Научная статья на тему 'Обоснование использования тренажеров на базе электропневматического привода для профилактики профессиональных заболеваний работников железнодорожного транспорта'

Обоснование использования тренажеров на базе электропневматического привода для профилактики профессиональных заболеваний работников железнодорожного транспорта Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
324
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТ / ТРЕНАЖЕР / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ТРАВМАТИЗМ / ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ / ЭЛЕКТРОПНЕВМАТИЧЕСКИЙ ПРИВОД / TRANSPORT / TRAINING EQUIPMENT / INDUSTRIAL INJURIES / OCCUPATIONAL DISEASE PREVENTION. ELECTRO-PNEUMATIC DRIVE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бондаренко Артем Сергеевич, Палкина Елена Сергеевна

Рассмотрены преимущества использования спортивных и реабилитационных тренажеров на базе электропневматического привода для профилактики профессиональных заболеваний и восстановления психофизических функций работников железнодорожного транспорта. Изложены концептуальные подходы к улучшению условий труда и состояния здоровья основного персонала транспортных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEASIBITY STUDY ON THE USE OF TRAINING EQUIPMENT BASED ON THE ELECTRO-PNEUMA TIC DRIVE FOR THE PREVENTION OF OCCUPA TIONAL DISEASES OF RAILWAY WORKERS

Advantages of use of sports and rehabilitation trainers on the basis of the electropneumatic drive for the prevention of occupational diseases and the recovery of psychophysical functions of railway workers are considered. Conceptual approaches to improving working conditions and health status of the main staff of the transport organizations are resulted.

Текст научной работы на тему «Обоснование использования тренажеров на базе электропневматического привода для профилактики профессиональных заболеваний работников железнодорожного транспорта»

УДК 608.2

ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРЕНАЖЕРОВ НА БАЗЕ ЭЛЕКТРОПНЕВМАТИЧЕСКОГО ПРИВОДА ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

РАБОТНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

А.С. Бондаренко, Е.С. Палкина

Рассмотрены преимущества использования спортивных и реабилитационных тренажеров на базе электропневматического привода для профилактики профессиональных заболеваний и восстановления психофизических функций работников железнодорожного транспорта. Изложены концептуальные подходы к улучшению условий труда и состояния здоровья основного персонала транспортных организаций.

Ключевые слова: транспорт, тренажер, производственный травматизм, профилактика профессиональных заболеваний, электропневматический привод.

Современное состояние техносферы, сформированное под влиянием научно-технического прогресса, содержит широкий спектр различных вредных и опасных факторов, которые определяют продолжительность жизни и состояние здоровья человека, в том числе в процессе трудовой деятельности. В этой связи одним из важных направлений деятельности государства является обеспечение и защита законных прав работников на безопасные условия труда, соответствующие требованиям сохранения их жизни и здоровья [1]. Необходимость профилактики профессиональных заболеваний, снижения риска производственного травматизма и совершенствования системы реабилитации работников, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве, определяет круг приоритетных задач в области обеспечения техносферной безопасности.

Проблемы организации и охраны труда особенно актуальны для предприятий железнодорожного транспорта, деятельность производственного персонала в которых осуществляется преимущественно в условиях, отклоняющихся от нормальных, некоторые из них - это: круглосуточная работа по сменам или скользящим графикам, работа на движущемся подвижном составе, наличие шума и вибрации, повышенные физические и нервно-эмоциональные нагрузки, большие переходы в рабочей зоне, выполнение операций в неудобной позе [2]. По данным технической инспекции труда Роспрофжела в ОАО «РЖД» доля рабочих мест с вредными условиями труда составляет около 30 % [3].

На рис. 1 с использованием диаграммы Парето определена зона приоритета по видам происшествий, влияющих на безопасность производственных процессов в структурных подразделениях путевого хозяйства

107

ОАО «РЖД» за период с 2003 года, в которую входят: наезд подвижного состава; воздействия перемещаемых грузов, движущихся, разлетающихся деталей; воздействия от удара предметами; падение с высоты; падения, обрушения материалов, грузов, сооружений, оборудования и др. [4].

