Научная статья на тему 'Инновационный подход в области управления охраной труда на железнодорожном транспорте'

Инновационный подход в области управления охраной труда на железнодорожном транспорте Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1240
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОХРАНА ТРУДА / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ТРАВМАТИЗМ / ИННОВАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Салангина Наталья Петровна

Данная статья посвящена исследованию вопросов охраны труда, условий труда, производственного травматизма на железнодорожном транспорте, основных нормативно-правовых актов, регламентирующих механизм реализации политики охраны труда работников. В работе проведен анализ статистических данных по производственному травматизму ОАО «РЖД» за период 2013 2017 гг. В статье рассматриваются основные изменения правил охраны труда при эксплуатации подвижного состава и объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта для снижения риска получения травм и профзаболеваний. Выявлена необходимость совершенствования организации системы управления охраной труда с целью снижения производственного травматизма, минимизации негативного влияния на организм человека вредных факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационный подход в области управления охраной труда на железнодорожном транспорте»

Формулы трехпараметрической регрессии экспонентой получены в МаЫСа^ а соответствующие графические результаты представлены на рисунке 2.

тип А Ы330(Аа) = 1.14106ехр(-0.13 Ла)+1500

N.2зо(А) = 2.34106ехр(-0.13 Ла)+29900

тип В Ы330(А) = 1.91106ехр(-0.012 Ла)~ 1.04106

Для материала сварных швов с допустимыми дефектами при расчете РВС-20000 наиболее близко подходит зависимость М250(Аа), которая для амплитуды 40 МПа дает количество циклов до разрушения в 3 раза меньшее, чем для стали без швов.

Список литературы

1. Герасименко А.А. Прогнозирование остаточного ресурса стальных вертикальных резервуаров по параметрам циклической трещиностойкости в условиях двухосного нагружения. Дис. ... к.т.н. / Нац. минерально -сырьевой ун-т «Горный». Санкт-Петербург, 2014.

2. Кусков К.В. Малоцикловая усталость сварных соединений стали 09Г2С / К.В. Кусков, И.М. Ковенский // Вестник Магнитогор. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2012. № 3. С. 41-44.

3. Сосновцев А.П. Малоцикловая усталостная прочность окрайки РВС / Сосновцев А.П., Петровская М.В. // Тезисы III НПК «Нефтегазовый комплекс: проблемы и инновации», 2018. С. 106.

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Салангина Н.П.

Салангина Наталья Петровна - магистр, направление: техносферная безопасность, профиль: управление охраной труда в компании, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российский университет транспорта (МИИТ), г. Москва

Аннотация: данная статья посвящена исследованию вопросов охраны труда, условий труда, производственного травматизма на железнодорожном транспорте, основных нормативно-правовых актов, регламентирующих механизм реализации политики охраны труда работников. В работе проведен анализ статистических данных по производственному травматизму ОАО «РЖД» за период 2013 - 2017 гг. В статье рассматриваются основные изменения правил охраны труда при эксплуатации подвижного состава и объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта для снижения риска получения травм и профзаболеваний. Выявлена необходимость совершенствования организации системы управления охраной труда с целью снижения производственного травматизма, минимизации негативного влияния на организм человека вредных факторов.

Ключевые слова: охрана труда, железнодорожный транспорт, производственный травматизм, инновация, управление.

Железнодорожный комплекс имеет особое стратегическое значение для развития нашей страны. Он является связующим звеном единой экономической системы, обеспечивает стабильную деятельность промышленных предприятий, своевременный подвоз жизненно важных грузов в самые отдаленные уголки страны, а также является самым доступным транспортом для миллионов граждан.

I 11 I

Кроме того, для обеспечения бесперебойного функционирования железнодорожного транспорта на сегодняшний день работает 904 000 сотрудников, что говорит о глобальном социальном значении отрасли.

В ОАО «РЖД» выстроена и постоянно совершенствуется эффективная система управления охраной труда. Благодаря целенаправленным усилиям по ее развитию в период с 2003 по 2017 год Компании удалось снизить уровень общего производственного травматизма в 6,2 раза, до 182 случаев в 2017 году, и смертельного травматизма - в 5,6 раза, до 26 случаев в 2017 году [1].

Согласно данным Минтруда за 2016 год, показатели коэффициента частоты общего травматизма в ОАО «РЖД» были ниже, чем в целом в Российской Федерации, в 4,3 раза (0,3 против 1,3 по России в целом), со смертельным исходом - в 1,6 раза (0,038 против 0,062 соответственно). В 2017 году в ОАО «РЖД» количество работников, получивших производственные травмы, по отношению к 2016 году сократилось на 19 %, с тяжелым исходом - на 21 %, со смертельным исходом -на 8 %. Коэффициент частоты общего производственного травматизма снизился на 16,7 %, до 0,25, со смертельным исходом - на 5 %, до 0,036.

