Научная статья на тему 'Особенности правового положения государственных казенных учреждений на современном этапе'

Особенности правового положения государственных казенных учреждений на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6662
841
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ИМУЩЕСТВО / ЛИМИТЫ БЮДЖЕТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ / ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ И ОКАЗАНИЕ УСЛУГ / STATE INSTITUTION / PROPERTY / LIMITS OF BUDGETARY OBLIGATIONS / EXECUTION OF WORK AND SERVICES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тишков Дмитрий Сергеевич

В статье рассматривается правовое положение государственных казенных учреждений в связи с реформированием бюджетного сектора в Российской Федерации. Автор исследует особенности имущественных прав, ответственности и характера осуществляемой казенными учреждениями деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE LEGAL STATUS OF STATE INSTITUTIONS AT THE PRESENT STAGE

The article deals with the legal status of state-owned public institutions in connection with the reform of the public sector in the Russian Federation. The author examines the characteristics of property rights, responsibilities and the nature of the activities carried out by public institutions.

Текст научной работы на тему «Особенности правового положения государственных казенных учреждений на современном этапе»

УДК 347.195

Tishkov D.S.,

Student, Saratov State Law Academy, Russian Federation, Saratov

Тишков Д.С.,

Саратовская государственная юридическая академия, студент (Российская Федерация, г. Саратов)

Особенности правового положения

государственных казенных учреждений на современном этапе

FEATURES OF THE LEGAL STATUS OF STATE INSTITUTIONS AT THE PRESENT STAGE

The article deals with the legal status of state-owned public institutions in connection with the reform of the public sector in the Russian Federation. The author examines the characteristics of property rights, responsibilities and the nature of the activities carried out by

m

ATT public institutions.

L S Keywords: state institution, property,

(3 limits of budgetary obligations, execution

LE of work and services.

В статье рассматривается правовое положение государственных казенных учреждений в связи с реформированием бюджетного сектора в Российской Федерации. Автор исследует особенности имущественных прав, ответственности и характера осуществляемой казенными учреждениями деятельности.

Ключевые слова: государственное казенное учреждение, имущество, лимиты бюджетных обязательств, выполнение работ и оказание услуг.

В целях обеспечения упорядоченности общественных отношений, обеспечения их системности, должного функционирования и возможного изменения государство оказывает направляющее воздействие на все структурные элементы общественной жизни. Данный процесс в науке административного права получил наименование «государственное управление», который понимается в широком и узком смыслах.

В самом широком понимании государственное управление трактуется как деятельность всего государства в качестве специально созданной территориальной организации публичной власти, призванной с помощью права оказывать упорядоченное воздействие на все сферы общественной жизни1. Данный подход к пониманию сущности государственного управления включает в себя деятельность всех структурных элементов механизма государства по организующему воздействию со стороны субъектов, наделенных в установленном порядке широким комплексом полномочий по воздействию на группы общественных отношений.

В узком смысле государственное управление определяется как деятельность специализированных органов государственной власти, направленная на обеспечение упорядоченного развития отдельных сфер общественной жизни. Государственное управление в соответствии с данным подходом включает в себя исключительно деятельность органов исполнительной власти, которые наделяются комплексом правотворческих и организационно-распорядительных полномочий в узкой сфере в соответствии со своей компетенцией2.

Государственное управление как деятельность компетентных органов

исполнительной власти должно обеспечивать эффективное достижение поставленных целей. Эффективность предполагает наиболее рациональную реализацию полномочий исполнительных органов посредством применения правовых, организационных и экономических методов управления для придания необходимого вектора развития той или иной группе общественных отношений.

Отдельные комплексы полномочий органов государственного управления могут быть эффективно реализованы только в рамках непосредственной деятельности данных органов. Однако сложный характер общественных отношений, выступающих объектом государственного управления, обуславливает необходимость создания дополнительных механизмов, с помощью которых обеспечивалась бы результативность государственного управления.

