Научная статья на тему 'Влияние различных факторов на производственный травматизм на предприятиях железнодорожного транспорта'

Влияние различных факторов на производственный травматизм на предприятиях железнодорожного транспорта Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
260
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ТРАВМАТИЗМ / INDUSTRIAL INJURY / РИСК ТРАВМИРОВАНИЯ / УРОВЕНЬ РИСКА / THE RISKS' LEVEL / ОЦЕНКА РИСКА / ЛИНЕЙНАЯ РЕГРЕССИЯ / LINEAR REGRESSION / INDUSTRIAL INJURY RISKS / THE RISKS' EVALUATING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Берсенева Мария Николаевна

В представляемой работе была выполнена оценка риска производственного травматизма на железнодорожном транспорте на основе корреляционно-регрессионного анализа, позволившего выявить наиболее значимые факторы, влияющие на уровень травматизма работников. Для выявления связи риска травматизма работников и факторов организационного характера были рассчитаны модели парной линейной регрессии.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ndustrial injury risks at the railway transport were evaluated by correlation and regression analysis. This made it possible to identify the most important factors that affect the level of the industrial injury. Simple linear regression models were calculated to reveal the correlation between the industrial injury and the organizational factors.

Текст научной работы на тему «Влияние различных факторов на производственный травматизм на предприятиях железнодорожного транспорта»

ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФАКТОРОВ НА ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ТРАВМАТИЗМ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Берсенева Мария Николаевна

Магистрант, ФГБОУ ВО Иркутский национальный исследовательский технический университет, г.Иркутск

АННОТАЦИЯ

В представляемой работе была выполнена оценка риска производственного травматизма на железнодорожном транспорте на основе корреляционно-регрессионного анализа, позволившего выявить наиболее значимые факторы, влияющие на уровень травматизма работников. Для выявления связи риска травматизма работников и факторов организационного характера были рассчитаны модели парной линейной регрессии.

ABSTRACT

Industrial injury risks at the railway transport were evaluated by correlation and regression analysis. This made it possible to identify the most important factors that affect the level of the industrial injury. Simple linear regression models were calculated to reveal the correlation between the industrial injury and the organizational factors.

Ключевые слова: производственный травматизм, риск травмирования, уровень риска, оценка риска, линейная регрессия

Keywords: industrial injury, industrial injury risks, the risks ' level, the risks' evaluating, a linear regression.

Железнодорожный транспорт играет решающую роль в осуществлении перевозок важнейших грузов, обеспечивающих функционирование многих промышленных предприятий. Перевозка грузов осуществляется в огромных масштабах по всей России. Помимо грузовых перевозок миллионы людей используют железнодорожный транспорт для передвижения, так как он является одним из самых доступных. Но железнодорожный транспорт все же является также и потенциальным источником возникновения чрезвычайных ситуаций, результатом которых может быть большое число пострадавших, а также значительный материальный ущерб и непоправимые экологические последствия.

Немало важно для любого предприятия прилагать усилия к обеспечению безопасных условий труда, сохранению жизни и здоровья работников. Именно сейчас оценка производственных рисков становится все более важной. Любая деятельность потенциально опасна, поэтому современное общество пришло к концепции допустимого риска, говорящей, что обеспечить абсолютную

безопасность невозможно, но можно снижать риски и стараться поддерживать их на минимальном уровне. Таким образом, проводя комплексную оценку рисков, можно разрабатывать мероприятия по их минимизации путем анализа факторов, приводящих к неблагоприятному развитию событий.

В исследовании была выполнена оценка риска производственного травматизма на железнодорожном транспорте на основе корреляционно-регрессионного анализа, позволившего выявить факторы, оказывающие наибольшее влияние на уровень травматизма работников. В исследовании были использованы статистические данные, размещенные на официальном сайте ОАО «РЖД» [1].

На основе статистических данных производственного травматизма на железной дороге рассчитали риск травматизма работников. Проследить динамику риска травматизма работников ОАО «РЖД» в целом и ВосточноСибирской железной дороге по проведенным исследованиям можно по результатам, представленным на рис. 1.

Рисунок 1. Сравнение динамики риска производственного травматизма в ОАО «РЖД» и ВСЖД

Рассматривая и сравнивая уровни производственного травматизма ОАО «РЖД» и ВСЖД, можно сделать вывод о том, что с каждым годом риски травматизма и гибели работников снижаются по ОАО «РЖД» в целом, но

именно по ВСЖД превышают риски компании, начиная с 2011 года.

