Научная статья на тему 'Реорганизация и ликвидация юридических лиц в Кыргызской Республике: проблемы теории и практики'

Реорганизация и ликвидация юридических лиц в Кыргызской Республике: проблемы теории и практики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6719
298
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЫРГЫЗСКАЯ РЕСПУБЛИКА / ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО / СУБЪЕКТЫ / ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА / РЕОРГАНИЗАЦИЯ / ЛИКВИДАЦИЯ / УСТАВ / УЧРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ / ПЕРЕДАТОЧНЫЙ АКТ / РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ БАЛАНС

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Насбекова С.К.

В данной статье рассматривается институт юридических лиц в гражданском праве Кыргызской Республики. Пути и методы решения актуальных проблем в области прекращения деятельности юридических лиц. В статье нашли отражение разработка проблем реорганизации, вопросы ликвидации. Особое внимание уделяется на проблемы в теории и правоприменительной практике в данной области на примере Кыргызской Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реорганизация и ликвидация юридических лиц в Кыргызской Республике: проблемы теории и практики»

УДК 347.195.5 (575.2) (04)

Насбекова С.К.

к.ю.н., и.о.доцента кафедры гражданского права и процесса юридического факультета КНУ им. Ж. Баласагына

РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

В данной статье рассматривается институт юридических лиц в гражданском праве Кыргызской Республики. Пути и методы решения актуальных проблем в области прекращения деятельности юридических лиц. В статье нашли отражение разработка проблем реорганизации, вопросы ликвидации. Особое внимание уделяется на проблемы в теории и правоприменительной практике в данной области на примере Кыргызской Республики.

Ключевые слова: Кыргызская Республика, гражданское право, субъекты, юридические лица, реорганизация, ликвидация, устав, учредительные документы, передаточный акт, разделительный баланс.

На сегодняшний день проблема прекращения деятельности юридического лица заслуживает рассмотрения в силу того, что вследствие указанного события такое лицо выбывает из числа субъектов гражданского права, и приходится решать вопрос о судьбе обязательств, участником которых было прекращающее существование юридическое лицо. В зависимости от наличия правопреемства различают такие виды прекращения юридических лиц, как реорганизация и ликвидация.

Реорганизация — это прекращение деятельности юридического лица, сопровождающееся общим правопреемством (сингулярное правопреемство при реорганизации невозможно). В результате реорганизации возникают одно либо несколько новых юридических лиц, являющихся обязанными по отношениям, в которых участвовало прекратившее существование юридическое лицо.

Ликвидация представляет собой прекращение деятельности юридического лица без правопреемства, т.е. прекращение как самого юридического лица, так и его прав и обязанностей.

Реорганизация юридического лица — прекращение, которое влечет возникновение новых организаций или значительное изменение юридической личности. Реорганизация происходит в формах слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования.

- Слияние является одним из способов реорганизации юридического лица, когда происходит слияние, то все права и обязанности каждого из них переходят, согласно передаточному акту (разделительному балансу), к новому созданному юридическому лицу. Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. [Гражданский кодекс Кыргызской Республики часть первая от 8 мая 1996 г. (№ 16 по состоянию на 30.07.2015г.), п.1 ст. 94]

- Присоединение — еще один из способов реорганизации юридического лица, заключается в том, что организация, которая существует за счет того, что другие организации вливаются в нее, после вливания они утрачивают все признаки юридического лица. При этом способе реорганизации, обязанности и права одной организации, которая ранее существовала, переходят к другой организации. Они переходят к укрупняющему юридическому лицу, согласно передаточному акту. [Гражданский кодекс Кыргызской Республики часть первая от 8 мая 1996 г. (№ 16 по состоянию на 30.07.2015г.) п.2 ст. 93]

- Разделение также является одним из способов реорганизации юридического лица, оно означает дробление одного юридического лица, после которого оно прекращает свое существование, на несколько маленьких организаций. Соответственно, права и обязанности также делятся и переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом. [Гражданский кодекс Кыргызской Республики часть первая от 8 мая 1996 г. (№ 16 по состоянию на 30.07.2015г.), п.3 ст. 93]