В качестве такого механизма выступает деятельность учреждений, являющихся структурным элементом государственного механизма, которые в отличие от органов государственной власти не наделяются комплексом правовых возможностей в отношении неограниченного круга лиц, но в силу характера своей деятельности дополняют государственное управленческое воздействие на общественную жизнь. Такие учреждения именуются государственными. Их деятельность непосредственно связана с деятельно- § стью соответствующего органа госу- £ дарственной исполнительной власти, в ^ ведении которого они находятся. ^

Действующее российское законодательство содержит нормативное ^ определение государственных уч- О реждений. Гражданский кодекс РФ в О ст.123.21 определяет учреждение как <1 унитарную некоммерческую органи- с

зацию, созданную собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера3.

Положения ст.123.21 Гражданского кодекса РФ нашли свое продолжение в нормах ФЗ «О некоммерческих организациях»4. На основании норм, содержащихся в ст. 9.1 ФЗ «О некоммерческих организациях», можно сделать вывод, в настоящее время в Российской Федерации существует три типа государственных учреждений:

1) автономные учреждения,

2) бюджетные учреждения,

3) казенные учреждения.

Казенные учреждения являются

новым типом государственных учреждений. Они появились в результате реформирования системы государственных учреждений посредством принятия ФЗ от 08.05.2010 №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Законом №83-ФЗ определены инструменты и механизмы, последовательное и гибкое применение которых направлено на достижение поставленных целей и реализацию Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период 2012 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 30 июня 2010 г. №1101-р5. Несмотря на скромное, претендующее на незаметность название этого законодательного акта, по мнению некоторых ученых, с его принятием начался важнейший и завершающий этап проведения комплекса реформ российского государства6.

В соответствии со ст. 31 ФЗ №83-ФЗ в состав казенных учреждений были

переведены следующие бюджетные учреждения:

а) управления объединений, управления соединений и воинские части Вооруженных Сил Российской Федерации, военные комиссариаты, органы управления внутренними войсками, органы управления войсками гражданской обороны, соединения и воинские части внутренних войск, а также других войск и воинских формирований;

б) учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы, учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, выполняющие специальные функции и функции управления;

в) специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;

г) учреждения Министерства внутренних дел Российской Федерации, Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации, Федеральной миграционной службы, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, специальные, воинские, территориальные, объектовые подразделения федеральной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварийно-спасательные формирования федеральных органов исполнительной власти;

д) психиатрические больницы (стационары) специализированного типа с

интенсивным наблюдением, лепрозории и противочумные учреждения.

Основной целью реформирования системы государственных учреждений в РФ является оптимизация организационных и экономических основ их деятельности. При этом в науке отмечается, что процесс реформирования бюджетного сектора назрел давно7. Бюджетные учреждения, как организации, существующие за счет средств соответствующего бюджета, объективно требовали преобразований в своем правовом статусе для совершенствования бюджетной политики в рамках соответствующего политико-публичного образования.

В соответствии с положениями действующего законодательства государственное казенное учреждение представляет собой государственное учреждение, осуществляющее оказание государственных услуг, выполнения работ, и (или) выполнения государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов), финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. Данное определение содержится в ст. 6 Бюджетного кодекса РФ8.

Порядок создания государственных казенных учреждений регулируется Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 №539 «Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений»9.

В соответствии с данным нормативно-правовым актом федеральные

казенные учреждения могут быть созданы двумя способами: непосредственное учреждение, имеющее место, когда казенное учреждение создается впервые, и изменение типа уже существующего государственного учреждения.

Решение о создании федерального казенного учреждения может быть принято только Правительством РФ как высшим исполнительным органом государственной власти в РФ в форме распоряжения.

