды»); А.И. Креслов, 2009-2014 (детский клинический санаторий им. Н.К. Крупской, г. Евпатория); С.П. Запорожану, 2010-2013 (ЧАО Санаторий «Утес», г. Алушта) и др.
Подводя итог исследуемого вопроса, можно утверждать, что организация комплексной психологической службы в санаториях, оказывающих оздоровительные услуги позволит на 50% повысить эффективность лечебно-оздоровительных программ; существенно улучшить психологическое состояние рекреантов и повысит конкурентоспособность санатория.
1. Барчуков И.С. Санаторно-курортное дело: учебное пособие. Москва, 2015.
2. Общество: социология, психология, педагогика: научный журнал. Главный редактор В.А. Петьков. Краснодар, 2016. References
1. Barchukov I.S. Sanatorno-kurortnoe delo: uchebnoe posobie. Moskva, 2015.
2. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika: nauchnyj zhurnal. Glavnyj redaktor V.A. Pet'kov. Krasnodar, 2016.
Статья поступила в редакцию 02.06.18
УДК 316.354.4.
Erina I.A., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Simferopol, Russia), E-mail: [email protected]
Kraft E.V., student, V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Simferopol, Russia), E-mail: [email protected]
VOLUNTEER AND VOLUNTEERISM: EXPERIENCE AND PROSPECTS. The article analyzes the main forms of modern volunteer and volunteer movements in Russia, awareness of modern young people about volunteering. The work represents foreign and Russian personalities, who investigate this problem. The studied material includes federal laws that govern the activities of volunteers and statistical data. The authors register the development prospects of this social phenomenon among different strata of the society.
Key words: volunteering, volunteering, people, society, Russian Federation, activities.
И.А. Ерина, канд. психол. наук, доц., Крымский федеральный университет, г. Симферополь, E-mail: [email protected]
Е.В. Крафт, студент, Крымский федеральный университет, г. Симферополь, E-mail: [email protected]
ВОЛОНТЁРСКОЕ И ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ
В статье проанализированы основные формы деятельности современных волонтёрских и добровольческих движений в России, информированность современной молодёжи о волонтёрской деятельности. Представлены зарубежные и отечественные персоналии, обратившие свое внимание на изучаемую проблему. Исследуемый материал включает федеральные законы, регламентирующие деятельность волонтёров, статистические данные. Предпринята попытка прописать перспективы развития данного социального явления среди различных слоев общества.
Ключевые слова: волонтёрство, добровольчество, люди, общество, Российская Федерация, деятельность.
В настоящее время добровольческие и волонтёрские движения - один из самых распространенных видов добровольческого труда. В западной Европе и Северной Америке функционирует огромное количество волонтёрских движений, организаций, фондов.
Люди разных возрастов, преимущественно представители молодого поколения, активно принимают участие в добровольческих и волонтёрских мероприятиях. Сфера их работы весьма обширна и многогранна, может проводиться как в близости от места жительства, так и возможен выезд за границу с обширными благотворительными целями.
Волонтёрство в России имеет многолетнюю историю. В основе их деятельности лежало стремление соблюдать нормы морали, помогать людям, которые оказались в трудной жизненной ситуации, детям-сиротам.
Однако в современной России добровольческая деятельность находится на весьма низком уровне, в сравнении с другими высокоразвитыми странами. Волонтёрство не является частью обыденной жизни граждан Российской Федерации, хотя следует отметить, что оно сегодня набирает силу. Открывается многочисленное количество благотворительных фондов. Организовываются добровольческие движения.
Все больше людей, и особенно в рядах молодых, становятся частью этих движений. Они проявляют свою активность в различных областях жизнедеятельности общества, сдают кровь нуждающимся (больным детям, пострадавшим и т. д.), осуществляют помощь детям-сиротам, помогают пожилым людям, посещают онкобольных детей, организуют сбор подарков для детей из детских домов и т. д.
Современная Россия находится на пути к появлению социальной системы нового качества, определяемого функционированием и взаимодействием подсистем, регулируемых государством. На международных собраниях, главы стран обсуждают способы решения множества глобальных проблем, связанных с детьми-сиротами, жертвами военных конфликтов, стихийных бедствий.
Медийные, знаменитые личности, меценаты жертвуют средства для помощи больным детям, людям, которые стали жертвами бедствий, вкладывают деньги в разработки лекарств от онкозаболеваний и много другого.
В наше время иностранные исследователи Д. Майерс, Р. До-укифф, Р. Халдини, М. Хьюстон, Д. Кенрис, С. Нойберт, В. Стребе занимаются проблемами волонтёрства с точки зрения социальной психологии и социологии за рубежом.