- Выделение также является способом реорганизации юридического лица, также как и при разделении, происходит разукрупнение юридических лиц, но отличается от разделения тем, что при выделении, разукрупненная организация не перестает существовать, но в тоже время ее характеристики как юридической личности уменьшаются, также уменьшается численность участников, имущественный комплекс, объем гражданской правоспособности. Все эти характеристики выходят из нее и переходят к возникшим на такой основе юридическим лицам. Документом, фиксирующим подробности данного процесса, является составляемый при этом разделительный баланс. [Гражданский кодекс Кыргызской Республики часть первая от 8 мая 1996 г. (№ 16 по состоянию на 30.07.2015г.), п.4 ст. 93]

- Преобразование, как еще один из способов реорганизации юридического лица заключается в том, что при нем изменяется их организационно-правовая форма. При преобразовании юридического лица к новому созданному субъекту, переходят все права и обязанности преобразуемого юридического лица, согласно передаточному акту.

Важно отметить, что существуют общие правила реорганизации юридического лица, а именно:

1) реорганизация возможна лишь тогда, когда об этом есть решение участников юридического лица или органа уполномоченного на то учредительными документами. [Гражданский кодекс Кыргызской Республики часть первая от 8 мая 1996 г. (№ 16 по состоянию на 30.07.2015г.), п.2 ст. 92]

2) в некоторых случаях в качестве преодоления или предупреждения монополистической деятельности на товарных рынках, по решению уполномоченных государственных органов в принудительном порядке, возможна реорганизация юридических лиц в форме разукрупнения. Важно отметить, что при несоблюдении сроков, данных для реорганизации юридического лица, участниками юридического лица, то суд вправе, по иску, назначить и поручить внешнему управляющему юридическим лицом, провести реорганизацию. При этом, к управляющему переходят все права данного органа, также он выступает в суде от их имени, делает разделительный баланс и передает его в суд, для рассмотрения документов, у вновь возникающих юридических лиц. Утверждение данных документов, считается основанием государственной регистрации, для новых, возникших юридических лиц. [Гражданский кодекс Кыргызской Республики часть первая от 8 мая 1996 г. (№ 16 по состоянию на 30.07.2015г.), п.2 ст. 92]

3) когда происходит реорганизация юридических лиц, важно учитывать интересы кредиторов, поскольку они вступали в имущественные отношения с одной организацией, а потом на месте должников — другие, это может нарушить интересы кредиторов реорганизуемого лица. Поэтому, во избежание данной ситуации, участники юридического лица или орган, который принял решение о реорганизации, обязаны письменно сообщить об этой реорганизации его кредиторам, так как они вправе требовать прекращения или досрочного исполнения обязательств реорганизуемого юридического лица, а также возмещения, которые причинили им досрочным прекращением обязательств убытков.

При реорганизации юридического лица, затрагиваются интересы кредиторов, поэтому права кредиторов, это основной вопрос правового регулирования реорганизации. Обязанностью учредителей является, уведомить в письменном виде всех кредиторов о реорганизации юридического лица. Кредиторы вправе потребовать досрочное исполнение обязательств или прекращения, должником по которому является юридическое лицо, а также возмещение убытков. В тех случаях, которые предусмотрены законом, реорганизация в

форме присоединения или слияния, проводится только с согласования уполномоченных государственных органов. При несогласии на реорганизацию антимонопольного органа, организация имеет право обратиться в суд. Для реализации принципа универсального правопреемства, который закреплен в Гражданском кодексе Кыргызской Республике, нужно иметь объективные данные о финансовых обязательствах и имуществе реорганизуемого общества. Эти данные, в обязательном порядке, должны быть подтверждены результатами инвентаризации.

Инвентаризация является условием достоверности отражения в учете переходящего к правопреемнику имущества и финансовых обязательств и носит обязательный характер. После проведенной инвентаризации, в обязательном порядке составляется разделительный баланс или передаточный акт. В данных актах содержится положение о правопреемстве, оно включается в себя, все обязательства реорганизованного юридического лица, в частности всех должников и кредиторов, также включает в себя, обязательства, которые оспариваются сторонами. В том случае, когда передаточный акт не может определить правопреемника данного реорганизованного юридического лица, то новые юридические лица несут по обязательствам этого лица ответственность перед кредиторами. Реорганизационная процедура имеет правила и этапы, которые используются всеми формами реорганизации.

