Научная статья на тему 'Проективные методики и особенности применения рисуночного метода диагностики'

Проективные методики и особенности применения рисуночного метода диагностики Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3592
423
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ / ПРОЕКЦИЯ / МЕТОДЫ РИСУНОЧНОЙ ДИАГНОСТИКИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПЫТУЕМОГО

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузьмина Софья Ивановна, Голубь М.С.

В статье рассматриваются особенности проективных методик и их применение в психологических исследованиях. В современной психологической практике особое распространение получил рисуночный метод диагностики: в данной статье рассмотрены его достоинства и недостатки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проективные методики и особенности применения рисуночного метода диагностики»

• 20-25% выпускников учреждений VIII вида переводятся в дома-интернаты для хронически психически больных не столько по медицинским, сколько по социальным причинам, большинство из которых носило управляемый характер и их решение входило в компетенцию института социальной помощи [ 2, 3 ].

Естественно, что ответы респондентов, представляющих разные профессиональные и социальные группы, имели определённые различия, но эти различия не носили принципиального характера и полученные результаты однозначно свидетельствовали о низком уровне оказания социальной помощи при рассматриваемых социально значимых заболеваниях.

Во многом это обусловлено крайне недостаточным количеством специалистов по социальной работе (и социальных работников) в учреждениях практического здравоохранения, что, в свою очередь, во многом определяется тем, что в приказе Минздравсоцразвития России от 23.07.10 № 514н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» отсутствуют должности «специалист по социальной работе» и «социальный работник». Список литературы.

1. Деларю В.В. Социологические методы исследования в медицине. - Волгоград: ВолгГАСА, 2002. - 68 с.

2. Хвастунова Е.П. Адаптация подростков с умственной отсталостью в обществе: оценки специалистов психоневрологических учреждений г.Волгограда // Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. - 2015. - Вып.4 (56). - С.37-39.

3. Хвастунова Е.П., Деларю В.В. Медицинская помощь детям с умственной отсталостью: институциональный анализ // Время перемен: проблемы общества - ответы социологии: материалы Международной научно-практической конференции (III Северо-Кавказские социологические чтения). -Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2015. - С.86-87.

4. Хвастунова Е.П., Юдин С.А., Вершинин Е.Г., Деларю В.В. Компаративный анализ позиций заинтересованных социальных групп как современное требование социологии медицины // Врач-аспирант. -2014. - № 2.1 (63). - С.168-172.

5. Юдин С.А., Борзенко А.С., Деларю В.В. Оказание социальной помощи больным туберкулёзом людям (по результатам социологического исследования) // Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. - 2013. - Вып.2 (46). - С.44-46.

6. Юдин С.А., Деларю В.В., Борзенко А.С. Оказывается ли благотворительная помощь больным туберкулёзом? // Туберкулёз и болезни лёгких. - 2013. - № 7. - С.9-10.

7. Юдин С.А., Барканова О.Н., Борзенко А.С., Деларю В.В. Оценка информированности врачей о социальных проблемах пациентов // Туберкулёз и болезни лёгких. - 2015. - № 12. - С.23-25.

© Кондратьев Г.В., 2016

УДК 740

Кузьмина Софья Ивановна

Студентка, Кубанский государственный университет г. Краснодар, Российская Федерация e-mail: ski171155@gmail.com М.С.Голубь

доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии Кубанского государственного университета

ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ И ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ РИСУНОЧНОГО МЕТОДА ДИАГНОСТИКИ

Аннотация

В статье рассматриваются особенности проективных методик и их применение в психологических

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

исследованиях. В современной психологической практике особое распространение получил рисуночный метод диагностики: в данной статье рассмотрены его достоинства и недостатки.

Ключевые слова Проективные методики, проекция, методы рисуночной диагностики, психологические особенности испытуемого.

В настоящее время возросла потребность в прикладных психологических исследованиях личности, в связи с этим проективные методики стали широко использоваться во многих областях современной психологии. С их помощью не только получают какие-либо знания о личности, нередко они служат рабочим инструментом для проверки тех или иных теоретических положений.

Проективные методики представляют собой специальную технику клинико-экспериментального исследования тех особенностей личности, которые наименее доступны непосредственному наблюдению или опросу. В основе действия данных методик лежит механизм проекции. Проекция (от лат. projection) означает «выбрасывание». С точки зрения З. Фрейда, в случае, когда психика не может овладеть внутренне развившимся возбуждением, происходит выбрасывание этого возбуждения во внешний мир. То есть происходит процесс приписывания своих чувств, желаний, являющихся неприемлемыми для человека, объекту, находящемуся во вне. Проекция носит неосознаваемый характер и выполняет защитную функцию, смягчая, по мнению З. Фрейда, противоречия между истинными (неосознаваемыми) стремлениями человека и социальными нормами, оценками, сознательными убеждениями.

