Научная статья на тему 'Обеспечение и оценка безопасности труда на железнодорожном транспорте'

Обеспечение и оценка безопасности труда на железнодорожном транспорте Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1710
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОХРАНА ТРУДА / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ТРАВМАТИЗМ / КОНЦЕПЦИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА / LABOR SAFETY / INDUSTRIAL TRAUMATISM / THE CONCEPT OF LABOR SAFETY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Нарусова Е. Ю., Донцов С. А.

Дана оценка состояния охраны труда на железнодорожном транспорте, приведены причины и источники производственного травматизма. Для профилактики опасных и вредных факторов труда на рабочих местах предприятий железнодорожного транспорта предложено создание и внедрение Концепции безопасности труда и предупреждения производственно-профессионального риска персонала. Предложенная концепция способствует снижению риска производственного травматизма и профессиональных заболеваний, созданию более комфортных условий труда персонала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Нарусова Е. Ю., Донцов С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Provision and Estimation of Labor Safety on Railway Transport

The authors of the paper give the assessment of the labor safety condition on railway transport and explain the causes and sources of industrial traumatism. To prevent dangerous and harmful labor factors at working places of railway transport enterprises it is proposed to create and introduce the Concept of labor safety prevention of industrial and professional risks of the personnel. The proposed concept contributes to minimizing the risk of industrial traumatism and occupational diseases and is able to create more comfortable working conditions for the personnel.

Текст научной работы на тему «Обеспечение и оценка безопасности труда на железнодорожном транспорте»

134

Общетехнические задачи и пути их решения

Библиографический список

1. Неразрушающий контроль элементов контактной сети и токоприёмников электроподвижного состава электрифицированных железных дорог : монография / В. Н. Ли, С. Н. Химухин. - Хабаровск : ДВГУПС, 2007. - 266 с.

2. Устойчивость земляных откосов / Я. Х. Хуан. - М. : Стройиздат, 1988. - 240 с.

3. Разработка способов выправки и закрепления опор контактной сети на деформируемых откосах земляного полотна : отчет о НИР / Хабар. ин-т инженеров жел.-дор. транспорта. - Руководитель Ли В. Н. - Хабаровск : ХабИИЖТ, 1995. - 52 с.

УДК 614.8.084

Е. Ю. Нарусова, С. А. Донцов

Московский государственный университет путей сообщения

ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ОЦЕНКА БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Дана оценка состояния охраны труда на железнодорожном транспорте, приведены причины и источники производственного травматизма. Для профилактики опасных и вредных факторов труда на рабочих местах предприятий железнодорожного транспорта предложено создание и внедрение Концепции безопасности труда и предупреждения производственно-профессионального риска персонала.

Предложенная концепция способствует снижению риска производственного травматизма и профессиональных заболеваний, созданию более комфортных условий труда персонала.

охрана труда, производственный травматизм, концепция безопасности труда.

Введение

В принятой программе структурной реформы на железнодорожном транспорте обозначены основные цели и задачи до 2030 года: удовлетворение рыночного спроса на перевозки, повышение эффективности деятельности и качества услуг, обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках.

В этих новых социально-экономических условиях совершенно очевидна необходимость повышения социальной ответственности ОАО РЖД за сохранение здоровья лиц, занятых на производстве.

Проводимая в Компании работа по созданию безопасных и благоприятных условий труда, предупреждению и сокращению несчастных случаев на производстве позволяет сохранить тенденцию к снижению производст-

2011/4

Proceedings of Petersburg Transport University

Общетехнические задачи и пути их решения

135

венного травматизма работников ОАО РЖД. Однако эти показатели пока значительно выше общеевропейских показателей (рис. 1).

й Ю00 * 900 | 800 8 700

» 600 g 500

О 400

ё зоо | 200 | 100 * о

2005 2006 2007 2008 2009 2010

год

■ Всего пострадавших ■ вт.ч. Со смертельным исходом

Рис. 1. Динамика производственного травматизма в ОАО РЖД за 2005-2010 гг.

1 Оценка условий труда на железнодорожном транспорте

В 2010 году производственный травматизм в целом по ОАО РЖД снижен:

общий - на 14 % (травмировано 534 человека, в 2009 году - 620 человек);

со смертельным исходом - на 6 % (погибло 73 человека, в 2009 году -78 человек).

Коэффициент частоты общего травматизма (число травмированных на 1000 работающих) по сравнению с 2009 годом в целом по Компании снижен на 7 % и составил Кчаст. общ ОАО РЖД = 0,55 (в 2009 году Кчаст. общ ОАО РЖД = = 0,59).

