Научная статья на тему 'Теоретические основы учета и формирования отчетности при реорганизации и ликвидации юридических лиц'

Теоретические основы учета и формирования отчетности при реорганизации и ликвидации юридических лиц Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1374
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛИКВИДАЦИЯ / РЕОРГАНИЗАЦИЯ / ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / LIQUIDATION / REORGANIZATION / FINANCIAL REPORTING / TAXATION / FINANCIAL ACCOUNTING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петров Александр Михайлович, Мельникова Любовь Анатольевна

В настоящее время законодательством предусмотрены различные организационно-правовые формы юридических субъектов. Изменение структуры организаций, наряду с их созданием и ликвидацией, очень широко используется в современной экономике. В то же время механизмы реорганизации и ликвидации достаточно сложны, так как хозяйственные процессы, возникающие при этом, регулируются гражданским, бухгалтерским, налоговым законодательством. Основным источником данных при реорганизации и ликвидации является бухгалтерская отчетность, базирующаяся на данных бухгалтерского учета. Совершенствование бухгалтерского учета и финансовой отчетности позволяет обеспечить более полной и достоверной информацией всех заинтересованных пользователей отчетности. Этапы и процессы реорганизации юридических лиц зависят от формы реорганизации и сопровождаются переходом прав и обязанностей. Алгоритм проведения реорганизации строго регулируется гражданкам законодательством. Реорганизации может осуществляться как добровольно, так и принудительно. Ликвидация юридического лица сопровождается прекращением его деятельности и также может быть добровольной и принудительной. Налоговое законодательство регулирует порядок уплаты налогов реорганизуемых и ликвидируемых компаний, а также механизмы налоговой проверки, возникающей при ликвидации. Бухгалтерское законодательство регулирует порядок отражения в бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйственных процессов, возникающих при ликвидации и реорганизации. Строгое соответствие действий организации требованиям законодательства при реорганизации и ликвидации необходимо для соблюдения прав и обязанностей участников данных правоотношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The theory of accounting and preparation of the reporting in case of reorganization and liquidation of the companies

Now the legislation provided various forms of business of legal subjects. Change of structure of the organizations along with their creation and liquidation is very widely used in modern economy. At the same time mechanisms of reorganization and liquidation sufficient are difficult as the economic processes arising at the same time are regulated by the civil, accounting, tax legislation. The main source of data by reorganization and liquidation are the accounting records which are based on accounting data. Enhancement of financial accounting and the financial reporting allows to provide with more complete and reliable information of all interested users of the reporting. Stages and processes of reorganization of legal entities depend on a form of reorganization and are followed by transition of the rights and obligations. The algorithm of carrying out reorganization is strictly regulated to citizens by the legislation. Reorganization it can be performed both voluntarily, and it is forced. Liquidation of the legal entity is followed by the termination of its activities and also can be voluntary and forced. The tax legislation regulates a payment procedure of taxes of the reorganized and liquidated companies, and also mechanisms of the tax audit arising in case of liquidation. The accounting legislation regulates a reflection order in accounting (financial) records of the economic processes arising in case of liquidation and reorganization. Strict compliance of actions of the organization by reorganization and liquidation is necessary for requirements of the legislation for observance of the rights and obligations of participants of these legal relationship.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы учета и формирования отчетности при реорганизации и ликвидации юридических лиц»

лиз и аудит внешнеэкономической деятельности : учебник. (2-е издание, переработанное и дополненное). - М., 2014.

2. Бабаев Ю.А., Петров A.M. Совершенствование методологии бухгалтерского учета основных средств // Все для бухгалтера. - 2008. - № 7. - С. 2-11.

3. Бычкова С.М., Бадмаева Д.Г. Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве. - М.: ЭКСМО, 2008. - 400 с.

4. Мухина Е.Р. Специфика бухгалтерского учета на предприятиях агропромышленного комплекса // Современные научные исследования и инновации. - 2015. - № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snaura.ru

5. Петров A.M. Вопросы унификации учетной политики внутри корпоративной системы сферы услуг. Международный бухгалтерский учет. - 2012. - №31.- С. 10-16.

6. Петров A.M. Проблемы составления консолидированной отчетности на этапе автоматизации // Международный бухгалтерский учет. - 2011. -№33.-С. 2-10.

7. Петров A.M. Теоретико-методологические основы организации бухгалтерского учета расчетов и налогового планирования в корпоративных системах сферы услуг : монография / A.M. Петров. -СПб., 2008.

8. Петров A.M., Антонова О.В. Концептуальные подходы к анализу платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия // Вопросы экономики и права. - 2013. - № 60. - С. 93-97.

9. Петров A.M., Лымарь М.П. Сравнительная характеристика основных положений законов, регулирующих бухгалтерский учет в Китае и России // Международный бухгалтерский учет. - 2013.

- № 40. - С. 52-60.

Ю.Петров A.M., Лымарь М.П. Сравнительный анализ бухгалтерского учета активов в России и Китае // Международный бухгалтерский учет. - 2014.

- № 27. - С. 34-48.

П.Петров A.M., Мельникова Л.А. Затраты и расходы в системе бухгалтерского учета и налогообложения // Проблемы современной экономики.

- 2013. - № 4 (48). - С. 179-183.

