динамика свидетельствует о дальнейшем росте показателей, хотя из данной тенденции выбивается аутосимпатия, которая стабилизировалась на более низком и адекватном уровне, что свидетельствует о позитивных изменениях в самоактуализации испытуемых. Распределение ЭГ характеризуется существенным снижением несамоактуализированных испытуемых, указывая на появление связей между личностной и мотивационной сферой, это подтверждает рост показателя «целеустремленность» более, чем на 50%. Дальнейшее рассмотрение данного распределения будет продолжено в рамках анализа пространства взаимосвязей в силу недостаточности диапазонального инструментария.
Выводы. Исходя из результатов проведенного анализа, можно констатировать, что на высоких уровнях развития рефлексии при условии оптимальности структуры данный параметр выполняет координирующую функцию. Фактически именно рефлексия обеспечивает динамику обучаемости как параметра и обуславливает стабильность достижений.
Профессиональная рефлексия педагога - это анализ педагогом своей профессиональной деятельности с целью формирования наиболее оптимальной обратной связи между данной деятельностью и ее отражением в индивидуальном опыте педагога. Индивидуальный опыт, являясь стрежневой характеристикой личности, определяет рефлексию как динамическое свойство личности. Эффективность рефлексии напрямую зависит от негативных проявлений парциальности ее структуры, связности конструктов и характера взаимосвязей, обширности связностей и их количества. Поэтому особенности формирования и функционирования рефлексии - прямое следствие свойств ее структуры.
Литература:
1. Кант И. Критика чистого разума. М.: Мысль. - 1994. - С. 442-513.
2. Карпов, А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности / А.В. Карпов. - М.: «Институт психологии РАН», 2014. - 424 с.
3. Панфилова, А.П. Взаимодействие участников образовательного процесса: учебник для бакалавров / А.П. Панфилова, А.В. Долматов; под ред. А.П. Панфиловой. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 487 с.
4. Рукавишников А.А. Личностные детерминанты и организационные факторы генезиса психического выгорания у педагогов: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Ярославль, 2001.
5. Семенов, А. Школьный философский словарь. - СП.: Амфора, 2003. - 446 с.
6. Щедровицкий, Г. Педагогика и логика / Г. Щедровицкий, В. Розин, Н. Алексеев, Н. Непомнящая. - М.: Касталь, 1993. - 290 с.
Психология
УДК 159.9.075
главный специалист по научно-аналитической работе научно-исследовательского сектора Залевская Яна Геннадиевна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РИСУНКОВ
Аннотация. В статье представлена общая схема психологического анализа рисунка и ее возможности в практической деятельности психолога. Раскрыты следующие характеристики создания и восприятия рисунков: расположение рисунка, симметрия, качество линий, упорядоченность деталей рисунка, цветовая палитра.
Ключевые слова: психологический рисунок, анализ, интерпретация, проективные методы, психологический смысл рисунка.
Annotation. The article presents a general scheme of psychological analysis of drawing and its abilities in practical activities. Following characteristics of creation and perception of drawings are revealed: position of drawing, symmetry, quality of lines, orderliness of drawing details, color palette.
Keywords: psychological drawing, analysis, interpretation, projective methods, psychological meaning of drawing.
Введение. На сегодняшний день рисуночные методы входят в инструментарий работы современного психолога, так как имеют ряд преимуществ (обладают широкими диагностическими и коррекционными показателями, просты в использовании, не требуют значительных временных и инструментальных затрат, позволяют работать как с сознательной, так и бессознательной сферами психики). Впервые рисунок использовался в психологии с целью диагностики, однако, сейчас современные российские психологи все больше приходят к выводу, что рисунок обладает многообразием свойств и вариативен для использования его в психологической практике.
Изложение основного материала статьи. Известный психолог-психодиагност Л.Ф. Бурлачук отмечает, что для успешного проведения психологической диагностики, недостаточно знать интерпретацию определенных тестовых показателей. Важно также понимать общую логику анализа, позволяющую рассматривать тестовые показатели в их взаимосвязи. В ином случае, вместо общей картины мы получим несистематизированный набор психологических характеристик [1].
