Научная статья на тему 'Особенности представлений о счастье в юношеском возрасте у студентов РУДН'

Особенности представлений о счастье в юношеском возрасте у студентов РУДН Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
283
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЧАСТЬЕ / HAPPINESS / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / PSYCHOLOGICAL WELL-BEING / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЧАСТЬЕ / IDEAS OF HAPPINESS / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / ADOLESCENCE / СТУДЕНТЫ / STUDENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пилишвили Т.С., Алиева С.А.М.

Исследование посвящено изучению представлений о счастье в юношеском возрасте у студентов РУДН. Выборка включила себя 120 студентов I курса Российского университета дружбы народов (Москва). Возраст испытуемых составил от 18 до 22 лет, средний возраст 20 лет. Использовано 5 методик опросного типа, данные обработаны посредством статистической программы IBMSPSS 22.0. В результате корреляционного анализа выявлена связь между особенностями представления о счастье и базисными убеждениями в юношеском возрасте у студентов РУДН. Обнаружено, что для юношей-студентов с выраженным восприятием управляемости среды характерно благосклонное восприятие мира, а для девушек ценность собственного Я. Для девушек с высоким уровнем переживания чувства аффекта характерно негативное восприятие мира, юношами события в жизни воспринимаются скорее как случайные, а степень самоконтроля является достаточно низкой. Выявлены четыре фактора представлений о счастье и переживания одиночества. Результаты исследования планируется использовать на базе Кабинета психологической помощи РУДН в индивидуальном и групповом консультировании для улучшения качества жизни студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES ABOUT HAPPINESS IN ADOLESCENCE OF RUDN UNIVERSITY STUDENTS

The study is dedicated to ideas about happiness in adolescence among students of RUDN University. The research included 120 students of the 1st year of RUDN University (Moscow). The age of the subjects is 18 to 22 years, the average age is 20 years. Five methods of questionnaire type have been used, the data is processed using the statistical program IBMSPSS 22.0. As a result of the correlation analysis, the connection is revealed between the features of the concept of happiness and basic beliefs in adolescence at students of RUDN University have been revealed. It is found that for young students with a pronounced perception of the management of the environment, a favorable perception of the world is characteristic, and it is characteristic to girls to value oneself. For girls with a high level of feeling of affect a negative perception of the world is more typical. The young men are more typical to perceive events in life as random, and the degree of self-control is quite low. Four factors of the conception of happiness and loneliness are revealed. The results of the study are planned to be used on the basis of RUDN University psychological support desk in individual and group counseling for students to improve the quality of life.

Текст научной работы на тему «Особенности представлений о счастье в юношеском возрасте у студентов РУДН»

страданий и может на бессознательном уровне быть заинтересованным в их переживании, как залога хорошего отношения окружающих, уважения и сочувствия (к-ты 4-6). В процессе психодраматической работы наблюдается разочарование респондента в любви и доброте матери (к-т 7), что проецируется на окружающих людей и осложняет взаимоотношения. В процессе психоаналитической работы раскрывается сущность личностной проблемы, которая проявляется в деструкции поведения субъекта. Наличие таких тенденций поведения у психолога притормаживает его самореализацию, способность объективно анализировать поведение другого, искажает социально-перцептивную реальность и блокирует личностный рост в процессе профессионального становления. Вышеперечисленное является барьером достижения состояния психологической зрелости,

Библиографический список

профессиональной самореализации и ведения психологической практики.

Таким образом, профессиональное становление будущих психологов напрямую зависит от их личностной откорректи-рованности и самопознания, что способствует развитию социально-перцептивного интеллекта и мотивации к личностному, а также профессиональному самосовершенствованию. Глубинная психокоррекция по методу АСПП способствует нивелированию личностной проблемы, что предполагает гармонизацию личности путем объективирования внутренних противоречий, способствует развитию саморефлексии и адаптации к профессиональной деятельности. В связи с этим является необходимым внедрение в систему высшего образования курсов личностной психокоррекции будущих психологов.

