Научная статья на тему 'Метод психоанализа неавторского рисунка и его коррекционные возможности'

Метод психоанализа неавторского рисунка и его коррекционные возможности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
567
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PSYCHOLOGICAL DRAWING / METHOD / PSYCHOLOGY / DEEP PSYCHOCORRECTION / ACTIVE SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL COGNITION / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РИСУНОК / ПРОЕКТИВНЫЙ РИСУНОК / МЕТОД / ГЛУБИННАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИЯ / ПСИХОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Залевская Я.Г., Усатенко О.Н.

Статья посвящена методу психоанализа неавторского рисунка и особенностям его применения. Психоанализ неавторского рисунка это авторский метод, разработанный доктором психологических наук, профессором Т.С. Яценко, который базируется на психодинамической теории и успешно применяется в психокоррекционной практике. Метод психоанализа неавторского рисунка рассматривается исследователями как наиболее эффективная процедура для обнаружения скрытых, неосознаваемых сторон личности. С его помощью объективируются глубинные предпосылки поведения субъекта, которые невозможно выявить с помощью большинства классических методик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHOD OF NON-AUTHOR'S DRAWING PSYCHOANALYSIS AND ITS CORRECTIVE POSSIBILITIES

The article is dedicated to a method of non-author’s drawing psychoanalysis and features of its application. Non-author’s drawing psychoanalysis is the author’s method developed by a Doctor of Psychology, Professor TS. Yatsenko, which is based on psychodynamic theory and has been widely tested on groups of active social and psychological cognition. The method of non-author’s drawing psychoanalysis is considered by researchers as the most effective procedure for detection of hidden, unconscious sides of personality. With its help, deep-seated prerequisites of the subject’s behavior, which cannot be identified with the help of the majority of reliable classical methods, are revealed.

Текст научной работы на тему «Метод психоанализа неавторского рисунка и его коррекционные возможности»

Ди сепеенН. Иерархияпредставленийреспондентов о фикциях интернетавихжизни

В ассоциативную зону периферии вошли функции отдыха, самообразования, самореализации, просвещения, рекламная.

Полученные данные показывают,чтоинтернет воспринимаотсомолодёж-ной аудиторией личностно значимым пространством, транслирующим определённые смыслы и цоннрстд.облида ющим мотдти^ющнмпоттнциалом, нео&то-димым атрибутом современной жизни, одной из наиболее любимых досуговых практик молодёжи, нетееющсп альтмрзатрвных зсмен; иноердстсцонлвается респондентами как ммдиосцедттвм, предосюавсяющее вмeмож^юcттолрMeзгюю-ничного общения, тзмммодойсттим, поддсржасяя мрцтмльныссвтзос оЕмииа информацией, поиска инлxo>кюeннзндoЮxедндсMтофopюоции; гаптeдиолегию, предоставляющую безграничный доступ к знаниям; как способ получения информации о различного мзне.ироиоот-мых культурных, спортивных мероприятиях; как помощник в решении учебных и профессиональных тмднс.

Интернет рассматривается также как помощник в решении личных проблем: найти любимого / л юбнаyю,oтoммбизCлжaтнодрнмтд<нгмм,нлйoинлинреюшxот-ников для реализации своих идей или проекта, возможность создать желаемый

Библиографический список

имидж и модели поведения; шанс стать популярной и известной личностью; как площадка для самопрезентации, самопродвижения и продвижения собственного бизнеса; площадка для осуществления инфобизнеса или как возможность подзаработать денег; как способ осуществления покупок; как новые возможности для самореализации и самовыражения; как способ знакомства с различными людьми, нахождения идентификационной среды (поиск идентичности) - групп по интересам; возможность удовлетворить разнообразные потребности в развлечении, например, начиная от компьютерных игр, прослушивания музыки, аудиокниг, заканчивая обменом фотографий,просмотром видео,фильмов и др.

