Научная статья на тему 'Диалогическое взаимодействие в профессиональной деятельности будущего специалиста-психолога'

Диалогическое взаимодействие в профессиональной деятельности будущего специалиста-психолога Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
591
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
ДИАЛОГ / ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СОЗНАНИЕ / БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ / ПСИХОКОРРЕКЦИЯ / ПСИХОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПСИХОЛОГА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Каткова Александра Сергеевна

В статье исследована проблема диалогического взаимодействия в профессиональной деятельности будущего психолога на основе научно-методологического анализа литературы. Раскрыты основы диалогического взаимодействия в психокоррекционном процессе. Обоснована гипотеза о том, что способность психолога обеспечивать диалогическое взаимодействие определяет уровень успешности осуществления диагностико-коррекционной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диалогическое взаимодействие в профессиональной деятельности будущего специалиста-психолога»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-4/2016 ISSN 2410-700Х

психодиагностика. Методики и тесты / ред. Д.Я.Райгородский.- Самара, 1999.

3. Евдокимов В.И.Факторы риска формирования синдрома эмоционального выгорания у сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России / В.И. Евдокимов, Т.И. Шевченко / Вестн. психотерапии. - 2006. - № 19(24). - С. 74-84.

4. Марищук В.Л., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса, - СПб.: изд-во Сентябрь, 2010. - 260 с.

5. Профилактика синдрома эмоционального выгорания: учебное пособие [Электронный ресурс]. -Электрон.дан. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2013.

6. Психология экстремальных ситуаций: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. Ю.С. Шойгу. - М.: Смысл; Академия, 2009. - 320 с.

7. Burisch M. (1989): Das Burnout-Syndrom. Berlin: Springer.

© Карамова Э.И., Хусаинова Л.И., 2016

УДК 159.964

Каткова Александра Сергеевна,

аспирант Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И.Вернадского» (г. Ялта) E-mail: katkova.aleksasha@mail.ru

ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА-ПСИХОЛОГА

Аннотация

В статье исследована проблема диалогического взаимодействия в профессиональной деятельности будущего психолога на основе научно-методологического анализа литературы. Раскрыты основы диалогического взаимодействия в психокоррекционном процессе. Обоснована гипотеза о том, что способность психолога обеспечивать диалогическое взаимодействие определяет уровень успешности осуществления диагностико-коррекционной работы.

Ключевые слова

Диалог, диалогическое взаимодействие, сознание, бессознательное, психокоррекция, психодинамический

подход, профессиональная деятельность психолога.

Профессия психолога предполагает постоянное взаимодействие с людьми. Благодаря хорошо развитым умениям и навыкам в области общения и проведения психологической работы, психолог может свободно устанавливать профессиональный контакт и осуществлять гибкость общения во взаимодействии с людьми в процессе оказания психологической помощи. Теоретико-методологические подходы к изучению проблемы диалога, которые направлены на исследование феноменологии, форм, видов, а также использования самого феномена как механизма предполагают углубленного изучения и усовершенствования в прикладном аспекте. Процесс диалогического взаимодействия психолога с респондентом является основным и незаменимым инструментом в работе психолога. При диалогическом взаимодействии в психокоррекционной процессе психолог употребляет различные психологические техники, методы и приемы, направленные на познание целостности психического (сознание и бессознательное). При подготовки будущих специалистов-психологов не уделяется достаточного внимания диалогу при профессиональной деятельности психолога, в связи с этим, возникшая система подготовки оказывается неэффективной. Теоретико-методологический аспект изучения функциональной значимости диалога в психологической практике психолога раскрыт во многих научных исследованиях, но недостаточно изучен в

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-4/2016 ISSN 2410-700Х_

прикладном ракурсе.

Диалог как универсальная единица общения исследовалась М. М. Бахтиным [3] и Л. С. Выготским [5]; как общение, основанное на личностном характере отношений - Г. А. Ковалевым [8] и В. М. Мясищевым; диалог в аспекте процессуальности раскрывается в работах Г. В. Дьяконова [6] и Т. А. Флоренской; функциональный анализ диалога и возможности его применения в работе психолога является предметом исследования Г. А. Абрамовой [1], А. А. Бодалева, В. П. Зинченко [7], Ж. Лакана [9], Т. С. Яценко [14, 15]. Диалогический процесс является основным инструментом в работе психолога и эффективность диагностико-коррекционной работы психолога определяется его способностью к выстраиванию психокоррекционного диалога.

Достижение практической психологи зависит не столько от концептуальной модели, которой придерживается психотерапевт, а также техники и приемы, которыми он владеет, сколько от его умений «преодолеть границы между собой и клиентом» [5, С. 24 - 33].

