ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ НА ОСНОВЕ СНИЖЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА ПОСРЕДСТВОМ ВНЕДРЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ VISION ZERO
Салангина Н.П.
Салангина Наталья Петровна - магистр, направление: техносферная безопасность, профиль: управление охраной труда в компании, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российский университет транспорта (МИИТ), г. Москва
Аннотация: в статье рассматривается концепция vision zero как основа управления системой охраны труда. Проведен анализ целей и задач концепции и разработанной на ее основе стратегии развития системы управления охраной труда в ОАО «РЖД» на период 2018 - 2022 гг. Данная статья посвящена исследованию вопросов охраны труда, условий труда, производственного травматизм на железнодорожном транспорте, основных нормативно-правовых актов, регламентирующих механизм реализации политики охраны труда работников. В работе проведен анализ статистических данных по производственному травматизму ОАО «РЖД» за период 2013 - 2017 гг. Ключевые слова: охрана труда, железнодорожный транспорт, производственный травматизм, инновация, управление.
Специфичность условий функционирования железнодорожного транспорта, особенности производственных процессов в данной отрасли, сложность, новизна и разнообразие технологий, их частая смена, быстродействие современных машин и механизмов, сложность и определённая опасность процессов их обслуживания заставляют уделять значительное место развитию безопасности.
В связи с нестабильным состоянием охраны труда на железнодорожном транспорте, выражающимся значительным числом случаев производственного травматизма, и имеющимися проблемами в области обеспечения безопасности труда, данная статья посвящена вопросам совершенствования охраны труда с целью повышения уровня безопасности труда и снижения производственного травматизма.
Созданная система управления охраной труда в ОАО «РЖД» и проводимая работа по ее развитию позволила за период деятельности Компании снизить уровень общего производственного травматизма в 6,5 раза и смертельного травматизма в 5,6 раза (1123/146 в 2003 г.; 182/26 в 2017 г.).
Коэффициенты частоты производственного травматизма в ОАО «РЖД» так же снижены: общего производственного травматизма на 16,7 % (с 0,3 до 0,25); со смертельным исходом - на 2,6% (с 0,038 до 0,037) (Рисунок 1).
1200 1000
а
w л
7 >-
5 800
ж 3
X
:
1 600 at т:
0
5 400
7"
1 ^
О
эс
200 0
2003 2004 2005 2006 2007 2000 2009 2010 2011 2012 2013 2011 2015 2016 2017
■ Все го п oiTpri лд аш ил Ш в т. ч, с тяжел шел и; ходом ■ а т.ч, to сме ртель н ьгм исходом
Рис. 1. Динамика производственного травматизма в ОАО «РЖД» за период 2013 - 2017 годов
[1]
Говоря об инновационном подходе в области управления охраной труда на железнодорожном транспорте, следует выделить стратегию развития системы управления охраной труда в ОАО «РЖД» на период 2018-2022 гг. на основе концепции Vision Zero [2].
2 декабря 2017 года в рамках ежегодной выставки БиОТ-2017 Россия присоединилась к международному движению Vision Zero или Нулевой Травматизм. Vision Zero в своей истории восходит к 1990-м. Началась она не с рабочих мест, а с происшествий на дороге. Первоначально задача ставилась так: свести к нулю дорожные аварии со смертельным исходом. Ряд европейских стран (например, Швеция) по-прежнему работают в рамках этой программы. Потом многие государства подумали, почему не внедрить похожую концепцию в охране труда. Среди пионеров была Финляндия. Следующей присоединилась Германия, особенно в части добывающих отраслей. Таким образом, нарисовалось новое движение - Vision Zero - как стремление к нулевому травматизму на рабочем месте [3; 118].
Основные принципы программы Vision Zero, во-первых, превентивные меры. Анализ ситуации с несчастными случаями на рабочих местах позволяет сделать окончательное заключение: каждый несчастный случай можно было предотвратить. Цель концепции - формировать превентивные меры для предотвращения производственных травм, аварий, происшествий.
Вторая цель - для предотвращения нужен анализ деятельности человека на рабочем месте: его безопасности, состояния здоровья, его настроения. [4; 102] Последнее - новый тренд в европейской охране труда. Состояние души, настроение отражаются на производительности и результатах работы. Анализ статистики и ситуаций с происшествиями показал, что все больше травм происходит от неправильной организации труда и состояния «ментального здоровья» человека. (Речь о внутреннем мире и психологическом дискомфорте) [5; 107]. Этими вопросами важно управлять, чтобы они не привели к несчастным случаям. Люди в состоянии стресса на работе более склонны попадать в аварии [6; 3].