В целом интернет воспринимается более позитивно, оценивается как необходимая полезная составляющая жизни и наделяется респондентами более положительными характеристиками как личностно значимое пространство, которое транслирует определённые смыслы и ценности, а также реализует различные значимые функции, по сравнению с телевидением, которое не воспринимается в качестве незаменимого атрибута жизни, а скорее воспринимается как вид медиа, играющий развлекательную роль, транслирующий новости и обладающий большими манипулирующими и пропагандирующими возможностями.

1. Московиси С. Социальное представление: Исторический взгляд. Психологический журнал. 1995; Т. 16; № 1: 3-18; № 2: 3 - 14.

2. Андреева Г.М. Психологиясоциального познания. Москва: Аспект Пресс, 2000.

3. Жижина М.В. Исследование взаимосвязи социальных представлений о массмедиа с медиаповедением личности. Социосфера. 2012; 2: 43 - 51.

4. Борисова А.М., Воловикова М.И. Динамика социальных представлений о новом государственном празднике в период 2007-2015. Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2016; Т. 1; № 1: 41 - 60.

5. Полуэхтова И.А. Телевидение в общественном мнении и повседневной жизни россиян. Знание. Понимание. Умение. 2012; 2. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ televidenie-v-obschestvennom-mnenii-i-povsednevnoy-zhizni-rossiyan

6. Мерзлякова Л. Многозадачность: как выжить в 21 веке. Available at: https://lifehacker.ru/multitasking/

References

1. Moskovici S. Social'noe predstavlenie: Istoricheskij vzglyad. Psihologicheskij zhurnal. 1995; T. 16; № 1: 3-18; № 2: 3 - 14.

2. Andreeva G.M. Psihologiyasocial'nogo poznan/ya.Moskva: AspektPress,2000.

3. Zhizhina M.V. Issledovanie vzaimosvyazi social'nyh predstavlenij o massmedia s mediapovedeniem lichnosti. Sociosfera. 2012; 2: 43 - 51.

4. Borisova A.M., Volovikova M.I. Dinamika social'nyh predstavlenij o novom gosudarstvennom prazdnike v period 2007-2015. Institut psihologii Rossijskoj akademii nauk. Social'naya i 'ekonomicheskaya psihologiya. 2016; T. 1; № 1: 41 - 60.

5. Polu'ehtova I.A. Televidenie v obschestvennom mnenii i povsednevnoj zhizni rossiyan. Znanie. Ponimanie. Umenie. 2012; 2. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ televidenie-v-obschestvennom-mnenii-i-povsednevnoy-zhizni-rossiyan

6. Merzlyakova L. Mnogozadachnost': kak vyzhit' v 21 veke. Available at: https://lifehacker.ru/multitasking/

Статья поступила в редакцию 27.11.18

УДК 159.9.072.5

Zalevskaya Ya.G., Chief Specialist in Scientific and Analytical Work of the Research and Development Sector, Humanities and Pedagogical Academy, branch of V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Yalta, Russia), E-mail: ya.zalevskaya18@gmail.com

Usatenko O.N., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Humanities and Pedagogical Academy, branch of V. I. Vernadsky Crimean Federal University (Yalta, Russia), E-mail: usatekoxana@mail.ru

THE METHOD OF NON-AUTHOR'S DRAWING PSYCHOANALYSIS AND ITS CORRECTIVE POSSIBILITIES. The article is dedicated to a method of non-author's drawing psychoanalysis and features of its application. Non-author's drawing psychoanalysis is the author's method developed by a Doctor of Psychology, Professor T.S. Yatsenko, which is based on psychodynamic theory and has been widely tested on groups of active social and psychological cognition. The method of non-author's drawing psychoanalysis is considered by researchers as the most effective procedure for detection of hidden, unconscious sides of personality. With its help, deep-seated prerequisites of the subject's behavior, which cannot be identified with the help of the majority of reliable classical methods, are revealed. Key words: psychological drawing, method, psychology, deep psychocorrection, active social and psychological cognition.

