Научная статья на тему 'СПОСОБЫ, ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ, ПРИСОЕДИНЕНИЯ, РАЗДЕЛЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ'

СПОСОБЫ, ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ, ПРИСОЕДИНЕНИЯ, РАЗДЕЛЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
112
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КЛЮЧЕВЫЕ ЮРИДИЧЕСКОЕ РАСРОРЯДИТЕЛЬНЫЙ ПОРЯДОК / ЯВОЧНО-НОРМАТИВНЫЙ РАЗРЕШИТЕЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ / УЧРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ- УЧРЕДИТЕЛЬНЫЙ ДОГОВОР / УСТАВ / LEGAL ENTITY / DISRUPTIVE ORDER / REFERENCE REGIMEN / PERMISSIVE RE-ORDER / STATE REGISTRATION / CONSTITUENT DOCUMENTS - CONSTITUENT AGREEMENT / CHARTER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Таршхоев Р. Б.

Посвящена способам, основам , присоединения, разделения и ликвидации института лиц. В этого даны способы, и основы юридических лиц, согласующиеся с действующего законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHODS, AND BASIS FOR THE OF ENTITIES

The article is devoted to methods and legal foundations for the creation, accession, separation and liquidation of the institution for legal entities. Within this framework, the methods are given, methods and legal bases for the re-creation of legal entities that are consistent with the laws of the current civil legislation.

Текст научной работы на тему «СПОСОБЫ, ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ, ПРИСОЕДИНЕНИЯ, РАЗДЕЛЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ»

УДК 34

Таршхоев Р.Б. студент 3 курса магистратуры РЭУ им. Г.В. Плеханова филиал в Пятигорске научный руководитель: Фомичев Н.Я., к.ю.н.

доцент

кафедра уголовного права и процесса РЭУ им. Г.В. Плеханова Россия, г. Пятигорск

СПОСОБЫ, ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ, ПРИСОЕДИНЕНИЯ, РАЗДЕЛЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Аннотация. Статья посвящена способам, правовым основам создания, присоединения, разделения и ликвидации института юридических лиц. В рамках этого значения даны способы, признаки и правовые основы создания юридических лиц, согласующиеся с нормами действующего гражданского законодательства.

Ключевые слова: юридическое лицо; расрорядительный порядок; явочно-нормативный порядок; разрешительный порядок; государственная регистрация; учредительные документы-учредительный договор, Устав.

Torshhoev R.B.

3rd year master's student The branch of "REU them. G. V. Plekhanov in Pyatigorsk

Russia Pyatigorsk

Scientific adviser: Fomichev N. I am. K. Yu. N., associate Professor Associate Professor of criminal law and procedure REU

them. G. V. Plekhanov Russia, Pyatigorsk THE CONCEPT, METHODS, CHARACTERISTICS AND LEGAL BASIS FOR THE CREATION OF LEGAL ENTITIES

Annotation. The article is devoted to methods and legal foundations for the creation, accession, separation and liquidation of the institution for legal entities.

Within this framework, the methods are given, methods and legal bases for the re-creation of legal entities that are consistent with the laws of the current civil legislation.

Key words: legal entity; disruptive order; reference regimen; permissive reorder; state registration; constituent documents - constituent agreement, Charter.

Отталкиваясь от характера участия госорганов в регистрации юридического лица, существуют следующие способы образования юридических лиц.

При помощи распорядительного порядка: юридическое лицо создаётся на основе распоряжения (или решения) собственника имущества либо

уполномоченного собственником органа. Подобный способ характерен при создании государственных и муниципальных предприятий и учреждений.

Инициатива учредителей и их явка в государственный орган для образования юридического лица. В этом случае согласия иных лиц, а также госорганов, не требуется. Не нужна в этом случае и подготовка соответствующего пакета документов. Подобное разрешение предусмотрено нормой закона. Госорган должен проверить, соблюден ли порядок образования юрлица, соответствует ли его характер и цели общим требованиям, которые действующее законодательство предъявляет к данной организационной форме.

Следующий способ - это разрешительный порядок: инициатива создания исходит от будущих участников (учредителей) юридического лица. Госорган либо другое юрлицо должен проверить законность образования нового юридического лица и дать на его образование свое разрешение.

Создание юрлицо возможно на основании решения учредителя (либо учредителей) об учреждении юрлица. Такое решение учредитель может принять единолично, либо, если учредителей несколько, их единогласным решением. Решение об учреждении юрлица должно содержать сведения об учреждении юрлица, об утверждении устава создаваемой организации, а также о порядке, размере и способах, сроках образования его имущества. В решении также должны указываться сведения об избрании (либо назначении) органов юр лица, информация о результатах голосования, проведенного учредителями по вопросу учреждения юридического лица а также о порядке совместной их деятельности по созданию юрлица, если будет учреждено корпоративное юрлицо.