Vision Zero - это не цифры по снижению травматизма, которые могут или хотят принять. Vision Zero - о другом. Любой человек должен быть уверен, что каждый день сможет вернуться здоровым с работы. Это - главный принцип Vision Zero.
Чтобы сделать эту программу применимой на практике и она не осталась декларацией на бумаге, разработана специальная Vision Zero кампания по продвижению данной концепции.
С целью адаптировать принципы концепции на предприятии созданы семь золотых правил Vision Zero. Таким образом, Vision Zero из программы по снижению дорожно-транспортных происшествий превратилась в глобальную философию по предотвращению любых рисков на рабочем месте. Причем, здесь мы не столько опираемся на статистику по снижению травматизма на производстве, сколько воздействуем на сознание и умы людей, побуждая их к осознанной безопасности. Важный вопрос - повлиять на мировоззрение людей.
Существует семь золотых правил Vison Zero, которые отражают базовые принципы управления охраной труда и безопасностью на рабочем месте, которые осознает каждый, кто работал над снижением производственных рисков.
Правило № 1 - о лидерстве и демонстрации ответственного отношения и приверженности принципам программы. Менеджмент берет на себя эти функции и работает над превентивными мерами по предотвращению травматизма.
Правило № 2 - об определении рисков и угроз на рабочем месте.
Правило № 3 - об управлении рисками: на основании установленных рисков, вы должны разработать превентивные меры и программу по снижению и предотвращению травматизма.
Правило № 4 - о системном подходе к управлению рисками и их предотвращению. В этом вопросе важна регулярная аттестация и контроль рисков. Необходимо создание на предприятии системного управления охраной труда. Тогда предприятие будет постоянно улучшать условия работы и безопасность, снижая травматизм.
Правило № 5 - о контроле оборудования и рабочего места. Все машины и станки должны быть исправны и безопасны для рабочего. Рабочее место должно изначально проектироваться с учетом предотвращения и минимизации любых рисков.
Правила №6 и №7 касаются рабочих на их рабочем месте.
Правило №6 предполагает обучение и развитие компетенций сотрудника, чтобы он мог обеспечить свою безопасность, понимал и знал, как это сделать и почему это важно.
Правило №7 - о вовлечении сотрудников в создание системы безопасности и предотвращения рисков. Рабочие, выполняя ту или иную работу, разумеется, полностью понимают, какие риски с ней связаны, имеют видение об их предотвращении. Люди должны участвовать в программе лично, иметь внутреннюю мотивацию к осознанной безопасности. Без участия и вовлеченности рабочих в программу, нельзя ее реализовать.
Таким образом, системный подход к управлению охраной труда определяет совокупность производственных процессов, их связи, взаимодействия, а также выявляет процессы, которые приводят к желаемым результатам с минимальными издержками. Во - первых, большой эффект в улучшении условий труда дает внедрение системы менеджмента безопасности и охраны труда. Во - вторых, внедрение системы «нулевого травматизма» в компании, который основан на наблюдении за действиями работника во время выполнения заданий на его рабочем месте или участке. В - третьих, при наличии разных степеней опасности и вредности в компании, необходимы технические решения по снижению уровня производственных факторов, обеспечению условий безопасности труда. Инновационный подход в управлении охраной труда, способствует снижению риска производственного травматизма, созданию комфортных условий труда для каждого работника компании, повышается результативность и эффективность деятельности организации.
Список литературы
1. Официальный сайт ОАО «РЖД». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rzd.ru/ (дата обращения: 04.02.2019).
2. Стратегия развития системы управления охраной труда в ОАО «РЖД» на период 2018 - 2022 гг. (на основе концепции Vision Zero).
3. Демиденко Е.В. Человек на пути // Гудок, 2017. № 152.
4. Климова Е.В., Рыжиков Е.Н. Снижение производственного травматизма путем совершенствования системы управления охраной труда // Известия Тульского государственного университета. Науки о земле, 2017. № 1. С. 41-49.
5. Михайлов Ю.М. Промышленная безопасность и охрана труда. Справочник руководителя (специалиста) опасного производств-ого объекта / Ю.М. Михайлов. М.: Альфа-Пресс, 2016. 232 с.
6. Чернышенко О.В., Занина И.А. Специальная оценка условий труда и оценка профессионального риска в системе управления охраной труда // Концепт, 2017. № 57. С. 1-4.