Я.Г. Залевская, главный специалист по научно-аналитической работе, Научно-исследовательский сектор Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского», г. Ялта, E-mail: ya.zalevskaya18@gmail.com О.Н. Усатенко, канд. психол. наук, доц. каф. психологии, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского», г. Ялта, E-mail: usatekoxana@mail.ru

МЕТОД ПСИХОАНАЛИЗА НЕАВТОСРКОГО РИСУНКА И ЕГО КОРРЕКЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Статья посвящена методу психоанализа неавторского рисунка и особенностям его применения. Психоанализ неавторского рисунка - это авторский метод, разработанный доктором психологических наук, профессором Т.С. Яценко, который базируется на психодинамической теории и успешно применяется в психокоррекционной практике. Метод психоанализа неавторского рисунка рассматривается исследователями как наиболее эффективная процедура для обнаружения скрытых, неосознаваемых сторон личности. С его помощью объективируются глубинные предпосылки поведения субъекта, которые невозможно выявить с помощью большинства классических методик.

Ключевые слова: психологический рисунок, проективный рисунок, метод, глубинная психокоррекция, психодинамический подход.

В истории психологии значительная роль отводится рисунку как одному из основных проективных методов диагностики личности и личностных свойств. Современные психологи расширяют диагностические возможности использования неавторского рисунка, что положительно влияет на его психокоррекционный потенциал.

Исследованием возможностей проективных рисунков в познании психики субъекта занимались: С.А. Болдырева, РС. Бернс, Л.Ф. Бурлачук, А.Л. Венгер, П. Гоулд, Дж. Дилео, Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева, С.Х. Кауфман, А.И. Копытин, Д.Б. Кудзилов, К. Маховер, В.И. Олешкевич, Дж. Остер и др. Рисунки как средство выражения психических особенностей человека изучались В.М. Бехтеревым, Д. Буком, Ф.Л. Гудинаф, С. Кауфманом, К. Кохом, Л. Фрэнком, В. Хьюлсом и другими исследователями. Диагностические возможности рисунков исследовали: ГС. Абрамова, Е.Ю. Артемьева, В.И. Батов, ГО. Ковалев, В.С. Мухина, О.Ф. Потемкина, О.Г Романова, Н.В. Семилет, О.Г Юсупов и др.; диагностические и коррекционные возможности рисунка изучали: М.В. Киселева, Е.С. Романова, О.Н. Усатенко, Т.С. Яценко.

Доктор психологических наук, профессор Т.С. Яценко разработала психодинамическую теорию на основе авторского метода глубинной психокоррекции. Целью глубинно-психологической коррекции является гармонизация личности в её намерениях, целях и средствах их достижения, нивелирование (ослабление) внутренних противоречий, дезадаптирующих поведение субъекта [1]. Методологические аспекты глубинного познания включают понимание сущности взаимосвязей между сознательной и бессознательной сферами психики, что проявляется в направленности сознания «к силе», а бессознательного - к инфантильным ценностям («к слабости»); функциональной целостности сферы сознания и бессознательного (их несуществование одной без другой) и одновременно их автономии, обусловливая отличия между «логикой сознания» и «логикой бессознательного» [1].

В глубинной психокоррекции под психорисунком понимается рисунок, выполненный протагонистом на определённую психологическую тему, в качестве неавторского выступают репродукции художественных полотен [2]. Психоаналитическая работа с неавторским рисунком используется как диагностический и психокоррекционный приём, способствующий познанию бессознательных тенденций психики субъекта, а также позволяющий исследовать проекции, которые имеют инфантильный характер и переносятся на актуальную ситуацию взаимодействия личности с другими людьми [3].

