лей и педагогов с негуманным уровнем межличностных отношений к субъектам образовательной деятельности. Следовательно, руководители и педагоги с гуманным уровнем межличностных отношений к субъектам образовательной деятельности более ориентированы на ассертивные формы поведения. Конечно, поведенческие реакции, избранные формы поведения могут быть разнообразными в различных ситуациях и отличаться силой и интенсивностью воздействия, но в общении с непринимаемыми людьми, особенно по отношению к тому, кто не нравится, вызывает неприятие, раздражение, протест, превалирует, как правило, одна форма межличностных отношений к субъектам образовательной деятельности, являющаяся доминирующей или преобладающей для личности. Полученные данные позволяют грамотно планировать и проводить работу по коррекции и формированию гуманных межличностных отношений педагогических и управленческих кадров образовательных учреждений к субъектам образовательной деятельности.
Примечания
1. Безносов С. П. Профессиональная деформация личности. СПб.: Речь, 2004.
2. Москвина Н. Б. Минимизация личностно-про-фессиональных деформаций педагогов // Педагогика. 2005. № 5. С. 64-71.
3. Садовникова Н. О., Сыманюк Э. Э. Профессиональные деструкции педагогов и пути их коррекции: учеб. пособие / под ред. Э. Ф. Зеера. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005; Сыманюк Э. Э. Психологические основания профессиональных дест-рукций педагога: дис. ... д-ра психол. наук. Екатеринбург, 2005.
4. Подымов Н. А. Психологические барьеры в профессиональной деятельности учителей: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 1999.
5. Артамонова В. Г., Шаталов Н. Н. Профессиональные болезни. М., 1988.
6. Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: УФАО, 1996; Митина А. М. Учитель как личность и профессионал. М.: Дело, 1994.
7. Клепцова Е. Ю. Гуманизация межличностных отношений в образовательной деятельности. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2012.
8. Клепцова Е. Ю. Психология и педагогика толерантности: учеб. пособие для слушателей системы доп. проф. пед. образования. М.: Академический проект, 2004; Клепцова Е. Ю. Терпимое отношение к ребенку: психологическое содержание, диагностика, коррекция: учеб. пособие для слушателей системы доп. проф. пед. образования. М.: Академический проект, 2005; Клепцова Е. Ю. Гуманизация межличностных отношений в образовательной деятельности.
9. Митина А. М. Учитель как личность и профессионал. М.: Дело, 1994. С. 74.
УДК 159.942.2
С. А. Гапонова, И. В. Сальникова
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЧАСТЬЕ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ -ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК
В статье рассматриваются результаты исследования представлений о счастье современных студентов - юношей и девушек. Выделяются сходства и различия по «факторам счастья» в данных группах.
In the article the results of research into males and females understanding (conception) of happiness are examined. The similarities and differences in the factors in happiness in the groups under consideration are marked.
Ключевые слова: «факторы счастья», юноши, девушки, сходства и различия в представлениях о счастье.
Keywords: "factors in happiness", males, females, similarities and differences in understanding of happiness.
Современные российские студенты — это молодые люди, рождение и раннее развитие которых происходило в период кардинальных социально-экономических и политических изменений в стране. Такие кризисные периоды характеризуются тем, что происходит вынужденный пересмотр основных целевых установок и выделение приоритетов, которые согласуются с новыми реалиями социально-экономической ситуации. Можно предположить наличие существенных трансформаций в личностной, в частности моти-вационно-потребностной, сфере молодых людей по сравнению с предшествующими поколениями.
Поскольку нравственное развитие современной молодежи происходило в условиях переоценки традиционной для социалистической России XX в. системы взглядов, необходимость психологического анализа их духовно-нравственных ценностей представляется, безусловно, актуальной. Интересно, на наш взгляд, исследование представлений о счастье современных студентов и выявление особенностей восприятия счастья у юношей и девушек.
Рассмотрению этой проблемы и посвящено наше исследование.
Вопрос о счастье как вопрос о самом желанном нашёл широкое отражение в трудах философов многих эпох и в народном творчестве. В. Татаркевич справедливо отмечает, что разные понятия о счастье имеют только то общее, что обозначают что-то положительное, ценное. В остальном же понимании они различаются меж-
© Гапонова С. А., Сальникова И. В., 2013
ду собой [1]. Несмотря на то что данный феномен с трудом поддаётся строгому определению, попытки понять суть этого явления и измерить его предпринимались с середины прошлого века и предпринимаются в настоящее время. Однако большая часть экспериментальных исследований счастья осуществлялась за рубежом, и наша страна не принимала участия в подобных проектах. Поэтому обращение к данной теме связано с малой изученностью особенностей феномена счастья в нашей стране.