Рис.1. Диаграмма Парето по видам происшествий, связанных с безопасностью производственных процессов в структурных подразделениях путевого хозяйства ОАО «РЖД» за период с 2003 г.

Из доклада заместителя начальника службы охраны труда и промышленной безопасности Октябрьской железной дороги Л.С. Стрелковой на тему «Обеспечение безопасности работников в технологическом процессе» на V Международной научно-практической конференции ТЭБТРАНС-2016, состоявшейся 27 октября 2016 года в ФГБОУ ВО ПГУПС, следует, больше всего риску производственного травматизма с тяжелым исходом, как показано на рис. 2, подвержены работники таких профессий, как монтер пути, слесарь по ремонту и машинист.

Следует отметить, что локомотивные бригады находятся в зоне особого внимания по условиям охраны труда [3]. Поскольку по их вине, как показывают результаты многолетнего анализа аварийности на железных дорогах, происходит более 70 % аварийных ситуаций, связанных с нарушением требований безопасности движения поездов [2].

По мнению специалистов отрасли, учет опыта риска на железной дороге должен принимать во внимание помимо характеристик центрального поста управления стрелками (расписание, движение), описания задач (цели и требования, условия выполнения, меры по устранению ошибок), реальных условий в случае происшествия, возможных неполадок и их

причин, осуществления управления в подразделении и профессиональные качества сотрудников, в том числе образование, физические способности, опыт [5].

50 40 30 20 10 о

По профессиям

1S

14

11

17 9

6

S 7

12 10 8 ч 8

3 * i 7

о. о

о

1= >.

о S

CJ а.

ja а. гз

а. о

О а.

о

О

■а.

■й

■г>

гз х О Ё о а.

о

Г)

о

Г')

о о

о о

3" о

и

эе

Ico смсрюльным исходом 1С 1ЯЖС/1ЫМ исходом с временной поюрой трудоспособности

Рис.2. Факторный анализ производственного травматизма на полигоне Октябрьской железной дороги по профессиям за период

с 2005 по 2016 гг.

Основными причинами несоответствия психофизиологических возможностей машиниста его производственной деятельности являются дефекты административного или медико-психологического сопровождения, непозволяющие обеспечивать оптимальные режимы труда и отдыха. Например, нерациональная организация труда и отдыха способствует развитию переутомления и других неблагоприятных психических состояний, проявляющихся в снижении их профессиональной надежности и приводящих к профессиональным заболеваниям [2]. Для снижения интенсивности ошибок рекомендуются специально разработанные режимы труда и отдыха машинистов [5].

За период с 2010 по 2016 гг. на полигоне Октябрьской железной дороги наблюдается положительная динамика затрат, направленных на реализацию мероприятий по охране труда (рис. 3) [6]. При этом за последние два года отмечается также положительный характер динамики этих расходов в процентном соотношении от общих затрат.

В среднем, в расчете на одного работника, на полигоне Октябрьской железной дороги ежегодно затрачивается примерно 24 тыс. руб. на реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда [6].

Анализ исследований проблематики техносферной безопасности на транспорте, представленных в работах отечественных ученых и специалистов [3, 4, 6, 7, 8] позволил выделить три базовых принципа организации охраны труда: 1) комплексность; 2) проактивность; 3) экономичность.

1,6 - 1,5 1800

1,4 1600

1,2 1 0,8 - 0,71 0,7 0,82 0,73 0,7 0,8 1400 1200 1000 800

0,6 -0,4 734,7 687,3 1545,7 1571,3 1674 600 400

0,2 -0 350,7 323,4 200 0

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

■ расходы, млн. руб. % от общих затрат без учета расходов на СИЗ и мед. осмотры

Рис. 3. Динамика затрат на мероприятия по улучшению условий и охраны труда за период 2010-2016 гг.

Принцип комплексности предполагает многоаспектное исследование причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников и реализацию системных мер, направленных на улучшение условий и охраны труда.

