Научная статья на тему 'СПОСОБЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТРАВМАТИЗМА НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ'

СПОСОБЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТРАВМАТИЗМА НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
397
36
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ТРАВМАТИЗМ / ПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ОБЕСПЕЧЕНИЕ СРЕДСТВАМИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ / СОВРЕМЕННЫЕ ВИДЫ ОБУЧЕНИЯ / ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННАЯ СВЯЗЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Владимиров Р. Л.

В статье рассматриваются подходы к решению проблемы производственного травматизма на железнодорожном транспорте и теоретическое обобщение видов. Показано, что основными причинами травматизма работников становятся некачественная организационная работа и человеческий фактор. Для выявления объективной информации был проведен опрос среди учащихся высшего учебного заведения. Проведено исследование проблемных факторов, возникающих в области обеспечения средствами индивидуальной защиты работников.Сделан вывод, что основаниями производственного травматизма на железнодорожном транспорте становятся два вида причинно-следственной связи. Исходя из этого, одной из двух предложенных стратегий предполагается изменение старых стереотипов проведения занятий у преподавателей и введение новых способов изложения материала.Предложенные автором меры по предотвращению возникающего производственного травматизма на железнодорожном транспорте могут дать хороший результат для увеличения высококвалифицированных специалистов и повышения безопасности функционирования железнодорожного транспорта страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS TO PREVENT INDUSTRIAL ACCIDENTS ON RAILWAY TRANSPORT

The article discusses approaches to solve the problem of industrial injuries on railways and theoretical generalization of its types. It is shown that the main causes of accidents are poor quality of organization and human factor. A survey among the university students was conducted to identify the objective information.It was concluded that the basis of industrial accidents on railway transport are two types of causal relationship. Based on this, one of the two proposed strategies expects to change the old stereotypes of studying and introduction of new methods of knowledge presentation.The proposed measures on prevention of industrial accidents arising in railway transport can show good results - increase a number of highly qualified specialists and the safety level of national railway transport.

Текст научной работы на тему «СПОСОБЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТРАВМАТИЗМА НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ»

УДК 656.21

Р.Л. Владимиров, аспирант кафедры управления эксплуатационной работой, станции и узлов, ФГБОУ ВО «Самарский государственный университет путей сообщения» e-mail: ti-90@yandex.ru

СПОСОБЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТРАВМАТИЗМА НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

В статье рассматриваются подходы к решению проблемы производственного травматизма на железнодорожном транспорте и теоретическое обобщение видов. Показано, что основными причинами травматизма работников становятся некачественная организационная работа и человеческий фактор. Для выявления объективной информации был проведен опрос среди учащихся высшего учебного заведения. Проведено исследование проблемных факторов, возникающих в области обеспечения средствами индивидуальной защиты работников.

Сделан вывод, что основаниями производственного травматизма на железнодорожном транспорте становятся два вида причинно-следственной связи. Исходя из этого, одной из двух предложенных стратегий предполагается изменение старых стереотипов проведения занятий у преподавателей и введение новых способов изложения материала.

Предложенные автором меры по предотвращению возникающего производственного травматизма на железнодорожном транспорте могут дать хороший результат для увеличения высококвалифицированных специалистов и повышения безопасности функционирования железнодорожного транспорта страны.

Ключевые слова: производственный травматизм, профильная подготовка, обеспечение средствами индивидуальной защиты, современные виды обучения, причинно-следственная связь.

Компания ОАО «РЖД» является второй по величине в мире сетью железных дорог, охватывающей более чем 85 000 км путей и почти 90 % грузовых перевозок страны.

В настоящее время у главного перевозчика страны накопилось достаточное количество проблем, связанных с безопасностью работы сотрудников на путях и человеческим фактором [8].