Работа с неавторским рисунком начинается с представления протагонистом содержания картины. Протагонисту предлагается избрать «активные» фрагменты картины, воплотиться в эмоционально близкий образ и вербали-зировать собственные чувства. Такая методика предусматривает присвоение рисунка протагонистом, наполнение содержанием отдельных деталей рисунка и семантическое переструктурирование (расстановка собственных акцентов, игнорирование отдельных частей рисунка или символов, переформирование образов протагонистом) [46]. Далее протагонист даёт название рисунка, указывает важные и второстепенные символы, аспекты рисунка, с которым он ассоциируется высказать своё ощущение от имени определённых образов, своё отношение к другим персонажам на рисунке (картине). Во внимание берётся изменение сюжета картины, переструктурирование её персонажей и т. д. Высказывание протагониста является приоритетным, учитывая соблюдение феноменологического подхода и ориентацию на познание глубинных детерминантов психики [47]. Алгоритм и механизмы работы описаны в статье «Метод психоанализа неавторского рисунка в практике современного психолога» Я.Г Калашян и О.Н. Усатнко [4]. Психоанализ неавторского рисунка не требует значительных временных и ресурсных затрат, вариативен в использовании (инструкция зави-

сит от поставленных задач, используется несколько рисунков в одной работе и т. д.).

Исследование проводилось на базе Гуманитарно-педагогической академии ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского» (г Ялта) и Научно-исследовательского центра глубинной психологии. В исследовании приняли участие 42 студента Гуманитарно-педагогической академии и участника групп активного социально-психологического познания Научно-исследовательского центра глубинной психологии. Исследование проводилось в несколько этапов:

- диагностика участников исследования. Для диагностики нами были выбраны следующие методики: «Методика исследования самоотношения» (С.Р. Пантелеев), Шкала самооценки уровня тревожности Спилберга-Ханина;

- проведение формирующего эксперимента с использованием психоанализа неавторского рисунка и анализ стенографического материала для определения диагностико-коррекционных возможностей метода психоанализа неавторского рисунка;

- повторная диагностика участников исследования для определения результативности метода психоанализа неавторского рисунка.

Далее представлен фрагмент психокоррекционной работы с использованием картины Н. Рериха «Мадонна Лаборис»[5] и её психологический анализ. Далее «П.» - это высказывания психолога, «Е.» - протагониста.

Психокоррекционная работа с протагонистом Е. с использованием картины Н. Рериха «Мадонна Лаборис» начинается с представления протагонисту авторской задумки картины и предложением отождествить себя с одним из персонажей. Протагонист отмечает, что не может отнести себя ни к одной из частей картины, так как всегда ассоциирует себя с небом, а на картине небо темное и протагонисту оно не нравится. Е. описывает в целом своё отношение к картине Н. Рериха: «На картине больше тёмного, чем светлого. Когда я смотрю на икону в церкви, у меня возникают положительные чувства. Этот рисунок не вызывает светлых чувств. Такое ощущение, что у этих святых нет позитивной энергетики. Их окружает темнота».

Протагонист открывает нам собственный смысл картины, который отличается от авторской задумки:

«Е.: Я считаю, что души сами поднимаются, не через шарф.

П.: Но эти души попали в ад.

Е.: Значит, они должны там быть».

В ходе работы подчёркивается, что протагонсит пытается избегать темноты (проблем в жизни, трудностей и т. д.). П. высказывает предположение: «Вы не хотите прикоснуться к чему-то тёмному, что вас пугает, настораживает. Значит, оно когда-то нанесло травму». Е. отмечает, что дети часто нагружены родительской агрессией, из чего можно предположить, что травматическая ситуация произошла в детском возрасте и связана с детско-родительскими отношениями и Эди-пальной ситуацией. Согласно психодинамической теории Т.С Яценко, Эдипаль-ная ситуация выражается в чувстве неполноценности у ребёнка, амбивалентных чувствах к родителям, их отношениям и к самому себе, внутреннем объединении с отдельными психологическими чертами родителей, что проявляется в актуальной ситуации общения. Деструктивное воздействие Эдипальной ситуации проявляется в страхе близких отношений, невозможности поддерживать партнёрские взаимоотношения и одновременно - зависимость от окружения и потери тождественности с собой.

