УДК 656.21
Р.Л. Владимиров, аспирант кафедры управления эксплуатационной работой, станции и узлов, ФГБОУ ВО «Самарский государственный университет путей сообщения» e-mail: ti-90@yandex.ru
СПОСОБЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТРАВМАТИЗМА НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
В статье рассматриваются подходы к решению проблемы производственного травматизма на железнодорожном транспорте и теоретическое обобщение видов. Показано, что основными причинами травматизма работников становятся некачественная организационная работа и человеческий фактор. Для выявления объективной информации был проведен опрос среди учащихся высшего учебного заведения. Проведено исследование проблемных факторов, возникающих в области обеспечения средствами индивидуальной защиты работников.
Сделан вывод, что основаниями производственного травматизма на железнодорожном транспорте становятся два вида причинно-следственной связи. Исходя из этого, одной из двух предложенных стратегий предполагается изменение старых стереотипов проведения занятий у преподавателей и введение новых способов изложения материала.
Предложенные автором меры по предотвращению возникающего производственного травматизма на железнодорожном транспорте могут дать хороший результат для увеличения высококвалифицированных специалистов и повышения безопасности функционирования железнодорожного транспорта страны.
Ключевые слова: производственный травматизм, профильная подготовка, обеспечение средствами индивидуальной защиты, современные виды обучения, причинно-следственная связь.
Компания ОАО «РЖД» является второй по величине в мире сетью железных дорог, охватывающей более чем 85 000 км путей и почти 90 % грузовых перевозок страны.
В настоящее время у главного перевозчика страны накопилось достаточное количество проблем, связанных с безопасностью работы сотрудников на путях и человеческим фактором [8].
По статистическим данным за 2015 год на сети РЖД получили производственный травматизм 223 человека, из них 28 со смертельным исходом. Основными причинами стали: организационные -55 % и человеческий фактор - 23 %. Необходимо отметить, что по отношению к 2014 году травматизм с тяжелым исходом сократился на 5 %, а со смертельным на 30 %. Тем не менее данные показатели не стоит признавать удовлетворительными. И хотя компания делает все возможное для предотвращения производственного травматизма на сети, вкладывает огромные средства в финансирование, эти методы решения оказываются недостаточными.
Как правило, причинами будущих проблем являются: неудовлетворительная организация и контроль над производством работ, нарушения технического процесса, нарушение трудовой и производственной дисциплины, нарушение ПДД, недостатки в обучении безопасным условиям труда [1].
Большинство представителей железных дорог и дочерних предприятий утверждают, что проблемы зарождаются ещё при профильной подготовке в учебных заведениях, и к ним относятся:
- не действенные методы обучения со стороны преподавателей;
- отсутствие интереса к профилю подготовки со стороны студента;
- коррумпированность в системе среднего и высшего образования.
Следствием же становится плохая теоретическая и практическая подготовка специалиста, в базе знаний которого замечено отсутствие элементарного представления о железной дороге, низкое знание технологии работы, должностных обязанностей, нормативно-правовых документов и низкие способности молодых специалистов в креативном мышлении, что снижает их активное участие в проводимых реформах, и вследствие этого затормаживается инновационное развитие системы управления в целом.
Для предотвращения появления низкоквалифицированных молодых работников холдинг разработал новую Целевую программу «Молодежь ОАО «РЖД» (2016-2020 годы)», основной целью которой является привлечение, профессиональное становление и на этой основе развитие молодых работников [10].
Также можно выделить научный проект компании - «Новое звено», направленный на развитие научной и технической инициативы у молодых работников, вовлечение их в решение корпоративных задач, в том числе инновационную деятельность [2].
В результате опроса на тему «Удовлетворенность студентов методами обучения в СамГУПС», в котором приняло участие 150 старшекурсников (они более адаптированы в вузе), было выявлено, что более 70% не удовлетворены методами преподавания учебных дисциплин в вузе. Как правило,
большинство мнений сходилось на безынтересное™ к традиционным способам изложения теоретического материала лекторами. Респонденты отметили преобладание пассивных методов преподавания, и видят необходимость в активных и интерактивных методах проведения обучения.
Для решения такого рода проблемы существуют современные виды лекций:
- проблемная лекция - постановка проблемы, интеллектуальное затруднение у студентов, желание разобраться в сути проблемы, решение проблемы преподавателем в ходе лекции;
- лекция-визуализация (презентация) - использование наглядного материала и компьютерной техники;
- лекция-провокация - закладывание преподавателем в лекцию ошибки (содержательные, методические, формальные), студенты по ходу лекции отмечают эти ошибки в конспекте и называют их в конце лекции;
- лекция с применением техники обратной связи - использование компьютерных классов или наличие у каждого студента персонального ЭВМ, связанного с компьютером преподавателя. Это позволяет преподавателю получать ответы всех студентов на поставленный им вопрос с помощью технических устройств [6, с. 39-57].
