Научная статья на тему 'СПОСОБЫ И ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ, ЛИКВИДАЦИИ И РЕОРГАНИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ФСИН РОССИИ'

СПОСОБЫ И ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ, ЛИКВИДАЦИИ И РЕОРГАНИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ФСИН РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
626
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КАЗЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / СОЗДАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ЛИКВИДАЦИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ / РЕОРГАНИЗАЦИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Костенко Ю. Д.

В статье рассматриваются особенности создания федеральных казенных учреждений уголовно-исполнительной системы, а также порядок их ликвидации и способы реорганизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СПОСОБЫ И ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ, ЛИКВИДАЦИИ И РЕОРГАНИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ФСИН РОССИИ»

УДК 347.19

Ю.Д. Костенко

СПОСОБЫ И ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ, ЛИКВИДАЦИИ И РЕОРГАНИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ

КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ФСИН РОССИИ

В статье рассматриваются особенности создания федеральных казенных учреждений уголовно-исполнительной системы, а также порядок их ликвидации и способы реорганизации.

Ключевые слова: казенные учреждения, создание учреждения, ликвидация учреждения, реорганизация учреждения, уголовно-исполнительная система.

Собственно создание учреждения, как юридического лица, осуществляется в соответствии с общими требованиями гражданского законодательства. При этом существование учреждений уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) в организационно-правовой форме казенных учреждений накладывает свои особенности на процесс их создания, реорганизации и ликвидации.

В частности, порядок создания казенного учреждения установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 539 «Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений». Данным постановлением установлено, что федеральное казенное учреждение может быть создано двумя способами, а именно путем его учреждения или путем изменения типа существующего федерального казенного учреждения.

Решение о создании федерального казенного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФСИН России) путем его учреждения принимается Правительством Российской Федерации в форме распоряжения. При этом постановлением Правительства №2 539 определен перечень обязательных атрибутов, которые должно содержать указанное распоряжение, а именно:

1) Наименование создаваемого федерального казенного учреждения УИС.

2) Основные цели деятельности создаваемого федерального казенного учреждения УИС, определенные в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

3) Указание ФСИН России в качестве федерального органа исполнительной власти, который будет осуществлять функции и полномочия учредителя создаваемого учреждения. В соответствии с Положением о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний», и постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 537 «О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения» ФСИН России осуществляет функции и полномочия учредителя федерального казенного учреждения в уголовно-исполнительной системе и утверждает устав федеральных казенных учреждений УИС.

4) Перечень недвижимого имущества, которое планируется закрепить (предоставить в постоянное (бессрочное) пользование) за создаваемым учреждением на праве оперативного управления. В данном перечне указывается наименование объекта недвижимости, адрес его нахождения, площадь или протяженность, а также кадастровый (или условный номер).

5) Предельную штатную численность работников федерального казенного учреждения УИС.

6) Перечень мероприятий по созданию федерального казенного учреждения УИС и сроки их проведения. К данным мероприятиям относятся утверждение устава учреждения, государственная регистрация учреждения и закрепление за ним недвижимого имущества.

Проекты распоряжений Правительства Российской Федерации о создании федерального казенного учреждения УИС подготавливаются Минюстом России. Одновременно с указанным проектом в Правительство Российской Федерации представляется пояснительная записка, содержащая в себе обоснование целесообразности создания указанного учреждения, а также информацию о предоставлении создаваемому учреждению права выполнять государственные функции.

После издания распоряжения Правительства Российской Федерации о создании федерального казенного учреждения УИС правовым актом ФСИН России утверждается устав этого учреждения.

Устав федерального казенного учреждения ФСИН России является важным правоустанавливающим документом, поскольку в статье 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)

© Костенко Ю.Д., 2019.

указано, что юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Требования к содержанию устава федеральных казенных учреждений ФСИН России содержатся в статьях 52 и 54 ГК РФ и в разделе VI постановления Правительства № 539. В уставе в обязательном порядке должны отражаться:

а) наименование федерального казенного учреждения, его местонахождение, наименование учредителя и собственника имущества учреждения;

б) предмет и цели деятельности учреждения, а также исчерпывающий перечень основных и иных видов деятельности, которые федеральное казенное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано;

в) сведения о структуре и компетенции органов управления учреждением, порядок их формирования, сроки полномочий и порядок деятельности этих органов, а также положение об ответственности руководителя учреждения;

г) порядок распоряжения имуществом учреждения;

д) порядок осуществления крупных сделок;

е) запрет на совершение сделок, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за учреждением, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных этому учреждению из федерального бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации;

ж) положение об открытии лицевых счетов федеральному казенному учреждению в органах Федерального казначейства, а также об иных счетах открываемых учреждению в соответствии с законодательством Российской Федерации;

з) положение о ликвидации федерального казенного учреждения по решению собственника имущества и распоряжение собственником имуществом ликвидированного учреждения;

и) указание на субсидиарную ответственность Российской Федерации по обязательствам федерального казенного учреждения в лице ФСИН России;

к) сведения о филиалах федерального казенного учреждения.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, согласно пункту 26 постановления Правительства № 539 может быть принято решение о ликвидации федерального казенного учреждения. Решения о ликвидации федеральных казенных учреждений ФСИН России принимаются Минюстом России.