По статистическим данным за 2015 год на сети РЖД получили производственный травматизм 223 человека, из них 28 со смертельным исходом. Основными причинами стали: организационные -55 % и человеческий фактор - 23 %. Необходимо отметить, что по отношению к 2014 году травматизм с тяжелым исходом сократился на 5 %, а со смертельным на 30 %. Тем не менее данные показатели не стоит признавать удовлетворительными. И хотя компания делает все возможное для предотвращения производственного травматизма на сети, вкладывает огромные средства в финансирование, эти методы решения оказываются недостаточными.

Как правило, причинами будущих проблем являются: неудовлетворительная организация и контроль над производством работ, нарушения технического процесса, нарушение трудовой и производственной дисциплины, нарушение ПДД, недостатки в обучении безопасным условиям труда [1].

Большинство представителей железных дорог и дочерних предприятий утверждают, что проблемы зарождаются ещё при профильной подготовке в учебных заведениях, и к ним относятся:

- не действенные методы обучения со стороны преподавателей;

- отсутствие интереса к профилю подготовки со стороны студента;

- коррумпированность в системе среднего и высшего образования.

Следствием же становится плохая теоретическая и практическая подготовка специалиста, в базе знаний которого замечено отсутствие элементарного представления о железной дороге, низкое знание технологии работы, должностных обязанностей, нормативно-правовых документов и низкие способности молодых специалистов в креативном мышлении, что снижает их активное участие в проводимых реформах, и вследствие этого затормаживается инновационное развитие системы управления в целом.

Для предотвращения появления низкоквалифицированных молодых работников холдинг разработал новую Целевую программу «Молодежь ОАО «РЖД» (2016-2020 годы)», основной целью которой является привлечение, профессиональное становление и на этой основе развитие молодых работников [10].

Также можно выделить научный проект компании - «Новое звено», направленный на развитие научной и технической инициативы у молодых работников, вовлечение их в решение корпоративных задач, в том числе инновационную деятельность [2].

В результате опроса на тему «Удовлетворенность студентов методами обучения в СамГУПС», в котором приняло участие 150 старшекурсников (они более адаптированы в вузе), было выявлено, что более 70% не удовлетворены методами преподавания учебных дисциплин в вузе. Как правило,

большинство мнений сходилось на безынтересное™ к традиционным способам изложения теоретического материала лекторами. Респонденты отметили преобладание пассивных методов преподавания, и видят необходимость в активных и интерактивных методах проведения обучения.

Для решения такого рода проблемы существуют современные виды лекций:

- проблемная лекция - постановка проблемы, интеллектуальное затруднение у студентов, желание разобраться в сути проблемы, решение проблемы преподавателем в ходе лекции;

- лекция-визуализация (презентация) - использование наглядного материала и компьютерной техники;

- лекция-провокация - закладывание преподавателем в лекцию ошибки (содержательные, методические, формальные), студенты по ходу лекции отмечают эти ошибки в конспекте и называют их в конце лекции;

- лекция с применением техники обратной связи - использование компьютерных классов или наличие у каждого студента персонального ЭВМ, связанного с компьютером преподавателя. Это позволяет преподавателю получать ответы всех студентов на поставленный им вопрос с помощью технических устройств [6, с. 39-57].

Тем самым, с помощью методов современных лекций преподаватели стимулируют проявление инициативы студентов в учебном процессе - умение к самостоятельному мышлению и анализу.

Также студенты отрицательно отнеслись к качеству практических, лабораторных занятий и производственной практике. Основные недостатки практических и лабораторных занятий: использование преподавателем набора легких задач (логические задания), пассивная роль студентов, нехватка различных образцов техники и специальных тренажеров. Довольно часто при прохождении производственной практики на железнодорожных станциях и дирекциях управления движением студенты занимаются работой, не связанной с их профилем. Так как руководители практики на станциях загружены своей работой, им не остается времени заниматься со студентами.

