Научная статья на тему 'Повышение безопасности труда на железнодорожном транспорте на основе снижения влияния человеческого фактора посредством внедрения концепции Vision Zero'

Повышение безопасности труда на железнодорожном транспорте на основе снижения влияния человеческого фактора посредством внедрения концепции Vision Zero Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1649
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОХРАНА ТРУДА / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ТРАВМАТИЗМ / ИННОВАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Салангина Наталья Петровна

В статье рассматривается концепция vision zero как основа управления системой охраны труда. Проведен анализ целей и задач концепции и разработанной на ее основе стратегии развития системы управления охраной труда в ОАО «РЖД» на период 2018 2022 гг. Данная статья посвящена исследованию вопросов охраны труда, условий труда, производственного травматизм на железнодорожном транспорте, основных нормативно-правовых актов, регламентирующих механизм реализации политики охраны труда работников. В работе проведен анализ статистических данных по производственному травматизму ОАО «РЖД» за период 2013 2017 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение безопасности труда на железнодорожном транспорте на основе снижения влияния человеческого фактора посредством внедрения концепции Vision Zero»

ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ НА ОСНОВЕ СНИЖЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА ПОСРЕДСТВОМ ВНЕДРЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ VISION ZERO

Салангина Н.П.

Салангина Наталья Петровна - магистр, направление: техносферная безопасность, профиль: управление охраной труда в компании, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российский университет транспорта (МИИТ), г. Москва

Аннотация: в статье рассматривается концепция vision zero как основа управления системой охраны труда. Проведен анализ целей и задач концепции и разработанной на ее основе стратегии развития системы управления охраной труда в ОАО «РЖД» на период 2018 - 2022 гг. Данная статья посвящена исследованию вопросов охраны труда, условий труда, производственного травматизм на железнодорожном транспорте, основных нормативно-правовых актов, регламентирующих механизм реализации политики охраны труда работников. В работе проведен анализ статистических данных по производственному травматизму ОАО «РЖД» за период 2013 - 2017 гг. Ключевые слова: охрана труда, железнодорожный транспорт, производственный травматизм, инновация, управление.

Специфичность условий функционирования железнодорожного транспорта, особенности производственных процессов в данной отрасли, сложность, новизна и разнообразие технологий, их частая смена, быстродействие современных машин и механизмов, сложность и определённая опасность процессов их обслуживания заставляют уделять значительное место развитию безопасности.

В связи с нестабильным состоянием охраны труда на железнодорожном транспорте, выражающимся значительным числом случаев производственного травматизма, и имеющимися проблемами в области обеспечения безопасности труда, данная статья посвящена вопросам совершенствования охраны труда с целью повышения уровня безопасности труда и снижения производственного травматизма.

Созданная система управления охраной труда в ОАО «РЖД» и проводимая работа по ее развитию позволила за период деятельности Компании снизить уровень общего производственного травматизма в 6,5 раза и смертельного травматизма в 5,6 раза (1123/146 в 2003 г.; 182/26 в 2017 г.).

Коэффициенты частоты производственного травматизма в ОАО «РЖД» так же снижены: общего производственного травматизма на 16,7 % (с 0,3 до 0,25); со смертельным исходом - на 2,6% (с 0,038 до 0,037) (Рисунок 1).

1200 1000

а

w л

7 >-

5 800

ж 3

X

:

1 600 at т:

0

5 400

7"

1 ^

О

эс

200 0

2003 2004 2005 2006 2007 2000 2009 2010 2011 2012 2013 2011 2015 2016 2017

■ Все го п oiTpri лд аш ил Ш в т. ч, с тяжел шел и; ходом ■ а т.ч, to сме ртель н ьгм исходом

Рис. 1. Динамика производственного травматизма в ОАО «РЖД» за период 2013 - 2017 годов

[1]

Говоря об инновационном подходе в области управления охраной труда на железнодорожном транспорте, следует выделить стратегию развития системы управления охраной труда в ОАО «РЖД» на период 2018-2022 гг. на основе концепции Vision Zero [2].

2 декабря 2017 года в рамках ежегодной выставки БиОТ-2017 Россия присоединилась к международному движению Vision Zero или Нулевой Травматизм. Vision Zero в своей истории восходит к 1990-м. Началась она не с рабочих мест, а с происшествий на дороге. Первоначально задача ставилась так: свести к нулю дорожные аварии со смертельным исходом. Ряд европейских стран (например, Швеция) по-прежнему работают в рамках этой программы. Потом многие государства подумали, почему не внедрить похожую концепцию в охране труда. Среди пионеров была Финляндия. Следующей присоединилась Германия, особенно в части добывающих отраслей. Таким образом, нарисовалось новое движение - Vision Zero - как стремление к нулевому травматизму на рабочем месте [3; 118].

Основные принципы программы Vision Zero, во-первых, превентивные меры. Анализ ситуации с несчастными случаями на рабочих местах позволяет сделать окончательное заключение: каждый несчастный случай можно было предотвратить. Цель концепции - формировать превентивные меры для предотвращения производственных травм, аварий, происшествий.