При этом решение о ликвидации федеральных казенных учреждений ФСИН России в обязательном порядке должно содержать:

а) наименование ликвидируемого учреждения;

б) указание на ФСИН России как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя учреждения, ответственный за осуществление ликвидационных процедур;

в) наименование правопреемника ликвидируемого учреждения, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.

Проект распоряжения о ликвидации федеральных казенных учреждений ФСИН России в соответствии с пунктом 27 постановления № 539 подготавливается ФСИН России. Одновременно с проектом распоряжения о ликвидации федерального казенного учреждения представляется пояснительная записка с обоснованием целесообразности ликвидации учреждения и информацией о кредиторской задолженности учреждения, в том числе просроченной.

Ликвидация федеральных казенных учреждений ФСИН России происходит в соответствии с требованиями статей 61-65 ГК РФ и состоит из нескольких этапов.

На первом этапе, ФСИН России в трехдневный срок после издания Минюстом России приказа о ликвидации федерального казенного учреждения УИС доводит указанный приказ до сведения регистрирующего органа для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что учреждение находится в процессе ликвидации.

На втором этапе, в двухнедельный срок ФСИН России утверждает состав ликвидационной комиссии соответствующего учреждения и устанавливает порядок и сроки ликвидации указанного учреждения в соответствии с ГК РФ и приказом Минюста России о ликвидации федерального казенного учреждения.

На третьем этапе ликвидационная комиссия федерального казенного учреждения ФСИН России:

а) обеспечивает реализацию полномочий по управлению делами ликвидируемого федерального казенного учреждения в течение всего периода его ликвидации;

б) в 10-дневный срок с даты истечения периода, установленного для предъявления требований кредиторами, представляет в ФСИН России для утверждения промежуточный ликвидационный баланс;

в) в 10-дневный срок после завершения расчетов с кредиторами представляет в ФСИН России ликвидационный баланс;

г) осуществляет иные предусмотренные ГК РФ и другими законодательными актами Российской Федерации мероприятия по ликвидации федерального казенного учреждения.

Кроме процедуры ликвидации в отношении федеральных казенных учреждений ФСИН России также может быть осуществлена в соответствии со статьей 57 ГК РФ процедура их реорганизации путем слияния, присоединения, разделения или выделения.

Решение о реорганизации федерального казенного учреждения ФСИН России также как и решение о его создании принимается Правительством Российской Федерации в аналогичном порядке.

Указанное решение должно содержать:

а) наименование федеральных казенных учреждений ФСИН России, участвующих в процессе реорганизации;

б) форму реорганизации;

в) наименование федерального казенного учреждения (учреждений) ФСИН России после завершения процесса реорганизации;

г) информацию об изменении (сохранении) основных целей деятельности реорганизуемого федерального казенного учреждения (учреждений) ФСИН России;

д) информацию об изменении (сохранении) штатной численности;

е) перечень мероприятий по реорганизации федерального казенного учреждения ФСИН России с указанием сроков их проведения.

Реорганизация федеральных казенных учреждений ФСИН России в зависимости от вида такой реорганизации влечет за собой следующие гражданско-правовые последствия:

1) При слиянии федеральных казенных учреждений они прекращают своё существование и при этом образуется новое учреждение, ранее не зарегистрированное. Права и обязанности каждого из участвующих в слиянии учреждений переходят к вновь созданному учреждению.

2) Реорганизация федеральных казенных учреждений путем присоединения приводит к переходу прав и обязанностей присоединяемого учреждения к существующему учреждению.

3) При разделении федерального казенного учреждения происходит прекращение его существования, а все права и обязанности данного учреждения переходят к вновь создаваемым учреждениям в соответствии с передаточным актом.

4) Выделение федерального казенного учреждения подразумевает создание учреждений, к каждому из которых переходят права и обязанности реорганизуемого учреждения в соответствии с передаточным актом.

Передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного учреждения в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого учреждения, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт.

Передаточный акт утверждается ФСИН России и представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации учреждений, создаваемых в результате реорганизации, или внесения изменений в учредительные документы существующих учреждений.

Непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта, отсутствие в нем положений о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного учреждения влекут отказ в государственной регистрации учреждений, создаваемых в результате реорганизации.

Создание, реорганизация, изменение типа и ликвидация федеральных казенных учреждений ФСИН России подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ и федеральным законом «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 года № 7-ФЗ.

Библиографический список

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, № 32, ст. 3301.

2. Указ Президента РФ от 13.10.2004 № 1314 (ред. от 08.09.2017) «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» // «Российская газета», № 230, 19.10.2004.

3. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // «Российская газета», № 153-154, 10.08.2001.

4. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О некоммерческих организациях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // «Российская газета», № 14, 24.01.1996.

5. Постановление Правительства РФ от 26.07.2010 № 537 (ред. от 06.12.2018) «О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения» // «Собрание законодательства РФ», 02.08.2010, № 31, ст. 4236.

6. Постановление Правительства РФ от 26.07.2010 № 539 (с изм. от 19.08.2016) «Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений» // «Российская газета», № 171, 04.08.2010.

КОСТЕНКО ЮРИЙ ДМИТРИЕВИЧ - магистрант, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.