1. Абдульханова-Славская К.А. Соотношение индивидуальности и личности в свете субъектного подхода. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2011.

2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. Санкт-Петербург: Питер, 2001.

3. Выготский Л.С. Психология развития человека. Москва: Смысл; Эксмо, 2005.

4. Бодалёв А.А. Личность и общение. Москва: Международная педагогическая академия, 1995.

5. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 2010.

6. Дубровина И.В. О профессиональной подготовке практического психолога. Психологическая наука и образование. 2012. Available at: psyedu.ru

7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Под редакцией Д.А. Леонтьева. Москва: Смысл; Академия, 2004.

8. Яценко Т.С. Методология глубинно-коррекционной подготовки психолога. Днепропетровск: Инновация, 2015.

9. Усатенко О.Н. Структурно-семантический анализ диагностико-коррекционного диалога как разновидность супервизии. The Caucases. Тбилиси, Грузия 2014; Т. 05; № 6: 48 - 53.

10. Усатенко О.Н., Каткова А.С. Диалог как средство глубинно-психологического познания психики. Проблемы современного педагогического образования Серия: Педагогика и психология. Сборник статей: Ялта: РИО ГПА, 2016; Вып. 53; Ч. 2: 382 - 390.

References

1. Abdul'hanova-Slavskaya K.A. Sootnoshenie individual'nosti i lichnosti v svete sub'ektnogo podhoda. Mirpsihologii. Nauchno-metodicheskij zhurnal. 2011.

2. Anan'ev B.G. O problemah sovremennogo chelovekoznaniya. Sankt-Peterburg: Piter, 2001.

3. Vygotskij L.S. Psihologiya razvitiya cheloveka. Moskva: Smysl; 'Eksmo, 2005.

4. Bodalev A.A. Lichnost' i obschenie. Moskva: Mezhdunarodnaya pedagogicheskaya akademiya, 1995.

5. Klimov E.A. Psihologiya professional'nogo samoopredeleniya: uchebnoe posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2010.

6. Dubrovina I.V. O professional'noj podgotovke prakticheskogo psihologa. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 2012. Available at: psyedu.ru

7. Leont'ev A.N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. Pod redakciej D.A. Leont'eva. Moskva: Smysl; Akademiya, 2004.

8. Yacenko T.S. Metodologiya glubinno-korrekcionnojpodgotovkipsihologa. Dnepropetrovsk: Innovaciya, 2015.

9. Usatenko O.N. Strukturno-semanticheskij analiz diagnostiko-korrekcionnogo dialoga kak raznovidnost' supervizii. The Caucases. Tbilisi, Gruziya 2014; T. 05; № 6: 48 - 53.

10. Usatenko O.N., Katkova A.S. Dialog kak sredstvo glubinno-psihologicheskogo poznaniya psihiki. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya Seriya: Pedagogika i psihologiya. Sbornik statej: Yalta: RIO GPA, 2016; Vyp. 53; Ch. 2: 382 - 390.

Статья поступила в редакцию 04.06.18

УДК 159.9.072

Pilishvili T.S., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, RUDN University (Moscow, Russia), E-mail: pilishvili_ts@pfur.ru

Alieva S.A.M., bachelor student, Department of Psychology and Pedagogy, RUDN University (Moscow, Russia), E-mail: s.alieva96@gmail.com

FEATURES ABOUT HAPPINESS IN ADOLESCENCE OF RUDN UNIVERSITY STUDENTS. The study is dedicated to ideas about happiness in adolescence among students of RUDN University. The research included 120 students of the 1st year of RUDN University (Moscow). The age of the subjects is 18 to 22 years, the average age is 20 years. Five methods of questionnaire type have been used, the data is processed using the statistical program IBMSPSS 22.0. As a result of the correlation analysis, the connection is revealed between the features of the concept of happiness and basic beliefs in adolescence at students of RUDN University have been revealed. It is found that for young students with a pronounced perception of the management of the environment, a favorable perception of the world is characteristic, and it is characteristic to girls to value oneself. For girls with a high level of feeling of affect a negative perception of the world is more typical. The young men are more typical to perceive events in life as random, and the degree of self-control is quite low. Four factors of the conception of happiness and loneliness are revealed. The results of the study are planned to be used on the basis of RUDN University psychological support desk in individual and group counseling for students to improve the quality of life.