Ликвидация юридического лица — это его прекращение, которое не влечет образования новых юридических лиц без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. В таких случаях к совсем другим лицам имущество переходит, которое осталось после прекращаемого юридического лица, без изменения количества численности его лиц и характера их юридической личности. Так как юридическое лицо было создано для участия в имущественных отношениях и к моменту ликвидации, как правило, участвует в них, то при его ликвидации нужно завершить имущественные отношения с его участием.

К добровольной ликвидации относится (наличие решения о добровольной ликвидации юридического лица не исключает возможности его принудительной ликвидации, если на момент обращения с иском процесс добровольной ликвидации не завершен и имеются основания, предусмотренные пунктом 2 статьи 96 Гражданского кодекса КР)

а) решение участников либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в случаях, предусмотренных в учредительных документах или законе, в частности в связи с истечением срока, на который создана организация;

б) по достижению цели, ради которой учреждение создано;

в) при признании судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями действующего законодательства, если эти несоблюдения нельзя устранить;

К принудительной ликвидации относятся:

а) решение суда в случаях осуществления юридическим лицом активности без получения лицензии, когда это необходимо или вообще запрещенной законом;

б) другое грубое нарушение действующего законодательства;

в) при систематическом занятии некоммерческим юридическим лицом активности, который противоречит его уставным целям [Гражданский кодекс Кыргызской Республики часть первая от 8 мая 1996 г. (№ 16 по состоянию на 30.07.2015г.), п.2 ст. 96]

Органы юридического лица или участники, которые приняли решение о его ликвидации, должны немедленно в письменной форме доложить об этом органу, который зарегистрировал его, этот орган вносит в государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридический участник прибывает в стадии ликвидации. [Гражданский кодекс Кыргызской Республики часть первая от 8 мая 1996 г. (№ 16 по состоянию на 30.07.2015 г.), п.2 ст. 96]

Участники, которые приняли решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию и устанавливают порядок и сроки ликвидации. С этого момента

ликвидационной комиссии переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Главная цель — завершить все юридические связи, которые ликвидируемая организация имела с окружающими лицами. Для того чтобы узнать эти связи, комиссия по ликвидации должна быть помещена в органах печати, которые публикуют сведенья о государственной регистрации юридических лиц, объявление о ликвидации юридического лица и о порядке и сроках заявления требований его кредиторами, которые не могут быть меньше двух месяцев с начала создания такого объявления. Не ограничиваясь этим, ликвидационная комиссия должна сама принять меры к выявлению кредиторов, уведомить их письменно о ликвидации; выявить должников ликвидируемой организации и взять с них долг. По завершению сроков для предъявления требований кредиторами, комиссия по ликвидации создает промежуточный ликвидационный баланс, являющийся предварительным определением соотношением имущественных активов и пассивов ликвидируемой организации. Он обязан содержать сведения о составе имущества организации, о предъявленных его кредиторами требованиях, а также о результатах их рассмотрения. Он утверждается участниками юридического лица или его органом по согласованию с органом, зарегистрировавшим эту организацию [6].

Порядок списания денежных средств юридического лица по его долгам предусмотрен ст. 99 ГК КР и включает в себя два варианта: при нехватке денежных средств на счете юридического лица их списание осуществляется в соответствии с очередностью, установленной п. 1 ст. 99 и включающий в себя пять очередей; если денежных средств достаточно для того, чтобы оплатить все долги, то они оплачиваются по мере их поступления. [Гражданский кодекс Кыргызской Республики часть первая от 8 мая 1996 г. (№ 16 по состоянию на 30.07.2015г.), п.2 ст. 99]. Если юридическое лицо (кроме учреждений) не располагает денежными средствами, необходимыми для удовлетворения всех признанных ликвидационной комиссией требований кредиторов, то имущество, которое закреплено за юридическим лицом распродается с публичных торгов.