Проект распоряжения Правительства РФ о создании федерального казенного учреждения должен быть подготовлен органом государственной исполнительной власти федерального уровня, на который возложены обязанности по осуществлению функций и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в отношении федеральных государственных учреждений, которые будут находиться в ведении этого органа или федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных этому органу, либо федеральным органом исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент РФ или Правительство РФ, — в отношении федеральных государственных учреждений, которые будут находиться в ведении этого федерального органа, по согласованию с Министерством финансов РФ и Министерством эконо- § мического развития РФ. СТ

В случае, когда федеральное ка- АР зенное учреждение создается посред- ДУ ством изменения существующего ОС учреждения, Правительству РФ одно- ^ временно с проектом распоряжения ВО об изменении типа федерального О учреждения в целях создания феде- АР рального казенного учреждения феде- П

ральный орган исполнительной власти должен предоставить пояснительную записку. В ней должно содержаться обоснование целесообразности изменения типа федерального учреждения, а также информация о кредиторской задолженности учреждения.

Целью деятельности федеральных казенных учреждений является обеспечение реализации полномочий федеральных органов государственной власти посредством оказания государственных услуг, выполнения работ и (или) выполнения государственных функций. Именно целевая составляющая их деятельности выступает в качестве основного ориентира для установления особенностей правового регулирования их правового статуса, отраженного в рамках отечественного законодательства.

Элементы правового статуса федеральных казенных учреждений в силу некоммерческого характера их деятельности определяются в нескольких нормативно-правовых актах, таких как Гражданский кодекс РФ, ФЗ «О некоммерческих организациях» и рядом иных нормативно-правовых актов, включая законы и подзаконные нормативно-правовые акты. Однако представляется вполне обоснованным, что особенности правового статуса федеральных казенных учреждений устанавливаются Бюджетным кодексом РФ.

В ст. 161 Бюджетного кодекса РФ определена подведомственность федеральных казенных учреждений, полномочия федеральных органов исполнительной власти в отношении соответствующих казенных учрежде-£ ний, а также ряд прав и обязанностей, ^ предоставляемых и возлагаемых на ка-^ зенные учреждения.

О При этом элементы правового ста-

ш

-I туса казенных учреждений, в том чис-

ле ограничения, законодатель применяет и для регулирования деятельности публичных учреждений: органов государственной власти, органов местного самоуправления и органов управления государственными внебюджетными фондами. В силу этого можно сделать вывод, что по содержанию своей непосредственной деятельности федеральные казенные учреждения из всех типов государственных учреждений наиболее приближены к государственному управлению соответствующими сферами общественной жизни и узкоограниченному перечню возможных доходов от своей деятельности10.

Казенные учреждения, в том числе федерального уровня, не вправе осуществлять деятельность, приносящую доход. Это положение вытекает из содержания норм ст. 50 и ст. 123.22 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которыми казенные учреждения отнесены к некоммерческим юридическим лицам, которые не могут иметь основной целью своей деятельности извлечение прибыли. Однако положения ст. 161 Бюджетного кодекса РФ определяют, что в случаях, когда право казенного учреждения на получение доходов от своей деятельности предусмотрено в учредительном документе, такая деятельность не будет противоправной. Доходы, полученные казенным учреждением в результате оказания услуг, выполнения работ и (или) осуществления функций органов государственной власти, поступают в бюджет соответствующего уровня.

Решение об оказании услуг федеральным казенным учреждением на платной основе принимает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя, путем определения исчерпывающего перечня видов деятельности, которые федеральное

казенное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано11.

Перечень услуг, которые могут быть оказаны казенным учреждением, должен быть напрямую связан с полномочиями органа государственной власти, в ведении которого находится казенное учреждение. Платные услуги включаются в перечень государственных услуг только в том случае, когда федеральным законом определено, что данные услуги могут оказываться в рамках государственного задания. При этом Министерство финансов РФ отмечает, что формирование государственного задания для государственных казенных учреждений не является обязательным12.

Особого внимания заслуживает такой элемент правового статуса казенных учреждений, как совокупность имущественных прав, которыми они наделяются в ходе осуществления своей деятельности. Имущество является основой деятельности любого юридического лица, как коммерческого, так и некоммерческого.

В силу наличия специфических целей деятельности казенные учреждения не являются собственниками используемого ими имущества. Они обладают им на праве оперативного управления или хозяйственного ведения. В отношении казенных учреждений федерального уровня полномочия собственника закрепленного за ними имущества осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Роси-мущество), на которое возложены обязанности по осуществлению контроля за управлением, распоряжением, использованием федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных уни-

тарных предприятий и федеральных государственных учреждений.