Key words: happiness, psychological well-being, ideas of happiness, adolescence, students.

Т.С. Пилишвили, канд. психол. наук, доц. каф. психологии и педагогики Российского университета дружбы народов, г. Москва, Е-mail: pilishvili_ts@pfur.ru

С.А.М. Алиева, студент-бакалавр направления «Психология», каф. психологии и педагогики, Российский университет дружбы народов, г. Москва, Е-mail: s.alieva96@gmail.com

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЧАСТЬЕ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ У СТУДЕНТОВ РУДН

Исследование посвящено изучению представлений о счастье в юношеском возрасте у студентов РУДН. Выборка включила себя 120 студентов I курса Российского университета дружбы народов (Москва). Возраст испытуемых составил от 18 до 22 лет, средний возраст - 20 лет. Использовано 5 методик опросного типа, данные обработаны посредством статистической программы IBMSPSS 22.0. В результате корреляционного анализа выявлена связь между особенностями представления о счастье и базисными убеждениями в юношеском возрасте у студентов РУДН. Обнаружено, что для юношей-студентов с выраженным восприятием управляемости среды характерно благосклонное восприятие мира, а для девушек - ценность собственного Я. Для девушек с высоким уровнем переживания чувства аффекта характерно негативное восприятие мира, юношами события в жизни воспринимаются скорее как случайные, а степень самоконтроля является достаточно низкой. Выявлены четыре фактора представлений о счастье и переживания одиночества. Результаты исследования планируется использовать на базе Кабинета психологической помощи РУДН в индивидуальном и групповом консультировании для улучшения качества жизни студентов.

Ключевые слова: счастье, психологическое благополучие, представления о счастье, юношеский возраст, студенты.

Для обозначения счастья используется множество слов, однако между учеными до сих пор продолжается полемика на тему того, что есть счастье: эмоциональное переживание, процесс, состояние [1, р. 42; 2, с. 10]. В данной статье особое внимание авторов уделяется представлениям о счастье в юношеском возрасте, которые связаны с различными базисными убеждениями. Выборкой исследования выступили студенты первого курса, поскольку они являются представителями юношеского возраста, которые находятся на стадии определения своих представлений о счастье по причине изменения социального статуса, в ходе взросления и поступления в новое учебное заведение, которое ведет за собой изменение картины мира. Научная новизна исследования состоит в том, что, несмотря на высокий интерес исследователей к феномену счастья, остается открытым вопрос о представлениях о счастье в юношеском возрасте и о её связи с качеством жизни студентов, а также феноменом одиночества.

Методики и выборка исследования. Выборку настоящего исследования составили 120 студентов I курса Российского университета дружбы народов (РУДН) в возрасте от 18 до 22 лет, средний возраст - 20 лет. Применялись следующие конкретные методики исследования: шкала психологического благополучия К. Рифф; Оксфордский опросник счастья; Дифференциальный опросник переживания одиночества Д.А. Леонтьева, Е.Н. Осина; методика «Ценностные ориентации» М. Рокича. Обработки результатов производилась с помощью корреляционного анализа в программе IBMSPSS 22.0.