Так, в работе «Пути снижения влияния человеческого фактора на безопасность производственных процессов» в развитие существующих подходов к изучению функционирования сложных человеко - машинных систем (где рассматривается взаимодействие подсистем «человек - машина», «человек - человек») ее авторами представлен квалиметрический подход, позволяющий оценить соответствие работника определенному виду профессиональной деятельности на основе совокупности многих его характеристик или свойств (физических, физиологических, психосоциальных и профессиональных) через комплексный показатель, в котором важное место отведено таким параметрам, как сила и выносливость [7]. Это соответствие достигается системой мер организационного, медицинского и психологического порядка.

Например, в филиале «Аэронавигация Дальнего Востока» функционирует комната психологической разгрузки для сотрудников предприятия. Комната предназначена для решения ряда задач - ее территория имеет деление на зоны: диагностическую, релаксационную, реабилитацион-

110

ную. В частности, реабилитационный комплекс содержит различные виды тренингов: тренинги по дыханию, увеличение вариабельности сердечного цикла, тренинги по регуляции температуры, мышечной релаксации, альфа-тренинги и т.д. Данные, собранные в процессе тренингов, применяются для разработки коррекционно-оздоровительных мер, а именно: комплексов лечебно-физкультурных упражнений, спортивно-оздоровительных мероприятий, физиотерапевтических, бальнеологических факторов, санаторно-курортного лечения [9].

Современное видение психологов проблемы причин происшествий на транспорте и роли в них человеческого фактора сводится к смещению акцентов с ответственности отдельного работника на коллективную ответственность - сообщества людей одной системы как профессионалов и их мотивацию, причем в большей степени не материальную, а на моральную ее составляющую, то что побуждает и направляет к деятельности [10]. «Для машиниста мотивация деятельности представляет собой совокупность побуждения в подготовке (профессиональной, психологической и физиологической) и непосредственно в безопасном ведении поезда. Уверенность в себе, настрой на положительный исход поездки, принятие правильных решений и своевременное исполнение управляющих действий позволяют машинисту надежно работать с минимальной затратой энергии» [11].

Профессиональный отбор, помимо специфических, должен включать физиологические, психологические и специальные методы обследования [12].

Принцип проактивности означает реализацию профилактических мероприятий, направленных на снижение риска производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников организации.

Так, в работе главного инженера Октябрьской железной дороги В.Ф. Танаева «Система управления охраной труда на полигоне Октябрьской железной дороги» отмечено, что «в целях снижения случаев производственного травматизма на полигоне дороги проводится планомерная профилактическая работа, целью которой является развитие культуры безопасности труда путем разработки дальнейших шагов по построению модели формирования культуры безопасности в структурных подразделениях» [6].

В докладе главного инженера Октябрьской железной дороги В.Ф. Танаева на тему «Система управления охраной труда на полигоне Октябрьской железной дороги» на V Международной научно-практической конференции ТЭБТРАНС-2016 27 октября 2016 года в ФГБОУ ВО ПГУПС было отмечено, что в настоящее время в ОАО «РЖД» уже реализуется программа действий по предотвращению случаев производственного травматизма, включающая следующие мероприятия:

- оценка влияния человеческого фактора на возникновение случая травмы на производстве и определения доли ответственности причастных работников к этому событию;

- анализ и оценка профессиональных рисков;

- режимы управления охраной труда в ОАО «РЖД» в зависимости от уровня производственного травматизма;

- комплексная оценка состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П);

- весенние и осенние смотры состояния охраны труда в структурных подразделениях ОАО «РЖД»;

- система подготовки и обучения с оценкой уровня развития профессиональной компетенции.