Доктор психологических наук, профессор Потемкина Е.В. на основе анализа и интерпретации более 100 000 рисунков, выполненых людьми разного возраста и сфер деятельности, находившихся при этом в разных жизненных обстоятельствах и психических состояниях, составила схему анализа рисунков. В данной схеме автор предлагает учитывать следующие показатели: пропорции и размер рисунка, состав линий, способ прорисовки, наличие штриховки, особенности нажима, расположение на листе, композиционное расположение, содержание изображения, цветовую палитру рисунка, степень осмысленности. Эти характеристики позволяют выявить состояние моторики; индивидуально-типологические и возрастные особенности; самооценку и направленность личности; интеллектуальное развитие; эмоциональное состояние;
особенности темперамента; развитие фантазии и воображения; особенности мотивации. Далее представлено обобщенное описание основных критериев анализа рисунков [4].
Размер рисунка должен соотноситься с размером листа бумаги. Рисунки, занимающие практически весь лист, могут отражать агрессивность, стремление к самораспространению, экспансивность, выплёскивающийся вовне потенциал. Люди с чувством неполноценности тоже могут выполнять рисунки большого размера в результате действия механизма компенсации. Проявление подобных тенденций в рисунке являются признаками внутриличностного конфликта [7].
Маленькие рисунки свидетельствуют о чувстве приниженности, беззащитности и робости. Люди, изображающие маленькие фигурки, как правило, ограничены в проявлении своих чувств и имеют тенденцию к сдержанности при взаимодействии с людьми. Маленькие фигурки также указывают на депрессивное или зажатое поведение в результате стресса [7].
Симметрия и пропорции в рисунке. Слишком симметричные рисунки создают ощущение ригидности, консервативности и застоя, часто указывают на подавление эмоций и спонтанных импульсов, в редких случаях на наличие обсессивно-компульсивной симптоматики. Люди, рисующие подобные изображения, характеризуются как дистанцированные, эмоционально холодные, испытывающие большое внутреннее напряжение. Выраженная асимметрия и отсутствие пропорции может свидетельствовать о том, что человеку присуще чувство незащищённости, дисбаланса, такой человек обладает слабым контролем, чрезмерной спонтанностью и гиперактивностью [5].
Состав линий (нажим). Ровный, умеренный по силе нажим характерен для гибкой и адаптивной личности, а также свидетельствует об уравновешенности, склонности обдумывать свои действия и выраженном самообладании. Слишком сильный нажим, который оставляет следы на обратной стороне бумаги, является признаком сильного напряжения, проявления напористости, тенденции к преодолению сопротивления (повторное наведение линий, неаккуратность соединения деталей, отрывистость находящих друг на друга линий, затемнение части рисунка, отклонение от вертикальной оси и т.д.). Очень лёгкие, отрывистые линии, как правило, характерны для людей нерешительных, робких, беззащитных. Это, чаще всего, указывает на то, что такой человек испытывает дефицит доверия к себе и самоуважения. В детских рисунках лёгкий нажим может свидетельствовать о сдержанности, ограничении в личностных проявлениях или низком уровне энергетики [5].
Тени в рисунках. Излишняя штриховка, затемнение в рисунке выступает символом тревоги. В некоторых случаях заштрихованная область указывает на какой-либо аспект жизни человека, который несёт в себе конфликт и беспокойство (является «волнующей» темой). Полностью заштрихованный рисунок, говорит о тревоге, как о личностной черте. Также, определенная степень затемнения характерна для рисунков адаптированных людей [5].
Расположение рисунка на листе. Центральное положение вертикально размещенного листа является признаком гармоничной, здоровой личности, ощущающей себя в безопасности, особенно, если на листе присутствуют несколько сбалансированных и пропорциональных фигур. Пространство на листе справа и вверху указывает на тенденции к интеллектуализированию, сильному сдерживанию чувств, руководство принципом реальности, такой человек следует принципу «здесь и сейчас», имеет высокую самооценку, положительно окрашенные эмоции, активен. Расположение рисунка в левой части листа свидетельствует о фиксированности на прошлом или переживании завершения определённого жизненного этапа. Левая сторона отражает отрицательно окрашенные и депрессивные эмоции, неуверенность. Расположение изображения в верхней части листа характеризуется высоким уровнем стремлений и активной фантазийной жизнью, а также, чрезвычайным оптимизмом, как правило, не оправданным. В рисунках размещение в верхней части листа показывает высокий уровень достижений и энергии [6].