Казенные учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют и пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества, и распоряжаются имуществом с согласия собственника. В случае если за казенным учреждением было закреплено лишнее имущество либо надлежащим образом закрепленное имущество не используется казенным учреждением или используется не по назначению, собственник данного имущества вправе его изъять и распорядиться по своему усмотрению, например, закрепив его за другим государственным учреждением, в том числе казенным.

Федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении федерального казенного учреждения, должен согласовывать с Росимуществом возможность распоряжения имуществом федерального казенного учреждения. Проект решения о распоряжении имуществом федерального казенного учреждения рассматривается в течение 15 рабочих дней и по итогам его рассмотрения Ро-симущество либо согласовывает его, либо выносит мотивированное решение об отказе в согласовании. В случае непоступления от органов Росимуще-ства соответствующей информации в течение 30 рабочих дней со дня направления им проекта решения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя, решение считается согласованным.

Правовой режим оперативного управления имуществом распространяется на все виды имущества,

независимо от источника его приобретения. Самостоятельно распоряжаются казенные учреждения только денежными средствами, предоставленными в виде лимитов бюджетных обязательств и исключительно в соответствии с бюджетной сметой. «Принимая во внимание сложный порядок утверждения бюджетной сметы федеральным органом исполнительной власти и внесения в нее изменений, порядок расходования средств в соответствии со статьями расходов сметы, самостоятельность в расходовании денежных средств носит ограниченный характер»13.

Казенные учреждения в ходе своей деятельности вступают в договорные отношения с иными субъектами гражданского оборота. Особенности финансирования казенных учреждений определяют ряд особенностей совершения ими некоторых видов сделок.

В силу подведомственности своего правового статуса казенные учреждения при заключении и оплате договоров, подлежащих исполнению за счет бюджета соответствующего уровня бюджетной системы РФ, действуют от имени соответствующего публично-правового образования. При этом принятие казенными учреждениями на себя обязательств по договорам возможно только в рамках доведенных им лимитов бюджетных обязательств, а также с учетом принятых и неисполненных на момент заключения договора обязательств. Договоры, заключенные с нарушением данного предписания, по иску органа исполнительной власти, в ведении которого находится казенное учреждение, мо-£ гут быть признаны в судебном порядке

^ недействительными. а

_1 Являясь некоммерческим юриди-

О ческим лицом, казенное учреждение У может самостоятельно выступать ист-

цом и ответчиком в суде. Данное положение означает, что для предъявления казенным учреждением материально-правовых имущественных требований, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих обязанностей со стороны контрагента, или требований неимущественного характера, связанных, например, с защитой деловой репутации, получение согласия собственника имущества, которым наделено казенное учреждение, либо федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится казенное учреждение.

Одной из особенностей правового статуса казенного учреждения является невозможность предоставления им и получения кредитов (займов), а также запрет на приобретение казенным учреждением ценных бумаг. Помимо этого казенное учреждение не получает бюджетные кредиты и бюджетные субсидии. Любой договор кредита (займа), по которому казенное учреждение выступает одной из сторон, будет считаться ничтожным, так как противоречит действующему законодательству. Это подтверждается и арбитражной практикой.

Еще одним ограничением в статусе казенного учреждения является прямой запрет выступать учредителем или участником других юридических лиц. Данное положение предусмотрено п. 4 ст. 24 ФЗ «О некоммерческих организациях». Данное ограничение представляется логичным ввиду того места, которое было предоставлено казенным учреждениям в предложенной законодателем типологии государственных учреждений. В деятельности казенных учреждений на первый план выдвинуто осуществление публичных функций в строго очерченной сфере деятельности, которая обеспечивается

исключительно бюджетным финансированием в установленном объеме.