В дополнение, необходимы комплексные программы профилактики и реабилитации специалистов, направленные на повышение профессиональной и общей стрессоустойчивости, что несомненно в дальнейшем скажется на увеличении профессионального долголетия и снижении риска травматизма. Так, в работе Н.Э. Ревенко отмечено, что «в психологическом, психофизиологическом сопровождении специалистов ответственных профессий главным направлением считается поддержание оптимального функционального состояния в процессе профессиональной деятельности, реабилитация, с целью поддержания их высокой работоспособности, высокой надежности, сохранения профессионального здоровья и активного долголетия» [9].

Принцип экономичности подразумевает, что получаемый эффект от мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда, должен превышать затраты на их проведение.

Основываясь на вышеизложенных принципах, для профилактики профессиональных заболеваний и реабилитации работников железнодорожного транспорта предлагается использовать спортивные и реабилитационные тренажеры на базе электропневматического привода.

Обоснование и необходимость использования спортивных и реабилитационных тренажеров уже имеет большой опыт в различных видах транспорта. Так, в работе [13] обоснование использования спортивных тренажеров для космонавтов объясняется тем, что дефицит мышечной активности в полете ликвидируется путем ежедневного выполнения космонавтами физических тренировок на велоэргометре, комплексном тренажере «бегущая дорожка», во время 8 - 10-часового ношения нагрузочного костюма, выполнения упражнений с эспандером и проведением электростимуляции отдельных групп мышц. Следует отметить, что работа машиниста поезда также предполагает, как правило, длительное малоподвижное положение тела.

В работе автора [12] приводится пример внедрения биотехнической системы (БТС), которая предназначена для поддержания или восстановления работоспособности персонала (функциональное состояние, уровень внимания, бодрствования и т.д.) при подготовке к выполнению ответственных операторских задач путем нормализации вегетативного баланса, вариабельности сердечного ритма, снижения уровня тревожности и оптимизации функциональной активности коры головного мозга.

БТС, которая включает в себя также тренажер, предназначена для обследования, диагностики, тренировки и коррекции параметров дыхательной и кардиоваскулярной систем в автономных условиях. По мнению автора, профессиональный отбор, помимо специфических, должен включать физиологические, психологические и специальные методы обследования. Перед каждым «стартом» должна производиться оценка текущего функционального состояния оператора в сравнении с его индивидуальной нормой, заложенной в экспертной системе.

В научных исследованиях автора [14] приводится обобщенная характеристика достоинств тренажеров на базе электропневмопривода:

- отсутствие реакции на силу притяжения;

- отсутствие инерционной силы от системы грузов;

- регулируемая в большом диапазоне развиваемая приводом тренажера сила;

- возможность динамичного изменения развиваемой приводом тренажера силы в требуемом диапазоне регулирования с точностью в пределах ±1 Н в статическом режиме и ±30 Н в динамическом режиме в рабочей точке частотной характеристики;

- улучшенные массо-габаритные характеристики: масса тренажеров более чем в 10 раз меньше стандартных силовых тросо-блочных тренажеров;

- малая площадь размещения (0,8 кв.м);

- бесшумны в использовании;

- высокий ресурс силовых элементов конструкции и силового привода - до 50 тысяч км пробега;

- нетравмоопасны - отсутствие тросовых креплений и металлических утяжелителей;

- широкий спектр функций (реабилитация и инклюзивный тренинг, активный фитнес и обычная физкультура, спорт с высокими достижениями результата);

- возможность динамичного изменения тренировочной нагрузки;

- возможность технического обновления и повышения технического уровня тренажера - доукомплектация системой компьютерного управления тренировками, позволяющая менять нагрузку по заданной программе.

Специалистами [15] давно отмечено, что по сравнению с гидроприводом пневматические устройства имеют ряд преимуществ: быстродействие, отсутствие возвратных линий, безопасность в пожарном отношении, малая чувствительность к изменениям температуры окружающей среды, меньшая требовательность к герметичности, простота разборки узлов и трубопроводов, сравнительная дешевизна используемой энергии.