Расположение изображения в нижней части листа характерно для людей с чувством незащищённости, неуверенностью в себе, низкой самооценкой, нерешительностью, незаинтересованностью в собственном положении в социуме, также возможны депрессивные тенденции, отсутствует стремление к самоутверждению. Четкое прорисовывание рисунка в нижнем углу указывает на потребность в поддержке и чувство незащищенности.
Упорядоченность рисунков. Людям с хорошей психологической организацией свойственны изображения целостных, пропорциональных, сбалансированных и взаимосвязанных рисунков. Людям с депрессивным состоянием или низким интеллектуальным развитием - бессвязные фигуры, или фигуры с минимальными связями. При наличии серьезных психических расстройств (например, шизофрения, психозы) объекты на рисунках создают впечатление хаоса, беспорядка, часто изображены непривычно, нестандартно. В случаях, наоборот, слишком упорядоченных рисунках (люди чертят клеточки или нумеруют элементы, при просьбе нарисовать несколько рисунков на одном листе, в тестах «Пиктограмма» и «Нарисуй семью») - говорит о затруднении в отношении контроля, для таких людей характерно излишняя ориентировка на авторитеты и внешнее руководство [3].
Выделение деталей в рисунках. Знаками, указывающими на повышение внимания к определенным образам, объектам или их частям могут выступать: контрастный нажим по отношению к другим объектам на рисунке, обведение, подчеркивание деталей или же их стирание, выделение цветом, необычная подача. Такое выделение может быть отражением психологического конфликта, тревожности по отношению к этому объекту, неприязни и др. [8].
Стирание нарисованных деталей. Стирание в изображениях может быть связано с:
неуверенностью, нерешительностью и тревогой во время проведения методики, или как устойчивой чертой личности;
действие механизмов психологической защиты;
внутренним конфликтом [6].
Стирание в рисунках не редкое явление и встречается в работах хорошо адаптированных людей, которым может быть свойственно некоторое беспокойство. В случаях, когда люди стирают некоторые линии с целью улучшения изображения, это может говорить о гибкости человека, стремление к порядку.
Изображение или пропуск деталей в рисунке. Когда рисунок представляет собой большое нагромождение деталей, имеет множество искажений - отражает нарушение представления человека о реальности, и, как правило, связано с психотическими расстройствами или акцентуациями характера. Отсутствие важных деталей в рисунке может быть присущем как для хаотичных, так и интегрированных
рисунков. В интегрированных рисунках отсутствие необходимых деталей может указывать на действие вытеснение, как механизма психологической защиты [6].
Экспозиция рисунка. Изображение деталей рисунка в проекции «взгляд снизу» свидетельствует о чувстве отвержения, приниженности, тенденции к уходу от реальности, сужении круга значимых близких, желании оградиться от излишних контактов. Изображение деталей рисунка в проекции «взгляд сверху», наоборот, - чувство превосходства. Слишком отдаленные рисунки («взгляд со стороны») - стремление обособиться от ситуации, «уход» от ситуации (встречается, когда какая-либо ситуация не имеет эффективного решения). Чрезмерное приближение рисунка - теплота в контактах, открытость [5].
Использование цвета в рисунке. Нередко рисуночные методики выполняются с помощью простого карандаша, при этом инструкцией намерено игнорируется цвет в рисунке. Однако, большинство психологов, проводя рисуночную методику, отдают предпочтение использованию красок или цветных карандашей/мелков. Интерпретация цветовых выборов важна при расшифровке спонтанных рисунков. Также, необходимо учитывать наличие цветовой палитры у респондента: если у него нет под рукой всех необходимых для изображения цветов, то и интерпретация его цветовых решений не может быть сделана. Цвет в изображении может передавать определенные чувства, отношение к чему-либо и настроение в текущий момент, а также отражать область конфликта. При интерпретации необходимо учитывать многозначность цветов и быть осторожным при трактовке отдельных образов. Правильное понимание цветового решения клиента и его психологического значения дает широкий спектр дополнительной информации при анализе рисунка. Однако следует учитывать, что одной опоры на цветовое решение не достаточно [8].