Правовая основа деятельности любого юридического лица. Помимо действующего законодательства, это его учредительные документы. Именно в учредительных документах учредители данного юрлица могут более точно сформулировать применение общих норм права применительно к собственным интересам. 104 Важно отметить, что состав учредительных документов применительно к разным видам юрлиц будет различаться.

Так, деятельность обществ с ограниченной либо дополнительной ответственностью, а также ассоциаций и союзов может осуществляться на основе устава либо учредительного договора.

Если речь идет о работе хозяйственных товариществ (полных либо на вере), то основой для их деятельности является учредительный договор. Иные юрлица должны иметь устав. Для них он будет являться единственным учредительным документом.

В этом документе юрлица необходимо отразить его наименование, а также постоянное место нахождения данного юрлица, способ осуществления управления деятельностью данного юрлица. Устав также содержит другие

104 Рассказов О.Л. Юридические лица в сфере предпринимательской деятельности В Российском государстве теоритический и историко-правовой анализ Краснодар: Институт государства и права РАН. 2018. С.48.

сведения, отраженные в законе для юридических лиц.

Учредительный договор представляет собой гражданско-правовой договор, который носит консенсуальный характер и призван регулировать отношения, возникающие между учредителями при образовании и последующей деятельности юрлица. По своей сути от схож с договором простого товарищества. Однако, по мнению ряда правоведов, учредительный договор является совершенно самостоятельным видом договора. Он будет обладать юридической силой лишь в случае, когда составлен в письменной форме (простой либо с нотариальным заверением).

Устав должен быть утвержден учредителями. При этом необходимо заметить, что подписывать устав должны не сами учредители юрлица, а лица, которые ими уполномочены. Ими могут являться, к примеру, председатель, а также секретарь общего собрания. Устав оранизации - это нормативный акт. Данный нормативный акт имеет локальный характер. В документе должно быть определено правовое положение юрлица, он также призван регулировать отношения, возникающие между участниками и самим юрлицом.

Образование юридического лица путём реорганизации.

Провести реорганизацию юрлица могут решить его учредители (участники) либо орган юридического лица, уполномоченный на эти действия учредительным документом. Помимо этого, проведение реорганизации юрлица через его разделение либо выделение из состава данной организации одного (нескольких) юрлица может быть инициировано решением суда. Это происходит в случаях, предусмотренных действующим законодательством. Допустимо проведение реогрганизации юридического лица при одновременном сочетании различных форм. Нормой статьи 57 ГК РФ предусмотрено несколько форм реализации: слияние; присоединение; разделение; а также выделение и преобразование.

Факт реорганизации юрлица должен быть подтвержден госрегистрацией юрлиц, которые создаются при проведении данной реорганизации, а также в случае реорганизации через присоединение к данному юрлицу другого юрлица. Первое юрлицо будет считаться реорганизованным только с момента появления соответствующей записи в ЕГРЮЛ (касательно прекращения деятельности присоединяемого юрлица).

Госрегистрация юридического лица, которое создается через реорганизацию (при регистрации нескольких юрлиц - первого по времени государственной регистрации), возможна не ранее, чем после истечения срока, установленного для обжалования принятого решения о такой реорганизации.

Правопреемственность юрлиц в случае их реорганизации зависит от типа реорганизации. В случае слияния юрлиц их права, а также обязанности перейдут новому юридическому лицу. В случае, если происходит присоединение юрлица к другому юрлицу, последнее приобретает все права и обязанности юрлица, которое было присоединено. Если имел место факт

разделения юрлица, тогда его права, а также обязанности будут распределены между новыми юридическими лицами, что должен отразить передаточный акт. Если из состава организации происходит выделение одного либо сразу нескольких юрлиц, каждое из них получает определенные права и обязанности юрлица, прошедшего процедуру реорганизации. Их перечень будет определен в передаточном акте. Когда происходит преобразование юридического лица со сменой организационно-правовой формы, тогда права, а также обязанности юрлица, которое было реорганизовано, в отношении прочих лиц остаются неизменными. Исключение составляют лишь прав и обязанности касательно учредителей (или участников), так как их изменение проистекает из самой процедуры реорганизации.

Все аспекты, касающиеся правопреемства реорганизованного юрлица, включая все его обязательства, должны найти свое отражение в передаточном акте. Утверждают данный акт учредители (либо участники) юрлица. Также право его утверждения есть у органа, которым было принято решение о проведении данной реорганизации. Передаточный акт, а также комплект учредительных документов должен быть передан для проведения процедуры госрегистрации юрлиц, которые создаются через процедуру реорганизации.

В случае, если такой передаточный акт не был передан одновременно с учредительными документами организации, либо в нем обнаружилось отсутствие в положений, касающихся правопреемственности по обязательствам юрлица, которое проходит процедуру реорганизации, организация получает отказ в госрегистрации юрлиц, которые должны быть созданы через процедуру реорганизации.