Психокоррекционная работа с использованием картины «Мадонна Лабо-рис» помогает прояснить личностную проблематику протагониста через категории добра и зла. Е. отмечает, что все люди могут творить зло, однако это защитная реакция (данное высказывание является рационализацией). У протагониста

100% У

90% У

во% У

70% У

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

ТлмТш Ш

■IIII■IIЫI1|ЩшШ_ 11111111 [Ж11 Шп I || IIIГ1II 11111111111111111 I £

^ ^ У5 у у А

у

сг с?

^ ¿Г / сА / У ^

г ^

у

#

с?

л?

с?

Рис. 1. Сравнительный анализ первичной и вторичной диагностики уровня самоотношения пометодикеисследования самоотношения С.Р. Пантелеева

отмечается тенденция« изоляции, т.е. стре млениеотгородить себяот «темноты» в жизни, что выразилось в работе как неспособность найти себе место на картине и высказываниями протагониста. В конце работы, Е. отмечает, что всегда в поиске из-за того, что родители в детстве часто навязывали ей свое мнение и свой выбор, таким образом, во взрослой жизни Е. не может выбор сделать сама, т.е. мы констатируеы з ав9lммoиъo роди твлрй.

В ходе работы мы отметили действие таких ситуативных защитс как раци-онрлизация, отиъанле, мроелрия, ирбегалие; олмВкиа Эдлпамьиую Биииацию. тен-енриии енче влсприитмвти ^ ч^|энакл иш багам

противоречивость психики, которая выражается в высказываниях и жизненной позуииа- «хышисамиполниыаютсувраИ», «хнучит ихместо в аао»,«люд» паи-чиняют добро или зло» и т. д.

Сравнивая результаты первичной и вторичной диагностики по методике ис-слесуваниуоамаотношенпя Ю.Р Тн^туа^ова, мчтоюутиюи сладтющст-езакту-

шение показателя самопривязанности - повышение уровня самодостаточности и идеала «Я». Снижение уровня внутренней конфликтности и самообвинения свидетельствует о снижении деструктивных тенденций, выраженности отрицательных эмоций в адрес собственного «Я», снижении чувства вины (Рис. 1).

Мы отмечаем следующие результаты первичной и вторичной диагностики уровня личностной тревожности по методике «Шкала самооценки уровня тревожности Спилберга-Ханина»: незначительное снижение очень низкого уровня; снижение низкого уровня, повышение среднего уровня, и отсутствие очень высокого уровня при вторичной диагностике, что свидетельствует о нормальном уровне тревожности как естественной и обязательной особенности активной личности (Рис.2).

Обобщая полученные результаты, мы констатируем, что метод психоанализа неавторского рисунка способствует объективированию системы психологических защит и тенденций психики протагонистов: тенденции «к людям» и «от

80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

У

У г

У

У

У

У

У

У щ Я А

2 —П-ТЙР—7

1__г _г и*

I ЛТ 1 этап ЛТ 2 этап

Очень низкая Низкая Средняя ВысокаяОчень высокая

Рис. 2. Сравнительный анализ первичной и вторичной диагностики уровня личностной тревожности пометодике «Шкаласамооценкиуровня тревожностиСпилберга-Ханина»

ты: снижение показателязамкнртости свидетельствует о повышении открытости человека, снижении действий психологических защит; увеличение уровня самоуверенности и саморуководства говорит о повышении представлений литньсти об основном источнике собственной активности, результатов и достижений. Показатель отражённого самоотношения снижен, что свидетельствует о снижении социально-перцептивных искажений; уровень самоценности и самопринятия вырос - повышение ощущения ценности собственной личности и предполагаемой ценниютисобсттенного «Я» длядтугих, чувстаа биовауии к себе, согласия рю своими внутренними побуждениями, принятие себя таким, какой ты есть. Повы-

людей», тенденции к изоляции, зависимости от семьи; способен диагностировать и откорректировать наличие у протагонистов внутриличностных конфликтов и чувства вины; выявить перенос детско-родительских отношений на актуальную ситуацию взаимодействия с другими людьми. Результаты экспериментального исследования свидетельствуют о динамике изменений при повторной диагностике (оптимизации уровня тревожности как естественной и обязательной особенности активной личности, улучшении показателей самоотношения), что говорит о личностно-конструктивных изменениях после прохождения глубинной психокоррекции с использование метода психоанализа неавторского рисунка.