Также следует подчеркнуть достоинства пневматических устройств по сравнению с механическими звеньями: простота передачи энергии и движения на большие расстояния и в произвольном направлении, сравнительная простота конструкции самих пневматических устройств и управления ими, их широкая автоматизация, большая свобода выбора места установки и расположения исполнительных механизмов, быстродействие.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Благодаря этим характеристикам тренажер на базе электропневмопривода наиболее эффективен в использовании, там где другие тренажеры или с другими типами приводов уступают по разным причинам: большая чувствительность к изменениям температуры окружающей среды и течь масла у тренажеров с гидроамортизаторами, отсутствие мобильности, свободного выбора места, небезопасность нагрузки, большие массо-габаритные характеристики у крупногабаритных силовых тросо-блочных тренажеров, трудоемкие в сервисном ремонте электромагнитные тренажеры с маховиком (степперы, гребные тренажеры).

В работе автора [17] проводится обоснование выбора электропневматического тренажера как наиболее эффективного тренажера в зависимости от типа привода (электромеханический, электропневматический, электрогидравлический) методом стоимостных регрессионных зависимостей на примере комплексной оценки уровня качества.

В работе автора [14] была поставлена задача: разработать и создать тренажер на базе электропневматического привода, на котором могли бы заниматься как спортсмены высшей квалификации, так и инвалиды, перенесшие спинно-мозговую травму и передвигающиеся на креслах-колясках. Работы по разработке данной пневматической схемы, проводились А.С. Бондаренко в сотрудничестве со специалистами из Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лезгафта и компании «Камоцци Пневматика». В ходе уточнения и доработки технического задания для обеспечения высокого качества и приемлемой цены разрабатываемого автором тренажера для российского рынка совместно со специалистами по пневматике были предложены различные пневматические схемы. Для сборки и тестирования разрабатываемого тренажера была выбрана следующая пневматическая схема (рис. 4).

Рис. 4. Принципиальная схема спортивного и реабилитационного

тренажера

Отличительной особенностью тренажера на базе электропневматического привода являются исполнительные пневмоцилиндры, предназначенные для увеличения и уменьшения нагрузки. Рабочая нагрузка осуществляется за счет сопротивления воздуха. Источник сжатого воздуха, как показано на рис.4, подает воздух на регулятор требуемого усилия, на который приходит сигнал об уровне нагрузки от устройства управления на базе ПЛК. Исполнительные пневмоцилиндры обеспечивают незначительную нагрузку в начальной стадии движения, когда мышцы находятся в относительно расслабленном состоянии. По мере сокращения мышц увеличивается подаваемая нагрузка. В момент максимального сокращения мышц система обеспечивает максимальную нагрузку, далее она постепенно снижается и мышцы расслабляются. Точность и безопасность дозировки силы сопротивления обеспечивает высокую эффективность применения тренажера. Программное обеспечение позволяет синхронизировать индивидуальные особенности пользователя с блоком управления сигналов задания за счет датчика положения, скорости и усилия, создавать индивидуальные спортивные упражнения, программы профилактики и реабилитации, и анализировать результаты.

В связи с вышеприведенными статистическими данными по травматизму машинистов, а также высоким уровнем риска психофизиологического выгорания в данной профессии использование тренажера на базе электропневматического привода будет являться эффективной профилактикой и средством поддержания мышц в тонусе при малоподвижной работе машиниста, которая усугублена неудобной позой в постоянном психофизиологическом напряжении, а также при реабилитации и восстановлении сил.

Тренажер состоит из колонны с системой управления, складываемых поручней, основания с регулируемыми опорами, направляющей с передвигаемыми роликами. В зависимости от крепления, тренажер может имеет напольное и настенное исполнение.

Тренажер на базе электропневматического привода предлагается использовать в настенном исполнении с целью его установки в комнате отдыха для персонала на любую из вертикальных стен (рис. 5).

Рис. 5. Кабина отдыха поездной бригады (вариант места размещения тренажера)

Габариты настенного тренажера: высота 2,2 м, ширина поручней 1 м, вылет поручней 0,8 м (основание отсутствует), что говорит о малом занимаемом пространстве. Выполнять упражнения можно также при убранных поручнях, тогда вылет тренажера составит 0,4 м.