Коэффициент частоты производственного травматизма со смертельным исходом (число погибших на 1000 работающих) остался на уровне 2008-2009 гг. и составил Кчаст. см ОАО РЖд = 0,07.

Коэффициент тяжести (число дней нетрудоспособности на 1000 работающих) снижен на 3 % и составил Ктяж ОАО РЖд = 44,2 (в 2009 году -Ктяж ОАО РЖД 45,6).

Показатели производственного травматизма в хозяйствах ОАО РЖД за 2010 год приведены в таблице 1.

ISSN 1815-588Х. Известия ПГУПС

2011/4

2011/4 Proceedings of Petersburg Transport University

ТАБЛИЦА L Производственный травматизм в хозяйствах ОАО РЖД за 2010 год

Хозяйство Всего травмировано, чел. В том числе смертельно, чел. Кчастоты общий (число травмированных на 1000 работающих) Кчэстсгсы смерт (число погибших на 1000 работающих)

2009 2010 ± ±,% 2009 2010 ±, % 2009 2010 2009 2010

т 32 20 -12 -38 5 7 2 40 0,39 0,31 0,06 0,11

ЦМ 11 12 1 9 1 0 -1 -100 0,37 0,54 0,03 0,00

ЦТ 75 62 -13 -17 5 9 4 80 0,39 0,45 0,03 0,06

ЦБ 30 13 -17 -57 5 3 -2 -40 0,56 0,26 0,09 0,06

ЦП 158 128 -30 -19 27 18 -9 -33 0,85 0,71 0,15 0,10

ттш 16 И -5 -31 1 2 1 100 0,45 0,32 0,03 0,06

цэ 37 55 18 49 8 14 6 75 0,84 1,31 0,18 0,33

цл 0 3 3 300 0 0 0 0 0,00 10,36 0,00 0,00

цлп 14 18 4 29 1 2 1 100 0,38 0,54 0,03 0,06

ЦРБ 7 9 2 29 0 1 1 100 1,70 2,32 0,00 0,26

ЦУКС 1 0 -1 -100 0 0 0 0 2,06 0,00 0,00 0,00

ЦКАДР 0 0 0 0 0 0 0 0 0,00 0,00 0,00 0,00

ЦСР 1 2 1 200 0 0 0 0 0,16 0,37 0,00 0,00

ЦУО 8 18 10 125 0 1 1 100 0,22 0,54 0,00 0,00

ЦУВС 0 0 0 0 0 0 0 0 0,00 0,00 0,00 0,00

ПРОЧИЕ 20 12 -8 -40 0 3 3 300 0,25 0,23 0,00 0,06

Итого 410 363 -47 -11 53 60 7 13 0,51 0,54 0,07 0,09

136 Общетехнические задачи и пути их решения

Общетехнические задачи и пути их решения

137

Основная доля травмированных (68 %) приходится на железные дороги. При этом в 2010 году большинство показателей производственного травматизма на сети железных дорог по сравнению с 2009 годом ухудшилось. При снижении общего производственного травматизма на 11 % травматизм со смертельным исходом возрос на 13 %.

В абсолютных цифрах: в 2010 году на сети железных дорог травмировано 362 человека, из них 60 со смертельным исходом, против 407 травмированных, из них 53 погибших в 2009 году.

Коэффициенты частоты производственного травматизма по железным дорогам возросли: общего - на 7 %, со смертельным исходом - на 28 %. Коэффициент тяжести возрос на 13,6 %.

Рост общего производственного травматизма допущен на пяти железных дорогах: Северо-Кавказской (+244 %); Горьковской (+53 %); Красноярской (+32 %); Южно-Уральской (+11 %); Восточно-Сибирской (+7 %).

Количество травмированных со смертельным исходом возросло на пяти железных дорогах: Северо-Кавказской - с 0 до 14 (в 14 раз); ЮжноУральской - с 0 до 6 (в 6 раз); Юго-Восточной - с 2 до 4 (в 2 раза); Красноярской - с 3 до 6 (в 2 раза); Октябрьской - с 3 до 5 погибших (в 1,67 раза).

Значение коэффициента частоты травматизма со смертельным исходом превысило среднесетевое значение (Кч. см. сеть дорог = 0,09) на шести железных дорогах: Северо-Кавказской - в 3,1 раза; Красноярской - в 2,9 раза; Южно-Уральской - в 1,4 раза; Горьковской - в 1,2 раза; Юго-Восточной -в 1,2 раза; Октябрьской - в 1,1 раза.

Основными видами происшествий, в результате которых произошли травмирование и гибель работников ОАО РЖД, в 2010 году явились: дорожно-транспортные происшествия; наезд, удар, зажатие подвижным составом; поражение электрическим током; падения с высоты и с движущегося подвижного состава; падения, обрушения предметов, материалов и др.