Тем самым, с помощью методов современных лекций преподаватели стимулируют проявление инициативы студентов в учебном процессе - умение к самостоятельному мышлению и анализу.
Также студенты отрицательно отнеслись к качеству практических, лабораторных занятий и производственной практике. Основные недостатки практических и лабораторных занятий: использование преподавателем набора легких задач (логические задания), пассивная роль студентов, нехватка различных образцов техники и специальных тренажеров. Довольно часто при прохождении производственной практики на железнодорожных станциях и дирекциях управления движением студенты занимаются работой, не связанной с их профилем. Так как руководители практики на станциях загружены своей работой, им не остается времени заниматься со студентами.
Для решения такого рода проблемы существуют современные виды практических занятий и лабораторных занятий:
- семинар-дискуссия - публичное обсуждение любого рода вопроса, научной проблемы;
- круглый-стол - обсуждение проблемы, в которой «на равных» участвует небольшая группа студентов, предварительно подготовленных по теме занятия;
- мозговой штурм - решение учебных проблем творческого характера на основе генерирования большого количества идей;
- деловая игра - имитация профессиональной
деятельности и коллективное решение возникающих проблем;
- разбор кейсов - обучение студентов на основе реальных профессиональных ситуаций [6, с. 5865].
Довольно остро стоит проблема с коррупцией в образовании. Как правило, большая вина в этом лежит на самих студентах, которые бездействуют в осваивании профильных предметов. К сожалению, полностью ликвидировать коррупцию в системе образовании невозможно, пока в вузах «учатся» такие студенты и работают преподаватели, идущие им навстречу, обстановка такой и останется [3]. В большинстве случаев студент не всегда согласен с такой системой в вузе, но в силу определенных жизненных ситуаций, таких как низкая интеллектуальная способность воспринимать предмет, занятость на работе, спортивные сборы и иные причины, ему приходится становиться частью системы.
Тогда, в первую очередь, стоит учесть следующие позиции и приоритеты:
- по возможности активно участвовать на лекциях, семинарах, дискуссиях;
- изучать рекомендованную литературу;
- не терять уверенности в знании предмета при отрицательной сдачи зачета/экзамена;
- зарабатывать репутацию прилежного студен-
Итак, отсюда следуют следующие выводы, что качество и уровень обучения будущих специалистов во многом зависят именно от преподавателей. Но степень умения пользоваться современными методами обучения у преподавателей недостаточно удовлетворительна, что объясняется их слабой подготовкой. В свою очередь, низкой мотивацией для качественного обучения студентов оказывается низкая заработная плата и безразличность к учёбе.
Немаловажную роль играет и сфера обеспечения работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ). Этот вопрос особенно актуален в связи с тем, что по данным 2014 года в компании около 141,5 тыс. рабочих мест не соответствуют нормам условий труда (около 419 тыс. чел.) [5].
Здесь можно выделить несколько факторов, влияющих на качество работы сотрудников железнодорожных станций:
- низкое качество приобретаемой спецодежды;
- нехватка необходимого запаса на складах (выдача не по размеру);
- отсутствие внедрения инновационных решений в сфере разработки современных СИЗ для узконаправленных работников;
- обеспечение СИЗ не в полном объеме;
- нецентрализованный уход за СИЗ.
Чаще всего работники сталкиваются с отсутствием необходимого запаса спецодежды на складах и выдачей её не по размеру. Например, работник должен получить средства защиты в начале
квартала, а ему выдают в середине. «Процесс замены может занять около трёх месяцев с учётом корректировок заявок через Росжелдорснаб. Выход в данной ситуации один - заявлять чуть больше комплектов», - считает главный инженер Самарской дистанции сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) Дмитрий Бортник [7].
Не менее важной проблемой является нецентрализованный уход за СИЗ. Из-за отсутствия у многих работодателей технических возможностей чаще всего руководители подразделений возлагают эти обязанности на самих работников.
В таких случаях работникам стоит обращаться в транспортную прокуратуру для решения проблем с незаконными приказаниями руководителей.
Эксперты отмечают, что действующая тенденция рынка СИЗ такова: принципиально новейших решений сегодня практически нет, но очевидно увеличилась конкуренция в различных сегментах. Появляются новые поставщики и изготовители спецодежды, обуви и комплектующих с очень интересными предложениями и решениями.