12.Стефанова С.Н. АПК: бухгалтерский учет на сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятиях / С.Н. Стефанова, И.Ю. Ткаченко. -Ростов-на-Дону : Феникс, 2008. - 219 с.

13.Широбоков В.Г. Вектор развития активно-адаптивной системы бухгалтерского учета в агропромышленном комплексе // Международный бухгалтерский учет. - 2012. - № 31. - С. 3-9.

THE THEORY OF ACCOUNTING AND PREPARATION OF THE REPORTING IN CASE OF REORGANIZATION AND LIQUIDATION OF THE COMPANIES

Petrov Alexander Mikhailovich, DSc of Economics, Professor, Department of the Accounting, Analysis and Audit, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow E-mail: paimiigiinbox.ru

Melnikova Lubov Anatolyevna, PhD of Economics, Associate Professor, Chair of Accounting, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow E-mail: lamelnikova/S>maii.ru

Now the legislation provided various forms of business of legal subjects. Change of structure of the organizations along with their creation and liquidation is very widely used in modern economy. At the same time mechanisms of reorganization and liquidation sufficient are difficult as the economic processes arising at the same time are regulated by the civil, accounting, tax legislation. The main source of data by reorganization and liquidation are the accounting records which are based on accounting data. Enhancement of financial accounting and the financial reporting allows to provide with more complete and reliable information of all interested users of the reporting. Stages and processes of reorganization of legal entities depend on a form of reorganization and are followed by transition of the rights and obligations. The algorithm of carrying out reorganization is strictly regulated to citizens by the legislation. Reorganization it can be performed both voluntarily, and it is forced. Liquidation of the legal entity is followed by the termination of its activities and also can be voluntary and forced. The tax legislation regulates a payment procedure of taxes of the reorganized and liquidated companies, and also mechanisms of the tax audit arising in case of liquidation. The accounting legislation regulates a reflection order in accounting (financial) records of the economic processes arising in case of liquidation and reorganization. Strict compliance of actions of the organization by reorganization and liquidation is necessary for requirements of the legislation for observance of the rights and obligations of participants of these legal relationship.

Keywords: liquidation; reorganization; financial reporting; taxation; financial accounting.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА И ФОРМИРОВАНИЯ ОТЧЕТНОСТИ ПРИ РЕОРГАНИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

В настоящее время законодательством предусмотрены различные организационно-правовые формы юридических субъектов. Изменение структуры организаций, наряду с их созданием и ликвидацией, очень широко используется в современной экономике. В то же время механизмы реорганизации и ликвидации достаточно сложны, так как хозяйственные процессы, возникающие при

УДК 336 ВАК РФ 08.00.12

© Петров A.M., 2017 © Мельникова Л.А., 2017

этом, регулируются гражданским, бухгалтерским, налоговым законодательством. Основным источником данных при реорганизации и ликвидации является бухгалтерская отчетность, базирующаяся на данных бухгалтерского учета. Совершенствование бухгалтерского учета и финансовой отчетности позволяет обеспечить более полной и достоверной информацией всех заинтересованных пользователей отчетности. Этапы и процессы реорганизации юридических лиц зависят от формы реорганизации и сопровождаются переходом прав и обязанностей. Алгоритм проведения реорганизации строго регулируется гражданкам законодательством. Реорганизации может осуществляться как добровольно, так и принудительно. Ликвидация юридического лица сопровождается прекращением его деятельности и также может быть добровольной и принудительной. Налоговое законодательство регулирует порядок уплаты налогов реорганизуемых и ликвидируемых компаний, а также механизмы налоговой проверки, возникающей при ликвидации. Бухгалтерское законодательство регулирует порядок отражения в бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйственных процессов, возникающих при ликвидации и реорганизации. Строгое соответствие действий организации требованиям законодательства при реорганизации и ликвидации необходимо для соблюдения прав и обязанностей участников данных правоотношений. Ключевые слова: ликвидация; реорганизация; финансовая отчетность; налогообложение; бухгалтерский учет.

Работа по совершенствованию законодательного регулирования реорганизации и ликвидации сводится к установлению правил и сроков, соблюдение которых гарантирует права участников этих отношений. В процессе реорганизации такими участниками являются правопреемник и правопредшественник. При ликвидации участниками отношений является юридическое лицо, учредители, работники, кредиторы, дебиторы, государство. Соблюдение всех требований законодательства в процессе ликвидации и реорганизации важно как для кредиторов компании, так и для самого субъекта экономики, так как позволяет минимизировать финансовые риски.

Рассмотрим понятие таких процессов, как реорганизация и ликвидация.

Процедура реорганизации - это процесс, связанный с прекращением или иным изменением правового положения юридического лица. Реорганизация необходима для изменения структуры организации (ст. 57 ГК РФ). Созданные в процессе новые организации становятся в различной степени правопреемниками тех юридических лиц, которые прекратили в данном процессе свое существование. Процесс реорганизации юридических лиц отрегулирован п. п. 1 -5 ст. 58 ГК РФ.

Ликвидация - это прекращение деятельности компании (п. 1 ст. 61 ГК РФ) без последующего и связанного с этим перехода прав и обязанностей компании к другим субъектам.

На рисунке 1 отражены варианты преемственности обязательств компаний в процессе реорганизации.