Цвет в рисунке оказывает значительное эмоциональное воздействие на человека. Различают прямое и вторичное воздействие цвета. Прямое - способное вызывать ощущение тепла, холода, печали и веселья. Вторичное - связано с субъективными или объективными ассоциациями, возникающими от его воздействия. Восприятие цвета зависит от личностных характеристик человека, от степени его ассоциативного мышления, от умения человека абстрагироваться при рассматривании какого-либо объекта, а также от цветовых стереотипов, принятых в обществе. Примером цветового стереотипа может выступать ассоциация черного цвета с трауром, красного с любовными чувствами, желтого с разрукой [2].
Вторичное воздействие цаета может менятся в зависимости от личностных особенностей человека. Однако есть группа, относительно общих впечатлений, проявляющихся восприятии и создании рисунка. В таблице 1 представлены психофизиологическое влияние цвета на человека и возможные значения наиболее популярных цветов (см. табл. 1). Психологическое значение цвета представлено согласно концепции М. Люшера [6].
Таблица 1
Психофизиологическое влияние цвета на человека и возможные его значения
Цвет Психофизиологическое влияние Психологическое значение
Синий Снижает частоту дыхания и кровообращения, успокаивает нервную систему, создает ощущение холода Спокойствие и умиротворенность чувств, выявляет чувствительность и ранимость, отражает умение сопереживать и склонность к эстетической созерцательности, сензитивность, доверие, самопожертвование, преданность
Голубой Успокаивает нервную систему, создает ощущение бодрости Отражают хорошо контролируемые эмоции, привносит ощущение мира и бесконечности, тишины
Зеленый Успокаивает дыхание и кровообращение, повышает слуховую чувствительность, обостряет зрение, повышает четкость восприятия предметов, успокаивает нервную систему, повышает умственную активность, создает ощущение преподнятого настроения Цвет эластичной (упругой) напряженности, характеризует упорство, целеустремленность, сопротивляемость изменениям, постоянство воззрений
Светло-зеленый Повышает остроту зрения, умственную активность Цвет здорового Эго, роста, новизны жизни, умиротворённости, чувства безопасности
Красный Активирует нервную систему, возбуждает дыхание и кровообращение, ослабляет остроту зрения, временно повышает умственную работоспособность Выражение жизненной силы, нервной и гормональной активности, стремления к успеху, жадного желания всех жизненных благ
Оранжевый/ желтый Активизирует нервную систему, стимулирует к активной деятельности, создает ощущение тепла Надежда или ожидание большого счастья, направленных в будущее, стремление к новому, еще не сформировавшемуся
Фиолетовый Успокаивает нервную систему, снижает остроту зрения, вызывает ощущение утомления Стремление восхищать других, способность к интуитивному и сензитивному постижению, нереальность желаний и безответственность
Коричневый Угнетает нервную систему, создает ощущение сонливости Символизирует чувственную основу ощущений, чувство утраты корней, потери домашнего очага
Черный Угнетает нервную систему, создает ощущение плохого настроения, тоски Символизирует отказ, полное отречение или неприятие, протест против существующего положения вещей
Белый Обостряет зрение Цвет пассивности, пустоты, деперсонализации или потери контакта с реальностью
Отдельным аспектом анализа рисунков является наблюдение за ходом рисования (поведение респондента, его взаимодействие с психологом, уточняющие вопросы). После предоставления инструкции многие люди испытывают неуверенность, связанную с правильностью выполнения задания. Как правило, она проявляется в вопросах: «Какое именно дерево мне нарисовать?», «Что еще мне дорисовать в рисунке?», «Я точно правильно выполняю задание?» [8].
Важно фиксировать последовательность изображения объектов на изображении, особенно в методике «Нарисуй семью». В зависимости от действия механизмов психологической защиты, ключевые фигуры, которые вызывают у человека беспокойство, могут быть нарисованы первыми, либо же последними. При изображении значительное внимание уделяется проблемной фигуре. Также, имеют место и дополнительные знаки, указывающие на беспокойство (изоляция фигуры от других членов семьи и себя, отсутствие этой фигуры на рисунке и др.).
Для анализа картин, используемых в психодиагностическом и психокоррекционном процессе (метафорические карты, метод психоанализа неавторского рисунка и др.) мы предлагает следующие критерии: общее впечатление о картине, композиционное расположение деталей картины и их смысловое выделение, содержание картины, цветовая палитра, анализ символов.