Основными видами происшествий, приводящими к травмированию работников со смертельным исходом, остаются: наезд, удар, зажатие подвижным составом; дорожно-транспортные происшествия; воздействие электрического тока. В этих трех видах происшествий погибло 54 работника, что составляет 73 % от всех травмированных со смертельным исходом в ОАО РЖД в 2010 году.

В данных условиях необходимо повышение эффективности охраны труда, что будет способствовать привлекательности железнодорожной отрасли как надежного социально ориентированного работодателя.

ISSN 1815-588Х. Известия ПГУПС

2011/4

138

Общетехнические задачи и пути их решения

2 Повышение эффективности труда. Разработка Концепции безопасности труда и предупреждения производственно-профессионального риска персонала

Для профилактики опасных и вредных факторов труда на рабочих местах предприятий железнодорожного транспорта необходимо создание и внедрение Концепции безопасности труда и предупреждения производственно-профессионального риска персонала (рис. 2).

Концепция включает в себя формы и средства предупреждения коллективного и индивидуального риска профессиональных заболеваний и производственного травматизма.

Для организации коллективного предупреждения риска основанием служит процедура аттестации рабочих мест. По результатам аттестации рабочие места могут оцениваться как вредные и (или) опасные, т. е. имеющие профессиональные вредности или травмоопасности, и такие, где все факторы условий труда и травмобезопасность находятся в оптимальных и допустимых пределах. В зависимости от этого и должны применяться различные меры предупреждения риска (рис. 3).

Рассмотрим более детально приведенную Концепцию. Она включает в себя восемь основных модулей.

Модуль 1. Внедрение инновационных подходов, методов и средств по улучшению условий труда ^ оценка безопасности условий труда на протяжении жизненного цикла продукции (услуги).

Модуль 2. Обеспечение безопасности труда ^ оценка производственно-професионального риска для здоровья персонала приоритетных профессий ^ риск возникновения несчастного случая ^ риск возникновения профессионального заболевания ^ создание подхода по интегральной оценке профессионального риска для здоровья.

Модуль 3. Обеспечение защиты временем ^ разработка критерия «безопасный стаж работы» ^ сокращенный рабочий день ^ дополнительный отпуск ^ льготное пенсионное обеспечение.

В соответствии с существующими гигиеническими нормативами критериями оценки риска для здоровья по условиям труда сейчас является сумма баллов с дополнительными ограничениями по степени вредности Р 2.2.2006-05 [3].

Более корректным представляется расчет степени риска для здоровья работника с учетом увеличения стажа, увеличения возраста, изменения клинического статуса и уровня факторов условий труда. Кроме этого, безопасный стаж работы должен определяться для конкретно взятого работника и профессии, что позволит учесть степень риска, время развития профессионального заболевания, а также индивидуальные особенности работающего, в том числе возможность продолжения работ в данных условиях при отсутствии выраженных изменений его здоровья.

2011/4

Proceedings of Petersburg Transport University

ISSN 1815-588X. Известия ПГУПС 2011/4

Концепция безопасности труда на железнодорожном

транспорте

Внедрение инновационных подходов, методов и средств по улучшению условий труда

Обеспечение

безопасности

труда

Обеспечение

защиты

временем

Оценка Оценка произ-

безопасности водственно-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

условий труда профессио-

на протяжении нального риска *

жизненного для здоровья

цикла персонала

продукции приоритетных

(услуги) профессий

железнодо-

рожного

транспорта

Риск возникновения профессиональных заболеваний

Риск возникновения несчастного случая

Создание подхода по интегральной оценке производственно-профессионального риска здоровья персонала

Обеспечение

средствами

индивидуальной

защиты

Обеспечение

средствами

коллективной

защиты

Обеспечение

защиты

расстоянием

Разработка критерия «безопасный стаж работы» Этап 1 Организация работ

Ж

* Этап 2 Разработка концепции

Сокращенный рабочий день

Дополнительный отпуск V

Этап 3 Разработка документации системы 1-го уровня

Льготное пенсионное обеспечение

Обеспечение молоком и лечебнопрофилактическим питанием

Разработка и внедрение модели менеджмента производственной безопасности и здоровья в ОАО РЖД на основе стандарта OHSAS 18000

Этап 5 Этап 6

Введение Обеспечение

в действие функционирования

документации системы управления

а

Этап 4

Разработка документации 2-го уровня

Этап 7 Участие в сертификации

Внедрение системы «аудитов безопасности»

Рис. 2. Концепция безопасности труда и предупреждения производственно-профессионального риска персонала

Общетехнические задачи и пути их решения 139

140

Общетехнические задачи и пути их решения

Рис. 3. Принципиальная схема профилактики нарушений здоровья на рабочих местах

персонала железнодорожного транспорта

2011/4

Proceedings of Petersburg Transport University

Общетехнические задачи и пути их решения

141

Достоинством использования методологического принципа «безопасный стаж» является возможность его применения для принятия рациональных кадровых решений и создания страховой медицины.

