Научная статья на тему 'Реорганизация предприятий в Российской Федерации'

Реорганизация предприятий в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1235
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Налоги и финансы
Область наук
Ключевые слова
РЕОРГАНИЗАЦИЯ / ПРАВОПРЕЕМСТВО ПРИ РЕОРГАНИЗАЦИИ / ФОРМЫ РЕОРГАНИЗАЦИИ / ЭТАПЫ РЕОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воробьева Лариса Станиславовна

Реорганизация предприятия, как один из возможных путей повышения эффективности работы организации, представляет собой совокупный процесс, объединяющий в себе нормы гражданского, налогового, трудового и административного законодательства.Форма реорганизации определяется в зависимости от состояния внешней среды, в которой функционирует предприятие. Изменения внешней среды часто побуждают руководство организации радикально менять действующую стратегию развития организации, что позволяет в будущем обеспечить быстрый рост и максимальное извлечение прибыли и(или) иного полезного эффекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reorganization of enterprises in the Russian Federation

Reorganization of enterprise as one of possible ways to increase the efficiency of organization, presents a complex process comprising civil, tax, labour and administrative regulations. The form of reorganization is to be determined depending on the environment in which the enterprise operates. Any changes of the environment often induce the management of the organization to change drastically the current development strategy of the enterprise, which allows to ensure rapid growth and maximum profit in future, and/or any other useful effect.

Текст научной работы на тему «Реорганизация предприятий в Российской Федерации»

© 2013 г.

Л.С. Воробьева

реорганизация предприятии

в российской федерации

Воробьева Лариса Станиславовна - доцент кафедры экономики и финансов Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения, канд. экон. наук.

(E-mail: [email protected])

Пытаясь вывести предприятие из кризиса, многие руководители стараются предпринять максимально эффективные меры. Одной из таких мер является реорганизация предприятия. Под реорганизацией как экономической категорией понимают совокупность мероприятий, связанных с изменением структуры акционерного капитала.

Статьей 57 ГК РФ определены виды реорганизации юридических лиц

1. Слияние - это процесс объединения двух и более юридических лиц, в результате которого первоначально существующие предприятия закрываются, а вместо них открывается новое предприятие, объединяющее их капитал и обязательства.

2. Присоединение - это процесс, в результате которого к одному предприятию, продолжающему функционировать, присоединяется другое предприятие, которое при этом перестает существовать самостоятельно.

3. Разделение - процесс, в котором одно предприятие закрывается и на его основе открывается два и более новых предприятия.

4. Выделение - ситуация, когда из предприятия, продолжающего работать, выделяется несколько предприятий, а первое предприятие сохраняется.

5. Преобразование при различных видах реорганизации означает, что появляется только один правопреемник.

Основные цели, которые преследуют участники реорганизации - это прежде всего, финансовая выгода (укрупнение юридического лица, увеличение материального и имущественного фонда), увеличение доли присутствия на рынке, оптимизация налогообложения. Многие руководители охотно шли на реорганизацию еще и потому, что видели в ней один из надежных способов уклонения от выплаты налоговой задолженности и штрафных санкций. Ведь действующее законодательство не предписывало вновь созданным предприятиям принимать на себя ответственность по налоговым обязательствам своего предшественника. В итоге все долги перед бюджетом оставались на старом предприятии, которое затем ликвидировалось, так и не погасив их.

Однако с введением в действие первой части Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) ситуация изменилась. НК РФ предусматривает, что налоговые права и обязанности могут в полной мере переходить от предшественника к созданному на его основе предприятию.

Иными словами, теперь возможно правопреемство в налоговых отношениях. По нашему мнению, если вновь создаваемое предприятие хотят освободить от налогового груза предшественника, то необходимо выплатить все старые долги и удовлетворить все требования кредиторов, в том числе и государства (задолженность по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды относится в соответствии с п. 1 ст. 64 ГК РФ к кредиторской задолженности четвертой очереди).

1 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями [Электронный ресурс]// КонсультантПлюс: база данных.

Основы правового регулирования реорганизации предприятия в настоящее время осуществляются:

1. ГК РФ.

2. НК РФ.

3. Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129-ФЗ).

4. Федеральным законом от 26.12.1995 № 129-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее - Закон № 208-ФЗ).

Согласно ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами2.

В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

Если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительными документами, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию этого юридического лица.

С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Внешний управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации юридических лиц. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц.

Далее статья 58 ГК РФ определяет правопреемство при реорганизации юридических лиц.

Под правопреемством понимают переход права и(или) обязанности от одного субъекта (правопредшественника) к другому (правопреемнику). Исходя из этого, задолженность по уплате недоимок, заработной платы и т.д. в обязательном порядке должна включаться в разделительный баланс3.