После окончания расчетов с кредиторами, комиссия по ликвидации собирает окончательный ликвидационный баланс, который содержит в себе сведения об окончательном имущественном положении ликвидируемой организации. Если у нее остался какой-либо капитал, то он по общему правилу отправляется его основателю, имеющий вещные права на этот капитал (например, учредители государственных и муниципальных организаций) или неизбежные права в отношении этого юридического лица (хозяйственные товарищества и общества), если иное не предусмотрено нормативными актами или образовательными протоколами юридического лица. [Гражданский кодекс Кыргызской Республики часть первая от 8 мая 1996 г. (№ 16 по состоянию на 30.07.2015г.)]

На основании выше изложенного, можно соединить сжатые сведенья о порядке ликвидации юридических лиц:

1.Учредители или орган, который принял решение о ликвидации, устанавливают ликвидационную комиссию. (Ликвидационная комиссия образуется собственником ликвидируемого предприятия или уполномоченным им органом, совместно с трудовым коллективом для ликвидации предприятия.)

2.Комиссия по ликвидации выпускает в прессе сообщение о том, что данное юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

3.Ликвидационная комиссия обнаруживает кредиторскую и дебиторскую задолженность.

4.Ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс. Промежуточный ликвидационный баланс, содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

5.Удовлетворяет спрос кредиторов.

6.Организовывает окончательный ликвидационный баланс, который является основанием для исключения юридического лица из государственного лица из государственного реестра юридических лиц.

С этого момента деятельность юридического лица считается прекращенной.

Банкротство — это способ по ликвидации юридического лица. Под ним понимается признание судом или должник объявляет о том, что неспособен выполнить требования кредиторов в договоренном объеме по исполнению обязанности, по денежным обязательствам и уплате платежей. Основной нормативный акт, регулирующий процесс по банкротству, — это Закон Кыргызской Республики «О банкротстве» от 15 октября 1997 года N 74

Согласно Закону КР «О банкротстве» от 15 октября 1997 года N 74 в данный срок обязаны быть приняты следующие решения:

1) признать должника банкротом, и признать об открытии конкурсного производства,

2) отказ в признании должника банкротом;

3) определение о введении внешнего управления;

4) определение о прекращении производства по делу о банкротстве.

Прекращение деятельности юридических лиц, как видно из гражданского законодательства, занимает очень важно место в Кыргызской Республике, так и в зарубежных странах, т.к. происходит исключение лица из числа субъектов гражданского права.

Что касается ликвидации, а именно их механизмов финансового оздоровления и банкротства, в экономических преобразованиях не имеют особого значения в Кыргызстане. Очень значимы результаты проводимых процедур, т.к. они влияют на эффективность реформирования и перестройку на цивилизованные рыночные условия работы предприятий реального сектора экономики.

Важно отметить, что в гражданском обороте часто возникают проблемы, связанные с реорганизацией и ликвидацией юридических лиц. Изменение на стороне одного из субъектов правоотношения находится вне контроля другой его стороны и может привести к утрате контрагентом возможности удовлетворить охраняемый законом интерес или защитить нарушенное право. Подобное изменение — это риск, который нельзя избежать. В то же время законодательная регламентация процедур прекращения названных хозяйствующих субъектов довольно лаконична и не отражает всего многообразия возникающих на практике ситуаций.

Литература:

1. Гражданский кодекс Кыргызской Республики часть первая от 8 мая 1996 года № 1, в ред. Закона КР от 30.07.2015 года № 16 // ИПС «ТОКТОМ Корпорация Про».

2. Налоговый Кодекс Кыргызской Республики (часть первая) от 17 октября 2008 года №231// ИПС «ТОКТОМ Корпорация Про».

3. Закон Кыргызской Республики «О банкротстве» от 15 октября 1997 года №74 // ИПС ТОКТОМ Корпорация Про».

4. Носырева И.Государство и право — 2007 г. — №9.

5. Сергеев А.П., Толстой Ю. К. Гражданское право часть 1: Учебник — М.: Проспект, 2007 г.

6. Цыбуленко З.И. Гражданское право: Учебник — М.: Юристь, 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.