Приведем пример анализа картины известного сюрреалиста Владимира Куша «Вечерний полет над городом». На картине изображена городская площадь, в окружении домов, в вечернее время суток. Брусчатка площади плавно переходит в оперение ворона таким образом, что на переднем плане картины мы видим его большие глаза и клюв. В сравнении с площадью, ворон занимает значительную часть картины, что создает противоречие, которое привлекает взгляд зрителя. Цветовая палитра картины разнообразна: черно-коричневое оперение ворона, затемнонное пространство площади, светлое, голубое небо (несмотря на наличие месяца), освещенные черепицы крыш. Основными символами картины являются ворон и его скульптура, месяц. В литературе [9] символ ворона представлен двумя аспектами: с одной стороны его связывают с символами хаоса и тьмы, злом и несчастьями, с другой - символ мудрости и справедливости. Месяц - символ обновления, возрождения, изменчивости и цикличности. Таким образом, символизм картины выступает противопоставлением между светом и тьмой, хаосом и порядком, статикой и динамикой, чем и вызывает заинтересованность зрителя.
Выводы. Таким образом, существует ряд общих положений, которые учитываются в процессе анализа и интерпретации рисунков: пропорции и размер рисунка, состав линий, способ прорисовки, наличие штриховки, особенности нажима, расположение на листе, содержание изображения, цветовая палитра рисунка, упорядоченность деталей, а также последовательность изображаемых элементов рисунка. В ходе аналитической работы следует уделять внимание высказываниям респондента, его видению рисунка. Кроме того, для выявления бессознательных тенденций психики респондента необходимо отойти от тестовых показателей, представленных в рисуночных методах, а сделать акцент на феноменологическом подходе при работе с психологисческим рисунком, который предполагает учет индивидуальных особенностей личности респондента, анализ архитипической символики и характера проекций, диалогическое взаимодействие между психологом и респондентом, при котором элементы рисунка или образы картин наполняются индивидуальным содержанием, что способствует выявлению личностной проблемы респондента.
Литература:
1. Бурлачук Л.Ф. Введение в проективную психологию / Л.Ф.Бурлачук. - К.: Ника-Центр, 1997. - 128 с.
2. Заргарян И.В. Теория и практика цветоведения. Учебное пособие / И.В. Заргарян. - Ялта: РИО КГУ,
2010. - 68 с.
3. Лебедев, Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий / Л.Д. Лебедева. - СПб.: Речь, 2003. - 256 с.
4. Потемкина, О.Ф. Психологический анализ рисунка и текста / О.Ф. Потемкина, Е.В. Потемкина. -СПб.: Речь, 2006. - 524 с.
5. Романова, Е.С. Графические методы в практической психологии / Е.С. Романова. - СПб.: Речь,
2011. - 529 с.
6. Собчик Л.Н. Метод портретных выборов / Л.Н. Собчик. - СПб.: Речь, 2013. - 128 с.
7. Собчик, Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики / Л.Н. Собчик. -СПб.: Речь, 2005. - 624 с.
8. Шляпникова И.А. Проективные методы психодиагностики / И.А. Шляпникова. - Челябинск: ЮУрГУ,
2012. - 71 с.
9. Энциклопедия символов / автор-составитьель В.М. Рошаль. - М.: АСТ, 2008. - 204 с.
Психология
УДК: 159.922; 159.923
аспирант кафедры общей и педагогической психологии Каракетова Маргарита Хаджибиевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У. Д. Алиева» (г. Карачаевск); кандидат психологических наук, доцент Урусов Азрет Абукович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У. Д. Алиева» (г. Карачаевск)
ОСОБЕННОСТИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ У ЛИЦ РАЗНОЙ
НАЦИОНАЛЬНОСТИ
Аннотация. Принципы построения целостной индивидуальности человека; интегральная индивидуальность-целостная характеристика индивидуальных свойств человека; субъектно-объектный подход к индивидуальности; структурно-функциональный подход к целостной индивидуальности; структуры интегральной индивидуальности, из изучение в зависимости от детерминации: внутренней или внешней; изучение иерархических уровней интегральной индивидуальности; индивидуальность выражается в неповторимой психологической атмосфере; индивидуальные особенности психологических процессов; индивидуально-неотъемлемая характеристика сущности личности; специальная теория индивидуальности; уровни интегральной индивидуальности: нейродинамический, психодинамический, личностный, социально-психологический, их свойства; t-критерий Стьюдента; опросник структуры темперамента В.М. Русалова; опросник свойств нервной системы Я. Стреляу; опросник свойств личности Р.Б. Кеттелла; опросник свойств социально-психологического уровня К.Н. Томаса; этнические различия групп; сплав биологического и социального; математико-статистическая обработка.