В России этим вопросом занимаются Р.Н. Азарова В.В. Андреева П.И. Бабочкин В.Г. Лапина, Л. А. Кудринская и другие. Волонтёрство и добровольческое движение в России контролируется государством и регулируется законодательными актами.
В 1995 Государственная дума приняла Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». Он определяет права и возможности добровольных групп. В том же году был принят закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», который также регулирует деятельность волонтёров.
Согласно статистике, в экономически развитых странах от 10% до 50% граждан принимают участие в добровольческих и волонтёрских движениях. В Российской Федерации подобная статистика государством не ведется, однако согласно данным исследователей процент колеблется от 1,5 до 2%.
Так, опросы ВЦИОМ фиксируют, что более 40% граждан России хотели бы участвовать в общественно полезной деятельности на добровольной основе [1, с. 12].
Масштабы и динамика волонтёрства в мире и в России позволяют рассматривать эту работу как реальный объект исследования трудовой активности молодёжи и способствовать
поиску ранее неизученных закономерностей развития этого явления.
Во многих странах мира добровольческая волонтёрская работа сегодня - это повседневная социальная практика [2].
Люди объединяются, чтобы сажать деревья, обучать здоровому образу жизни людей, проводить экологические мероприятия, воспитывающие в подрастающем поколении чувство любви к своей стране и конкретной территории, мотивационные тренинги, организовывать конференции, форумы, строить, конструировать, помогать нуждающимся, оказывать помощь бездомным животным, предотвращать преступность и решать социальные, экологические, общие проблемы в больших и небольших масштабах [3, с. 34].
Основными факторами развития добровольчества в современном обществе являются:
1. Государственная политика;
2. Традиции прямой и косвенной благотворительности среднего класса;
3. Уровень развития организации добровольного сектора;
4. Уровень просвещенности в области волонтёрства, социальных и глобальных проблем.
5. Семейные ценности и традиции бескорыстного активного служения обществу во благо и его развитие;
6. Государственные стратегии гражданского воспитания и обучения;
7. Консолидация, сознательная активная позиция по развитию гражданского общества сообществом ученых и педагогов [3, с. 62].
Волонтёрство может быть организованным и неорганизованным. Организованное волонтёрство функционирует систематически на регулярной основе в государственных, частных и некоммерческих организациях.
Неорганизованное волонтёрство - это эпизодическое оказание помощи нуждающимся людям, знакомым, соседям, к примеру: ремонт дома пожилых людей, присмотр за маленькими детьми, выезд в детские дома с целью проведения праздничных мероприятий, выполнение небольших заданий, возможно оказание помощи при стихийных бедствиях.
Анализ материала по изучаемой теме выявил, что существует несколько различных видов волонтёрства:
1. Участие и самоуправление. Роль отдельных лиц в процессе управления заключается в представлении в консультативных органах правительства участия в местных проектах развития.
2. Взаимопомощь или самопомощь. Люди проводят добровольческую деятельность, чтобы помочь другим членам своей социальной группы или сообщества.
3. Образование или пропаганда любых вопросов, относящихся к определенным группам общества.
В настоящее время в Российской Федерации внедряются экономическими и социальными стандартами общества, требующими огромных ресурсов и трудовых усилий. Однако устаревшая политика относительно волонтёрского и добровольческого движения не учитывает современные условия существования общества, требования к успешному функционированию этих направлений.
Существующие подходы не позволяют задействовать современный потенциал общества, его внутренние ресурсы.
Для усовершенствования и реконструкции волонтёрских и добровольческих направлений необходим опыт успешных в данном направлении государств с учетом социальных особенностей современного многонационального прогрессирующего российского общества, также необходима поддержка развития волонтёрства со стороны государства. Также следует отметить, что волонтёрство в свою очередь является ярким показателем развитого гуманного общества. При этом повсеместно во всем
мире набирает обороты в качестве модного тренда, что говорит о развитии гуманного общества и понимании личной ответственности каждого человека за окружающий их мир, готовности активно действовать и улучшать его.
Библиографический список
Подводя итоги можно отметить, что у волонтёрства и добровольческого движения достаточно достижений, к тому же есть огромный потенциал и масса перспектив по благотворительности.
1. Васильковская М.И. Социально-культурное творчество участников молодёжных объединений в формировании института волонтёрства: монография. М.И. Васильковская, В.Д. Пономарев; Министерство культуры Российской Федерации, Кемеровский государственный институт культуры. Кемерово, 2017.
2. Материалы пятого молодёжного форума «Благотворительность и волонтёрство в современном мире». Под редакцией Е.П. Агапова. Москва-Берлин, 2016.