У учредителей (участников) юрлица либо органа, которым было принято решении о проведении реорганизации, возникает обязанность уведомить кредиторов реорганизуемой организации о процедуре реорганизации, которая будет иметь место. Уведомление должно быть направлено каждому из кредиторов в письменной форме. При получении подобного письменного уведомления, кредиторы имеют право потребовать прекращения либо же досрочного исполнения реорганизуемой организацией всех обязательств, которые она имеет перед данным кредитором. Также кредиторы вправе требовать от данной организации возмещения убытков. Если возникла ситуация, когда не удается определить правопреемника реорганизуемой оргнизации, вновь созданным юрлица предстоит нести солидарную ответственность касательно всех обязательств, которые были ранее у реорганизованной организации.

Ликвидация юридического лица. Данная процедура подразумевает полное прекращение деятельности юрлица, при этом его права и обязанности не перейдут к другим лицам. Если обратиться к Гражданскому Кодексу РФ, он предлагает полный перечень оснований, которые могут привести к ликвидации юрлица. По аналогии с реорганизацией, ликвидация

организации может происходить как в добровольном порядке, так и в принудительном, то есть на основании судебного решения.

Причиной добровольной ликвидации юридического лица может стать решение учредителя либо органа юрлица, факт достижения цели создания организации, а также истечение срока создания.

Причиной ликвидации юридического лица в судебном порядке может стать иск со стороны госорганов либо органов местного самоуправления, обладающих законодательным правом требовать ликвидации этого лица. Также причиной может явиться факт признания недействительной госрегистрации данной организации (по причине допущения грубых нарушений действующего законодательства в момент ее создания, когда подобные нарушения имеют неустранимый характер). Также причиной иска госорганов либо органов местного самоуправления о ликвидации организации может стать ведение ею деятельности без получения соответствующего разрешения (или лицензии), без вступления в ряды СРО или без получения допусков для выполнения определенных работ, когда такие действия предусмотрены действующим законодательством. Иск с требованием о ликвидации организации может быть подан госорганами и в случае, когда данная организация ведет деятельность, которая запрещена действующим законодательством либо нарушает нормы российской Конституции и других нормативно-правовых актов. Другие причины ликвидации юридического лица также предусмотрены действующим законодательством.

Ликвидация юридического лица проходит в несколько этапов.

Уполномоченный орган организации должен принять решение о ликвидации и сообщить о данном решении в уполномоченный госорган -Федеральную налоговую службу. Он также должен предпринять усилия по выявлению кредиторов и их письменному оповещению о факте ликвидации. Имущество юрлица подлежит реализации. Также при ликвидации организации необходимо удовлетворить требования кредиторов, составить ликвидационный баланс и провести процедуру госрегистрации прекращения деятельности юрлица.

Лицу, которым было принято законное решение о ликвидации организации, необходимо сообщить о принятии такого решения в госорган, который ведет ЕГРЮЛ с целью внесения в данный реестр сведений о нахождении организации в процессе ликвидации. Такое уведомление должно быть передано только в письменном виде. Также информация о будущей ликвидации юрлица должна быть опубликована в установленном законом порядке. Для ликвидируемого юридического лица назначается ликвидационная комиссия, также определяются сроки ликвидации организации и ее порядок. Данная норма содержится в статье 62 ГК РФ.

Выполняя возложенные на нее обязанности, ликвидационная комиссия должна провести работу по выявлению кредиторов ликвидируемой организации, а также приложить усилия для получения от ее контрагентов

имеющейся кредиторской задолженности. Помимо этого, ликвидационной комиссии надлежит провести письменное уведомление кредиторам о том, что данная организация проходит процедуру ликвидации.

Также ликвидационная комиссия должна опубликовать в СМИ, которые печатают подобные уведомления, сообщение касательно ликвидации организации, в котором сообщается о порядке, а также сроках заявления кредиторами своих требований. Минимально предусмотренный для этой процедуры срок составляет 2 месяца с даты публикации такого сообщения о ликвидации юрлица.

Когда срок предъявления кредиторами своих требований истекает, для организации должен быть составлен промежуточный ликвидационный баланс. Этот баланс должен утверждаться органом, которым было принято решение о ликвидации данного юрлица. Когда денежных средств, которыми располагает ликвидируемая организация (кроме учреждений), оказывается недостаточно, чтобы удовлетворить все заявленные требования кредиторов, перед ликвидационной комиссией ставится задача по проведению продажи имущества, которым располагает ликвидируемая организация. Такая продажа проводится в формате публичных торгов.

Использованные источники: 1. Рассказов О.Л. Юридические лица в сфере предпринимательской деятельности В Российском государстве теоритический и историко-правовой анализ Краснодар: Институт государства и права РАН. 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.