Статья 57 Гражданского кодекса РФ выделяет несколько форм реорганизации:

- слияние (при этом права и обязанности каждой организации переходят к вновь возникшей);

- присоединение (при присоединении одной компании к другой к последней переходят права и обязанности присоединенной). Эта форма предполагает передачу имущества в порядке правопреемства: присоединяющая организация является правопреемником по обязательствам реорганизованной организации. Так, согласно ст. 57 ГК РФ, при реорганизации юридического лица в форме присо-

ПЕТРОВ Александр Михайлович, доктор экономических наук, профессор, Департамент учета, анализа и аудита, Финансовый университе при Правительстве Российской Федерации, Москва

ра1т1@1пЬох. г и

МЕЛЬНИКОВА Любовь Анатольевна, кандидат экономических наук, доцент, кафедра Бухгалтерского учета, Финансовый университе при Правительстве Российской Федерации, Москва

lamelnikova@mail.ru

$

X

ш £

О ш

X

О X

о со

164

единения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности последнего;

- выделение (при выделении из состава юридического лица одного или нескольких лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного лица в соответствии с передаточным актом);

- разделение (при разделении компании ее права и обязанности переходят к вновь возникшим лицам в соответствии с передаточным актом);

- преобразование (при изменении организационно-правовой формы (например, из АО в ООО) права и обязанности реорганизованной организации в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников)).

Слияние

Присоединение

Преобразование

Разделение

Выделение

Трудовые отношения с работниками не прекращаются

Рисунок 1 - Формы реорганизации юридического субъекта

В случае слияния из нескольких организаций образуется одна компания, при присоединении к одной организации присоединяется другая организация, в случае разделения одна компания делится на несколько новых, при выделении из состава одного юридического лица выделяются другие организации, при преобразовании осуществляется смена организационно-правовой формы компании.

Порядок реорганизации и ликвидации прописан в ГК РФ, Законах № 208-ФЗ "Об акционерных обществах", 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" и ряде других нормативных актов.

Целями различных форм реорганизации является укрупнение и разделение бизнеса, смена организационно-правовой формы компании.

Процесс реорганизации может осуществляться как добровольно, так и принудитель-

но. При добровольной реорганизации учредителями компании самостоятельно принимается решение под влиянием собственных мотивов, например, присоединение или разделение для роста эффективности бизнеса.

Среди позитивных последствий реорганизации следует упомянуть, в частности:

- экономию за счет расходов на ведение реестра акционеров (либо избежание крупного штрафа в соответствии со ст. 15.22 КоАП РФ);

- отсутствие ежегодного обязательного аудита (п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 307-Ф3 "Об аудиторской деятельности");

- отсутствие необходимости соблюдать требования Банка России по раскрытию информации (ст. 92 Закона № 208-ФЗ) и др.

Негативные последствия в основном связаны с ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской отчетности, как реорганизованной компании, так и компании-правопреемника, которые, в свою очередь, влекут за собой штрафы за грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода (п. 1 ст. 120 Н К РФ). Штраф в этом случае составит 10 ООО руб.

В результате ликвидации по решению учредителя происходит исключение юридического лица из ЕГРЮЛ. При этом, компания должна удовлетворить требования кредиторов в процессе ликвидации. В противном случае в силу п. 4 ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия обязана будет обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица (а это весьма дорогостоящая процедура). При нарушении названного требования в ликвидации юридического лица будет отказано. Кроме того, учредители должника, руководитель должника и председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор), совершившие нарушение указанных требований, несут субсидиарную ответственность за неудовлетворенные требования кредиторов (ст. 226 Федерального закона № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").

Все случаи ликвидации могут осуществляться как на добровольной, так и на принудительной основе. Добровольная ликвидация возможна при вынесении соответствующего

Переход имущества и обязательств, необходимости сдачи отчетности к правопреемнику

Правопреемнику не переходят задолженность по налогам, штрафам, пеням, расчетам с кредиторами, сдача отчетности

решения собственниками юридическоголица, либо уполномоченным органом юридического лица. Принудительно компания ликвидируется по решению суда.

Ликвидация общества с ограниченной ответственностью приводит к его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (ст. 57 Закона № 14-ФЗ).

Общим собранием участников добровольно ликвидируемого общества принимается решение о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии, обладающей всеми полномочиями по управлению делами компании, выступающей суде от имени ликвидируемого общества, распределяющей оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество ликвидируемой организации (ст. 58 Закона №14-ФЗ).

Имущество распределяется в следующей последовательности:

- первая очередь: перечисляется участникам распределенная, но не выплаченная часть прибыли;

- вторая очередь: распределяется имущества между участниками пропорционально их доле в уставном капитале.

Требования каждой очереди должны быть удовлетворены только после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.

Процесс ликвидации акционерного общества установлен Положениями ст. 22 Закона № 208-ФЗ. Ликвидационной комиссией помещается информация в органах печати о ликвидации общества, порядке и сроках для предъявления требований его кредиторами. Сроки для предъявления требований кредиторами должны составлять не менее двух месяцев с даты опубликования соответствующего сообщения о ликвидации акционерного общества.

Если на момент принятия решения о ликвидации акционерное общество не имеет других кредиторов, его имущество распределяется между акционерами в следующем порядке:

- первая очередь: выплаты по акциям, которые должны быть выкуплены в соответствии со ст. 75 Закона № 208-ФЗ);

- вторая очередь: выплаты начисленных, но не выплаченных дивидендов по привилегированным акциям и определенной уставом общества ликвидационной стоимости по привилегированным акциям;

- третья очередь: распределение имущества ликвидируемого общества между акцио-

нерами - владельцами обыкновенных акций и всех типов привилегированных акций.