В соответствии со ст. 58 ГК РФ переход прав и обязанностей от одного юридического лица к другому в процессе реорганизации оформляется соответствующими правоустанавливающими документами: передаточным актом (при реорганизации в формах слияния, присоединения и преобразования) или разделительным балансом (при реорганизации в формах разделения и выделения). Учитывая большую значимость этих документов, к ним предъявляются особые требования. В частности, в п. 1 ст. 59 ГК РФ предусматривается, что передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами4. Исходя из приведенной нормы закона, можно сделать вывод о том, что в передаточном акте и разделительном балансе должны содержаться сведения обо всех обязательствах долгового характера, а также всех правах требования, передаваемых реорганизуемым юридическим лицом своему правопреемнику, с обязательным указанием (подробной балансовой расшифровкой) числящихся по каждому кредитору и должнику денежных сумм.

Чтобы не допустить нарушения порядка оформления правопреемства при реорганизации, в ГК РФ предусмотрено специальное правило, согласно которому в случае отсутствия в передаточном акте или в разделительном балансе положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица государственная регистрация вновь возникших юридических лиц не производится (абз. 2 п. 2 ст. 59 ГК РФ).

2 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями [Электронный ресурс]// КонсультантПлюс: база данных.

3 Там же.

4 Там же.

При различных формах реорганизации правопреемниками выступают:

- при слиянии, на основании передаточного акта (п. 1 ст. 58 ГК РФ) - юридическое лицо, возникшее в результате слияния (п. 4 ст. 50 НК РФ);

- при присоединении, на основании передаточного акта (п. 2 ст. 58 ГК РФ) - юридическое лицо, к которому присоединились другие юридические лица (п. 5 ст. 50 НК РФ);

- при разделении, на основании разделительного баланса (п. 3 ст. 58 ГК РФ) - юридическое лицо, возникшее в результате разделения (п. 6 ст. 50 НК РФ);

- при выделении, на основании разделительного баланса (п. 3 ст. 58 ГК РФ) - правопреемник отсутствует (п. 8 ст. 50НК РФ);

- при преобразовании, на основании передаточного акта (п. 5 ст. 58 ГК РФ) - вновь возникшее юридическое лицо (п. 9 ст. 50 НК РФ).

Требованием ст. 58 и 59 ГК РФ обеспечивается состав и содержание документов в целях правопреемства вновь организованных фирм.

К таким документам относятся: передаточный акт, разделительный баланс, ликвидационный баланс, консолидированный баланс.

Передаточный акт - документ, являющийся основой составления отчетности по реорганизованной и реальной передачи имущества новым фирмам. Передаточный акт утверждается всеми учредителями организации.

Разделительный баланс - стандартный баланс на дату разделения имущества между разделившимися предприятиями.

Ликвидационный баланс является промежуточным балансом, который составляется ликвидационной комиссией, содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица.

В обязательном порядке составляется для организаций, закрываемых при реорганизации в два этапа:

- на первом этапе составляется (разрабатывается) промежуточный баланс (ликвидационный) на дату принятия решения о реорганизации;

- на втором этапе разрабатывается окончательный ликвидационный баланс на дату государственной регистрации ликвидируемого предприятия.

Утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица.

Консолидированный баланс - баланс, созданный путем объединения двух или нескольких балансов, объединяющихся в один отчетный бухгалтерский документ.

Гарантиям прав кредиторов юридического лица при его реорганизации посвящена ст. 60 ГК РФ, в соответствии с которой учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица. Кредитор реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков. Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами.

Кредитор вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения убытков. В таком случае до полного исполнения обязательств перед кредиторами реорганизация приостанавливается.

Если по разделительному балансу не представляется возможным определить правопреемника, то вновь созданные юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами.

Требования кредиторов удовлетворяются в очередности в соответствии со ст. 64 ГК РФ.

Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов при реорганизации юридического лица регламентируется ст. 50 НК РФ. Согласно данной статье исполнение обязанности по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника (правопреемников) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и(или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанных обязанностей. При этом правопреемник

(правопреемники) должен уплатить все пени, причитающиеся по перешедшим к нему обязан-ностям5.

На правопреемника (правопреемников) реорганизованного юридического лица возлагается также обязанность по уплате причитающихся сумм штрафов, наложенных на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до завершения его реорганизации. При разделении юридические лица, возникшие в результате такого разделения, признаются правопреемниками реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов.

Безусловно, существуют особенности налогообложения при реорганизации организаций, которые отражены в п. 1 ст. 162 НК РФ. Исходя из данной статьи, в случае реорганизации в форме слияния, присоединения, разделения, преобразования вычетам у правопреемника (правопреемников) подлежат суммы налога, исчисленные и уплаченные реорганизованной организацией с сумм авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг)6.

Согласно ст.15 Закона № 209-ФЗ общество может быть добровольно реорганизовано в порядке, предусмотренном настоящим федеральным законом. Особенности реорганизации общества -субъекта естественной монополии, более 25 процентов акций которого закреплено в федеральной собственности, определяются федеральным законом, устанавливающим основания и порядок реорганизации такого общества (в ред. Федерального закона от 24.05.1999 № 101-ФЗ)7. Другие основания и порядок реорганизации общества определяются ГК РФ и иными федеральными законами.