Анализ основных причин травмирования и гибели работников ОАО «РЖД» в 2013 году показывает, что ос-

новными причинами являются причины организационного характера, которые составляют 74,7 % от всех причин травматизма работников. Организационные причины складываются из следующих (рис. 2):

• неудовлетворительная организация и контроль за производством работ - 29,99 %;

• нарушения трудовой и производственной дисциплины -18,34%;

• нарушения технологического процесса - 19,01%;

• неприменение средств индивидуальной защиты -6,29%.

Таким образом, очевидно, что основной работой по снижению производственного травматизма должна стать работа с людьми - воспитание в каждом человеке культуры безопасности, и в том числе ответственности за собственную безопасность и безопасность работающих рядом людей.

Рисунок 2. Структура организационных причин производственного травматизма

Одним из способов определения факторов, от которых зависит уровень производственного травматизма, является количественный корреляционно-регрессионный анализ. Для выявления связи риска травматизма работников и факторов организационного характера, таких как затраты на спецодежду, спецобувь и другие СИЗ, затраты на мероприятия по обучению и пропаганде вопросов охраны труда, текучесть кадров, средний возраст работников, уровень их образования, количество мест, на которых была

проведена аттестация были рассчитаны модели парной линейной регрессии.

Наличие высокой обратной линейной связи было выявлено между риском травмирования работников и затратами на спецодежду, спецобувь и средства индивидуальной защиты, средним возрастом работников, а также затратами на мероприятия по обучению и пропаганде вопросов охраны труда. Полученные модели представлены в табл. 1.

Таблица 1

Модели оценки риска (Д, 1/чел. год) производственного травматизма в ОАО «РЖД»

Модель Коэффициент корреляции Пирсона (г) Коэффициент детерминации (г2)

R=2628,4-761,8•Х (Х - затраты на СИЗ, млрд.руб) -0,95 0,9

R=1344698994-3576517,4•Х (Х - затраты на мероприятия по обучению и пропаганде вопросов охраны труда, млн.руб) -0,94 0,89

R=1547746,1-39124,0158•Х Средний возраст работников (Х, лет) 0,97 0,94

Оценку значимости моделей выполнили по F-распределению, и в соответствии с ней модели могут быть приняты со значимой вероятностью 95 %. За рассмотренный период времени с 2006 по 2013 гг. риск производственного травматизма уменьшился с 6-10-4 до 3.8-10-4, при этом затраты на средства индивидуальной защиты возросли с 1,8 до 5,3 млрд. руб., на мероприятия по обучению работников со 179,1 до 577,2 млн.руб, а средний возраст уменьшился с 40 до 39 лет.

Не было выявлено линейной зависимости между риском травматизма работников и количеством рабочих мест, на которых была проведена аттестация, а также текучестью кадров. Отсюда можно сделать вывод, что вложения средств в организационные мероприятия по охране труда реально снижают риски производственного травматизма.

В условиях экономического спада, оптимизация расходов на охрану труда представляется наилучшим выходом для решения задачи сохранения жизни и здоровья работников. Для сравнения степени влияния рассматриваемых факторов на риск производственного травматизма и соответственно решения оптимизационной задачи по расходам на охрану труда, рассчитали двухфакторную линейную модель.

Для расчета были взяты статистические данные за 2006 - 2013 гг., определяющие расходы на покупку средств индивидуальной защиты, специальной одежды и специальной обуви, и затраты на мероприятия по обучению и пропаганде вопросов охраны труда. Рассчитали модель зависимости уровня риска травматизма от этих двух факторов. Полученная модель имеет следующий вид:

R= 0,00072-4,1Е-07X-2,2Е-08Y (1)

где: R - риск травмирования работников; Х - затраты на мероприятия по обучению и пропаганде вопросов охраны труда (млн. руб); Y - затраты на покупку средств индивидуальной защиты, специальной одежды и специальной обуви (млн. руб).

Для сравнения уровня влияния выше указанных факторов на риск травматизма, представили уравнение регрессии в стандартизованном масштабе:

1Я=-0,69419^1-0,2650Нх2 (2)

где: 1х1, 1х2 - стандартизованные переменные; |0,69419| и |0,26501| - стандартизованные коэффициенты регрессии или р-коэффициенты, характеризующие затраты на мероприятия по обучению и пропаганде вопросов охраны труда (млн. руб) и расходы на покупку средств индивидуальной защиты, специальной одежды и специальной обуви (млн. руб) соответственно. Р-коэффициенты показывают силу воздействия факторов на результирующий признак и сравнимы между собой. Линейный коэффициент множественной корреляции, рассчитанный по формуле

^от= ^^ (3)

где: гх1у и гх2у — парные коэффициенты корреляции между соответствующим фактором и результирующим

признаком, для данной модели равен 0,94 и это свидетельствует о тесной связи рассматриваемых факторов с риском производственного травматизма.