Ликвидация организации считается завершенной, а общество - прекратившим существование с момента внесения органом государственной регистрации соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Рассмотрим нормативное регулирование процессов ликвидации и реорганизации экономического субъекта.

На сегодняшний день бухгалтер при ведении бухгалтерского учета и составлении финансовой отчетности должен руководствоваться следующими нормативными актами (табл. 1).

Таблица 1 - Уровни нормативных правовых актов бухгалтерского учета

О си

к

0-<

си си

Первый уровень Федеральные законы

Второй уровень Нормативные документы Министерства Финансов Российской Федерации: - ПБУ - приказы, методические рекомендации (указания); - инструкции, и положения, письма и т.п.

Третий уровень Отраслевые стандарты

Четвертый уровень Приказы по учетной политике организаций; прочие распорядительные документы организаций

ж

Ё

165

Федеральный закон №402-ФЗ "О бухгалтерском учете" регулирует основные требования к бухгалтерскому учету, на основании данных которого составляется бухгалтерская финансовая отчетность, а также структуру нормативного бухгалтерского регулирования учета и отчетности.

ПБУ 4/99 "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации "устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическимилицами позаконо-дательству Российской Федерации, кроме кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений.

Второй уровень нормативного регулирования конкретизирует первый и дает ответы на вопросы по ведению отдельных участков бухгалтерского учета. К данным документам можно отнести, например, ПБУ 10/99 "Расходы организации", План счетов и инструкцию по его применению. Этими документами определяется порядок признания расхода, его оценка, порядок отражения в учете.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Приказ Минфина РФ № 26н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01" определяет понятие, порядок оценки, учет амортизации,

$

X

ш £

О ш

X

О X

о со

166

восстановления, выбытия и раскрытия в бухгалтерской отчетности информации по основным средствам.

Приказ Минфина РФ № 44 Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/ 01" определяет понятие, порядок оценки и раскрытия в бухгалтерской отчетности информации по материально-производственным запасам.

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. Приказом Минфина РФ № 94н) регулируют порядок синтетического и аналитического учета.

На добровольной основе могут применяться рекомендации субъектов негосударственного регулирования учета. Также к этому уровню относятся письма, рекомендации Минфина, например "О признании в бухгалтерском учете организации выбытия финансовых вложений" (Письмо Минфина России № 0701-06/8257).

При реорганизации в независимости от ее формы, в задачи организации входит извещение государственных органов.

Во-первых, организация должна известить "регистрирующую" налоговую инспекцию о начавшейся реорганизации письменно, а также представить решение собственников о реорганизации предприятия. Форма данного документа законодательно не регламентирована, оформлять и подавать сведения можно в свободной форме. Сделать это необходимо в течение 3 рабочих дней после собрания собственников, на котором будет принято решение о реорганизации.

В следующие три рабочих дня ИФНС на основании представленных документов принимает постановление о внесении записи о начале процедуры реорганизации и внесет в государственный реестр запись о том, что компания находится в стадии реорганизации (п. 1 ст. 13.1 Федерального закона от № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").

Налоговая инспекция по месту нахождения юридического лица также извещается о начале реорганизации. Для уведомления ИФНС используется форма Р12003 "Уведомление о начале процедуры реорганизации", утвержденная Приказом № ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств".

В инспекцию по месту нахождения юридического лица сообщение подается по форме С-09-4 "Сообщение о реорганизации или ликвидации организации", утвержденной Приказом № ММВ-7-6/362@ "Обутверждении форм и Форматов сообщений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, а также Порядка заполнения форм сообщений и Порядка представления сообщений в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи".

После этого дважды в течение двух месяцев, т.е. с периодичностью раз в месяц, в специальных изданиях должно быть опубликовано извещение о реорганизации (п. 2 ст. 13.1 Закона № 129-ФЗ). Таким специальным изданием является, например, Вестник государственной регистрации (www.vestnik-gosreg.ru). В нем указываются сведения о каждом участнике реорганизации, ее форме, приводятся порядок и условия заявления кредиторами своих требований, а также иные сведения, предусмотренные законом.

На основании п. 2 ст. 13.1 Закона № 129-ФЗ организация обязано письменно известить каждого кредитора о начавшемся преобразовании. На это дается 5 рабочих дней с момента извещения ИФНС. При этом,у кредиторов есть 30 дней с даты последней публикации решения о реорганизации на то, чтобы потребовать у организации досрочного исполнения обязательств или их прекращения и возмещения убытков (ст. 60 ГК РФ). Уведомление в свободной форме отправляется по почте письмом с описью и уведомлением о вручении либо передается лично с регистрацией у уполномоченного сотрудника кредитора входящей корреспонденции и с подписью о ее получении.

После уведомления всех государственных органов, в задачи бухгалтерии входит проведение инвентаризации обязательств и имущества компании, что позволит в дальнейшем составить передаточный акт.