Проективные методики относятся к малоформализованным методам психодиагностики. Они позволяют фиксировать некоторые внешние поведенческие реакции в различных условиях, а также особенности внутреннего мира, которые трудно выявить другими способами (переживания, чувства, некоторые личностные особенности).

Проективные методики позволяют опосредованно исследовать личностные образования, выступающие прямо или в форме различных личностных установок. Если большинство психологических приемов направлено на изучение того, как и за счет чего достигается объективный характер отражения человеком внешнего мира, то проективные методики ставят своей целью выявление своеобразных «субъективных отклонений», личностных «интерпретаций». [2]

В современной психологической практике особенно часто и широко применяются методы рисуночной диагностики для работы как с детьми, так и со взрослыми.

По рисункам человека можно многое определить: от склада его характера и личности до отношения к миру и окружающим. Рисунки позволяют оценивать психологическое состояние и уровень умственного развития, диагностировать психические заболевания.

Для диагностического использования рисунков очень важно, что они отражают, в первую очередь, не сознательные установки человека, а его бессознательные импульсы и переживания. Именно поэтому рисуночные тесты так трудно «подделать», представив в них себя не таким, какой ты есть в действительности.

Дополнительным достоинством рисуночных методов является их естественность, близость к обычным видам человеческой деятельности. Тот или иной опыт рисования есть практически у каждого человека. Наиболее близко это занятие детям. Поэтому при обследовании детей самого разного возраста - от дошкольного до взрослого включительно, рисуночные методы применяются особенно часто.

Но рисуночные методы, как и любые другие, не лишены недостатков. Главный из них - относительно низкая надежность получаемых результатов, связанная с субъективностью интерпретации. В отличие от личностных опросников и тестов интеллекта, рисуночные тесты, как правило, не позволяют количественно измерить оцениваемые психические свойства. Зачастую, показатели и термины, в которых интерпретируются рисунки, лишены конкретности, строгости и однозначности, которая характерна для формализованных тестов. Из-за этого затруднительным становится подтверждение научными методами надежности и валидности рисуночных методик.

Делать окончательные выводы о психологических особенностях испытуемого на основе одних лишь

рисуночных тестов не стоит. Эти тесты дают основания для обоснованных предположений, но не для окончательных суждений. Заключение может быть вынесено лишь при сопоставлении особенностей рисунков с другими данными (например, с результатами наблюдений, данными клинической беседы или дополнительных тестов).

И, наконец, заключение ни в коем случае не должно основываться на отдельных признаках рисунка, взятых изолированно, вне их связи друг с другом. Интерпретация может быть относительно надежной лишь в том случае, если она базируется не на одном отдельном признаке, а поддержана, по меньшей мере, двумя-тремя признаками, обнаруживающимися в рисунках. [1, с.8]

Интерпретации подлежат только рисунки, сделанные в ситуации психологического обследования с соблюдением стандартной процедуры. Рисунки, сделанные в других ситуациях, не должны оцениваться как тестовые.

В заключении можно сказать, что специфика проективного метода состоит в его направленности на выявление прежде всего субъективно-конфликтных отношений и их представленности в индивидуальном сознании в виде «личностных смыслов» или «значимых переживаний». Основой всех проективных методик является возможность посредством косвенного воздействия на значимые области переживания и поведения человека вызывать такие отклики на предъявляемый стимул, которые менее всего подвержены тенденции следовать социально приемлемым образцам поведения.

Список использованной литературы:

1. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 160 с: ил.

2. Психологическая диагностика: Учебник для вузов / Под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича - 3-е изд., перераб. и доп. - (Учебник для вузов) - СПб; Питер-Юг, 2008. - 352с.

© Кузьмина С.И. 2016

УДК 159.9

Макарова Елена Николаевна аспирант ФГБОУ-ВПО «Северо-Осетинского Государственного педагогического института»,

г. Владикавказ, РФ е-mail: mailto:vladmarlen@mail.ru

САМОПРЕОБРАЗУЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Аннотация

В статье рассматриваются развитие личности педагога и его профессионализма, который строится на аутопсихологических процессах. Для эффективного развития аутопсихологической компетентности педагога необходим системный подход в разработке и применении акмеологических стратегий развития. Позитивное саморазвитие профессионализма строится на совершенствование когнитивной деятельности.

Ключевые слова

Акмеология, аутопсихологическая компетентность, личность педагога, саморазвитие, саморефлексия.

Продуктивный анализ профессиональной деятельности педагогов начального образования и личностного роста, как алгоритм формирования, показывает актуальность становления профессионализма педагога от само преобразующей деятельности к операционно-технической, от внешних материализованных действий к внутренним психологическим. Следовательно, что основную тенденцию акмеологического

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.