Обеспечение безопасности труда на железнодорожном
транспорте
В. М. ПОНОМАРЕВ, канд. экон. наук, профессор, заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности Московского государственного университета путей сообщения
^ Сегодня в условиях реформирования структуры желез-
й. --- нодорожного транспорта особую значимость приобре-Ниг тает обеспечение безопасности труда, снижение уров-!Нн ня производственного травматизма и профессиональ-мЯН^ ных заболеваний. По показателям производственного травматизма на железнодорожном транспорте Россия существенно отстает от стран ЕС, при этом наибольшее число травм происходит по причинам организационного характера.
Условия труда на железнодорожном транспорте специфичны: примерно у 70 % работников они связаны с какими-либо движущимися объектами, т. е. с опасностью получения травм [1], при этом нередко обстоятельства складываются так, что у человека не остается времени на принятие необходимых, адекватных данной ситуации решений. Поэтому работникам железнодорожного транспорта абсолютно необходимы четкие знания о безопасном поведении на объектах транспорта, навык постоянной концентрации внимания, умение быстро и четко ориентироваться в создавшейся ситуации, привычка строго соблюдать производственную дисциплину.
К опасным факторам рабочей среды на железной дороге относят:
• движущиеся объекты (подвижной состав, машины, механизмы, краны, внутрицеховой транспорт);
• электрический ток;
• электрические сети, в том числе контактную сеть электрифицированных железных дорог;
• электроустановки, трансформаторы, распределители, машины и механизмы с электроприводом, в том числе подвижной состав, работающий на электроприводе;
• острые кромки;
• сосуды, работающие под давлением;
• части обрушающихся конструкций;
• предметы, падающие с высоты;
• коррозию, ослабляющую металлические конструкции и способствующую их внезапному разрушению;
• открытое пламя и горячие поверхности, прикосновение к которым может вызывать ожоги;
• недостаточную освещенность объектов;
• скользкие поверхности, повышающие риск падения с них человека.
Одной из важнейших задач в сфере железнодорожного транспорта является обеспечение его работникам безопасных условий труда.
По данным автоматизированной системы сбора, передачи и обработки данных о производственном травматизме (АУАНСЖД, разработана во Всероссийском научно-исследовательском институте железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ)), в 2009 г. в ОАО «РЖД» травмировано 620 работников, из них 78 человек погибло. На железных дорогах от производственных травм пострадало 407 человек, в том числе 53 человека погибло [2]. Необходимо отметить, что в 2009 г. число травм, полученных работниками, уменьшилось на 4 %; а количество травм со смертельным исходом сокра-
тилось на 3%. В подразделениях железных дорог общий травматизм снизился на 13 %, количество травм со смертельным исходом уменьшилось на 20 %.
Однако эти показатели нельзя признать удовлетворительными. Сравнив их с общеевропейской статистикой, следует констатировать, что в ЕЭС на 100 легких случаев травматизма приходится 10 тяжелых и один со смертельным исходом, в то время как в России эти показатели составляют 37 и 20 соответственно.
При снижении общего числа производственных травм в некоторых подразделениях РЖД травматизм вырос. Это произошло:
• на трех железных дорогах (Забайкальской: с 36 до 44 пострадавших; Красноярской: с 15 до 19; Сахалинской: с 4 до 5);
• в двух хозяйствах (управления перевозками: с 24 до 32 пострадавших; автоматики и телемеханики: с 13 до 16);
• в четырех функциональных филиалах: (Центральной дирекции по ремонту пути: с 34 с момента создания в 2008 г. до 73 пострадавших; Федеральной пассажирской дирекции: с 58 до 74; Центральной дирекции по ремонту вагонов: с 18 до 24; Центральной станции связи: с 10 до 14).
Количество травмированных со смертельным исходом возросло:
Рис. 1. Распределение коэффициентов частоты производственного травматизма в ОАО «РЖД» в 2009 г.
Эксплуатация неисправных машин, механизмов, оборудования, подвижного состава, инструментов (3,5%) -
Конструктивные недостатки, недостаточная надежность машин, механизмов, подвижного состава (1,3%)-
Неудовлетворительная организация и контроль над производством работ (26,2%) -►
Нарушение технического процесса (15,6%) _
Неудовлетворительное техническое состояние зданий, сооружений (1,1%)-
Неудовлетворительное содержание рабочих мест, недостатки в их организации
(3,5%)
Физическое воздействие посторонних лиц на работников ж.-д. транспорта (1,4 %)
Взрыв подстанций, ж.-д. полотна, помещения вокзала при терактах (0,8%)
Нападение постороннего лица с оружием на работника ж.-д. транспорта (0,7%)
Низкое качество металла верхнего строения пути, деталей подстанций, инструмента (0,3%)
Нарушение требований безопасности эксплуатации подвижного состава и безрельсовых транспортных средств (2,3%)
Недостатки в обучении безопасным приемам труда (4,4%)
Воздействие внешней среды (6%)
Учебные причины (4,4%)
Неприменение средств коллективной
и индивидуальной защиты
(2,8%)
Несовершенство технического процесса (2,5%)
Использование работника не по специальности (1,6%)
Производственный травматизм
Нарушение правил дорожного движения (5,3%)
Нарушение трудовой и производственной дисциплины (23,9%)
А
Нарушение требований инструкции по охране труда для работников, чей труд требует осторожности (13,4%)
А -
Осознанное несоблюдение элементарных мер безопасности, опасные приемы труда (1,6%)
А
Нахождение пострадавшего в состоянии алкогольного опьянения (1,6%)
Человеческий фактор (31,5%)
Невыполнение работником функций в рамках своих обязанностей (1,1%)
Рис. 2. Основные причины производственного травматизма в ОАО «РЖД» (по схеме Исикавы)
• на шести железных дорогах (Московской: с 6 до 8 погибших; Свердловской: с 5 до 6; Забайкальской: с 4 до 5; Северной: с 2 до 4; Красноярской: с 1 до 3; Дальневосточной: с 2 до 3);
• в трех хозяйствах (пути и сооружений: с 21 до 27 погибших; вагонном: с 3 до 5; управления перевозками: с 1 до 5);
• в трех функциональных филиалах (Центральной дирекции по ремонту пути: с 4 с момента создания в 2008 г. до 15 погибших; Федеральной пассажирской дирекции: с 3 до 6 погибших; Центральной станции связи: с 1 до 2 погибших).