Этапы проведения инвентаризации:

1) составляются акты сверки с контрагентами (как кредиторами, так и дебиторами);

2) проводится инвентаризация всего имущества компании (запасов, товаров и материалов, основных средств, нематериальных активов и остального);

3) осуществляется сверка с налоговым органом по платежам в бюджет, сдаются при необходимости уточненные декларации;

4) подписывается акт сверки с налоговой инспекцией;

5) осуществляется сверка с фондами (ФСС РФ и ПФР) по платежам и сданной отчетности.

Следующим этапом является составление передаточного акта (разделительного баланса). Статья 59 ГК РФ не регулирует форму этого документа, но в полной мере указывает, что должно быть в нем отражено.

Передаточный акт должен содержать:

1) положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами;

2) порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт.

За основу передаточного акта берется форма бухгалтерского баланса и прилагаются расшифровки каждой из строк (например, инвентаризационные ведомости). Таким образом, отражаются сведения об имуществе, кредиторской и дебиторской задолженностях, переходящих новой компании.

Организация имеет право отказаться от формы баланса и составить акт по собственной форме, где перечислить все активы и пассивы компании (основные средства, денежные средства, кредиты и займы, нематериальные активы, дебиторскую и кредиторскую задолженности и так далее), а также их стоимость. В обязательном порядке составляются перечни, в которых приводится расшифровка всех кредиторов, дебиторов, основных средств и остальных статей.

Стоимость имущества по передаточному акту может быть остаточной, первоначальной либо фактической или рыночной. Важно, чтобы при этом стоимость имущества, отраженного в передаточном акте или разделительном балансе, совпадала с данными, приведенными в приложениях (перечнях, описях, расшифровках, инвентаризационных ведомостях) в соответствующей стоимостной оценке (п. 7 Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций).

Датируется передаточный акт последними числами перед подачей в ИФНС документов о завершении реорганизации, или приурочивается к концу отчетного периода - года или дате составления промежуточной бухгалтерской отчетности - квартала, месяца (п. 6 Приказа Минфина России № 44н).

Передаточный акт утверждается учредителями (участниками) юридического лица или

органом, принявшим решение о реорганизации компании. Также он обязателен к представлению в инспекцию вместе с учредительными документами для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации, или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.

Непредставление акта, как и отсутствие в нем положений о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица, приведет к отказу в государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации (ст. 59 ГК РФ).

Следующим этапом налоговая инспекция должна сформировать лицевые счета и выслать их по месту регистрации правопреемника. Сотрудники прежней налоговой инспекции отправляют "контейнер" по каналам: связи, а новая налоговая инспекция принимает и распаковывает "контейнер", загрузив лицевые счета в свою программу. Следующим этапом, бухгалтерия организации, прекращающей свою деятельность, составляет заключительную бухгалтерскую отчетность. Цифры этой отчетности будут отличаться от передаточного акта, поскольку во время реорганизации компания продолжает работать.

Составляется заключительная бухгалтерская отчетность на дату, предшествующую дате внесения сведений о прекращении деятельности юридического лица (о возникших организациях - при реорганизации в формах слияния, разделения и преобразования, о прекращении деятельности последней из присоединенных организаций - при реорганизации в форме присоединения).

Заключительная бухгалтерская отчетность составляется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99, утвержденным Приказом Минфина России № 43н, и Приказом Минфина России №66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" в объеме форм годовой бухгалтерской отчетности, принятых ранее организацией, за период с начала отчетного года до внесения в реестр соответствующей записи о вновь возникших организациях (о прекращении деятельности последней из присоединенных организаций). По аналогии с годовой отчетностью проводится реформация баланса.

Состав бухгалтерской отчетности следующий:

1) бухгалтерский баланс;

* *

£ X

о ш з-

£ О X

о

со

168

2) отчет о финансовых результатах;

3) отчет о движении денежных средств;

4) отчет об изменении капитала;

5) пояснения к отчетности;

6) аудиторское заключение, если компания подлежит обязательному аудиту.

В этой отчетности должны быть отражены также показатели деятельности компании с момента составления и подписания передаточного акта до прекращения существования реорганизуемой компании. Если в результате деятельности у компании образовалась нераспределенная прибыль,то ее можно распределить по желанию учредителей.

Сдается отчетность в налоговую инспекцию по месту регистрации реорганизованной компании.

Далее необходимо подготовить и сдать персонифицированный учет за текущий год, а также получите справку из ПФР об отсутствии задолженности по обязательным платежам. После этого организация снимается с учета в фонде.

Закрытие расчетного счета не является обязательным с точки зрения законодательства. Компания может передать расчетный счет, как любое другое свое имущество (и обязательства), вновь созданной организации. Для этого необходимо принести в банк учредительные документы, переоформить карточку с оттиском печати и образцами подписей, пройти все те же процедуры, что и при открытии нового счета.

На заключительном этапе, после того как дважды опубликованы сведения о реорганизации в соответствующей прессе, организации необходимо собрать и сдать в налоговую инспекцию документы о завершении реорганизации (регистрации нового юридического лица). Состав документов зависит от формы реорганизации.

Так, при реорганизации в форме присоединения в ИФНС подаются:

1) договор о присоединении;

2) заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица по форме № Р16003.

При других формах реорганизации в инспекцию необходимо представить:

1) заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме № Р12001;

2) учредительные документы;

3) передаточный акт;

4) договор о слиянии (если реорганизация происходит в форме слияния).

Подпись заявителя должна быть заверена нотариусом (засвидетельствована в нотариальном порядке). Исключением является случай, когда документы будут переданы по каналам связи в электронном виде и подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью.