Для решения такого рода проблемы существуют современные виды практических занятий и лабораторных занятий:

- семинар-дискуссия - публичное обсуждение любого рода вопроса, научной проблемы;

- круглый-стол - обсуждение проблемы, в которой «на равных» участвует небольшая группа студентов, предварительно подготовленных по теме занятия;

- мозговой штурм - решение учебных проблем творческого характера на основе генерирования большого количества идей;

- деловая игра - имитация профессиональной

деятельности и коллективное решение возникающих проблем;

- разбор кейсов - обучение студентов на основе реальных профессиональных ситуаций [6, с. 5865].

Довольно остро стоит проблема с коррупцией в образовании. Как правило, большая вина в этом лежит на самих студентах, которые бездействуют в осваивании профильных предметов. К сожалению, полностью ликвидировать коррупцию в системе образовании невозможно, пока в вузах «учатся» такие студенты и работают преподаватели, идущие им навстречу, обстановка такой и останется [3]. В большинстве случаев студент не всегда согласен с такой системой в вузе, но в силу определенных жизненных ситуаций, таких как низкая интеллектуальная способность воспринимать предмет, занятость на работе, спортивные сборы и иные причины, ему приходится становиться частью системы.

Тогда, в первую очередь, стоит учесть следующие позиции и приоритеты:

- по возможности активно участвовать на лекциях, семинарах, дискуссиях;

- изучать рекомендованную литературу;

- не терять уверенности в знании предмета при отрицательной сдачи зачета/экзамена;

- зарабатывать репутацию прилежного студен-

Итак, отсюда следуют следующие выводы, что качество и уровень обучения будущих специалистов во многом зависят именно от преподавателей. Но степень умения пользоваться современными методами обучения у преподавателей недостаточно удовлетворительна, что объясняется их слабой подготовкой. В свою очередь, низкой мотивацией для качественного обучения студентов оказывается низкая заработная плата и безразличность к учёбе.

Немаловажную роль играет и сфера обеспечения работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ). Этот вопрос особенно актуален в связи с тем, что по данным 2014 года в компании около 141,5 тыс. рабочих мест не соответствуют нормам условий труда (около 419 тыс. чел.) [5].

Здесь можно выделить несколько факторов, влияющих на качество работы сотрудников железнодорожных станций:

- низкое качество приобретаемой спецодежды;

- нехватка необходимого запаса на складах (выдача не по размеру);

- отсутствие внедрения инновационных решений в сфере разработки современных СИЗ для узконаправленных работников;

- обеспечение СИЗ не в полном объеме;

- нецентрализованный уход за СИЗ.

Чаще всего работники сталкиваются с отсутствием необходимого запаса спецодежды на складах и выдачей её не по размеру. Например, работник должен получить средства защиты в начале

квартала, а ему выдают в середине. «Процесс замены может занять около трёх месяцев с учётом корректировок заявок через Росжелдорснаб. Выход в данной ситуации один - заявлять чуть больше комплектов», - считает главный инженер Самарской дистанции сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) Дмитрий Бортник [7].

Не менее важной проблемой является нецентрализованный уход за СИЗ. Из-за отсутствия у многих работодателей технических возможностей чаще всего руководители подразделений возлагают эти обязанности на самих работников.

В таких случаях работникам стоит обращаться в транспортную прокуратуру для решения проблем с незаконными приказаниями руководителей.

Эксперты отмечают, что действующая тенденция рынка СИЗ такова: принципиально новейших решений сегодня практически нет, но очевидно увеличилась конкуренция в различных сегментах. Появляются новые поставщики и изготовители спецодежды, обуви и комплектующих с очень интересными предложениями и решениями.

Например, заказчикам очень интересна новая технология - перевод в электронный формат снятия мерок одежды и обуви или введение штрих-кодов, содержащих полную информацию об изделии (срок эксплуатации, соответствие сертификатам, техническое описание), а также там, где это возможно, датчиков-индикаторов, определяющих состояние защитного комплекта [9].

Тем не менее, в последнее время можно заметить, что компания всё-таки заинтересована в качественном обеспечении СИЗ, об этом свидетельствует объём произведенных затрат за 2015 год: на приобретение спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты израсходовано 5,5 млрд руб. А также на крупных станциях массово вводятся технологически новые продукты, такие как сапоги «СЕВЕР ЖД», термобельё и утепленные пояса [1].