В связи с тем, что данный тренажер технически приспособлен в части пневматической магистрали поезда, то затраты на энергию несущественны. Все остальные затраты при использовании практически отсутствуют из-за уникальности тренажера. В отличие от стандартных спортивных тренажеров в данном тренажере отсутствуют: обшивки из кожи, механические блоки, штыри, грузы, подшипники качения и скольжения, которые приходится зачастую менять, а также габаритные и тяжелые предметы (блоки нагружения, рычаги), которые небезопасны и могут принести ушибы и трамвы, тем более в движущемся поезде и небольшом пространстве.

Пневматические узлы имеют большую долговечность по сравнению с гидравлическими и механическими передачами.

Техническое обслуживание проводится 1 раз в полгода. Оно заключается в проверке общего состояния тренажера, чистке и смазке штока цилиндра, смазке и регулировке роликов, проверке фильтров и влагоотдели-телей.

Технико-экономические показатели тренажера на базе электропневматического привода приведены в таблице. При расчетах использовались данные фирмы Сашо771 [18].

Основные технико-экономические показатели проекта использования тренажера на базе электропневматического

привода

Основные технико-экономические показатели Тренажер на базе элек-

№ тропневматического привода

1 Стоимость тренажера, руб. 140 000

Расход воздуха при 3-часовой беспрерыв-

2 ной работе, амплитуде движений пользователя 500 мм, число повторений 45, л 80

3 Цена воздуха, руб./1 куб.м 31

4 Переменные эксплуатационные затраты: 2000

затраты на воздух, руб/мес.

5 Затраты на ТО и ТР, руб (ТО проводится 1 раз в полгода) 2500

6 Габариты в рабочем состоянии, высота* ширина* длина, м 2,2*1*0,8 - с поручнями, 2,2*0,2*0,4 - без поручней

7 Уровень шума, дБ (А) 45

8 Экономический эффект на 1 единицу тренажера за время эксплуатации 1 год, руб. 72000

9 Период окупаемости проекта, лет 2 года

Проведенные расчеты показывают, что внедрение тренажеров на базе электропневматического привода на предприятиях железнодорожного транспорта, в том числе на полигоне Октябрьской железной дороги, позволит получить следующие результаты:

1. Повысится работоспособность и улучшится состояние здоровья машинистов и других работников АО «РЖД»;

2. Сократится риск производственного травматизма и наездов;

3. Уменьшится нагрузка на врачей и работа медицинских центров за счет уменьшения обращений к ним;

4. Сократятся затраты на проведение операций, лечения, реабилитации после травм и болезней;

5. Сократятся затраты на реализацию внеочередных и внеплановых мероприятий и осуществление комплексных мер при несчастных случаях;

6. Сократятся затраты на компенсационные выплаты после производственных травм и болезней;

7. Затраты на приобретение тренажера окупятся за 2 года при работе тренажера 131400 часов;

8. Экономический эффект на 1 единицу тренажера за время эксплуатации 1 год составит 72000 рублей.

Представленный в современной научной и специальной литературе комплексный проактивный подход к улучшению условий и охраны труда формирует новые требования к средствам решения этой задачи, в том числе на железнодорожном транспорте. Одним из эффективных способов ее решения является использование тренажеров на базе электропневматического привода для поддержания или восстановления работоспособности персонала благодаря их многочисленным преимуществам: простотой в обслуживании, безопасности использования, экологичности, малым габаритам и небольшой массе, относительной бесшумности, технической приспособленности в части единой пневмомагистрали, простоте сборки и установки. Особенно эффективно внедрение и использование данного тренажера в местах отдыха поездных бригад для проведения лечебно-физкультурных упражнений в части профилактических мероприятий для работников АО «РЖД», в большей степени для машинистов - в целях повышения тонуса в мышцах от малоподвижной сидячей работы и выполнения операций в неудобной позе, а также для реабилитации с целью поддержания высокой работоспособности и надежности, сохранения профессионального здоровья и активного долголетия персонала. В результате это положительно отразится на работе специалистов различных профессий, в том числе машинистов, будет способствовать сокращению риска производственного травматизма работников транспортных организаций, повышению производительности труда и станет экономически выгодным с позиции окупаемости затрат.