Вторая цель - для предотвращения нужен анализ деятельности человека на рабочем месте: его безопасности, состояния здоровья, его настроения. [4; 102] Последнее - новый тренд в европейской охране труда. Состояние души, настроение отражаются на производительности и результатах работы. Анализ статистики и ситуаций с происшествиями показал, что все больше травм происходит от неправильной организации труда и состояния «ментального здоровья» человека. (Речь о внутреннем мире и психологическом дискомфорте) [5; 107]. Этими вопросами важно управлять, чтобы они не привели к несчастным случаям. Люди в состоянии стресса на работе более склонны попадать в аварии [6; 3].

Vision Zero - это не цифры по снижению травматизма, которые могут или хотят принять. Vision Zero - о другом. Любой человек должен быть уверен, что каждый день сможет вернуться здоровым с работы. Это - главный принцип Vision Zero.

Чтобы сделать эту программу применимой на практике и она не осталась декларацией на бумаге, разработана специальная Vision Zero кампания по продвижению данной концепции.

С целью адаптировать принципы концепции на предприятии созданы семь золотых правил Vision Zero. Таким образом, Vision Zero из программы по снижению дорожно-транспортных происшествий превратилась в глобальную философию по предотвращению любых рисков на рабочем месте. Причем, здесь мы не столько опираемся на статистику по снижению травматизма на производстве, сколько воздействуем на сознание и умы людей, побуждая их к осознанной безопасности. Важный вопрос - повлиять на мировоззрение людей.

Существует семь золотых правил Vison Zero, которые отражают базовые принципы управления охраной труда и безопасностью на рабочем месте, которые осознает каждый, кто работал над снижением производственных рисков.

Правило № 1 - о лидерстве и демонстрации ответственного отношения и приверженности принципам программы. Менеджмент берет на себя эти функции и работает над превентивными мерами по предотвращению травматизма.

Правило № 2 - об определении рисков и угроз на рабочем месте.

Правило № 3 - об управлении рисками: на основании установленных рисков, вы должны разработать превентивные меры и программу по снижению и предотвращению травматизма.

Правило № 4 - о системном подходе к управлению рисками и их предотвращению. В этом вопросе важна регулярная аттестация и контроль рисков. Необходимо создание на предприятии системного управления охраной труда. Тогда предприятие будет постоянно улучшать условия работы и безопасность, снижая травматизм.

Правило № 5 - о контроле оборудования и рабочего места. Все машины и станки должны быть исправны и безопасны для рабочего. Рабочее место должно изначально проектироваться с учетом предотвращения и минимизации любых рисков.

Правила №6 и №7 касаются рабочих на их рабочем месте.

Правило №6 предполагает обучение и развитие компетенций сотрудника, чтобы он мог обеспечить свою безопасность, понимал и знал, как это сделать и почему это важно.

Правило №7 - о вовлечении сотрудников в создание системы безопасности и предотвращения рисков. Рабочие, выполняя ту или иную работу, разумеется, полностью понимают, какие риски с ней связаны, имеют видение об их предотвращении. Люди должны участвовать в программе лично, иметь внутреннюю мотивацию к осознанной безопасности. Без участия и вовлеченности рабочих в программу, нельзя ее реализовать.

Таким образом, системный подход к управлению охраной труда определяет совокупность производственных процессов, их связи, взаимодействия, а также выявляет процессы, которые приводят к желаемым результатам с минимальными издержками. Во - первых, большой эффект в улучшении условий труда дает внедрение системы менеджмента безопасности и охраны труда. Во - вторых, внедрение системы «нулевого травматизма» в компании, который основан на наблюдении за действиями работника во время выполнения заданий на его рабочем месте или участке. В - третьих, при наличии разных степеней опасности и вредности в компании, необходимы технические решения по снижению уровня производственных факторов, обеспечению условий безопасности труда. Инновационный подход в управлении охраной труда, способствует снижению риска производственного травматизма, созданию комфортных условий труда для каждого работника компании, повышается результативность и эффективность деятельности организации.

Список литературы

1. Официальный сайт ОАО «РЖД». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rzd.ru/ (дата обращения: 04.02.2019).

2. Стратегия развития системы управления охраной труда в ОАО «РЖД» на период 2018 - 2022 гг. (на основе концепции Vision Zero).

3. Демиденко Е.В. Человек на пути // Гудок, 2017. № 152.

4. Климова Е.В., Рыжиков Е.Н. Снижение производственного травматизма путем совершенствования системы управления охраной труда // Известия Тульского государственного университета. Науки о земле, 2017. № 1. С. 41-49.

5. Михайлов Ю.М. Промышленная безопасность и охрана труда. Справочник руководителя (специалиста) опасного производств-ого объекта / Ю.М. Михайлов. М.: Альфа-Пресс, 2016. 232 с.

6. Чернышенко О.В., Занина И.А. Специальная оценка условий труда и оценка профессионального риска в системе управления охраной труда // Концепт, 2017. № 57. С. 1-4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.