Библиографический список

1. Яценко Т.С. Методология глубинно-коррекционной подготовки психолога. Днепропетровск: Издательство «Инновация», 2015.

2. Калашян Я.Г, Усатенко О.Н. Использование картин Айвазовского в работе современного психолога. Наука среди нас: сетевое научно-практическое издание. 2018; 2: 161 - 166.

3. Усатенко О.Н. Возможности исследования глубинного содержания жертвенности методом психоанализа комплекса тематических психорисунков. The Caucasus. 2017; 18: 30 - 40.

4. Калашян Я.Г, Усатенко О.Н. Метод психоанализа неавторского рисунка в практике современного психолога. Развитие и актуальные вопросы современной науки: международный научный журнал. 2017; 7: 187 - 191.

5. Кондратьева К. Споручница грешных. Культура и время. 2013; 2: 30 - 38.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Yacenko T.S. Metodologiya glubinno-korrekcionnojpodgotovkipsihologa. Dnepropetrovsk: Izdatel'stvo «Innovaciya», 2015.

2. Kalashyan Ya.G., Usatenko O.N. Ispol'zovanie kartin Ajvazovskogo v rabote sovremennogo psihologa. Nauka sredi nas: setevoe nauchno-prakticheskoe izdanie. 2018; 2: 161 - 166.

3. Usatenko O.N. Vozmozhnosti issledovaniya glubinnogo soderzhaniya zhertvennosti metodom psihoanaliza kompleksa tematicheskih psihorisunkov. The Caucasus. 2017; 18: 30 - 40.

4. Kalashyan Ya.G., Usatenko O.N. Metod psihoanaliza neavtorskogo risunka v praktike sovremennogo psihologa. Razvitieiaktual'nye voprosysovremennojnauki: mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal. 2017; 7: 187 - 191.

5. Kondrat'eva K. Sporuchnica greshnyh. Kul'tura i vremya. 2013; 2: 30 - 38.

Статья поступила в редакцию 27.11.18

УДК: 159.98:316.47-055.25

Latysheva M.A., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Yalta, Russia), E-mail: maralat@yandex.ru

THE SPECIFICS OF SELF-CONCEPTION IN GIRLS WITH DIFFERENT BODY MASS INDICES: TO THE QUESTION ABOUT THE PRACTICAL OPPORTUNITIES OF PSYCHODIAGNOSTIC TOOLS. The article describes the peculiarities of self-conception in girls with different body mass indices as revealed with the help of self-conception diagnostics methods developed on the basis of the hierarchical model of the self-conception structure. Comparative analysis of the results obtained with the help of the self-conception questionnaire (V.V. Stolin, R.S. Pantileev) and the technique of the controlled projection (V.V. Stolin) provides an opportunity to recommend the self-conception questionnaire for the express detection of possible distortion in self-conception development in girls. The technique of controlled projection (V. V. Stolin) appears to be more "sensitive" as to the characteristics of structural-content components of self-conception in girls with different body mass indices. More specifically, it is shown that emotional-axiological self-attitude in girls with low as well as with the excess body mass index is based upon the lasting low self-esteem, dictating specific behavioral patterns and compensation methods.

Key words: girls' self-conception, body mass index, self-esteem in girls with different body mass indices, hierarchical model of the self-conception structure, self-conception questionnaire, controlled projection technique.