Коэффициент частоты (кч) травматизма со смертельным исходом (число погибших на 1000 работающих) в целом в ОАО «РЖД» сохранился на уровне 2008 г. и составил 0,07; на железных дорогах он снизился на 13%, составив 0,07 (2008 г. — 0,08).
При этом в некоторых подразделениях РЖД значение коэффициента частоты травматизма со смертельным исходом было превышено. Это произошло на восьми железных дорогах (на Сахалинской — в 3,7 раза; Приволжской — в 2,6 раза; Забайкальской — в 1,6 раза; Московской, Горьковской, Свердловской, Красноярской —
в 1,4 раза; Северной — в 1,1 раза) и в трех хозяйствах (электрификации и электроснабжения — в 2,7 раза; пути и сооружений — в 2 раза; вагонном — в 1,3 раза).
Распределение коэффициентов частоты производственного травматизма в ОАО «РЖД» представлено на рис. 1.
Из 410 работников хозяйств ОАО «РЖД», получивших производственные травмы различной степени тяжести, наиболее часто травмировались:
• работники хозяйства пути и сооружений — 39 %;
• локомотивного — 18%;
• хозяйства электрификации и электроснабжения — 9 %;
• вагонного — 7 %;
• управления перевозками — 7 %.
Проанализируем причины производственного травматизма в ОАО «РЖД», используя схему Исикавы (рис. 2).
Анализ свидетельствует о том, что наибольший процент травматизма приходится на блок организационных причин (52,2%), а наименьший (4,4%) связан с так называемыми учебными причинами.
Повышение безопасности труда работников ОАО «РЖД» в последние годы является одним из основных направлений деятельности компании, причем
как с позиции обеспечения устойчивости перевозочного процесса, так и в рамках социально-экономической стратегии развития. Так, на Октябрьской железной дороге был запущен пилотный проект поведенческих аудитов безопасности; кроме того, на протяжении последних лет компанией выделяются значительные ресурсы на обеспечение безопасности труда [3].
На рис. 3 приведен Э'ЭДОТ-анализ существующей системы управления охраной труда в ОАО «РЖД», который позволяет определить баланс сил, оценить риски и выбрать действия для минимизации рисков и их последствий.
Повышение безопасности труда на железнодорожном транспорте может быть достигнуто за счет следующих мер:
• более тщательного профессионального отбора работников;
• применения современных средств в обучении, переподготовке и инструктаже работников;
• обеспечения безопасности технологических производств;
• обеспечения безопасной эксплуатации подвижного состава и производственного оборудования;
• обеспечения безопасной эксплуатации инфраструктуры железных дорог;
Сильные стороны
Слабые стороны
Проведение структурных реформ
Высокий уровень социальной защищенности
Накопленный опыт по улучшению условий труда
Слабая система мотивации труда работника
Внедрение инновационных технических средств и технологий, обеспечивающих безопасные условия труда
Неэффективная модель организации управленческой структуры ОАО "РЖД"
Ценовое давление производителей средств индивидуальной защиты
Неоперативное приспособление норм пожарной безопасности к быстро меняющемуся правовому полю
Высокий уровень износа технических средств
Отставание норм пожарной безопасности от мирового уровня
Реализация целевых инвестиционных программ по охране труда
Повышение привлекательности ж.-д. профессий за счет целевой кадровой и социальной политики
Повышение конкурентоспособности, предложение услуг высокого качества и высокого уровня безопасности
Возможность самостоятельно распоряжаться финансовыми и другими ресурсами при выделении видов и деятельности дочерних и зависимых обществ
Демографический аспект (несбалансированность спроса и предложения)
Сокрытие фактов травматизма и искажение отчетности по охране труда
Отсутствие эффективного управления рисками и техногенными катастрофами
Человеческий фактор
СУОТ
Возможности
Угрозы
Рис. 3. SWOT-анализ существующей системы управления охраной труда в ОАО «РЖД»
• обеспечения устойчивости перевозочного процесса;
• улучшения условий труда работников;
• обеспечения работников средствами индивидуальной защиты.
ЛИТЕРАТУРА
1. Клочкова Е. А. Промышленная, пожарная и экологическая безопасность на железнодорожном транспорте: Учеб. пособие. — М.: ГОУ «Учебно-методический центр по образованию
на железнодорожном транспорте», 2007. — 456 с.
2. Анализ условий труда и производственного травматизма в ОАО «РЖД» за 2009 г.
3. Официальный сайт ОАО «РЖД» http://rzd.ru/