На рисунке 1 представлена динамика производственного травматизма в ОАО «РЖД» за период 2013-2017 годов.

343

2013 201Л 2015 2016 2017

# Всего пострадавших

# В том числе с тяжелым исходом

# В том числе со смертельным исходом

Рис. 1. Динамика производственного травматизма в ОАО «РЖД» за период 2013-2017 годов

[1]

В 2017 году на мероприятия по улучшению условий и охраны труда было направлено 20,1 млрд руб. По состоянию на 31 декабря 2017 года в Компании насчитывается 344 тыс. рабочих мест, из них с вредными условиями труда -88 тыс. рабочих мест, или 26 %. В 2017 году была проведена работа по улучшению условий труда работников на 37 тыс. рабочих мест. Общее количество рабочих мест с вредными условиями труда в 2017 году снижено на 7 тыс.

Говоря об инновационном подходе в области управления охраной труда на железнодорожном транспорте, следует выделить стратегию развития системы управления охраной труда в ОАО «РЖД» на период 2018-2022 гг. на основе концепции Vision Zero [2].

2 декабря 2017 года в рамках ежегодной выставки Би0Т-2017 Россия присоединилась к международному движению Vision Zero или Нулевой Травматизм. Vision Zero в своей истории восходит к 1990-м. Началась она не с рабочих мест, а с происшествий на дороге. Первоначально задача ставилась так: свести к нулю дорожные аварии со смертельным исходом. Ряд европейских стран (например, Швеция) по-прежнему работают в рамках этой программы. Потом многие государства подумали, почему не внедрить похожую концепцию в охране труда.

I 12 I

Среди пионеров была Финляндия. Следующей присоединилась Германия, особенно в части добывающих отраслей. Таким образом, нарисовалось новое движение - Vision Zero - как стремление к нулевому травматизму на рабочем месте [3; 118].

Основные принципы программы Vision Zero, во-первых, превентивные меры. Анализ ситуации с несчастными случаями на рабочих местах позволяет сделать окончательному заключение: каждый несчастный случай можно было предотвратить. Цель концепции - формировать превентивные меры для предотвращения производственный травм, аварий, происшествий.

Вторая цель - для предотвращения нужен анализ деятельности человека на рабочем месте: его безопасности, состояния здоровья, его настроения. [4; 102] Последнее - новый тренд в европейской охране труда. Состояние души, настроение отражаются на производительности и результатах работы. Анализ статистики и ситуаций с происшествиями показал, что все больше травм происходит от неправильной организации труда и состояния «ментального здоровья» человека. (Речь о внутреннем мире и психологическом дискомфорте) [5; 107]. Этими вопросами важно управлять, чтобы они не привели к несчастным случаям. Люди в состоянии стресса на работе более склонны попадать в аварии [6; 3].

Таким образом, системный подход к управлению охраной труда определяет совокупность производственных процессов, их связи, взаимодействия, а также выявляет процессы, которые приводят к желаемым результатам с минимальными издержками. Во-первых, большой эффект в улучшении условий труда дает внедрение системы менеджмента безопасности и охраны труда. Во - вторых, внедрение системы «нулевого травматизма» в компании, который основан на наблюдении за действиями работника во время выполнения заданий на его рабочем месте или участке. В - третьих, при наличии разных степеней опасности и вредности в компании, необходимы технические решения по снижению уровня производственных факторов, обеспечению условий безопасности труда. Инновационный подход в управлении охраной труда, способствует снижению риска производственного травматизма, созданию комфортных условий труда для каждого работника компании, повышается результативность и эффективность деятельности организации.

Список литературы

1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rzd.ru/ (дата обращения: 04.02.2019).

2. Стратегия развития системы управления охраной труда в ОАО «РЖД» на период 2018-2022 гг. (на основе концепции Vision Zero).

3. Демиденко Е.В. Человек на пути // Гудок, 2017. № 152.

4. Климова Е.В., Рыжиков Е.Н. Снижение производственного травматизма путем совершенствования системы управления охраной труда // Известия Тульского государственного университета. Науки о земле, 2017. № 1. С. 41-49.

5. Михайлов Ю.М. Промышленная безопасность и охрана труда. Справочник руководителя (специалиста) опасного производств-ого объекта / Ю.М. Михайлов. М.: Альфа-Пресс, 2016. 232 с.

6. Чернышенко О.В., Занина И.А. Специальная оценка условий труда и оценка профессионального риска в системе управления охраной труда // Концепт, 2017. № 57. С. 1-4.

I 13 I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.