Труды М. М. Бахтина дали начало новым направлениям психологической науки и практики и одно из его открытий являлось характеристика понятия «диалога». М. М. Бахтин определял диалог как «само бытие человека», по его мнению, «быть - значит общаться диалогически. Только в общении, во взаимодействии человека с человеком раскрывается «человек в человеке» как для других, так и для себя» [3, С. 434].

Значимость диалога и диалогического взаимодействия для психолога подчеркивал В. П. Зинченко, указывая, что мастерство диагностики заключается не в тестировании, а в интерпретации, в умении проанализировать совместно с клиентом. А. Г. Абрамова указывает на тот факт, что во время психоаналитической или консультационной работы психолог обладает влиянием через сказанное им словом [1. с.146].

Г. В. Дьяконов указывает, что для диалога как способа человеческого существования и формы психического принципиально важным является то, что он существует в форме процесса, который раскрывается на разных уровнях психического (сознание - бессознательное, интеллект - аффект - мотивация - смысл). Главным результатом диалогического процесса является полная интерсубъективное (внешнее) или интрасубъективное (внутреннее) событие, межличностные или личностные явления, которые субъективно-значимо для участника диалога и которое внутрицелостно произошло и актуализировало свой смысл [6].

Г. А. Ковалев указывает на необходимость перехода «от экспериментальной методологии к методологии контекстуальной, где ведущим принципом и методом психологического исследования стал диалог» [8, С. 47-48]. Особенностью диалогического метода исследования по сравнению с традиционными методами является то, что психолог и консультируемый вступают между собой в равноправные отношения с целью совместного изучения и решения конкретной психологической ситуации, которая разворачивается между ними. Успешность и эффективность деятельности психолога определяются «не только глубиной его теоретической и методической вооруженности, а также его профессиональным опытом практического психолога и личностными качествами. Только в этом случае он, с нашей точки зрения, в наибольшей степени отвечал бы и своему основному профессиональному назначению»[8, С. 47-48]. Таким образом развитие диалогических умений является необходимой составляющей становления профессионализма в области практической психологии.

Универсальная сущность природы диалога позволяют рассматривать его с методологической точки зрения по Л. С. Выготскому, как универсальную «клетку» психодуховного существования личности и культуры, как единицу анализа психического, личностного и духовного бытия личности. Немаловажным является понимание психологом скрытого смысла и умение передать подтекст. Слово содержит в себе символ, а часть речи является метафоры. По мнению В. П. Зинченко, метафора - мост между знанием и незнанием, грань между мифом и логикой. Психологу необходимо осуществить переход от прямой, первичной речи к метафоричной, поскольку метафора дает возможность обойти защитные механизмы личности, которые нередко блокируют познание собственной психики [7].

Анализ теоретических источников позволяет определить диалогическое взаимодействие как необходимую предпосылку профессионального становления через познание личностной психики субъекта.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-4/2016 ISSN 2410-700Х_

Данным положениям придерживается психодинамическая теория и метод активного социально-психологического познания (АСПП), автором которого является академик Т. С. Яценко.

Метод отличается от классического психоанализа диалогичным взаимодействием психолога и респондента как необходимая составляющая глубинно-коррекционного процесса. Особенностью данного метода является раскрытие внутреннего бессознательного содержания психики при помощи визуализированных (внешних) опредмеченных формах психического (неавторские рисунки, камни, игрушки, лепка и т.д) [14]. В процессе психоаналитической работы данные формы позволяют представить индивидуально неповторимое содержание психики субъекта через вербальное взаимодействие психолога с клиентом.

Цель психокоррекционного диалога является диагностировать причины глубинно-психологических проблем, а также способствовать осознанию субъектом собственной личностной проблематики, поскольку понимание глубинно-психологической ее сущности является шагом к её разрешению. Принимая во внимание образность языка бессознательного, мы базируемся на возможности его внешней визуальной презентации. Следует учитывать, что одних только визуализированных образов для познания бессознательного недостаточно, необходимо выявить взаимосвязи с вербальными аспектами мышления. В данном случае в глубинной психокоррекции обеспечивается профессионально-диалогическое взаимодействие. Благодаря нему происходит выявление внутреннего устойчивого противоречия, которое и обуславливает личностную проблему. Каждая реплика психолога в виде катализирующего вопроса должна вызывать приток эмотивной энергии, снижающий сопротивления респондента и логичность спонтанного поведения. Вопросы психолога основываются не только на актуальном моменте взаимодействия с респондентом, но и предполагают обобщение всего предшествующего поведенческого материала. Это составляет основу диагностической прогностичности психолога в управлении коррекционным процессом. Анализируемый эмпирический материал не столько задан стимуляцией сознания, сколько предопределен побудительной силой следов эмотивно значимых прошлых событий. Смысловая нагрузка самопрезентантов с имманентно присущими «информационными эквивалентами» может быть познана лишь при эмотивном их «оживлении», что требует диалогического взаимодействия (психолог-респондент) [14, 15].