Документы, связанные с завершением реорганизации, могут быть представлены в регистрирующий орган после 30 дней с даты второго опубликования сообщения о реорганизации юридических лиц в журнале "Вестник государственной регистрации", а также до истечения 3 месяцев после внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации.

На шестой рабочий день налоговая инспекция обязана выдать документы о государственной регистрации реорганизации юридического лица.

Порядок ликвидации можно представить следующим образом.

1. Учредители принимают решение о ликвидации юридического лица (п. 2 ст. 61 ГК РФ), назначаютликвидационную комиссию (ликвидатора) в соответствии с п. 3 ст. 62 ГК РФ.

2. Втечениетрехдней в надлежащей форме уведомляется налоговый орган касательно принятого решения о ликвидации юридического лица (п. 1 ст. 62 ГК РФ).

3. В соответствии с п. 1 ст. 63 ГК РФ в течение трех дней с момента принятия решения публикуется в журнале "Вестник государственной регистрации" сообщение о ликвидации юридического лица и о порядке и сроках заявления требований его кредиторами (срок заявления требований - не менее двух месяцев с момента публикации).

4. Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов, получению дебиторской задолженности, письменно уведомляет кредиторов (п. 1 ст. 63 ГК РФ).

5. После окончания срока предъявления требований кредиторов ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (п. 2 ст. 63 ГК РФ).

6. Если имеющихся у ликвидируемого юридического лица денежных средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия продает имущество юридического лица с торгов (п. 4 ст. 63 ГК РФ). Если имущества ликвидируемого юридического лица достаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия выплачивает суммы кредите-

рам в порядке законом установленной очередности (ст. 64 ГК РФ).

7. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (п. п. 6,8 ст. 63 ГК РФ).

8. Ликвидационная комиссия уведомляет регистрирующий орган о завершении ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента публикации в органах печати ликвидационной комиссией сообщения о ликвидации юридического лица (п. п. 1, 2 ст. 22 Федерального закона № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").

9. Для государственной регистрации ликвидации юридического лица ликвидационная комиссия представляет в регистрирующий орган подписанные заявителем заявление о государственной регистрации по форме Р16001, ликвидационный баланс и документ об уплате государственной пошлины (п. п. 3, 4 ст. 22 Федерального закона № 129-ФЗ). Государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется не позднее чем через пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

10. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц (п. 9 ст. 63 ГК РФ). Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица (п. 6 ст. 22 Федерального закона № 129-ФЗ).

В случае проведения ликвидации компании, все документы по личному составу, а также архивные документы, с неистекшим сроком хранения, должны быть переданы в государственный или муниципальный архив. На основании ч. 10 ст. 23 Федерального закона № 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации", ликвидационная комиссия должна организовать упорядочение архивных документов ликвидируемой организации. Согласно п. 7 Методических рекомендаций по внедрению ГОСТ Р 6.302003, утвержденных Росархивом, происходит уничтожение печати организации по акту с отметкой в регистрационно-учетных формах.

Согласно ст. 58 ГК РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности первого. Права и обязанности переда-

ются на основании передаточного акта (ст. 59 ГК РФ), при этом в п. 7 Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций отмечено следующее. Оценка передаваемого (принимаемого) при реорганизации организации имущества производится в соответствии с решением учредителей, определенным в решении (договоре) о реорганизации, - либо по остаточной стоимости, либо по текущей рыночной стоимости, либо по иной стоимости (фактической себестоимости материально-производственных запасов, первоначальной стоимости финансовых вложений и др.).

Организация, передающая имущество, независимо от того, какой вариант оценки согласован учредителями, отразит его в заключительной отчетности в оценке, соответствующей данным бухгалтерского учета. Так, в силу п. 11 Методических указаний по= формированию бухгалтерской отчетности при ; осуществлении реорганизации организации А передача имущества при реорганизации по передаточному акту не является для целей бухгалтерского учета продажей имущества или его безвозмездной передачей. При этом данная операция не сопровождается в учете бухгалтерскими записями у передающей стороны.

Для принимающей стороны факт поступления имущества по рыночной стоимости, которая отлична от его остаточной стоимости, приведет к тому, что величина уставного капитала правопреемника, предусмотренная договором о присоединении, не совпадет со стоимостью его чистых активов на сумму превышения рыночной стоимости над остаточной (или наоборот).

Согласно п. 25 Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций:

- если стоимость чистых активов правопреемника окажется больше величины уставного капитала, то разница подлежит урегулированию в бухгалтерском балансе правопреемника на дату прекращения деятельности последней из присоединенных организаций в разделе "Капитал и резервы" числовым показателем "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)";

- если стоимость чистых активов правопреемника окажется меньше величины уставного капитала, то разница подлежит урегулированию в бухгалтерском балансе правопреемника на дату внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности последней из присоединенных организаций в разделе "Капитал и резер-

SÉ $

X

UJ £

О UJ

X

О X

о

со

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

170

вы" числовым показателем "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" в круглых скобках.

В том же пункте Методических указаний отмечено, что во всех перечисленных выше случаях правопреемник никаких записей в бухгалтерском учете не производит.