М.А. Латышева, канд. психол. наук, доц., Крымский федеральный университет, г. Ялта, E-mail: maralat@yandex.ru

ОСОБЕННОСТИ САМООТНОШЕНИЯ ДЕВУШЕК С РАЗЛИЧНЫМИ ИНДЕКСАМИ МАССЫ ТЕЛА: К ВОПРОСУ О ПРАКТИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЯХ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ

В статье описаны особенности самоотношения девушек с различными индексами массы тела, выявленные с помощью методик диагностики самоотношения, разработанных на базе иерархической модели структуры самоотношения. Сравнительный анализ результатов, полученных с помощью опросника самоотношения (В.В. Столин, РС. Пантилеев) и методики управляемой проекции (В.В. Столин) позволяет рекомендовать использование опросника самоотношения для экспресс-выявления возможных искажений в развитии самоотношения среди девушек. Методика управляемой проекции (В.В. Столин) представляется более «чувствительной» относительно характеристик структурно-содержательных компонентов самоотношения девушек с различными индексами массы тела. А именно, показано, что эмоционально-ценностное отношение к себе у девушек, как с низким, так и с избыточным индексом массы тела опирается на устойчиво заниженную самооценку, определяя специфические паттерны поведения и способы компенсации.

Ключевые слова: самоотношение девушек, индекс массы тела, самооценка девушек с разными индексами массы тела, иерархическая модель структуры самоотношения, опросник самоотношения, методика управляемой проекции.

Вне зависимости от исторической эпохи представительницы прекрасного пола первоначально воспринимаются через призму внешних параметров. Наряду с этим женская привлекательность у большинства женщин включена в их жизненную стратегию, в представление о личном счастье [1]. Однако современный эталон женской красоты приобрёл излишне жёсткие параметры, которые сочетаются с убежденностью в необходимости постоянного физического совершенствования и стремлением к достижению определённого (идеального) внешнего вида и в тоже время обесцениванием естественного состояния тела [2]. Как показывает практика, эта модная тенденция приобретает опасные формы среди современных молодых девушек [3]. Этот факт не может не вызывать опасений в отношении их здоровья.

Как известно, представления человека о своей внешности, осознание своих физических (телесных) характеристик и эмоционально-ценностное отношение к ним оказывает существенное влияние на развитие качеств его личности, отношение к себе и к миру. А для девушки внешний облик, телесный образ Я является основой её самооценки, самоотношения, важнейшей составляющей процесса построения родовой женской идентичности [4; 5]. По мнению Н.И. Сарджвелад-зе «...самоотношение личности включено в качестве определённой подструк-турной единицы в общую систему отношений человека, а с содержательной и функциональной точек зрения самоотношение теснейшим образом связано с особенностями отношения субъекта к внешне-предметному и социальному миру, включено в качестве определённой подструктурной единицы в общую систему отношений человека» [6].

Адекватно сформированное самоотношение обеспечивает личности психологическую стабильность и является критерием её психического здоровья [7]. При этом, в данный возрастной период самоотношение носит двойственный характер. С одной стороны, самоотношение устанавливается через внутренние критерии самоценности личности, своей уникальности, способности привлечь внимание и оказывать положительное впечатление на окружающих. С другой, продолжает опираться на самооценку, которая соотносится с определёнными эталонами, внешними критериями, которые транслируются и запрашиваются значимыми другими, реферетной группой.

В этой связи актуальными остаются вопросы о том, какие особенности присущи самоотношению современных девушек с разным индексом массы тела, какая из известных в настоящий момент методик для оценки структурно-содержательных компонентов самоотношения является более «чувствительной» для выявления начального этапа в искажении его развития. По нашему мнению, подобная ранняя психодиагностика необходима для осуществления целенаправленной психологической помощи девушкам в формировании адекватного самоотношения как основы их проспективной самореализации, профилактики пограничных и пищевых расстройств. Целью данного исследования являлись экспликация особенностей самоотношения у девушек с различным индексом массы тела, а также осуществление сравнительного анализа методик психодиагностики самоотношения, разработанных на базе иерархической модели структуры самоотношения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.