В скором времени для всех работников компании будет разработана полностью новая спецодеж-

да. Как утверждают в департаменте по охране труда, промышленной безопасности и экологического контроля, новая коллекция спецодежды доработана и переделана полностью. Срок введения новой формы на железнодорожные станции установлен до конца 2018 года [4].

Таким образом, можно сделать вывод, что основаниями производственного травматизма на железнодорожном транспорте служат 2 вида причинно-следственной связи:

1. Образовательная - плохая подготовка студентов => низкоквалифицированный специалист => высокий риск травматизма;

2. Условия труда (снабжение СИЗ) - плохое снабжение работников СИЗ => высокий риск травматизма.

Чтобы изменить старые стереотипы проведения занятий у преподавателей, необходимо введение новых способов изложения лекции, а также методов закрепления пройденного материала в соответствии с современными технологиями в преподавании. Также вузам стоить учесть, что крупные работодатели заинтересованы в специалистах, которые обладают нестандартным мышлением, творческой активностью, рациональным мышлением и хорошим умением анализировать различные ситуации.

Для улучшения безопасности труда и снижения производственного травматизма работников на железнодорожном транспорте необходимо применение следующих мер:

- тщательный отбор профессиональных специалистов;

- разработка и внедрение новых видов СИЗ в соответствии с последними инновационными исследованиями в области безопасности труда;

- улучшение условий труда работников;

- обеспечение работников СИЗ в полном объеме;

- полное оснащение железнодорожных станций техническими возможностями для централизованного ухода за СИЗ.

Литература

1. Анализ состояния охраны труда в ОАО «РЖД» за 2015 г. [Электронный ресурс] // Железная дорога. -Режим доступа: http://www.riy.su/ш/content/анализ-состояния-охраны-труда-в-оао-рждза-2015-г - (дата обращения: 08.09.2016).

2. Васильева, Е. «Новое звено» перезагрузка / Е. Васильева // Гудок. - 2016. - № 48. - С. 10.

3. Взятки в вузах: Учёба в стиле «трэш» [Электронный ресурс] // Правда. Ру. - Режим доступа: http:// www.pravda.ru/society/28-12-2015/1287430-vuz-0/ - (дата обращения: 13.09.2016).

4. Вьюгин, И. Спецодежды хватит всем / Игнат В. // Гудок. - 2015. - № 178. - С. 6.

5. Выступление председателя Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей Н.А. Никифорова / Н.А. Никифоров // Железнодорожный транспорт. - 2015. - № 1. - С. 13-16.

6. Зембатова, Л.Т. Использование активных и интерактивных методов обучения в образовательном пространстве вуза / Л.Т. Зембатова, З.А. Хортиева // Учебно-методическое пособие. - Владикавказ. -2011. - С. 144.

7. Костюмы особого назначения [Электронный ресурс] // Гудок. - Режим доступа: http://www.gudok.ru/ newspaper/?ID=1008574 - (дата обращения: 13.09.2016).

8. Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года. Принята постановлением Правительства Российской Федерации № 877-р от 17.06.2008. [Электронный ресурс] / РЖД. - Режим доступа: http://doc.rzd.ru/doc/public/ru?id=3997&layer_id=5104&STRUCTURE_ID=704 -(дата обращения: 13.09.2016).

9. Фридрих, Б. Современная спецодежда: красиво и безопасно / Борислав Ф. // Энергетика и промышленность России. - 2016. - № 6. - С. 12.

10. Целевая программа «Молодежь ОАО «РЖД» (2016-2020 гг.)» / Утверждена распоряжением ОАО «РЖД» №2934 от 15.12.2015. [Электронный ресурс] / РЖД. - Режим доступа: http://young.rzd.ru/static/ public/ru?STRUCTURE_ID=5629 - (дата обращения: 13.09.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.