Таким образом, в бухгалтерском учете правопреемника "входящие" остатки по соответствующим счетам формируются без применения двойной записи:

- по дебету счета, соответствующего назначению полученного имущества (например, 01 "Основные средства", 10 "Материалы", 41 "Товары"), показывается поступление объекта по рыночной стоимости;

- кредит счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" увеличивается на сумму прироста капитала либо, наоборот, показывается его уменьшение по дебету счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".

При формировании бухгалтерской отчетности (заключительной и вступительной) реорганизуемые юридические лица не делают никаких записей в учете, даже если согласно передаточному акту имущество передается правопреемнику по рыночной стоимости. Для целей налогообложения стоимость имущества, полученного в результате реорганизации, определяется по иным правилам, а именно: она берется из регистров налогового учета предшественника и может не совпадать с оценкой имущества в учете или его рыночной оценкой.

При реорганизации организации к правопреемнику переходят все права и обязанности, в том числе в части уплаты налогов за присоединяемую организацию. НДС также может принять к вычету правопреемник, если ранее присоединяемая организация его не ставила к вычету.

Относительно налога на имущество, льгота, которая действует в отношении движимого имущества, отнесенного к третьей - десятой амортизационным группам, приобретенного после 01.01.2013, для реорганизованных организаций не применяется. Названные юридические организации - правопреемники обязаны уплачивать налог на имущество в отношении всех основных средств (за исключением тех, что относятся к первой и второй амортизационным группам), полученных в результате реорганизации.

Рассмотрим порядок проведения расчетов с участниками (акционерами) при ликвидации организации.

Согласно п. 8 ст. 63 ГК РФ оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительным документом юридического лица. При наличии спора между учредителями (участниками) относительно того, кому следует передать имущество, оно продается ликвидационной комиссией с торгов.

Распределение имущества ликвидируемого общества между участниками является уменьшением капитала организации, обусловленным изъятиями собственников. То есть, при распределении имущества между участниками у организации не образуется расхода применительно к п. 2 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, п. 7.6 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России.

Распределение имущества между участниками может отражаться как возникновение обязательства перед участниками в размере стоимости имущества, причитающегося им при ликвидации, с уменьшением на эту стоимость средств собственного капитала (уставного капитала, а также нераспределенной прибыли).

Сумма передаваемых выбывающему участнику в связи с ликвидацией ООО средств признается его доходом и подлежит налогообложению НДФЛ в общеустановленном порядке (пп. 10 п. 1 ст. 208, п. 1 ст. 209, п. 1 ст. 210 НК РФ).

Налогообложение дохода физического лица, являющегося налоговым резидентом РФ, производится по ставке 13% (п. 1 ст. 224 НК РФ).

Организация в качестве налогового агента должна исчислить, удержать и перечислить в бюджет соответствующую сумму НДФЛ (п. п. 1, 2 ст. 226 НК РФ). Организация удерживает исчисленную сумму НДФЛ непосредственно из дохода налогоплательщика при его фактической выплате и перечисляет ее в бюджет не позднее дня, следующего за днем перечисления денежных средств с расчетного счета организации (п. п. 4,6 ст. 226 НК РФ).

В таблице 2 отражены бухгалтерские записи по выплате доли в имуществе ликвидируемого общества денежными средствами.

При передаче основных средств участнику в связи с распределением имущества ликвидируемого общества в бухгалтерском учете общества признается прочий доход в размере погашаемой задолженности перед участником (балансовой стоимости передаваемого имущества и суммы начисленного при передаче НДС).

Переданный участнику объект основных средств при распределении имущества ликвидируемого общества подлежит списанию с бухгалтерского учета (п. 29 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России № 26н).

Таблица 2 - Отражение расчетов с учредителями по выплате доли в имуществе ликвидируемого общества денежными средствами

Содержание операций Дебет Кредит Первичный документ

Отражена задолженность общества по выплате доли в имуществе ликвидируемого общества участнику 80, 84 75 Ликвидационный баланс, Расчет стоимости имущества, причитающейся участнику, Бухгалтерская справка-расчет

Удержан НДФЛ при выплате участнику доли в имуществе ликвидируемого общества 75 68 Регистр налогового учета (Налоговая карточка)

Доля в имуществе ликвидируемого общества за вычетом удержанного НДФЛ выплачена участнику 75 51 Выписка банка по расчетному счету

Удержанный НДФЛ перечислен в бюджет 68 51 Выписка банка по расчетному счету

О си

к

Q-<

си си

Таблица 3 - Отражение расчетов с учредителями по передаче причитающейся им части имущества ликвидируемого общества

S

Содержание операций Дебет Кредит Первичный документ

Списана первоначальная стоимость объекта ОС, переданного участнику 01-2 01-1 Акт о приеме-передаче объекта основных средств

Списана сумма начисленной амортизации 01-2 01-1 Акт о приеме-передаче объекта основных средств

Списана остаточная стоимость объекта ОС, переданного участнику 91-2 01-1 Акт о приеме-передаче объекта основных средств

Восстановлен НДС с остаточной стоимости переданного объекта ОС 19 68 Бухгалтерская справка-расчет

Восстановленная сумма НДС признана в составе прочих расходов 91-2 19 Бухгалтерская справка

Отражена передача участнику причитающейся ему части имущества 75 91-1 Акт о приеме-передаче объекта основных средств

Начислен НДС с превышения рыночной стоимости переданного имущества над суммой вклада 91-2 68 Счет-фактура

Получен предъявленный участнику НДС с суммы превышения рыночной стоимости передаваемого участнику имущества над номинальной стоимостью его доли 51 75 Выписка банка по расчетному счету

Передача имущества при его распределении ликвидируемым обществом в пределах первоначального вклада участника не признается реализацией, и у общества не возникает

объекта налогообложения по налогу на прибыль (пп. 5 п. 3 ст. 39 НК РФ).