Например, заказчикам очень интересна новая технология - перевод в электронный формат снятия мерок одежды и обуви или введение штрих-кодов, содержащих полную информацию об изделии (срок эксплуатации, соответствие сертификатам, техническое описание), а также там, где это возможно, датчиков-индикаторов, определяющих состояние защитного комплекта [9].
Тем не менее, в последнее время можно заметить, что компания всё-таки заинтересована в качественном обеспечении СИЗ, об этом свидетельствует объём произведенных затрат за 2015 год: на приобретение спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты израсходовано 5,5 млрд руб. А также на крупных станциях массово вводятся технологически новые продукты, такие как сапоги «СЕВЕР ЖД», термобельё и утепленные пояса [1].
В скором времени для всех работников компании будет разработана полностью новая спецодеж-
да. Как утверждают в департаменте по охране труда, промышленной безопасности и экологического контроля, новая коллекция спецодежды доработана и переделана полностью. Срок введения новой формы на железнодорожные станции установлен до конца 2018 года [4].
Таким образом, можно сделать вывод, что основаниями производственного травматизма на железнодорожном транспорте служат 2 вида причинно-следственной связи:
1. Образовательная - плохая подготовка студентов => низкоквалифицированный специалист => высокий риск травматизма;
2. Условия труда (снабжение СИЗ) - плохое снабжение работников СИЗ => высокий риск травматизма.
Чтобы изменить старые стереотипы проведения занятий у преподавателей, необходимо введение новых способов изложения лекции, а также методов закрепления пройденного материала в соответствии с современными технологиями в преподавании. Также вузам стоить учесть, что крупные работодатели заинтересованы в специалистах, которые обладают нестандартным мышлением, творческой активностью, рациональным мышлением и хорошим умением анализировать различные ситуации.
Для улучшения безопасности труда и снижения производственного травматизма работников на железнодорожном транспорте необходимо применение следующих мер:
- тщательный отбор профессиональных специалистов;
- разработка и внедрение новых видов СИЗ в соответствии с последними инновационными исследованиями в области безопасности труда;
- улучшение условий труда работников;
- обеспечение работников СИЗ в полном объеме;
- полное оснащение железнодорожных станций техническими возможностями для централизованного ухода за СИЗ.
Литература
1. Анализ состояния охраны труда в ОАО «РЖД» за 2015 г. [Электронный ресурс] // Железная дорога. -Режим доступа: http://www.riy.su/ш/content/анализ-состояния-охраны-труда-в-оао-рждза-2015-г - (дата обращения: 08.09.2016).
2. Васильева, Е. «Новое звено» перезагрузка / Е. Васильева // Гудок. - 2016. - № 48. - С. 10.
3. Взятки в вузах: Учёба в стиле «трэш» [Электронный ресурс] // Правда. Ру. - Режим доступа: http:// www.pravda.ru/society/28-12-2015/1287430-vuz-0/ - (дата обращения: 13.09.2016).
4. Вьюгин, И. Спецодежды хватит всем / Игнат В. // Гудок. - 2015. - № 178. - С. 6.
5. Выступление председателя Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей Н.А. Никифорова / Н.А. Никифоров // Железнодорожный транспорт. - 2015. - № 1. - С. 13-16.
6. Зембатова, Л.Т. Использование активных и интерактивных методов обучения в образовательном пространстве вуза / Л.Т. Зембатова, З.А. Хортиева // Учебно-методическое пособие. - Владикавказ. -2011. - С. 144.
7. Костюмы особого назначения [Электронный ресурс] // Гудок. - Режим доступа: http://www.gudok.ru/ newspaper/?ID=1008574 - (дата обращения: 13.09.2016).
8. Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года. Принята постановлением Правительства Российской Федерации № 877-р от 17.06.2008. [Электронный ресурс] / РЖД. - Режим доступа: http://doc.rzd.ru/doc/public/ru?id=3997&layer_id=5104&STRUCTURE_ID=704 -(дата обращения: 13.09.2016).
9. Фридрих, Б. Современная спецодежда: красиво и безопасно / Борислав Ф. // Энергетика и промышленность России. - 2016. - № 6. - С. 12.
10. Целевая программа «Молодежь ОАО «РЖД» (2016-2020 гг.)» / Утверждена распоряжением ОАО «РЖД» №2934 от 15.12.2015. [Электронный ресурс] / РЖД. - Режим доступа: http://young.rzd.ru/static/ public/ru?STRUCTURE_ID=5629 - (дата обращения: 13.09.2016).