Обсуждение результатов исследования. Результаты корреляционного анализа демонстрируют, что в выборке юношей была обнаружена значимая отрицательная корреляция между базисной установкой баланса аффекта с благосклонностью мира (Rs = - 0,4 при р = 0,01), добротой людей (Rs = - 0,317 при р = 0,05), справедливостью мира (Rs = -0,263 при р = 0,05), случайностью происходящего (Rs = 0,4 при р = 0,01), ценностью собственного Я (Rs = - 0,508 при р = 0,01), степенью самоконтроля (Rs = -0,285 при р = 0,05), степенью удачи (Rs = - 0,346 при р = 0,01), общим отношением к благосклонности окружающего мира (Rs = - 0,409 при р = 0,01). Юноши, не удовлетворенные обстоятельствами своей жизни, воспринимают мир как нечто враждебное, где отсутствует справедливость, а людей, которые проживают в нем - как злых. При этом респонденты считают случайными события, которые происходят в их жизни. Исследуемая выборка не отличается высоким самоконтролем, воспринимает себя скорее неуспешными и считает, что мир в целом к ним относится неблагоприятно. В выборке юношей была обнаружена значимая отрицательная корреляция между автономией и случайностью происходящего (Rs = - 0,258 при р = 0,05), а также ценностью собственного Я (Rs = 0,418 при р = 0,01). Можно сделать вывод о том, что самостоятельные люди не воспринимают происходящее с ними как случайность, при этом они внимательно относятся к своей личности. Автономия позволяет быть более восприимчивым к самому себе и реализовывать свои желания и потребности. В выборке юношей была обнаружена значимая корреляция между целями в жизни и благосклонностью мира (Rs = 0,45 при р = 0,01), добротой людей (Rs = 0,342 при р = 0,01), справедливостью мира (Rs = 0,292 при р = 0,05), случайностью происходящего (Rs = - 0,303 при р = 0,05), ценностью собственного Я (Rs = 0,363 при р = 0,01), степенью удачи (Rs = 0,399 при р = 0,01), общим отношением к благосклонности мира (Rs = 0,453 при р = 0,01). Данные показывают, что студенты, имеющие цели в жизни,

видят этот мир как место, которое благоприятно к ним относится, справедливо по своей сути, в нем живут скорее добрые люди. Юноши с целями жизни планируют события, которые происходят в их жизни, и надеются на удачу, общую благосклонность мира к ним [3].

В выборке девушек была обнаружена значимая положительная корреляция между самопринятием и благосклонностью мира ^ = 0,302 при р = 0,05), добротой людей ^ = 0,35 при р = 0,01), ценностью собственного Я ^ = 0,599 при р = 0,01), степенью самоконтроля ^ = 0,356 при р = 0,01), степенью удачи ^ = 0,397 при р = 0,01) и общим отношением к благосклонности мира ^ = 0,359 при р = 0,01). Самопринятие связано со степенью контроля, что может говорить о том, что индивид внимательно относится ко всему, что происходит в его жизни, и контролирует свои реакции. В данной выборке девушек наблюдается значимая отрицательная корреляция между балансом аффекта и добротой людей ^ = - 0,256 при р = 0,05), ценностью собственного Я ^ = - 0,351 при р = 0,01), общим отношением к благосклонности окружающего мира ^ = - 0,273 при р = 0,05). Можно сказать, что травматичные события прошлого, которые делают девушек неуверенными в себе, подрывают их веру в себя, в доброту людей и они начинают считать мир враждебно настроенным по отношению к ним. В данной выборке девушек наблюдается значимая положительная корреляция между целями и ценностью собственного Я ^ = 0,39 при р = 0,01). Девушки, которые оценивают самих себя положительно и видят ценность в своей личности, ставят в жизни цели, которые они хотели бы достичь [4].