В настоящем исследовании принимали участие 102 студента (47 девушек и 55 юношей) II и IV курсов различных факультетов Академии водного транспорта и Технического университета Нижнего Новгорода. Возраст испытуемых от 18 до 23 лет.
Для выделения факторов, способствующих и препятствующих счастью у молодых людей, а также для выявления представлений о том, что конкретно для каждого испытуемого означает счастье, было проведено исследование, в котором использовались 3 открытых вопроса — незаконченных предложения: 1. Счастье — это... 2. На мой взгляд, счастью способствует. 3. На мой взгляд, счастью препятствует.
Использование подобной анкеты в данном случае было целесообразно, так как исследовалось восприятие счастья молодежью, которая могла полностью выразить себя, ответив на открытые вопросы в свободной форме. Для классификации ответов испытуемых и дальнейшей обработки результатов был выделен ряд критериев. Представляло интерес посмотреть, с какими критериями у испытуемых связано восприятие счастья. Критерии были выделены по смысловому содержанию ответов и с учетом качественного анализа.
В качестве основных составляющих счастья студенческая молодёжь рассматривает: любовь («наличие любимого человека», «второй половинки») — 22,5%; деньги (материальное благополучие) — 23,5%; счастье близких людей — 23,5%; хорошее настроение — 19,6%; душевное равновесие — 15,7%; благополучие в семье — 13,7% [2].
При исследовании особенностей восприятия счастья студенческой молодёжью интерес представляло сравнение полученных показателей между выборками мужчин и женщин. В табл. 1 представлены критерии, по которым обнаружены значимые различия.
В ответах на первое утверждение «Моё восприятие счастья» значимые различия между юношами и девушками не выявлены. Наибольшее значение для того, чтобы чувствовать себя счастливыми людьми, и юноши и девушки придают следующим факторам.
Таблица 1
Факторы, необходимые юношам и девушкам для ощущения себя счастливыми людьми
Фактор Количество Количество
юношей (в %) девушек (в %)
Любовь 18,2 27,7
Деньги 27,3 19,1
Настроение 16,4 23,4
Счастье близких 20 27,7
людей
Душевное 16,4 14,9
равновесие
Здоровье 9,1 14,9
Достижение целей 12,7 10,6
Ощущение своей 9,1 10,6
ценности
Друзья 10,9 12,8
Отсутствие значимых различий среди факторов, важных для восприятия счастья, может являться следствием того, что в последнее время женщины стремятся реализовать себя не только в семье, но и в других сферах. Вероятно, это также следствие тенденций, наблюдающихся у современной молодёжи, установленных в исследовании Г. Глазовой, связанных с исчезновением барьера в общении между полами и сближением интересов девушек и юношей [3].
Статистически значимые различия обнаружены при сопоставлении мнений мужчин и женщин относительно факторов, способствующих счастью. Так, значимо различие по фактору денег как способствующего счастью (р < 0,01), которое отмечают 21,8% юношей и только 6,4% девушек. Вероятно, это связано с существующим в нашей ментальности представлением о мужчине как о добытчике средств, особенно если он имеет семью; 14,5% юношей считают, что счастью способствуют также удача и любовь и 12,7% — настроение и здоровье.
В табл. 2 представлены факторы, отражающие значимые различия в восприятии счастья девушками и юношами.
Значимые различия между юношами и девушками (р < 0,05) были выявлены по факторам субъективного восприятия окружающего (важным этот фактор считают 19,1% девушек и только 7,3% юношей), по фактору «сам человек» (его отмечают 17% девушек и 5,5% юношей). Эти два фактора в какой-то степени пересекаются, так как второй фактор более общий и включает в себя не только особенности восприятия окружающего человеком, но и другие характеристики, такие как активность, стремление к счастью, движение. Тем не менее испытуемые были склонны разделять эти факторы, поэтому они и были выделены нами как два критерия, а не один. Таким образом, можно предположить, что девушки в
ситуации, когда их не удовлетворяют какие-либо условия жизни, чаще, чем юноши, склонны считать себя источником улучшения жизни и верят в собственные силы.
Эти данные совпадают с данными, полученными в исследовании И. А. Джидарьян, где было выявлено, что женщины более склонны чувствовать себя субъектом собственной жизни, личностью, способной контролировать ход событий и выстраивать линию жизни в соответствии со своими целями и представлениями [4].