Таким образом, сравнивая ß-коэффициенты между собой, можно сделать вывод, что первый фактор (затраты на мероприятия по обучению и пропаганде вопросов охраны труда) оказывает большее воздействие на результат, чем второй (расходы на покупку средств индивидуальной защиты, специальной одежды и специальной обуви). Следовательно, увеличение затрат на мероприятия по обучению и пропаганде вопросов охраны труда в большей степени способствует положительной динамике в уменьшении риска травмирования работников.

По данным проведенного исследования использование рассчитанных моделей позволит прогнозировать зону риска возникновения случая травматизма работника, регулируя ее с помощью вложения денежных средств в охрану труда.

^исок литературы 1. Официальный сайт ОАО «РЖД»: [Электронный ресурс]. - URL: http://rzd.ru. (Дата обращения 22.04.2015)

ЛИСТЫ ИЗ НИТИНОЛА, ТОНКИЕ, КРУПНОГАБАРИТНЫЕ: СВОЙСТВА И СТРУКТУРА

Постоянно расширяющееся использование материалов с памятью формы на основе системы никель-титан (или нитинола) [1, а46-48] требует увеличения номенклатуры полуфабрикатов из нитинола и их геометрических размеров. К настоящему времени достаточно хорошо освоены технологии производства прутков, проволоки до диаметра 1 мм, узких листов - полосок шириной, как правило, до 200 мм из сплавов на основе системы никель-титан (или нитинола). Производство же листов шириной более 200 мм и труб различных диаметров нуждается в освоении и накоплении статистических данных о механических свойствах, структуре и т.д. Кроме того, на практике листы, предлагаемые на рынке имеют толщину 1,5 мм и более, в то время, как листы толщиной 1,0 мм и менее не только не предлагаются на рынке полуфабрикатов, но и свойства их именно в крупногабаритном или широкоформатном исполнении до сих пор не изучались.

Целью настоящей работы стало изучение физико-механических свойств крупногабаритных листов из сплавов на основе системы никель-титан (или нитинола) следующих размеров: 1,0 мм х 600 мм х 600 мм, 0,7 мм х 600 мм х 600 мм, 0,4 мм х 600 мм х 600 мм. В сравнении с листами толщиной 1,5 мм и более, и шириной не более 200 мм, которые стандартно предлагаются на рынке, исследуемые листы с полным правом можно назвать тонкими и крупногабаритными.

Для достижения поставленной цели изучали листы из бинарного сплава, содержащего никель в количестве 54,88 %, массовых, - остальное титан. Слиток прямоугольного сечения, полученный в установке с вакуумной печью и охлаждаемым тиглем на производстве НиТиМет Компани, подвергли гомогенизирующему отжигу при

Бондарев Андрей Борисович

Канд.техн.наук, доцент, НиТиМет Компани, г. Москва

температуре 1000°С в течение 20 часов в вакуумной камерной печи, фрезерованием очистили боковые поверхности, отрезали литниковую и донную части. На следующем этапе слиток и полученные промежуточные листовые заготовки из него прокатывали на листопрокатных станах в горячую. В промежутках между операциями прокатки промежуточные листовые заготовки подвергали промежуточным отжигам, визуальному контролю, при необходимости обрезали значительно потрескавшиеся кромки заготовок. На этапе прокатки листов в интервале толщин от 7 мм и менее прокатку вели вели в теплую, по очереди меняя направление прокатки и производя промежуточные отжиги. Полученные листы имели ровную светлую матовую поверхность и поперечные размеры 650 мм х 650 мм. Перед исследованиями свойств и структуры листы были обрезаны в размер 600 мм х 600 мм. Толщина исследуемых листов составила 1,1 мм, 0,7 мм и 0,4 мм. Механические свойства, полученных проволок исследовали на машине для проведения механических испытаний марки MT-5105 SANS Joining MTS & MTS, температуры фазовых превращение определяли на приборе марки 204 HP Phoenix, для исследований микроструктур использовали микроскоп марки Altamy МЕТ 1М. Схема отбора образцов была следующая. Образцы для физико-механических испытаний отбирали из центральной точки листа (дальнейшее обозначение образца - Центр) и двух точек, расположенных на концах диагонали, проходящей через центр листа (дальнейшее обозначение образцов — Край 1 и Край 2). Механические свойства испытывали в катанном состоянии и после термообработки (далее Т.О.) по режиму: нагрев образцов до температуры 500°С, выдержка при температуре 500°С в течение 30 минут, охлаждение в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.