С целью более глубоко анализа особенностей представлений о счастье у студентов РУДН был проведен факторный анализ с вращением Уаптах. Он позволил выделить 4 фактора для определения факторной структуры представлений о счастье в двух группах испытуемых. Первый фактор, выделенный у юношей исследуемой группы, был обозначен как фактор психологического благополучия при положительном восприятии одиночества. Он включил в себя следущие переменные: психологическое благополучие (0,959); баланс аффекта (-0,871); осмысленность жизни (0,848); цели в жизни (0,841); управление средой (0,812); самопринятие (0,785); общее переживание одиночества (-0,773); личностный рост (0,77); позитивные отношения (0,71); уровень счастья (0,709); отчуждение (-0,704); человек как открытая система (0,699); самоощущение (-0,682); изоляция (-0,638); ценность собственного Я (0,619); общее отношение к благосклонности окружающего (0,617); благосклонность мира (0,59); степень удачи (0,539); автономия (0,512) [5]. Второй фактор одиночества как позитивного и ресурсного состояния включил в себя следующие переменные: позитивное одиночество (0,696); радость в уединении (0,643); ресурс уединения (0,599).

Третий фактор потребности в коммуникации при переживании чувства ограничения свободы в состоянии дисфории и восприятия одиночества как проблемы состоит из переменных: зависимость от общения (0,859); потребность в компании (0,742); дисфорсия (0,726); проблемное одиночество (0,697); свобода (-0,511). Четвертый фактор позитивного восприятия семейной жизни и восприятия людей при пониженной твердой воли включает в себя следующие переменные: доброта людей (0,525); твердая воля (-0,524); счастливая семейная жизнь (0,514); ответственность (0,51).

Первый фактор, выделенный у девушек исследуемой группы, был обозначен как фактор психологического благо-

получия при положительном восприятии одиночества. Он включил в себя следующие переменные: психологическое благополучие (0,949); баланс аффекта (-0,886); управление средой (0,856); цели в жизни (0,83); самопринятие (0,828); осмысленность жизни (0,797); общее переживание одиночества (-0,795); отчуждение (-0,792); уровень счастья (0,774); ценность собственного Я (0,659); личностный рост (0,641); самоощущение (-0,615); позитивные отношения (0,613); человек как открытая система (0,585); изоляция (-0,577); автономия (0,529). Второй фактор благосклонности мира включает в себя следущие переменные: благосклонность мира (0,584); общее отношение к благосклонности окружающего мира (0,514).

Третий фактор потребности в коммуникации при невозможности восприятия одиночества как позитивного феномена включает следующие переменные: зависимость от общения (0,849); потребность в компании (0,773); позитивное одиночество (-0,748); ресурс уединения (-0,703); дисфорсия (0,694), радость в уединении (-0,694); проблемное одиночество (0,659); здоровье (0,534); познание (-0,504). Четвертый фактор семейной счастливой жизни при отсутствии амбиций по самореализации в профессиональной деятельности состоит из переменных: счастливая семейная жизнь (0,719); интересная работа (-0,618); активная деятельная жизнь (-0,602); высокие запросы (-0,602); честность (0,584) [6].

Выводы исследования. С теоретической точки зрения рассмотрены представления о счастье как психологическом феномене. Особое место в статье уделено изучению особенностей представлений о счастье в юношеском возрасте. Показано, что существуют возрастные и половые различия в представлениях о счастье: для мужчин более важным является успешность в материальном плане и крепкие дружеские отношения, для женщин

Библиографический список

гармоничные отношения с окружающими и удовлетворенность партнерскими отношениями.

С эмпирической точки зрения выявлено, что для студентов с автономным стилем поведения характерно наличие ценности собственного Я. Для студентов с целями в жизни характерно благосклонное восприятие мира и восприятие доброты людей, вера в справедливость мира, непринятие случайности событий, восприятие ценности собственного Я и своей удачливости. Для студенток с положительным уровнем самопринятия характерно позитивное восприятие мира, восприятие людей как добрых по своей натуре. Девушки обладают самоконтролем, пресдтавляют себя как удачливых и ценят собственное Я. У юношей наблюдается высокий уровень психологического благополучия при наличии ориентиров в жизни, адекватной оценке своей личности и положительному отношению к окружающему миру, при этом юноши не воспринимают одиночество с негативной точки зрения, оно помогает молодым юношам в самореализации и связано с повышенным ощущением психологического благополучия. Девушки с повышенными показателями по шкале психологического благополучия имеют цели в жизни, позитивно настроены по отношению с окружающими, независимы, не испытывают негативных переживаний по отношению к одиночеству и имеют адекватную самооценку. Для юношей время, проведенное в одиночестве, оценивается как продуктивное, для девушек же важной потребностью является необходимость в компании, возможность общения. Для девушек одиночество не рассматривается как позитивный феномен, уединение не приносит радости, одиночество рассматривается скорее как проблема.