Как уже было сказано выше, реорганизация общества может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. Общество считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Государственная регистрация вновь возникших в результате реорганизации обществ и внесение записи о прекращении деятельности реорганизованных обществ осуществляются в порядке, установленном федеральными законами. В соответствии со п. 6 ст. 15 Закон № 208-ФЗ реорганизуемое общество после внесения в единый государственный реестр юридических лиц (далее -ЕГРЮЛ) записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о своей реорганизации, соответствующее требованиям, установленным п.п. 6.1 и 6.2 настоящей статьи. В случае, если в реорганизации участвуют два и более общества, сообщение о реорганизации опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации обществ обществом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации8. В случае реорганизации общества кредиторам предоставляются гарантии, предусмотренные ст. 60 ГК РФ.

При этом кредиторы общества в течение 30 дней с даты последнего опубликования уведомления о реорганизации юридического лица вправе потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств общества и возмещения им убытков. Если разделительный баланс или передаточный акт не дает возможности определить правопреемника реорганизованного общества, юридические лица, созданные в результате реорганизации, несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного общества перед его кредиторами.

Более подробно процедура реорганизации предприятия рассмотрена Законом № 129-ФЗ, ст. 17 которого уточняет документы, представляемые при регистрации юридического лица создаваемого путем реорганизации.

5 Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31.07.1998 № 146-ФЗ [Электронный ресурс]// Консультант Плюс: база данных.

6 Там же.

7 Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» [Электронный ресурс]// Консультант Плюс: база данных.

8 Там же.

финансовая стратегия

Согласно ст. 16 Закона № 129-ФЗ реорганизация юридического лица в форме разделения с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц считается завершенной, а юридическое лицо, реорганизованное в форме разделения, считается прекратившим свою деятельность9.

Закон № 129-ФЗ также предусматривает порядок взаимодействия регистрирующих органов по месту нахождения реорганизуемых и создаваемых в результате реорганизации юридических лиц.

Настоящий Порядок, разработанный в соответствии с Законом № 129-ФЗ, определяет правила взаимодействия налоговых органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц (далее - регистрирующий орган), при государственной регистрации в связи с реорганизацией юридических лиц, в случае если место нахождения создаваемого в результате реорганизации и(или) реорганизуемого юридического лица расположено вне территории, подведомственной регистрирующему органу, осуществившему внесение в ЕГРЮЛ записей в связи с реорганизацией юридического лица (юридических лиц)10.

Можно выделить следующие этапы проведения реорганизации предприятия в РФ:

1. В акционерных обществах - оценка рыночной стоимости акций.

2. Проведение общего собрания участников (акционеров) общества по вопросу реорганизации общества в форме разделения.

3. Выкуп у участников (акционеров) долей (акций) в связи с их выходом из собственников общества.

4. Уведомление налогового органа по месту учета о предстоящей реорганизации в срок не позднее трех дней с момента принятия решения о реорганизации (ст. 23 НК РФ).

5. Уведомление о реорганизации всех имеющихся кредиторов, а также публикация сообщения о реорганизации в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц.

6. Получение требований кредиторов о погашении кредиторской задолженности. Кредиторы общества в в течение 30 дней с даты направления им уведомлений или течение 30 дней с даты опубликования сообщения о принятом решении вправе письменно потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств общества и возмещения им убытков.

7. Составление реестра требований кредиторов. Реестр требований кредиторов должен содержать информацию о наименовании, месте нахождения кредитора, основаниях для требования о погашении задолженности (договор, товаросопроводительные документы, счета), о сумме к погашению, сумме штрафов, неустоек в связи с нарушением договорных условий.

8. Выверка расчетов с кредиторами и определение сумм кредиторской задолженности к погашению. Данный этап может быть оформлен как часть инвентаризации имущества и обязательств, проведение которой обязательно в случае реорганизации. На данном этапе ведутся переговоры реорганизуемого общества с кредиторами о размере и способах погашения задолженности, т.к. погашение всей задолженности может привести к истощению оборотных средств общества.

9. Погашение кредиторской задолженности до момента завершения реорганизации.

10. Проведение инвентаризации имущества и обязательств преобразуемого общества в соответствии с требованиями Закона «О бухгалтерском учете».

11. Формирование разделительного баланса.

12. Начало процедуры конвертации прав участников (акционеров) в уставных капиталах правопреемников. При реорганизации в виде выделения задолженность возникает перед участниками (акционерами), переходящими в выделяемое общество. При реорганизации в виде разделения отражается задолженность перед собственниками обществ-правопреемников.

13. Передача документов на государственную регистрацию.

14. Завершение государственной регистрации юридических лиц.

15. Составление акта приемки-передачи активов и обязательств.

16. Перенос данных бухгалтерского учета в учетные системы правопреемников.

17. Завершение процедуры конвертации прав участников (акционеров) в уставном капитале. Вторая часть процедуры конвертации связана с погашением правопреемником задолженности перед акционерами (участниками) по получению акций (долей) в уставном капитале.

9 Федеральный закон от 08.12.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [Электронный ресурс]// КонсультантПлюс: база данных.

10 Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.