В качестве примера ограничения права казенного учреждения на распоряжение имуществом можно привести ограничения, установленные законодательством для учреждений, функционирующих в сфере культуры. Казенные учреждения-музеи обязаны все поступающие от сдачи недвижимого имущества в аренду платежи направлять в соответствующий бюджет. Правда, немногим больше полномочий по использованию таких поступлений имеют другие государственные учреждения-музеи. Доходы от сдачи в аренду их недвижимого имущества могут быть направлены только на техническое поддержание музейного фонда, что прямо установлено в ч. 4 ст. 29 ФЗ от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»14.

Одним из важнейших элементов правового статуса казенных учреждений является ответственность по обязательствам.

В соответствии со ст. 123.22 Гражданского кодекса РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. Если указанных средств недостаточно для исполнения казенным учреждением деликтной обязанности, то в субсидиарном порядке к ответственности призывается собственник имущества, закрепленного за казенным учреждением на ограниченном вещном праве. Этот принцип служит одним из критериев дифференциации статусов казенного, бюджетного и автономного учреждений, так как собственник имущества, закрепленного за автономным и бюджетным учреждениями, не отвечает по их обязательствам.

Пленум Высшего Арбитражного Суда в РФ в своем постановлении от 22 июня 2006 г. №23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации»15 разъясняет, что судам при рассмотрении и разрешении споров по искам, предъявленным кредитором государственного учреждения в порядке субсидиарной ответственности, следует исходить из того, что по смыслу пункта 1 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ с учетом положений статьи 123.22 Гражданского кодекса РФ учредителем и собственником имущества учреждения, а также надлежащим ответчиком в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам этого учреждения является соответствующее публично-правовое образование, а не его государственные органы.

Ответственность казенных учреждений носит ограниченный характер. Он проявляется в размере ущерба, который подлежит возмещению казенным учреждением контрагенту в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих обязанностей в рамках договорного отношения. Так в соответствии с ч. 6 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ за изменение условий договора, заключенного субъектом гражданского оборота с казенным учреждением, обусловленное уменьшением лимитов бюджетных обязательств, казенное учреждение несет ответственность в форме фактически причиненного ущерба. Данное положение появилось в 2007 г. в связи с принятием Федерального закона от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным

законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации»16. До принятия данного нормативно-правового акта ответственность учреждений наступала в форме реального ущерба, который включал в себя собственно ущерб контрагента учреждения от изменения договора и расходы, которые он мог понести в будущем в связи с изменением условий договора.

В юридической литературе высказывается мнение, что ограниченная ответственность казенных учреждений обусловлена целевым назначением бюджетных ассигнований и их традиционной недостаточностью, особенно характерных для современной бюджетной политики России, когда экономия неизбежна17.

Казенное учреждение может быть ликвидировано в соответствии с положениями ст. 19.1 ФЗ «О некоммерческих организациях» и разделом V Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений. Решение о ликвидации федерального казенного учреждения принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Указанное решение должно содержать:

а) наименование учреждения с указанием типа;

б) наименование федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя;

в) наименование федерального органа исполнительной власти, ответ-

ственного за осуществление ликвидационных процедур;

г) наименование правопреемника казенного учреждения, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.

Проект правового акта федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, о ликвидации федерального учреждения, находящегося в ведении федеральной службы или федерального агентства, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, подготавливается соответствующими федеральной службой или федеральным агентством, осуществляющими функции и полномочия учредителя учреждения.

Проект правового акта федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, о ликвидации федерального учреждения, находящегося в ведении указанного федерального органа исполнительной власти, подготавливается этим федеральным органом исполнительной власти.

Одновременно с проектом правового акта о ликвидации федерального учреждения представляется пояснительная записка, содержащая обоснование целесообразности ликвидации учреждения и информацию о кредиторской задолженности учреждения (в том числе просроченной).

В случае если ликвидируемое федеральное казенное учреждение осуществляет государственные функции, пояснительная записка должна содержать информацию о том, кому указанные государственные функции будут переданы после завершения процесса ликвидации.

Библиография/References

Административное право : учебник / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю. Н. Старилов. — 3-е изд., пересмотр. и доп. - М.: Норма, 2008.