3. Словарь по волонтёрству. сборник статей. Под редакцией Е.П. Агапова. Москва; Берлин, 2015.
References
1. Vasil'kovskaya M.I. Social'no-kul'turnoe tvorchestvo uchastnikovmolodezhnyh ob'edinenij v formirovaniiinstituta volonterstva: monografiya. M.I. Vasil'kovskaya, V.D. Ponomarev; Ministerstvo kul'tury Rossijskoj Federacii, Kemerovskij gosudarstvennyj institut kul'tury. Kemerovo, 2017.
2. Materialy pyatogo molodezhnogo foruma «Blagotvoritel'nost' i volonterstvo v sovremennom mire». Pod redakciej E.P. Agapova. Moskva-Berlin, 2016.
3. Slovar'po volonterstvu. sbornik statej. Pod redakciej E.P. Agapova. Moskva; Berlin, 2015.
Статья поступила в редакцию 27.05.18
УДК 159.964.28
Katkova A.S., postgraduate (Psychology), Humanities and Education Science Academy, Branch of V.I. Vernadsky Crimean
Federal University (Yalta, Russia), E-mail: [email protected]
PROFESSIONAL FORMATION OF THE FUTURE PSYCHOLOGIST IN THE PROCESS OF DEPTH PSYCHO-CORRECTION. The relevance of the article is in the study of the influence of a method of active socio-psychological cognition on the development of a personality of future psychologist in the process of professional development. Particular attention is paid to the disclosure of the specifics of the method of the active socio-psychological cognition in the study of the individual-unique characteristics of a specialist. The presence of a personal problematic subject directly affects the formation of a professional. The interrelation of personal and professional aspects is the central link in ensuring the effectiveness of training psychologists. The main approaches to the study of the direction and development of the personality in the process of professional formation are considered.
Key words: vocational training, active social and psychological cognition, deep psycho-correction, professional formation.
А.С. Каткова, аспирант Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный
университет им. В.И. Вернадского», г. Ялта, E-mail: [email protected]
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ БУДУЩЕГО ПСИХОЛОГА В ПРОЦЕССЕ АКТИВНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ
Актуальность статьи заключается в исследовании влияния метода активного социально-психологическое познания на развитие личности будущего психолога в процессе профессионального становления. Особое внимание уделено раскрытию специфики метода активного социально-психологического познания в исследовании индивидуально-неповторимых особенностей личности специалиста. Наличие личностной проблематики субъекта напрямую влияет на становление профессионала. Взаимосвязь личностного и профессионального аспектов является центральным звеном в обеспечении эффективности подготовки психологов в условиях высшего профессионального образования. Рассматриваются основные подходы к изучению направленности и развития личности в процессе профессионального становления.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, активное социально-психологическое познание, глубинная психокоррекция, профессиональное становление.
На современном этапе развития профессионального образования значимость приобретает качественная подготовка психологов. С целью совершенствования профессиональной подготовки будущих психологов необходимым является достижение личностной откорректированности, обуславливающее способность к конструктивному взаимодействию, развитию профессионально значимых личностных качеств и рефлексии, достижению гармонизации одновременно личностного и профессионально-социального аспекта, в чем и заключается обретение профессионализма.
В связи с этим, актуальность исследования проблемы профессионального становления будущего психолога на этапе вузовской подготовки обусловлена поиском эффективных современных методов обучения и их внедрения в процесс профессиональной подготовки. Одним из таких методов является активное социально-психологическое познание (АСПП), направленное не только на овладение профессиональными знаниями и навыками, но и предусматривающее, прежде всего, личностную психокоррекцию будущего специалиста, с целью нивелирования регрессивных тенденций, препятствующие профессиональному становлению.
Согласно современным исследованиям, развитие личности психологов в процессе их профессиональной подготовки является необходимым условием профессионального становления. Данный вопрос рассматривался с позиции деятельност-ной составляющей направленности личности (К.А. Абульхано-ва-Славская [1], Б.Г. Ананьев [2]), в контексте определяющей роли деятельности в процессе развития личности (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский [3], Л.А. Головей), в аспекте достижения акме в личностно-профессиональном становлении (А.А. Бодалев [4], А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина), с точки зрения развития и становления личности в профессиональной деятельности (Н.Н. Захаров, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов [5]). В современных научных психологических исследованиях развитие личности связывается с процессом профессионального становления [6, 7]. Успешность профессиональной деятельности, кроме обязательных профессиональных знаний, умений, которые составляют профессиональную компетентность, определяется личностными, индивидуально-неповторимыми особенностями субъекта профессиональной деятельности, способствующее личностному развитию специалиста.
Исследование выполнено в рамках психодинамической теории и авторском методе активного социально-психологического