Модули 4 и 5. Обеспечение средствами коллективной и индивидуальной защиты ^ агитационная работа по обучению пользования КСЗ (СИЗ) ^ контроль за их использованием.

Модуль 6. Обеспечение защиты расстоянием ^ санитарно-защитные зоны ^ экранирование.

Модуль 7. Обеспечение молоком и лечебно-профилактическим питанием.

Модуль 8. Разработка и внедрение модели менеджмента производственной безопасности и здоровья в ОАО РЖД на основе стандарта OHSAS 18000.

Инструментарий по управлению охраной труда с позиции системного подхода характеризуется границами, наличием основных элементов, иерархичностью построения элементов системы, их связями и взаимодействием, а также связью с внешней средой. Она определяет концепцию (политику) охраны труда, организационную структуру, планирование мероприятий, ответственность, практические действия, процедуры, процессы и ресурсы для достижения целей обеспечения требуемой охраны труда, а также процедуры анализа результативности и совершенствования системы.

Большой эффект в улучшении условий труда дает внедрение системы менеджмента здоровья и безопасности, то есть процедура сертификации как в целом ОАО РЖД, так и его структурных подразделений.

Процесс внедрения системы менеджмента здоровья и безопасности ОАО РЖД должен состоять из оценки рисков и управления ими. Он способствует снижению человеческих потерь, включая потерю нетрудоспособности и, как следствие, уменьшает финансовые потери.

Поведенческий аудит безопасности представляет собой процесс, основанный на наблюдении за действиями работника во время выполнения им производственного задания, его рабочим участком/местом и последующей беседе между работником и аудитором.

Результатом проведения поведенческого аудита безопасности является: исправление опасного поведения; поддержка безопасного поведения и тех усилий, которые работник предпринял, чтобы выполнить требования безопасности; выявление причин выполнения работы с нарушениями правил безопасности; оценка эффективности деятельности по промышленной безопасности и охране труда выявление слабых сторон системы менеджмента охраны труда на разных уровнях (регламентирующих документов, организационном и квалификационном уровнях); разработка корректирующих мер; концентрация внимания работника на важности вопросов безопасности.

ISSN 1815-588Х. Известия ПГУПС

2011/4

142

Общетехнические задачи и пути их решения

Во время проведения поведенческого аудита безопасности выявляются в том числе опасные условия, в которых находится работник.

При наличии разных степеней опасности и вредности производственных факторов в первую очередь необходимы технические решения по снижению уровня действующих производственных факторов, обеспечению условий безопасности труда выполнение рекомендаций по результатам аттестации рабочих мест, разработка приемов внедрения «безопасного стажа работы».

Важнейшими направлениями являются оптимизация обеспечения и использования средств коллективной и индивидуальной защиты, широкая санитарно-просветительная работа по обучению пользованию ими и контроль за их использованием.

Этими мерами решается одна из задач профилактики: оптимизация условий труда большинства работников.

Заключение

Системный подход к управлению охраной труда определяет совокупность производственных процессов, их связи и принципы взаимодействия, выявляет процессы, которые приводят к достижению желаемых результатов с минимальными затратами.

Он позволяет сосредоточивать усилия на наиболее важных процессах и осуществлять непрерывное улучшение системы управления охраной труда посредством проверки (аудита), оценки и последующих модернизаций. В результате повышается результативность и эффективность деятельности организации в этой сфере.

Предложенный подход и инструментарий позволяют провести совершенствование существующей системы управления охраной труда, что способствует снижению риска производственного травматизма и профессиональных заболеваний; созданию более комфортных условий труда персонала и благоприятного имиджа ОАО РЖД как социально ответственного работодателя.

Библиографический список

1. Анализ условий труда и производственного травматизма в ОАО РЖД за 2009 год. - М. : ОАО РЖД, 2010. - 89 с.

2. Анализ условий труда и производственного травматизма в ОАО РЖД за 2010 год. - М. : ОАО РЖД, 2011. - 75 с.

3. Р 2.2.2006-05. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда. - М. : Минздравсоцраз-вития, 2004. - 137 с.

2011/4

Proceedings of Petersburg Transport University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.