Также значимые различия обнаружены по фактору ощущения своей ценности (р < 0,05). Этот фактор значим для 8,5% девушек и только для 1,8% юношей. Девушки воспринимают этот фактор одновременно и как необходимый для того, чтобы чувствовать себя счастливыми, и как способствующий счастью, что, возможно, связано с реализацией ими себя в обществе, где женщины во множестве сфер начинают выступать наравне с мужчинами. Вероятно также, что женщины стали в настоящее время смелее заявлять о потребности ощущать свою ценность и будучи «хранительницами домашнего очага».
И юноши и девушки в качестве факторов, способствующих счастью, выделяют прежде всего любовь (юноши — 14,5%, девушки — 19,1%), хорошее настроение (12,7% и 14,9%). В целом оценки других факторов распределены равномерно и проявляются во мнениях приблизительно одинакового количества девушек и юношей, то есть значимые различия отсутствуют.
Результаты, полученные в ходе анализа ответов испытуемых на третье утверждение, в какой-
то степени аналогичны показателям предыдущего пункта. Девушки считают, что счастью может препятствовать, как и способствовать, сам человек (19%), а также его субъективное отношение к окружающему (4,3%), различия значимы по этим факторам между девушками и юношами (р < 0,05). Юноши, в отличие от девушек, считают, что счастью препятствует материальное неблагополучие (10,9%); как отмечалось выше, это связано с традиционной ролью мужчины и, естественно, этот фактор имеет для них большое значение. Также счастью юношей препятствуют неудачи (10,9%). Различия по этим факторам значимы (р < 0,05). Стоить отметить, что к значимому различию приближен показатель по фактору лени, который мешает счастью у 16,4% мужчин.
Девушки и юноши солидарны прежде всего в значимости следующих факторов, препятствующих счастью: окружение, негативные личностные качества, обстановка в государстве и в мире, здоровье.
Полученные данные в отношении некоторых показателей схожи с результатами исследований, проведённых другими авторами. Так, в уже упоминавшейся работе И. А. Джидарьян, опубликованной в 2001 г., значимость для счастья таких факторов, как материальный достаток, чувство своей ценности, как и в нашем исследовании, в равной мере характеризует как «женское», так и «мужское» счастье [4]. Однако в отношении восприятия других факторов счастья полученные нами результаты существенно отличаются от приведенных выше. Это может быть связано с тем, что студенты, принимавшие участие в рабо-
Таблица 2
Факторы, отражающие значимые различия в восприятии счастья девушками и юношами
Критерии Девушки (47 человек) Юноши (55 человек) Статистические показатели
Кол-во % Кол-во % Фэмп Р Фко
Счастью способствует
Состояние здоровья 2 4,3 7 12,7 1,57 0,036* значимо
Деньги 3 6,4 12 21,8 2,32 0,01** значимо
Субъективное отношение к окружающему 9 19,1 4 7,3 1,8 0,036* значимо
Ощущение своей ценности 4 8,5 1 1,8 1,64 0,05* значимо
Сам человек 8 17 3 5,5 1,9 0,028* значимо
Счастью препятствует
Материальное неблагополучие 1 2 6 10,9 1,96 0,025* значимо
Субъективное отношение к окружающему 2 4,3 0 0 2,10 0,027* значимо
Неудачи 1 2 6 10,9 1,96 0,025* значимо
Сам человек 9 19 4 7,3 1,79 0,037* значимо
** - значимо при р < 0,01 или фэмп £ 2,31; * - значимо при 0,01 й р й 0,05 или 1,64 < фэмп £ 2,31; значимость различий рассчитывалась с помощью ср* критерия Фишера.
те И. А. Джидарьян, родились еще в СССР и росли в самые тяжелые кризисные 90-е гг. Студенты, участвующие в нашем исследовании, родились на 10 лет позже, после смены государственного строя в стране, и их взросление пришлось на годы относительной стабильности и материального благополучия в России. Таким образом, можно сделать вывод об обусловленности этих различий тем, что в исследованиях участвовали представители разных поколений, и изменения в сознании молодёжи, как юношей, так и девушек, связаны с изменением в социально-политической ситуации их развития и жизни.
Примечания
1. Татаркевич В. В. О счастье и совершенстве человека. М.: Прогресс, 1981.
2. Сальникова И. В. Критерии счастья в представлениях студенческой молодежи. Технологии совершенствования подготовки кадров: теория и практика // Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 14. Казань: Изд. Татар. гуманит.-пед. ун-та, 2010. С. 130.
3. Глазова Г. Особенности генезиса мировоззрения молодежи. URL: http:// psychology-bank.ru/0/ 2373.
4. Джидарьян И. А. Представление о счастье в российском менталитете. СПб.: Алетейя, 2001.