Список литературы

1. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) [Электронный ресурс]. URL: Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 10.05.2017).

2. Племянник Т.Ю., Чернова Г.Р. Специфика формирования синдрома выгорания у машинистов локомотивного депо // Человек и транспорт. (Психология. Экономика. Техника): материалы II Междунар. науч.-практ. конф. СПб.: ПГУПС, 2012. С. 200 - 205.

118

3. Белозеров В. Л. Социально-экономические аспекты техносферной безопасности на транспорте // Техносферная и экологическая безопасность на транспорте (ТЭБТРАНС-2016): материалы V Юбилейной Междунар. науч.-практ. конф. СПб.: ФГБОУ ВО ПГУПС, 2016. С. 28 - 31.

4. Раенок Д.Л., Емельянов А.А., Завьялов А.М. Возможности повышения эффективности профилактики наезда подвижного состава на работников инфраструктуры железных дорог // Техносферная и экологическая безопасность на транспорте (ТЭБТРАНС-2016): материалы V Юбилейной Междунар. науч.-практической конф. СПб.: ФГБОУ ВО ПГУПС. 2016. С.154 - 160.

5. Борисовская Н.В. Мотивация безопасной работы на железнодорожном транспорте путём создания положительной стимуляции // Человек и транспорт. (Психология. Экономика. Техника): материалы II Междунар. науч.-практ. конф. СПб.: ПГУПС. 2012. С. 246 - 250.

6. Танаев В.Ф. Система управления охраной труда на полигоне Октябрьской железной дороги // Техносферная и экологическая безопасность на транспорте (ТЭБТРАНС-2016): материалы V Юбилейной Междунар. науч.-практ. конф. СПб.: ФГБОУ ВО ПГУПС, 2016. С. 194 - 198.

7. Пути снижения влияния человеческого фактора на безопасность производственных процессов / В. А. Аксенов, А.М. Завьялов, Ю.В. Завьялова, Л. А. Асташкина // Техносферная и экологическая безопасность на транспорте (ТЭБТРАНС-2016): материалы V Юбилейной Междунар. науч.-практ. конф. СПб.: ФГБОУ ВО ПГУПС, 2016. С. 7 - 10.

8. Палкина Е.С. Идентификация рисков развития высокоскоростного железнодорожного сообщения в России и потенциальные способы реагирования на них (на примере проекта ВСМ «Москва - Казань») // Развитие экономической науки на транспорте: устойчивость развития железнодорожного транспорта: сб. докладов IV Междунар. науч.-практической конф. Киров: МЦНИП, 2016. С. 321 - 343.

9. Ревенко Н.Э., Назаренко А.Н. К вопросу о психофизилогическом сопровождении профессиональной деятельности операторов (на примере авиадиспетчеров) // Человек и транспорт. (Психология. Экономика. Техника.): материалы II Междунар. науч.-практ. конф. СПб.: ПГУПС, 2012. С.205 - 210.

10. Бахмат Е.М. Мотивационное обеспечение деятельности человека на транспорте // Человек и транспорт. (Психология. Экономика. Техника): материалы II Междунар. науч.-практ. конф. СПб.: ПГУПС, 2012. С.236 - 240.

11. Боровский В.С., Дегтярев А.А., Сберегаева А.А. Безопасность движения поездов на железных дорогах, человеческий фактор // Человек и транспорт. (Психология. Экономика. Техника): материалы II Междунар. науч.-практ. конф. СПб.: ПГУПС, 2012. С. 31 - 36.

119

12. Суворов Н.Б. Контроль переходных состояний оператора (бодрствование - сон) // Человек и транспорт. (Психология. Экономика. Техника): материалы II Междунар. науч.-практ. конф. СПб.: ПГУПС. 2012. С.221 - 224.