Ключевые слова: структура интегральной индивидуальности; нейродинамический уровень; психодинамический уровень; личностный уровень; социально - психологический уровень; целостная характеристика; темперамент; нервная система; дифференциальная психология; эмпирический материал.
Annotation. Principles for constructing holistic individuality of a person; Integral individuality is holistic characteristics of individual properties of a person subject-object approach to the individuality structural-functional approach to holistic individuality; Study of the structures of integral individuality depending on external and internal determination hierarchical levels of integral individuality; Individuality is expressed inimitable psychological atmosphere; individual features of psychological processes; Individuality Integral characteristics of person's essence; special theory of individuality; qualities of psychodynamic level of integral individuality; properties of the personal level of integral individuality; (properties) psychological level of integral individuality; t-Students criterion; the questionnaire of structure of temperament by V.M. Rusalov; Questionnaire of the properties of the nervous system Strelyu; questionnaire about the properties of Cattle's personality; questionnaire properties of the social-psychological level of Thomas; ethnic differences of groups; fusion of a biological and social mathematical statistical processing.
Keywords: structure integral personality; neurodynamic level; psychodynamic level; social-psychological level; holistic characteristics; temperament; nervous system; differential psychology; (psychology) empirical material.
Введение. Основные положения характеристик индивидуальности В.С. Мерлин сформулировал следующим образом: «Любое устойчивое целостное образование в природе или обществе представляет собой саморазвивающуюся и саморегулируемую большую систему, определенную взаимодействием необозримого множества условий. Саморегуляция и саморазвитие большой системы возможны лишь потому, что она состоит из нескольких относительно замкнутых подсистем, находящихся в иерархическом отношении друг к другу» [6, с. 36].
Изложение основного материала статьи. В.С. Мерлин озвучил идею: «Человеку присуще бесконечное количество свойств и особенностей. Для того чтобы исследование индивидуальности было интегральным, необходимо изучить связи между определенным количеством индивидуальных свойств, но относящихся к разным иерархическим уровням. Например, интегральным является изучение связей свойств нервной системы и свойств темперамента или связей личности и взаимоотношений в социальной группе. В качестве представителей разных уровней необходимо выбирать не любые изолированные свойства, а лишь те комплексы, которые определяют закономерную, относительно замкнутую систему» [6, с. 28].
Сергей Леонидович Рубинштейн считал индивидуальное неотъемлемой характеристикой сущности личности. Он отмечает, «чем больше в личности представлено всеобщее, в индивидуальном преломлении, тем она значительнее» [9, с. 119].
Иную разновидность целостной индивидуальности видит Б.Г. Ананьев. Он поясняет, что «только через рассмотрение полного набора характеристик человека возможно понять индивидуальность» [1, с. 334].
Отмечается, что в обратной зависимости находятся активность и реактивность, т.е. по концепции Я. Стреляу высокореактивные личности, которые сильно реагируют на всякие раздражители, обладают пониженной активностью и малой интенсивностью действий, их физиологические процессы как бы усиливают ту стимуляцию, а низкореактивные индивиды бывают более активны. Личности, которые реагируют слабее, могут дальше поддерживать интенсивность действий потому, что их физиологические процессы быстрее подавляют стимуляцию.
Вольф Соломонович Мерлин видел это иначе: «Исследование индивидуальности будет интегральным даже тогда, когда его объектом окажется лишь некоторые свойства нескольких (двух, трех) иерархических уровней» [6, с. 29].
А.В. Брушлинский полагал, что внутри бытия объект и субъект являются единой, неразделенной системой, соотносительны и не могут существовать по отдельности. Они представляют собой «сложнейшее сплетение и взаимовлияние противоречивых качеств, в первую очередь психических процессов, психических состояний и свойств, его сознания и бессознательного» [3, с. 10].
В центре внимания концепции Т. Айзенка различаются два больших симптомокомплекса свойств, т.е. экстраверсии-интроверсии и нейротизма. Но, как ни прискорбно, Г. Айзенк не отличал друг от друга понятия личности и понятия темперамента, т.е. экстраверсия-интроверсия по Г. Айзенку одновременно являлись и