Сумма НДС, восстановленного с остаточной стоимости переданного объекта основных средств , признается в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 2 п. 3 ст. 170, пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).

В таблице 3 отражены бухгалтерские записи по расчетам с учредителями по передаче причитающейся им части имущества ликвидируемого общества.

Если стоимость передаваемого имущества превышает сумму первоначального вклада, то в части стоимости имущества сверх первоначального вклада происходит реализация. Поэтому организация должна числить НДС с суммы пре-~'5?-' вышения рыночной сто- кJr имости передаваемого имущества над суммой вклада и выставить участнику общества счет-фактуру.

После расчета с участниками (акционерами) ликвидационная комиссия представляет в банк письмо о закрытии счетов организации с приложением копии решения о ликвидации.

Литература:

1. Бабаев Ю.А., Петров A.M., Друцкая М.В., Кеворкова Ж.А., Листопад Е.Е. Бухгалтерский учет, анализ и аудит внешнеэкономической деятельности : учебник. (2-е издание, переработанное и дополненное). - М., 2014.

2. Петров A.M., ЛымарьМ.П. Сравнительный анализ бухгалтерского учета активов в России и Китае // Международный бухгалтерский учет. - 2014. - № 27. -С. 34-48.

3. Петров A.M., Мельникова Л.А. Затраты и расходы в системе бухгалтерского учета и налогообложения // Проблемы современной экономики. - 2013. -№4(48).-С. 179-183.

4. Петров A.M., Антонова О.В. Концептуальные подходы к анализу платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия // Вопросы экономики и права. - 2013. - № 60. - С. 93-97.

171

5. Петров A.M. Теоретико-методологические основы организации бухгалтерского учета расчетов и налогового планирования в корпоративных системах сферы услуг : монография / A.M. Петров. -СПб., 2008.

б. Петров A.M. Проблемы составления консолидированной отчетности на этапе автоматизации // Международный бухгалтерский учет. - 2011. -№33.-С. 2-10.

$ X

LU S

о

LU

X о

X

о tc со

172

APPLICATION OF THE METHOD DOES NOT BLOCK PLANNING IN MANAGEMENT THE ENTERPRISES OF LIGHT INDUSTRY

Povalaeva Victoria Alexandrovna, PhD of Technical, Associate Professor, Department of Management and Business, institute for Entrepreneurship and Service sector (branch) Don State Technical University, Shahty E-mail: viktora_p@maii.ru

Rahmatuiina Rufina Rafailievna, Under-graduate student, Department of Management and Business, institute for Entrepreneurship and Service sector (branch) Don State Technical University, Shahty E-mail: rufina5523@maii.ru

Gornostaeva Zhanna Viktorovna, PhD of Economics, Professor, Department of Management and Business, institute for Entrepreneurship and Service sector (branch) Don State Technical University, Shahty E-mail: mypochta-09@maii.ru

The article highlights the issues of hygiene child using a variety of objects and devices that allow parents to save time and energy.

Keywords: hygiene; safety; regulations; children; adolescents; sheets; diapers; pacifiers for nursing; cotton swabs; diapers.

УДК 338.658 ВАК РФ 08.00.05

© Поваляева В.А., 2017 © Рахматулина P.P., 2017 © Гэрностаева Ж.В., 2017

КЛА ССИФИКАЦИЯ И СИСТЕМА ТИЗАЦИЯ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ТОВАРОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ

В статье освещаются вопросы классификации и систематизации товаров, используемых для гигиены детей, их безопасности и потребительских свойств. Ключевые слова: гигиена; безопасность; регламент; дети; подростки; простыни; пелёнки; соски для кормления; ватные палочки; подгузники.

Причинами, потребовавшими рассмотрения вопроса классификации и систематизации товаров, обеспечивающих здоровый и безопасный уход за новорожденными и детьми ясельного возраста, послужили отсутствие подробной классификационной характеристики таких товаров. Общая классификация гигиенических товаров для потребителей всех возрастов не может учесть особенностей, присущих товарам для детей. Систематизация таких товаров, как метод, основанный на построении единой системы характеристик объектов и связанных с ними процессов, поможетупорядочить торговый ассортимент, обеспечит рациональный выбор показателей при оценке качества товаров. Использование классификации позволит разделить множество гигиенических товаров для детей на подмножества по сходству или различию в соответствии с назначением и обеспечением полноценного ухода. Покупая и используя гигиенические товары, потребитель не в силах самостоятельно оценить их безопасное воздействие на неокрепший детский организм. Для решения вопроса безопасности на государственном уровне, были разработаны и внедрены технические регламенты (ТР). В рамках ТР предусмотрены обязательные требования к безопасности к продукции, предназначенной для детей и подростков, по показателям химической, биологической, механической и термической безопасности в целях защиты жизни и здоровья детей и подростков, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение пользователей продукции. В системе Таможенного Союза существует регламент за номером 007/2011 "О безопасности продукции, предназ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.