Конин Н.М. Административное право России: учеб. - 2-е изд., пере-раб. и доп. М.: Проспект, 2010.

Бокарева Л.Г. Российская государственность: реформы и их итоги // Имущественные отношения в Российской Федерации. — 2013. — № 10.

Жигалов Д.В. Перспективы модернизации бюджетной сети // Руководитель бюджетной организации. — 2010. — № 3.

Кирилловых А.А. Казенное учреждение как некоммерческая организация // Право и экономика. — 2010. — № 9.

Ольховская Н.П. К вопросу о правовом положении федеральных государственных учреждений // Военно-юридический журнал. — 2013. — № 5. — С. 17.

Садиков О.Н. Гражданско-правовые категории в публичном праве // Журнал российского права. — 2011. — № 9.

1 См.: Административное право : учебник / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю. Н. Старилов. — 3-е изд., пересмотр. и доп. — М.: Норма, 2008. С.31.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 См.: Конин Н.М. Административное право России: учеб. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2010. С.12.

3 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 22 октября 2014) // Собр. законодательства Российской Федерации. 1994, № 32, ст. 3301; 2014. № 43, ст. 5799.

4 Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в ред. от 31 декабря 2014 г.) // Собр. законодательства Российской Федерации. 1996. № 3, ст. 145; 2015. № 1 (часть I), ст. 58.

5 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 1101-р «Об утверждении Программы Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года» (в ред. от 07 декабря 2011 г.) // Собр. законодательства Российской Федерации. 2010. №28, ст. 3720; 2011. № 51, ст. 7526.

6 См.: Бокарева Л.Г. Российская государственность: реформы и их итоги // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2013. № 10. С. 19.

7 См.: Жигалов Д.В. Перспективы модернизации бюджетной сети // Руководитель бюджетной организации, 2010, № 3. С.16.

8 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (в ред. от 26 декабря 2014 г.) // Собр. законодательства Российской Федерации. 1998. № 31, ст. 3823; 2014. № 52 (часть I), ст. 7561.

9 См.: Постановление Правительства РФ от 26 июля 2010 г. № 539 «Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений» // Собр. законодательства Российской Федерации. 2010. № 31, ст. 4238.

10 См.: Кирилловых А.А. Казенное учреждение как некоммерческая организация // Право и экономика. 2010. № 9. С. 26.

11 См.: Письмо Минфина РФ от 20 июня 2011 г. № 02 — 03 — 06/2736 «О порядке финансового обеспечения оказания федеральными казенными учреждениями платных услуг» // Официальные документы в образовании. № 24, август, 2011.

12 См.: Письмо Минфина РФ от 29 сентября 2011 г. № 12 — 08 — 25/4392 «Об осуществлении казенными учреждениями деятельности, приносящей доход» // Официальные документы в образовании. № 36, декабрь, 2011.

13 Ольховская Н.П. К вопросу о правовом положении федеральных государственных учреждений // Военно-юридический журнал. 2013. № 5. С. 17.

14 Федеральный закон от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (в ред. от 23 февраля 2011 г.) // Собр. законодательства Российской Федерации. 1996. № 22, ст. 2591; 2011. № 9, ст. 1206.

15 Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июня 2006 г. № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» // Вестник ВАС РФ, № 8, август, 2006.

16 Федеральный закон от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» (в ред. от 29 ноября 2014 г.) // Собр. законодательства Российской Федерации. 2007. № 18, ст. 2117; 2014. № 48, ст. 6664.

17 См.: Садиков О.Н. Гражданско-правовые категории в публичном праве // Журнал российского права. 2011. № 9. С. 21.

Тишков Дмитрий Сергеевич — Саратовская государственная юридическая академия, студент (Российская Федерация, г. Саратов), e-mail: [email protected]

Научный руководитель — Садчиков М.Н. — к.ю.н., доцент кафедры финансового, банковского и таможенного права (Российская Федерация, г. Саратов)

Tishkov Dmitry — Student, Saratov State Law Academy, Russian Federation, Saratov, e-mail: [email protected]

£

v> <

О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.