13. Благинин А.А., Колосов И. А. Медико-биологическая коррекция функционального состояния и работоспособности космонавтов в условиях космического полета // Человек и транспорт. (Психология. Экономика. Техника): материалы II Междунар. науч.-практической конф. СПб.: ПГУПС. 2012. С. 26 - 31.

14. Бондаренко А.С. Исследование и разработка пневматической системы для реабилитационного и спортивного тренажера // научн. статей: Менеджмент 21-го века. Драйверы социально-экономического развития: материалы 16-й Международной науч.-практ. конф. СПб.: РГПУ им А.И. Герцена, 2016. С. 274 - 278.

15. Наземцев А.С. Гидравлические и пневматические системы: учеб. пособие. М.: Форум, 2004. Ч. 1. Пневматические приводы и средства автоматизации. 240 с.

16. Харченко А.Н. Повышение точности и быстродействия промышленных механотронных электропневматических следящих приводов на основе аппаратной и программной интеграции мехатронных компонентов: дис .... канд. техн. наук. М., 2010. 195 с.

17. Бондаренко А.С. Использование метода стоимостных регрессионных зависимостей на примере комплексной оценки уровня качества реабилитационных и спортивных тренажеров // Российский экономический интернет-журнал [Электронный ресурс] / ОАО "ИТКОР". Электрон. журн. М.: ИТКОР. 2016. № 1. Режим доступа: URL: http://e-rej .ru/upload/iblock /307/307799d4e83c79f17e071e6dac47fd (дата обращения 10.05.2017).

18. Каталог продукции Camozzi. 2016. [Электронный ресурс]. URL: Режим доступа: http://www.camozzi.ru/productiya/catalog/ (дата обращения 10.05.2017).

Бондаренко Артем Сергеевич, асп., modulmech@,gmail. com, Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого,

Палкина Елена Сергеевна, д-р экон. наук, проф., modulmech@,gmail.com, Россия, Санкт-Петербург, Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I

FEASIBITY STUDY ON THE USE OF TRAINING EQUIPMENT BASED ON THE ELECTRO-PNEUMA TIC DRIVE FOR THE PREVENTION OF OCCUPA TIONAL

DISEASES OF RAILWAY WORKERS

A.S. Bondarenko, E.S. Palkina 120

Advantages of use of sports and rehabilitation trainers on the basis of the electro-pneumatic drive for the prevention of occupational diseases and the recovery of psychophysi-cal functions of railway workers are considered. Conceptual approaches to improving working conditions and health status of the main staff of the transport organizations are resulted.

Key words: transport, training equipment, industrial injuries, occupational disease prevention. electro-pneumatic drive.

Bondarenko Artem Sergeevich, postgraduate, modulmech@,gmail. com, Russia, St. Petersburg, Saint Petersburg State Polytechnic University,

Palkina Elena Sergeyevna, doctor of economic sciences, professor, ele-na_palkina@,hotmailcom, Russia, St. Petersburg, Emperor Alexander I St. Petersburg State Transport University

УДК 534.1

РАСЧЕТНАЯ МОДЕЛЬ ВИБРАЦИОННОГО МЕХАНИЗМА С ТРУБЧАТОЙ ПРУЖИНОЙ

С.Л. Заярный, И.О. Лесовский

Рассмотрена математическая и расчетная модели вибрационного механизма. Полученные параметры расчетной модели вибрационного механизма являются исходными данными для моделирования динамического процесса взаимодействия вибрационного рабочего органа путевой машины и балласта.

Ключевые слова: математическая модель, вибровоздействие, вибрационный механизм, трубчатая пружина.

Процесс уплотнения балласта, в пределах рельсошпальной решётки железнодорожного пути, является сложным многофакторным процессом взаимодействия вибрационных рабочих органов (ВРО) путевой машины и балласта [1]. На практике наибольшее распространение получили ВРО, в которых вибрационное воздействия реализуется совместно с поступательным движением уплотнительной поверхности рабочего органа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.