Результаты настоящего исследования планируется использовать на базе Кабинета психологической помощи РУДН в индивидуальном и групповом консультировании студентов для улучшения качества их жизни.

1. Galati D. & Sotgiu I. Happiness and Positive Emotions. In: A.Delle Fave (ed.) Positive Psychology. Special issue of Ricerche di Psicologia, anno XXVII, N 1, 2004; 41 - 62.

2. Леонтьев Д.А. Психология смысла. Природа, строение и динамика смысловой реальности. Москва: Смысл, 2003.

3. Аргайл М. Психология счастья. 2-е изд. Санкт-Петербург: Питер, 2003.

4. Lucas R. Adaptation and the set point model of subjective well-being. Current Directions in Psychological Science. 2007, 75 - 79.

5. Татаркевич В.В. О счастье и совершенстве человека. Москва, 1981.

6. Скриптунова Е.А., Морозов А.А. О предпочтениях молодёжи. Социологические исследования. Available at http://www.isras.ru/files/File/ Socis/2002-01/SKRIPT0UN0VA.pdf

References

1. Galati D. & Sotgiu I. Happiness and Positive Emotions. In: A.Delle Fave (ed.) Positive Psychology. Special issue of Ricerche di Psicologia, anno XXVII, N 1, 2004; 41 - 62.

2. Leont'ev D.A. Psihologiya smysla. Priroda, stroenie i dinamika smyslovoTreal'nosti. Moskva: Smysl, 2003.

3. Argajl M. Psihologiya schast'ya. 2-e izd. Sankt-Peterburg: Piter, 2003.

4. Lucas R. Adaptation and the set point model of subjective well-being. Current Directions in Psychological Science. 2007, 75 - 79.

5. Tatarkevich V.V. O schast'e i sovershenstve cheloveka. Moskva, 1981.

6. Skriptunova E.A., Morozov A.A. O predpochteniyah molodezhi. Sociologicheskie issledovaniya. Available at http://www.isras.ru/files/File/ Socis/2002-01/SKRIPT0UN0VA.pdf

Статья поступила в редакцию 01.06.18

УДК 340:316.346.32-053.6

Tereschenko V.A., senior lecturer, Siberian University of Consumer Cooperation (Novosibirsk, Russia),

E-mail: tereschenko.regina.54@ yandex.ru

Ratnikova I.G., senior teacher, Siberian University of Consumer Cooperation (Novosibirsk, Russia),

E-mail: ms.irina.ratnikova@mail.ru

FEATURES OF LEGAL NIHILISM OF MODERN RUSSIAN YOUTH. The paper studies features of legal nihilism of the modern Russian youth, some problem questions in the sphere of formation of legal consciousness of the Russian citizens. There is a direct connection between pedagogical upbringing and raising the level of legal culture. Without a successful resolution of the issues of ousting legal nihilism from the consciousness of citizens in Russia, a full-fledged building of the rule of law and the development of civil society is not possible. The presented material allows to conclude that the definition of the tasks of moral and legal education of the youth, their solution is the way to reduce the severity of the problem of legal nihilism, the growth of crime, moral degradation of an individual.

Key words: legal nihilism, law, legal education, humanistic outlook, interiorization, legal culture, sense of justice.

В.А. Терещенко, доц. Сибирского университета потребительской кооперации, г. Новосибирск,

Е-mail: tereschenko.regina.54@ yandex.ru

И.Г. Ратникова, ст. преп. Сибирского университета потребительской кооперации, г. Новосибирск,

E-mail: ms.irina.ratnikova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.