Начинающий психолог в психокоррекционной процессе должен постоянно обеспечивать диалогичность взаимодействия, основанную на процессуальной диагностике, приближенной к процессу психокоррекции. Диалогическое взаимодействие (психолог-респондент) осуществляется в соответствии с требованиями ведущих механизмов глубинного познания - положительной дезинтеграции и вторичной интеграции психики. Диалогический процесс в активном социально-психологическом познании построен исходя из теоретических и методологических основ психодинамической теории Т. С. Яценко, обеспечивая необходимое субъекту глубинное самопознание. Диалогическое взаимодействие рассматривается в качестве существенного психокоррекционного фактора, который обеспечивает личностное саморазвитие на основе активации саморефлексии участников и уточнение ними ориентированной основы собственных действий. В групповой психокоррекции диалог является предпосылкой объективирования глубинно-психологических детерминант личностной проблемы субъекта, под которой содержится внутренняя противоречивость психики [14].

Деятельность психолога обеспечивать диалогическое взаимодействие в психокоррекционном процессе определяет уровень успешности осуществления психокоррекции, через диагностирование личностной проблемы и расширение возможности ее осознания самим субъектом. Главным критерием профессионального мастерства психолога является его умение выстраивать психокоррекционный диалог с клиентом, который способствует глубинно-психологическому познанию психики субъекта. Личностная откорректированность и профессиональная готовность психолога-практика является необходимым условием для дальнейшего осуществления успешной профессиональной деятельности.

Список использованной литературы:

1. Абрамова, Г.А. Психологическое консультирование: Теория и опыт / Г. А. Абрамова. - М.: Изд-во Центр «Академия», 2000. - 240 с.

2. Асмолов, А. Г. XXI век: психология личности в век психологии // Личность в парадигмах и метафорах:

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-4/2016 ISSN 2410-700Х_

ментальность - коммуникация - толерантность / Под ред. В. И. Кабрина. - Томск, 2002. - С. 10 - 19

3. Бахтин, М. М. Проблемы поэтики Достоевского / М. М. Бахтин. - М. : Советский писатель, 1963. - 363 с.

4. Боуен, М. Духовность и личностно-центрированный поход / М. Боуен // Вопросы психологи. - 1992. - № 3 - 4. - С. 24 - 33.

5. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - М., 1999. - 463 с.

6. Дьяконов, Г. В. Основы диалогического подхода в психологической науке и практике / Г. В. Дьяконов. -Монография. - Кировоград.: РИО КГПУ им. В. Виниченко, 2007. - 847 с.

7. Зинченко, В. П. Сознание и творческий акт / В. П. Зинченко. - М.: Языки славянских культур, 2010. - 592 с.

8. Ковалев, Г. А., Радзиховский Л. А. Общение и проблема интериоризации / Г. А.Ковалев, Л. А.Радзиховский // Вопросы психологии. 1985. - № 1. - С. 110-120.

9. Лакан, Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе / Ж. Лакан. - М. : «ГНОЗИС», 1995. - 99 с.

10. Лапланш, Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу / Ж. Лапланш, Ж.-Б. Понталис. - М.: Высш. шк., 1996. - 505 с.

11. Лейбин, В. М. Словарь-справочник по психоанализу / 2-е издание, М. : АСТ, 2010. - 956 с.

12. Сапогова, Е. Е. Профессиональное психологическое сознание: рефлексия вслух // Журнал практического психолога. - 1997. - № 6. - С. 3-12

13. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов - М.: Сов. Энциклопедия, 1983. - 840 с.

14. Яценко, Т. С., Глузман А. В. Методология глубинно-коррекционной подготовки психолога / Т. С. Яценко, А. В. Глузман. - Днепропетровск: Инновация, 2015. - 394 с.

15. Яценко, Т. С. Основи глибинно! психокорекцп: феноменолопя, теорiя i практика: навч. пошб. / Т. С. Яценко. - К. : Вища шк., 2006. - 382 с.

© Каткова А.С., 2016

УДК 159.9.072.433

Лобень Лариса Михайловна

Канд. псих. наук Выборгский филиал РГПУ Им. А. И. Герцена.

доцент кафедры гуманитарного образования Бударина Валентина Николаевна студентка 4 курса г. Выборг, РФ

МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация

Желание учиться в школе является аспектом психологической готовности ребёнка к обучению и определяет дальнейшие успехи школьника. Мотивационная готовность представляет собой сложное психологическое образование у ребёнка. Критерии мотивационной готовности: преобладание мотивов учения, положительное отношение к школе, внутренняя позиция школьника, положительное отношение к школе при ведущем учебном мотиве, познавательное желание.

Ключевые слова

Психологическая готовность к обучению в школе, мотивационная готовность к обучению в школе,

критерии мотивационной готовности.

Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка. Это переход к новому образу жизни и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.